В чём причина забывания слов?
Ученые считают, что это является результатом нарушения процесса активации от значения к звуку. Вы, наверное, заметили что даже если не можете вспомнить слово, вы можете его хорошо описать. Например, что это мелкое колючее животное тёмного цвета. Считается, что мозг активировал значение слова, но не звук. Как будто случилось короткое замыкание, и мозг пропустил фонологический(звуковой) уровень. В результате у вас есть идея в голове и ощущение, что вы её знаете, но ваш мозг просто не может активировать соответствующий звук слова.
Мозг не может активировать соответствующий звук слова
Состояния «на кончике языка» чаще встречаются с редко используемыми словами. Поэтому многие считают, что забывание слов возникает из-за отсутствия использования. Это немного похоже на поход по пешеходной тропе, которой давно не пользовались. Скорее всего она будет заросшей растениями, и пройти по ней будет труднее, чем по часто используемым тропам.
Это также объясняет, почему двуязычные люди чаще не могут вспомнить слова, чем одноязычные. По причине того, что им приходится делить свое время между двумя языками, в конечном счете они используют каждый язык реже, чем одноязычный человек.
Наиболее распространенные причины афазии: афазия – симптом инсульта, опухоли или травмы мозга
Афазия, как правило, является опасным симптомом, свидетельствующим о заболевании. Афазии не бывает у здоровых людей. Это следствие повреждения или ишемии коры головного мозга, ответственной за речь (моторная афазия) или понимания речи (сенсорная афазия). Поскольку они находятся в мозге рядом, часто возникает смешанная афазия.
Наиболее распространенная причина афазии – инсульт. Состояние наступает в результате инсульта, ишемии и повреждения самой коры (включая речевые центры), а также путей, ведущих команды от коры к периферии (двигательные волокна) и поставляющих сенсорные стимулы с периферии (чувствительные волокна).
Инсульт
Редкими причинами афазии являются опухоли, травмы головного мозга, локальное воспаление, атеросклероз мозговых артерий – тогда афазия может развиваться постепенно.
Виды речевых стереотипий
Известно несколько видов речевых стереотипий: настойчивый повтор одного умозаключения или слова (персеверация), повторение одного и того же выражения, оборота речи (стоячие обороты), повтор слов или слогов в определенном ритме, либо в рифмованной форме (вербигерация).
Персеверация — настойчивости упорных поем мы оды
Термин персеверация происходит от латинского слова perseveratio, что означает «упорство», «настойчивость». В речи персеверация проявляется как неоднократное воспроизведение одних слогов, слов или предложений.
В сознании пациента как будто «застревает» слово или мысль, и он повторяет ее многократно и монотонно при общении с собеседником. При этом повторяемое слово или фраза не имеют отношения к теме беседы. Речь пациента имеет монотонный характер. Персеверация может проявляться как устно, так и письменно.
Персеверация является результатом ассоциационной деятельности, частью сознания и не происходит случайно. Не стоит путать ее с навязчивыми явлениями, так как последние имеют элемент навязчивости, и пациент осознает абсурдность своих действий.
Вербигерация — частый удел шизофреников
Психическое нарушение, при котором пациент повторяет, выкрикивает монотонным голосом одни и те же междометия, слова, фразы. Данные повторения имеют автоматический и бессодержательный характер, могут длиться несколько часов и даже дней.
Пациент ритмично, часто в рифму, повторяет слова, и сочетания звуков, которые не имеют смысла. Следует отличать вербигерацию от персеверации, так как при последней повторения зависят от нервно-психических состояний, и исчезают с устранением этих состояний.
Стоячие обороты
Стоячими оборотами называют обрывки фраз, выражения, слова, однотипные идеи, которые больной многократно воспроизводит во время беседы.
Вначале пациент произносит их с одной и той же интонацией, а впоследствии упрощает, редуцирует и процесс сводится к стереотипному повторению слов.
Зачастую произносимые стоячие обороты сильно искажаютсяи становится невозможно понять их изначальные смысл и звучание.
Палилалия
Под палилалией подразумевается повторение больным фразы, либо ее части, отдельного слова или слога, из произнесенного им самим фрагмента речи, два и более раз подряд.
Повторение происходит при обычной громкости голоса, постепенно громкость может понижаться, а темп речи становиться быстрее. К примеру, дав ответ на вопрос, пациент многократно и беспрерывно повторяет ответ.
Проявления палилалии относятся не только к интеллектуальным формам речи, но также и к эмоциональным (восклицаниям, окрикам). Однако она обычно не относится к произносимым машинально, оборотам автоматизированной речи. Количество повторов может достигать двух десятков и более.
Эхолалия
При эхолалии пациент повторяет фразы и слова, которые были сказаны окружающими его людьми. Зачастую эхолалия присуща маленьким детям, и у них это не является патологией.
Патологией это считается, когда эхолалия становится причиной задержки умственного развития, либо развитие ее наблюдается у взрослого человека.
Вертится на языке: почему мы забываем некоторые слова?
Нас часто мучает психологический феномен, связанный с тем, что мы склонны забывать слова и имена, но ощущения, что необходимое слово вот-вот вспомнится, не покидает. Этот феномен называется «на кончике языка». Мы часто говорим, что забытое слово «вертится на языке», и это состояние способно вызывать недовольство и даже фрустрацию.
Однако, несмотря на причиненные неудобства, наша частая неспособность вспомнить хорошо знакомое слово способна многое рассказать о том, как работает память и как она взаимосвязана с нервными процессами.
Состояние «на кончике языка»
Когда, казалось бы, простой процесс выражения мыслей приостанавливается из-за того, что мы неспособны прямо сейчас вспомнить то самое, необходимое для продолжения слово, мы сталкиваемся с когнитивным блоком.
Когда это происходит, мы отчаянно пытаемся одновременно вспомнить слово либо найти подходящий синоним, альтернативное выражение и в то же самое время тянем время, используя знакомые выражения: «это, как его», «ну, то самое», «на языке вертится», и тому подобное.
То, как часто используются эти выражения, говорит о склонности людей забывать простые слова, обозначающие предметы, названия мест и даже имена и фамилии хорошо знакомых людей.
Технически в психологии этим термином обозначается временный блок, не позволяющий вспомнить имена собственные, однако все чаще и чаще его используют для обобщения состояния «на кончике языка».
Летологика
Как и многие другие профессиональные термины, сформированные сравнительно недавно, слово «летологика» происходит из двух древнегреческих. Корень lethe означает забывать, в то время как logos переводиться как «слово». В древнегреческой мифологии Лета была одной из пяти рек подземного мира, из которой души умерших пили, чтобы забыть все земные воспоминания.
Происхождение термина приписывается руке Карла Юнга (начало XX века)
Юнг работал с подсознанием и особое внимание уделял памяти и ее процессам. Но, несмотря на то, что целый век прошел с тех пор, как феномен обратил на себя внимание, психологи все еще очень мало знают о нем
Изучение феномена
Все потому что летологику нельзя спровоцировать или предсказать, поэтому ее изучение лабораторными методами практически невозможно. Ученые до сих пор не могут причислить этот феномен к нарушениям памяти, как и к нарушениям речевого аппарата. У летологики есть общие черты как с гипомнезией, являющейся нарушением памяти, так и с афазией, являющейся нарушением речи.
Также неизвестны и причины феномена «на кончике языка». У специалистов есть несколько гипотез, среди которых наиболее популярны две:
- «Блокирование» нужного слова другим, вспомнившимся раньше или пришедшим на ум быстрее. Это слово не всегда имеет прямое отношение к необходимому, скорее оно ассоциативно с ним связано.
- «Слабая активация» искомого слова или выражения, особенно по сравнению с другими, похожими по смыслу и звучанию словами.
Летологика у людей, свободно владеющих двумя языками, встречается гораздо чаще. Однако, благодаря лингвистическим и мнемоническим процессам, связанным с переходом от одного языка на другой, такие люди способны быстрее вспомнить необходимое слово или подобрать к нему синоним.
Ассоциативная память
Работа человеческой памяти сильно отличается от компьютера, несмотря на частые сравнения.
Психологи много говорят о том, что наша память удивительна тем, что она способна «выдавать» нам необходимые слова со скоростью мысли.
Однако память отвечает на количество ассоциаций, связанных с новой информацией, а не на то, как сильно мы хотим ее запомнить. Недаром говорят, что чем понятнее информация, тем легче ее запомнить.
Невероятно сложно, порой даже невозможно вспомнить абсолютно все известные нам слова.
По данным Оксфордского словаря, в английском языке насчитывается около 600 тысяч слов, однако активный словарный запас среднестатистического взрослого англичанина состоит из немногим более 50 тысяч.
Конечно, в нашей памяти сохранено гораздо больше слов, которые мы понимаем, но используем нечасто. Именно такие слова и формируют большую часть того, что «вертится на языке».
Мы забываем то, что редко используем, и по большей части это имена собственные, как ни странно. Поскольку человеческая память построена на ассоциациях, блокирование определенных слов и возможность их вспомнить напрямую зависят от того, насколько крепки и богаты эти ассоциативные связи.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание
Профилактика или рекомендации при симптоме
Память необходимо тренировать каждый день. Улучшить работу головного мозга помогут занятия по методу Лоуренса Катца. Чтобы избежать появления забывчивости, специалисты рекомендуют придерживаться простых правил:
- выполнять стандартные действия, закрыв глаза и чаще передвигаться в темноте;
- заниматься изучением языков, решать логические задания, разгадывать кроссворды;
- ограничить время работы за ПК;
- регулярно заниматься спортом (физические нагрузки благотворно воздействуют на психоэмоциональное состояние);
- питаться полезной пищей, отказаться от вредной еды и фаст-фуда;
- укреплять иммунную систему;
- не игнорировать вирусные патологии и своевременно проводить терапию;
- придерживаться питьевого режима (рекомендуемый объем 1,5-2 л в день).
Симптомы по возрастам
Для обнаружения дислексии необходимо знать весь спектр признаков, характерных для этого заболевания. И тут есть сложности, потому что проявлений очень много – более того, многие из них отличаются по возрастам
Начнем с общих моментов, а затем расскажем о том, на что обращать внимание в разном возрасте ребенка
Общие симптомы дислексии:
Даже часть из этих признаков – повод для того, чтобы отправиться к врачу и начать разбираться с ситуацией
При этом родителям очень важно не ругать ребенка, не давить на него, заставляя делать то, что у него не получается. Здесь необходим более мягкий и взвешенный подход
Учитывают не только формы дислексии, но и то, как проблема показывает себя в динамике, в разное время.
В дошкольном возрасте болезнь проявляет себя проблемами в речи, сложностями в изучении, произношении разных слов. Ребенок часто путается, не запоминает даже короткий набор фраз. Ему сложно осваивать базовые навыки чтения, письма, он путает слова и буквы. Все это легко может отразиться и на качестве общения с одноклассниками, сверстниками – оно становится хуже.
В младшем школьном возрасте проблемы проявляются не только на уровне слов и слогов. Ребенку уже сложно запоминать факты, он путается в арифметических знаках. Состояние отражается на освоении новой информации. Продолжаются и проблемы другого характера: поведение становится неловким, импульсивным, нарушается координация движений.
В среднем школьном возрасте диагностика дислексии показывает плохое качество чтения, слабую память. Ребенок так же плохо читает, произносит слова. Трудности вызывают бунт, поэтому школьник отказывается читать и писать, у него возникают сложности с жестами, мимикой, усиливаются проблемы при общении со сверстниками.
В старшем школьном возрасте остаются проблемы с письмом, чтением, запоминанием, воспроизведением информации. Формируется медленная скорость работы, от чего кажется, что подросток «ленив». Более того, проблема распространяется дальше – часто дислексики сложно адаптируются к любым изменениям в жизни.
Симптомы дислексии у взрослых предполагают проблемы с письмом и чтением, при этом добавляются рассеянность, невнимательность. Взрослый с таким недугом часто не умеет планировать свое время – качество жизни снижается.
В каких случаях при забывчивости необходимо обратиться к врачу
Далеко не всегда забывчивость является показателем серьезных нарушений в организме. Она может быть следствием банальной усталости или стресса. Если человек часто забывает слова в разговоре, имена своих близких и события пятиминутной давности, есть повод для обращения к врачу. Эпизодические пробелы в памяти патологией не считаются. С ними может столкнуться абсолютно каждый.
К врачу нужно обратиться в следующих случаях:
- при существенных нарушениях функций письма и речи;
- при появлении ложных воспоминаний;
- если изменения в памяти становятся заметны окружению;
- когда нарушение умственной деятельности сопровождается головной болью;
- человеку становится сложнее выполнять привычные для него задачи;
- теряется нить разговора, становится сложно воспринимать сюжет фильмов.
Проблемой нарушения когнитивных функций занимаются сразу несколько специалистов. Может потребоваться помощь терапевта, невролога или психиатра. Врачи назначают комплекс диагностических мероприятий, который поможет выявить причину пробелов в памяти, и подбирают курс лечения.
Мнения экспертов
«У многих людей с деменцией есть проблемы с пониманием речь в шумной обстановке. Это исследование говорит, что такие изменения могут быть не только симптомом, но и фактором риска деменции, который потенциально можно лечить», – прокомментировала исследование Кэти Стаббс (Katy Stubbs) из благотворительной Британской организации по изучению болезни Альцгеймера.
Джейсон Уоррен (Jason Warren) из Университетского колледжа Лондона считает, что новые данные могут быть крайне полезными, однако поднимают ряд вопросов. Данное исследование, по его мнению, не показывает, является ли указанное нарушение слуха причинным фактором деменции. Этот скепсис разделяет Дэвид Кертис (David Curtis) из того же колледжа. Он согласен, что нарушение слуха – важный ранний признак деменции, но не убежден, что своевременное лечение поможет предупредить ее. Этот вопрос должны разрешить будущие исследования.
Невроз — психоз — пограничная личность
Важно дифференцировать пограничную личность от невротика или психа, а также последних двух друг от друга. У человека с диагнозом пограничное расстройство личности нарушен процесс обработки информации (особенно чувств и эмоций)
Неврозы же, никак не меняют процессы, которые протекают в структуре самой личности
У человека с диагнозом пограничное расстройство личности нарушен процесс обработки информации (особенно чувств и эмоций). Неврозы же, никак не меняют процессы, которые протекают в структуре самой личности.
Невроз – это что-то временное, от чего можно избавиться. Личностное расстройство оказывает огромное влияние на структуру личности, на восприятие и способы реагирования на внешние события.
Пациент, у которого невроз, осознает, что с ним что-то не так, пытается преодолеть это состояние, стремиться обратиться за помощью к специалистам. Индивидуум с личностным расстройством не осознает, что с ним что-то не так. Его реакция и поведение воспринимаются им как вполне реальные и единственно возможные. Такие люди верят, что реальность именно такая, какой они ее видят и понимают.
Невроз – это патология нервной системы, чаще возникает из-за сильного стресса, глубоких переживаний, длительного пребывания в напряженном состояния, вызывается истощением нервной системы.
Разновидности неврозов:
- (не)обоснованные страхи;
- истерия;
- навязчивое состояние;
- неврастения.
Психоз – психическое заболевание, которое проявляется в странном, неадекватном поведении и восприятии окружающего мира, а также нестандартной реакцией на события и внешние раздражители.
Люди, страдающие неврозом, критично относятся к себе и окружающим, не теряют связь с реальностью происходящих событий. Человек анализирует свое состояние, идет на контакт, принимает помощь, охотно соглашается на лечение.
Психозы сопровождаются слуховыми и визуальными галлюцинациями, бредовым расстройством, странным поведением, зацикленностью.
Пограничное расстройство личности и психоз – это психические расстройства, которые связаны с глубоким нарушением психики, прогрессирующим ухудшением социализации человека, чаще всего вызваны рядом психологических и наследственных причин, детских воспоминаний и ситуаций. Часто второе следует из первого, если вовремя не было начато лечение.
В отличии от них, невроз – это заболевание нервной системы, которое человек может заметить самостоятельно и с помощью несложного терапевтического лечения его преодолеть. Неврозы, чаще всего, носят единичный характер (не склоны к повторному появлению).
Пограничное расстройство личности и психоз – заболевания, которые можно «залечить», но не излечить полностью. Возможны длительные периоды ремиссии, с возникающими время от времени кризисами.
Диагностика и лечение
Поставить диагноз может только квалифицированный врач. Даже в том случае, если у человека наблюдаются пять и более симптомов из выше перечисленных, еще рано говорить о его психологическом расстройстве.
Если же симптомы ярко выраженные, имеет длительный и постоянный характер, а у человека наблюдаются трудности в социальной адаптации или проблемы с законом, то стоит бить тревогу и обратиться к врачу.
Нужно отметить, что лечение очень сложное и длительное, так как не существует специальных медикаментов, которые лечат именно пограничное расстройство личности. Поэтому терапия направлена на купирование определенных симптомов (депрессии, нервозности, агрессии).
В зависимости от симптомов возможно понадобится консультация невролога, нарколога, гинеколога, уролога.
Так как пограничное расстройство почти всегда сопровождается депрессивным состоянием, то назначается курс антидепрессантов. Они призваны помочь в восстановлении психического здоровья пациента. Чаще всего назначаются лекарства группы СИОЗС, как наиболее безопасные и современные.
Кроме того, назначаются антипсихотические препараты (снижают стремление к получению новых ощущений, которые могут нанести вред здоровью), стабилизаторы настроения, противотревожные препараты (анксиолитики).
Не обойтись без многочасовых сеансов психотерапии. Только психотерапия дает положительные и видимые результаты, помогает разобраться в корне проблемы, найти причины ее возникновения и обрести душевное равновесие пациенту.
Очень важно, чтобы у пациента возникло чувство доверия к психотерапевту. Чтобы он мог максимально открыть свои душевные переживания и чувства
Грамотный врач направит пациента в нужную сторону, поможет ему найти собственное «Я», проведет терапию «переноса» в те ситуации в жизни человека, которые могли спровоцировать возникновение и развитие заболевания. К каждому случаю необходим индивидуальный подход. Поэтому выбор психотерапевта имеет определяющую роль в лечении.
К последствиям пограничного расстройства личности можно отнести уже раннее названые: алкоголизм, наркоманию, ожирение, проблемы с желудочно-кишечным трактом.
К более глобальным: социальная изоляция, одиночество (следствие невозможности построения длительных отношений), проблемы с законом, судимость, суицид.
Пограничные расстройства не повод для отчаяния. Во время ремиссии такие люди заводят друзей, строят семьи, живут полной жизнью. Нужно просто правильно выбрать лечащего врача или клинику для лечения в период обострения.
Лечение памяти
При нарушениях памяти и внимания лечение зависит от причины. Симптомы, связанны с психическими недугами, сосудистыми нарушениями, болезнью Альцгеймера или другими органическими патологиями, требуют разных подходов.
При проблемах с памятью лечение может включать в себя:
Лекарства для коррекции сопутствующих заболеваний: препараты для контроля артериального давления, ангиопротекторы, гормонозаместительная терапия и другое.
Если ЧМТ стала причиной ухудшения памяти лечение может включать в себя назначение анальгетиков с целью устранения болевого синдрома.
При психических расстройствах с признаками тревожности и депрессии применяются седативные препараты и антидепрессанты.
При деменции назначаются холинергические препараты, ноотропы, препараты, взаимодействующие с NMDA-рецепторами.
Витаминотерапия и биодобавки применяются в составе комплексной терапии.
Психотерапия: позволяет пациенту адаптироваться и улучшает прогноз.
- Рекомендации по изменению образа жизни и, при необходимости, инструкция по уходу за пациентом для родственников.
В некоторых случаях снижения памяти лечение позволяет полностью устранить проблему, но некоторые заболевания, например, болезнь Альцгеймера, излечить невозможно. Тем не менее, можно ослабить симптомы и замедлить их развитие. При расстройствах эмоционально-волевой сферы, плохой памяти, рассеянности, забывчивости лечение помогает пациенту сгладить симптомы и лучше адаптироваться к происходящему, а также облегчает уход родственникам.
Нарушения памяти — очень сложная мультифакториальная проблема, борьбой с которой должны заниматься высококвалифицированные специалисты.
Терапия и коррекция
Лечение пациентов с речевыми стереотипиями подразумевает следующие методики:
- фармакотерапия;
- лечебная физкультура;
- психотерапия;
- психологическая коррекция;
- физиотерапия;
- логотерапия;
- работа с дефектологами.
Необходимо начинать терапию с лечения основного провоцирующего заболевания. Возможность восстановить речевую функцию будет зависеть от главного диагноза.
При наличии у больного афазии основной акцент делается на автоматизированную речь, затем пациента постепенно обучают осмыслению и отделению главного от второстепенного
Если основным заболеванием является слабоумие, во время терапии акцентируют внимание на смысловое значение слов. Больных с легкой формой шизофрении учат корректному построению предложений, сохраняющих смысловое содержание
В Западных странах при лечении данных нарушений основной акцент делается на медикаментозный способ терапии. Наиболее широко применяются нейролептики. Они способствуют изменениям в патологических процессах работы головного мозга.
Визуал, аудиал или кинестетик?
Нейро-лингвисты предлагают своё объяснение. Любит ли человек заглядывать в глаза или старается побыстрее отвести взгляд – это зависит от способа его мышления. Визуалы мыслят при помощи зрительных образов, поэтому для них так необходимо фокусировать взгляд на глазах, чтобы «прочесть» недостающую информацию.
Для аудиалов важны звуки, — они, скорее, будут слушать тембр и интонации голоса, глядя куда-то в сторону. Кинестетики, опирающиеся на интуицию и тактильные ощущения, во время общения стараются прикоснуться к собеседнику, обнять, пожать руку, при этом смотрят они обычно вниз.
Лечение
Если человек находится в коме, нужно совершить профилактику, устранение нарушений витальных функций. Нужно обеспечить поступление кислорода в организм больного. Делают искусственную вентиляцию легких или применяют другие методы. Далее нужно привести в норму кровообращение в организме. Для этого могут быть применены вазопрессоры или гипотензивные препараты.
Если есть подозрение на то, что нарушение сознания вызвано алкогольными напитками, для лечения нужно введение тиамина в большой дозировке. Судороги при нарушении сознания устраняют при помощи антиконвульсантов. Больному при коме вводят глюкозу, чтобы совершить профилактику гипогликемического повреждения мозга. Далее проводят анализы, и в соответствии с ними корректируют дозировку.
Первые ранние признаки болезни Альцгеймера
Если в последнее время проблемы с памятью периодически начинают мешать вашей повседневной жизни, это может быть признаком начинающейся болезни Альцгеймера или другой деменции. Болезнь Альцгеймера, как известно, это заболевание головного мозга, которое вызывает медленное снижение памяти, мышления, больной человек постепенно теряет все свои навыки и буквально теряет рассудок.
В данной статье мы рассмотрим 10 ранних признаков, симптомов или даже, если хотите, знаков того, что болезнь Альцгеймера уже, пока малозаметно, убивает ваш мозг, или отнимает разум у близкого вам человека
Каждый может испытывать один либо несколько из этих признаков, и очень важно при этом, на этой ранней, доклинической, малосимптомной стадии развития болезни, обратить внимание на появившиеся проблемы с памятью и вовремя начать лечение
Одним из главных признаков болезни Альцгеймера является потеря памяти, особенно последних событий. Больные начинают забывать о важных событиях и датах в их жизни, просят постоянно повторить одну и ту же информацию, все более начинаю полагаться на запоминающие электронные устройства или на членов их семьи.
Иногда забывают имена или названия, но вспоминают их позже.
Как снизить уровень прокрастинации: метод важного и срочного
В рамках дисциплины Time management («Управление временем») существует целый ряд методик, которые позволяют снизить уровень прокрастинации, уменьшить стресс, повысить реальную отдачу от труда и удовлетворенность от жизни.
Для снижения уровня прокрастинации авторы метода предлагают разделять все дела по двум критериям: важности и срочности. Таким образом, выделяется всего четыре категории дел, на которые уходит время:. важные и срочные дела важные и несрочные неважные и срочные неважные и несрочные
важные и срочные дела важные и несрочные неважные и срочные неважные и несрочные
Важное и срочное. Это неотложные дела — аварийная ситуация, болезнь, крайний срок, угроза жизни, семейный кризис
Выполняя важные и срочные дела, следует помнить, что все это делается ради «важных и несрочных» жизненных целей, и осознавать, для каких именно:
работаю, потому что хочу купить дом;
занимаюсь с репетитором английским, потому что хочу повысить свой профессиональный уровень;
посещаю психолога, потому что хочу иметь здоровые отношения в семье;
иду к стоматологу удалять зуб, потому что мне важно мое здоровье.
Важное и несрочное. Это жизненные цели, планы, важные задачи, что придают смысл жизни
Именно эти дела имеют наибольшее влияние на жизнь человека в целом, при этом прокрастинация, в первую очередь, затрагивает именно их.
Неважное и срочное. Это ежедневные мелочи, такие как уборка (можно нанять помощника по дому), длительные разговоры по телефону с мамой, поход в магазин (можно заказать доставку), проверка почты и новостей в соцсетях, гости по выходным
Неважность этих дел не означает, что их все можно вообще не делать. Но нужно осознавать, что они не слишком существенны, и от них можно отказаться в пользу дел первой и второй категории.
Неважное и несрочное. Это категория ежедневных дел, которые вносят очень маленький вклад в качество жизни, либо не делают его вообще, но отнимают время
Этим делам дается время, когда человек не знает, в каком направлении лучше двигаться: ответы на все звонки, болтовня с родственниками в рабочее время, затягивающиеся чаепития, деловой и личный спам, интернет-блоги, игра в карты, посиделки до поздней ночи.
Почему возникает дислексия – причины заболевания
В основном причины дислексии имеют нейробиологический характер
Это важно для понимания, потому что нередко от незнания родители и учителя списывают сложности с чтением на «лень» или «невнимательность» ребенка, только запуская ситуацию. Но при таком отклонении определенные зоны мозга отличаются меньшей активностью, а также имеют пониженную плотность
Дополнительными причинами дислексии (провоцирующими факторами) становятся:
Серьезное влияние имеют на это отклонение и факторы социального характера. Причем они могут быть абсолютно противоположными по своей направленности. Так, симптомы дислексии могут проявиться и от слишком большой учебной нагрузки, и от запущенности – полного игнорирования развития ребенка. При изоляции, дефиците общения, не очень хорошем окружении ситуация только ухудшается.
Однако напомним, что дислексия – это необязательно болезнь детей из неблагополучных семей. Из-за чисто биологических причин она может проявляться у детей, которые живут в отличных условиях и получают от взрослых достаточно внимания.
Повышайте концентрацию
Чтобы производительность увеличилась, мозг нужно разогреть с утра и «подзарядить» после обеда. Помогает ходьба и
простые физические упражнения.
Так как размытые сроки для рабочих задач часто ведут к прокрастинации, Цукияма рекомендует ставить временные
ограничения. Когда человек быстро справляется с задачей, у него какое-то время длится такое эффективное
состояние. Хотите успеть как можно больше? Учитывайте, что интервалы интенсивного труда длятся всего 2 часа и
сравнимы с экзаменом.
Вы можете работать весь день с перерывами спустя 2 часа и заканчивать, когда производительность падает на 30 %.
Когда у вас есть ограничение по времени, появляется четкое решение, пошаговый план и минимум вариантов.
Каждый раз, когда вы берете работу домой и посвящаете ей все свободное время, высокая производительность
исчезает. К чему это приводит? Задача, на которую нужен был час, растягивается на весь день. Распределите объем
задач на все рабочее время в неделе, чтобы ваши вечера и выходные были посвящены общению с близкими и любимым
занятиям.
Для высокой производительности нужна конкуренция, так как в человеческом мышлении заложена тяга к победе.
Соревновательный подход помогает улучшить показатели компании или завода в десятки раз.
Новое исследование
Вопрос связи деменции и нарушения различения слов на фоне шума изучен мало. Чтобы уточнить его, ученые из Оксфордского и Гамбургского университетов провели крупное исследование. Они проанализировали данные о 82 тысячах участниках британского Биобанка. Те были старше 60 лет, наблюдение длилось около 11 лет. Каждый из них прошел тест по различению слов в шумной обстановке, приближенной к условиям реальной жизни.
Ученые обнаружили, что у людей со сниженной способностью различать звуки в шумном окружении риск деменции был выше на 61%, а со слабой способностью – на 91% по сравнению с риском у людей, которые слышали хорошо.