Автоматизация звука Ж

Постановка звука Ж для индивидуального занятия

Постановка Ж в игровой форме делится на 3 этапа. Первый этап — это демонстрация, как должны располагаться артикуляционные органы при произношении звука.

Второй этап

Этот этап включает артикуляционную и дыхательную гимнастику, после чего следует отработка изолированного звука Ж. Применяются следующие упражнения:

  1. «Жуки»: логопед демонстрирует дошкольнику изображение летающих жучков, предлагает вспомнить, как жужжат насекомые над летними травами. Дети воспроизводят звук.
  2. «Пчелы»: игра проводится в группе, часть детей становится пчелками, вторая часть — цветочками. Педагог предлагает воспитанникам показать, как пчелки кружатся над цветами, собирают нектар. Дети, изображающие пчел, бегают вокруг товарищей, при этом жужжат.
  3. «Паутина»: игра групповая, одни дети становятся в круг, но не держатся за руки — это паутина, другие воспитанники изображают мух. Вторые бегают между товарищами, вбегают внутрь круга, выбегают, при этом жужжат. По команде педагога стоящие в круге дети хватают друг друга за руки. Дети, не успевшие выбежать из круга, — мухи, попавшие в паутину. Они тоже становятся в круг, то есть паутина становится больше. Игра продолжается, пока не останется последняя муха. Этот игрок и становится победителем.

Третий этап

На этом этапе отрабатывается произношение Ж в словах и предложениях. К нему можно приступать только после того, как дошкольник научится четко проговаривать изолированный звук.

Для занятий нужны парные картинки, изображающие предметы и сюжеты. На предметных изображениях представлены объекты, в названиях которых имеется звук Ж. Главное — он не должен стоять на конце слова и перед глухой согласной фонемой. А сюжетные изображения должны представлять сюжеты, с которыми связаны изображенные на других картинках объекты. Например, для картинки «пожарник» парой будет изображение горящего здания.

С этими картинками дети выполняют следующие задания:

  1. Педагог показывает предметное изображение. Дети называют изображенный объект.
  2. Педагог демонстрирует сюжетные картинки, спрашивает, какого объекта на них не хватает. Дети отвечают, ищут соответствующую предметную картинку.
  3. Педагог спрашивает, для чего необходим тот или иной объект. Воспитанники развернуто отвечают. Например, «нож нужен, чтобы нарезать пищу на кусочки».

Упражнения

При отсутствии перечисленных физиологических и психологических нарушений, научить малыша «жужжать» можно с помощью логопедических занятий, включающих два основных этапа: непосредственно постановка звука и его автоматизация, то есть внедрение в речь.

Ставим звук

Прежде чем приступить к специальным упражнениям, речевой аппарат малыша необходимо размять с помощью артикуляционной гимнастики. На первый взгляд, она никак не связана с произнесением звука (а произносим мы именно звук, а не букву), но каждый логопед подтвердит, что этот этап необходим.

  1. «Улыбнись!». Это упражнение выполняется в двух вариантах: с закрытым и приоткрытым ртом. В первом случае нужно попросить ребенка улыбнуться так широко, как он сможет, но при этом не показывать зубки. Второй вариант часто называют «заборчиком», так как он предполагает демонстрирование в улыбке и верхних, и нижних зубов. Обе позиции нужно фиксировать на 5 секунд.
  2. «Дудочка». Дети любят изображать разные музыкальные инструменты, и это упражнение им понравится. Губы нужно старательно вытянуть трубочкой и подудеть в нее, «наиграв» любую мелодию, которая придет в голову. «Дудочку» рекомендуется чередовать с вариациями предыдущего упражнения.
  3. «У зубного». Нужно раскрыть рот как можно шире, будто в кресле у стоматолога, и подержать в таком состоянии 5 секунд.
  4. «Чистим зубки». Стоматолог вылечил все зубки, и теперь их нужно чистить, чтобы снова не заболели: провести языком по внешней и внутренней поверхности верхних и нижних зубов.
  5. «Варенье». Язык нужно просунуть между сжатыми губами и загибать его кончик попеременно вверх и вниз, словно слизывая с них варенье.

Чтобы поставить звук ж, нужно задействовать:

  • язык;
  • губы;
  • нёбо;
  • голосовые связки.

В первую очередь нужно убедиться, что ребенок понимает, как именно нужно использовать все эти элементы, чтобы добиться желаемого. В этом поможет большое зеркало, напротив которого нужно сесть вместе с ребенком и показать ему пример. Иногда одного этого бывает достаточно.

Если это не помогло, то можно прибегнуть к одному из следующих логопедических приемов:

  1. Использовать в качестве базы свистящие звуки при условии, что малыш уже умеет выговаривать букву, а вернее звук . Для этого нужно попросить его набрать побольше воздуха и затянуть , постепенно поднимая кончик языка к верхним зубам, пока не получится .
  2. Еще проще отталкиваться от звука , который почти все дети произносят хорошо чуть ли не с пеленок. Язык при произнесении этого звука уже находится в нужной позиции, и малышу достаточно будет поплотнее сжать зубы и поэкспериментировать, протягивая «тз-з-з», пока он не нащупает .

Автоматизируем звук

Добиться чистого звучания желаемого звука — это немало, но недостаточно. Теперь нужно научить ребенка использовать этот звук в речи. В этом помогут многократные повторения чистоговорок, стихов, просто слов, в которых присутствует буква Ж, — здесь все зависит от фантазии родителей.

  • Предложите ребенку «уменьшить» слова с помощью буквы Ж: пирог — пирожок, творог — творожок, берег — бережок.
  • Поиграйте в игру, где нужно придумывать предложения из слов, в каждом из которых есть буква Ж: желтый жук побежал жевать желе.
  • Подберите комплект ярких картинок с изображениями предметов, в названиях которых есть Ж, причем не только в начале, но и в середине, и в конце слов. Попросите малыша отчетливо называть их.

Дополнительные упражнения

В качестве вспомогательного средства педиатры, логопеды и психологи рекомендуют как можно больше внимания уделять развитию мелкой моторики, так как она напрямую связана с речевой функцией. Эта связь не всегда очевидна для родителей, но достоверно установлена наукой.

Играя с конструктором, шнуровками, собирая мозаику, помогая маме перебрать гречку или рис, ребенок тренирует свои сенсомоторные навыки, стимулируя работу важных отделов головного мозга, в том числе и отвечающих за речь. Немалую пользу принесут малышу пальчиковые игры — их специалисты рекомендуют практиковать с самого раннего возраста. В любом возрасте чрезвычайно полезны в этом отношении занятия лепкой и игры с песком.

Любая познавательная деятельность, связанная с собиранием и разбиранием целого на составные части, взаимодействием с мелкими деталями (до трех — только под присмотром родителей), дает активно работающему мозгу бесценный опыт, отражающийся на речевой функции и общем развитии ребенка.

Ход НОД:

Воспитатель: — Сегодня я познакомлю вас со звуком «ж». Когда мы произносим звук Ж, то во рту образуется преграда. Произнесите его. А теперь приложите ладонь к шее и скажите долго «ж-ж-ж», голосок поёт песню так громко, что стенки домика дрожат, (произносят ещё раз, всегда произносится твёрдо. Значит этот звук согласный, звонкий, твёрдый. Повторите, какой это звук (индивидуальные ответы). – Давайте ещё раз произнесём звук «ж» все вместе. Кто так жужжит? Чья это песенка? (жуков, пчёл, мух). – Сейчас мы проведём с вами небольшую разминку. Использую потешку с дифференцирующими звуками и словами с этими звуками (дети повторяют за воспитателем). «Жа – за, жа – за – идёт жадная коза; Зы – жи, зы – жи – дядя делает ножи; Зу – жу, зу – жу – молоко даём ежу». — Я прочитаю ещё одну потешку, а вы внимательно послушайте, есть ли в ней слова со звуком «ж»: «Дедушка Ежок Не ходи на бережок: Там растаял снежок Заливает лужок. Ты промочишь ножки, Красные сапожки!» — Читаю ещё раз, если услышите слова со зуком «ж», то хлопните в ладоши. Будьте внимательны. Молодцы!- Сейчас я вам загадаю загадку: «Жу –жу, жу – жу Я на ветке сижу, Я на ветке сижу Букву «ж» всегда твержу. Зная твёрдо букву эту Я жужжу весной и летом». (Жук) — Правильно, жук.

Анализ слова «Жук». Вывешиваю большую картинку – схему.Воспитатель: — Что здесь изображено?Дети: — Жук.Воспитатель: — Давайте определим сколько в слове «жук» звуков. (Произношу сама – жжуук. Назовите первый звук.Дети: — Ж.Воспитатель: — Какой он? Звонкий, согласный, твёрдый. Обозначим синей фишкой (вызываю ребенка к доске для работы с картинкой – схемой, а дети выполняют на столах в своих карточках – схемах.Воспитатель: — Назовите второй звук.Дети: — У.Воспитатель: — Какой он?Дети: — Гласный. Обозначим красной фишкой (дети выполняют задание на местах, а один у доски.Воспитатель: — Назовите третий звук Дети:- К Воспитатель: — Какой он?Дети: — Согласный, глухой. Обозначим синей фишкой. (дети выполняют задание на местах, а один у доски.Воспитатель: — Сколько согласных в слове «жук»? Сколько гласных? Сколько звуков? Сколько букв? Чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим, произносим, а буквы видим, пишем). Сколько слогов в этом слове? Как вы догадались? (в слове один гласный, значит один слог). Давайте прохлопаем.

Физкульминутка.

Жу – жу – жу три хлопка

На лужок хожу шаги с высоким подниманием ног

Жу – жу – жу три хлопка

На жуков гляжу присесть, ладони поднести к глазам.

Знакомство с буквой.

Воспитатель: — Наш звук обозначается вот такой буквой «жэ» (показываю красиво оформленную букву «ж». На что похоже эта буква? «Эта буква широка И похожа на жука Да при этом, точно жук Издаёт жужжащий звук: Ж – ж – ж – ж». — А теперь сами слепите, нарисуйте букву «ж» (работа по подгруппам).

Упражнения для глаз

— Дети, посмотрите какие у вас получились буквы, необычные. Теперь обратите свой взгляд на букву, которую я вам приготовила. А теперь посмотрите на свои буквы и ещё раз на большую букву. Похожи они формой?

— Придумайте слова в которых есть звук «ж», а Соня пойдёт и выберет все картинки в названии которых есть звук «ж» (ответы поощряю фишками). Проверяем задание у Сони, её тоже поощряю фишкой за правильно выполненное задание (в задании есть картинка с изображением «ножовки» и если ребёнок не покажет её, то сама говорю название этого предмета и есть в этом слове звук «ж»).Предлагаю повторить детям слово «ножовка».Воспитатель: — К нам на зелёный лужок пришли лесные жители, но они пришли не одни, а со своими детёнышами (выставляю на доске картинки). Волчица привела — … (волчонка) Ежиха привела — … (ежонка) Медведица привела — … (медвежонка) Лиса привела — … (лисёнка) Белка привела — … (бельчонка). Найдите детёнышей в названии которых слышится звук «ж». Молодцы!Загадываю загадку: Под соснами, под ёлками Лежит мешок с иголками. (Ёж)Воспитатель: — Правильно, ёжик (показываю игрушку ёжика)

Игра: «Скажи по – другому». (обогащать речь детей словами с оттенками уменьшения, ласкательности, увеличения.Воспитатель: – Как можно назвать ежа когда он маленький.Дети: — ежонок.Воспитатель: — Когда он большой.Дети: — Ежище.Воспитатель: — А ласково.Дети: — Ёжичек.

Чтение слоговой таблицы по подгруппам:

лы жа

на жи

ко жу

1-подгруппа: кожа, лыжи, луна.

жу ло

лу ки

са жа

2-подгруппа: жуки, сало, лужа.

Дети читают слоги и из них составляют слова. Затем проверяем у каждой подгруппы.

Итог НОД:

1. С каким звуком мы сегодня познакомились? Звук «ж» 2. Какой он? Согласный, звонкий, твёрдый. 3. С какой новой буквой вы познакомились? «Жэ» — Вы сегодня хорошо поработали и эту картинку с нашей буквой мы повесим уже к знакомым буквам.

Автоматизация звука [Ж] в стечении согласных:

Жлоб, жвачка, жду, жмурки, жмурить, жмых, жнейка, жнец, жнея, жница, жрец, жбан, жгут, жгутик, жгучий, ждать, жребий, нежданный, блуждать, утверждать, бриджи, джем, джигит, джемпер, джентльмен, джин, джинсы, джип, джунгли, наждак, дождевик, держатель, держать, держаться, дважды, южная.

Картёжник, чужбина, рождество, Анжела, манжет, оранжевый, инженер, ржание, поджог, буржуи, одержимый, лживый, лжец, лженаука, поджечь, каждый, важный, бумажный, гаражный, граждане, многоэтажный, отважный, массажный, влажный, монтажник, стражник, дождик, кожный, ложный, сложный.

Неотложный, тревожный, ничтожный, пирожное, сапожник, художник, ножны, ножницы, дорожный, осторожный, нужно, дружно, дружба, служба, нужный, лыжник, булыжник, пляжный, тяжба, южный, вьюжный, таёжный, надёжный, молодежный, чертежник, ближний, нижний, подвижный, престижный, книжный.

Между, прежде, одежда, надежда, смежный, мятежный, нежный, вежливый, прибрежный, прилежный, побережье, небрежный, однажды, наваждение, награждение, упражнение, гражданин, вражда, ложбина, ножной, нужда, Лужники, лыжня, трижды, четырежды, бережный, невежа, денежный, набережная, бережливый, невежда, побеждать, княжна.

Логопедическое игровое пособие «Жужжащий улей»

Логопедическое игровое пособие «Жужжащий улей» направлено на автоматизацию звука Ж, помогает решать следующие задачи:

– развитие фонематического слуха;
– совершенствование слоговой структуры слова;
– коррекция лексико-грамматического строя речи;
– закрепление знаний об автоматизируемом звуке и соответствующей букве;
– формирование звукобуквенного анализа слогов и слов;
– развитие мелкой моторики;
– активизация памяти, внимания, мышления.

Пособие представлено в виде домика пчелки – улей, на каждой стороне домика, на липучках представлены игровые элементы. В комплект пособия входят Пчелки-подружки (плоскостные с предметной картинкой), цветочки, крыша домика из пряжи, которую можно использовать как мягкий шарик для игры, речевой материал для автоматизации звука.

Для того, чтобы автоматизация звука была увлекательнее и интереснее, используется игрушка Пчелка и стихотворное слово

Это помогает активизировать внимание и интерес ребенка на протяжении всего занятия

Всё жужжит она, жужжит.
Над цветочками кружит.
Села, сок с цветка взяла.
Мёд готовит нам … (пчела)

Летом пчелкам целый день
Собирать нектар не лень.
Отнесут его потом.
В улей-свой чудесный дом.

Над цветком пчела жужжит
И нектар собрать спешит.
Весь нектар, что соберет,
Превращает пчелка в мед.

Это улей – в нём живёт
Удивительный «народ».
Он туда – сюда летает,
Сок с цветочков собирает
И пыльцой их опыляет,
Нам природу берегут –
Спасибо, пчёлки вам за труд!
Любят дети кушать мёд,
Он здоровье им даёт!
Говорит пчела: – Жу-жу,
Я вам домик покажу.
В нем сейчас полно работы:
Надо сделать к сроку соты,
Чтоб потом на целый год
Запасти целебный мед.
И опять: – Жу-жу, жу-жу,
После все дорасскажу.
Мне пора продолжить дело –
Я за медом полетела.

Игры и упражнения на автоматизацию звука Ж, применяемые в данном пособии

  1. Упражнение «Пчелка жужжит». Помоги Пчелке добраться до цветка и собрать нектар.
  2. Упражнение «Собери букву Ж». Конструктор буквы Ж.
  3. Упражнение «Пчелка поет». По разноцветным дорожкам произносить слоговые песенки (закрытые и открытые слоги).
  4. Игра «Определи место звука в слове». Пчелка летит на соответствующий цветок.
  5. Игра «Пчелки-подружки на прогулке». Пчелка-подружка летит на красные (синие, зеленые) цветочки, ребенок, манипулируя плоскостной пчелкой присаживаясь на цветок собрать нектар, произносит слово, изображенное на брюшке Пчелки.
  6. Игра «Поймай и назови» с помощью резинки, крыша домика, превращается в шарик проговариваем слоги, слова, чистоговорки.
  7. Игра «Пчелки-подружки на цветочной полянке». Ребенок берет Пчелку с цветка, проговаривая слово улетает в улей (в отверстие в домике).

Используя данное пособие систематически, автоматизация звука происходит для ребенка интересно, увлекательно и запоминающееся.

Кондратьева Людмила Васильевна,
учитель-логопед

Почему не шипит буква «Ш»

Причины неправильного произношения могут быть следующими:

Физиологические: неправильный прикус, большой язык, высокое небо. Кроме того, качество произносимого звука зависит от развитости речевого аппарата.
Длительное использовании соски. Этот предмет портит прикус, что приводит к искаженному выговариванию свистящих и шипящих.
«Сюсюканье» с ребенком

Повторяя за старшими, дети коверкают речь.
Повторение некорректного произношения за взрослыми, у которых есть дефекты речи.
Плохо развиты память, мышление и внимание.
Нарушение речевого слуха (в некоторых случаях может развиваться дислексия).

Если после домашних занятий ребенок так и не выговаривает букву «Ш», стоит обратиться к логопеду.

Методические рекомендации для родителей

Иногда родители не обращаются к логопеду по разным причинам. Кто-то из-за финансовых затруднений, другие в соответствии с убеждениями. При этом родители должны знать, как научить ребенка говорить букву «Ш».

Советы по постановке звука

Научиться правильно произносить звук не так легко и поэтому ребенок нуждается в поддержке взрослых людей. Каждый день нужно уделять занятию около 20 минут.

Разминка для языка и губ

Самые эффективный и легко выполнимый способ справиться с невыговариванием звуков — артикуляционная гимнастика.

Она включает следующие упражнения:

  1. «Согреем ладошки».
    Его цель — научиться выпускать сильную струю воздуха. Ребенку нужно округленными губами равномерными порциями выдыхать воздух, не надувая щеки.
  2. Непослушный язычок.
    Упражнение способствует расслаблению языковых мышц. С размещенным на нижней губе языком произносится по счету от 1 до 10 слог «пя-пя-пя», края языка вверх не поднимаются.
  3. Приклей конфетку.
    Результатом такой тренировки должны стать укрепленные языковые мышцы и отработанный подъем языка наверх. Кончик языка располагается на нижней губе, на край кладется небольшой кусочек ириски, который нужно приклеить к небу. Челюсть должна оставаться неподвижной, работает только язык.
  4. Качели.
    Кончиком языка касаются то верхних, то нижних зубов.
  5. Лошадка.
    Поцокать, как лошадь.
  6. Блинчик.
    Расслабленный язык разместить на нижней губе.
  7. Кошечка.
    Ребенку нужно дотянуться языком до носа.
  8. Фокус.
    Нужно, улыбаясь, приоткрыть рот и разместить край языка на верхней губе так, чтобы образовался желоб по центру, теперь нужно сдуть вату, которая лежит на носу.

Задания для развития дыхания

  • «Забей мяч в ворота», игра в необычный футбол. В центре стола строятся ворота, делаются ватные «мячики». Игроки с двух сторон дуют на ватные мячики так, чтобы они влетали в ворота. Взрослый следит за правильными артикуляционными действиями ребенка: широкая улыбка, язык на нижней губе.
  • «Снежинки на носу». Предложить дошкольнику сдуть ватный комочек с носа правильными движениями челюсти: широкая улыбка, язык на верхней губе, подуть, чтобы комочек взлетел вверх.
  • Аналогично проводятся игры «Метель», «Листья летят», «Кораблики», «Самолетики».

Упражнения постановки от звука С

Самый распространенный способ постановки звука Ш от С. Такой способ используют, когда нарушений подвижности речевого аппарата не обнаружено. Для постановки шипящих будет полезен даже не звонко свистящий звук. Ребенку необходимо поднимать язык к небу, без напряжения озвучить С. После чего необходимо выпускать воздух при произношении. Таким образом получается шипящая Ш.

Воздух должен выходить без лишних усилий, ребенку не следует напрягать мышцы лица, излишнюю мимику. Постановка звука «Ш» ребенку поэтапно совершается для того, чтобы наглядно объяснить различия в принимаемом положении языка. Верхнее положение при звуке С дети часто путают с нижним звука Ш, из-за чего происходит смешение свистящих и шипящих.

Общие рекомендации родителям

Если у ребенка возникли проблемы со звукопроизношением «Ж», родители чаще всего способны сами исправить ситуацию. Общие рекомендации по исправлению дефекта будут такими:

Когда малыш говорит слова неправильно, даже если это происходит в первые годы формирования речевых навыков (1,5-3,5 года), его обязательно нужно поправлять, но в мягкой форме

При этом важно объяснять, почему лучше говорить правильно: ребенок должен понимать, что замечания ему делают для его же блага.
Ни в коем случае нельзя повторять за малышом неправильно сказанные слова, даже когда он говорит очень смешно. А если так все же получилось, нужно объяснить ему, что это была шутка, а затем указать на ошибку и пояснить, как нужно говорить правильно.
В свою речь необходимо чаще включать слова, содержащие букву «Ж». Проговаривать их важно четко, без ошибок

И ребенку задавать больше вопросов, слова-ответы на которые предполагают присутствие в составе этой буквы.

Проговаривать их важно четко, без ошибок. И ребенку задавать больше вопросов, слова-ответы на которые предполагают присутствие в составе этой буквы.. Если занятия в течение длительного времени не дают должного эффекта, стоит обратиться за помощью к специалисту

Если занятия в течение длительного времени не дают должного эффекта, стоит обратиться за помощью к специалисту.

Звук Ж

Рекомендуется автоматизировать звук Ж сначала в прямых слогах (жа, жо, жу, жи), затем в слогах со стечением согласных звуков (жда, ждо, жму, жмы, жбо и т.п.), далее во фразах, в предложениях, текстах, чистоговорках, скороговорках, стихотворениях. Процесс автоматизации длится 1-2 месяца при дислалии (при дизартрии от 2-х до 6 месяцев). Необходимо заниматься по карточками ежедневно по 10-15 минут. Занятия проводите перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать «работу язычка».

Помните, при произнесении звука Ж, язычок поднимается к верхним зубам, губы делают трубочку.

Карточка № 1. Закрепляем произношение звука Ж в прямых слогах. 1). Проговаривать слоги 3-4 раза: жа-жа-жа жо-жо-жо жу-жу-жу жи-жи-жи жэ-жэ-жэ 2) Проговаривать слоги с изменением ритмического рисунка: жа-жа – жа-жа-жа жо-жо – жо-жо-жо жу-жу – жу-жу-жу жи-жи – жи-жи-жи жэ-жэ – жэ-жэ-жэ 3) Проговаривать слоги с изменением ударения: жа-жа-жа жо-жо-жо жи-жи-жи жэ-жэ-жэ жу-жу-жу жа-жа-жа жо-жо-жо жи-жи-жи жэ-жэ-жэ жу-жу-жу жа-жа-жа жо-жо-жо жи-жи-жи жэ-жэ-жэ жу-жу-жу 4) Повторять слоги 3-4 раза: жа-жо-жу-жи жу-жа-жи-жо жо-жу-жа-жи

Карточка № 2. Закрепляем произношение звука Ж в словах с прямым слогом. Слова со звуком Ж в начале: Жаль, жаба, жалить, жало, жалко, жатка, жакет, жатва, жалоба, Жанна, жадина, жадный, жасмин; жидкий, жить, живу, живой, живёт, жила, живот, животное, жидкий, жильё, жилой; желтеть, желток, желе, Женя, жёлтый, жёлудь, жёлоб; жук.

Карточка № 3. Закрепляем произношение звука Ж в словах с прямым слогом. Слова со звуком Ж в середине: Ежата, вожак, вожатый, пижама, бежать, лежать, пожар, пожарник, кожа, Снежана, уважать, лужа, лёжа; ожог, лужок, флажок, бережок, ужонок, утюжок, лежу, хожу, гляжу, покажу, вижу, вяжут, лижут, мажут, уже, уважение; ножи, ежи, лежи, покажи, наживка, ужиха, ёжик, лыжи, ужин, пыжик, дюжина, ужинать, ухаживать, ежевика.

Карточка № 4. Закрепляем произношение звука Ж в словах с прямым слогом. «Один — много»: Проговаривать оба слова: жук – жуки лужа – лужи жаба – жабы лыжа – лыжи ёжик – ёжики ужонок – ужата желток – желтки ежонок – ежата жакет – жакеты ножик – ножики живот – животы жёлудь – жёлуди пижама – пижамы медвежонок – медвежата

Карточка № 5. Закрепляем произношение звука Ж в словах с прямым слогом. «Назови ласково»: снег – снежок утюг – утюжок ёж – ёжик стог – стожок сапог – сапожок живот – животик жук – жучок флаг – флажок луг – лужок берег – бережок круг – кружок жакет – жакетик

Карточка № 6. Закрепляем произношение звука Ж в словах с прямым слогом. Послушай слово, замени первый звук в нём на звук Ж и произнеси новое слово: лук — … (жук), зал – …, дать – …, баба – …, мало – …, пакет – …, бетон – …, билет – …, пучок – …, вилка – …, болеть – …, Веня – ….

Карточка № 7. Закрепляем произношение звука Ж в словах с прямым слогом. Послушай слово и раздели его на слоги (отхлопай): этажи (э-та-жи), ужонок, ужата, жёлуди, кожа, живот, животы, жасмин, жасмины, жучок, жук, сапожок, утюжок, ёжик, ёж, снежок, жадина, ежевика, флажок, жилет, жаль, покажи, вяжут.

Карточка № 8. Закрепляем произношение звука Ж в словах с прямым слогом. Выучить родственные слова: ёж – ёжик, ежонок, ежата, ежиха, ежиный; уж – ужик, ужонок, ужата, ужиха, ужиный.

Карточка № 9. Закрепляем произношение звука Ж в словосочетаниях. «Веселый счет: 1 – 2 – 5 »: 1 жук – 2 жука – 5 жуков 1 ёжик – 2 ёжика – 5 ёжиков 1 ежонок – 2 ежонка – 5 ежат 1 ежиха – 2 ежихи – 5 ежих 1 ёж – 2 ежа – 5 ежей 1 жеребёнок – 2 жеребёнка – 5 жеребят

Карточка №10. Закрепляем произношение звука Ж в словосочетаниях. «Веселый счет: 1 – 2 – 5 »: 1 нож – 2 ножа – 5 ножей 1 уж – 2 ужа – 5 ужей 1 ужиха – 2 ужихи – 5 ужих 1 ужонок – 2 ужонка – 5 ужат 1 жёлудь – 2 жёлудя – 5 желудей 1 медвежонок – 2 медвежонка – 5 медвежат

Карточка № 11. Закрепляем произношение звука Ж в словосочетаниях. сумка из кожи (какая?) – кожаная жакет из кожи (какой?) – кожаный пальто из кожи (какое?) – кожаное сапожки из кожи (какие?) – кожаные лопата из железа (какая?) – железная гвоздь из железа (какой?) – железный ведро из железа (какое?) – железное вёдра из железа (какие?) – железные начинка из ежевики (какая?) – ежевичная сок из ежевики (какой?) – ежевичный варенье из ежевики (какое?) – ежевичное

Карточка № 12. Закрепляем произношение звука Ж в словосочетаниях. «Чей? Чья?»: У ЖУРАВЛЯ голова (чья?) – журавлиная клюв (чей?) – журавлиный перо (чьё?) – журавлиное крылья (чьи?) – журавлиные У МЕДВЕДЯ голова (чья?) – медвежья хвост (чей?) – медвежий ухо (чьё?) – медвежье лапы (чьи?) – медвежьи

Карточка № 13. Закрепляем произношение звука Ж в словосочетаниях. «Чей? Чья?»: У ВЕРБЛЮДА голова (чья?) – верблюжья хвост (чей?) – верблюжий ухо (чьё?) – верблюжье ноги (чьи?) – верблюжьи

Ход занятия.

1. Орг. момент.

Прозвенел звонок и смолк,

Мы занятие начнем.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

2. Актуализация знаний.

Какие бывают звуки?

Чем отличаются гласные звуки от согласных?

С каким звуком мы познакомились на прошлом занятии?

Какой он, опишите?

Назовите слова со звуком .

3. Введение в тему.

-Сегодня мы вновь отправимся в путешествие по сказочной стране, где мы с вами познакомимся с еще одной тайной страны Азбуки.

В этой стране нас ожидает много нового, интересные встречи с таинственным новым звуком и буквой, загадки, задания и конечно игры.

Но чтобы путешествии удалось, сначала нужно разгадать загадки.

Если ответ будет правильный, мы увидим отгадку. (показ картинки)

Вы согласны?

Он живет в лесу дремучем,

Сам он круглый и колючий.

Угадайте, это кто же?

Узнать его непросто,

Узнать его легко,

Высокого он роста

И видит далеко.

Черный, да не ворон.

Рогат, да не бык.

Летит-воет,

Сядет-землю роет.

*Как можно назвать всех одним словом?

*Произнесите все слова хором и подумайте, что объединяет эти слова?

-Сегодня мы с вами поговорим о таинственном звуке и букве Жж.

4.Изучение нового материала:

-Картинка, где изображено, как жужжит жук, обозначает звук.

а)характеристика звука .

-Давайте потренируемся в произношении звука , но для этого повернитесь друг к другу произнесите звук .

*Что происходит с губами, с зубами и языком (губы чуть вытянуты вперед, зубы слегка сближены, кончик языка приподнят и касается верхнего неба)

-А теперь вместе со мной произнесем звук.

*Какой это звук?Почему?

*Как звучит звук , твердо или мягко?

-Правильно, звук произносится всегда твердо, независимо от того, какая гласная рядом. Это одна из тайн звука .

-Надеваем наушники, закрываем уши руками и произносим звук еще раз.

*Что вы слышите шум или голос?

*Звук — звонкий или глухой?

*Охарактеризуйте звук .(согласный, всегда твердый, звонкий)

б)игра «Поймай звук» (я называю слова, если в слове есть звук , дети хлопают в ладоши, если нет этого звука — подносят палец к губам.

УЖИ ЖИЗНЬ ЖЕЛЕЗО

ШАР ЖЁЛТЫЙ ДЖИНСЫ

ПИДЖАК ШИНА ЖЕНЯ

-Мы с вами можем произносить слоги, слова со звуком , а мы можем увидеть этот звук (нет, звук -невидим).

*Что мы еще знаем о звуках (звуки мы произносим и слышим)

в) игра «Услышь звук» — работа со схемами №3, №4

г) знакомство с буквой Ж

-Давайте станем волшебниками и превратим звук в букву.

Но для этого надо с закрытыми глазами произнести волшебное заклинание, хором.

Эни, бени, рики, тайся

Звук в букву превращайся (появляются на доске печатные буквы Жж)

*Почему их две?

*Где и когда пишется большая буква?

*Чем похожи и чем отличаются эти буквы?

-Эта буква живет на ленте букв на улице звонких согласных.

*Есть ли у нее парная согласная?

5.Закрепление нового материала:

а)упражнение для запоминания зрительного образа — буквы Ж.

-Выложите букву из палочек.

*На что похожа буква Ж?

-Эта буква широка и похожа на жука.

Потому что у нее 6 жучиных ножек.

И при этом точно жук, издает жужжащий звук.

*Каким цветом мы закрасим букву Ж?

б) чтение слогов и слов хором, цепочкой, индивидуально. (таблицы на доске)

в) игра «Превращение слов»

-Вот слог ЖИ превратите в слово УЖИ

*Что для этого нужно сделать?

-Слово УЖИ — в слово ЛУЖИ

г) игра «Рассыпалось слово» — работа в парах (детям раздаются макеты букв определенного слова, каждая пара составляет самостоятельно свое слово)

Ж А Э Т — ЭТАЖ

Ж Б А А — ЖАБА

Ж О К А — КОЖА

Ж И К У — ЖУКИ

Ч Ж ИИ — ЧИЖИ

-Читаем составленные слова

д) обобщение.

А сейчас я вам открою еще и тайну природы. В мире существуют несколько тысяч видов жуков. Среди них есть вредные полезные.

Но самый большой жук-олень, он занесен в Красную книгу. Как вы думаете, почему? (п. ч. Жук находится на грани исчезновения). А чтобы этого не случилось, мы с вами должны защищать и охранять их. Верно?

Жук-олень не просто красавец,он приносит большую пользу: личинки этого жука перерабатывают гниющую древесину и тем самым удобряют почву. Поэтому, берегите и охраняйте природу!

6. Итог занятия, домашнее задание.

На память жук дарит вам свой портрет. Он черно-белый, если есть желание то закрасте его.

*С каким звуком мы сегодня познакомились? Какой он?

Когда надо обратиться к логопеду

Искажение и замена звуков у трехлетних детей не считается отклонением. Но если в 2 года у ребенка отсутствует речь, то стоит пойти на консультацию к специалисту. Только к 5 годам заканчивается формирование фонетического ряда. Постановка «Ш» и «Ж» происходит между третьим и пятым годами жизни.

Нарушение произношения исправимо и часто устраняется сравнительно легко. Главное, чтобы занятия были регулярными и систематичными

Важно, чтобы сам маленький ученик имел желание исправить речь и правильно выговаривать «Ш» и «Ж»

Ребенок и родители должны проявить во время уроков терпение и настойчивость. Если результаты будут невелики, то стоит обратиться к логопеду. Специалист может поставить «Ш» и «Ж» от опорного звука с механической помощью, при помощи зонда или шпателя.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика — комплекс упражнений на развитие речевого аппарата. Артикуляционный аппарат — основа качественного звукопроизношения.

Он включает в себя:

  • язык;
  • губы;
  • мягкое и твердое небо;
  • челюсть.

Правила выполнения артикуляционной гимнастики:

  1. Задания выполняют поэтапно, последовательно по уровню сложности.
  2. На начальных занятиях комплекс выполняется перед зеркалом, медленно. Зеркало убирают после освоения ребенком правильной техники.
  3. Каждое упражнение отрабатывается по 10-15 подходов, к следующему переходят, когда у ребенка получается правильно говорить букву.
  4. В домашних условиях задания выполняют ежедневно для автоматизации и закрепления.
  5. Задания оформляются в игры, чтобы у малыша возникло желание продолжать работу.
  6. Если ребенок испытывает затруднение в процессе выполнения, то используют логопедические инструменты, черенок чайной ложки, палочку от мороженого.

Упражнения для развития артикуляционного аппарата:

  1. «Блинчик». Язык неподвижен, расслаблен, лежит на нижней губе, открывая верхние зубы и касаясь уголков рта. Такое положение удержать 10 секунд.
  2. «Чашечка». Из положения «Блинчик» поднять кверху и изогнуть боковые края и кончик языка к бугоркам. Удержать 10 секунд.
  3. «Заборчик». Открыть рот и поставить зубы верхней и нижней челюстей друг на друга, произносить звук «И». Удержать в течение 10 секунд.
  4. «Трубочка». Выполняя «Заборчик», губы вытянуть вперед и округлить, проговаривая длительное «О».
  5. «Варенье». Язык расслабить и положить на нижнюю губу, после облизать верхнюю губу. Челюстью не шевелить.
  6. « Фокусник». Рот открыт, передний край языка лежит на верхней губе, боковые края к ней прижаты, середина языка образует желобок. На кончик носа закрепить кусок ваты. Сделать сильный выдох, чтобы вата взлетела кверху.

Выполнение артикуляционных упражнений.

Отработка артикуляции «Ж»:

  1. Приложить руку на горло, произнести звук «Ш».
  2. Усилить громкость, чтобы горло завибрировало. Получится звонкий «Ж».
  3. Протягивать звук «Ж» 20-30 секунд.
  4. Перед зеркалом дети совместно с педагогом рассматривают, в каком положении находятся губы и зубы, как расположен язык.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий