Эмоциональная устойчивость: 5 упражнений для всей семьи

Введение.

Термин «эмоциональная устойчивость» на сегодняшний день имеет два смысла. Одни авторы рассматривают эмоциональную устойчивость как «устойчивость эмоций», другие как функциональную устойчивость человека к эмоциогенным ситуациям.

Проблема эмоциональной устойчивости занимает одно из важных мест в современной психологии.

Те, кто не умеет регулировать свои эмоции, не проявляют выдержку, подвергаются различным видам нервных и психологических заболеваний (например, депрессия). Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физиологическое здоровье человека. Они представляют собой главные “факторы риска” при появлении и обострении таких заболеваний, как сердечнососудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.

Эмоциональная устойчивость уменьшает отрицательное воздействие сильных эмоциональных явлений, предупреждает крайний стресс, способствует проявлению готовности к действиям в напряженной ситуации. Поэтому эмоциональная устойчивость – один из важных психологических факторов надежности, эффективности и успеха деятельности в экстремальной обстановке

Роль состояний в жизни человека отмечали еще ученые древности (Аристотель, Авиценна и др.). Особенно остро встал вопрос о необходимости профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний в XXI столетии.

Жизнь проверяет на прочность каждого человека без исключения. Различные трудности и проблемы способны вывести из состояния душевного равновесия даже самого закалённого и стрессоустойчивого. Несмотря на то, что эмоции – очень нужная и важная составляющая гармонично развитой личности, во многих ситуациях они способны нанести большой вред.

Решения, принимаемые под действием эмоций, далеко не всегда приносят пользу. Широкий диапазон эмоций – это хорошо, но как быть, если от них слишком много проблем? Как развить эмоциональную устойчивость в мире, в котором появляется всё больше и больше стрессовых факторов?

Эмоциональная устойчивость должна сочетаться с гибким управлением эмоционального состояния – способностью человека создавать произвольно оптимальное настроение, изменять уровень эмоциональной ориентации. Это дает возможность, корректируя эмоции, делать их адекватными  конкретной ситуации, что позволяет, с одной стороны, экономить затрату сил, с другой – использовать эмоциональную самостимуляцию для более полного использования своих потенциальных ресурсов. Эмоциональная неустойчивость характеризуется преобладанием негативных эмоций, перевозбуждением, апатией, истощением нервной системы, импульсивностью с ярко выраженной тенденцией действовать без учета последствий и отсутствием самоконтроля, аффективными вспышками.

Глава 1.3. Классификация эмоций.

Эмоции различаются по интенсивности и длительности, а также по степени осознанности причины их появления. В связи с этим выделяют настроения, собственно эмоции и аффекты.

Настроение – это слабовыраженное устойчивое эмоциональное состояние, причина которого человеку может быть не ясна. Оно постоянно присутствует у человека в качестве эмоционального тона, повышая или понижая его активность в общении или работе. Настроения имеют следующие особенности:

  1. Слабая интенсивность. Удовольствие не доходит до сильного проявления, грустное настроение выражено не ярко и не имеет в своей основе интенсивных нервных возбуждений.
  1. Значительная длительность. Медленно развиваются и переживаются в течение длительного периода.
  2. Неясность, «безотчетность». Слабо осознаются причины, вызвавшие настроение. Если объяснить человеку причины его настроения, оно нередко быстро у него проходит.
  3. Своеобразный диффузный характер. Настроения накладывают свой отпечаток на все мысли, отношения, действия человека в данный момент.

Собственно эмоции – это более кратковременное, но достаточно сильно выраженное переживание человеком радости, горя, страха и т.д. Они возникают по поводу удовлетворения или неудовлетворения потребностей и имеют хорошо осознаваемую причину появления. Аффект – быстро возникающее, очень интенсивное и кратковременное эмоциональное состояние, вызываемое сильным или особо значимым для человека стимулом. Чаще всего аффект является следствием конфликта.

Особенность аффектов:

  1. Бурное внешнее проявление эмоционального переживания. Во время аффекта человек может не замечать окружающего, не давать себе отчета в происходящих событиях и в своих собственных поступках. Возбуждение охватывает подкорковые центры, которые, будучи освобождены в данный момент от сдерживающего и контролирующего воздействия всей коры, вызывают яркое внешнее проявление переживаемого эмоционального состояния.
  2. Кратковременное проявление, отличающееся своеобразными особенностями течения эмоционального переживания. Аффект, являясь интенсивным процессом, не может длиться долго и очень быстро себя изживает.
  1. Безотчетность эмоционального переживания. Она бывает меньшей или большей, в зависимости от силы аффекта, и выражается в снижении сознательного контроля за своими действиями. В состоянии аффекта человек полностью захвачен эмоциональным переживанием и в то же время слабо осознает его характер и значение.
  2. Диффузный характер эмоционального переживания (резко выраженный). Сильные аффекты захватывают целиком личность человека и все его жизненно важные проявления. Особенно резкие изменения при аффектах наблюдаются в деятельности сознания, объем которого сужается и ограничивается небольшим количеством представлений и восприятий, тесно связанных с переживанием эмоций. При очень сильных аффектах нередко перестраиваются и резко изменяются привычные установки личности, характер и содержание отражения объективной действительности; многие явления и факты воспринимаются иначе, чем обычно, выступают в новом свете, происходит ломка сложившихся ранее установок личности.

Список литературы.

  1. Аболин, Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека / Л.М. Аболин. -М.: Казанск.ун-т, 1987. -261с.
  2. Агафонов Т.И. О волевых проявлениях личности в затрудненных условиях // Вопросы психологии. 1956. – № 5. – С.28-37.
  3. Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций. Тексты. – М., 1984. – С.172-177.
  4. Выготский, Л.С. Психология  / Л.С. Выготский . – М.: Изд. ЭКСМО-ПРЕСС. 2000. – с.155-160
  5. Писаренко В.М. Роль психики в обеспечении эмоциональной устойчивости человека М., 2003 г.;
  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии СПб.: Питер, 2007.
  7. https://intellect.ml/emotsii-i-tvorchestvo-2907
  8. https://studopedia.ru/12_246380_emotsionalnaya-ustoychivost.html
  9. https://studwood.ru/1538045/psihologiya/emotsionalnaya_ustoychivost_cheloveka_podhody_izucheniyu
  10. https://revolution.allbest.ru/psychology/00529996_0.html
  11. https://studfiles.net/preview/2253164/page:68/
  12. https://stydopedia.ru/2x61d.html
  • Признаки состава преступления и их роль при квалификации преступлений (Объект преступления)
  • Методы и принципы регулирования торговли в соответствии с ФЗ-№ 381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». (Общие положения)
  • Какие опасности представляет интернет для детской психики? (Что делает Интернет притягательным в качестве средства “ухода” от реальности?)
  • Макроэкономика и политика (Основные макроэкономические проблемы)
  • Экспертиза ценности документов в делопроизводстве, порядок ее проведения (Экспертиза ценности документов как важный этап хранения документов в делопроизводстве.)
  • Виды изданий по целевому назначению
  • Стандарты текстовой информации в ИС (текстовые редакторы)
  • Технологии больших данных (Big Data)
  • Реорганизация общества и его ликвидация: краткая характеристика и этапы процедур (Понятие и виды ликвидации)
  • Отличительные особенности англо-американской модели корпоративного управления: ее преимущества и недостатки (Англо-американская модель корпоративного управления)
  • Защитные механизмы OC Windows 8.1
  • Активные  и интерактивные технологии обучения

Глава 2. Эмоциональная устойчивость.

Эмоциональная устойчивость – это способность адаптироваться к стрессовым ситуациям или кризисам. Более устойчивые люди умеют «катиться с помощью ударов» и приспосабливаться к неблагоприятным ситуациям без длительных трудностей; Менее устойчивые люди испытывают затруднения со стрессом и изменениями в жизни, как крупными, так и средней тяжести. Было обнаружено, что те, кто имеет дело с небольшими стрессами, легче и с большей легкостью справляются с основными кризисами, поэтому устойчивость имеет свои преимущества, как для повседневной жизни, так и для редкой крупной катастрофы.

Глава 2.1. Факторы эмоциональной устойчивости.

Факторы, влияющие на умение психически здоровых людей реагировать на раздражители:

  • Воспитание, включая гендерное. В каждой семье существуют свои представления о том, как нужно проявлять эмоции, и родители передают их детям. К примеру, если человек получил в детстве установку, что эмоции проявлять нужно крайне сдержанно, то во взрослом возрасте он будет выглядеть более спокойным (однако такие люди чаще страдают некоторыми психическими заболеваниями, а стрессы действуют на них сильнее, поскольку они не выпускают внутреннее напряжение с помощью эмоций). Также дети копируют поведение взрослых, и ребенок со сдержанными родителями будет выглядеть более спокойным. Во многих странах мира воспитатели и родители продолжают воспитывать мальчиков и девочек по-разному, поэтому мальчики, вырастая, ведут себя более сдержанно, а девочки, напротив, чаще проявляют эмоции открыто.
  • Количество стрессов. Систематические стрессы способны ухудшить способность человека адекватно реагировать на раздражители. Если такой человек не попадет в обстановку, которая позволит ему восстановиться, у него могут развиться невроз, депрессия и другие психические заболевания.
  • Возраст. Дети и подростки из-за несовершенства их нервной системы не способны реагировать на раздражители так же, как взрослые. Наверняка многие замечали, как быстро меняется настроение у детей: пять минут назад он рыдал навзрыд, а сейчас улыбается и играет с игрушкой.
  • Наличие либо отсутствие возможности нормально отдохнуть. Хронический недосып, отсутствие отдыха, перерывов между занятиями крайне негативно влияют на психическое состояние человека. Также на способность адекватно реагировать на разные ситуации негативно влияет голод.
  • Физическое здоровье. Различные органические повреждения мозга, включая травмы и опухолевые процессы, влияют на эмоциональные реакции человека. Также влияние оказывают нарушения в работе органов эндокринной системы, хронические боли и так далее.
  • Акцентуации характера. Акцентуации, несмотря на свои характеристики, все еще остаются в рамках психической нормы. Некоторые типы акцентуаций, например истероид, всегда сопровождаются эмоциональной нестабильностью.
  • Естественные гормональные изменения. В жизни каждого человека бывают периоды, во время которых организм перестраивается, вырабатывая активнее гормоны, способные влиять и на психическое самочувствие. Наиболее выраженные изменения гормонального фона наблюдаются в подростковом возрасте, а также во время и после беременности. Эмоциональная лабильность в эти периоды полностью нормальна.

Глава 3. Эмоциональная устойчивость у творческих людей.

Творчество, как процесс создания чего-то нового, часто предполагает,

что человек может испытывать недостаточность информации, знаний, умений для достижения цели и решения той или иной проблемы, поэтому ему необходимо сделать рывок в неизведанное, создать новые знания, умения, новые объекты и произведения. Эмоции, вдохновение, воображение помогают сделать этот “рывок в творчество”. Творчество имеет место там, где воображение свободно от оков логики за счет эмоций. Научное творчество и особенно творчество в искусстве опирается на воображение, которое, в свою очередь, неразрывно связано с эмоциями и чувствами человека.

Известно, что эмоции играют важную роль в жизни человека и в осуществлении любой деятельности. От того, какие переживания вызывают у человека жизненные проблемы, ситуации, зависят характер их решения и достижение результатов. Особенно велика роль эмоций, чувств в художественном творчестве.
Роль эмоций в творческом процессе многообразна. Это и муки творчества, и радость открытия. «Горячее желание знания, — писал К. Бернар, — есть единственный двигатель, привлекающий и поддерживающий исследователя в его усилиях, и это знание, так сказать, постоянно ускользающее из его рук, составляет его единственное счастье и мучение. Кто не знал мук неизвестного, тот не поймет наслаждений открытия, которые, конечно, сильнее всех, которые человек может чувствовать». Из мемуарной литературы также следует, что эмоция, лирическое настроение или вдохновение способствуют творческому воображению, фантазии, так как в сознании легко возникают яркие многочисленные образы, мысли, ассоциации.

Обсуждая связь мышления с эмоциями, некоторые психологи доходят до крайности. Так, А. Эллис (Ellis, 1958) утверждает, что мышление и эмоции так тесно связаны друг с другом, что обычно сопровождают друг друга, действуя в круговороте отношений «причина и следствия», и в некоторых (хотя едва ли не во всех) отношениях являются, по существу, одним и тем же, так что мышление превращается в эмоцию, а эмоция становится мыслью.

Мышление и эмоции, согласно этому автору, имеют тенденцию принимать форму саморазговора или внутренних предложений; предложения, которые люди проговаривают про себя, являются или становятся их мыслями и эмоциями. Что касается превращения мысли в эмоцию и наоборот, то это довольно спорное утверждение. Другое дело, что, как пишет Эллис, мысль и эмоцию едва ли возможно разграничить и выделить в чистом виде. Здесь с автором можно согласиться.

Особая роль принадлежит эмоциям в различных видах искусства. К. С. Станиславский (1953) говорил, что из всех трех психических сфер человека — ума, воли и чувств — последнее является самым «трудновоспитуемым ребенком». Расширение и развитие ума гораздо легче поддается воле актера, чем развитие и расширение эмоциональной сферы. Чувство, отмечал Станиславский, можно культивировать, подчинять воле, умно использовать, но оно очень туго растет. Альтернатива «есть или нет» более всего относится к нему. Поэтому оно для актера дороже всего. Учащиеся с подвижными эмоциями, способностью глубоко переживать — это золотой фонд театральной школы. Их развитие идет быстро. В то же время Станиславский сетовал на то, что слишком много рассудочных актеров и сценических работ, идущих от ума.

Важны переживания эмоций и для художника в процессе изобразительного акта.

В. С. Кузин (1974) отмечает, что если натура (объект изображения) оставила художника равнодушным, не вызвала никаких эмоций, процесс изображения будет пассивен. Необходимость взволнованности своей темой, «прочувствования природы», передачи настроения подчеркивали многие выдающиеся художники: Э. Манэ, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, В. Д. Поленов и др. И. И. Левитан говорил, что картина — это кусок природы, профильтрованный через темперамент художника, а О. Роден считал, что, прежде чем копия того, что видит художник, пройдет через его руку, она должна пройти через его сердце. Именно поэтому В. В. Верещагин как-то воскликнул: «…Больше батальных картин писать не буду — баста! Я слишком близко к сердцу принимаю то, что пишу, выплакиваю (буквально) горе каждого раненого и убитого».

Глава 1. Эмоции. Общая характеристика.

Эмоции (от лат. еmovere – волновать, возбуждать). Эмоции – это особый класс субъективных психологических состояний. Они характеризуют потребности человека и предметы, на которые они направлены. Эмоции, как утверждал Ч.Дарвин, возникли в процессе эволюции, как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Значение эмоций для организма заключается в предупреждении о разрушающем характере каких-либо факторов. А посему можно сказать, что эмоции являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека. Благодаря эмоциям человек осознает свои потребности и предметы, на которые они направлены. А также, благодаря тому, что любая эмоция положительна или отрицательна, человек может судить о достижении поставленной цели. Положительная эмоция всегда связана с получением желаемого результата, а отрицательная наоборот дает сигнал о неудачи при достижении цели. Большинство эмоциональных состояний отражается на особенностях поведения человека. Например, покраснение или побледнение кожи человека в определенной ситуации может говорить о его эмоциональном состоянии. Получается, что эмоцию можно рассматривать как целостную эмоциональную реакцию, включающую в себя не только психический компонент – переживание, но и физиологические изменения в организме, которые сопутствуют этому переживанию. Эмоциональные состояние, возникшие в процессе деятельности, могут повышать или понижать жизнедеятельность человека. Первые называются стеническими, вторые – астеническими. Возникновение и проявление эмоций связано со сложной комплексной работой коры, подкорки мозга и вегетативной нервной системы, регулирующей работу внутренних органов. Этим определяется тесная связь эмоций с деятельностью сердца, дыхания, с изменениями в деятельности скелетных мышц и лицевых мышц. Эксперименты обнаружили в глубине мозга, в лимбической системе существование центров положительных и отрицательных эмоций, получивших название центров «наслаждения, рая» и «страдания, ада».

Эмоции делят на положительные и отрицательные, то есть приятные и неприятные. Самая древняя по происхождению и наиболее распространенная форма эмоциональных переживаний считается удовольствие, получаемое от органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении потребности. В свою очередь чувственным тоном ощущений считается своеобразная окраска ощущений, которая характеризует наше отношение к отдельным качествам предмета.

Глава 2.2. Способы развития эмоциональной устойчивости, их плюсы и минусы.

Различные духовные практики, в особенности, восточные. Часто они сочетают в себе все последующие пункты. Польза от них действительно есть, но стоит учитывать, что освоить их не так-то просто, к тому же на это могут уйти годы. Чтобы добиться успеха, нужно менять жизненный уклад, а это устроит не каждого.

Медитация. Не всегда она подразумевает погружение в транс. У неё, безусловно, есть плюсы – она помогает абстрагироваться от гнетущих мыслей, успокоиться, освободиться от негативных эмоций, но не решает психологические проблемы.

Визуализация
Это практически то же самое, что и медитация, только внимание фокусируется на каком-либо видимом объекте, к примеру, на пейзаже. Красивый вид успокаивает нервную систему не хуже, чем приятная мелодия или прикосновение.

Дыхательные техники
Они тоже очень полезны для физического и психического здоровья. Особенно непосредственно в момент, когда эмоции захлестнули. Контроль над дыханием поможет восстановить душевное равновесие.

Спорт

Как известно, физическое здоровье очень важно для психоэмоционального состояния. Спорт улучшает самочувствие, повышает настроение, самооценку, запускает защитные реакции организма

Он обязательно должен присутствовать в жизни каждого человека, но, опять же, не решает внутренних проблем.

Всё это поверхностные, косвенные способы повышения эмоциональной устойчивости. Возможно, они хороши для решения сиюминутных задач: когда нужно быстро восстановить равновесие или сохранить внешнее спокойствие. Слабая сторона всех этих техник состоит в том, что они сродни таблеткам от головной боли – действуют только в момент, когда вы их используете. Они снимают симптом, но не решают проблему, так как не ведут к изменению порога эмоциональной чувствительности. Как только вы прекращаете вышеуказанные практики – проблема возвращается.

Заключение.

Вопросы, связанные с эмоциями, стрессовыми ситуациями и их влиянием на общее психологическое здоровье человека всегда будут актуальными в современном обществе.

Несмотря на то, что на сегодняшний день общество обладает разными ресурсами, техническими достижениями, обеспечивающими человека техническими удобствами, скоростью передачи информации, что дает большую экономию времени и временных ресурсов, так необходимых современному человеку.

Однако до сих пор многие из нас не умеют регулировать свое эмоциональное состояние, связанное с внешними факторами и внутренней оценкой личности на определенные условия окружающей действительности.

Таким образом, каждый человек должен в идеале обладать высоким психическим здоровьем, чтобы противостоят стрессовым факторам, окружающих современную личность повсюду.

Социальная нестабильность и высокий динамизм развития жизни в нашей стране требуют от человека определенного уровня внутренней эмоциональной устойчивости.

Знание особенностей эмоциональной неустойчивости личности может помочь в деле профилактики возможных личностных и эмоциональных нарушений, связанных с акцентуацией или негативными тенденциями развития данной черты у личности.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий