Адаптация младших школьников

Проблемы адаптации первоклассников

В случае удачного сочетания внешних и внутришкольных факторов ребенок без проблем «входит» в школьную жизнь и не испытывает эмоционального дискомфорта при нахождении в классе. Однако иногда могут возникнуть определенные трудности в адаптации первоклассников к школе. Речь идет о таких обстоятельствах:

хроническая неуспеваемость — возникает на фоне низкой работоспособности или несформированности учебных умений;
уход от деятельности — проявляется у детей обделенных вниманием, на уроках они абсолютно не слушают объяснения учителя а «погружаются в себя»;
негативистская демонстративность — характеризуется плохим поведением ребенка с целью обратить на себя внимание, при этом любое наказание воспринимается им как желаемое поощрение;
вербализм — является особым типом развития ребенка, при котором у него очень развита речь, но имеется задержка логического и образного мышления; в такой ситуации первоклассник создает впечатление смышленого ребенка, часто имеет завышенную самооценку, но на практике не может справиться с решением задач и творческих заданий;
проявление лени — может возникать по многим причинам (незначительный процент познавательных мотивов, низкая потребность в теоретических знаниях, неуверенность в собственных силах, особенности темперамента и др.) и приводит к замедлению процесса достижения успеха, снижает интерес к школьной жизни.

Чтобы решить перечисленные проблемы адаптации ребенка к школе необходимо выявить и устранить причину дезадаптации, сформировать у первоклассника положительную мотивацию к повседневной учебной деятельности, оказать ему моральную и эмоциональную поддержку.  

Физиологическая адаптация

Первый этап физиологической адаптации психологи называют «физиологическая буря» — это период, когда все системы в детском организме работают в полном напряжении и ребёнок тратит множество ресурсов на то, чтобы привыкнуть к огромному количеству новшеств в своей жизни.

— В это время ребёнок испытывает перегрузки, сравнимые с теми, которым подвергают космонавтов перед выпуском на орбиту. Могут возникнуть повышенная утомляемость, медлительность, склонность к капризам. Ребёнок может захотеть на время вернуться к дневному сну. Всё это нормально. Помните, что его организм сейчас подвергается сложнейшим перегрузкам, и проявите понимание.

Второй этап физической адаптации — «неустойчивое приспособление», когда системы организма ребёнка уже справляются с напряжением, но это всё ещё очень энергозатратно.

И наконец, наступает третий этап — период относительно устойчивого приспособления. Он связан с тем, что школьные вызовы стали для детского организма чем‑то более или менее привычным. Ребёнок уже не тратит все силы на то, чтобы научиться просто существовать в новой среде, и может начать осваивать школьную программу.

Этапы адаптации в школе

Всего ученые выделяют три основных этапа адаптации ребенка к школьным условиям:

  • ориентировочный
  • неустойчивая адаптация
  • устойчивая адаптация

Для ориентировочного этапа является характерной стремительная реакция, на этом этапе силы организма работают на максимальной возможности. Ребенок знакомится с окружающей обстановкой и подстраивает свое поведение и физические возможности под нее. Этот период как правило длится 2-3 недели.

Во время неустойчивой адаптации ребенок постепенно находит подходящие формы поведения. Он более спокойно начинает реагировать на происходящие изменения

Устойчивая адаптация проявляет себя в том, что ребенок уже знает каким образом он должен себя вести в тех или иных ситуациях. Обстановка становится для него все более и более привычной. Ребенок уже испытывает меньше дискомфорта, его организм перестает работать на пределе своих возможностей, он спокойно реагирует на происходящее.

Типы дезадаптации

Дезадаптация в психологии – это один из видов состояния психики, характеризующийся несоответствием психосоциального статуса новой роли в обществе. Перед тем как говорить о формах школьной дезадаптации, следует упомянуть о наличии нескольких критериев. К таким критериям относятся расстройства, связанные с негативным восприятием процесса обучения, педагогов или одноклассников.

Трудности в освоении школьной программы, что соответствует возрастной категории и навыкам школьника, проявляются в виде хронической неуспеваемости, дефицита знаний и второгодничества. У детей этой категории отсутствуют многие навыки, характерные для их возрастной группы. Также следует упомянуть о возможных эпизодических поведенческих нарушениях, которые не поддаются коррекции. К такой модели поведения относятся акты вандализма, пренебрежение нормами, установленными в стенах образовательного учреждения и демонстративное противопоставление собственной личности в отношении окружающих.


Дезадаптация школьников, как правило, развивается при поступлении в первый класс или при переходе из начальной в среднюю школу

Патогенную дезадаптацию можно охарактеризовать, как проявление дисфункции нервной системы, а также как сбои в работе анализаторов. Появление различных фобий и других проблем, связанных с восприятием, может быть проявлением заболеваний головного мозга. При психосоциальной форме дезадаптации, связанной с индивидуальными особенностями личности, дети нуждаются в особом подходе со стороны педагогов.

Существует пять главных видов школьной дезадаптации, которые проявляются в виде следующих признаков:

  1. Первая форма – когнитивные нарушения, проявляющиеся в виде трудностей в освоении школьной программы, соответствующей возрасту и способностям ребенка.
  2. Вторая форма – эмоционально-оценочная дезадаптация, имеющая взаимосвязь с длительными эмоционально-личностными нарушениями. В этом случае, школьник проявляет негативное отношение как к школе, так и к отдельным урокам. Данное состояние часто сопровождается повышением тревоги, вызванной школьными проблемами.
  3. Третья форма – поведенческая, характеризуется как постоянное нарушение правил, установленных в конкретном образовательном учреждении. Данный вид дезадаптации проявляется в виде агрессивности, конфликтности и пассивно-отказных реакций.
  4. Четвертая форма – соматическая, имеющая связь с наличием патологий в процессе физического и психического развития.
  5. Пятая форма – коммуникативная, выражается в виде трудностей в построении контактов с одноклассниками и педагогами.

Степени адаптации

Разные дети имеют разные уровни адаптации. Выделяют три основных уровня:

  • положительная адаптация
  • умеренная адаптация
  • дезадаптация

При положительной адаптации у ребёнка формируется положительное отношение к школе и к учебному процессу. Он адекватно воспринимает требование учителей и спокойно их выполняет. Ребенок положительно справляется со школьными заданиями, хорошо усваивает материал. Ребенок проявляет все качества настоящего школьника: он проявляет активность, самостоятельность, исполнительность, ответственность. С учителями и одноклассниками складываются положительные взаимоотношения. Ребёнка достаточно быстро смог полностью адаптироваться, за два- три месяца.

При умеренной адаптации у ребенка сформировано хорошее отношение к школе. Он хорошо справляется с материалом, обладает средним учебным уровнем, но может отвлекаться при отсутствии контроля со стороны педагога, ладит с детьми и педагогом. Но период адаптации у этих детей более продолжительный, он может продолжатся до полу года.

При дезадаптации или иначе нарушении адаптивного процесса ребенок равнодушно относится к школе. Восприятие материала происходит только с помощью учителя. Ребенок постоянно отвлекается, домашнее задание выполняется не регулярно. Ребенок часто не организован и нарушает дисциплину. Могу провялятся как агрессивность, так и тревожность, и неуверенность. Такому ребенку достаточно сложно наладить взаимоотношения с другими детьми. В подобном случае родители могут обратиться за помощью к таким специалистам как невролог, психолог.

Возрастные особенности младших школьников

Период, когда ребёнок начинает посещать школу, является достаточно сложным как для ребенка, так и для родителей. Привычная жизнь ребенка подвергается изменениям. Меняется режим, окружение, требования. Успешный адаптационный период в дальнейшем определяет насколько хорошо ребенок будет учиться в школе, состояние его психического и физического здоровья.

Следует начать с того, что до того момента пока ребенок не пошел в школу его ведущей деятельностью является игра. В детском саду дети в основном играют и отдыхают. Все их занятия больше похожи на игру, нежели на уроки. Атмосфера детского сада была для них привычной, дружелюбной и теплой.

По психологическим меркам в 6-7 лет у детей происходит один из возрастных психологических кризисов. Ребенку хочется быть более самостоятельным, деятельным, проявлять больше активности. Он может давать оценку своим и чужим поступкам. Это влияет на формирование самооценки – неотъемлемой части личности человека. Имея адекватную самооценку, ребёнок в состоянии признавать свои сильные и слабые стороны. Самооценка начинает формироваться в результате семейного воспитания. В детстве ребенок воспринимает себя через отношение к нему взрослых.

В 6-7 лет ребенок начинает осознавать себя в новой роли, роли школьника. Игра отодвигается на второй план, на первый план выдвигается учебная деятельность. В этом возрасте у ребенка происходит ускоренное развитие памяти, внимания, словесно-логического мышления.

Замечание 1

Развитие всех вышеперечисленных элементов говорит о том, что ребенок готов к тому, чтобы стать школьником.

Виды дезадаптации и их характеристика

Описать абсолютно все виды и типы дезадаптации не представляется возможным, так как это слишком многогранное явление. Поэтому в психологии существует несколько классификаций.

Общепринятая классификация

В её основе лежат те факторы, которые провоцируют развитие дезадаптации, и те сферы личности, которые она деформирует.

Социальная

Суть: потеря связей и контактов с социумом.

Ведущий признак: асоциальное поведение.

Яркий пример: вливание в новый коллектив из-за смены работы, школы, места жительства и неприятие его правил.

Способы коррекции: групповые тренинги, социальная адаптация, работа над межличностными отношениями.

Патогенная/психическая дезадаптация

Суть: нервные, психические заболевания и отклонения.

Ведущий признак: неадекватная реакция на происходящее, неспособность контролировать собственное поведение и эмоции.

Яркие примеры: фобии, алкогольная или наркотическая зависимости, обсессивно-компульсивное расстройство, неврастения, биполярное расстройство личности.

Способы коррекции: психотерапия, психиатрия, лечение ведущего заболевания, которое стало причиной.

Психосоциальная / психологическая дезадаптация

Суть: невосприятие социальных норм связано с личностными деформациями.

Ведущий признак: неумение наладить контакт с окружающими из-за внутренних комплексов и неправильно сформированной самооценки.

Яркий пример: избалованный родителями ребёнок, который не посещал детский сад, пошёл в первый класс, и ему трудно осознать и принять тот факт, что рядом есть ещё как минимум 20 детей, которые тоже требуют к себе внимания взрослых.

Способы коррекции: групповые и аутотренинги, работа с психологом.

Уловить тонкую грань между социальным и психосоциальным типом дезадаптивного поведения крайне сложно.

Другие классификации

В зависимости от вовлечённости в процесс:

  • частичная — временное выпадение из общественной жизни (из-за болезни, командировки),
  • полная — асоциальное поведение сопровождается глубинными личностными изменениями.

В зависимости от условий:

Школьная

Наблюдается, когда ребёнок не может вписаться в нормы и правила школьной жизни. Чаще всего диагностируется при переходе из детского сада в 1 класс, из начального звена в среднее, а в более старшем возрасте связана с подростковым периодом и половым созреванием. Это почти всегда психосоциальная частичная дезадаптация, с которой можно справиться с помощью родителей, педагогов и психологов. Реже она приобретает черты патогенной формы и становится устойчивым новообразованием в психике.

Подробнее в статье: Школьная дезадаптация

Профессиональная

Причиной может стать не только смена деятельности или места работы, но и конфликты с начальством или коллегами. Проявляться может совершенно по-разному: кто-то открыто выступает на всех собраниях с обличительными речами, пытается подстроить правила и условия под своё комфортное существование, кто-то терпит и копит недовольство в себе.

Есть ещё климатическая и медицинская формы, но они в психологии не рассматриваются.

В зависимости от силы проявлений:

  • ярко выраженная, патологическая, нескрываемая,
  • умеренная, когда человек показывает свой дискомфорт, но не выходит за рамки дозволенного,
  • скрытая, завуалированная — она не демонстрируется, и это чревато серьёзными личностными изменениями, которые могут привести к суициду.

По характеру проявления:

  • поведенческая, когда открыто демонстрируется протест,
  • эмоциональная – переживается чаще всего внутри.

Психологи также нередко разграничивают два похожих понятия: дезадаптация — это процесс неприятия новых условий существования. Он ещё протекает, поэтому поддаётся коррекции и обратим. Дезадаптированность — это уже устойчивая аддикция, когда протест затрагивает и изменяет внутриличностные образования.

Условия адаптации

Для успешной адаптации первоклассников к школе необходимо обеспечить соблюдение таких условий:

  • организация учебно-познавательной деятельности в соответствии с возрастными особенностями шестилеток;
  • создание комфортных условий для общения;
  • проведение оздоровительно-профилактической работы;
  • организация щадящего режима школьных занятий с постепенным переходом к обычному распорядку;
  • соблюдение санитарно-гигиенических требований;
  • организация активного досуга во внеурочное время;
  • формирование положительного отношения семьи к новому статусу ученика;
  • проведение постоянного мониторинга уровня адаптации.

Важную роль в эффективной реализации всех указанных условий играет профессиональный уровень педагогов.

Резюме

Когда малыши идут в школу, на них возлагается немало новых обязанностей. Нужно регулярно рано вставать, сидеть за партой смирно и делать домашку. На длительность адаптации первоклассников к обучению влияют такие факторы, как характер ребёнка, атмосфера в семье, личность педагога и общий уровень подготовки к учёбе. 

Чтобы помочь первокласснику, следите за собственным эмоциональным состоянием. Не забывайте давать ребёнку море заботы и поддержки. Малыш должен чувствовать вашу защиту.

Семье важно в период адаптации первоклассника помнить про режим — вовремя ложиться и хорошо питаться. Помимо этого, важно проявлять заинтересованность тем, как проходит учёба, и на первых порах адаптации помогать с домашкой, сбором рюкзака или стиркой школьной формы. . Желаем, чтобы адаптация к школьному обучению прошла гладко и безболезненно!

Желаем, чтобы адаптация к школьному обучению прошла гладко и безболезненно!

Период адаптации к школе

Адаптация к школе достаточно сложный для ребенка период. В это время от ребенка требуется не мало усилий для того, чтобы привыкнуть к новым правилам, требованиям, наладить взаимоотношения с одноклассниками и с педагогом. Ребёнку достаточно сложно в начале спокойно сидеть и воспринимать информацию от учителя в течении 40 минут. Сложна так же привыкнуть к регулярному выполнению домашнего задания. Для того чтобы выполнять все эти требования ребенок должен быть собранным, организованным, самостоятельным.

Большинство детей, которые идут в первый класс на начальном этапе испытывают трудности к привыканию к школьным условиям. У детей могут наблюдаться головные боли, повышенная утомляемость, снижение аппетита, может появиться плаксивость, подавленное настроение, не верят в собственные силы. У детей может пропасть всяческое желание посещать школьные занятия.

Советы психолога родителям первоклассника

Стоит подытожить и выделить главные моменты для родителей первоклашки.

Ваш маленький и новоиспечённый ученик очень зависит от вашего мнения, оно важно для него. Именно поэтому хвалите, хвалите и ещё раз хвалите, но за дело, конечно, за старания, за результат

Искренне интересуйтесь его жизнью, новыми друзьями, настроением.

Важно сохранить дружескую и открытую связь между вами, чтобы впоследствии ребёнок мог вам доверять, чтобы он чувствовал вашу любовь и заботу, вне зависимости от успеваемости, а при любых проблемах и неурядицах мог поделиться с вами и не искал поддержку на стороне.

Уважайте школьника, цените. Никогда не укоряйте, не обзывайте, не унижайте своего ребёнка, даже если он и правда не понимает задания, хоть и с пятого раза. Растоптать самооценку можно очень легко и просто, а вот чтобы вернуть все на место могут потребоваться годы жизни, а то и десятилетия.

Режим. Соблюдаем оптимальный режим учёбы и отдыха, полноценный сон, сбалансированное и правильное питание, витамины.

Помощь в домашнем задании. Придерживаемся золотой середины. Не нужно делать задания за ребёнка, ему можно помочь, если он попросит. В остальных случаях лучше не лезть. Если вы не обладаете временем, знаниями в решении школьных уроков, то наймите няню или помощника.

Важно.

Ваши ожидания не должны превосходить умения и таланты вашего ребёнка. Не поднимайте планку до степени учёного. Не нагружайте ребёнка одновременно различными курсами, уроками и секциями.

Совместное времяпрепровождение. Старайтесь в первый учебный год больше уделять время своему чаду, вместе гуляйте, общайтесь, ходите в кино, играйте. Ребёнку надо полюбить учёбу и в этом вы ему можете помочь. Поэтому в первый учебный год очень нежелательно совмещать с серьёзными жизненными изменениями, вроде развода или рождения сиблинга. Слишком большая психологическая нагрузка может в дальнейшем превратиться в неврастению .

Обязательно выделяйте время для полноценных игр или прогулок. Во время игры ребёнок успокаивается и уходит стресс, одновременно развивается воображение, а это прекрасно влияет на первоклашку.

Следите за здоровьем. Очень часто ребята в начале первого учебного года много болеют. Это может быть связано даже с психологическими проблемами. Как вариант, ссоры с одноклассниками, обиды или неумение постоять за себя

Обращайте внимание на все изменения в поведении ребёнка, ведь, вполне возможно, что застенчивость или ощущение одиночества превратило ваше чадо в “мнимого больного».

Всегда уважительно говорите об учителях и школе своего ребёнка. Никаких насмешек и обсуждения других детей, более того, не сравнивайте своего первоклашку с другими. Ваш маленький ученик должен учиться брать на себя ответственность, уважать других людей и никого не обвинять в своих неудачах или промахах.

Критерии успешной адаптации

По длительности адаптация может занять от нескольких недель до нескольких месяцев, иногда до года. Это зависит от характера ребёнка, его психологической готовности, типа школы, учителя, уровня сложности, интеллекта. В этот период крайне важна поддержка семьи.

Судить об успешности прохождения адаптационного периода можно по следующим критериям:

Ребёнок с радостью идёт в школу, с удовольствием рассказывает, о времени, проведённом в ней. При этом легко говорит не только о приятных вещах, но и делится проблемами, сложностями.

Легко осваивает программу обучения, не сталкивается с непреодолимыми трудностями, учёба в основном приносит радость. Если же трудности возникают и накапливаются, возможно, стоит рассмотреть переход на более лёгкую программу обучения.

Самостоятельное выполнение заданий

Конечно, редко какой первоклашка способен полностью самостоятельно выполнять все домашние задания, но тем не менее, ребёнок должен стремиться к самостоятельности, и большая ошибка родителей — учить уроки ЗА ребёнка, или приучать его к своему неусыпному контролю.

Важное правило!

Помогать можно и нужно. Постоянно выполнять задания вместе с ребёнком и уж тем более вместо него — большая ошибка.

Гармоничные отношения с учителем и одноклассниками. Ребёнок любит своего учителя, он для него авторитет. Он дружит с одноклассниками, а конфликты, если возникают, легко разрешаются.

С какими трудностями сталкиваются первоклассники

Особенностями адаптации первоклассников нередко к школе являются повышенная капризность, раздражительность, склонность к быстрой утомляемости. Неудивительно — с началом обучения возлагается немало ответственности, к которой малыш не привык. Новая роль подразумевает новые обязанности, например: 

  • рано вставать,
  • собирать ранец,
  • носить школьную форму,
  • находить общий язык с учительницей,
  • выполнять все требования,
  • ровно сидеть за партой на протяжении нескольких уроков по 45 минут.

По сравнению с предыдущей беззаботной жизнью, согласитесь, звучит как каторга. Другими трудностями адаптации первоклассников может быть вливание в коллектив и сложности в принятии учительницы как новой властной фигуры в жизни ребёнка.

Чтобы привыкнуть к изменившимся обстоятельствам, требуется время и помощь родственников и близких, которые помогут первокласснику справиться с адаптацией к школе. 

Как помочь ребёнку в процессе адаптации к школе

Вот несколько практических советов, которые помогут в школьной адаптации первоклассников. 

Совет 1. Отслеживайте собственное состояние

Правила инструкции по безопасности в самолёте гласят: сначала наденьте кислородную маску на себя, а потом на ребёнка. Взрослым и самим бывает сложно, когда малыш впервые идёт в школу. Ведь это значит, что время летит, сын или дочь взрослеют и меняются, а мы стареем.

Но если родитель не осознаёт своих чувств и не умеет проговаривать негативные эмоции, он может подсознательно копить в себе страхи и выплёскивать их на ребёнка

Поэтому научитесь обращать внимание на то, как вы себя чувствуете, и будьте честными с сыном или дочерью

Не бойтесь прямо обсуждать и выражать свои эмоции — и не только во время адаптации первоклассников к школе, но и на постоянной основе. Дети очень тонко чувствуют, если родители скрывают что-либо и замыкаются в себе. 

Совет 2. Поддерживайте ребёнка во время адаптации 

Иногда мамы и папы начинают требовать от малыша слишком многого, мотивируя это лозунгами «Ты же уже взрослый! В первый класс пошёл!». Но несмотря на формальное начало школьного обучения, перед вами всё тот же малыш, который нуждается в заботе и поддержке.

Объясните ему, что ошибаться — это нормально, и что вы в любом случае останетесь на его стороне. Подчёркивайте его успехи, чтобы ребёнок сам понимал, где у него сильные стороны, а где надо напрячься. Помогайте верить в свои силы и хвалите. Дом малыша должен быть местом силы, крепостью, где можно отдохнуть и расслабиться

В процессе адаптации первоклассников важно всегда быть рядом с ребёнком и защищать от тревоги и неопределённости. 

Совет 3. Следите за здоровьем

Важно соблюдать режим в процессе адаптации детей к первому классу. Придерживайтесь правил здорового сна ребёнка — не менее 9,5 часов

Отход ко сну желателен в промежутке от 21:00 до 21:30. Не забывайте и про питание — малыш должен хорошо есть и получать все необходимые витамины.

Адаптация ребёнка-первоклассника пройдёт легче, если он живёт по режиму и правильно питается. Но нередко дети всё равно заболевают из-за психосоматических причин — от стресса и избытка эмоций, связанных с началом обучения. Следите, чтобы малыш не переутомлялся, и контролируйте его эмоциональное состояние. 

Совет 4. Интересуйтесь

Чтобы предотвратить возможные трудности адаптации первоклассника, важно «держать руку на пульсе» и узнавать, как обстоят дела в школе. Часто родителей беспокоит лишь вопрос «чем тебя кормили?», но нужно быть в курсе и остального

Расспрашивайте, как прошёл день, проявляйте интерес к его школьной, а не только учебной жизни: «Как сегодня Наталья Юрьевна? Добрая или строгая была? Тебя спрашивали? Было интересно или скучновато? А ребята как? Что на переменах делаете?» 

Совет 5. Помогайте

Поначалу, пока ребёнок не научился всё делать полностью самостоятельно, важно следить, чтобы он был готов к урокам, понимал материал, собирал ранец. Постепенно учите его делать это самостоятельно, но в первое время периода адаптации первоклассника лучше контролировать

Не стоит сразу взваливать на малыша всё бремя ответственности. 

<<Форма курс 1-4>>

Что такое адаптационный период и сколько он длится

Адаптация— это приспособление к новым условиям жизни, труда. Адаптация первоклассника к школе — это процесс социализации ребёнка, вступление в новую систему отношений и взаимодействий. С того дня, как ваш малыш пошёл в 1 класс, происходит изменение во всех сферах его жизни, меняются распорядки и привычные условия. Это очень сложный период и помочь легче пережить его могут родители, педагоги и психологи, объединив свои усилия и знания.

Период адаптации первоклассника к школе является сложным и переломным моментом, многие психологи утверждают, что от первого учебного года, может зависеть всё дальнейшее обучение до совершеннолетия. А стресс, полученный ребёнком в первые школьные дни, приравнивается к стрессу взрослого, который одновременно сменил место жительства, работу и делает, например, ремонт в своей новой квартире.

Есть несколько причин трудной адаптации, которые в первую очередь связаны с постоянными изменениями и развитием современных школ.

  • Высокое влияние имеет введение определённых образовательных стандартов в школе, технический прогресс и информатизация общества.

  • Теперь от ученика требуются не только знания предметов и различных умений, но и личностные результаты.

  • Резкая смена социальной роли. Детсадовец становится учеником, возрастает нагрузка и ответственность, новая система прав и обязанностей.

Виды адаптации

Адаптационный период имеет разделение на несколько видов. Успешное прохождение адаптации означает успешное прохождение каждого вида, если по одному из критериев, ваш ребёнок не продвигается, весь процесс может затянуться на неопределённое время.

Социальная

В первую очередь ребёнок вступает в новую социальную роль, теперь он ученик и у него совсем новые обязанности. Ему необходимо научиться взаимодействовать с учителями, а именно, слушать их, выполнять требования и соблюдать дисциплину, а также следовать распорядку школы.

Следующий трудный момент — это установление контакта с одноклассниками и урегулирование всевозможных конфликтных ситуаций. Ну и, конечно же, выполнение домашних заданий и стремление к организованности и самостоятельности.

Физиологическая

Психологическая и умственная нагрузка, которую ребёнок испытывает при поступлении в школу сказывается самым прямым образом на физических данных организма. Стресс вызывает серьёзное напряжение, что приводит к переутомлению.

В данном случае главными показателями являются: общее самочувствие, аппетит, сон, обучаемость и работоспособность, склонность к заболеваниям.

Психологическая

Она чаще всего зависит от того, насколько ребёнок готов к школе, ведь чем больше развиты все психические процессы ученика, тем легче пройдёт адаптация. Основные показатели:

  • мотивация, желание обучаться;

  • общее настроение;

  • обучаемость, а также желание и способность выполнять всевозможные задания;

  • уровень развития познавательных процессов.

Школа – это один из главных и важных этапов в жизни маленького человечка перед вступлением во взрослую жизнь. Именно в школе ребёнок будет получать все необходимые знания и умения для дальнейшего развития в духовном, профессиональном и творческом смысле. А навыки коммуникации и взаимодействия с различными людьми положат основу дальнейших связей с обществом.

Адаптации первоклассников по ФГОС

Традиционно адаптацией считается процесс привыкания ребенка к условиям школьной жизни

Главное внимание обращается на его социальную составляющую, т.е. первоклассник должен «вжиться в роль ученика»:

  • установлен контакт с учителем;
  • ребенок осознает круг своих обязанностей и подчиняется школьным требованиям;
  • налажены отношения с одноклассниками;
  • ребенок не создает конфликтные ситуации в классе;
  • владеет необходимыми учебными умениями и навыками.

В связи с введением в начальной школе ФГОС подходы к сути адаптации изменились, значительно расширился перечень критериев успешной адаптации. Согласно новым образовательным стандартам в ходе организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе необходимо делать акценты на личностно-ориентированном, системно-деятельностном и здоровьесберегающем подходе

Важно ориентироваться на индивидуальные особенности школьника и перейти от методики «уравнивания» всех детей в классе к методике раскрытия «Я — концепции» каждого ребенка

Следуя этим требованиям, процесс адаптации первоклассников в условиях ФГОС должен быть переориентирован и учитывать также две другие составляющие.

  • Физическая адаптация — оценивается по таким параметрам, как ежедневное самочувствие, уровень работоспособности, сон, аппетит, наличие заболеваний, обострение хронических болезней.
  • Психологическая адаптация первоклассников к школе — оценивается по таким параметрам, как мотивация к школе и учебе, уровень развития психологических процессов, настроение, готовность и способность к самооцениванию.

Согласно вышеперечисленным критериям, адаптационный процесс охватывает все стороны жизни ребенка, которые подвергаются серьезным изменениям при поступлении в школу. Общая характеристика уровней адаптации первоклассников к школе выглядит следующим образом.

  • Высокий уровень характеризуется быстрым привыканием ребенка к школе (в течение 2-6 недель). Он имеет положительную мотивацию к школе, быстро и легко усваивает программный материал. Может решать задания повышенной сложности. Обладает навыками самообразовательной деятельности. Ответственно относится к выполнению поручений учителя. Имеет друзей в классе. Нет проблем со здоровьем.
  • Средний уровень — ребенок довольно долго привыкает к школе (2-3 месяца), но не испытывает отрицательных переживаний от ее посещения. Бывают незначительные перепады настроения, усталость. Понимает наглядное пояснение учителя, усваивает основной материал учебных программ. Решает типовые задания, усидчив и внимателен. Добросовестно выполняет указания учителя, но под его контролем. Поддерживает дружеские отношения со многими одноклассниками.
  • Низкий уровень — ребенок испытывает значительные трудности в привыкании к школе, относится к ней отрицательно. Может нарушать дисциплину. Учебный материал усваивает фрагментарно, не проявляет интереса к занятиям. Часто имеет подавленное настроение, жалуется на самочувствие. Мало общается с одноклассниками, не всех знает по имени.     

При отсутствии специально организованного учителем учебного процесса и без психологической поддержки большинство первоклассников достигают только среднего уровня адаптации к школе. В соответствии с ФГОС в образовательном учреждении должны быть созданы такие психолого-педагогические условия, которые направлены на создание благоприятной среды для здоровья ребенка и будут способствовать всестороннему гармоничному развитию личности.  

Условия для успешной адаптации

Успешная адаптация зависит от многих факторов.

Умственная готовность. Развитая мелкая моторика, а именно свободное владение ножницами, ручкой, навыки рисования. Определённый запас знаний, широкий кругозор, развитое мышление, память, умение ориентироваться в пространстве.

Личностная, мотивационная готовность. Желание обучаться, ходить в школу, адекватное и положительное отношение к учителям и учреждению и к самому себе. Здоровая самооценка.

Социально-психологическая готовность. Умение устанавливать контакты и взаимодействовать с одноклассниками, учителями, умение понимать и подчиняться правилам и уставам, развитие потребности в общении.

Эмоциональная готовность

Умение сдерживать эмоции, регулировать внимание и сохранять работоспособность.

Наличие и симбиоз этих умений позволит ребёнку быстрее приспособиться к новым условиям и распорядку жизни, а также получать удовольствие от новых знаний, процесса обучения и новых друзей, общения с ними.

К главным условиям успешной адаптации можно отнести: наличие полной семьи, хороший уровень образования родителей; правильное воспитание и уважение к ребёнку, как к личности и как к школьнику; ну и, конечно, готовность самого школьника.

Социально‑психологическая адаптация

Адаптация происходит не только на физическом, но и на социально‑психологическом уровне:

дети учатся новому, более «деловому» стилю взаимодействия с педагогом и одноклассниками;
учатся соблюдать распорядок и правила, у них формируется поведение;
учатся удерживать внимание, сосредотачиваться и добиваться результата;
учатся реагировать на критику и создают новый образ себя — образ ученика.

В этот момент очень важно поддержать ребёнка: хвалить за успехи, выражать уверенность в его силах («Ты справишься, у тебя получится!»). А если потребуется выразить критику — критиковать поступок или его результат, но не личность ребёнка

Тогда ребёнок научится адекватно воспринимать себя: что у него получается, а что пока нет, для чего нужно приложить усилия

А если потребуется выразить критику — критиковать поступок или его результат, но не личность ребёнка. Тогда ребёнок научится адекватно воспринимать себя: что у него получается, а что пока нет, для чего нужно приложить усилия.

Виды адаптации в школе

Существует так же несколько разновидностей адаптационного процесса:

  • социальная адаптация
  • физическая адаптация
  • психологическая адаптация

Положительная социальная адаптация предполагает, что ребенок умеет внимательно слушать учителя, реагирует на его просьбы, самостоятельно выполняет задания, может организовать и проанализировать успешность их выполнения. Ребенок без труда налаживает социальные контакты и адекватно может оценить сам себя.

Физическая адаптация предполагает, что ребенок справляется со школьной нагрузкой без вреда для здоровья. Он привыкает к новому режиму, грамотно распределяет время, посвящённое учебе и время, отведённое для отдыха и игр.

Психическая адаптация предполагает, что ребенок имеет желание учится, узнавать новое и выполнять необходимые задания. Он так же стремится выполнить задания хорошо и правильно, получить за это поощрение. При положительной психологической адаптации ребенок без проблем запоминает и перерабатывает информацию.

Заключение

Как быстро и незаметно пролетели 7 лет и вот ваш маленький комочек счастья уже пойдёт в школу. Наберитесь терпения, будьте спокойны и уверены, адекватны и сведущи в проблемах адаптации. Зная сложности, которые вас подстерегают, попробуйте воспользоваться этими советами и облегчить себе и ребёнку жизнь, ну а если будет сложно и непонятно, то стоит обратиться к психологу, он точно поможет ускорить адаптацию, направить в позитивное русло и мотивировать к обучению.

Информация, представленная в данном материале, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию врача. Если вы столкнулись со сложностями адаптации ребенка к школе, проконсультируйтесь со специалистом!

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий