Герои
С поразительным мастерством повествователя-новеллиста Паустовский на малой сценической площадке собрал целую толпу персонажей, дав каждому из них яркую, запоминающуюся характеристику.
Первая группа персонажей – деревенская. Это Катерина Ивановна – персонаж «мемориальный».
Она – умирающая память о никому теперь как будто и ненужном ХІХ веке.
Деревенская девчонка Манюшка, из чистой, хорошо скрываемой жалости ухаживающая за старухой, получая от неё драгоценные (для музея) подарки из ХІХ века, говорит, что «сдаст их в утиль». Если бы не она да старик-сторож (!) Тихон, знавший Катю молодой и помнящий её великого отца, давно бы «сдали в утиль» и саму старуху, которой довелось бы тихо умирать в пустом доме, ибо больше она не нужна никому, даже собственной дочери. Жалея Катю, Тихон не только отправляет Насте «ту самую» телеграмму, но и пишет «ответ» на бланке телеграфа, который ослепшая старуха всё равно прочесть не может. Не поверив в «ответ», Катерина умирает. На похоронах её вдруг появляется молодая сельская учительница, которая «подошла к гробу, наклонилась и поцеловала Катерину Петровну в высохшую жёлтую руку». Это «заместительница» Насти, воплощённая мечта её матери о жизни вместе с дочерью. «Старухи оглядывались на неё, шептались, что вот, мол, тихая какая девушка и ей трудно будет первое время с ребятами – уж очень они в Заборье самостоятельные и озорные».
Если уж в селе «просветительский» идеал XIX века не работает, даже дети здесь уже себе на уме и не нуждаются в моральных прописях (ведь они же советские дети!), то уж у ленинградских персонажей, по мнению Катерины Петровны, «свои дела, свои непонятные интересы, своё счастье». Думая так, она прежде всего думает о Насте, которая раз в 2-3 месяца шлёт ей 200 руб. с припиской о том, что «столько дел, что нет времени не то что приехать, а даже написать настоящее письмо». «Художники звали её Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза», но внешность обманчива, ведь героиня драмы Г. Ибсена всю жизнь ждала своё счастье в лесной хижине, Настя же поступила ровно наоборот.
Открытое Настей дарование Тимофеев – «маленький, решительный, злой», и такой же изваянный им Гоголь, они два сапога пара – настоящие художники. Скульптор знает себе цену, он не любит высоких слов, о своём Гоголе говорит насмешливо: «Серьезный дядя, да?» Гоголь же, едва явившись на свет Божий, зорко высмотрел в Настиной сумочке нераспечатанное материнское письмо («Эх ты, сорока!» – будто слышит она его голос), а в момент своего выставочного триумфа – скомканную в её руке телеграмму.
В отличие от молодого Тимофеева, маститый Першин говорит много и высокопарно, но вряд ли разбирается в искусстве. Вчера он ни в грош не ставил Тимофеева, сегодня превозносит и его, и особенно Настю за её «заботу о человеке».
Наконец, персонаж, которому эпитеты заменяют имя и фамилию, – седой вспыльчивый художник. Этот чуткий пожилой человек участлив к Насте; только Гоголь и он заметили, что Настя получила какую-то телеграмму:
А ведь не исключено, что седой вспыльчивый художник в молодости был знаком с Настиным дедом и спросил «не просто так». Здесь уже могли бы соединиться две сюжетные линии
«Мысль, брошенная старым художником, о внимании к человеку» могла бы стать шатким гуманистическим мостиком между жизнями советской и досоветской и отозваться простым вниманием к умирающей дочери классика – если бы Настя не стыдилась собственной матери, если бы морально давно уже не «сдала её в утиль»
Сочинение 3
У Паустовского есть множество различных произведений, написанных на грустный лад, и заставляющих задуматься над общим смыслом жизни, а нашей цели в ней. В своих произведениях он показывает жизнь такой, какая она есть, не используя призму романтизации. Всё описано как есть, и это, пожалуй, одна из главных особенностей индивидуального стиля Паустовского.
В его произведении описываются события которые скорее всего очень сильно вас затронут. Оставшись одна в деревне, уже старая женщина, чувствуя скорость смерти, размышляет о своём прошлом и жизни целом. Отправив своей дочке в Ленинград телеграмму с просьбой приехать к ней, она начинает ждать, но проходит первая неделя, затем вторая, однако её дочь так и не приехала. Со временем ей становиться хуже и она так и не дожидается своей ненаглядной доченьки. А спустя два дня после похорон, прибывает её дочь. И виня во всём одну лишь себя, возвращается в Ленинград.
Произведение поднимает актуальную, даже на сегодняшний день, проблему. Эта проблема это активный переезд молодого деревенского населения в города. Уезжая, они намеренно оставляют своих родителей одних, обычно не навещая их, так их родители и доживают свои года в одиночестве, что, несомненно, является очень неправильно и не заслуживает никакого понимания, ведь родители это самое дорогое что может быть в нашей жизни. Наша жизнь очень коротка и нельзя растрачивать её попусту, надо пытаться как можно больше времени проводить со своими родителями.
Именно это и старается сказать Паустовский в своём произведении. Необходимо беречь своих родителей как самое дорогое сокровище, всегда оберегать и защищать. Навещать их даже если вы находитесь очень далеко. Чтобы они всегда знали, что они не одни, что несмотря ни на что, вы будите с ними всегда. Старайтесь как можно чаще говорить им о своей любви, иначе может стать слишком поздно. Именно это, по моему мнению, пытается сказать Паустовский в своём произведении.
Характеристика героев
В «Телеграмме» Паустовского прослеживаются образы нескольких персонажей. Список их небольшой, но все они играют важную роль в сочинении:
- Катерина Петовна;
- Настя;
- Манюша;
- Тихон;
- Тимофеев.
Катерина Петровна — старая женщина, доживающая свой век в отцовском доме и мечтающая перед смертью повидаться с горячо любимой дочерью. В усадьбе знаменитого отца на стенах висели старинные портреты, картины и даже небольшая картинка в золотой рамке — эскиз «Неизвестной» Крамского. Женщина называла это поместье «мемориальным» и дорожила им. Но в силу своей старческой слабости уже не могла ухаживать за садом и хозяйством. В этом ей помогали соседи — Тихон с Манюшей.
А вот у родной дочери не нашлось времени навестить старушку или даже просто написать ей письмо. Единственная помощь, оказанная Настей — денежные переводы. Катерина Петровна, казалось, забывала, что деньги эти даже не находились у дочки в руках, но она сжимала их и нюхала, ведь ей мерещился запах Настиных духов на них. Старушке не нужна была материальная помощь, а лишь любовь и забота, которую приходилось получать от соседей, а не от родного человека.
Анастасия характеризуется в Союзе художников как отличный работник и заботливый коллега. Она тратит массу времени на то, чтобы вывести в свет молодое дарование — скульптора Тимофеева. Но совершенно забывает о единственном родном человеке — маме. Настя не хочет ехать в Заборье, которое нагоняет на неё тоску. Письма Катерины Петровны вызывают у неё двоякое чувство: с одной стороны, они приносят облегчение, поскольку героиня понимает, что мать ещё жива, а с другой — беспокойство, ведь кажутся немым укором из-за отсутствия участия в судьбе старушки.
Тихон — сосед, знавший отца хозяйки усадьбы. Мужчина очень уважал и ценил известного художника и поэтому заботился об увядающей старушке. Ему тяжело было смотреть на страдания Екатерины Петровны. Он написал телеграмму от лица Насти в попытке снять камень с души женщины перед скорой кончиной. Хоть старушка и поняла хитрость Тихона, но всё же поблагодарила за заботу о себе.
Манюшка — добродушная соседская девочка, которой старушка постоянно дарила ценные вещички из своего гардероба, чтобы та их продала. Девушка заботилась о женщине и старалась во всём ей помочь. Смерть Катерины оказалась для неё тяжёлым событием: Манюшка не отрываясь смотрела на побледневшую старушку и, поджав на табурете ноги, тряслась.
Тимофеев — гордый и ранимый талантливый скульптор, страдающий от своей невостребованности. Он жаждет похвалы и признания, отчего порой ведёт себя грубо и сварливо.
Овский — Телеграмма: описание, герои, анализ произведения
К.Г.Паустовский “Телеграмма”: описание, герои, анализ произведения
История создания
Рассказ «Телеграмма» был написан Паустовским в 1946 году, вскоре после того, как к нему пришла большая, советская и зарубежная слава. Истоки рассказа можно найти в произведениях 1937 года – цикл рассказов «Летние дни», повести «Мещёрская сторона». Здесь есть упоминание о судьбе дочери известного художника, которое впоследствии трансформируется в самостоятельный рассказ «Телеграмма». Рассказ не изучался в советской школе вплоть до конца 90-х, так как приоритет имели более крупные произведения жанра соцреализма.
Сюжет рассказа можно изложить в нескольких предложениях: одинокая женщина преклонного возраста живет в отдаленной глухой деревне, в «мемориальном» доме, построенном еще её отцом, выдающимся художником. Речь даже не о физической помощи, — женщина абсолютно чужая жителям деревни, с которыми у неё нет никаких точек соприкосновения. Удивительно, но у неё есть дочь, которая временами присылает матери денег да пишет ей короткие письма о том, как она занята. Настает время, когда пожилая мать понимает – ей не пережить надвигающуюся зиму, и она пишет дочери призывное письмо. Настя выезжает больше чем через две недели и то – после тревожной уже телеграммы о приближающейся смерти матери. Дочь не успевает ни к постели умирающей, ни к похоронам, а когда приезжает, испытывает самое страшное на свете раскаяние.
Происхождение Катерины Петровны, вероятно, дворянское, ведь автор упоминает о том, что она была воспитана в семье, имеющей отношение к искусству. Катерина Петровна получила хорошее образование, она была знакома со многими людьми из мира искусства, даже упоминается, что будучи в Париже, видела похороны Виктора Гюго. Но эта информация, разговоры об искусстве никому в богом забытой деревне не будут интересны, как и старинные вещи из гардероба женщины, — страусовые перья, сморщенные перчатки, одежда в бисере. Люди в дерене живут неравнодушные – ходит к пожилой женщине девочка-соседка, почтальон и сторож Тихон, но им просто не под силу скрасить ее одиночества, слишком разные люди. Катерина Петровна ждет писем от дочери, а сама не пишет, чтобы не докучать девушке. Не выдерживает только раз, посылая девушке трогательные строки, так как предчувствует скорую смерть.
Жизнь второй героини, Насти, напротив, полна энергии и забот. И если бы читатель не узнал в предыдущей части рассказа, что происходит с её матерью, он бы считал Настю тонко чувствующим, сердечным и отзывчивым человеком. Ведь её душа так порывисто отзывается на искусство, на чужую беду (например, суровое существование скульптора Тимофеева). На чужую, но вот не на материнскую – ведь письмо от матери Настя даже читает не сразу, а едет к ней вообще через 2 недели.
Раскаяние приходит слишком поздно. Настя не успевает никуда, даже на похороны. Всю ночь девушка плачет в опустевшем материнском доме, а утром уезжает втайне от деревни, будто крадучись, – ей стыдно.
Авторское осуждение не прямое. Голос осуждения и голос её совести звучат как будто из уст скульптуры Гоголя. Ей кажется, что пронзительному гоголевскому взгляду она видна насквозь, и он знает, как несправедливо она к собственной матери.
Жанр, анализ и смысл
Жанр «Телеграммы» — рассказ. В тексте одна сюжетная линия, объединяющая нескольких главных и второстепенных персонажей. Литературное направление произведения — реализм, потому что Паустовский показывает человеческую жизнь без прикрас. Диалоги и события могли происходить в реальности. Повествование ведётся линейно, автор излагает события в той последовательности, в какой они происходят.
Анализ «Телеграммы» Паустовского показывает, что композиционно текст разделён на 3 части. В первой Паустовский описывает жизнь старушки в Заборье. Из второй читатель узнаёт, как живёт и чем занимается дочь Екатерины. Третья часть содержит описание событий, произошедших после смерти старушки. В ней Настя понимает, что совершила непоправимую ошибку. В сочинении по произведению «Телеграмма» следует упомянуть несколько тем:
- взаимоотношение родителей и детей,
- возвращение «блудного сына», в данном случае — дочери, причём запоздалое,
- материнская любовь,
- одиночество,
- раскаяние.
Мораль произведения заключается в том, что нужно заботиться о близких, пока они живы. Не стоит думать, что им не нужна помощь, если о ней не просят. Но близкие нуждаются не только в физической заботе
Важно и внимание, а оно может выражаться в добрых словах, визитах, открытках. Старушка была бы рада видеть дочь не раз в 3 года, а чаще, но Настя за всё время даже не написала подробного письма
Ошибка девушки в том, что она не подозревала о состоянии матери. Катерина писала, что всё в порядке, ведь ей не хотелось докучать дочери. А Настя, которая исправно посылала деньги, наивно считала, что этого достаточно. Обладая добрым характером, девушка была готова прийти на помощь постороннему человеку, потому что его проблемы она видела и воспринимала очень остро. Поездка к матери всё откладывалась, и подготовка к выставке Тимофеева стала роковой ошибкой.
Название рассказа имеет два значения. Первое отражает, что в сюжете есть 2 телеграммы: первую получила Анастасия, а вторую прочитал Катерине Тихон. Умирающая женщина поняла, что он слукавил, и после этого надежда на приезд дочери покинула её. Второе значение состоит в том, что сам рассказ — телеграмма для читателей. Автор хочет, чтобы они не превращались в «Иванов, не помнящих родства», и любили близких, пока те живы.
Исследование символики
В рассказе Паустовского «Телеграмма» символика играет важную роль. Одним из наиболее значимых символов является телеграмма, которая становится причиной конфликта в сюжете. Телеграмма может быть трактована как символ изменений и новостей, которые не всегда могут быть хорошими.
Еще одним ключевым символом является Летняя ночь, которая описывается как яркая и прекрасная, но в то же время короткая и несбыточная. Этот символ отражает не только кратковременность счастья и радости, но и невозможность удержать их.
В рассказе также есть символы природы, такие как море, лес и звездное небо, которые напоминают героям о неизбежности перемен и их скоротечности. Море может быть воспринято как символ жизни со всеми ее трудностями и бурлящей энергией, а звездное небо – как символ бесконечности и трансцендентности.
Обращает на себя внимание также символика пространства и времени. Герой рассказа едет поездом из одного города в другой, перемещаясь между пространствами и временем
Это позволяет ему отдохнуть от повседневной рутины и открыть для себя новые грани жизни. Но в то же время это означает, что жизнь продолжается, и все, что произошло, остается в прошлом.
Таким образом, символы в рассказе Паустовского «Телеграмма» не только обогащают текст, но также помогают читателю лучше понять основную тематику произведения и глубже вникнуть в мир персонажей.
Сочинение по рассказу Паустовского Телеграмма
Изначально, только начиная читать рассказ Паустовского, мне казалось, что он написан на военную тематику. Как же выяснилось, в нем затронута гораздо более философская, глубокая тема. Писатель продемонстрировал, насколько разным нередко оказывается понимание жизни у детей и родителей.
Главной героиней этого произведения является одинокая старушка. Она постоянно ждет приезда родной дочери. Женщина надеется, что та вспомнит о ней и позаботится. Правда, при этом она осознает, что у дочери совершенно другие интересы, кардинально отличающиеся от ее собственных. Старушка не винит дочь, что та уехала из деревни, пытается добиться успеха, помогает кому-то, не уделяя ей никакого внимания.
Настя – умная, добрая и отзывчивая девушка, живущая своей жизнью. Она проявляет заботу об окружающих, но при этом давно позабыла о родной матери. Старушка очень ее ждала, надеялась, что хоть в последний раз сможет увидеть свою дочь, но так и не дождалась ее. В какой-то момент сосед женщины, видя ее душевные терзания, сам пишет ей письмо от имени Насти и приносит его. Мол, девушка все-таки решила ответить матери. Правда, старушка не поверила Тихону. Мол, если бы дочка прочла телеграмму, то обязательно бы приехала в деревню и простилась с ней.
Прошло совсем немного времени и Катерина Петровна умерла. Ей так и не посчастливилось увидеть родную дочь, поделиться с ней сокровенным в последние дни жизни. Данные события стали важным уроком для соседской девчонки Манюшки. У нее также была старенькая мама. Девушка стала проявлять к ней большую заботу, чаще навещать.
Настя же приехала в родную деревню лишь через несколько дней после того, как ее мама была погребена. Именно этот момент в рассказе является кульминационным. История, рассказанная автором, весьма поучительна. Писатель говорит о том, что о близких нужно заботиться. Ведь в любой момент это может стать уже невозможным. При этом он не осуждает неблагодарную дочь, относится к ней с пониманием. Ведь жизнь довольно сложна, но за совершенные ошибки при этом приходится платить немалую цену. Назначает ее непосредственно сама жизнь. Так и получилось с Настей. Она не смогла попрощаться с матерью, испытывает сильную вину, но искупить ее уже не представляется возможным. Ведь человека, к которому она проявила равнодушие, уже нет в живых.
Телеграмма
Две недели Настя занималась устройством выставки. В день открытия пришли известные художники и скульпторы — обсуждали и хвалили работы Тимофеева. Вошла курьер Даша и вручила телеграмму, смысл которой дошел до Насти не сразу. Поначалу она подумала, что это не ей, но обратный адрес, где было написано слово «Заборье», развеял сомнения. Настя нахмурилась, скомкала телеграмму, и слушала выступление Першина, который рассыпался благодарностями в ее адрес, отмечая, что в лице Анастасии Семеновны забота о человеке стала реальностью.
В рассказе Паустовского «Телеграмма» равнодушие и отзывчивость Насти стоят рядом. Отзывчивая к посторонним людям, она равнодушно отнеслась к письму матери. И казалось бы, получив телеграмму, что самый близкий и родной человек умирает, она должна была бежать к маме со всех ног, чтобы успеть, чтобы увидеть, услышать и обнять ее еще хоть раз. Но Настя скомкала телеграмму. В двух словах, пока с кафедры неслось о заботе, автор выразил жестокость, лицемерие, равнодушие дочери.
Старый художник, озабоченный задумчивым видом Насти, подошел, тронул ее за руку и поинтересовался, не телеграмма ли ее так встревожила? Настя сказал, что телеграмма от знакомой, ничего ужасного не произошло, но весь вечер ощущала на себе пронзительный и тяжелый взгляд. Кто бы это мог быть? Настя подняла глаза: на нее, усмехаясь, смотрел Гоголь.
Произведение «Телеграмма» Паустовский продолжает словами из письма Катерины Петровны: «Ненаглядная моя» — обращалась к Насте мать. Настя села на скамейку и заплакала. Она поняла, что никто и никогда не любил ее так, как мама. Тем же вечером Настя уехала в Заборье.
Анализ произведения «Телеграмма»
Структура
Рассказ перед нами или повесть? «Телеграмма» Паустовского — короткий рассказ. Его можно условно поделить на пять частей, каждая из которых несёт определённую смысловую нагрузку в сюжете:
- О матери
- О дочери
- Тревожная весть
- Трагичная развязка
- Итог.
Первая часть — представление матери, Катерины Петровны. Рассказывается о том, что старушка живёт в глухой деревне одна и имеет дочь. Вторая часть — знакомство с Настей, описание её работы. В третьей происходит кульминационный момент — зарождение и отправка самой телеграммы матерью о своей болезни. Там же неравнодушный ко всему мужик Тихон высылает ответ якобы от дочери для Катерины Петровны. Но та понимает и благодарит его за душевный порыв, не получая, однако, истинного письма от Насти. В четвёртой дочь приезжает, да не застаёт мать живой. И в пятой происходит переосмысление ею своего поступка, подведение итогов.
О чём сюжет: короткое содержание
Читайте краткое содержание и узнаете что: Катерина Петровна доживает свой век в удалённой от города деревушке. Её дом был построен ещё дедом, талантливым художником
Женщина малообщительна и практически не имеет контактов с односельчанами, но у неё есть дочь, занимающаяся важной работой и высылающая матери денег. В какой-то момент Катерина Петровна понимает, что смертельно больна и хочет повидаться с дочерью напоследок, в чём и просит её в телеграмме. Однако Настя не принимает письмо
всерьёз и выезжает спустя две недели, когда узнаёт, что смерть матери не за горами
Девушка опаздывает на похороны и испытывает горечь, запоздалое раскаяние за свою медлительность
Однако Настя не принимает письмо
всерьёз и выезжает спустя две недели, когда узнаёт, что смерть матери не за горами. Девушка опаздывает на похороны и испытывает горечь, запоздалое раскаяние за свою медлительность.
Герои рассказа
Всех героев можно поделить на группы:
- главные действующие: мать Катерина, дочь Настя
- второстепенные действующие. В деревне: пожилой сторож Тихон, соседка девочка Манюшка. У Насти: скульптор Тимофеев.
- Третьестепенные действующие лица — жители деревни на похоронах. Почтарь, учительница и т.д.
- недействующие: отец Катерины Петровны, художник. Здесь можно выделить и скульптуру Гоголя — она говорит в сознании Насти голосом совести. Тем самым через неё читатель знакомится с авторской позиции произведения.
Главные герои в «Телеграмме»
Катерина Петровна, вероятнее всего, происходит из дворянского рода. Паустовский намекает, что она воспитывалась в интеллигентной семье, разбирающейся в искусстве. В молодости женщина бывала в обществе творческих людей, а в Париже застала похороны Виктора Гюго. Катерина Петровна образованна и духовно развита.
Но в деревне она никому не нужна, ей не с кем обмолвиться словом. У женщины шикарный гардероб дворянки, небывалая там роскошь. Тем не менее находятся небезразличные знакомые, которые навещают старушку. Среди них и сторож Тихон, и девочка, и почтальон. Катерина Петровна ждёт участия только от одного человека — своей дочери. Та присылает ей скупые отписки, ссылаясь на занятость. Мать и боится лишний раз потревожить своими телеграммами, лишь единожды не выдержав и отправив её первой. Когда находится при смерти.
Настя — неопытна и только познаёт мир вокруг себя. В ней много амбиций и иллюзий. Девушка кажется душевной и трепетной, но своей матери уделяет мало внимания. Откликается на призыв о помощи не с первого раза, да и то на чужое письмо.
Роль Тихона
Тихон — работяга, малограмотный, но искренний и отзывчив душой к чужим бедам. Он — сторож в доме умирающей женщины. В его сердце ещё живы воспоминания об отце Катерины Петровны, Тихон уважает и её саму, как образованную и вежливую даму. Он проникается её бедой и составляет ответное письмо якобы от дочери. Несмотря на то, что обман был понят женщиной, старушка поблагодарила Тихона за участие. А сам его поступок можно считать бескорыстным порывом души, светлой и доброй. Его телеграмма — символ рассказа.
Художественное своеобразие
Кроме обычной для Паустовского ключевой роли лирического пейзажа с его неизменно «щемящими» нотками, в «Телеграмме» не менее ключевую роль играют неслучайные сюжетные совпадения с классическими текстами (например, с пушкинским «Станционным смотрителем», где в точно такой же ситуации бегства дочери в Петербург все виноваты и все правы) и «слова-сигналы». Так, упоминание о «Неизвестной» И.Н. Крамского (1883) создаёт представление о том, какой была Катя в молодости. А упоминание о похоронах В. Гюго (классика хоронила «вся Франция») создаёт важную контрастную пару к тихим, безлюдным похоронам самой Кати. Правда, на самом деле Екатерина Пожалостина (прототип) могла лишь вообразить похороны Гюго по отчётам в прессе, ибо жила она с отцом в Париже не в 1880 г., когда хоронили Гюго, а в 1872 – 1874 гг., так что и тут мы имеем дело с тонким художественным приёмом.
Правда, и в «Золотой розе» Паустовский решительно утверждал: «Катерина Ивановна <…> была на похоронах Виктора Гюго. Она рассказывала мне об этом <…>». Если это и впрямь было так, то в данном случае мы имеем дело с художественным приёмом, придуманным самим персонажем, – о чём автор и не подозревал!
«Старый повар», анализ рассказа Паустовского
«Золотая роза», анализ повести Паустовского
«Мещорская сторона», анализ повести Паустовского
«Золотая роза», краткое содержание по главам повести Паустовского
«Мещорская сторона», краткое содержание по главам повести Паустовского
«Стальное колечко», анализ сказки Паустовского
«Колотый сахар», анализ рассказа Паустовского
«Жёлтый свет», анализ рассказа Паустовского
«Заячьи лапы», анализ рассказа Паустовского
Константин Георгиевич Паустовский, краткая биография
«Тёплый хлеб», анализ сказки Паустовского
По писателю: Паустовский Константин Георгиевич
Исследование темы
Тема рассказа «Телеграмма» является универсальной и актуальной – это поиски смысла жизни и своего места в мире. Главный герой рассказа, Петр Петрович, не может остановиться и постоянно ищет новые приключения, чтобы найти тот самый смысл. Он не находит его в работе, домашней жизни или приключениях. Таким образом, тема рассказа связана со всеобщей проблемой поиска смысла жизни и достижения гармонии внутри себя.
Тема же поиска, принимающая форму поиска истинного смысла, довольно часто встречается в литературных произведениях – не только в рассказах, однако, в данном случае она реализуется в формате поиска «Телеграммы».
Паустовский уделяет много внимания запахам и ощущениям, что связывает тему поиска с темой путешествия. Герой переносится из одного места в другое, и каждое новое путешествие вносит новую ноту в его восприятие мира. Поэтому определенную роль в создании темы играет и тема путешествий, как ассоциация с проникновением в новые сферы своего восприятия.