Формирование личности в процессе физического воспитания

2.1 Методы, направленные на приобретение знаний

Знания являются одним из ведущих компонентов содержания физического образования, формирования физической культуры личности. Их определяют обычно как информацию, воспринятую, осознанную и закрепленную в памяти каждого обучаемого.

На основе знаний создается полный и более точный образ изучаемого двигательного действия, от которого зависит во многом успешность овладения техникой движений.

1. Словесные методы предусматривают устную передачу и усвоение информации. С помощью слова учитель осуществляет многие функции:

  1. конструктивную,
  2. организаторскую,
  3. активизирует процесс обучения и др.

Устное изложение осуществляется в виде следующих форм речевого воздействия:

Рассказ – повествовательная форма изложения событий. В рассказе сообщаются истории развития видов спорта, методики тренировки (организация игры).

Описание – способ создания у ученика представления о действии. При его применении говорится, что надо делать, но не указывается, почему надо делать так.

Объяснение – предполагает раскрытие существенных закономерностей выполняемых движений, обеспечивает глубокое понимание изучаемого учебного материала, побуждает обучаемых к активной мыслительной деятельности. Оно отвечает на два главных вопроса: «Почему так, а не иначе?» и «зачем это нужно делать?».

Беседа – представляет собой вопросно-ответную форму овладения учебным материалом. Беседа может протекать в виде вопросов учителя и ответов учеников или в виде свободного выяснения взглядов. Главное требование этого метода – строгая система продуманных вопросов и предполагаемых ответов.

Разбор – отличается от беседы только тем, что проводится после выполнения какого-либо задания.

Указание – словесное воздействие с целью внесения соответствующих поправок при неправильном выполнении двигательных действий (например, «быстрее», «выше взмах» и др.).

Оценка – результат анализа выполненного действия (например, «хорошо», «правильно», «плохо» и др.).

Команда – форма приказа к немедленному исполнению действия, его окончанию или изменению. (Стартовые команды, строевые, судейские реплики).

3 стр., 1171 слов

Двигательная активность и здоровье ребенка

… физического развития детей, их здоровье зависит от двигательной активности. Работами известного отечественного физиолога профессора И.А.Аршавского и его … здоровье включает физический, психический и нравственный компоненты, то есть здоровье – это система нравственных ценностей и совокупность личных качеств человека, обеспечивающих ему полноценное существование и выполнение своих биологических и …

Подсчет – позволяет задавать ученикам необходимый темп (гребля, для чувства темпа).

Самопроговаривание – применяется для создания общей картины предстоящих двигательных действий. Суть его состоит в том, что перед выполнением действия, ученик преднамеренно мысленно воссоздает технику выполнения упражнения, сопровождая мысленное выполнений действий проговариванием выполняемых элементов, движений вслух, а затем и «про себя» с акцентом внимания на самые важные характеристики техники.

Идеомоторная тренировка – мысленное выполнение действий.

Словесная саморегуляция – основана на применении внутренней речи при выполнении действий. Регуляция двигательной деятельности при обучении движениям может осуществляться с помощью самоприказов, самоубеждений, самовнушений и др.

2. Методы обеспечения наглядности в физической культуре способствуют зрительному, слуховому, двигательному восприятию занимающимися выполняемых заданий. К ним относятся:

Метод непосредственной наглядности – предназначен для создания у занимающихся представления о технике выполнения двигательного действия и осуществляется непосредственным показом движений самим преподавателем или одним из учеников.

Метод опосредованной наглядности создает дополнительные возможности для восприятия двигательного действия с помощью предметного изображения (плакаты, пособия, кино-, видео-, зарисовки и т.д.)

Методы направленного прочувствования двигательного действия направлены на организацию восприятия сигналов от работающих мышц, связок или отдельных частей тела. К ним относятся:

  • направляющая помощь преподавателя при выполнении двигательного действия
  • выполнение упражнений в замедленном темпе
  • использование специальных тренажерных устройств, позволяющих прочувствовать положение тела в различные моменты выполнения упражнения.

Методы срочной информации – предназначены для получения срочной информации после или по ходу выполнения двигательных действий (фотоэлектронные устройства, электрогониометры, светолидеры и др.).

Темперамент и физическое воспитание

Замечание 2

Под темпераментом помают устойчивые, индивидуальные особенности человека, эти особенности определяют динамику психологической деятельности.

От того каким темпераментом обладает человек зависят его быстрота восприятия, принятия решений, темп и ритм деятельности.

Занятия спортом имеют определённые специфические характеристики:

  • установка на достижение результатов
  • особые интеллектуальные способности (скорость мышления, принятия решения)
  • высокая возбудимость
  • эмоциональная устойчивость
  • регулярное психической напряжение в течении долгого времени

Разные типы темперамента являются предпочтительными по отношению к разным видам спорта. Например, сангвиники предпочитают виды спорта, которые связаны с большой подвижностью и активностью. Люди с этим типом темперамента трудно переносят монотонную деятельность. У них высокая работоспособность, но они не любят кропотливо оттачивать технику.

Холерики предпочитают эмоциональные виды спорта. Они не любят спорт на силу и выносливость. Для них больше подходят игровые виды спорта.

Для флегматика достаточно сложно переключаться с одного вида деятельности на другой, реакции достаточно медленные. Но если навык сформирован, то он обладает повышенной устойчивостью. Люди с этим видом темперамента любят монотонные не быстрые упражнения, тщательно отрабатывают технику.

Для меланхоликов характерна повышенная ответственность, но с другой стороны они имеют низкую работоспособность, плохо справляются со внешними раздражителями. Для них больше подходят индивидуальные виды спорта.

В зависимости от психических особенностей каждой личности, каждый спортсмен по-разному воспринимает тренировочный материал, это в первую очередь связано с типом темперамента.

2.2 Методы овладения двигательными умениями и навыками

В зависимости от способа освоения структуры двигательного действия в процессе разучивания методы подразделяются на:

  • метод разучивания упражнения по частям (расчленено – конструктивный);
  • метод разучивания упражнения в целом (целостно- конструктивный);
  • метод сопряженного воздействия.

Метод расчлененно-конструктивный предусматривает разучивание отельных частей движения с последующим их соединением (например, гимнастические комбинации).

Этот метод применяется в следующих случаях:

  • при обучении координационно-сложным двигательным действиям, когда нет возможности изучить его целостно;
  • если упражнение состоит из большого числа элементов, органически мало связанных между собой;
  • если упражнение производится так быстро, что при целостном выполнении нельзя изучить и усовершенствовать его отдельные части;
  • когда целостное выполнение действия может быть опасным, если предварительно не изучить его элементы;
  • когда необходимо обеспечить быстрый успех в обучении с тем, чтобы поддержать интерес к учебной деятельности, сформировать уверенность в своих силах.

Основные методы воспитания

Для формирования личности в физическом воспитании используются группы методов:

  1. Традиционные – базовые, чаще всего используемые:
  • Убеждение словом и/или делом – из-за своей роли в формировании основных человеческих качеств, этот метод признан одним главных. Заключается в разъяснении сути стандартных правил (традиции определенного праздника, нормы поведения в обществе и др.) и аморальности проступков, если они совершаются.
  • Упражнение или практическое приучение – используется для повышения сознательности и формирования основных навыков поведения. Системный подход к упражнениям позволяет совершенствовать как моральные, так и профессиональные качества.
  • Поощрение (моральное или материальное) – способствует закреплению полезных черт характера и привычек и может проявляться в форме устной похвалы или одобрения в присутствии других детей или же награждение грамотой или призом за достигнутый результат (например, в спортивно массовых соревнованиях).
  • Принуждение (наказание) – используется в отношении тех, кто нарушает известные ему законы, нормы поведения и/или морали. Основной целью использования является исправление провинившихся и побуждение их к исправлению своего поведения. Наказание может осуществляться в форме осуждения, выговора, исключения из команды и др. (по мнению некоторых ученых наиболее действенно у старших подростков).

ВажноПоложительный эффект применения наказания может быть достигнут только если выбранный вид соответствует проступку и отношению провинившегося к нему. Пример – педагог служит образцом для подражания, делая это целенаправленно и систематично, ведь благодаря этому восприятие и усвоение возрастают

Пример – педагог служит образцом для подражания, делая это целенаправленно и систематично, ведь благодаря этому восприятие и усвоение возрастают.

  1. Инновационно-деятельностные (модельно-целевые, проектирование, алгоритмизация, творческая инвариантность) – использование в воспитательном процессе новых технологий.
  2. Неформально межличностные – используется авторитет кого-либо из близкого круга друзей и родственников.
  3. Тренингово-игровые (социально-психологические, деловые).
  4. Рефлексивные – в основу заложены индивидуальные личностные особенности вместе со способностью к самоанализу.

Читайте еще: Физкультминутки для дошкольников

Психологические характеристики физических качеств

Целью тренировок является подготовка к высоким спортивным достижениям, которые, как мы знаем, зависят от спортивных способностей и готовности к выступлению.

Спортивные способности определяются физическими, спортивными техническими и тактическими навыками, а также специальными знаниями и опытом спортсмена. Готовность к выступлению характеризуется отношением к спортивной деятельности и требованиями к тренировкам и соревнованиям. Подготовка к спортивным выступлениям — это сложный педагогический процесс, включающий в себя обучение и воспитание спортсмена.

В процессе обучения образование и воспитание неразрывно связаны друг с другом. Взаимоотношения между ними должны сознательно использоваться для повышения эффективности спортивных тренировок. Мы определим основные компоненты единого учебного процесса: Физическая подготовка (развитие физических способностей и индивидуальных качеств спортсмена); техническая подготовка (овладение рациональной техникой спортивной деятельности, обеспечение экономного и оптимального использования физических способностей и качеств); тактическая подготовка (развитие умения применять технические навыки и способности в конкретных ситуациях спортивной деятельности); Психологическая тренировка (развитие умения реализовывать в тренировках и соревнованиях свои физические возможности, тактические концепции, технические навыки и способности, несмотря на постоянно растущий уровень и плотность результатов в быстро меняющихся ситуациях спортивной деятельности); развитие личностных качеств (для реализации успешных спортивных мероприятий и достижения высоких спортивных результатов спортсмен должен иметь значительный уровень развития личностных качеств).

Если проанализировать цикл взаимозависимости компонентов тренировочного процесса, то нетрудно заметить, что его основной связью являются физические качества, определяющие спортивные результаты на всех этапах тренировки спортсменов.

Нам всем знакомо выражение: «В здоровом теле — здоровый разум». Другими словами: Выполняя физические упражнения, мы не только отрабатываем определенные навыки и приемы, но и развиваем психические качества нашей личности.

Дело в том, что человек, который занимается спортом, попадает в смоделированные жизненные ситуации, учится преодолевать препятствия и проявлять стойкость. Особенно благоприятны в этом отношении спортивные командные игры. Они помогают человеку преодолевать трудности, учатся справляться с другими и помогают обрести уверенность в себе.

Все положительные психологические качества, которые формируются в человеке во время занятий физкультурой, полезны ему вне спортивной жизни. Настойчивость и настойчивость, трудолюбие, дисциплина положительно влияют на образование и работу, а умение работать в команде, ответственность, самоконтроль оказывают положительное влияние на семью и повседневную жизнь.

Независимо от этого, следует подчеркнуть, что физические нагрузки положительно влияют на способность человека адаптироваться к различным, меняющимся условиям окружающей среды.

Признаки хорошей адаптации включают в себя:

Постоянное внимание, Хорошее познание… Хорошая память Фокус Оптимизированная производительность работы Эффективность обучения и трудовой деятельности

Следует отметить, что различные виды спорта влияют на развитие различных психических качеств личности.

Когда человек занимается спортом, развитие психических качеств как:

  • Темперамент
  • Персонаж
  • Будет
  • Эмоции
  • Мотивация

Социальная значимость физической культуры в современном мире

В настоящее время физическая культура и спорт представляют собой общественное явление. Физическая культура является составной частью спорта, методом физического воспитания. Она пронизывает все уровни развития современного общества, оказывая влияние на основные сферы жизнедеятельности. Спорт оказывает влияние на образ жизни людей, деловую жизнь, этические ценности и т.д.

Статья: Роль физкультуры и спорта в развитии личности

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

В спорте ярко проявляются такие потребности, как желание достижения успеха, стремление быть первым, победить соперника и т.д.

Основной проблемой физической культуры является формирование ценностного отношения личности и общества к физической подготовке и спортивному образу жизни. Социализация посредством занятия спортивной деятельностью зависит от того, насколько совпадают ценности спорта с ценностями личности или общества в целом.

Методология воспитательной деятельности

В процессе воспитания физической культуры личности используются методологические и организационно-методологические установки, формирующие основную стратегию, тактику и технику воспитательного процесса.


Стратегия представляет собой замысел, перспективы с четко выстроенным планом, согласно которому будут достигаться поставленные цели. Благодаря выбранной тактике определяется система организации воспитательной деятельности при занятиях физкультурой в учреждениях разного типа, которая реализуется педагогами с помощью техники воспитания (приемов, манипуляций).

В основе воспитательного процесса идут методы, комплексного воздействия на детей на уроках физической культуры, в результате у них формируются и развиваются качества, наиболее необходимые в социальной среде для гармоничной самореализации, достижения ранее поставленных целей.

Составляющие методы воспитания:

  • средства – слова, лекции, наглядные пособия и другие способы воздействия на воспитуемых;
  • приемы – действия, направленные на использование средств воспитания по прямому назначению.

Важно
Максимальную эффективность от использования в воспитательных целях дает только систематическое и грамотное комбинирование методов между собой, поскольку ни один из них не универсален.

Слайд 8 Чтобы «воспитывать своим предметом» (К.Д.Ушинский), специалисту физического воспитания необходимо досконально знать

и любить свое дело,
быть отлично теоретически, методически и физически подготовленным,
обладать спортивно-техническим мастерством.
И чем выше квалификация специалиста и шире круг его профессиональных знаний, тем больше у него возможностей для качественного решения воспитательных задач. Хорошего специалиста характеризуют широта кругозора, основанного на глубоких знаниях, понимание основных закономерностей профессиональной деятельности, ее принципов и перспектив развития, умение адекватно применять свои знания на практике.

Характеристика специалиста
физического воспитания

Трудовое воспитание в физическом воспитании

проявлением инициативы в трудезадачи:

  • воспитание трудолюбия;
  • формирование сознательного отношения к труду;
  • овладение элементарными трудовыми умениями и навы­ками.

средствам трудового воспитания

  • учебный труд (в про­цессе академических занятий по физическому воспитанию, на­пряженных спортивных тренировочных занятий, соревнований, выполнение практических обязанностей по самообслуживанию и обслуживанию группы (подготовка и уборка мест занятий, ин­вентаря, уход за спортивным снаряжением и пр.)
  • общественно полезный труд в связи с занятиями по физическому воспитанию (в оздоровительно-спортивном лагере и др.).

методам трудового воспитания

  • практическое приучение к труду;
  • беседа;
  • оценка результатов труда;
  • пример образцового труда (например, исключительно добро­совестное отношение спортсмена к тренировке и выполнение учеб­но-тренировочных заданий с полной отдачей сил и высоким спортивно-техническим результатом).

СЕМИНАР ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ.doc

НАПРАВЛЕННОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Связь различных видов воспитания в процессе физического воспитания

В возрастном развитии человека очень важная роль принадлежит физическому воспитанию. Это касается не только содействия нормальному физическому развитию растущего организма и его совершенствованию, укрепления здоровья, но и формирования духовных качеств личности. Все это становится возможным и реальным при правильной постановке физического воспитания, осуществлении его в органической связи с другими видами воспитания: умственным, нравственным, трудовым, эстетическим.

Взаимосвязь физического воспитания с умственным.

Взаимосвязь физического воспитания с нравственным. С одной стороны, правильно организованное физическое воспитание способствует формированию положительных черт морального облика человека. В процессе сложной и напряженной тренировочно-соревновательной деятельности проверяются и формируются моральные качества молодежи, крепнет и закаляется воля, приобретается опыт нравственного поведения.

На нравственной основе осуществляется воспитание спортивного трудолюбия, способности к преодолению трудностей, сильной воли и других личностных качеств.

Взаимосвязь физического воспитания с эстетическим. Занятия физическими упражнениями создают благоприятные условия для эстетического воспитания. В процессе занятий формируется красивая осанка, осуществляется гармоничное развитие форм телосложения, воспитывается понимание красоты и изящества движений. Все это помогает воспитанию эстетических чувств, вкусов и представлений, способствует проявлению положительных эмоций, жизнерадостности, оптимизма. Связь физического и эстетического воспитания основана на единстве их цели – формировании человека, а физическое совершенство составляет часть эстетического идеала.

Взаимосвязь физического воспитания с трудовым. Систематические занятия физическими упражнениями формируют организованность, настойчивость, способность преодолевать трудности, собственное нежелание или неумение и в конечном итоге воспитывают трудолюбие. Результаты трудового воспитания по формированию определенных качеств личности непосредственно положительно отражаются и на эффективности процесса физического воспитания.

Спорт, вне всякого сомнения – одно из главных средств воспитания движений, совершенствования их тонкой и точной координации, развития необходимых человеку двигательных физических качеств. Но не только. В процессе занятий спортом закаляется его воля, характер, совершенствуется умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решения, разумно рисковать или воздерживаться от риска.

Спорт наряду с живописью, ваянием, музыкой и балетом постепенно убеждает людей, что человеческое совершенство – одна из прекраснейших ценностей жизни. Так говорят даже философы, и их слова созвучны с суждениями спортивной общественности. Многие говорят, что высший смысл спорта в раскрытии способностей человека.

2.3 Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей

В основе методов, направленных на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей лежит определенный порядок сочетания и регулирования параметров нагрузки: интенсивность, продолжительность, количество повторений, интервалов и характера отдыха. Они направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. Методы этой группы можно разделить на методы со стандартными и нестандартными (переменными) нагрузками (см. Приложение, таблица 3).

14 стр., 6746 слов

Метод групповой работы в технологии социальной работы

… результатов действий. Объект работы – социальная группа, процессы межличностного и межгруппового взаимодействия. Предмет работы – методы работы с группой. Целью данной работы является изучение теоретических основ групповой социальной работы и наиболее компетентное использование метода групповой социальной работы в практике социального работника …

Равномерный метод характеризуется тем, что при его выполнении занимающийся выполняет физическое упражнение непрерывно с относительно постоянной интенсивностью, стремясь, к примеру, сохранить неизменной скорость передвижения, темп работы, амплитуду движений.

Различаю два варианта этого метода:

1. Метод длительной равномерной тренировки.

2. Метод кратковременной равномерной тренировки.

Первый вариант характеризуется выполнением работы небольшой интенсивности на протяжении длительного времени. Энергообеспечение мышечной деятельности осуществляется за счет аэробных механизмов энергопродукции, т.е. потребление кислорода соответствует потребностям в нем. ЧСС колеблется от 130 до 180 уд/мин, продолжительность работы от 15 до 90 минут и более. Данный вариант содействует совершенствованию аэробного компонента выносливости.

Во втором варианте работа носит более интенсивный характер. Упражнения выполняются в смешанном аэробно-анаэробном режиме. Он применяется для воспитания и совершенствования чувства темпа, а также для развития аэробно-анаэробного компонента выносливости. Преимущества равномерного метода заключаются прежде всего в том, что он дает возможность выполнить значительный объем работы, способствует стабилизации двигательного навыка, улучшению центрального и периферического кровообращения в мышцах, совершенствованию координации работы внутренних органов и мышц. Продолжительные нагрузки содействуют у занимающихся воспитанию волевых качеств: настойчивости, упорства и др.

Недостатками равномерного метода являются быстрая адаптация к нему организма, в связи с чем снижается тренировочный эффект. Непрерывная длительность работы с постоянной интенсивностью приводит к тому, что со временем вырабатывается некоторый привычный стандартный темп движений.

Переменный метод характеризуется последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного выполнения упражнения путем направленного изменения скорости передвижения, темпа, ритма и т.д.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий