Буллинг – Что Это Такое? Виды, Предпосылки

Чем опасен буллинг

У последователей философии «закона джунглей» бытует мнение, что жизнь в человеческом коллективе не слишком отличается от законов существования звериной стаи. Ты либо хищник и ешь других, либо жертва — и едят тебя. При этом создаётся иллюзия, что выжившие за счёт других — победители, и что, если есть выбор, всегда нужно занимать сторону «сильного». То есть буллить других, чтобы не стать жертвой буллинга самому.

Однако буллинг — палка о двух концах. И пусть это поначалу не очевидно, бьёт она как по жертве, так и по зачинщику, и даже по свидетелям буллинга.

Для жертв

Самые тяжёлые последствия, конечно, у жертвы. Пережившие травлю надолго зарабатывают неуверенность в себе, чувство выученной беспомощности, недоверие к миру.

В запущенных случаях жертва буллинга может впасть в депрессию, заработать различные психосоматические и психические заболевания и даже попытаться наложить на себя руки.

Негативные последствия буллинга

Жертвы издевательств в школе получают множество психологических травм, болезненные переживания сказываются не только на состоянии психики, но и на состоянии здоровья ребенка:

  • Ребенок становится закомплексованным, замкнутым, не уверенным в себе. В результате снижения самооценки он боится принимать участие в конкурсах, олимпиадах, различного рода соревнованиях, отказывается от любимых занятий. Многие таланты и потенциальные возможности школьника остаются нереализованными, следовательно, его дальнейшая жизнь имеет меньше шансов быть успешной.
  • В результате запугивания у школьника повышается уровень тревожности, он испытывает постоянное чувство страха, окружающий мир начинает воспринимать как небезопасное место. Из-за повышенной тревожности у ребенка могут возникнуть проблемы со сном, учебой, расстройства пищеварения, головные боли, энурез. У детей с особенно чувствительной психикой могут развиться даже заболевания сердца, но фоне постоянных насмешек и агрессии со стороны сверстников.
  • Если травля связана с лишним весом ребенка, это может привести к развитию у него анорексии.
  • Нередко, продолжительная травля и агрессия, доводят школьников до селфхарма (причинения боли, физических травм самому себе) и самоубийства.
  • Пережив издевательства в детстве, человек сохраняет в своем подсознании негативный опыт взаимодействия в обществе. Став взрослым он часто испытывает трудности в общении с противоположным полом, рабочим коллективом, сверстниками. Часто такие люди остаются одинокими, предпочитают работу на дому, виртуальное общение непосредственному межличностному контакту.

Испытывая на себе агрессию со стороны коллектива или начальства, взрослый человек так же сталкивается с негативными последствиями буллинга на работе:

  1. У него снижается работоспособность, физическая и умственная активность. Это происходит из-за того, что отвлекаясь на внешние раздражители, работник не может сконцентрироваться на своих обязанностях.
  2. Работник становится безынициативным, необщительным, перестает продвигаться вверх по карьерной лестнице.
  3. Человек, столкнувшийся с травлей на работе, утрачивает уверенность в себе, своих профессиональных навыках, качествах, умениях. У него пропадает вдохновение и творческий подход к делу.
  4. В результате продолжительной травли работник может потерять свое место работы, даже если по остальным критериям должность его устраивала.

Прежде чем перечислять способы борьбы с буллингом, нужно разобраться в механизме его возникновения, понять какие качества характера привлекают агрессоров к потенциальной жертве.

Как поговорить с учителем, если ваш ребенок стал жертвой буллинга

В первую очередь, важно понять, что буллинг не прекращается сам по себе. Жертва не справится в одиночку, даже если обучить ребенка всем возможным методам защиты: в ситуации травли ребенок оказывается в слабой позиции

Каким бы умным и сильным он ни был, он находится в проигрышной позиции. И здесь необходимо вмешаться.

Исследования показывают, что на прекращение или усиление буллинга весомую роль играют пассивная или активная роль педагогов и администрации школы, и общая атмосфера в школе (отчужденно-агрессивная либо просоциальная).

Согласно тем же исследованиям, у учащихся и учителей диаметрально противоположные взгляды на роль учителя в обеспечении безопасной: учащиеся младших классов связывают безопасность с соблюдением правил, а учителя рассматривают как фигуру, обеспечивающую это. Старшеклассники же, в большей степени, надеются на защиту со стороны семьи, дома и используют избегание. А вот учителя предпочитают пассивную позицию по отношению к обеспечению безопасности.

Таким образом, ребенок, ставший жертвой буллинга, каждый день уходит из безопасного места (дом, семья) в школу, где ожидает получить безопасность и защиту от учителя, но оказывается без неё.

Как говорить с учителем или с администрацией школы:

  1. Говорите спокойно, и постарайтесь отнестись к учителю непредвзято, без обвинений. Учитель может не знать всех подробностей ситуации.
  2. Начните разговор с благодарности: поблагодарите учителя за работу и время, которое он уделяет вашему ребенку.
  3. Будьте конкретны: опишите ситуацию, которая вызывает беспокойство. Будьте конкретны и предоставьте доказательства, если это возможно.
  4. Слушайте и задавайте вопросы: после того, как вы поделитесь, дайте учителю возможность высказаться. Слушайте внимательно и задавайте уточняющие вопросы.
  5. Спросите, какой выход из ситуации видит учитель. Какие меры он планирует предпринять и как скоро.
  6. Если вам покажется этого недостаточно, предложите совместное решение проблемы, которая будет удовлетворять как вас, так и учителя. Например, можете предложить провести встречу со всеми заинтересованными сторонами, чтобы решить проблему.
  7. Следите за процессом: после того, как вы договорились о решении, следите за процессом и убедитесь, что проблема была решена. Если необходимо, общайтесь с учителем или администрацией школы, чтобы получить обновленную информацию.
  8. Дайте понять, что вы настроены решительно и “не отпустите” ситуацию до ее решения.
  9. Обратитесь за помощью: если вы не можете решить проблему с учителем, обратитесь за помощью к администрации школы или другим специалистам. Они могут помочь вам найти решение и защитить вашего ребенка.

Что такое буллинг?

️ Встретившись с систематической травлей своего ребёнка, родители задаются вопросом: буллинг – что это такое? По сути, это издевательства над слабым, особо впечатлительным ребёнком, которые систематически делают другие, более сильные дети. Чаще всего такой вид агрессии представляет собой именно групповые нападения. В них лидер группы проводит негативную оценку действий либо характера преследуемого, осуществляет по отношению к нему физическое либо психологическое насилие.

️ Этот вид преследования отличается от конфликта, так как жертва обычно гораздо слабее, а потому адекватный ответ проявить в отношении обидчика не может. Другие члены группы могут участие в травле не принимать, а просто быть свидетелями позора и унижений.

Основными признаками буллинга являются:

  • Систематическое повторение;
  • Неравенство сил или власти между нападающим и жертвой, причём на стороне агрессора;
  • Намеренная травля со стороны сильного.
  • Самым распространённым местом, в котором ребёнок может быть подвергнут физическому или эмоциональному насилию, является школа.

Давайте разберёмся, что такое буллинг в школе. 40% школьников, по статистике, занимались буллингом, причём 20% из них делали это не один раз. Школа – это место скопления огромного количества детей, разных по мировоззрению, воспитанию и социальной позиции: кто-то богаче, а кто-то беднее.

Также стоит учитывать, что во время учебного процесса в таком учреждении сосредоточены разные возрастные группы. Поэтому в таких условиях распространено явление рэкета по отношению к детям от 6 до 11 лет со стороны старшеклассников.

Ещё одним видом насилия могут быть словесные издёвки. Причиной такого издевательства могут быть:

1. Острая эмоциональная реакция на слова.

2. Неуверенность в своих силах и возможностях.

3. Психологическая замкнутость.

4. Наличие у жертвы явного или выдуманного проступка по отношению к обидчику, за который он не признал своей вины.

Последняя причина наиболее распространена среди детей, так как оскорбить их чувства можно практически любыми действиями. Исходя из вышесказанного, можно сказать, что школьный буллинг – это психологическая травля жертвы.

Дети очень восприимчивы к словесным оскорблениям, так как они ещё ранимы и воспринимают любые слова, отправленные в их адрес, близко к сердцу. Это может стать причиной глубокой замкнутости, а в особо сложных случаях даже привести к депрессии.

Признания ребят, которых травили в школе

Главной проблемой при травле ребёнка в школе является тот факт, что он может это скрывать от своих родителей. В этом случае компетентную помощь ему получить будет очень сложно. Однако, даже если ребёнок расскажет о случившемся, реакция родителей может навредить. Это происходит тогда, когда обеспокоенные родители не могут разобраться в причинах конфликта и не понимают, как помочь своему чаду разобраться с его проблемами самостоятельно.

Самым частым примером некомпетентной помощи родителей является личные разбирательства с обидчиками. В таком случае травля не только может не прекратиться, но даже усилится либо перерасти в физическую агрессию в сторону жертвы. Для того чтобы помочь ребёнку в случае проявления к нему травли, необходимо знать, с чем вы столкнулись. В первую очередь нужно разобраться, каких видов бывает буллинг.

Если вы обнаружили, что ваш ребёнок подвергается буллингу в школе

Обязательно обсудите с ребёнком тему буллинга в школе и дайте понять, что вы готовы помочь ему остановить это.
Дайте ему понять, что причина не в его внешности и поведении, что с ним всё в порядке и нет объективных причин для такого обращения

Как бы ребёнок ни старался измениться и подстроиться, агрессор всегда найдёт что-то, за что можно зацепиться.
Важно научить ребёнка отвечать и защищаться. Существует метод, который помогает психологически отгородиться от слов агрессора — представить, что вся эта грязь, которую он выливает словами, падает на него самого

Это помогает не воспринимать слова агрессора лично.
Также можно научить ребёнка парировать, отвечая на обидные высказывания агрессора «ты — уродина» словами типа «а ты красавица». Это придаст ребёнку уверенность в том, что он может реагировать на агрессию, а агрессору надоест прилипать к тому, на кого его приёмы не действуют.
Научите ребёнка быть уверенным в том, что он имеет право и должен смело предупредить обидчика о своих границах и о том, что обратится за помощью к вам или учителям, если обиды не прекратятся.
Обсудите эту ситуацию с учителями.
Привлеките родителей детей, которые находятся вовлечёнными в буллинг в школе (кто подвергается травле и кто является обидчиком).
Не бойтесь прибегать к законным юридическим мерам. Многие действия, связанные с буллингом, могут быть квалифицированы как преступления по различным статьям закона. Если это необходимо, защищайте ребёнка и таким способом. Вместе с ребёнком изучите и обсудите эти законы, чтобы он почувствовал свою силу и понял, что он под защитой.
Если ваш ребёнок говорит о своей проблеме, важно обратиться за квалифицированной помощью к специалистам.

Однако бывает, что родители не уделяют теме буллинга в школе должное внимание.
Чтобы избежать такой ситуации, родителям не следует:

Обесценивать или высмеивать жалобы ребёнка. Фразы вроде «нашёл, из-за чего расстраиваться» могут создать у ребёнка ощущение, что его проблемы не имеют значения для вас.
Не верить ребёнку и подвергать сомнению его чувства

Фразы «а может, ты сам что-то делаешь, чтоб они тебя так обзывали?» только закрепят у ребёнка мысль, что агрессор вправе поступать таким образом по отношению к нему.
Важно помнить, что унижение и оскорбления ребёнка-зачинщика или его родителей недопустимы и лишь усугубят конфликт.
Необходимо выносить проблему на обсуждение и призывать своего ребёнка к тому, чтобы он не игнорировал ситуацию.
Важно вести обсуждение конфликта не только с детьми, но и вовлекать родителей и учителей в процесс решения проблемы.
Угрозы другим участникам буллинга в школе также недопустимы и не решат ситуацию.
Необходимо сохранять спокойствие и не впадать в панику. Ваше состояние тревоги не поможет ребёнку осознать, что вы готовы помочь и справиться с ситуацией

Если вам трудно справиться с этим, обратитесь за помощью к специалисту, чтобы стабилизировать своё состояние перед принятием активных мер.

Рекомендации для детей, которые подверглись буллингу в школе:
1. Не меняй себя после каждого «замечания» от буллера. Помни, что каждый человек уникален и имеет право быть собой.
2. Не молчи и не выгораживай поведение тех, кто травит

Важно говорить о проблеме и искать поддержку у взрослых.
3. Не вступай в нападки и драки в ответ на агрессию

Лучше обратиться за помощью к учителю или родителям.
4. Не проявляй агрессию и буллинг к более младшим или слабым ребятам. Будь добрее и поддерживай своих товарищей.
5. Не верь, что причина проблемы только в тебе самом. Если ты чувствуешь, что нужна помощь, обратись к взрослым, которым ты доверяешь. Вместе вы сможете найти решение.

Чем грозит школьная травля

Вы узнали, что вашего ребенка обижают в школе или что он сам является зачинщиком травли одноклассников, и решили спустить на тормозах? Дело ваше, но прежде вам следует кое-что узнать:

  • У жертв буллинга в пять раз чаще встречаются суицидальные мысли и наклонности, чем у других школьников.
  • У ребенка могут появиться эмоциональные проблемы: частые вспышки агрессии, ярости, гнева или, наоборот, ощущение беспомощности, бессилия, отчаяния, апатии.
  • Жертва травли зачастую погружается в депрессию, испытывает постоянное чувство тревоги.
  • У школьника может сформироваться посттравматическое стрессовое расстройство, которое будет преследовать его и во взрослой жизни.
  • В школе и группе может усилиться насилие, травля начнет принимать все более жестокие формы.
  • У жертвы буллинга снизится успеваемость. Впрочем, это грозит всему классу: ни один ребенок в группе, в которой существует буллинг, не может чувствовать себя в безопасности. Сегодня травят его соседа по парте, а завтра могут начать преследовать и его самого. А в условиях, когда человек постоянно боится, сложно радоваться жизни, дружить и усваивать новые знания. Психологи подтвердят: если в классе есть буллинг, успеваемость падает у всех, а не только у жертв преследования.

В ситуации с буллингом жертвами становятся все в классе — и зачинщик, и преследуемый, и наблюдатели

Когда пора бить тревогу?

Буллинг в школе и не только там может проявляться в разной степени. Рассмотрим его стадии:

  1.  Инаковость. Кто-то просто отличается от других
    внешностью, акцентом и прочим.
  2.  Конфликт. Обычно это разовые ссоры,
    после которых всё встаёт на свои места.
  3.  Вражда. Конфликты имеют некоторую периодичность,
    появляется «сильная» и «слабая» стороны.
  4.  Самозащита. На этой стадии жертва
    начинает бояться буллера, избегать его и сильно не проявлять себя (чтобы не
    нарываться на конфликт).
  5.  Злоупотребление. «Сильная» сторона
    регулярно и преднамеренно нападает на «слабую» сторону.
  6.  Растущая
    неуверенность жертвы. Жертва боится рассказывать о травле и винит в
    происходящем себя.
  7.  Изоляция
    жертвы. Травля становится менее явной, жертва – более замкнутой, а
    окружающим всё сложнее увидеть буллинг.
  8.  Длительный
    стресс. Несмотря на внешнее спокойствие, у жертвы
    развивается хронический стресс.
  9.  Исключение
    жертвы из сообщества. Буллеры хотят лишь убрать жертву из своего общества
    (например, одноклассника из класса).
  10. Болезнь жертвы. Стресс перерастает в болезнь: жертва жалуется на головную боль,
    проблемы со сном, кошмарные сны, постоянную усталость. У жертвы даже могут быть
    мысли о суициде.

Если дело дошло до
пятой стадии, то без сторонней помощи уже не обойтись.

Что делать, если ваш ребёнок буллит других

Чтобы вовремя распознать проблемы с агрессией у ребёнка, необходимо находиться с ним в тёплом и близком контакте, утверждает Кира Гольдштейн. Дети не становятся агрессивными в один день.

Предпосылки этого начинаются задолго до яркого проявления агрессии. В чём они могут выражаться?

  • Ребёнок в мягкой форме что-то просит у родителей.
  • Если на его просьбы не реагируют, то он переходит к другой тактике, уже более агрессивной.
  • И на этом этапе его требования становятся жёстче и твёрже, что переходит уже в неприкрытую агрессию.

Психолог Лилия Шувалова добавляет, что детская агрессия может иметь различные формы проявления, как внешние, так и внутренние. В последнем случае речь об аутоагрессии, направленной на самого себя. Очень часто она сопровождается желанием портить и вредить всем и вся вокруг, невозможностью остановиться в драке и желанием решить все вопросы через силу, а не с помощью разговора.

Каким образом бороться с буллингом?

Остановка прессинга — первоочередная задача учеников, учителей и родителей. Существует несколько шагов, которые необходимо предпринять, чтобы помочь прекратить буллингв отношениидетей. Вот некоторые наши рекомендации:

Просвещение и профилактические мероприятия в школе и дома. Распространение знаний о буллинге в школе и его последствиях среди подростков — один из шагов к предотвращению развития травли. Необходимо организовывать мероприятия и лекции, чтобы дать детям понять, что такое буллинг и как он может повлиять на них в будущем

Важно обучать детей и подростков, как отличить уважительное поведение от неприемлемого.

Узнав о происхождении буллинга следует его распознать. Будьте внимательны к любым случаям унижения, издевательств или агрессии, проявляемым в отношении других людей, в том числе и к себе

Выявление проблемы — первый шаг к ее решению. Не стоит ее замалчивать, когда нужно рассказать.

Не молчите! Если вы стали свидетелем буллинга, не оставайтесь безучастными. Необходимо поощрять наблюдателей буллинга докладывать об инцидентах. Свидетели могут оказать больше влияние на ситуацию, чем думают. Их стоит убедить в том, что они не ставят под угрозу себя, а помогают другим выйти из сложившейся неправильной ситуации.

Одна из основополагающих задач — обеспечить поддержку и защиту жертве. Направляйте их сообщать о случаях буллинга старшим, в частности, обратиться к психологу. Они должны быть проинформированы о происходящем и принять соответствующие меры. Можете собрать доказательную базу издевательств: испорченные вещи, переписки, синяки и другие явные показатели. Но и без них не бойтесь воспользоваться помощью.

Родители обязаны учить детей устанавливать личные границы и говорить «нет» в случае неприемлемого поведения. Помогать развивать навыки коммуникации, чтобы дети могли четко и ясно выражать свои чувства и потребности. Семья должна обеспечить подросткам безопасное место для разговора и выражения своих чувств. Если в семье с этим не справляются, то прибегните к помощи психолога.

Содействуйте с ранних лет развитию эмпатии у ребенка, чтобы он лучше понимал чувства других. Эмпатия сделает его менее склонными к проявлению агрессивного поведения.

Распространяйте толерантность и доброту. Стремитесь создать безопасную и доброжелательную атмосферу в своем окружении. Будьте дружелюбными, вежливыми и поддерживающими по отношению к другим людям. Содействуйте уважению к разнообразию и учите детей, как разрешать конфликты мирным путем.

Предоставляйте психологическую поддержку не только жертвам буллинга, но и агрессорам, чтобы понять их мотивы и помочь справиться с враждебным поведением.

Родители обязаны вовлекаться в процесс борьбы с буллингом
Они могут сыграть значимую роль в обеспечении безопасной среды для своих детей и обратить внимание на признаки буллинга. То, что не броситься в глаза в школе может вскрыться дома
Следить за изменениями в поведении детей, так как это может быть признаком того, что они стали жертвами травли. Проявляется это по-разному в потери веса, вспышках агрессии, нарушении сна, замкнутости, беспричинных слезах.

Понимание этих факторов может помочь бороться с запугиванием и разрабатывать стратегии по ее предотвращению в образовательных учреждениях. Борьба с буллингом в классах требует совместных усилий со стороны общества, школ, родителей и государственных органов. Чем больше усилий мы приложим для его остановки, тем безопаснее и здоровее будет психика ребенка и наше общество.

Что делать, если ваш ребенок агрессор?

Родители буллера должны понимать, что их ребенок может быть опасен для окружающих. Необходимо разобраться, откуда появилась агрессия и с чем связано такое поведение. Возможно в семье присутствует грубость и неуважение, жестокое поведение одного из родителей, или влияние СМИ. Если ребенок видит, что отец бьет маму, ребенок считает это нормальным поведением и разрешает себе делать то же самое по отношению к более слабым.

В первую очередь, начните налаживать микроклимат в семье: создайте доброжелательную атмосферу, разговаривайте без грубости и негатива. Покажите ребенку, что такое любовь, понимание и взаимоуважение. Расскажите, как можно решать конфликты без применения физической силы и эмоционального прессинга.

Посмотрите, с кем общается ваш ребенок. Убедитесь, что в кругу его общения нет отрицательного воздействия. Поинтересуйтесь, какие сериалы смотри ребенок, какую музыку слушает на досуге. Постарайтесь исключить негативные факторы из его жизни.

Запишите ребенка на кружок или секцию – пусть направит лишнюю энергию в спортивные достижения.

Если факт буллинга повторился, серьезно поговорите с ребенком. Объясните ему, что такое поведение недопустимо. Ребенок должен знать жесткую позицию родителей.

Психологические портреты участников буллинга

В психологии буллинг (от англ. bully – хулиган) – это моральное или физическое насилие агрессора над жертвой, имеющее регулярный характер. Психологическое давление может оказываться как одним агрессором, так и целым коллективом. Только групповая травля имеет своё название. Это близкий по значению термин в психологии – моббинг.

Моббинг и буллинг имеют отличие лишь в количестве нападающих, а жертва, как правило, всегда одна. К сожалению, это явление очень часто встречается в школах, рабочих коллективах и даже в семье

Поэтому для жертв моббинга и буллинга очень важно изучить сущность процесса и способы противостояния. Но сейчас мы остановимся именно на буллинге и его участниках:

Жертва. Человек, подвергающийся травле, как правило, имеет какие-то особенности. Одевается не так, как все, слушает непопулярную музыку, не имеет родителей, толстый или, наоборот, слишком худой

Выделяясь из толпы, человек привлекает внимание агрессоров, ведь им есть за что зацепиться. Нередки случаи, когда жертвой становится и среднестатистическая личность после какого-либо курьёзного случая или неудачно сказанной фразы

Во всех вариантах пострадавшая сторона морально слабее и не имеет возможности дать достойный отпор, и агрессор этим пользуется. Травят в основном импульсивных, ранимых, незрелых личностей. Иногда жертва неосознанно провоцирует окружающих на буллинг. Такое поведение является следствием психологических наклонностей к получению наказания. Например, над жертвой в детстве издевались родители, и теперь психика требует повторения сценария.

Агрессор. Психология людей, склонных к буллингу, достаточно проста. Такие личности характеризуются завышенной самооценкой, грубостью, отсутствием этических норм и морали. Они считают, что окружающие не замечают их мнимую исключительность, поэтому ищут жертву, чтобы утвердиться за счёт неё. Агрессоры – хорошие психологи. Они чувствуют, кого и когда можно затравить, а с кем лучше не играть в подобные игры. Склонность к лидерству также толкает их на преступления против личности, ведь с помощью травли можно запугать народ и заполучить авторитет.

Наблюдатели. Подавляющее большинство людей жалеют жертву буллинга, но не вступаются за неё, боясь попасть под горячую руку. Они лишь наблюдают со стороны, предпочитая нейтралитет борьбе против несправедливости. Противостоять агрессору способны только очень смелые и высокоморальные личности. Остальные могут испытывать угрызения совести при виде травли, но не хотят подвергать себя опасности и стать ещё одним козлом отпущения. Другие наблюдатели поддерживают позицию нападающего и становятся соучастниками. Тогда буллинг превращается в моббинг.

Распределение ролей в этой постановке довольно понятное. Но почему в голове агрессора возникает желание затравить кого-нибудь?

Основные причины и виды буллинга

Причины буллинга и его разновидности порождаются динамическими процессами в группе.

Травля в детском коллективе

В силу психологических особенностей возраста подростки склонны к вызывающему поведению и самоутверждению любыми способами. Это значит, что жертвами буллинга чаще становятся дети, а не взрослые. Навыки самоконтроля поведения у подростков развиты недостаточно, в то время как взрослые уже знают, что за буллинг предусмотрена статья УК РФ.

В зарубежных школах установлены стенды с правилами поведения, где первыми пунктами стоят:

  • Не оскорблять другого!
  • Не унижать достоинство окружающих!
  • Не драться!

С самого начала обучения в классах проводятся мероприятия на сплочение классного коллектива, где, помимо этих правил, дети усваивают законы дружбы и общения. Психологи убеждены, что такие меры препятствуют буллингу в отношениях детей.

Для того чтобы помочь ребенку, ставшему жертвой травли, нужно запомнить 2 простых правила:

  • Нельзя обвинять пострадавшего ребенка в случившемся, оправдывая действия агрессора («Ты сам дал повод!», «Ты не умеешь за себя постоять, вот над тобой и издеваются!»);
  • Нельзя оставлять ребенка одного, акцентируя на том, что он должен справиться с этим сам (жертва не обладает необходимым личностным ресурсом для того, чтобы самостоятельно вести борьбу с обидчиками).

Внимание! Образовательным учреждениям следует разрабатывать и внедрять программы профилактики психологического насилия и травли. Тематические родительские собрания, на которых слушатели получат памятки с рекомендациями, помогут взрослым понять, как бороться с буллингом

В результате комплексной профилактической работы станет лучше не только психологический климат классных коллективов, но и сами подростки будут добрее, внимательнее и дружелюбнее.

Различия в травле детей и взрослых

Буллинг в офисе

Травля существует как в детских коллективах, так и в производственных бригадах, особенно в женских. Взрослые агрессоры, как и взрослые жертвы, в отличие от детей, имеют больше опыта. Взрослый человек быстрее ориентируется в сложных ситуациях, может достойно ответить на оскорбления, способен найти изощренный способ мести.

Дети в ситуации травли уязвимее, чем взрослые. Они боятся рассказать о случившемся учителю или родителям, вынуждены терпеть унизительное отношение. Взрослые знают букву закона, поэтому часто обращаются с заявлением в полицию.

Внимание! Взрослый может самостоятельно выйти из враждебно настроенного коллектива. У него больше власти

Он сам принимает решение о том, где ему работать, с кем ему общаться. У ребенка такой возможности нет.

Последствия травли

Издевательства негативно сказываются на психическом и соматическом здоровье, социальном благополучии участников буллинга. Узнаем, с чем именно они сталкиваются.

Психологические последствия

Ученые Кристин Харальдстад, Лисбет Г. Кварме, Кнут-Андреас Кристоферсен провели исследование, согласно которому травля негативно влияет на психическое здоровье как жертв, так и обидчиков. Первые сталкиваются с депрессией, тревожностью, заниженной самооценкой, проблемами в обучении, например, при поступлении в вуз после школы. Вторые имеют проблемы со здоровьем и увязают в антисоциальном поведении.

Исследователи установили, что издевательства наносят как краткосрочный, так и долгосрочный вред здоровью, а также социальному и психологическому благополучию. Результаты исследования были опубликованы в 2019 году в журнале BMC Public Health volume. В нем приняли участие 723 подростка (12-18 лет). Из них 13% сообщили, что подвергались издевательствам (гендерных отличий нет). Среди тех, кто обижал других, выявлено больше мальчиков, чем девочек. У всех буллеров и пострадавших был выявлен низкий уровень самоэффективности (вера в себя, автор теории — психотерапевт А. Бандура), но у первых он был ниже, чем у вторых.

Наблюдатели буллинга тоже сталкиваются с проблемами — например, злоупотребляют алкоголем. Многие из них страдают даже больше, чем другие участники травли. Согласно еще одному исследованию, их преследует тревога и неуверенность.

Те, кто пострадал от буллинга, входят в группу риска по суициду.

Прочитайте нашу статью о том, как распознать суицидальное поведение. В ней мы анализируем причины суицида главной героини сериала «13 причин почему» — школьницы Ханны Бейкер. Одна из них — буллинг.

Последствия для здоровья

По данным ВОЗ, пострадавшие сталкиваются со следующими проблемами:

  • зависимости (алкоголизм, наркомания);
  • проблемы в сексуальной сфере;
  • психические расстройства;
  • трудности с поиском и сохранением работы;
  • расстройства пищевого поведения;
  • агрессия и аутоагрессия (нанесение самоповреждений, негативное и грубое отношение к себе).

Среди соматических проблем встречаются плохой аппетит, головные боли, нарушения сна, боли в животе, усталость, частые простудные заболевания.

Социальные последствия

Согласно другому исследованию, и пострадавшие, и буллеры с трудом адаптируются в обществе. Первые чувствуют себя одинокими, им сложно заводить друзей. Вторые и те, кто побывал в обеих ролях, чувствуют себя изолированными от общества. Кроме этого, пострадавшие отличаются социальной незрелостью. Они словно застревают в роли школьника / школьницы, боятся людей.

Пострадавшие от моббинга страдают ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство), депрессией, тревожным расстройством, проблемами с адаптацией и сном. ПТСР проявляется навязчивыми воспоминаниями о травле, избеганием ситуаций, напоминающих ее (например, столкновение с новым коллективом), хроническим напряжением и возбуждением. С точки зрения работы компании моббинг приводит к текучке кадров, снижению эффективности сотрудников, невыходам на работу.

Виды буллинга

Буллинг может принимать разные формы. Понимание различных видов буллинга помогает лучше узнать этот проблемный феномен для более эффективной борьбы-с ним. Вот подробнее о различных видах буллинга:

  1. Физический. Включает в себя физическую агрессию и насилие. Это могут быть удары, толкания, пинки и другие физические действия, направленные на жертву. Физический буллинг часто встречается в школьной среде, но может проявляться также на рабочем месте.
  2. Вербальный. Включает в себя словесные оскорбления, угрозы и насмешки. Вербальный буллинг может быть, как открытым, так и скрытым. Он может нанести серьезный эмоциональный вред жертве.
  3. Социальный. Социальный буллинг включает в себя изоляцию и исключение жертвы из общества. Это может быть игнорирование, распространение сплетен, установление стереотипов и манипуляции, направленные на уничтожение социальных связей жертвы.
  4. Кибербуллинг. С развитием технологий появился новый вид буллинга — кибербуллинг. Он осуществляется через Интернет, социальные сети, текстовые сообщения и электронную почту. Кибербуллинг включает в себя размещение оскорбительных комментариев, угроз, а такжераспространение личных данных жертвы без ее согласия.
  5. Расовый и этнический. Этот вид буллинга основан на предвзятых убеждениях относительно расы, национальности или этнической принадлежности. Он может проявляться в форме насмешек, оскорблений и даже физической агрессии на этнической почве.
  6. Гендерный. Гендерный буллинг основан на стереотипах и предрассудках, связанных-с полом. Он может включать в себя унизительные комментарии, оскорбления, манипуляции, направленные на подавление или контроль над жертвой на основе ее пола или гендерной идентичности.

Важно отличать буллинг от обычного конфликта

Конфликт – явление разовое, непродолжительное, которое возникает между равными участниками. В то время как буллингу свойственны:

  • намеренность – агрессор понимает, что делает;
  • регулярность – травля носит длительный характер, повторяется из раза в раз;
  • обязательное неравенство сил участников – жертва всегда намного слабее агрессора;
  • устойчивые роли – чётко выбрана жертва, и она неизменно остаётся ей.

Как только в коллективе «назначена» жертва, можно говорить о групповом насилии. Именно это групповое насилие и травмирует всех участников.

Участники буллинга

В ситуации буллинга страдают все. 

  • Буллер – от личных проблем, ставших причиной агрессии, от деструктивного опыта безнаказанности и иллюзии своей силы, который в будущем ведёт к асоциальным чертам личности.
  • Жертва – от дискриминации и насилия, опыта унижения, отвержения и незащищенности.
  • Наблюдатели – от «травмы наблюдателя», опыта бессилия перед властью толпы и стыда за своё слабодушие.

Наблюдатели

Это и последователи агрессора, и молчаливые свидетели, и потенциальные защитники жертвы. Это самая большая группа, в которой каждый получает свою психологическую травму.

Мы говорим о детях. У них ещё нет жизненного опыта, чтобы справиться с подобной ситуацией. Далеко не все могут перенести вид продолжающегося длительное время насилия. Зачастую дети не могут ни принять ситуацию, ни разрешить её, страдают от собственной беспомощности и предательства своих ценностей. И в отличие от жертвы, они не могут кричать от бессилия или просить о помощи.

Кроме этого, каждый наблюдатель испытывает сильный подсознательный страх оказаться на месте жертвы. Это очень плохой опыт – видеть, как день изо дня происходит насилие над членом твоего коллектива и никто, включая взрослых, ему не помогает. Ребёнок запоминает эту ситуацию как возможную и неразрешимую, и будет нести этот страх с собой всю жизнь.

Буллер и жертва

Буллер – тот, кто возглавляет издевательство. Чаще ими становятся дети, подвергающиеся насилию в семье или пережившие психотравмирующие моменты в прошлом

Нередко зачинщики имеют нарциссические черты, им важно чувствовать своё превосходство

Жертвами часто становятся дети чувствительные, эмоциональные, с малой социальной поддержкой, выделяющиеся, с особенностями внешности или развития, отличающиеся национальностью. Но так же часто о случаях травли рассказывают красивые, умные и талантливые дети. Совсем не «белые вороны». Или совсем обычные – вовсе ничем не выделяющиеся. Выходит, что жертвой может стать абсолютно любой ребёнок. 

Важный факт, который мы повторим ещё не раз: травля происходит не потому что жертва какая-то «не такая». Буллинг – не проблема личности, это проблема коллектива.

Если по какой-то причине жертва выпадет из цепи, например, переедет в другую страну, с наибольшей вероятностью её место в течение нескольких недель займёт другой ребёнок.

Если в группе возможна травля, все дети неспокойны и находятся в стрессе. Стресс – очень не полезное состояние для ребёнка. Он забирает слишком много энергии. Это плохо для развития, это меньший ресурс для обучения и т.д.

Сейчас мы расскажем, что делать, если вы столкнулись с проблемой буллинга, как помочь ребёнку и возможна ли профилактика коллектива, чтобы не столкнуться с этим явлением вовсе

Но прежде чем ответить на все эти вопросы, важно понять, почему в коллективе вообще возникает запрос травли

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий