Дон Кихот: чего вы не знали о рыцаре «безумного» образа

*** *** ***

В центе Мадрида, на Площади Испании, трудно пройти мимо внушительного памятника. В центре композиции – сидящий в кресле почтенный муж, «царь испанских поэтов». Это Мигель де Сервантес. Он глядит вдаль печально и сосредоточенно. Высоко над ним – ангелы, удерживающие земной шар. Позади и по сторонам – читатели и герои его произведений. А у подножья кресла – не прекращающая своего движения вот уже более 400 лет пара – Дон-Кихот (внешне удивительно похожий на своего создателя) на Росинанте и Санчо Панса на ослике. Их неспешное движение невозможно остановить. Мастерски подмеченные и описанные, они бредут в вечность, побуждая все новых и новых читателей посмотреть не только вокруг, но и внутрь себя.

А.Цомакион. Сервантес. Его жизнь и литературная деятельность.

Там же.

Там же.

Там же.

И.С.Тургенев. Гамлет и Дон Кихот.

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

ПОМОЧЬ

Наши читатели уже 18 лет поддерживают «Правмир». Благодаря этому вышел материал, который сейчас перед Вами.

И поскольку Вы здесь, у нас есть небольшая просьба: подпишитесь на посильное регулярное пожертвование

Даже маленький вклад — это возможность и дальше рассказывать о том, что важно для каждого человека.. Поддержите «Правмир» сейчас.

Поддержите «Правмир» сейчас.

ПОДДЕРЖАТЬ

Спасибо, что дочитали до конца! Наши корреспонденты, фотографы и редакторы работают благодаря поддержке наших читателей.

«Правмир» 18 лет рассказывает о людях и проблемах, которые волнуют каждого из нас. Даже небольшое регулярное пожертвование — это новые истории, которые помогают людям.

Сейчас ваша помощь особенно нужна.

ПОМОЧЬ

новости интернета

Автор

: Мигель де Сервантес СааведраНазвание : Хитроумный идальго Дон Кихот ЛаманчскийЖанр : Классическая прозаГод издания : 1605-1615 гг.

Лошади научили людей верности.

И самое лучшее лекарство не поможет больному, если он отказывается его принять.

Ни одна женщина не поверит, что стихи посвящены ей, если имя её не обозначено в них ясно и отчетливо.

… от животных люди получили много уроков и узнали много важных вещей: так, например, аисты научили нас пользоваться клистиром, собаки – блеванию и благодарности, журавли – бдительности, муравьи – предусмотрительности, слоны – стыдливости, а конь – верности.

Колесо судьбы вертится быстрее, чем крылья мельницы, и те, что еще вчера были наверху, сегодня повержены во прах.

Сеньор, если б я мог изобразить статность её и стройность, вы дались бы диву, но это невозможно, оттого что она вся сгорбленна и согнута, а колени её упираются в подбородок, и, однако же, всякий, глядя на неё, скажет, что если б только она могла выпрямиться, то достала бы головою до потолка.

Если когда-нибудь жезл правосудия согнётся у тебя в руках, то пусть это произойдёт не под тяжестью даров, но под давлением сострадания (Дон Кихот).

Упорство — вот залог Того, что невозможное возможно, И хоть я изнемог, Взаимности взыскуя безнадежно, А все ж упрямо жду, Что на земле небесный рай найду.

Что питает в милой твёрдость? Гордость. Что сулит мне повседневность? Ревность. Что лишит меня терпенья? Презренье. Значит, верить в исцеленье Мне расчёта больше нету, Надломили веру эту Гордость, ревность и презренье.

О ревность и презренье, два злодея, Чью тиранию свергнуть я не смею! Верёвку иль кинжал молю мне дать, И пусть я больше не увижу света! Уж лучше это, чем опять страдать.

Но, несмотря на муки, как и прежде, Себе не властен отказать в надежде, Хоть верить ей давно уже страшусь, И — чтоб терзать себя ещё сильнее — Расстаться с нею через силу тщусь.

Пусть эхо о любви моей несчастной Поведает природе беспристрастной, Чтоб мир узнал, как я тобой казним, И даже в диких тварях пробуждалась Святая жалость к горестям моим.

Пусть грешники из тьмы кромешной ада Подскажут мне ужасные слова Для выраженья муки бесконечной Чтоб выход дать тоске сердечной.

Да, он любил, но им пренебрегали, он обожал — и заслужил презренье.

В разлуке человек всего страшится и всё ему причиняет боль.

С несчастьями, которые посылает небо, благам жизни не совладать.

А ничтожество пусть будет уделом того, кто за ничтожество себя почитает.

В первых движениях чувства человек не волен.

Просто-напросто не любитель я что бы то ни было долго хранить в себе: хранишь-хранишь, глядь, а оно уже и прогоркло — вот чего я боюсь (Санчо Панса).

Что предпочесть: мудрость безумия или тупость здравого смысла?

Если же он, несмотря на мои разуверения, продолжал безнадежно упорствовать и плыть против течения, то что же удивительного в том, что в конце концов его захлестнула волна безрассудства?

Разуверить не значит унизить.

Желания питает надежда.

Красота честной женщины — это как бы далёкое пламя или же острый меч: кто к ней не приближается, того она не ранит и не опаляет.

Ведь если бы всякая красота влюбляла в себя и покоряла, то желания наши, смутные и неопределённые, вечно блуждали бы, не зная, на чём им остановиться, ибо если на свете есть бесчисленное множество прекрасных существ, то и желания наши должны быть бесчисленны.

Учтивость есть взаимности примета (Хризостом).

… Лучше позаботьтесь о том, чтобы все слова ваши были понятны, пристойны и правильно расположены, чтобы каждое предложение и каждый ваш период, затейливый и полнозвучный, с наивозможно и доступною вам простотою и живостью передавали то, что вы хотите сказать; выражайтесь яснее, не запутывая и не затемняя смысла. Позаботьтесь также о том, чтобы, читая вашу повесть, меланхолик рассмеялся, весельчак стал еще веселее, простак не соскучился, разумный пришел в восторг от вашей выдумки, степенный не осудил её, мудрый не мог не воздать ей хвалу. Приятель (в прологе).

Ваше дело подражать природе, ибо чем искуснее авторей подражает, тем ближе к совершенству его писания.

Я начинаю думать, что и в аду можно встретить добрых людей (Санчо Панса).

Стоит только добродетели достигнуть степени высоких, как ее уже начинают преследовать.

Никогда ещё копье не притупляло пера, а перо — копьё.

Когда знатные женщины или же скромные девицы поступаются своею честью и позволяют своим устам переходить всякие границы приличия и разглашать заветные тайны своего сердца, то это означает, что они доведены до крайности (Дон Кихот).

Дон Кихот: история идеалиста или сумасшедшего?

Говоря о «Дон Кихоте», следует разделять замысел, сознательно сформулированный автором, его конечное воплощение и восприятие романа в последующие века. Изначальный замысел Сервантеса — высмеять рыцарские романы, создав пародийный образ безумного рыцаря.

Однако в процессе создания романа замысел претерпел изменения. Уже в первом томе автор, сознательно или нет, наградил комического героя — Дон Кихота — трогательным идеализмом и острым умом. Персонаж получился несколько неоднозначным. Он, например, произносил знаменитый монолог об ушедшем золотом веке, который начал такими словами: «Блаженны времена и блажен тот век, который древние назвали золотым, — и не потому, чтобы золото, в наш железный век представляющее собой такую огромную ценность, в ту счастливую пору доставалось даром, а потому, что жившие тогда люди не знали двух слов: твое и мое. В те благословенные времена все было общее».

Памятник Дон Кихоту. Куба

Закончив первый том, Сервантес, казалось, закончил и весь роман. Созданию второго тома помог случай — издание поддельного продолжения «Дон Кихота» авторства некоего Авельянеды.

Этот Авельянеда не был столь бездарным автором, каким его объявил Сервантес, однако он извратил характеры героев и, что логично, отправил Дон Кихота в сумасшедший дом. Сервантес, и раньше чувствовавший неоднозначность своего героя, тут же принимается за второй том, где не только акцентировал идеализм, жертвенность и мудрость Дон Кихота, но и подарил мудрость второму комическому герою, Санчо Пансе, который ранее выглядел весьма недалеким. То есть Сервантес закончил роман вовсе не так, как его начал; как писатель он эволюционировал вместе со своими героями — второй том вышел более глубоким, возвышенным, совершенным по форме, чем первый.

Со времени создания «Дон Кихота» прошло четыре столетия. Всё это время восприятие «Дон Кихота» менялось. Со времен литературы романтизма для большинства читателей «Дон Кихот» — это трагическая история о великом идеалисте, которого не понимают и не принимают окружающие его люди. Дмитрий Мережковский писал, что Дон Кихот превращает всё, что видит перед собою, в мечту. Он бросает вызов привычному, обыденному, пытаясь жить, во всем руководствуясь идеалами, более того — он хочет повернуть время вспять, к золотому веку.

Дон Кихот. Джон Эдвард Грегори (1850-1909)

Окружающим людям герой кажется странным, безумным, каким-то «не таким»; у него же их слова и поступки вызывают жалость, грусть или искреннее негодование, которое парадоксально соединено со смирением. Роман действительно дает почву для такой трактовки, оголяет и усложняет этот конфликт. Дон Кихот, несмотря ни на какие насмешки и издевательства, продолжает верить в людей. Он готов страдать за любого человека, готов переносить лишения — с уверенностью, что человек сможет стать лучше, что он выпрямится, прыгнет выше головы.

Вообще, весь роман Сервантеса построен на парадоксах. Да, Дон Кихот — это один из первых патологических образов (то есть образ сумасшедшего. – Прим. ред.) в истории беллетристики. И после Сервантеса их с каждым столетием будет все больше, пока, наконец, в XX веке едва ли не большая часть главных героев романов будут сумасшедшими

Однако важно не это, а то, что по мере чтения «Дон Кихота» у нас возникает ощущение, что автор потихоньку, совсем не сразу проявляет мудрость героя через его безумие. Так что во втором томе перед читателем отчетливо встает вопрос: а кто здесь безумен на самом деле? Точно ли Дон Кихот? Не являются ли умалишенными как раз те, кто издеваются и смеются над благородным идальго? И это не Дон Кихот ослеплен и обезумел в своих детских грезах, а окружающие его люди, неспособные увидеть мир таким, каким его видит этот рыцарь?

Как образ Христа отразился в мировой литературе?

Еще Блаженный Августин считал уподобление Христу целью христианской жизни и средством преодоления первородного греха. Если брать западную традицию, об этом писал святой Фома Кемпийский, из этого представления исходил святой Франциск Ассизский. Естественно, это отразилось и в литературе, например, в «Цветочках Франциска Ассизского», жизнеописании святого, столь ценимого, в том числе и Сервантесом.

Есть «Маленький принц» с героем, явившимся на землю ради спасения пусть не всех людей, но хотя бы одного человека (потому он и маленький). Есть удивительная пьеса Кая Мунка «Слово», недавно напечатанная в журнале «Иностранная литература», но давным-давно известная синефилам по гениальной экранизации Карла Теодора Дрейера. Есть роман Никаса Казандзакиса «Христа распинают вновь». Есть и тексты с довольно шокирующими образами — с традиционной религиозной точки зрения. Всё это свидетельствует о том, что евангельская история — одна из основ европейской культуры. И судя по новым и новым вариациям на темы евангельских образов (какие бы странные трансформации они не претерпевали), этот фундамент вполне крепок.

Судя по «Дон Кихоту», евангельские мотивы могут проявляться в литературе неявно, подспудно, даже незаметно для самого автора, просто в силу его естественной религиозности. Нужно понимать, что если бы автор XVII века вводил религиозные мотивы в текст намеренно, он бы куда заметнее их акцентировал. Литература того времени чаще всего открыто демонстрирует приемы, не скрывает их; так же мыслит и Сервантес. Соответственно, говоря о религиозных мотивах в романе, мы самостоятельно выстраиваем полную картину мировоззрения писателя, домысливаем то, что он обозначил лишь несколькими несмелыми штрихами. Роман это позволяет. И в этом тоже его подлинная современная жизнь.

Кто «благословил» Дон Кихота на подвиг?

Важно понимать, как пишет Мережковский, что Дон Кихот — это человек еще той, старинной эпохи, когда ценности добра и зла формировались не исходя из личного опыта, а с оглядкой на то, что говорили авторитетные люди прошлого, например, Августин, Боэций или Аристотель. И любой важный жизненный выбор осуществлялся только с опорой и оглядкой на великих, авторитетных людей прошлого

Так же и для Дон Кихота. Для него авторитетным оказались авторы рыцарских романов. Вычитанные и усвоенные им из этих книг идеалы были приняты им без колебаний. Они, если угодно, определили «догматическое содержание» его веры. И всего себя герой романа положил на то, чтобы эти принципы прошлого привнести в настоящее, «сделать былью».

И даже когда Дон Кихот говорит, что он хочет добиться славы печального рыцарского подвига, то она, эта слава важна ему именно как возможность стать проводником этих вечных идеалов. Личная слава ему ни к чему. Поэтому, можно сказать, сами авторы рыцарских романов «уполномочили» его на этот подвиг.

Описание героя

Санчо Панса – простой арендатор на землях, принадлежащих идальго Алонсо Кихана. До описываемых в романе событий он вёл простую и ничем не примечательную жизнь. У него жена и двое детей. Когда его хозяин повредился в уме на почве рыцарских романов и решил отправиться на поиски приключений, он предложил Пансе стать его оруженосцем.

У Санчо Пансы непримечательный облик:

  • невысокий рост;
  • солидное брюшко;
  • круглое лицо;
  • окладистая борода.

Наслушавшись речей своего безумного хозяина, Санчо мечтает стать значительным человеком и хочет, чтобы его жена каталась в позолоченной карете.

Он обладает следующими чертами характера:

  1. Хитрый оруженосец отличается практическим крестьянским умом. Он везде и во всём ищет легкую выгоду. Когда Дон Кихот интересуется, что он будет делать, когда станет властелином, тот спрашивает, можно ли продать своих подданных негров в рабство, а денежки присвоить.
  2. Он не пройдет мимо того, что плохо лежит, может прихватить чужую сбрую для своего осла и не расплатиться за обед в трактире. Угрызений совести он при этом не испытывает.
  3. Практичный крестьянин любит хорошо и обильно поесть, подольше поспать.
  4. К хозяину Панса относится с иронией, считая его беспочвенным мечтателем, хотя по наивности верит его бредням. Тем не менее он уважает его за образованность и благородство. Оруженосец пытается уберечь Дон Кихота от опасностей, открыть ему истинное положение вещей. При этом он иногда откровенно им манипулирует.

Характеристика

Санчо обычный землепашец . Крестьянин. Простолюдин. Привык батрачить с утра до ночи. Его жизнь ничем не примечательна. В ней отсутствуют яркие события. Неудивительно, что мужчина мечтал вырваться из этого порочного круга, чтобы сделать свою жизнь лучше, но для осуществления своих желаний ему не хватает ни средств, ни связей. Поэтому он не раздумывая согласился на авантюрное предложение Дон Кихота. Это был единственный шанс, выпадающий раз в жизни и отказываться от него он не собирался.

Деньги, богатство и добыча

. Именно об этом мечтал Санчо, но еще больше он любил плотно покушать и подольше поспать. «Когда я сплю, я не знаю ни страха, ни надежд, ни трудов, ни блаженств. Спасибо, тому, кто изобрел сон». Несмотря на свойственную ему простоту и наивность, мужчина четко знал, что хочет.

Рассудительный, практичный, хитрый

. «А мы лучше спустимся на землю и будем ходить по ней ногами». У него острый ум. Ему присуща наблюдательность.Частенько он пытается образумить своего господина и отговорить его от совершения неблагоразумных поступков, но сам невольно попадает под его влияние. Желание стать губернатором затмило разум.

Добрый, отзывчивый, человечный, мудрый, бескорыстный

. Эти положительные черты характера особенно хорошо проявились во время его правления островом. Правитель из Санчо вышел хороший. Он старался помочь каждому, кто обращался к нему за помощью. Решал проблемы по справедливости, не выходя за рамки закона. Однако вскоре понял, что это не его. Высокая должность оказалась не по душе. Если в самом начале произведения он мечтал стать губернатором исключительно из корыстных соображений, то, испробовав на себе новую роль, сделал вывод, что каждый должен заниматься своим делом. Тем, для которого он родился. Он вновь захотел вернуться домой к привычной работе, пахать землю и сажать хлеб.

Путешествие открыло оруженосцу глаза на многие вещи, избавив его от миражей и иллюзий. Исцеление произошло не сразу. Санчо доходил до этого постепенно, путем собственных ошибок, серьезных испытаний, выпавших на него во время пути. Он эволюционировал на глазах, превращаясь из хитрого и плутоватого пройдохи в честного, справедливого и мудрого человека.

Влияние Дон Кихота не прошло даром. Душа Санчо становится возвышеннее. Он понимает, что творить добро, всегда лучше чем зло.

О чем история печальная

Написанное сугубо как сатира и пародия, произведение становится важнейшим романом своего века; все читают его как глубокую философскую притчу. Герой, которого Сервантес задумывал как нелепого, но все же отрицательного персонажа, становится образцом мечтателя, революционера, альтруиста; в нем складываются все фантазеры и легкие на подъем люди, в том числе и сам автор, наполнивший Дон-Кихота всеми чертами, которые находил у себя. Спутник протагониста, его лучший друг, Санчо, мечтающий о богатстве грязный крестьянин, превращается в символ народа и его бесконечной мудрости.

Итак, в своем поместье проживает немолодой дворянин Алонсо Кехано. Все свободное время он проводит за чтением рыцарских романов, хотя институт рыцарства исчез сто лет назад. В какой-то момент он понимает, что готов отдать жизнь за все те идеалы, с которыми столкнулся в книгах. Он принимает решение стать рыцарем.

Кехано находит себе коня (настолько же старую развалюху, как и он сам) — Росинанта, обзаводится здравомыслящим, но мечтающим о деньгах оруженосцем по имени Санчо Панса. Рыцарь находит даму сердца и, назвавшись звучным «Дон-Кихот», отправляется вершить свои подвиги.

Вот только подвиги эти нелепы и полны безумия: сражение с ветряными мельницами-великанами, нападение на монахов-призраков, «спасение» девушки от собственных слуг – «злобных разбойников».

Несмотря на придуманный Санчо титул, «Дон-Кихот, Рыцарь Печального Образа», путешественники становятся лишь объектами для насмешек. Главные козни им строит студент Самсон Карраско. Во второй трети романа он был повержен нашим героем в ходе дуэли, которую сам злодей создавал как злобную постановку. Это так задело самолюбие молодого человека, что теперь он мечтает отомстить.

Студент подначивает дворянство к тому, чтобы разыграть спектакль перед Дон-Кихотом – им забава, а ему справедливость. Пройдя через тысячу унижений, незаметных для него самого, при дворе Рыцарь Печального Образа (к тому времени уже Рыцарь Львов) сражается с Рыцарем Луны – и проигрывает. Доспехи победителя же – на Самсоне. Он требует от Дон-Кихота отречься от своих странствий и путешествий.

В итоге старик тихо умирает в постели. Он знает, что совершал глупости – но уверен, что он все же хороший человек, что образ Дон-Кихота – это светлое пятно в темном мире. К тому моменту так думает уже не только он, но и плачущие слуги во главе с верным оруженосцем Санчо.

Сравнительная характеристика

Санчо Панса и его хозяин коренным образом отличаются друг от друга. Но в то же время у них немало общих черт. Сравнение персонажей приведено в таблице:

  Дон Кихот Его оруженосец
Происхождение Состоятельный землевладелец. Простой крестьянин.
Внешность Высокий, худой. Маленький, толстый.
Речь Книжная, полная цитат и высказываний. Простонародная, изобилующая пословицами и поговорками.
Черты характера Фантазерство, оторванность от жизни. Практичность, плутоватость.
Отношение к жизни Мечты о возрождении рыцарства, желание вернуть прошлое. Трезвые оценки происходящего. Санчо весь в настоящем, постоянно ищет, чем можно поживиться.

В первой части романа Санчо предстаёт как плутоватый оруженосец, болтун и обжора. Даже его фамилия «Панса» в переводе означает «брюхо».

Подобный персонаж часто встречается в героическом французском эпосе. Но Сервантес написал образ Санчо Пансы с глубоким реализмом, сделал его необходимым для общего замысла произведения.

Рыцарь Печального Образа и его оруженосец дополняют друг друга. Оба они находятся во власти фантазий, оба коренным образом меняют свою жизнь, отрываются от своей семьи и отправляются на поиски удачи.

В своих путешествиях Дон Кихот и Панса быстро находят общий язык. Образованный хозяин, философ и гуманист, и его неграмотный слуга добры, отзывчивы, человечны, чисты сердцем.

Почему шутовская пародия стала великим романом?

Секрет такой популярности и значимости «Дон Кихота» связан с тем, что книга постоянно провоцирует все новые и новые вопросы. Пытаясь разобраться с этим текстом, мы никогда не поставим точку. Роман не дает нам никаких окончательных ответов. Наоборот, он постоянно ускользает от любых законченных интерпретаций, заигрывает с читателем, провоцирует его погружаться в смысловую композицию все глубже и глубже. Более того, прочтение этого текста для каждого будет «своим», очень личным, субъективным.

Это роман, чудесно эволюционирующий вместе с автором на наших глазах. Сервантес углубляет свой замысел не только от первого тома к второму, но и от главы к главе. Хорхе Луис Борхес, мне кажется, справедливо писал, что читать первый том, когда есть второй, в общем-то уже необязательно. То есть «Дон Кихот» — это уникальный случай, когда «сиквел» оказался намного лучше «оригинала». А читатель, устремляясь дальше в глубину текста, чувствует удивительное погружение и всё большее сочувствие к герою.

Памятник Сервантесу и его героям в Мадриде

Произведение открывалось и до сих пор открывается новыми гранями и измерениями, которые не были заметны для предыдущих поколений. Книга зажила своей собственной жизнью. «Дон Кихот» оказался в центре внимания в XVII веке, затем повлиял на многих авторов в эпоху Просвещения (в том числе на Генри Филдинга, одного из создателей современного типа романа), затем вызвал восторг последовательно у романтиков, реалистов, модернистов, постмодернистов.

Интересно, что образ Дон Кихота оказался очень близок русскому миропониманию. К нему часто обращались наши писатели. Например, князь Мышкин, герой романа Достоевского «Идиот», — это и «князь-Христос», и одновременно Дон Кихот; книга Сервантеса специально упоминается в романе. Тургенев написал блестящую статью, в которой сравнил Дон Кихота и Гамлета. Писатель сформулировал различие двух внешне будто бы похожих героев, надевших на себя маску безумия. Для Тургенева Дон Кихот — это своеобразный экстраверт, который всего себя отдает другим людям, который полностью открыт для мира, тогда как Гамлет, наоборот, — интроверт, который замкнут на самом себе, принципиально отгорожен от мира.

Что за рыцарские романы высмеял Сервантес?

Изначально жанр рыцарских романов зародился в XII веке. Во времена настоящих рыцарей эти книги воплощали актуальные идеалы и представления — куртуазные (правила хорошего тона, хорошие манеры, которые впоследствии легли в основу рыцарского поведения. — Прим. ред.) литературные, религиозные. Однако пародировал Сервантес вовсе не их.

«Новые» рыцарские романы появились после введения технологии книгопечатания. Тогда, в XVI веке, для широкой, уже грамотной публики начинают создавать легкое, развлекательное чтиво о рыцарских подвигах. По сути, это был первый опыт создания книжных «блокбастеров», цель которых была очень простой — избавить людей от скуки. Во времена Сервантеса рыцарские романы уже не имели отношения ни к реальности, ни к актуальной интеллектуальной мысли, однако их популярность не угасала.

Нужно сказать, что Сервантес вообще не считал «Дон Кихота» своим лучшим произведением. Задумав «Дон Кихота» как шутливую пародию на рыцарские романы, которые писались тогда для развлечения читающей публики, он затем взялся создать настоящий, подлинный рыцарский роман — «Странствия Персилеса и Сихизмунды». Сервантес наивно полагал, что это лучшее его произведение. Но время показало, что он ошибался. Такое, кстати, нередко случалось в истории мировой культуры, когда писатель считал наиболее удачными и важными одни произведения, а последующие поколения выбирали для себя совсем другие.

Титульный лист испанского издания «Амадиса», 1533 год

А с «Дон Кихотом» произошло удивительное. Оказалось, что этот роман — не только пародия, которая пережила оригинал. Именно благодаря Сервантесу эти «бульварные» рыцарские романы были увековечены. Мы бы ничего не знали ни о том, кто такой Амадис Гальский, Бельянис Греческий или Тирант Белый, если бы не «Дон Кихот». Так бывает, когда важный и значимый для многих поколений текст подтягивает за собой целые пласты культуры.

Другие сочинения по этому произведению

Дон Кихот и донкихотство (по роману М. Сервантеса «Дон Кихот»)Дон Кихот – “мудрый безумец”Дон Кихот Ламанчский – характеристика литературного герояСанчо Панса – характеристика литературного герояОбраз Дон Кихота символ, даже – мифологемаДон Кихот и его рыцарские подвиги (по роману М. де Сервантеса “Дон Кихот”) (2)Роман – художественный анализСовременные Дон Кихот и Санчо Панса в романах ВерфеляТрагическое и смешное в образе Дон КихотаРоль Санчо Панса в раскрытии характера главного героя (по роману М. де Сервантеса “Дон Кихот”)Раскройте проблематику романа Сервантеса «Дон Кихот». Объясните суть понятия «донкихотство»Гамлет и Дон КихотРоман «Дон Кихот» трагикомический эпос испанской жизниОбраз главного героя в романе «Премудрый гидальго Дон Кихот с Ламанчи»Смешон ли доблестный рыцарь Дон Кихот ЛаманчскийДон Кихот и его рыцарские подвиги (по роману М. де Сервантеса “Дон Кихот”) (1)Дополнением к образу Дон Кихота является образ Санчо ПансыДайте характеристику образа Санчо Пансе в романе Сервантеса «Дон Кихот»Сервантес «Дон Кихот»Роман «Дон Кихот» пародия на рыцарские романыХарактерные черты художественного мира «Дон Кихота» М. де СервантесаКонфликт между идеалом и действительностью в романе Сервантеса «Дон Кихот»Конфликт между благородными стремлениями Дон Кихота и реальностьюХитроумный Идальго из Ламанчи и его оруженосец (по роману М. де Сервантеса “Дон Кихот”)Мигель Сервантес де СааведраЯзык персонажей в романе «Дон Кихот»«Фигура умолчания» в романе «Дон Кихот»«Дон Кихотом» началась новая эра искусства — нашего, новейшего искусстваИзучение романа «Дон Кихот»Дон Кихот — центральный персонаж романаДон Кихот и Санчо Панса как олицетворение двух жизненных позицийОбраз и характеристика Сансо Пансы в романе Сервантеса «Дон Кихот»Судьбы героев романа «Дон Кихот»Санчо Панса — кастильский крестьянин, односельчанин Алонсо КиханоСтранствования Дон Кихота в поисках справедливостиКонфликт между идеалом и действительностью центральная проблема романа Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»Cмешон ли доблестный рыцарь Дон Кихот ЛаманчскийБлагородный рыцарь или сумасбродНемеркнущие идеалы в романе Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»Мигель Сервантес де Сааведра (1547—1616)Персонажи и художественный мир романа «Дон Кихот»Дон Кихот и Санчо Панса: две жизненные позицииДон Кихот и Санчо Панса в романе Мигеля Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»Дон Кихот — вечный образ в литературеДон Кихот на тощем Росинанте и Санчо Панса на осликеПочему мы сочувствуем Дон КихотуПроизведение раздумье Дон Кихот и современностьДон Кихот – человек чести и словаСамоотверженность Дон Кихота и его рыцарские подвигиДон Кихот и ГамлетДон Кихот и Санчо ПансаПочему Сервантес называет Дон Кихота «хитроумным идальго»

Сравнение с Дон Кихотом

Оруженосец главного действующего лица является в некотором смысле его двойником, несмотря на явную разницу в характерах. Недаром оба сразу нашли общий язык и на протяжении всего путешествия даже подружились. Дело в том, что у обоих можно найти немало общих черт. В первую очередь это касается их безграничной доверчивости. Ведь точно так же, как и Дон Кихот, простодушен и бесхитростен Санчо Панса.

Характеристика героя доказывает, что в этом отношении он очень похож на господина. Например, он сразу поверил в возможность своего губернаторства и на протяжении их путешествия ни разу в этом не усомнился. Несмотря на то что он часто подвергал сомнению слова спутника и даже не раз его обманывал, сам Санчо, тем не менее, с легкостью допустил возможность, что однажды ему суждено стать правителем. Вместе с тем для него важнее всего его собственный комфорт, о чем говорит его следующее высказывание: «А теперь накормите меня или же отберите губернаторство».

Удивительнее всего, что его желание действительно сбылось: однажды герцог в самом деле назначил оруженосца руководителем острова. Панса многое заимствовал у Дон Кихота и реализовал эти навыки при своем управлении. Так, он был честен, справедлив, стараясь подражать своему господину. Особенно жители были поражены его изысканной манерой выражаться, что во многом можно объяснить не только его врожденным красноречием, но влиянием хозяина.

«Подвиги» Дон Кихота

Герой наивно думает, что он сможет с помощью копья и меча восстановить в мире справедливость. Но «рыцарские подвиги» Дон Кихота — это, скорее всего, причуды героя, а не реальные подвиги.

Примеры «подвигов» героя: бой с ветряными мельницами (они казались ему великанами); «подвиг» в честь Дульсинеи Тобосской (преградил дорогу купцам и призвал признать эту даму самой прекрасной в мире); спас пастушка от побоев хозяина (но после ухода Дон Кихота мальчик был побит ещё больше); освободил каторжников (а они его забросали камнями); хотел изрубить львов (но те не вышли из клетки), после этого Дон Кихот стал себя называть Рыцарем Львов.

Добрые намерения Дон Кихота, совершающего эти «подвиги», не осуществляются, потому что он наивен, доверчив, не знает жизни, людей. Ни в одном из своих «подвигов» герою не удалось искоренить зло и несправедливость.

Все злополучные «подвиги» Дон Кихота — это пародия на рыцарские странствия в романах. Герой Сервантеса при любом столкновении следует феодальному принципу — все конфликты разрешать силой оружия. Поэтому каждый «подвиг» кончается для него тем, что он оказывается избитым или искалеченным в результате потасовки.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий