Проблемы одаренных детей и пути их решения

Дар или наказание?

Принято считать, что опережающий своих ровесников в развитии ребёнок, обладающий более развитым для своего возраста умом, не будет испытывать трудностей, проблем в учёбе, ему уготовано перспективное будущее и достойное место под солнцем. На самом деле способных детей поджидают большие сложности в школе, дома и вероятные трагедии в подростковом возрасте.

Многие семьи считают, что одарённые дети – это дар, которым необходимо воспользоваться в полной мере, потому что он сулит хорошие дивиденды в будущем. Родители восхищаются успехами своего ребёнка и демонстрируют его способности родственникам и знакомым. Малыш обязательно уловит восхищение своими достижениями, запомнит и будет ждать от взрослых неизменного одобрения. Родители не подозревают, что этим они только подогревают тщеславие своего чада. А он, имея завышенную самооценку, не сможет найти точки соприкосновения с ровесниками. Неумение приспосабливаться и общаться с обычными детьми может обернуться огорчениями и горем для порастающего человека.

Образование одарённых детей выстраивается таким образом, чтобы максимально выявить сильные и слабые стороны. Составляя индивидуальную программу по обучению, необходимо тесное взаимодействие с семьёй – тогда образование будет иметь положительную динамику.

Проблемы одаренных детей: как их решить?

Одаренные дети представляют особую группу в образовательной среде, и их нужды могут отличаться от потребностей обычных учащихся. Несмотря на их потенциал и высокий уровень интеллекта, у них также могут возникать различные проблемы. В данном разделе мы рассмотрим несколько способов решения проблем, с которыми сталкиваются одаренные дети.

1. Индивидуализация обучения. Одаренные дети часто нуждаются в более сложных и глубоких заданиях, чтобы сохранить свой интерес и мотивацию к учебе. Учителя могут применять индивидуальный подход, предоставляя детям дополнительные материалы, развивающие задачи, или создавая специальные программы обучения.

2. Групповое обучение. Одаренные дети могут также иметь преимущество от работы в специальных группах с другими одаренными учащимися. В таких условиях они могут обмениваться идеями, проводить проекты совместно и соревноваться друг с другом, что стимулирует их развитие.

3. Консультации и поддержка. При возникновении проблем или сложностей, связанных с их одаренностью, дети могут нуждаться в дополнительной поддержке и консультациях

Важно оказывать им психологическую поддержку и помощь со стороны специалистов в области образования одаренных детей

4. Создание стимулирующей среды

Важно создать для одаренных детей стимулирующую образовательную среду, в которой они смогут развивать свои навыки и таланты. Это может включать в себя доступ к разнообразным учебным материалам, книгам, интерактивным технологиям и другим инструментам, способствующим развитию их творческого потенциала

5. Вовлечение родителей. Родители играют важную роль в поддержке и развитии одаренных детей. Они могут активно участвовать в образовательном процессе, быть в курсе проблем, с которыми сталкивается их ребенок, и сотрудничать с учителями для нахождения наилучших решений.

В итоге, для решения проблем одаренных детей необходимо применять индивидуальный подход, создавать стимулирующую образовательную среду и предоставлять им дополнительную поддержку и консультации. С участием учителей, родителей и специалистов, можно помочь этой особой группе детей достигнуть своего потенциала и успешно развиваться.

Проблемы одаренных детей

Одаренные дети не вписываются в общепринятые шаблоны. Им тесно в рамках обычной детсадовской или школьной программы. Но этим проблемы не ограничиваются. 

«Авторский» стиль. Одаренные дети предпочитают все делать по-своему, выбирают определенные стратегии действий. 

Свой тип обучаемости. Кто-то легко и быстро усваивает новое, кому-то удобнее обучаться в замедленном темпе, но по-своему структурировать знания и умения. 

Одержимость. Юные гении могут настолько увлечься какой-то деятельностью или школьной дисциплиной, что теряют интерес к чему-то другому. 

Проблемы в общении. У одаренных детей иные интересы: им нравятся сложные игры, нестандартные решения, у них более серьезные увлечения, поэтому найти единомышленников среди ровесников получается не всегда. Ребенок с большим удовольствием общается и дружит со взрослыми, но быть лидером во взрослой компании не может. Это приводит к его самоизоляции, уходу в себя.

Повышенная потребность во внимании взрослых

Талантливые малыши – страстные исследователи, которые задают множество вопросов и перетягивают внимание взрослых – родителей, учителей – на себя. Бывает, они пренебрежительно относятся к детям, которые находятся на ступеньку ниже в интеллектуальном развитии. Все это не может не вызывать негативных эмоций и портит отношения с другими ребятами. 

Все это не может не вызывать негативных эмоций и портит отношения с другими ребятами. 

Протестное поведение. Если взрослые постоянно сдерживают гиперактивного и любознательного умника, пытаются подавлять его тягу к открытиям, мешают проявлять лидерские качества, он начинает агрессивно защищаться: бурно реагирует на действия, оценки, высказывания окружающих, вызывающе себя ведет. 

Моторика не успевает за мышлением. У одаренного ребенка гибкое, подвижное, оригинальное мышление, высокая скорость мыслительных процессов. Моторика не успевает за мыслями: думают такие дети быстрее, чем пишут. Результат получается далеким от совершенства – каракули вместо букв, неопрятные тетрадки. Недовольный собой, ребенок может просто отказаться писать. 

Нелюбовь к школе. Школьная программа стандартизирована и рассчитана на среднестатистических учеников. Юным дарованиям становится скучно и неинтересно учиться – все, что объясняют на уроке, они уже знают, а значит, внимательно слушать педагога и выполнять его задания не обязательно. И зачем тогда в школу ходить?

Выявление одаренных детей

Развивающее на протяжении жизни системное качество психики, определяющее возможность достижения человеком более необычных и заурядных (высоких) результатов в одном определенном или нескольких направлениях деятельности, что отличает его от других людей и называют одаренностью.

Одаренность детей может быть изучена и установлена только в процессе воспитания и обучения, в ходе совершения ребенком одной или другой содержательной деятельностью. Проявление умственной одаренности всегда связано с чрезвычайными возможностями жизни детских лет. Случается ,что одаренные дети которые демонстрируют свои выдающиеся способности в одной какой-то области могут иногда вовсе и не отличатся от сверстников во всех других отношениях. Но, как правило, одаренность охватывает довольно широкий спектр психологических индивидуальных особенностей. Подавляющему большинству таких детей присуще особые черты, которые и выделяют их в общей массе. Одаренность детей обычно проявляется в их высокой любознательности и исследовательской активности. Одаренные дети очень болезненно воспринимают недостаток информации, которую можно переработать и усвоить. Поэтому и ограничение их возможной активности может вызывать и негативные реакции невротического характера. Также одаренных детей отличает в раннем возврате и способность определять причинно-следственные связи и соответственно делать определенные выводы. Им характерна наиболее быстрая передача нейронной информации, так как их внутримозговая система, более разветвленная с определенно большим числом нервных связей. Для одаренных детей свойственно ранее овладение речи, а также абстрактным мышлением, что приводит впоследствии и к обладанию отличительной памятью. Отличительной особенностью является и возможность категоризировать и классифицировать информацию и опыт, а также умение пользоваться накопленными знаниями достаточно широко.

Внимание к таким детям чаще всего может привлечь и их внушительный словарный запрос, который сопровождается не только сложными синтаксическими конфигурациями, но и определенным умением постановки вопроса. Так, например, многие одаренные дети с радостью читают энциклопедии и словари, придумывая при этом слова, которые, по их мнению, должны выражать их собственные воображаемые события и понятия. Любимыми играми таких детей считаются игры, требующие умственной активизации способностей

Повышенная концентрация внимание и упорство в достижении положительных результатов в интересующей их сфере также отличает одаренных детей от ровесников. Жизненным кредо одаренных детей зачастую является расположенность к четким классификациям и схемам

Любимыми играми таких детей считаются игры, требующие умственной активизации способностей

Повышенная концентрация внимание и упорство в достижении положительных результатов в интересующей их сфере также отличает одаренных детей от ровесников. Жизненным кредо одаренных детей зачастую является расположенность к четким классификациям и схемам

Стоит также отметить, что развитие сенсорных, творческих и интеллектуальных особенностей идет обычно по двум линиям: с одной стороны – усложнение действий для использования средств решения конкретной задачи, а с другой – и изменение самих этих средств.

Проблемы социального стереотипа одаренных детей

Одной из основных проблем, с которыми сталкиваются одаренные дети, является социальный стереотип, который сформировался в обществе. Зачастую общество склонно относиться к ним с неодобрением, считая, что они привыкли получать все «на блюдечке», у них нет проблем и трудностей в учебе и в жизни в целом.

Такой стереотип приводит к тому, что некоторые педагоги и родители не видят необходимости дополнительной развивающей работы с одаренными детьми, поскольку они уже «все знают», и не уделяют им должного внимания в образовательном процессе.

Одаренные дети часто страдают от социальной изоляции из-за того, что окружающие не могут понять их интересы и увлечения. Они могут чувствовать себя «чужими» в коллективе сверстников и найти общих язык с ними бывает трудно.

Кроме того, социальный стереотип может привести к развитию у одаренного ребенка комплексов неполноценности и чувства вины перед окружающими, что приводит к снижению самооценки и мотивации к учебе.

Чтобы преодолеть проблемы социального стереотипа одаренных детей, необходимо сформировать правильное понимание об их способностях и потребностях в обществе. Создание специальных программ для развития талантов и увлечений одаренных детей может помочь им обрести новые знакомства и единомышленников

Педагоги и родители должны проявлять большее внимание к развитию одаренных детей в образовательном процессе и помочь им преодолеть чувство неполноценности в коллективе

Вопрос-ответ:

Какие проблемы могут возникнуть у одаренных детей в школе?

Одаренные дети часто сталкиваются с проблемой неподходящей программы обучения и недостатком вызовов и стимулов, что может привести к скучности и дезориентации. Они могут также почувствовать себя изолированными от своих сверстников или находиться под большим давлением со стороны учителей и родителей.

Как можно определить, что ребенок является одаренным?

Определить, что ребенок одаренный, можно по таким признакам, как выдающаяся способность в определенной области, очень быстрое и эффективное усвоение новой информации, способность к критическому мышлению и решению сложных задач, сочинительские способности и творческий подход к решению проблем.

Могут ли одаренные дети иметь проблемы с адаптацией к социальной среде вне школы?

Да, одаренные дети могут столкнуться с проблемами, связанными с адаптацией к обществу вне школы. Они могут чувствовать себя изолированными и неудачниками, а также испытывать трудности в установлении контактов со сверстниками и социальное давление.

Какие последствия могут быть у одаренных детей, которые не получают соответствующей помощи?

Заниженная самооценка, отсутствие мотивации, потеря интереса к учебе, чувство отчуждения от общества, депрессия, тревожность и другие проблемы могут возникнуть у одаренных детей, которые не получают соответствующей помощи.

Вопрос-ответ:

Какие проблемы могут возникнуть у одаренных детей в школе?

Одаренные дети часто сталкиваются с проблемой неподходящей программы обучения и недостатком вызовов и стимулов, что может привести к скучности и дезориентации. Они могут также почувствовать себя изолированными от своих сверстников или находиться под большим давлением со стороны учителей и родителей.

Как можно определить, что ребенок является одаренным?

Определить, что ребенок одаренный, можно по таким признакам, как выдающаяся способность в определенной области, очень быстрое и эффективное усвоение новой информации, способность к критическому мышлению и решению сложных задач, сочинительские способности и творческий подход к решению проблем.

Могут ли одаренные дети иметь проблемы с адаптацией к социальной среде вне школы?

Да, одаренные дети могут столкнуться с проблемами, связанными с адаптацией к обществу вне школы. Они могут чувствовать себя изолированными и неудачниками, а также испытывать трудности в установлении контактов со сверстниками и социальное давление.

Какие последствия могут быть у одаренных детей, которые не получают соответствующей помощи?

Заниженная самооценка, отсутствие мотивации, потеря интереса к учебе, чувство отчуждения от общества, депрессия, тревожность и другие проблемы могут возникнуть у одаренных детей, которые не получают соответствующей помощи.

Одаренные дети – кто они?

Одаренные дети – это дети, которые отличаются от своих сверстников более высоким уровнем умственного развития, обладают феноменальными интеллектуальными или творческими способностями. Это маленькие любознательные исследователи, которые активно познают мир и стремятся к саморазвитию. 

Степень одаренности, ее качественное своеобразие, по мнению многих психологов, определяются и природными задатками, которые малыш получил в наследство от родителей, и социокультурной средой, в которой он растет, и его деятельностью – игровой, учебной, трудовой. Причем важны не только те знания и умения, которые уже есть у ребенка в багаже, но и его потенциальные возможности. Поэтому в категорию одаренных психологи включают не только пару процентов вундеркиндов (от немецкого Wunder – чудо, Kind – ребенок), но и до 20 процентов детей с оригинальным мышлением, высокой познавательной активностью, незаурядными умственными резервами, для полного раскрытия которых необходимы особые условия обучения. 

Наиболее сензитивный период для проявления и развития одаренности – от 0 до 10 лет. По данным исследований, в возрасте с 3-4 и до 7 лет ребенок находится словно витязь на распутье – он осознает свои умственные возможности и «выбирает» направление: налево пойдешь – вундеркиндом будешь, направо пойдешь – неспособным станешь, прямо пойдешь – ждет тебя жизнь самого обычного ребенка. 

Вильям Штерн, немецкий психолог и философ, один из пионеров психологии личности и дифференциальной психологии, различал реактивную и спонтанную одаренность. Реактивно одаренным малышам необходимы внешние стимулы, они предпочитают практическую деятельность. Дети со спонтанной одаренностью – интеллектуалы, которым ближе теоретическая деятельность. 

Кстати, одаренность – вовсе не гарантия хорошей успеваемости. Нередко незаурядные способности и богатый потенциал сочетаются с нарушением внимания, дисграфией, дислексией и другими проблемами.

Проблемы баланса учебы и личной жизни

Для одаренных детей проблема баланса учебы и личной жизни может быть особенно сложной. У них обычно очень высокие требования к себе и желание достигать максимальных результатов в учебе. В то же время, такие дети могут испытывать трудности в социальном взаимодействии и поддержании отношений с друзьями и семьей.

Одним из решений может стать организация правильного расписания дня. Таким детям понадобится больше времени на обучение, но при этом они также должны заниматься своими увлечениями и развивать личностные качества. Это может быть спортивные занятия, музыка, творчество, которые помогут им расслабиться и получить необходимую эмоциональную поддержку.

Также важно, чтобы родители и учителя не навешивали на одаренных детей слишком высокие ожидания и не напрягали их излишней работой. Важно учитывать их психологические особенности и помогать им найти правильный баланс между учебой и личной жизнью

В целом, проблема баланса учебы и личной жизни является важной для всех детей, в том числе и для одаренных. Для решения этой проблемы нужно находить подходящие методы, чтобы помочь им достигать успехов в учебе и иметь здоровую и сбалансированную личную жизнь

Чем одаренные дети отличаются от обычных?

Попытка выделить ребенка индиго перед простым подростком обозначает попытку искусственного вмешательства в его судьбу, преждевременно предопределяя детские субъективные ожидания. Одаренность у разных малышей способна выражаться в большей или меньшей степени. Наблюдая над особенностями поведения школьника, специалист должен понимать, что не всегда в маленьком человеке сразу удается подобный феномен разглядеть. К тому же проявляющиеся рано признаки одаренности способны постепенно исчезнуть.

Если в отношении обычных детей, когда возникают определенные сложности в общении, поведении либо учебе, педагоги с родителями стремятся обнаружить пути помощи, чтобы скорректировать характер, то для талантливых малышей дело обстоит кардинально иначе.

Вопрос 4. Специфика условий, в которых осуществляются обучение и воспитание в современном мире и в российском обществе

Следует подчеркнуть, что на каждом историческом этапе интерес к проблеме обучения и воспитания личности специфичен. Он определяется социально-экономическими, культурно-образовательными, научно-техническими условиями и достижениями общества в данный период.

В то же время, проблемы обучения и воспитания личности во все времена  актуальны в контексте развития, как отдельного человека, так  и общественного прогресса в целом.

Разнообразные и неоднозначные процессы, происходящие в мире, влияют на сознание, деятельность и жизнь современного человека.

Существенные изменения происходят и с самой личностью, затрагивая все сферы ее  жизни, в том числе, сферу ее способностей и одаренности.

Ряд психологов-исследователей указывают на специфические трудности и кризисы в становлении личности нового поколения.

Так, В.И. Писаренко перечисляет духовные деформации: агрессивность и авторитаризм, деструктивные увлечения экстремизмом, искажение исторической памяти, ориентация на потребление материальных ценностей при упрощении внутренней жизни и нравственных ориентиров, поглощение информации бездуховного содержания, разрушающей целостность личности и др.    

А.А

Буданцова считает, что в процессе современного воспитания и обучения, нужно обращать пристальное внимание на внутренние факторы развития личности

Процессы воспитания и обучения сегодня должны строиться с учетом того факта, что у современного ребенка формируется новый тип сознания, новая картина мира, отличающиеся от тех, которые были свойственны детям еще 30 – 20 лет назад.

 События последних десятилетий снизили в обществе ценность детства. Это детерминировало, в свою очередь, снижение у детей доверия к миру, дегуманизацию и криминализацию детского сознания, обособленность и потребительское отношение к другим людям, изменение детской субкультуры и др.

Ряд авторов сегодня ставит вопрос о смене в образовании аксиологических парадигм.

Они считают, что дальнейшее решение проблем воспитания и обучения личности должно происходить в неразрывной связи с изменением ключевых ценностей развития цивилизации: главной ценностью становятся сам человек и его мир, духовные ориентации, смыслы, цели, содержание и способы саморазвития.

Все перечисленное – очень важно при обучении и воспитании одаренного человека. Для общества каждый ребенок – это ценность и условие исторической преемственности социального развития, это – ресурс будущих достижений и прогресса

Для общества каждый ребенок – это ценность и условие исторической преемственности социального развития, это – ресурс будущих достижений и прогресса.

Одаренный ребенок – носитель еще более огромного потенциала – интеллектуального, мотивационного, духовно-творческого.

Одаренный ребенок – ценность, как для отдельной семьи,

так и для целого поколения, народов, государств. 

С конца 90-х годов XX в. отечественные документы определяют современные задачи развития одаренности и способностей личности, обучения и воспитания одаренных детей –  на уровне государственно-политических перспектив.

Актуальность социально-образовательной и психолого-педагогической поддержки одаренных детей подчеркивается в следующих документах:

Типы одарённости

Единой классификации не существует, но чаще всего психологи выделяют пять типов одарённости:

  • Интеллектуальная одарённость характеризуется повышенной наблюдательностью, концентрацией внимания и способностью анализировать информацию. Такие дети отличаются высоким IQ, обладают сильным критическим мышлением и, как правило, преуспевают в каком-то одном предмете.
  • Академическая одарённость подразумевает отличную память. Такие дети легко усваивают школьный материал, могут обучаться самостоятельно, потому что процесс учёбы приносит им удовольствие. Как правило, они способны пройти программу нескольких классов за один учебный год.
  • ‍Креативная одарённость может проявляться в богатой фантазии и нестандартном мышлении. Частный случай — творческая одарённость, то есть склонность детей к рисованию, танцам, музыке, стихосложению, актёрскому мастерству и другим искусствам.
  • Социальная одарённость заключается в наличии лидерских качеств, высоком уровне эмпатии, интуиции, яркой харизме. Такие дети могут непринуждённо общаться с людьми разных возрастов и часто обладают врождённым эмоциональным интеллектом — восприимчивостью к чувствам других.
  • Психомоторная одарённость предполагает опережающее возраст физическое развитие. Такие дети с ранних лет проявляют интерес к подвижным играм и спорту.

Воспитание и развитие способностей маленьких гениев

Одаренность – это особенность психики, благодаря которой человек может достичь феноменальных результатов по сравнению с другими людьми

Важно эту исключительность обнаружить и помочь ребенку ее развить. . Первооткрывателями таланта, как правило, бывают самые близкие

Что же делать родителям, которые вдруг поняли, что у них в руках – маленькое сокровище:

Первооткрывателями таланта, как правило, бывают самые близкие. Что же делать родителям, которые вдруг поняли, что у них в руках – маленькое сокровище:

Обращаться за помощью к специалистам – психологу, тьютору, которые помогут подобрать оптимальную программу развития. 

Пробовать разное. Занятия в секциях и кружках помогут развить способности малыша, познакомить его с единомышленниками. 

Не оказывать давления, не заставлять, не требовать моментального успеха. Малыш с абсолютным слухом может ненавидеть музыку и мечтать о карьере хоккеиста. Завышенные требования и ожидания родителей могут закончиться синдромом отличника и неудачами в личной жизни. 

Не зацикливаться на чем-то одном. Развитие должно быть гармоничным – интеллектуальным, физическим, эмоциональным и социальным. 

Найти друзей по интересам. Вундеркиндам бывает нелегко дружить со сверстниками – слишком велика разница в интеллектуальном развитии, увлечениях, приоритетах

Важно, чтобы у юного гения была возможность общаться с ребятами своего уровня, которым были бы близки его интересы, понятен его образ мыслей. 

Выработать иммунитет от неудач. Юные дарования, как правило, очень требовательны к себе, самокритичны

Любой промах, любую ошибку переживают остро. Чтобы подготовить малыша к подобным «уколам судьбы», стоит ставить перед ними задачи посложнее, которые не получится решить с первой, второй, пятой попытки. 

Хвалить, но дозированно
Чтобы уверенность в собственном превосходстве не обернулась в какой-то момент против ребенка, не надо бесконечно петь ему хвалебные оды и постоянно акцентировать внимание на его исключительности. 

Без специальной психологической и педагогической подготовки работать с юными гениями непросто. Обучение по стандартной, общей для всех школьной программе может демотивировать одаренных ребят, вынудить их скрывать, не афишировать свои исключительные способности, которые не вписываются в общепринятые нормы, приемлемые шаблоны, а значит, могут раздражать и детей, и взрослых. 

Педагогам важно учитывать личностные особенности и потребности юного дарования. Поможет в этом:

  • индивидуализация и дифференциация обучения;

  • разнообразные внеурочные занятия;

  • эмоциональная поддержка юного гения;

  • создание условий для самостоятельной работы одаренного ученика;

  • объективная оценка его собственных достижений, без сравнения с другими, менее талантливыми детьми;

  • свободный выбор дополнительных образовательных услуг;

  • работа в небольших группах;

  • проектная деятельность, которая задействует разные способности ребят, пробуждает интерес, развивает;

  • уважение к личности маленького умника и терпимость по отношению к нему. 

Типы одаренных детей

Перечисленные способности у одаренных детей выражены в разной мере. В зависимости от них ребят относят к одному из четырех типов:

  • Гуманисты. Гиперактивные, общительные, дружелюбные. Часто одновременно играют с несколькими игрушками.
  • Концептуалисты. Больше беспокоятся о проектах, чем об окружающих. Мечтают стать в будущем инженерами, архитекторами, дизайнерами, космонавтами, пилотами или офицерами. В подростковом возрасте увлекаются спортом и склонны к появлению зависимости, особенно наркотической.
  • Художники. Очень чувствительные, творческие личности, обычно невысокого роста. Будущие учителя или художники. В детстве не способны заниматься одним делом дольше 5 минут. Однако, став подростками, выбирают одну из областей и начинают совершенствоваться в ней.
  • Межпространственный тип. Объединяют в себе многие качества трех остальных. Призваны принести в мир новую философию или религию. Они выше ростом и в возрасте 1-2 лет уже проявляют самостоятельность.

Особенности развития одаренных детей

С самого раннего возраста одаренные дети отличаются от своих ровесников. Эта непохожесть проявляется во всех сферах:

Познавательная сфера

  • Развитая речь. Навыками говорения, чтения, письма одаренные малыши овладевают раньше, чем их сверстники. Многие увлеченно читают энциклопедии, словари, занимаются словотворчеством, поэтому их лексикон, как и сложные синтаксические конструкции, впечатляет и помогает говорить по-взрослому, четко излагая свои мысли.

  • Хорошая память. Ребенок с легкостью запоминает стихи, песенки, интересные факты, накапливает большие объемы информации, активно ей пользуется. 

  • Высокая концентрация внимания. Маленький гений может подолгу заниматься каким-то одним делом, способен глубоко погружаться в задачу, воспринимать сложную информацию. 

  • Гибкое подвижное мышление. Чудо-ребенок способен генерировать огромное количество идей, находить нестандартные пути решения задачи, выстраивать ассоциативные связи. 

  • Познавательный интерес. Одаренные дети, независимо от пола, возраста, характера и темперамента, стремятся открыть для себя что-то новое, докопаться до сути. Их мозг постоянно требует умственной нагрузки. Несмотря на юный возраст, они могут фокусироваться на нескольких процессах одновременно, исследовать, как устроен тот или иной предмет.

    Одаренные дети умеют мыслить логически, рассуждать, анализировать и синтезировать информацию, переструктурировать ее, прогнозировать развитие событий, оценивать действия, мысли, поступки – свои и других людей.

Сфера личностного развития

  • Перфекционизм. Одаренные малыши очень требовательно относятся к себе, к тому, что делают и что получается в результате этой деятельности, переживают, если все складывается не так, как они планировали, боятся совершить ошибку. 

  • Лидерские качества. Чудо-дети доминируют в играх, совместных делах, межличностных отношениях. Они чувствуют уверенность в себе, проявляют инициативу в общении, легко находят общий язык и с детьми, и со взрослыми. 

  • Обостренное чувство справедливости. Причем проявляется оно очень рано.

  • Социальная автономность. Неординарныемаленькие личности стремятся отстаивать свою точку зрения, поступать по-своему, действовать не так, как все, необычным образом, противостоять мнению большинства. 

  • Соревновательность. Одаренные дети стремятся превзойти своих сверстников, подтвердить свои исключительные способности и возможности, укрепить уверенность в своих силах. В таком соревновании они учатся не только выигрывать, но и проигрывать. Опыт поражений закаляет характер, помогает стойко переживать неприятные моменты. 

  • Повышенная восприимчивость. Малыши могут видеть и выявлять проблемы, которые для других остаются незамеченными, чувствуют, когда вокруг них возникает напряжение. 

    Маленькие умники нередко обладают развитым чувством юмора, любят игру слов. У них богатая фантазия, широкий круг интересов. Это очень целеустремленные ребята.

Физические особенности

  • Повышенная электрическая и биохимическая активность мозга. 

  • Высокий энергетический потенциал. 

  • Продолжительность сна меньше, чем у обычных детей их возраста. 

  • Не очень хорошо развита тонкая моторика: решать математические задачки ребенку намного проще, чем что-то вырезать, клеить.

  • У детей до 8 лет может быть нестабильное зрение – им бывает трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее.

Особенности поведения

  • Одаренные дети очень активны, постоянно чем-то заняты. 

  • Они могут одновременно искать ответ сразу на несколько непростых вопросов, даже если решение им пока не по зубам. 

  • Они способны занимать сами себя – им не нужен партнер в исследованиях и поисках.

5 типов одаренности

  1. Академическая. Юные «академики» внимательны, отличаются хорошей памятью и живостью мышления. Им легко дается усвоение школьного материала, поэтому учеба приносит удовольствие. Именно их фото можно увидеть на школьной доске почета. Правда, когда учеба завершена, таким детям бывает трудно адаптироваться к новой реальности.

  2. Интеллектуальная. Высокий IQ, критическое мышление, повышенная концентрация внимания, наблюдательность, превосходные аналитические способности – все это особенности одаренных детей «интеллектуальной направленности». Представители этой «группы» нередко бывают любимчиками учителей. Они легко запоминают материал, хорошо учатся, но, как правило, успевают по каким-то определенным предметам – например, гуманитарным или математическим.

  3. Креативная. «Креативщики» – неординарные натуры со своим необычным взглядом на мир. У них нестандартное мышление и богатая фантазия. Им не просто уживаться как со сверстниками, так и с учителями. Школьная программа не дает им проявлять свои способности и возможности в полной мере, что нередко приводит к проблемам с учебой. Креативная одаренность – особенность будущих ученых, изобретателей или модельеров. Сюда же относятся творчески одаренные дети – будущие музыканты, художники, поэты, танцовщики или актеры. 

  4. Лидерская (или социальная). Основные черты такого типа одаренности – врожденный эмоциональный интеллект, эмпатия, хорошо развитая интуиция. Это харизматичные ребята, которые быстро находят общий язык с людьми самого разного возраста, с легкостью берут на себя ответственность, обладают хорошими организаторскими способностями, умеют руководить, только вот мотивация к учебе у них невысока. 

  5. Психомоторная. Таким чудо-детям свойственна повышенная двигательная активность, стремление к овладению сложно координированными движениями, хорошее физическое развитие. Они способны воспроизводить ритм, высокий темп движений, сохранять их точность при передвижении в пространстве. С раннего возраста таких малышей привлекают подвижные игры, спорт.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий