Цитаты николая петровича кирсанова о любви

Любовь на страницах романа «Отцы и дети»

На страницах романа «Отцы и дети» можно встретить несколько разных типов любви.

Во-первых, это любовь родительская и сыновья. Николай Кирсанов очень сильно любит сына и выплёскивает всё наружу. Аркадий отвечает взаимностью, хотя и старается прикрыть свои чувства. Что до Базарова, то он очень любит своих родителей, но никоим образом не показывает этого. Напротив, он всегда холоден и дерзок с ними, обожающими сына до безумия.

Во-вторых, любовь братьев Кирсановых к Фенечке. Николай Петрович любит простодушно мать своего ребёнка и будущую жену. Эта любовь проста, наивна, чиста, как и сама Фенечка, которая просто благоговеет перед ним. Павел Петрович скрывает свои чувства ради брата. Он и сам не понимает, что привлекло его в Федосье Николаевне. В бреду, старший Кирсанов восклицает: «Ах, как я люблю это пустое существо!»

В-третьих, безусловно, любовная история Павла Петровича. Его романтическая, но унизительная и бесплодная любовь к княгине Р. освещается в отдельной главе романа. Эта привязанность стала для него роковой, а загадка возлюбленной так и не была разгадана.

Четвёртым примером любовной истории являются отношения Аркадия и Кати Одинцовой. В них Тургенев разоблачает нигилистские взгляды Аркадия. Катя заявляет, что переделает его и претворяет слова в жизнь. Кирсанов отказывается от своей прошлой идеологии. По сути, любовь Аркаши к Кате – едва ли не результат только подчинения слабой натуры более сильной.

Наиболее яркая история любви случилась в романе у Евгения Базарова. Он – ярый нигилист, отрицающий все, включая любовь, — сам попадает в сети страсти. В обществе Одинцовой он резок, насмешлив, а наедине с собой открывает в себе романтика. Его раздражают собственные чувства. И когда они, наконец, выливаются, то приносят только страдания. Избранница отвергла Базарова, испугавшись его животной страсти и безкультурия чувств. Тургенев подаёт жестокий урок своему герою.

Так в романе «Отцы и дети» автор раскрывает понятие «любовь» с разных, а иногда даже противоположных, сторон. Страницы романа буквально пронизаны духом любви.

26959 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

О перемене в душе главного героя

Большинству из нас сложно вспомнить
, в какой главе Базаров говорит о любви
, но мы не ошибемся, если проследуем за Евгением и Анной в сад, где они прогуливались. Эта женщина, видя, что Евгений испытывает к ней сильное чувство, сумела вызвать его на откровенность и услышать признание.

Для Базарова увлечение Одинцовой оказывается настолько сильным, что он уже не может применить свою прагматичную теорию к тому, что происходит в его жизни. Евгению важна теперь одна единственная женщина – Анна, для которой превыше всех страстей личное душевное спокойствие. Одинцовой интересен Базаров, но она отказывает ему во взаимности.

Главный герой отвергнут. Евгений сильно переживает и, приехав домой, целиком отдает себя работе, чтобы забыть о своем чувстве.
Так меняется
Базаров. Отношение к любви
Евгения в этой части романа совсем другое. Теперь это уже не прагматичный нигилист, а человек, который целиком захвачен чувством.

Экранизации

В фильме «Отцы и дети», снятом по мотивам одноименного романа Ивана Тургенева в 1958 году, роль Николая Кирсанова досталась актеру Алексею Консовскому. Ленту выпустила киностудия «Ленфильм», а работали над нею одновременно два режиссера — Адольф Бергункер и Наталья Рашевская.

Актер Алексей Консовский

Следующая экранизация романа вышла с большим перерывом, в 1984 году. Четырехсерийную ленту снял режиссер Вячеслав Никифоров на студии «Беларусьфильм». В роли Николая Кирсанова выступил актер Алексей Кузнецов, известный по роли герцога Бэкингема в трехсерийной советской экранизации романа «Три мушкетера» Александра Дюма, вышедшей в 1978 году, за пять лет до «Отцов и детей».

В 2008 году вышла экранизация «Отцов и детей» режиссера Авдотьи Смирновой, также состоящая из четырех серий. Роль Николая Кирсанова здесь играет актер Анатолий Васильев. Съемки поместья Кирсановых шли в городе Орел, на территории музейного комплекса, в который превращено имение Ивана Тургенева.

Анатолий Васильев (слева) в роли Николая Кирсанова

К съемкам привлекли артистов местных театров, которые исполнили роли прислуги и дворни в имении Кирсановых. На экран попал десятимесячный сын сотрудников музейного комплекса, который исполнил роль маленького сына Николая Кирсанова от Фенечки, дочери экономки.

Образ Анны Сергеевны

Анна Сергеевна – вот виновница больших перемен, произошедших с главным героем. Это красавица, аристократка, молодая вдова 28 лет. Одинцова многое пережила и прочувствовала. Это гордая, независимая и умная женщина, которая обладает решительным и свободным характером. Безусловно, Евгений поразил ее воображение. И Анна Сергеевна заинтересовала героя свободой суждений, безмятежным спокойствием, начитанностью, незаурядностью, демократизмом. Однако Одинцова не может ответить Базарову таким же сильным чувством. Безусловно, в глазах читателя она проигрывает Евгению, который оказывается выше нее.

Можно сказать, что благодаря ей в душе Евгения Базарова произошел перелом. Любовь к ней является началом трагического возмездия Базарову. Это чувство как будто раскалывает на две половины его душу.

Конфликт поколений в романе «Отцы и дети»

И. С. Тургенев в своем романе «Отцы и дети» поднимает и раскрывает вечную тему взаимонепонимания родителей и детей. В романе конфликт поколений – это различие взглядов на культурную, политическую, социальную ситуацию в стране во второй половине 19 столетия. Середина 19 века – это время сложных и бурных событий. Правительство было не способно решить проблемы, поставленные перед ним.

1860-ые годы стали переломными в истории Российской империи. Частые восстания недовольных крестьян вынудили власть отменить крепостное право, что разделило общество на два лагеря.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

Первый лагерь представляли люди старого мира, богачи и дворяне. Второй лагерь – сторонники новой эпохи свободы, в которой уважают и ценят человека.

Представители поколения «отцов»:

  • Павел Петрович Кирсанов,
  • Николай Петрович Кирсанов,
  • Арина Васильевна,
  • Василий Иванович.

Представители поколения «детей»:

  • Евгений Базаров,
  • Аркадий Кирсанов,
  • Анна Одинцова,
  • Екатерина Одинцова.

Главный герой романа Евгений Базаров принадлежал ко второму лагерю, к тем, кто жаждал перемен, хотел революции. Базаров – нигилист, он не признает авторитетов, смеется над общепринятыми нормами и ценностями. Идеи Базарова разделяют Аркадий и Анна. Однако Базаров становится врагом для своего близкого друга и для своих же родителей.

Базаров появляется на первых страницах романа и сразу привлекает внимание читателя своей раскованностью, независимостью, прямотой и резкостью. Когда Евгений вместе а Аркадием приезжает к Кирсановым, он вызывает неоднозначное отношение со стороны окружающих

деревенские дети с большим интересом расспрашивают молодого доктора про лягушек, дворовые сразу в нем признают «своего», а Павел Петрович Кирсанов испытывает к герою интуитивную антипатию.

Он видит в нем врага, идейного противника. И когда-нибудь эти два человека должны неминуемо столкнуться. Происходит это очень скоро. Павел Петрович Кирсанов и Базаров спорят буквально обо всем – и о реформах, и о нигилизме, и об отношении к народу, и о земле. Базаров вначале отвечает»сквозь зубы», неохотно. Но постепенно он увлекается, и споры между героями перерастают в идейную битву.

Однако эти споры нельзя назвать спорами, в которых рождается истина. Базаров в конце романа упрекает друга в пристрастии к использованию «противоположных общих мест». Однако и сам Евгений в споре с Павлом Петровичем Кирсановым постоянно их использует. Например, Кирсанов говорит о том, что необходимо верить авторитетам и следовать им – это общее место. А Базаров отрицает разумность этого, но это является только «противоположным общим местом». Ни в суждении Кирсанова, ни в суждении Базарова нет истины. По мнению Павла Петровича, жить без принципов могут только пустые, безнравственные люди. В ответ Базаров называет принцип нерусским, пустым словом и совершенно бесполезным понятием. Кирсанов упрекает Евгения в презрении к народу. Базаров в ответ заявляет, что Павел Петрович достоин презрения. Когда Кирсанов говорит о Гете и Шиллере, Базаров утверждает, что химик полезнее поэта. Однако герои совершенно не стремятся докопаться до истины. Для них важнее установление противоположности позиций, так как это позиции разных поколений. Именно поэтому дуэль между Павлом Петровичем и Базаровым носит символический характер – ни один из противников не желает убивать. Базаров, ранив Павла Петровича, приходит его лечить.

Однако только отношениями Базарова и Павла Петровича не исчерпывается конфликт поколений. Базаров неприветлив и со своими родителями, добрыми, радушными людьми. Он все время старается от них уехать. Это объясняется тем, что Евгений не может согласиться с их мнением и их взглядами, а спорить с ними, как с Кирсановым, он считает бесполезным.

Не всегда конфликт поколений определяется возрастом. Например, Аркадий по своим взглядам ближе к «старому» поколению, поколению «отцов». Он дворянский сын, и воспитан в традициях дворянства. И вполне закономерно, что пути Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова расходятся.

Базаров и Аркадий Кирсанов

Отношение Базарова к окружающим характеризует его в целом как человека добродушного. Безусловно, тех людей, к которым он испытывает антипатию, он не щадит. Поэтому даже может показаться, что он слишком заносчив и высокомерен. Но к Аркадию он всегда относился с теплотой. Базаров видел, что тот никогда не станет нигилистом. Ведь они с Аркадием слишком разные. Кирсанову-младшему хочется иметь семью, спокойствие, домашний уют… Он восхищен умом Базарова, силой его характера, но сам он таким никогда не будет. Базаров ведет себя не очень благородно, когда Аркадий гостит в доме его родителей. Он оскорбляет Павла Петровича и Николая Петровича, называя их напыщенными аристократишками. Подобное поведение снижает образ главного героя.

Евгений Базаров

Происхождение и воспитание

«…Этот лекарский сын не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно, и в звуке его голоса было что то грубое, почти дерзкое…» «…Мой дед землю пахал, – с надменною гордостию отвечал Базаров…» «…Главное, не надо обращать на него внимания: он церемоний не любит…» «…Все в доме привыкли к нему, к его небрежным манерам, к его немногосложным и отрывочным речам…» «…Базаров, который лишь изредка вставлял в разговор насмешливое слово…» «…тут только открылась ему на миг вся бездонная пропасть базаровского самолюбия…» «Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен – и баста!» «Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал» «Всякий человек сам себя воспитать должен, — ну хоть как я, например… «Я ничьих мнений не разделяю; я имею свои.»

Речь и лексика

«…отвечал Базаров ленивым, но мужественным голосом…» «…в его спокойном, но глухом голосе…» «…в звуке его голоса было что-то грубое, почти дерзкое…» «С тех пор как я здесь, я препакостно себя чувствую, точно начитался писем Гоголя к калужской губернаторше.» «Старая шутка смерть, а каждому внове.» «Меня вы забудете… мертвый живому не товарищ.»

Отношение к любви

«Лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца.» «Коли может женщина получасовую беседу поддержать, это уж знак хороший.» «Прошедшего не воротишь…» «Тебе не для чего горячиться, мне ведь это совершенно все равно. Романтик сказал бы: я чувствую, что наши дороги начинают расходиться, а я просто говорю, что мы друг другу приелись.» «Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек — не мужчина, не самец.» «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет.» «Не может женщина не хитрить!» «Любовь — белиберда, непростительная дурь.» «Не без тебя, ни с тобой жить не могу.» «Как все женщины, которым не удалось полюбить, она хотела чего-то, сама не зная, чего именно. Собственно, ей ничего не хотелось, хотя ей казалось, что хотелось всего.»

Фенечка – воплощение юности и естественности

Фенечка – воплощение юности и естественности. — Женские образы в романе

Мне хочется начать свою работу именно с размышления о Фенечке. И это не случайно первое же появление Фенечки оставляет в душе ощущение чего-то мягкого, теплого и очень естественного: “Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье, голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах”.

Надо отметить, что Фенечка появилась перед Аркадием и Базаровым не в первый день их приезда. В тот день она сказалась больной, хотя, конечно, была здорова. Причина же очень проста: она страшно стеснялась.

Двойственность ее положения очевидна: крестьянка, которой барин разрешил жить в доме, и сам же этого стеснялся. Николай Петрович совершил поступок, казалось бы, благородный. Он поселил у себя женщину, родившую от него ребенка, то есть, как бы признал определенные ее права и не скрывал, что Митя — его сын. Но вел он себя при этом так, что Фенечка не могла чувствовать себя свободно и справлялась со своим положением только благодаря природной естественности и достоинству.

Вот как Николай Петрович говорит о ней Аркадию: ”Не называй ее, пожалуйста, громко. Ну да. она теперь живет у меня. Я поместил ее в доме. там были две небольшие комнатки. Впрочем, это все можно переменить”. Про маленького сына он и вовсе не сказал — до того ему было неловко.

Но вот Фенечка появилась перед гостями: “Она опустила глаза и остановилась у стола, слегка опираясь на самые кончики пальцев. Казалось, ей и совестно было, что она пришла, и в то же время она как будто чувствовала, что имела право прийти”.

Мне кажется, что Тургенев сочувствует Фенечке и любуется ею. Он как будто хочет защитить ее и показать, что она в своем материнстве не только прекрасна, но еще и выше всяких толков и предрассудков: “И в самом деле, есть ли на свете что-нибудь пленительнее молодой красивой матери со здоровым ребенком на руках?” Базаров, живя у Кирсановых, с удовольствием общался только с Фенечкой: “Даже лицо его изменялось, когда он с ней разговаривал. Оно принимало выражение ясное, почти доброе, и к обычной его небрежности примешивалась какая-то шутливая внимательность”. Я думаю, дело тут не только в красоте Фенечки, а именно в ее естественности, отсутствии какого бы то ни было жеманства и попыток строить из себя барыню.

Базарову понравилась Фенечка, он однажды крепко поцеловал ее в раскрытые губы, чем и нарушил все права гостеприимства и все правила нравственности. Влюбленный и потом отвергнутый нигилист мучительно переживает свою неудачу. И быстро и почти без труда «компенсирует» поражение у Одинцовой успехом у Фенечки. Ей то же понравился Базаров, он знает к ней подход, ловко играет на взаимной их антипатии к Павлу Петровичу, но она нравственно чиста, она не замечает «мужского» взгляда Базарова и относится к нему дружески. Миловидная, ласковая, но простоватая Фенечка («кошечка») напоминает мать Базарова в молодости. Ей вполне подошла бы роль жены уездного врача, роль, которую судьба готовит молодому нигилисту и которой он всеми силами стремится избежать.

Павел Петрович даже был влюблен в Фенечку, несколько раз приходил в ее комнату «ни за чем», несколько раз оставался с ней наедине, но он не был настолько низок, чтобы поцеловать ее. Напротив, из-за поцелуя он подрался с Базаровым на дуэли и чтобы дальше не соблазняться Фенечкой, он уехал за границу.

Образ Фенечки подобен нежному цветку, имеющему, однако, необычайно крепкие корни. Мне кажется, что из всех героинь романа она наиболее близка к “тургеневским женщинам”. Фенечка могла дать Николаю Петровичу любовь, доброту, заботу, уважение, которых он, несомненно, заслуживал, будучи человеком добрым и порядочным. В свою очередь, Николай Петрович дал Фенечке надежную защиту, уважение, любовь.

Фенечку нельзя отнести к «тургеневской женщине», но она глубоко симпатична и автору и, думается, читателям, так как она сама естественность и обаяние.

Сходство историй Евгения Базарова и Павла Кирсанова

Любовь в романе И.С. Тургенева “Отцы и дети” показана как на противопоставлении (чувство Аркадия к Кате и Базарова к Одинцовой), так и на сходстве. Можно заметить, что истории Евгения Базарова и Павла Кирсанова очень похожи. И тот, и другой знакомятся со своими возлюбленными на балу. И Базаров, и Кирсанов несчастны в своем чувстве. Оба они раньше были “охотниками до женщин”, однако вдруг изменились, полюбив. Павел Петрович, привыкший к победам, скоро добился своей цели и в отношении к княгине Р. Однако эта победа не охладила его. Евгений же скоро осознал, что от Анны Сергеевны “не добьешься толку”, однако не смог не думать о ней. И для Павла Петровича, и для Базарова любовь не простое влечение. Она становится для них настоящей мукой. Кирсанов со временем не только не охладел к княгине, но и “еще мучительнее” к ней привязался. Эта история любви в романе “Отцы и дети” проходит через всю его жизнь. Базарова тоже “мучила и бесила” любовь, от которой его спасла только смерть. И этом можно найти сходство историй двух героев. Любовь и в том и в другом случае оказывается связанной со смертью. Павел Петрович не смог разлюбить княгиню и после того, как она скончалась. И Кирсанов потерял все. Автор отмечает, что “исхудалая голова” Павла Петровича лежала на подушке, будто голова мертвеца. Полюбив Анну Сергеевну, Базаров тоже умирает. Не так, как Павел Петрович, а физически.

Базаров и Анна Одинцова

Героиня, которая становится причиной внутреннего конфликта в душе главного героя. Это очень красивая и умная женщина, она покоряет всех некоторой холодностью и величавостью. И вот Евгений, уверенный в том, что между людьми невозможны взаимные привязанности, влюбляется. Его смогла покорить какая-то “баба”, как называет Одинцову сначала сам Базаров. Взгляды его рассыпаются вдребезги. Однако героям не суждено быть вместе. Базаров не в силах признать власть Одинцовой над собой. Он влюблен, страдает, его признание в любви больше похоже на обвинение: “Вы добились своего”. В свою очередь, Анна тоже не готова поступиться своим спокойствием, она готова отказаться от любви, лишь бы просто не волноваться. Жизнь Базарова нельзя назвать счастливой, ведь он сначала был убежден в том, что любви нет, а потом, когда полюбил по-настоящему, отношения не сложились.

Базаров и Павел Петрович Кирсанов

В столкновении двух этих персонажей проявляется внешний конфликт в романе. Павел Петрович – представитель старшего поколения. Все в его поведении раздражает Евгения. С самого момента их встречи они испытывают друг к другу антипатию, герои ведут диалоги-споры, в которых как нельзя более ярко проявляет себя Базаров. Цитаты, которые он произносит относительно природы, искусства, семьи, можно использовать как отдельные средства его характеристики. Если Павел Петрович с трепетом относится к искусству, то Базаров отрицает его ценность. Для представителей старшего поколения природа – это место, где можно отдохнуть и телом, и душой, ощутить внутри себя гармонию и умиротворение, ее нужно ценить, она достойна полотен художников. Для нигилистов же природа “не храм, а мастерская”. Более всего такие, как Базаров, ценят науку, в частности, достижения немецких материалистов.

Цитаты Кирсанова Павла Петровича

Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Аркадий — сын помещика Николая Кирсанова и племянник Павла Петровича Кирсанова. Здесь против Базарова выступает еще и Аркадий. В спорах сталкиваются и эстетические позиции Базарова и Кирсановых.

Аркадий Николаевич Кирсанов — молодой образованный дворянин. Молодой и наивный Аркадий попадает под влияние нигилиста Евгения Базарова. Аркадий тоже «старается» быть нигилистом. Но на самом деле в душе он — мягкий, сентиментальный и великодушный человек. Аркадий Кирсанов — образованный человек.

Аркадий — эмоциональный человек: «…Он схватил ее большие прекрасные руки и, задыхаясь от восторга, прижал их к своему сердцу. На страницах статьей иногда собраны по 40-50 цитат. Кроме того, не все читатели нуждаются в этих деталях. Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения. Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет.

Проблематика романа «Отцы и дети»

И в самом деле, прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты. Газета «Красная звезда» и журнал «Костер» приглашают вас принять участие в добром и нужном проекте.

В романе поднимаются и другие вопросы: как надо относиться к народу, к труду, науке, искусству, какие преобразования необходимы русской деревне. Уже в названии отражена одна из таких проблем — взаимоотношение двух поколений, отцов и детей.

Разногласия по различным вопросам всегда существовали между молодежью и старшим поколением.

Со своей стороны, Павел Петрович Кирсанов уверен, что существуют вещи, в которых нельзя усомниться («Аристократизм… Он больше ценит привычки и традиции и не хочет замечать изменений, происходящих в обществе. Как разночинец-демократ Базаров, так и аристократ Кирсанов имеют огромное влияние на окружающих, и в силе характера нельзя отказать ни тому, ни другому.

И вообще, весь облик дяди Аркадия «…был изящным и породистым, руки — красивые, с длинными розовыми ногтями». Внешность Базарова представляет полную противоположность Кирсанову. Портрет Базарова, несомненно, принадлежит «демократу до конца ногтей», что подтверждается и поведением героя, независимым и самоуверенным.

Цитаты Кирсанова Аркадия

И Базаров — прототип такого ученого. Противоположны взгляды спорящих на искусство и природу. Павел Петрович Кирсанов восхищается произведениями искусства.

Базаров же отрицает искусство («Рафаэль гроша медного не стоит»), к природе подходит с утилитарными мерками («Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»).

Николай Петрович Кирсанов также не согласен с тем, что искусство, музыка, природа — чепуха. Базаров уверен, что аристократы не способны к действию и от них нет никакой пользы.

А самое большое, что делал Павел Петрович, — помогал своему брату деньгами, не решаясь давать советы, и «не шутя воображал себя дельным человеком».

Конечно, более всего человек проявляется не в разговорах, а в делах и в жизни своей. Поэтому Тургенев как бы проводит своих героев через разные испытания. И сильнейшее из них — испытание любовью.

Ведь именно в любви душа человека раскрывается полно и искренне.

И вообще тот факт, что он серьезно влюбился в легкомысленную и пустую светскую даму, о многом говорит. Базаров — сильная натура, это новый человек в русском обществе. И писатель внимательно рассматривает этот тип характера.

Каждый может притвориться тем, кем хочет. Некоторые люди всю жизнь так и делают. Иван Сергеевич Тургенев любит своего нового героя и в эпилоге дает ему высокую оценку: «…страстное, грешное, бунтующее сердце».

Век нынешний и век минувший…

Нравственные ценности

Кирсанов

Отношение к любви

«Любовь – белиберда, непростительная дурь»;

«И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество»;

«Этакое богатое тело, хоть сейчас в анатомический театр»

«Подумайте, что может быть ужаснее, как любить и не быть любимым!»

Отношение к искусству

«Порядочный химик в 20 раз полезнее всякого поэта»;

«Рафаэль гроша медного не стоит»

Отмечает роль искусства, но сам им не интересуется: «Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать его щегольски сухая и страстная… душа»

Отношение к природе

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»

Любит природу, которая позволяет ему побыть в уединении с самим собой

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Таблица «Спор Базарова и Павла Петровича»», рассмотрит политические, философские и нравственные взгляды представителей «отцов и детей» из романа И. С. Тургенева.

Тест по произведению

Главный герой романа «Отцы и дети» – Евгений
Базаров. Отношение к любви
этого молодого и дерзкого нигилиста, как многие помнят, было не совсем почтительным. Для него подобные чувства – дурь и белиберда. Давайте посмотрим, насколько изменится этот персонаж к концу произведения.

Цитаты Кирсанова Аркадия

• Надо бы так устроить жизнь, чтобы каждый день был значительным.

• Кленовый лист, когда падает на землю, похож на бабочку, и это странно — потому что самое сухое и мёртвое схоже с самым весёлым и живым.

«Отцы и дети» — знаковый роман И. С. Тургенева, который был написан в 60-е годы 19 века. Несмотря на то, что в романе множество метафор, сравнение человека с природой, например, когда персонажи ехали в село Марьино, Иван Сергеевич описал Россию перед отменой крепостного права с помощью описания зимней погоды: «среди весеннего красного дня, вставал белый призрак безотрадной, бесконечной зимы с ее метелями, морозами и снегами». Но, несмотря на все эти описания и лирические отступления автора, «Отцы и дети» знамениты своей натуральностью.

Все получившиеся персонажи у Тургенева будто бы существовали в реальности, будто бы вся эта история имела место быть в нашей жизни. Иван Сергеевич не просто писатель, а тонкий психолог, который хорошо разбирается в личностях. Образ его персонажа Базарова буквально оживает со страниц книги и, в принципе, олицетворяет всю тогдашнюю нигилистическую молодежь.

Но все мы привыкли, что, когда кто-то спорит, наблюдающий за происходящим человек либо переходит на какую-либо позицию,  либо остается в нейтральной стороне. Но в случае спора, который описал Тургенев, дела обстоят по-другому: даже, если зритель придерживается политики нигилиста Базарова, то в большинстве случаев в голове промелькнет мысль, что и Кирсановы в чем-то да правы.

Разногласия среди поколений никогда не исчерпают себя, поэтому начинать спор становится бессмысленным, как говорится, об стенку горох: Базарова практически не удалось переубедить, да и Кирсановы остались при своем мнении.

Рассмотрим персонажей этой замечательной книги.

Евгений Базаров – молодой врач, который на протяжении всего дня занимается наукой. Выглядит он немного неряшливо, парню не нужно производить впечатление, как делает это аристократическое общество, Базаров считал, что главное в человеке — это ум. Евгений говорил, что он ярый нигилист, то есть, человек, который отрицает все человеческие понятия: любовь, религию, дружбу. В некоторых высказываниях Базаров прав:

Но Евгений сильно заигрался своим образом нигилиста, который больше похож  на юношеский максимализм: он говорил про великие произведения искусства, что они и гроша медного не стоят, отрицал любовь, а романтика ему так вообще была противна. В любом случае, молодой человек противоречил сам себе: он говорил, что «Любовь — белиберда, непростительная дурь»,  «считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни…», хотя он и был охотником до женского пола. Но как бы он не скрывал, каким бы он ни был нигилистом, все-таки из души его вырвалось признание:

Теперь же рассмотрим Николая Петровича Кирсанова, богатого дворянина. В спорах он по-своему прав, но Николай Петрович сидит на месте, будто бы остановившись во времени. В этом помещике есть что-то от Собакевича из «Мертвых душ», но совсем чуть-чуть: они оба заядлые консерваторы. Но и от Манилова в нем тоже что-то есть: высшие манеры, но беспросветная лень, так как у Кирсанова все плохо было с хозяйством. Причем Николай Петрович не упускает момента, чтобы показать свою образованность и аристократизм, например, когда резко начинает говорить по-французски.

Также есть еще один интересный герой — Павел Петрович Кирсанов, можно сказать, один из значимых героев в романе. Он самолюбив, горд, образован и начитан. Является главным оппонентом в спорах с Базаровым. Не любит русские традиции, живет на английский вкус. Является образом настоящего аристократа.

Также на протяжении всего романа показывает свою натуру и писатель, Иван Сергеевич Тургенев. Его цитатами пронизан весь роман, например, «…Время (дело известное) летит иногда птицей, иногда ползет червяком; но человеку бывает особенно хорошо тогда, когда он даже не замечает – скоро ли, тихо ли оно проходит…» Мысли автора заставляют задуматься.

Вообще, эта книга обязательна для прочтения, хоть и Базаров – герой своего времени, его мысли и мысли всех, кто задействован в данной книге заставляют задуматься и помогают сформировать собственное мнение.

Характеристика героя

Перед читателем Кирсанов предстает немного неотесанным мужчиной. Пухленький и седой он хромает и слегка сутулится. Николай Петрович носит запыленные деревенские одежды. Привлекает и заставляет проникнуться его личностью немного грустный, но тем не менее приятный взгляд его черных глаз.

Николай Кирсанов – человек образованный. Он обучался в Петербургском университете, и должен был пойти по стопам своего отца, военного генерала. Хромота поставила крест на этих планах, и Николай Петрович долгие годы работал в Министерстве уделов.

В юности он женился, брак был его счастливым. Жену свою он любил, времени с ней проводил много и долго горевал, когда ее не стало. Он добрый, ласковый и гостеприимный. В отличие от Павла Петровича, немного трусоват. Новых и прогрессивных идей он побаивается, но в открытый конфликт с Базаровым по этому поводу не вступает.

(Имение Кирсановых из к/Ф “Отцы и дети”, место съёмок усадьба Фряново, 1983
)

Николай Петрович – дворянин и помещик. У него большие угодья и приличное состояние. Этим Кирсанов искренне гордится, но вот вести хозяйство он не умеет совсем. Строения в имении прохудившиеся, работники ленивые, а скот изрядно вымотанный.

Наладить хозяйство ему мешает непрактичная и романтическая натура. Несмотря на приличный возраст, он по-прежнему любит созерцать природу, увлекается музыкой и слывет слишком тактичным среди деревенских мужиков, которым нужна тяжелая и властная рука. Вместо четкого управления и строгого обращения он вразумляет своих подчиненных длинными речами.

Отец Аркадия очень любит своего сына и при этом он не одинок. У него есть женщина Фенечка, она из простых крестьянских душ. Живет он с ней в неофициальном браке и воспитывает общего ребенка. В женщине Николай также души не чает.

Светских раутов он не любил по молодости, не тяготеет к ним и сейчас. Кирсанов домосед, который сторонится шумного людского общества. Меланхоличному мужчине оно не нужно.

Заключение

Очень широко представлена тема любви в романе “Отцы и дети” Тургенева. Сочинение по этому произведению написать не сложно. Для раскрытия темы любви можно выбрать взаимоотношения двух героев или же представить общий обзор, как в нашей статье. Страницы романа “Отцы и дети” Тургенева буквально пронизаны духом этого вечного чувства. Характер героев наиболее полно раскрывается как раз во время испытания любовью. Безусловно, тема любви в романе “Отцы и дети” – одна из ключевых в этом произведении.

Аркадий принадлежит к поколению шес­тидесятых. Его отношения с отцом – образец идеальных взаимоотношений двух поколений, старшего и младшего, в одной семье. Его отец, Николай Петрович Кирсанов, принадлежит к числу тех «хороших представителей дворянства, кото­рые по своей психологии и складу характера ближе к народу. Добрый, просто­душный, он свободен от всякого высокомерия или чувства дворянской спеси. В юности он женился на дочери мелкого городского чиновника и от души восхи­щался тем, что она в журналах читала серьезные статьи в отделе «Наук» . Сам он окончил университет и питал к наукам большое почтение. Потом поселился с же­ной и сыном в деревне, ездил на охоту, занимался хозяйством, любил и поэзию, и музыку. После смерти жены Николай Петрович полюбил Фенечку и она была с ним счастлива. Уже одно это говорит о простоте и непосредственности его на­туры. Но он дворянин, помещик, и в этом качестве он старается быть прогрессив­ным и полезным. Николай Петрович окрылен приближением реформы, не дожи­даясь ее осуществления, он отпустил на волю дворовых, размежевался с крестья­нами и завел «ферму» . Он пытается ввести у себя передовые методы земледелия, покупает кое-какие машины, обдумывает возможности рационального содержа­ния скота и т. д. Но у него мало что получается. «Сил моих нет! – не раз с отчаянием восклицал Николай Петрович, – самому драться невозможно, посылать за стано­вым не позволяют принципы, а без страха наказания ничего не поделаешь» . В ус­ловиях существования поместного землевладения невозможна идиллия, о которой мечтает добрый Николай Петрович. Аркадий понимает своего отца, он благодарен ему за то, что он тепло и при­ветливо встречает Базарова и хочет сблизиться с ним, как с другом своего сына, разделяет с ним его тревоги и боль по поводу безуспешных преобразований в хо­зяйстве, подробно расспрашивает о делах в имении и в усадьбе. Он тянется к сво­ему отцу, старается быть с ним честным и искренним, не способен с ним разгова­ривать резко и грубо, хотя постоянно чувствует какую-то неловкость из-за таких теплых отношений с отцом перед своим другом Базаровым. В начале романа Ар­кадий находится под влиянием Базарова. Увлеченный его идеями, Аркадий был горд считать себя его учеником и единомышленником, во всем подражал ему. Он стеснялся показаться перед ним чувствительным и нежным, зная, что Базаров осудит его за это. В связи с этим с первого дня приезда домой сына отец мог за­метить скованность Аркадия, его напряженность и неуверенность. Обнаружива­ется некоторая натянутость в отношениях отца и сына, отдельные поступки и слова Аркадия вызывают у отца и дяди непонимание, недоумение, но терпимость и мудрость отца, разумный совет и снисхождение способны сдерживать порывы неопытной юности. Несмотря на молодость, на стремление к свободе и независимости, Аркадий Кирсанов умеет вести себя с отцом как достойный сын с достойным отцом.

Меню статьи:

Жизнь полна парадоксов, можно с легкостью отыскать множество таких примеров. Одним из них является диаметральная противоположность в характере и жизненных принципах самых близких, в родственных смыслах, людей.

Очень часто братья и сестры кардинально разняться между собой, что вызывает искреннее недоумение. Подобная ситуации описана И. Тургеневым в романе «Отцы и дети».

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий