Что Делать, Если Ребенка Обижают В Школе?

Как научить ребенка распознавать насилие в отношение себя

Прежде всего — это открытость, хороший контакт с ребенком и готовность обсуждать эти темы

Родителям важно сформировать у ребенка понимание того, что такое насилие, каким оно может быть, что является игрой, а что насилием, что допустимо в игре или в поведении, а что — нет. Это первый шаг к безопасности ребенка

Строить разговор с ребенком нужно не напрямую о насилии, а вокруг вопросов безопасности. Обсуждать эти вопросы на понятном для возраста ребенка языке никогда не рано.

Начните с разговора о личных границах. Нужно донести ребенку о том, что есть его тело, и оно неприкосновенно.

Важным для человека является умение сказать «нет», и это не значит, что он плохой и с ним никто не будет играть

Важно научить ребенка спокойно, вежливо, но твердо отказывать на те предложения, которые для него неприемлемы, в том числе внутри семьи

Можно смотреть с ребенком различные фильмы, читать и обсуждать книги, в которых раскрываются проблемы взаимоотношений детей и подростков, в том числе и проблемы буллинга. Если ребенок случайно стал свидетелем или зрителем сцены насилия, лучше это обсудить и проговорить с ним: что произошло, как человек мог остановить это насилие, что послужило причиной, в какой момент и что можно было бы сделать и т.д.

Напутствие.

Ребёнок может замкнуться в себе, у него исчезнут друзья, появятся проблемы в будущем – всё это последствия издевательств в школе. Но у меня дома всё было хорошо, родители любили, с сёстрами были хорошие отношения. Это помогло мне справляться со школьным негативом. Уже в институте я нашла друзей, будущего мужа и сейчас я даже благодарна, что судьба мне послала такие испытания в школьное время. Теперь я знаю как себя вести при агрессии (игнорировать), как общаться с людьми (быть вежливым и благодарить за услугу — это очень располагает к общению), разные трудности теперь легче переживаются, потому что я поняла одну вещь – всему есть конец.Создайте вашему ребёнку здоровый климат в семье

Дарите ему любовь и внимание. Тогда переживать любые трудности подросткового возраста станет легче в разы. Если вам понравилась эта статья, может она поможет другим

Поделитесь с помощью кнопок соцсетей

Если вам понравилась эта статья, может она поможет другим. Поделитесь с помощью кнопок соцсетей.

Удачи в решении школьных проблем.

Причины повышенной детской обидчивости

Распространенные причины для детских обид достаточно просты:

  • не позвали с собой играть;
  • отказались принимать его условия игры;
  • сначала играли вместе, а затем выгнали из игры;
  • пообещали дать игрушку и не выполнили обещание;
  • начали дразнить и обзывать;
  • другой ребенок обогнал его в беге, был успешнее в игре;
  • похвалили другого ребенка, а про него забыли.

По мнению доктора психологических наук, профессора Е. О. Смирновой, дети, склонные к излишней обидчивости, считают успешность других детей своим унижением и игнорированием себя. Поэтому начинают остро переживать и выказывать обиду.

Всем детям свойственно порой обижаться. В этом нет ничего страшного, так как обида – коммуникативное состояние, только временно создающая сложности в общении. При этом возможности для дальнейшего контактирования обязательно сохраняются. Совсем другое дело, когда ребенок привыкает демонстрировать данную реакцию и делает это так часто, что отношения с другими детьми портятся. Дети заметят болезненную реакцию, и обязательно найдется ребенок или даже несколько, которые будут сознательно давить на болевую точку. И это только усугубит ситуацию.

При сниженном пороге обидчивости ребенок истолковывает все, что случается с ним или происходит вокруг, как направленное против него. Реакция обидчивого ребенка не имеет оснований, он выражает слишком сильные негативные эмоции, порой ведет себя неадекватно. Даже если в настоящее время никто не обижает, он считает, что все готовы обидеть в любой момент.

В возрасте 5–6 лет ребенок уже может делиться своими рассуждениями на эту тему, повторяя: «Все вокруг постоянно меня обижают, у меня плохая жизнь». Из всех чувств ребенка настолько доминирует обидчивость, что жизнь ему представляется в депрессивных оттенках. Никакие уговоры «Все хорошо, тебя никто не хочет унизить или оскорбить, просто меньше обижайся по пустякам» не помогают переубедить ребенка, сделавшего вывод о своей неудачливости.

Ребенок, проявляющий агрессию в момент обиды, объясняет свое поведение так: «Я хотел причинить обидчику боль, чтобы он почувствовал, как больно мне». Постепенно ему требуется все меньше значимый повод, чтобы обидеться на кого-то и постараться сильнее отомстить.

Важно. Если вовремя не вмешаться и не пресечь такое поведение, у ребенка развивается подозрительность. Он начинает искать в словах и поступках окружающих подвох

Так он способен вырасти человеком, живущим ради продумывания и воплощения планов мести.

Он начинает искать в словах и поступках окружающих подвох. Так он способен вырасти человеком, живущим ради продумывания и воплощения планов мести.

Но обиженный ребенок не обязательно проявляет агрессию. Однако всегда будет демонстрировать, насколько он несчастен: «Взгляните, как мне плохо! Это ты причинил мне боль! Сейчас же исправляйся и делай так, как хочу я!». Ребенок выражает это не словами, а всем своим обликом, поведением. У него одно желание – чтобы обидчик почувствовал себя виноватым и постарался изменить ситуацию в пользу обиженного. Поэтому обидчивость тесно связана с манипуляцией.

Что такое буллинг?

Буллинг — это синоним английского слова «Травля».

Буллинг или травля — намеренная агрессия, а не просто взаимная вражда. Ее отличает не равенство сил, постоянство и намеренность агрессии, без адекватной причины. Малыша обижает физическая и моральная травля (словесно). Также агрессия бывает открытой или завуалированной.

  • Физическое насилие — удары, укусы, выхватывание предметов, запирание в классе или других помещениях, явные драки и скандалы, толкание.
  • Моральная травля выражается в ругательных словах, обидные прозвища и клички, передразнивание манер.
  • Открытая агрессия видна многим, но это не значит что другие сразу помогут справиться с обидчиком. Нередко другие дети становятся наблюдателями, так как сами не хотят занять место жертвы. Многим одноклассникам удобно наличие «козла отпущения».
  • Скрытая травля более опасна и трудно доказуема. Агрессор обычноо использует газлайтинг, который трудно распознать и еще труднее доказать.

Обидчик в этом случае говорит, что не делает ничего плохого и даже под видом друга якобы помогает развивать чувство уверенности у более слабого. При этом постоянные смешки, поддевки и указания в неполноценности делают из малыша безвольную марионетку. Когда психика становится «жертвенной», уже сам ребёнок не понимает что происходит. Он начинает думать так, как думают и говорят про него обидчики.

Какие дети склонны к агрессивному поведению?

  • Иногда это дети, над которыми издевались сверстники, и агрессия лишь попытка себя защитить: «Не подходите ко мне, я могу ударить». Но в любом случае, получается, что ребенок по какой-то причине не может обратиться за помощью к взрослым, а пытается защитить себя сам, дать сдачи. В этом случае обязательно научите ребенка обращаться к старшим, даже если обида вербальная.
  • Также это могут быть дети, которые не способны сдерживать свои эмоции. Такое часто бывает, если по какой-то причине ребенок не может разместить свои эмоции дома. В любой школе происходит нечто, что может задевать или обижать ребенка. Это может быть связано и с учителями, и с учениками, но в норме ребенок может удержать свое раздражение, принести его домой и рассказать маме — вместе с ней поплакать или позлиться на обидчика. Но эта схема работает лишь в том случае, если ребенок знает, чтодома так можно. Если у него есть уверенность в том, что дома— тыл и защита.
  • Другая категория драчунов — дети в семьях, где часто проявляется агрессия: когда ребенка наказывают физически и/или родители часто конфликтуют между собой и ребенок это видит.
  • Отдельно стоит выделить детей с определенными заболеваниями нервной системы, для которых контролировать свой аффект очень сложно.

Виктория Жаденова 

Поделиться
Твитнуть
Класс
Поделиться

Мы в соцсетях

Как помочь ребенку прекратить буллинг

Если родитель заподозрил, что ребенка буллят, он должен отнестись к этому со всей серьезностью и не откладывать решение проблемы. С буллингом ребенок не может справиться сам, поэтому ожидать, что все решится само собой, точно не стоит.

Первый этап — после того как вы наладили с ребенком контакт и проговорили ситуацию, похвалите его за открытость и поддержите, дайте понять, что вы рядом и готовы прийти на помощь.

При этом не давайте нереалистичных обещаний. Не надо говорить, что вы оставите все в секрете и никому ничего не скажете. Или что быстро во всем разберетесь, и с завтрашнего дня буллинг прекратится. Решение этой ситуации — долгий и сложный процесс.

Дальнейший план действий нужно обсудить и согласовать с вашим ребенком, не стоит отодвигать его в сторону и говорить: «Все, дальше я сам». Ребенок должен чувствовать, что теперь он тоже влияет на происходящее. Буллинг — это, безусловно, негативная ситуация, но вы можете показать способы выхода из нее. В конечном итоге, когда ситуация с буллингом будет закончена, ваш ребенок получит положительный опыт решения трудных жизненных ситуаций.

При этом помните, что вы боретесь не с самим обидчиком, а с ситуацией.

Второй этап — обсудите происходящее сначала с классным руководителем, а потом и со школьным психологом, возможно, понадобится поговорить с другими учителями. Выясните, знают ли они о ситуации, как она выглядит с их точки зрения, как они ее оценивают, что они уже предприняли или что собираются сделать для решения вопроса. Буллинг — это проблема группы, коллектива, и решить ее на расстоянии, без участия педагогов, невозможно. Поэтому план действий должен быть совместным.

Если на этом уровне проблема не решается, надо связываться с администрацией учебного заведения. Все факты общения с администрацией нужно сохранять в письменном виде, собирать доказательства на случай, если вопрос не будет решаться и на этом уровне.

Третий этап — пообщайтесь с родителями обидчика

Важно понимать, что этот разговор должен состояться лично, без свидетелей, на холодную голову и без эмоций. Подготовьтесь к тому, что родители обидчика скорее всего воспримут информацию «в штыки». Важно показать, что вы хотите разобраться с проблемой, а не мстить самому обидчику

При этом дайте понять, что вы всерьез настроены решить проблему, и если родители не готовы идти на контакт, не бросите все на самотек

Важно показать, что вы хотите разобраться с проблемой, а не мстить самому обидчику. При этом дайте понять, что вы всерьез настроены решить проблему, и если родители не готовы идти на контакт, не бросите все на самотек

Если разговоры не помогают, обращайтесь в вышестоящие организации и в правоохранительные органы

Для этого родителям важно собирать доказательную базу: письма, следы физического насилия, скриншоты переписки и т.д. — все это пригодится, если дело не будет двигаться с места. Конечно, есть еще и вариант перевода ребенка в другую школу, если ситуация заходит в тупик, но нет гарантий при этом, что проблема не повторится

Конечно, есть еще и вариант перевода ребенка в другую школу, если ситуация заходит в тупик, но нет гарантий при этом, что проблема не повторится.

Что лучше сделать в качестве помощи

Вот беседа состоялась, в ходе ее родители узнали, что чадо подвергается насмешкам, издевательствам, а то и избиениям. И все это происходит в стенах родной школы. Не спешите принимать решения, успокойтесь сами и успокойте ребенка. Дайте ему понять, что вы рядом и на его стороне, что обязательно вместе с ним найдете выход из любой сложной ситуации.

Постарайтесь посмотреть на все происходящее беспристрастно, со стороны. Не исключено, что ваш отпрыск сам отчасти виноват в создавшемся положении, и нужно ему пояснить, в чем именно он сделал ошибку. Возможно, он был груб, высокомерен, сам обидел кого-то слабого, чем спровоцировал конфликт с одноклассниками.

Причиной, конечно, не всегда служит поведение самого ребенка. Не секрет, что дети жестоки. Не прощают физических недостатков, некрасивости, и т.п. Могут давать обидные клички и буквально затравливать тех, кто чем-то выделяется из толпы. Встречаются великовозрастные оболтусы, вымогающие деньги у более младших школьников. В общем, случаи могут быть разные.

Выяснить ситуацию поможет визит к педагогам. С детьми, которые стали участниками конфликта с вашим чадом – лучше не общаться напрямую.

  1. Во-первых, это не этично. Взрослые люди старше, умнее, сильнее и никак не на равных со школьником.
  2. Во-вторых – может привести к конфликту с родителями того ребенка (или детей).
  3. В-третьих – раз конфликт случился в стенах школы, принимать меры к его разрешению – прямая обязанность педагогического коллектива. Учитель в данном случае будет играть роль третейского судьи.

Педагог, с его опытом и знанием участников конфликта, всегда найдет способ благополучного исхода ситуации. Возможно, примирить детей удастся – всего лишь организовав совместный «разбор полетов», в присутствии родителей учеников, самих детей и школьного учителя. Это касается небольших конфликтных ситуаций. В случаях травли, издевательств и избиения – уже нужна помощь психолога и директора школы.

После того, как конфликт исчерпан

Беседа проведена, страсти поулеглись. Что же дальше?

Лучше поговорить еще раз с ребенком дома, выразив ему свою поддержу и участие, подчеркнуть, что вы его любите и всегда будете на его стороне. Никогда не будет лишним напомнить это своим детям.

Для повышения самооценки чада – можно отдать его в спортивную секцию, театр-студию. Или еще куда-то, согласно его талантам и склонностям. Это даст маленькому человечку справедливый повод считать, что его есть за что ценить и уважать всем окружающим.

Если поводом для насмешек стали проблемы с успеваемостью в учебе – можно подтянуть школьные успехи, пригласив к вашему чаду репетитора по нужным предметам. Что, опять же, сделает ребенка более уверенным и даст повод гордиться собой.

Большое значение имеет круг друзей вашего отпрыска

Уделите этому внимание. Разрешите своему ребенку приглашать домой тех детей, которые легко и доброжелательно общаются с ним, разделяют его интересы

Получая положительный опыт общения со сверстниками, чадо научится быть спокойным со своими недоброжелателями, отвечать на их выпады и насмешки шуткой и сводить на нет напряжение в общении. Как только недоброжелатели заметят, что их колкости не достигают цели – интерес к жертве будет утрачен.

В любом случае – будьте в контакте с вашими детьми. Это однозначно сведет к минимуму их проблемы, а оставшиеся – уже не будут казаться слишком значимыми и неразрешимыми.

https://youtube.com/watch?v=FmAjaQlhx00

Девочку (дочку) обижают мальчики

Иногда издевательства
носят несколько другой характер

Иногда дети другого пола начинают проявлять
излишнее внимание, и дело в том, что ваша дочка, девочка – просто кому-то
понравилась. Так как мальчики в возрасте 9-12 лет не могут как-то по другому
проявлять свою заинтересованность, то в ход иногда идут унижения, чтобы хоть
как-то выделиться среди «соперников»

boy teasing girl

В этом случае
стоит объяснить дочке ситуацию, а также предложить поговорить с обидчиком с
позиции «взрослого», в русле: «Вася, ты же хороший и очень умный мальчик, умнее
всех других. Почему ты так плохо ведешь себя со мной? Мне правда очень обично и
неприятно». Однако такой разговор дочери лучше проводить тет-а-тет, чтобы
мальчик-обидчик не пытался утвердиться перед своими друзьями маскулинностью.
Как правило, серьезный и прямой разговор всегда обезоруживает и ставит в тупик
детей, почему бы этой тактикой не постараться воспользоваться?

Если разговор не
сработает, то можно воспользоваться старой-доброй практикой – словарем по
голове со всего размаху. Пару ударов Ожеговым по темечку – и за дочерью закрепиться
нужная, безопасная слава персонажа, которого лучше не трогать.

Почему ребенок может стать изгоем?

Причины того, что ребенок становится изгоем, нужно искать не только в окружающей его социальной среде, но и в самом ребенке.

  • Если ваш ребенок, ставший изгоем, всегда неуверен в себе, отказывается осваивать что-то новое, хочет убежать от неприятных ситуаций, спрятаться в тихий уголок и заниматься своим делом, хочет, чтобы его оставили в покое – то, скорее всего, налицо именно давление социума.
  • Если же ребенок ничем не отличается от остальных по своим физическим, интеллектуальным, психическим и социальным возможностям, но при этом все-таки становится изгоем – значит, дело в его собственных глубинных психологических проблемах, неумении строить отношения с окружающими. Тогда ребенок чувствует себя непринятым, непонятым окружающими, безуспешно стремится доказать свою правоту, завоевать авторитет и любовь.

Если картина такова, то возможно причины, по которым ребенок становится изгоем, нужно искать в отношениях внутри семьи:

С самого рождения для ребенка очень важно, как мать реагирует на его нежное гуление, его взгляды и улыбки. Если родители больше заняты собой, чем ребенком, то малыш учится добиваться внимания криком и громким воплем, то есть проявлением агрессии

Вырастая, такой ребенок продолжает добиваться внимания родителей различными шалостями, драками и двойками в дневнике. Такую модель поведения он переносит и на общение со сверстниками. Ребенок-изгой страдает от агрессии окружающих, но уж лучше так, чем совсем в изоляции. Он нужен своим мучителям, он связан с ними, он не одинок.

Другая причина, по которой ребенок может стать изгоем – неумение защищать свои границы. Отвержение всем коллективом происходит не сразу. Сначала возникает конфликт с одним сверстником и когда тот не получает отпора, к нему присоединяются другие, а за ними вся группа. Подростки как вороны, нападают на слабых. А слабым ребенка делает неумение устанавливать границы между собой и другими. Причины такого поведения ребенка и неумения постоять за себя, опять же нужно искать в семье. Так бывает, если родители слишком строги и требовательны к ребенку, ругают его за малейшую провинность, а тем более бьют. Психическое насилие в этом случае может и проявляться в другом виде. Мать решает все за своего ребенка, не дав ему права на собственное мнение. Лишив своего дитя способности к сопротивлению, родители делают его беззащитными перед ровесниками.

Как помочь ребенку, которого невзлюбил коллектив?

Для начала попробуйте понять для себя, по какой причине ваш ребенок мог стать изгоем. В зависимости от причины неприязни тактика решения этой проблемы должна быть разной.

  • Если вашего ребенка обижают, потому что он «не такой», то постарайтесь повлиять на его окружение. Поговорите с классным руководителем, пусть он принимает участие в улаживании конфликта. Он может поговорить с зачинщиком травли. Нужно объяснить, что все люди разные, но все они одинаково достойны уважения. Можно применить и «рискованные меры», например, в игре или каких-либо соревнованиях, разделить коллектив на группы и определить обидчика и жертву в одну команду, чтобы они действовали сообща для достижения победы.
  • Если ваш ребенок робкий и не может найти общий язык со сверстниками, постарайтесь ему помочь найти друзей. Ведь играть и дружить со своими ровесниками ребенка тоже можно научить.

Также можно повлиять и на родителей обидчика, но по возможности сдержанно и без обвинений. Например, приведите такие аргументы: «Мы оба родители и знаем, как нелегко управляться с детьми. Никто не идеален, но все-таки давайте попробуем разобраться. Уверена, вы не хотите, чтобы ваш ребенок вырос жестоким человеком».

Не старайтесь лично побеседовать с обидчиком ребенка, пусть его воспитанием занимаются его родители. Тем более что таким образом можно добиться совершенно противоположного результата, позже он отыграется на вашем ребенке, за ту агрессию, что вы выплеснули на него.

Одновременно с этими мерами действуйте и в другом направлении, старайтесь поднять самооценку своего ребенка. Найдите для него сферу, где он мог бы себя проявить. Например, театральная студия, танцы, кружок кройки и шитья, туризм. Пусть ребенок добивается успеха самостоятельно. В этом случае забудьте о своих амбициях. Не нужно заставлять ребенка солировать в ансамбле или рисовать лучше всех. Он должен почувствовать себя нужным и получать удовольствие от процесса. Положительный опыт поможет ребенку понять, что он не хуже других. Эта мысль позволит ребенку справиться с давлением школьной среды.

Если же вы видите, что ваш ребенок не может постоять за себя и не умеет устанавливать границы между собой и сверстниками, то возможно следует обратиться с этой проблемой к психологу. С его помощью ребенок научится выражать свои мысли и чувства и получит важный опыт совладания с трудной ситуацией.

Но и здесь родители тоже могут что-то предпринять. В такой ситуации не стоит пытаться идти легким путем. Не получится. Если вашего ребенка обижают в школе, и он не может постоять за себя, бесполезно твердить ему, что он «все равно самый лучший», ребенок попросту вам не поверит. Также не стоит пытаться разобрать ситуацию и учить ребенка как следовало поступить.

Лучше всего просто дать ребенку высказаться до конца. Выслушайте его и проявите заинтересованность и сдержанное сочувствие. Не стоит перебивать ребенка и спрашивать «Почему же он не дал сдачи?». Ребенок будет видеть ваше неодобрение, а он и без того страдает. Также не нужно выдавать свои чувства и показывать, что вы переживаете еще больше, чем «жертва», иначе это совсем выбьет почву ему из-под ног. Дома ребенок должен чувствовать защиту и спокойствие, тогда он будет увереннее и через некоторое время сможет влиться в коллектив.

Полезно будет записать ребенка в подходящую спортивную секцию. Возможно, первое время придется тащить его на тренировки чуть ли не силой. Проявите настойчивость. Вскоре все наладится.

В статье использованы рекомендации детского перинатального психолога, психоаналитика Александры Мирзы и детского психолога Анны Кравцовой

Одно из условий травли, без которого, по сути, она станет просто невозможной – это попустительство учителя:

  • Просто наплевательское отношение: учитель закрывает глаза на все, потому что ему все равно.
  • Учитель еще не столь опытный, чтобы заметить травлю, которая, к тому же, ведется исподтишка. Или же замечает уже итог травли, когда жертва начинает отвечать обидчикам. Несложно догадаться, что влетает в данном случае от учителя именно жертве, ведь обидчики делают свои темные дела тихо и незаметно. Эта ситуация самая частая. Учитель, увы, просто не в состоянии уследить за всем и всеми. Особенно, если класс переполнен.
  • Учитель сам участвует в травле. Случай редкий, но тяжелый.

Как бы ни было обидно в этой ситуации учителям, но именно от них в большинстве случаев зависит атмосфера в классе. И именно учительница, как вторая «мама» каждого из детей, отвечает за их не только интеллектуальное, но и психическое состояние в школе.

Что делать родителям

Светлана Филатова, нейропсихолог проекта «Дети, готовые к будущему» (@deti_ready), поделилась с нами пошаговым руководством, которое поможет родителям понять алгоритм действий в случае травли и остановить ее.

Как разговаривать с ребенком о проблеме

  • Внимательно выслушать, не отвлекаясь на посторонние дела.
  • Не торопиться с выводами. Постараться узнать детали.
  • Проявить сочувствие к ребенку, принять его болезненные чувства.
  • Дать понять ребенку, что вы его поддерживаете и готовы помогать.
  • Не обвинять ребенка.
  • Осознать свои чувства и переживания. Не впадать в сильные эмоции. Постараться трезво оценить происходящее.
  • Спросить ребенка, какое решение проблемы его бы устроило.
  • Дать советы, как отвечать обидчикам.

Как реагировать ребенку

Сохранять спокойствие.
Не поддаваться на провокацию, не проявлять гнев: возможно, обидчик потеряет к нему интерес.
Блокировать агрессора онлайн или в телефоне, но сохранить оскорбительные сообщения.
Сообщить о нападках родителям и учителю.
Если разговор с обидчиками вынужденно начался, переводить внимание на их поведение нейтральными безразличными фразами: «Я знаю, что ты любишь так говорить»; «Я знаю, что не умеешь по-другому развлекаться»; «Жалко, что у вас не находится дел поинтереснее».

Какие меры предпринять родителям

  • Сообщить учителю. Лучше при личной встрече. Описав ситуацию в заявлении с просьбой разобраться и принять участие в ее разрешении.
  • Описать ситуацию в заявлении на имя директора школы.
  • Сохранять спокойное эмоциональное состояние. Не обвинять коллектив школы. Дать понять, что вы надеетесь на помощь и поддержку.
  • Если по каким-то причинам сотрудники школы пытаются замять явные случаи травли и нанесения вреда ребенку, обратиться в управление образованием и прокуратуру с целью провести проверку действий участников травли, сотрудников и администрации школы.
  • Если ребенку нанесли физические травмы (даже легкие) необходимо засвидетельствовать их в травмпункте и обратиться в правоохранительные органы.
  • Поддерживайте связь со школой, учителем.
  • Регулярно узнавайте у ребенка, как обстоят дела.
  • Самостоятельно с родителями обидчиков и самими обидчиками не беседуйте.
  • Встреча с родителями обидчиков должна проходить в присутствии школьного совета: классный руководитель, директор, психолог, социальный педагог, педагог по безопасности.

Что нельзя делать родителям

  • Искать причину в жертве травли. Обвинять жертву травли в том, что ее травят. («Сам виноват, не умеет общаться, плохо учится, не умеет находить общий язык с остальными, не может за себя постоять»).
  • Ждать, что ситуация разрешится сама.
  • Не замечать проблему.
  • Путать травлю, конфликт и непопулярность.
  • Считать травлю исключительно проблемой жертвы.
  • Давить на жалость к жертве.
  • Отправлять ребенка самостоятельно разбираться со своими проблемами.
  • Самим разбираться с обидчиками.

Если вы — родитель агрессора

Вот несколько советов родителям ребенка, который травит других.

  • Агрессор нередко ведет себя так потому, что испытывает неуверенность, страх, бессилие. Иногда над ним тоже кто-то издевается. Попытайтесь выяснить, почему ребенок ведет себя таким образом.
  • Помогите ему извиниться и попытаться исправить ситуацию.
  • Помогите понять, что его поведение не есть он сам.

Важно иметь в виду, что недооценивание серьезности ситуации, чувств и страданий жертвы способствует и поддерживает ситуацию травли в коллективе. Единственный способ справиться с травлей или предотвратить ее — жёсткое пресечение

Всем родителям рекомендуем ознакомиться с материалами сайта травлинет.рф Авторы этого проекта очень доходчиво, искренне и точно рассказывают о том, что такое буллинг и как с ним бороться.

По материалам книг «Как помочь ребенку повзрослеть» и «Дружелюбные»

С участием Светланы Филатовой, нейропсихолога проекта «Дети, готовые к будущему» (@deti_ready)

Обложка: shutterstock.com

Почему обижают?

В детских коллективах свои ценности и восприятие разнообразия. Иногда дети не обращают на существующие различия между ними, но иногда отличие от других — повод для насмешек. Такие же ситуации встречаются и у взрослых.

Причины для насмешек:

  • другая национальность или культура (цвет кожи, разрез глаз, овал лица)
  • вес (слишком полный или худой), рост (слишком высокий или низкий)
  • дефекты речи (заикание, плохая дикция)
  • отличие в нравственных принципах (один некурящий в классе курящих, одна девственница среди девушек, ведущих раннюю половую жизнь и т.д.)
  • отличие в материальном состоянии (слишком бедный или богатый)
  • оценки (очень умный или постоянный двоечник)
  • разные интересы и предпочтения (мальчик — музыкант вызывает насмешки у мальчиков — спортсменов, девочка — отличница по математике вызывает зависть у девочек — гуманитариев)

Что делать родителям, если ребенка обижают в детском саду?

В дошкольных учреждениях единичные жалобы могут решаться с помощью воспитателя. Иногда хватает индивидуальной беседы, чтобы маленький агрессор прекратил свои притязания. Но если разговоры не помогают, оставлять проблему нельзя, такое отношение постепенно деформирует психику дошкольника. Чтобы не пропустить момент, родители должны:

  • наблюдать за эмоциональным состоянием малыша, когда он идет в садик и возвращается домой;
  • расспросить дочку или сына, кто и когда их обижает;
  • поговорить с воспитателем или обратиться к психологу в детском саду;
  • не советовать дать сдачи (отвечать агрессией на агрессию не следует еще и потому, что дети не умеют рассчитывать свои силы, такой конфликт может закончиться трагически);
  • воспитывать чувство уверенности, научите дочку или сына, глядя в глаза обидчику, четко произносить фразы «меня нельзя обижать», «не делай мне так»;
  • можно попробовать поговорить с родителями хулигана, однако лучше это делать в присутствии психолога или воспитателя, который подтвердит существующую проблему.

Еще один вопрос, что делать, если дошкольника обижают в садике воспитатели. Во-первых, убедитесь, что это не надуманная проблема. Может, вам просто кажется, что вашему малышу уделяют мало внимания. Для этого зайдите несколько раз в сад в неурочное время и послушайте, как воспитательница общается с детьми. Если чувствуется эмоциональная сдержанность и доброжелательность, волноваться не стоит.

При ощущении дошкольником несправедливого к себе отношения поговорите серьезно с воспитателем и детским психологом. Постарайтесь найти разумное решение. В основном в детском саду работают добрые и внимательные люди, любящие детей. При использовании воспитателями телесных наказаний или психологического давления родителям следует жаловаться в вышестоящие инстанции.

Обращать внимание на поведение ребёнка

Ребёнок может не доверять родителям, стесняться или бояться рассказать о проблемах в школе, даже не понимать, что о них нужно рассказать

Чтобы не случилось плохого, родителям нужно обращать внимание на любые резкие изменения в поведении ребёнка:

  • стал более скрытным, перестал делиться новостями;
  • стал хуже учиться;
  • хамит учителям или огрызается;
  • начал ругаться матом;
  • берёт с собой в школу игрушечный пистолет или карманный нож;
  • стал более агрессивным дома — огрызается, бурно реагирует на замечания;
  • открыто говорит, что не хочет идти в школу, или идёт туда грустным;
  • перестал общаться с одноклассниками вне школы, не выходит на улицу;
  • стал чаще уходить в себя, слушает музыку, рисует;
  • стал больше или, наоборот, меньше есть.

Так ребёнок может проживать любые переживания, не обязательно буллинг. Точно так же дети переживают эмоции по поводу безответной любви, проигрыша в конкурсе, плохой оценки. Паниковать сразу не нужно. Но выяснить, с чем связаны изменения, будет полезно.

Юлия Бурмистрова
детский психолог

Жалобы учителей на поведение тоже могут быть сигналом травли 

Пример: мальчик начал грубить учителям

Проблема может быть не в том, что он невоспитанный, а в том, что его самого травят одноклассники и так он пытается привлечь к себе внимание. Он в стрессе из-за буллинга и грубостью может сообщать о своём состоянии окружающим

Либо это может быть способ отомстить учителю за то, что тот знает о происходящем, но не помогает ученику.

Проще всего спросить ребёнка прямо о том, что с ним происходит. Но он может не захотеть делиться переживаниями, поэтому родителю нужно сделать шаг первым:

«Андрей, ты что-то стал так мало есть. Когда я был в пятом классе, тоже было время, что не мог есть. Я тогда Лизке Санниковой в любви признался, а она всем рассказала, надо мной весь класс смеялся. Может, расскажешь, что у тебя случилось? Вместе подумаем, что с этим делать, если захочешь».

Марина Ртищева
психотерапевт, эксперт программы «Травли нет»

Нужно обратить внимание, как ребёнок реагирует на историю

Какой-то пример может отозваться, быть похожим на его ситуацию. Можно спросить, что он думает по поводу приведённого примера, что сделал бы. Фразы вроде «сам виноват» говорят о негативном отношении к себе либо о поддержке травли.

Взрослый может предложить свои варианты, если ребёнок готов продолжать разговор, например: «Я чувствовал себя одиноким, ненужным, не знал, что делать, когда надо мной смеются, а когда начали издеваться, не знал, надо ли говорить родителям — ябедничать же нельзя. Лучше бы сказал — папа бы меня поддержал, поговорил с учителем. А учитель объяснил бы одноклассникам, что те ведут себя не круто». 

То есть нужно озвучить все опасения ребёнка, ведь дети и правда боятся рассказывать взрослым — вдруг станет ещё хуже. Это должно успокоить ребёнка, вызвать у него доверие к родителю. Он может заплакать и рассказать, что у него похожая ситуация, что он тоже боялся ябедничать.

Ребёнок может отмахнуться и ответить, что ничего не случилось. Нельзя давить и требовать объяснений. Даже если он что-то расскажет под давлением сейчас, в следующий раз будет более скрытным. 

Важно принять любой ответ ребёнка и статься открытым для диалога:

«Ладно, но если всё-таки захочешь поговорить, приходи в любое время. Я чай пойду попью, хочешь тоже?»

Возможно, ребёнку проще будет открыться незнакомому человеку — расскажите ему о том, что есть служба доверия для детей. Оставьте на столе номера, по которым он сам сможет в любое время позвонить. Ему ответит профессиональный психолог, который выслушает, поддержит, даст совет, что делать. Специалист постарается стабилизировать эмоциональное состояние ребёнка, уберечь от необдуманных действий.

Всероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей8-800-200-01-22
Горячая линия психологической поддержки «Травли нет»8-800-500-44-14пн. — пт. 10:00–20:00 мск

Мини-тест «Проблема обидчивости: есть или нет?»

Перед вами несколько утверждений. Прочитайте их и ответьте, верно данное утверждение или неверно. Если ребенок ведет себя по-разному, остановите свой выбор на варианте более частого поведения.

Вы иногда замечаете, что у ребенка сильная зависимость от похвалы и одобрения его поступков.
Задайте ребенку вопрос о его друзьях, попросите рассказать о них

Верно ли, что в этом рассказе в основном фигурирует сам ребенок? Его внимание сосредоточено не на способностях и особенностях других детей, а на том, что они для него делают?
Вы обращали внимание или слышали от других, что вашему ребенку свойственно самому инициировать ситуации, когда он может побыть обиженным и несчастным.
Ребенок уверен, что все вокруг игнорируют его, недооценивают, стремятся специально задеть и обидеть.
Он сильно обижается и огорчается, когда кто-то из детей добиваться большего успеха, чем он.
Услышав, как хвалят другого ребенка, восхищаются его словами или работой, ваш ребенок очень сильно, до слез, расстраивается и бросает свое занятие.
Ребенок не переносит любую критику в свой адрес, негативно реагирует на замечания.
Надолго запоминает все обиды. Способен вспомнить все до мелочей даже через несколько месяцев или лет. При рассказе об этом будто снова переживает неприятную ситуацию.
Легко заметить, что ребенок обиделся – он делает это демонстративно, всем своим видом показывая, как ему плохо.
Вы подозреваете, что для ребенка обида – способ, чтобы добиться желаемого от окружающих.

При рассказе об этом будто снова переживает неприятную ситуацию.
Легко заметить, что ребенок обиделся – он делает это демонстративно, всем своим видом показывая, как ему плохо.
Вы подозреваете, что для ребенка обида – способ, чтобы добиться желаемого от окружающих.

Чем с большим количеством утверждений вы согласны, тем выше вероятность, что присутствует проблема повышенной обидчивости у вашего ребенка

Пора обратить внимание и начать бороться с ней!

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий