Женщина и ислам

Брак и семья

Одним из базовых прав любой правоверной является свобода вступления в брак: мусульманин не может взять девушку в жены против ее согласия.

Позиция Корана по поводу брака с представителями иных религий однозначна: истинной мусульманке нельзя заключать семейные узы с иноверцами, тогда как мужчинам допускается брать в супруги “людей Писания” ( христианки и иудейки).

Такие требования исламского мира связаны с будущими детьми семейной пары: муж другой религии станет образцом для своих дочерей и сыновей, поэтому они могут также принять чужую веру. Роль матери в выборе религии менее значима, тем не менее, вступление в брак с женщиной-иноверкой Священная Книга не одобряет.

У одного мужчины может быть не более 4 жен. В ряде исламских стран для брака с новой супругой необходимо получить согласие от уже имеющихся жен.

Брачный контракт

Одним из обязательных этапов оформления брака в мусульманском обществе является составление брачного контракта. Он представляет соглашение, накладывающее обязательства на исполнение супружеского долга на каждого из супругов. Муж и жена несут ответственность за выполнение своих обязанностей.

Главные требования, которые рассматриваются в брачном контракте применительно к обоим супругам:

  • устойчивость брака;
  • выполнение своих обязанностей как женой, так и мужем;
  • правила наследования имущества;
  • права и обязанности в интимной жизни.

Обязанностями мужчины, согласно брачному контракту, являются:

  1. выплата семье невесты особо свадебногоподарка (махра);
  2. обеспечение супруги на протяжении брака необходимым: едой, одеждой и обувью, жилищем, лекарствами, иными жизненно важными средствами.

В сферу обязанностей жены входят:

  1. послушание мужу;
  2. признание права супруга на воспитание;
  3. забота о домашнем очаге (супруга не должна выходить из дома без наличия на то острой необходимости или разрешения мужа);
  4. доступность для партнера в интимном плане (при условии отсутствия уважительных причин: менструация, беременность, очищение после родов, болезнь).

При возникновении споров партнеры обязаны стремиться к достижению взаимного соглашения и компромисса.

Исламская религия придерживается взгляда на брак как гармоничный союз между партнерами, в котором оба супруга взаимно заботятся и удовлетворяют потребности друг друга: материальные, духовные, сексуальные.

Муж обязан быть добрым и заботливым по отношению к жене, а она – хранить супругу верность и слушаться его во всем.

Исторический фон

Формирование статуса женщин в исламе берет свое начало в тех особенностях женского положения, которые существовали еще в доисламские времена в Аравии, а ситуация тогда была не самой положительной в вопросах отношения к женщине, и даже существуют исторические факты, указывающие на то, что некоторые родители умерщвляли собственных дочерей из-за того, что не могли их прокормить в силу своей бедности.

С приходом ислама структура арабского общества начала меняться, и гендерные роли также претерпели определенные изменения. Исследования ученых описывают улучшение положения женщин с приходом Пророка Мухаммеда ﷺ, поскольку благодаря исламу у женщин появились права, и, по мнению ряда исследователей, эти права были порой даже обширнее, чем права европейских женщин в некоторых государствах в двадцатом веке. Также после становления ислама, по сведениям Оксфордского словаря, была признана полноценность личности женщины.

Ислам считал брак неким «договором», где обязательным было согласие женщины. Также мусульманкам было восстановлено право на наследование, которое ранее принадлежало только мужчинам. Женщина, в отличие от доисламского периода, получила права участвовать в экономических делах и управлять собственным богатством.

Пророк Мухаммад ﷺ, по мнению исследователя Уильяма Монтгомери, значительно улучшил привилегии и права мусульманок не только в вопросах брака и семейной жизни, но и в вопросах экономических и образования, действуя в интересах их прав. Это мнение поддерживает и исследователь Джон Эспозито, отмечая, что Пророком Мухаммадом ﷺ были предоставлены женщине такие права, которые способствовали повышению ее статуса в обществе.

Главные обязанности женщин

В жизни женщин в исламе встречаются моменты, которым позавидует любая европейская жительница. Если последние работают, кормят семью, убираются в доме и воспитывают детей, то обязанности женщины в исламе выражаются только одним главным требованием перед мужем и государством – хранить семейный очаг. В то время как огромное количество феминисток по всему миру борются за права бедных и несчастных восточных женщин, те просто сидят дома, готовят ужин и следят за детьми. Однако к такой обязанности требуется подходить весьма ответственно. Дом, в котором живут мужчина и женщина ислама, соединенные узами брака (джава́з), приобретает священную ценность

Потому уборке в доме мусульмане уделяют особое, крайне тщательное внимание. Более того, до прихода мужа все дети должны быть накормлены и опрятно одеты

Сама же женщина обязана успевать за собой ухаживать и каждый вечер радовать мужа на супружеском ложе. Отказаться от интимного обязательства женщина может только в исключительном случае, ведь ее святой долг – это покорность перед мужем.

Если еще совсем недавно женщины исламских государств не имели права не только на работу, но и на образование, то сегодня, например, 9 из 10 женщин в Саудовской Аравии имеют среднее или высшее образование. В ОАЭ и вовсе образование каждой женщины является обязательным требованием государства. Все потому, что на их плечи возлагается крайне ответственное задание – обучать детей как современным наукам, так и религиозным знаниям.

Насилие в семье

Согласно Корану, любая жена обязана хранить верность своему супругу и во всем подчиняться ему. В тех случаях, когда она проявляет непокорность своему опекуну и покровителю, он имеет право избегать ее как партнера и даже “побивать”.

Несмотря на первоначальное одобрение насилия, религия относится к нему предосудительно. Муж не должен бить супругу сильно, при этом после побоев недопустимо иметь с ней половые связи.

Мусульмане относятся к женскому полу с уважением и почитанием. Жены и матери получают от своих детей и супругов помощь, поддержку, любовь и заботу.

Девочки в исламском мире рассматриваются как будущие хранительницы домашнего уюта и очага, поэтому их оберегают и внимательно воспитывают.

Согласно Корану, Пророк всегда был добр и заботлив по отношению к своим женам и супругам. Он ни разу не проявил агрессии или насилия. В связи с этим неоправданное и жестокое насилие против любых представительниц прекрасного пола осуждается в исламском мире и является недопустимым для правоверного мусульманина.

Отношение к мужчинам

Для мусульманки непререкаемым авторитетом является отец или муж. До замужества девушка беспрекословно подчиняется своим родителям, проявляя уважение и почтение к ним в любых обстоятельствах. После свадьбы женщина фактически становится собственностью своего мужа. Но считать ее пленницей или заложницей не следует – Коран обязывает мужчин относиться к своим женам с уважением и любовью.

Мусульманские дома делятся на две части: мужскую и женскую. Представительницы прекрасной половины человечества проводят все время именно на своей части, а вход на мужскую территорию для них закрыт. Также женщины, исповедующие ислам, не посещают кафе и заведений, предназначенных для мужчин. Да и вообще оказаться за одним столом с незнакомым мужчиной для мусульманки – настоящий позор, хотя и меньший, чем, например, потеря девственности до свадьбы. Согласно Второзаконию за такой проступок мусульманскую женщину ожидает жестокая казнь – побивание камнями.

Хиджаб как камень преткновения

Необъяснимую одержимость как у консервативных мусульман, так и у многих немусульман (и правых, и левых) вызывает такая простая вещь, как платок на голове у женщины.

Консерваторы используют хиджаб (этот самый платок) как лакмусовую бумажку для определения благочестия женщины. Многие немусульмане считают его символом угнетения.

Аят Корана называет хиджаб признаком женской скромности и начинается с увещевания мужчин:

«Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы…» (Коран, 24:30).

Тем не менее, некоторые мужчины пренебрегают этими правилами и в довершение проблемы бесстыдно обвиняют женщин, хотя сами являются жертвами мужской нескромности.

Как и все другие аспекты ислама, хиджаб – это право женщины, с помощью которого она идентифицирует себя и выражает свою преданность Всевышнему. Это касается только Ее и Бога. Принуждать носить или не носить хиджаб недопустимо.

Самое важное в том, что касается соблюдения прав и расширения возможностей женщин, — это осознать, что им нужно дать полную свободу и возможность выбирать свой путь в жизни – без страха, запугиваний и принуждения со стороны религиозных фанатиков или ярых противников религии

Насилие в семье

По исламу, жену разрешено бить, когда она проявляет непокорность своему мужу, не имея на то уважительной причины. В Священной Книге Коран сказано: «тех жен, в верности которых вы не уверены, увещевайте, избегайте их на супружеском ложе и побивайте» (сура Ан-Ниса (Женщины), 34-й аят), указывая на то, что добродетельная жена должна быть мужчине предана, хранить свою честь, повиноваться, поскольку у мужчин есть преимущество перед женщинами и они на содержание своих жен расходуют из своего имущества.

Поскольку бить жену мужчина может только в крайнем случае, сказано также: «Худшие из вас бьют своих жён». Упоминается и то, что не следует бить своих жен жестоко, если они провинились, и если муж побил свою жену, то он не должен иметь с ней половое сношение в этот день.

Отношение к женщине в исламском мире проявляется в уважении и заботе к ней, как жене и матери. Во большинстве исламских стран мужчины мусульмане относятся толерантно, с любовью и почтением к своим женам и матерям

В традициях многих мусульманских народов уделяется особое внимание девочкам, как хранительницам домашнего очага. Мать является первым учителем своих детей, недаром у азиатских народов есть поговорка: “Кто воспитает сына, то воспитает аул, а кто воспитает дочь, тот воспитает народ”

Пророк Мухаммед ﷺ относился очень мягко и добро к своим женам и дочерям, никогда не проявляя агрессию, несправедливость или физическое насилие в отношении своих жен и дочерей. Поэтому насилие в отношении женщины является неприемлемым по исламу и категорически порицается.

Разве это свобода?

Угождать своим мужчинам, мужу, отцу,
братьям и сыновьям, быть им поддержкой, создавать домашний уют, является
естественным желанием женщины. Мужская природа состоит в защите, поддержке и
опеке женщин, которые находятся рядом: это жены, матери, сестры и дочери.
Ислам, единственная истинная религия и непогрешимый жизненный руководитель,
требует, чтобы мы следовали своим природным задаткам. Законы Ислама позволяют
распознать и отказаться от чуждых человеческой природе и искаженных идеалов
внешнего мира. Путь Ислама поддерживает и совершенствует гармоничные семейные
отношения, распространяя идею целостности семьи, которая лежит в основе
мусульманского сообщества.  

Женщина-мусульманка знает о своем
положении в обществе и знает свое место в семейной инфраструктуре. Ее главным
приоритетом является религия, поэтому ее роль четко определена и ясна.
Мусульманская женщина – далеко не угнетенная, это женщина, которая свободна в
истинном смысле этого слова. Она является слугой Господа, а не человека или
экономической системы. Ислам четко определяет права женщин, их социальные,
экономические и духовные обязанности. Принципы Ислама расширяют права и
возможности, возвышающие женщину и ведущие ее к естественному и почитаемому
положению.

Мусульманской женщине не нужно
протестовать и бороться за равноправие. В их жизни отсутствует бесцельная
погоня за материальными благами. С совершенствованием Ислама, как естественной
и единственно истинной религии, неоспоримым фактом является равенство и
взаимоуважение между мужчиной и женщиной.

«И ответил им их Господь: “Воистину, Я не пренебрегу ни одним
деянием, свершенным кем-либо из вас, мужчиной или женщиной, одни из вас
от других. А тем, которые переселились или были выселены из своих
жилищ, пострадали ради Меня, сражались и были убиты, Я непременно
отпущу прегрешения, введу их в сады, где текут ручьи, в награду от Аллаха. А у
Него – наилучшая награда”
» (Коран, 3:195).

«А те, кто совершает добро, будь то мужчина или женщина, если они к
тому же верующие, войдут в рай, и не будут они обижены ни на бороздку финиковой
косточки
» (Коран, 4:124).

Женщины в Исламе имеют право на владение
имуществом и контроль собственных средств, которыми они полностью могут
распоряжаться  по своему усмотрению. Женщины обладают правом наследования. Они
имеют право на образование, поскольку поиск и приобретение знаний является
обязанностью всех мусульман, как мужчин, так и женщин. Замужние мусульманки свободны
от обязательств содержания и обеспечения семьи и могут работать лишь при
желании.

Они ни в коей мере не обязаны вступать в
брак по принуждению и оставляют за собой право принимать или отклонять
предложение по собственному усмотрению. Женщины в Исламе имеют право сохранять
свой брак или требовать развода, если это становится необходимым.

Ислам учит, что семья является основой
общества. На Западе общество перестало стремиться к сохранению семьи,
вследствие чего происходит упадок  и разрушение морального единства и
культурных ценностей. Именно в таких обществах и формируется призыв к
освобождению женщин. Эти попытки создают иллюзию свободы. Но истинная свобода
рождается лишь тогда, когда человек  возвращается к Богу и принимает роль, для
которой он и был создан.

Освобождение означает свободу, но не
свободу поступать, как заблагорассудится. Свобода не должна причинять вред себе
или обществу. Когда женщина исполняет роль, для которой она была создана, она
не только свободна, но более того, она имеет право на свою свободу и правление.

Скромно одетая или покрытая женщина,
идущая вдоль улицы, свободна. Она свободна от оков, которые связывают женщин
Запада. Она свободна от экономической западни, от необходимости управления
домом и семьей без поддержки мужа, от безысходности и одиночества. Она живет
своей жизнью на основе божественных принципов, ее жизнь наполнена миром,
счастьем и силой. Она не боится мира и принимает его испытания с терпением и
стойкостью, находя истинное освобождение в добровольном подчинении воле Божьей
и естественному порядку Вселенной.

Слайд 15ЛЮБОВЬ В КАМНЕТАДЖ МАХАЛ.Воспетый поэтами символ любви Шаха Джахана к жене,

Мумтаз Махал. супруги так нежно любили друг друга, что французский врач, философ и путешественник Франсуа Бернье, проживший в Индии двенадцать лет, отмечал в своих записках, что Шах Джахан «не обращал внимания на других женщин, пока она была жива». Мумтаз Махал не пережила тяжелых родов 14-го ребенкаЧерез полгода вдовец перевез тело в Агру, где он решил воздвигнуть мавзолей, по красоте достойный его любимой женщины, а по величию – силы их чувств… 

 В 1983 году Тадж-Махал был назван объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО: «Жемчужиной мусульманского искусства в Индии, одним из общепризнанных шедевров наследия, которым восхищаются во всём мире».

Немного о гареме

Гарем – слово, отпугивающее всех славянок, которые положили глаз на восточного мужчину.

Да, гаремы до сих пор существуют. И для мусульман это совсем не экзотика, а обычный уклад семейной жизни. Ислам разрешает мужчине иметь до четырех жен, однако это крайне нежелательно, если первая ведет достойный образ жизни и соблюдает все предписания Аллаха

Иначе мужу будет очень сложно уделить равное внимание каждой. Купил жене платье – купи по такому же и всем остальным

Кстати, крайне редко все жены живут под одной крышей: муж должен купить отдельные дома для всех. Если все жены согласны жить вместе, то существуют определенные правила:

  • женщина может попасть на ложе к мужу только в порядке очереди;
  • ни одна из жен не должна видеть, как муж заходит к другой женщине;
  • старшая жена обязана руководить всеми остальными женщинами в доме;
  • младшая жена воспитывает всех детей.

Сегодня сложно встретить женщину, которая находится в гареме не по своей воле. Ведь содержателем гарема может быть только весьма обеспеченный человек, который обязан предоставить всем своим женам настоящую райскую жизнь.

Женщина в Исламе: Основные Положения

Ислам придает большое значение женщине и ее роли в обществе. Женщина в Исламе считается равной с мужчиной во многих аспектах, но также имеет свои особенности и обязанности. Согласно учению Пророка Мухаммада (мир ему), женщина дает жизнь новому поколению, и поэтому она должна быть уважаема и защищена. Ислам признает потенциал и способности женщины, и поддерживает ее участие в разных сферах жизни, включая образование, работу и участие в политике.

В Исламе существует концепция семьи, которая является основой общества. Мужчина и женщина объединяются в браке, чтобы вместе строить семью и воспитывать детей. В этом отношении, женщина имеет центральную роль в воспитании и образовании детей, а также поддержании гармонии в семейных отношениях. Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Лучший из вас — тот, кто лучше обходится со своей семьей, и я лучше всех обхожусь со своей семьей».

Однако, исполнение религиозного обязанности и соблюдение исламских предписаний также играют важную роль в жизни мусульманской женщины. В Коране было сказано: ««постарайтесь быть благочестивыми, постоянно помните, что Господь видит ваши дела всегда и везде» (2:187). Таким образом, молитва, пост, чтение Корана, благотворительность и другие формы поклонения Аллаху являются обязательными для женщин и мужчин.

В заключение, в Исламе женщина играет важную роль в семье, обществе и религиозной области. Она имеет права и обязанности, которые определены Кораном и учением Пророка Мухаммада (мир ему). Женщина должна быть уважаемой, защищенной и допускать к общественной жизни на равных с мужчинами условиях

Соблюдение религиозной практики также важно для ее личной духовной роста и благополучия

Ислам и равенство полов

Ислам за равенство полов, несмотря на существование отдельных текстов, которые ошибочно трактуют как указание на подчиненную роль женщины в исламе. Так, 1 аят 4 суры Корана гласит:

«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему…»

Этот аят, а также аяты 7:189 и 42:11 однозначно утверждают, что мужчина и женщина имеют одинаковую духовную природу и созданы из единой души (нафсин вахида), и наша пара (азвайа) – это часть нас самих (мин анфусикум).

Коран гласит, что «от божественного духа» были наделены оба пола, потому что оба были созданы с одной человеческой и духовной природой:

«Когда же Я придам ему соразмерный облик и вдохну в него от Моего духа, то падите перед ним ниц» (Коран, 15:29).

Мужчина и женщина имеют одинаковый дух, поэтому естественно, что Коран возлагает на них одинаковые религиозные и моральные обязанности. В Коране сказано:

«Я не погублю деяния, совершенные любым из вас, будь то мужчина или женщина. Одни из вас произошли от других» (Коран, 3:195);

«А если кто сделает что-нибудь благое – будь то мужчина или женщина, и он при этом верующий, – то эти войдут в рай и не будут обижены и на бороздку финиковой косточки» (Коран, 4:124);

«Воистину, для мусульман и мусульманок, верующих мужчин и верующих женщин, покорных мужчин и покорных женщин, правдивых мужчин и правдивых женщин, терпеливых мужчин и терпеливых женщин, смиренных мужчин и смиренных женщин, подающих милостыню мужчин и подающих милостыню женщин, постящихся мужчин и постящихся женщин, хранящих целомудрие мужчин и хранящих целомудрие женщин и часто поминающих Аллаха мужчин и женщин, Аллах уготовил прощение и великую награду» (Коран, 33:35).

Эти повторяющиеся обращения отдельно к мужчинам и женщинам, сегодня, возможно, не выглядят необычно, но в то время это была радикально прогрессивная идея и она впервые была явлена в Коране.

Зачем это специальное обращение к женскому полу? Чтобы сообщить патриархальным обществам, в которых проповедовал Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), что исполнение грандиозного замысла ислама требует одинаково справедливого отношения к мужчинам и женщинам.

Передают, что второй халиф ислама Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Клянусь Аллахом, мы не привыкли думать, что женщина что-то имеет, пока Аллах ни явил нам это в Коране, и ни наделил их тем, чем наделил».

Эти слова показывают, что послание Корана вносило кардинальные изменения в гендерные нормы арабов VI-VII веков.

Послание Корана имело радикальный преобразующий характер в плане равенства полов, по крайней мере, для первого поколения мусульман.

Первым человеком, уверовавшим в послание Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), была женщина – его первая жена Хадиджа. Первым мучеником за ислам тоже стала женщина, Сумайя. Две жены Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), Аиша и Умм Салама, были в числе величайших передатчиков хадисов. Многие сегодняшние мусульманские ритуалы дошли до нас благодаря сообщениям этих двух великих женщин.

Первое в мире высшее учебное заведение из действующих в наши дни – университет Карауин в Фесе, Марокко, также был основан женщиной по имени Фатима аль-Фихри.

Асма Афсаруддин в своей книге «Первые мусульмане: история и память» ((Asma Afsaruddin, The First Muslims: History and Memory) отмечает, что еще одна сподвижница Пророка (мир ему и благословение) Нусайба бин Кааб была известна своими военными навыками, участвовала в битвах при Ухуде, Хайбаре, Хунайне и Ямаме, а также она присутствовала в Худайбийе при подписании мирного договора.

Известно, что сражаясь при Ухуде она была несколько раз ранена, защищая Пророка (мир ему и благословение). Восхваляя ее храбрость, Посланник Аллаха (мир ему и благословение), сказал, что в тот день на поле брани ей не было равных среди мужчин и женщин.

Самое священное для мусульман место на земле – Мекка – было основано женой Ибрагима (Авраама), Хаджар. Ее вера и усердие были столь же выдающимися, что и у ее прославленного мужа. Она оказалась одна в пустыне без воды, еды и крыши над головой, но с маленьким ребенком. Она договорилась с племенем Джурхум, которое хотело поселиться рядом с колодцем Зам-зам. Хаджар проявила глубокую веру, бесстрашие и независимость.

Эти примеры из ранней истории ислама показывают, что женщины участвовали во всех сферах жизни общества. Они не были исключены из общественной жизни, хотя принадлежали к культуре, которая, до прихода ислама, относилась к женщинам довольно враждебно.

Исторический фон

Современные нормы женского поведения в исламской среде начали формироваться еще в древние века. Все началось в доисламской Аравии, в раннем Средневековье. В те времена положение женщины в обществе было незавидным: девочки были нежеланными детьми, поэтому во многих бедных семьях их умерщвляли сразу после рождения. Это давало шанс вырастить и прокормить мальчиков.

После того как государства Аравийского полуострова приняли ислам, социальные устои начали изменяться.

Как следует из научных трудов исследователей, с приходом ислама жизнь женщин значительно улучшилась:

  • ислам признавал полноценность женщины как человека, что отсутствовало в средневековой Европе;
  • появилось новое требование – согласие мусульманки на заключение союза;
  • женщинам исламского вероисповедания были обеспечены права наследования, которые до этого принадлежали исключительно мужчинам;
  • ислам позволил женщине принимать участие в экономической жизни;
  • у мусульманок появилось право самостоятельно распоряжаться своим имуществом.

В Средние Века у мусульманок появились права, по ряду параметров превосходившие права женщин Европы периода Нового времени.

Позиция ислама

Цель ислама – углубление отношений верующих с Богом. Социальные нормы – это средства приближения к Аллаху. Пытаясь углубить эти отношения, верующие должны стремиться устранить все духовные препятствия, стоящие у них на пути. Всевышний говорит:

«Я не погублю деяния, совершенные любым из вас, будь то мужчина или женщина» (Коран, 3:195).

и

«А те мужчины и женщины, которые совершают некоторые из праведных поступков, будучи верующими, войдут в Рай…» (Коран, 4:124).

Таким образом, с точки зрения Корана, пол не преграждает путь для духовных поисков. Тогда что дает мужчинам право чинить женщинам препятствия, если Бог не возлагает на них этого дополнительного бремени?

Садия Шейх приводит поучительную историю об Ибн Таймия и женщине по имени Умм Зайнаб Фатима бинт Аббас аль-Багдадия. Умм Фатима была духовным лидером, правоведом и давала людям ответы на их вопросы с точки зрения исламского права. Она училась с Ибн Таймией в Каире в XIV веке.

Однажды ибн Таймия прилюдно похвалил Умм Фатиму не только за ум и эрудицию, но и за личные качества: энтузиазм и профессионализм. Известно, что она выступала в мечети и это не давало Ибн Таймие покоя.

«Меня беспокоило, что она читает лекции в мечети, и я хотел ей запретить, пока однажды ночью не увидел во сне Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), и он упрекнул меня, сказав: “Эта благочестивая женщина делает хорошее дело”».

Мусульманские общества дорого платят за то, что не могут освободиться от культурных традиций, которые противоречат эгалитарной позиции ислама. Уважать достоинство женщины, присущее ей от рождения, соблюдать ее права и обеспечивать ей равные возможности для успеха необходимо во исполнение заповеди Корана:

«О те, которые уверовали! Свидетельствуя перед Аллахом, отстаивайте справедливость» (Коран, 4:135).

Чтобы двигаться вперед, нужны равные условия, необходимо, по возможности, перестроить свои умы и сердца или принять решительные меры на государственном уровне, если отжившие культурные нормы не сдают позиций.

ВЭФ прав: «Страны и компании могут конкурировать только тогда, если они будут развивать, привлекать и сохранять лучшие таланты, и мужчин и женщин».

Решительные действия требуются не только от правительств, но и от корпораций, гражданского общества и СМИ. Соблюдение прав женщин – это мечта женщин и забота мужчин.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий