Занятия на тему экология во 2-х младших группах ДОУ по ФГОС

Занятия по экологии в первой младшей группе

Экологические занятия в первой младшей группе могут проводиться как в помещении, так и на улице. В этом возрасте лучше просто наблюдать за обитателями живого уголка, близкий контакт допускается только с очень спокойными животными и под контролем воспитателя. Нельзя разрешать детям брать животных на руки, поскольку это опасно для обеих сторон. Дети могут уронить питомцев или сильно сжать, что чревато травмами, а животные могут покусать или поцарапать малышей.

Дети могут чем-нибудь угостить животных или погладить, но не должны брать их на руки

Картотека тем для экологических занятий

  • «Зима-волшебница»;
  • «В лесу родилась ёлочка»;
  • «Пасека — мир пчёл»;
  • «Насекомые — наши друзья»;
  • «Путаница в лесу»: по мотивам стихотворения Корнея Чуковского «Путаница», т. е. представить детям ситуацию (например, зайцы скачут по деревьям, белки охотятся на волков, волки едят траву, лиса готовится к зимней спячке в берлоге и т. д.) и предложить её распутать;
  • «Путешествие капельки»: путешествие капельки от ключа и маленького ручейка до моря;
  • «Что растёт в огороде»;
  • «Наш аквариум»: наблюдение за аквариумом в живом уголке;
  • «Наш весёлый кролик»: наблюдение за кроликом в живом уголке;
  • «Кто спит всю зиму».

Конспект занятия «Кто пасётся на лугу?»

Цель занятия: узнать, какие животные, дающие молоко, живут на ферме; чем они питаются; что можно приготовить из молока.

Пополнение словарного запаса:

  • табун,
  • стадо,
  • отара,
  • сено,
  • кумыс,
  • ряженка,
  • варенец,
  • простокваша,
  • брынза.

Начало занятия: просмотр мультфильма «Кто пасётся на лугу?».

Воспитатель: Вот мы посмотрели мультфильм о животных, которые пасутся на лугу. Какие это животные — дикие или домашние? (Ответы детей). Правильно, домашние. А знаете, кто ещё из домашних животных может пастись на лугу? (Ответы детей). На лугу ещё могут пастись овечки. А вы знаете, ребята, как называется большое количество одинаковых животных, пасущихся на лугу? Много коров или коз — это стадо, лошадей — табун, овец — отара. (Показываются картинки). Чем питаются эти животные? (Ответы детей). Правильно, травой. А на зиму траву сушат, и получается сено. Им кормят животных зимой.

Теперь давайте поиграем в игру «Большой — маленький». Корова и лошадь — большие. Овца и коза — маленькие. Когда называется большое животное, вы встаёте и поднимаете руки вверх, когда маленькое — приседаете и руками упираетесь в пол. Начали. (Вразнобой называются животные: корова, коза, лошадь, овца. Темп убыстряется).

Ну вот, поиграли, отдохнули. А теперь давайте подумаем, кто из этих животных даёт молоко? (Ответы детей). На самом деле, молоко получают от всех этих животных. Молоко от лошадей называется кумыс. Оно очень полезно. Из молока делают различные продукты. Какие продукты делают из молока? (Ответы детей). Из молока делают сметану, кефир, простоквашу, ряженку, варенец, сливки, масло, брынзу, сыр. Все эти продукты очень полезны, и люди обязательно должны их есть.

Так что мы сегодня узнали нового? (Задаются вопросы по теме занятия. Дети на них отвечают). Молодцы, ребята!

Фотогалерея: стадо, отара, табун

Примеры конспектов занятий в первой младшей группе

Ниже представлено несколько примеров занятий на разные темы. На их основе воспитатель может разработать планы своих занятий.

  • Ольга Сиротенко «Комнатные растения. Фикус». Направлено на обогащение знаний детей о комнатных растениях.
  • Лариса Рыбалко «Мама для котёнка». Целью является дать детям представление о домашних животных и их детёнышах, формировать доброе отношение к животным.
  • Мариам Папикьянц «Кто в теремочке живёт?». Учит детей различать по внешнему виду и называть домашних животных, чем они питаются.
  • Гузалия Сатдарова «Путешествие к бабушке Маланье». Направлено на формирование экологических представлений через развитие сенсорных эталонов и развитие речи.
  • Наталья Аносова «Закружился снежок». Формирует представления о зимних природных явлениях и свойствах снега.

Методические материалы и ориентировочный конспект познавательного занятия по экологии для 2 младшей группы

На основе описанных игр, художественных текстов, можно создать оригинальные задания. Ориентировочный конспект подходит для занятий в садике, младшей школе.

«На рыбалку идем»

На полу находятся 4 обруча, с 4 рыбками в центре каждого. Вокруг обручей выстроились по 5 детей. Когда играет песня – ребята бегают друг за другом вокруг снаряжения. В момент остановки песни хватаются за рыбку. Оставшийся без рыбки игрок выбывает. В конце – 4 победителя.

«Эколята собирают мусор»

Дети распределяют «мусор» (стеклянные, пластиковые, бумажные предметы) по контейнерам. Соревнуются на скорость. В конце игрокам предлагается посчитать предметы в емкостях.

«Собираем букет»

Игроки используют цветы, создавая яркие букеты. В качестве материала подготавливают искусственные или настоящие растения. Предлагают выбрать лучший букет.

Прекрасный букет

В подборке ниже представлены художественные произведения, пословицы, загадки.

В саду кудряшечка стояла,

Сердечком золотым сияла,

А у такой кудряшки –

Простая белая рубашка.

Появился самым первым

Из-под снега наш малыш.

Синим он бывает, белым,

Вниз головушкой поник.

Синий звонок на земле я заметил.

Он не звенит, хоть играет им ветер.

В поле колосится рожь,

В ней цветочек ты найдешь,

Синий-синий он, пушистый,

Только грустно – не душистый.

Виды экологических проектов в детском саду

По продолжительности проекты делятся на несколько типов. При этом учитывается возраст участников, исследуемая проблема.

Краткосрочный

Проекты, направленные на решение небольшой проблемы и не требующие больших временных затрат, считаются краткосрочными. Разрабатывая проект по экологии в старшей группе детского сада, краткосрочный по продолжительности, можно обратиться к теме «Весна-волшебница». Целью станет раскрытие особенностей времени года через интеграцию всех образовательных областей:

  • познавательное развитие ( беседы, экскурсии);
  • социально-коммуникативное (игры);
  • речевое (заучивание стихов);
  • физическое (прогулки);
  • художественно-эстетическое (утренники).

Обратите внимание! В качестве наглядности удобно использовать презентации по исследуемой проблеме. Мероприятия по защите домашних проектов приветствуются во многих детских садах

Долгосрочный

Исследование крупной проблемы требует много времени. Воплощать их лучше со старшими воспитанниками, которые имеют навыки работы над проектом.

Можно предложить малышам поработать над темой «Огород на окне». Мероприятия, необходимые для выполнения исследовательских задач, займут не один месяц.

Посадка лука

В ходе работы воспитанники получат новые знания о культурных, дикорастущих, лекарственных растениях. У них сформируются умения по уходу за рассадой, будет развиваться наблюдательность, чувство ответственности.

Сетевые проекты

Актуальность проведения интернет-проектов диктуется развитием цифровых технологий. Проект, запущенный в сеть, дает возможность подключаться к решению проблемы неограниченного количества воспитанников, педагогов, родителей. Тема «Шар земной, для меня ты — лицо дорогое!» предусматривает множество решений, будет правильно решать проблему масштабно.

Возрастает практико-ориентированная значимость мероприятий. Такая форма работы дает возможность для создания базы новой модели экологического образования, каковым является экологическое движение. Есть возможность увидеть свое учреждение на фоне других организаций.

Ход занятия

Воспитатель:
Ребята, какое время года сейчас?

Дети:
Весна.

Воспитатель:
В это время появляются насекомые, и сегодня мы пойдем в гости к этим маленьким жителям полянки. Согласны?
(Показ презентации «Насекомые». Дети называют показываемое насекомое).

Воспитатель:
Вот сколько маленьких жителей мы увидели! Как их можно назвать одним словом?

Дети:
Насекомые.

Воспитатель:
Ребята, а вам нравятся чудеса? Послушайте про чудо, которое происходит с
насекомыми. Чудо — это то, что жуки, мухи, бабочки никогда не бывают
малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми. Вот, например,
бабочка. (Педагог демонстрирует схему развития бабочки). Она отложила
много яиц. Часть склюют птицы, часть унесут муравьи и мухи, но какая-то
часть уцелеет. Из них выйдут гусеницы. Пройдет время, и превратится
гусеница в куколку, совсем неподвижную с виду. Зашевелится куколка,
лопнет у нее на спинке шкурка. Появятся крылышки, а потом и вся бабочка.
Пошевелит она крылышками и улетит.
Воспитатель:
А теперь давайте еще раз назовем этапы развития бабочки. Что сначала откладывает бабочка?

Дети:
Яйца.
Воспитатель:
Кто появляется из яйца?

Дети:
Гусеница.

Воспитатель:
В кого она превращается?

Дети:
В куколку.
Воспитатель:
Кто выходит из куколки?

Дети:
Бабочка.

Воспитатель:
А теперь давайте поиграем в маленьких жителей полянки. Превратимся в
кузнечика «Поднимайте плечики, прыгайте кузнечики. Прыг-скок, прыг-скок.
Стоп. Сели, посидели, травушки поели, тишину послушали. Выше-выше
веселей прыгай на носках скорей».

Гимнастика для глаз «Бабочка»

Воспитатель держит в руках игрушечную бабочку на палочке.

Воспитатель:
А вот и бабочка прилетела. Следите глазами за бабочкой. Бабочка летает
повсюду: Налево летит, направо летит. Бабочка порхает по кругу, вверх,
вниз и назад спешит.

Воспитатель:
Ребята, есть ли у насекомых враги?

Дети:
Есть.

Воспитатель:
Кто?

Дети:
Птицы, люди, животные.
Воспитатель:
Как насекомые спасаются от врагов? (Обращает внимание на окраску
насекомых). Почему кузнечик зеленый? Почему майский жук коричневый?
Дети:
Кузнечик живет в траве, майский жук на ветках деревьев

Воспитатель:
Зачем им нужна такая окраска?

Дети:
Защищаться от врагов, прятаться.
Воспитатель:
Послушайте и отгадайте загадку.

Загадка про божью коровку

Я – пятнистая букашка,
Если в руки попаду,
Притворюсь больною тяжко,
В обморок я упаду.

Дети:
Божья коровка.

(Показ игрушки божья коровка).
Воспитатель:
Ребята, посмотрите на божью коровку. Она такая яркая! Ее хорошо видно в
траве и на коре дерева. Ее любая птица заметит. Где же ей спрятаться?
Оказывается, божьей коровке прятаться не обязательно, ведь у нее есть
секрет: она сама умеет защищаться от врагов. В минуту опасности она
выделяет молочко, которая очень плохо пахнет, поэтому божью коровку
никто не ест. И раз она, как настоящая коровка, дает молочко, то ее и
назвали «божья коровка». Она ярко-красная, чтобы все видели: есть ее
опасно!

Воспитатель:
Ребята, а почему не надо трогать, обижать божьих коровок и других насекомых?

Дети:
Они живые.
Воспитатель:
Да, насекомые живые. Их нельзя обижать. Но ими можно любоваться.
Наблюдать как они летают, бегают, прыгают, играют, слушать как они
жужжат.

(Просмотр презентации «Правила поведения в природе»).
Воспитатель:
Где мы с вами были? Кого видели? Из кого появляется бабочка? Куда прячется божья коровка? Чем мы еще занимались?
(Ответы детей).
Воспитатель:
Ребята, насекомым было приятно с вами познакомиться, как-нибудь мы еще сходим к ним в гости.

Цели и методики занятий по экологии во вторых и первых младших группах

Выделяют такие цели природоведческих занятий:

  • последовательное, системное изучение природы;
  • формирование трудовых навыков;
  • развитие чистой грамотной речи, расширение словаря;
  • улучшение качества здоровья учеников.

Заниматься творчеством очень весело

Занятия проводят после прогулок, наблюдений в живых уголках, чтобы уточнить и закрепить увиденное. Иногда урок представляет собой посадку растений для улучшения трудовых умений.

На уроках применяются разные методы:

  • наглядные (дети наблюдают за живой природой, рассматривают иллюстрации);
  • практические (игры, ручной труд);
  • словесные (чтение, рассказ, беседа).

Маленькие ученики познают мир через наглядные и практические методы. Словесные методы используют для закрепления, систематизации. Преподаватель усложняет материал постепенно, неоднократно возвращаясь к изученным темам. Повторяют информацию с помощью словесных, практических, наглядных методик.

Примерный список занятий, которые можно проводить целый год (подходят для всех сезонов):

  1. Рассматривание рыбок, изучение устройства аквариума.

Цель: изучить особенности тела рыбки (цвет, наличие рта, глаз, хвоста, плавников); узнать о ее повадках (плавает, ест корм); обогащать словарь; воспитывать заботливость, уважительное отношение к жителям аквариума.

  1. Рассматривание птиц.

Цель: уметь отличать конкретную птицу от ее собратьев по таким признакам (размеру, цвету, формам, повадкам); расширять словарь; воспитывать наблюдательность, внимательность.

Важно! Детям напоминают технику безопасности: в руки птиц не берут, чтобы не клюнули. С ними обходятся аккуратно

  1. Наблюдение за работой взрослых на клумбе.

Цель: различать растения по цветам, размеру, запаху; развивать связную речь, умение описывать объект; формировать эстетическое восприятие природы.

  1. Прогулка «Посмотри-ка, Мишка, наш участок!».

Цель: дети идут вокруг садика, показывают игрушке Мишке участок (растения, животных), описывая объекты; учащиеся закрепляют знания о времени года (температуре, одежде человека, природных явлениях); развивают потребность в общении с природой, умение получать от этого удовольствие.

  1. Прогулка в курятник.

Цель: уметь определять возраст домашней птицы, отличать курицу от цыпленка; замечать и озвучивать особенности поведения этих птиц (как бегают и машут крыльями, как и что едят, пьют).

Знакомство с курами

  1. Анализ картинки, где нарисованы кошка и ее малыши.

Цель: видеть отличия взрослых и маленьких особей; уметь последовательно перечислять части тела животного, его повадки; дополнить словарь ребят названиями действий (мяукать, играть, бегать).

  1. Рассматривание плодов.

Цель: углубить знания о признаках овощей (морковка – оранжевая, твердая, сочная, сладко-горькая, с зеленой ботвой); улучшать умение различать плоды на ощупь; развивать исследовательские способности (нюхать плоды, касаться, сжимать их, пробовать).

Можно анализировать внешний вид любых созданий природы, делая уроки разнообразными. Основная задача – развивать речь, мышление, самостоятельность детей.

Дополнительная информация! У российских экологов есть свой государственный праздник – День эколога. Его отмечают 5 июня. Его еще называют Днем окружающей среды.

Текст этой презентации

Слайд 1

Экологическое воспитание в ДОУ.

Слайд 2

• Цель экологического образования — формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой;

Слайд 3

Дошкольники — начальное звено системы непрерывного образования, значит, содержание их образования должно быть увязано с содержанием экологического образования следующих ступеней — школьников. Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности;

Слайд 4

Знания — не самоцель, они лишь помогают сформировать у детей определенное отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную жизненную позицию; У детей дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности к природе. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствует формированию экологического мировоззрения

Очень важно поддерживать этот познавательный интерес;

Слайд 5

Содержание должно отличаться научностью. Несмотря на возраст, дети должны получать в доступной форме научные представления об окружающем мире, в частности, о природе

Формирование научного мировоззрения особенно важно в наше время, когда в обществе широко распространено мифологизированное сознание, не научный подход к объяснению природных явлений; • Содержание должно способствовать формированию у детей целостного восприятия окружающего мира, с одной стороны, и взаимосвязей частей этого целого — с другой;

Слайд 6

Экологическое образование — часть общего образования, оно имеет межпредметный характер, способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, — то есть становлению личности в целом; Нормы экологически грамотного безопасного поведения: дети должны научится понимать и формировать самостоятельно на основе комплекса элементарных экологических знаний и осознания причинно — следственных связей в природе;

Слайд 7

Педагоги: •ответственно подходят к организации природной среды в группах, внедряют в практику новые технологии, знают методику экологического воспитания, ведут экспериментальную работу с детьми, разрабатывают интегрированные занятия, занимаются экологическим просвещением родителей. Дошкольники: •радуются встрече с природой •по собственной инициативе наблюдают за живыми объектами •видят разнообразие природного мира •признают ценность жизни •имеют представления о правилах поведения в природе •сформировано начало экологической культуры Родители: •участвуют в совместных акциях и приобщении детей к миру природы

Слайд 8

Отличие экологических занятий от ознакомления с природой.Экологические занятия.Необходимо обратить внимание ребят на те условия, без которых береза не может прожить, на ее связи с окружающей средой, с птицами, насекомыми. Например: березе нужна почва — она держит ее корни, которые высасывают из земли воду и «пищу», нужен воздух — листики дышат, нужен дождь, ветер, который разносит семена, и т.п. Ознакомление с природой.
Вы показываете им дерево и рассказываете, как оно называется, — например, береза

Вы предлагаете детям обсудить следующие вопросы: Чем дерево отличается от кустарников? А береза от дуба? Какие части есть у дерева? Какого цвета его листья? Какими они станут осенью?

Ознакомление с природой.
Вы показываете им дерево и рассказываете, как оно называется, — например, береза. Вы предлагаете детям обсудить следующие вопросы: Чем дерево отличается от кустарников? А береза от дуба? Какие части есть у дерева? Какого цвета его листья? Какими они станут осенью?

Слайд 9

Основные типы экологической НОД.Первично-ознакомительного типа. Углубленно-познавательного типа. Занятия обобщающего типа. Занятия комплексного типа.

Слайд 10

Принципы отбора содержания экологического образования дошкольников:Научность. Доступность.
Гуманистичность. Прогностичность.
Деятельностность. Интеграция.

Слайд 11

Формы и методы работы с родителями:Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка

Беседы с родителями о важности данной проблемы.
Оформление папки «Люби и охраняй окружающую природу».
Изготовление фотоальбома.
Привлечение родителей к пополнению уголка природы.
Участие родителей в различных конкурсах на экологические темы.
Участие родителей в субботниках.
Проведение совместных экологических экскурсий.
Анкетирование родителей с целью выявления их экологической компетентности

Проектная деятельность в младших группах

С самого раннего возраста у детей следует поощрять желание наблюдать и исследовать. Проектная деятельность как нельзя лучше подходит для этого

Следует только учитывать, что для младших дошкольников подойдут не слишком долгие проекты, потому что им важно как можно быстрее увидеть результат. Хотя тут все относительно — если в старших группах двухнедельный проект считается краткосрочным, то для малышей это достаточно большой срок

Во второй младшей группе можно реализовывать долгосрочный проект «Ведение дневника погоды»

Во второй младшей группе можно реализовывать долгосрочный проект «Ведение дневника погоды».

В первой младшей группе ДОУ можно реализовать проект «Выращиваем лук»

Таблица: проект «Выращиваем лук» для первой младшей группы

АвторВикторова А.
Цель проектаВызвать у детей желание выращивать зелёный лук в домашних условиях и затем употреблять его в пищу.
Задачи проектаДети должны узнать:

  • какие условия нужны луку для роста;
  • строение лука (откуда будут расти корешки, а откуда — перо);
  • как практически можно посадить лук на перо в домашних условиях;
  • как ухаживать за луком;
  • в чём польза лука, зачем и как нужно его есть.
Материалы
  • Посадочный материал — лук (луковицы среднего размера и одна большая).
  • Контейнер для посадки лука.
  • Земля.
  • Совочки и грабельки.
  • Леечки с водой.
  • Баночка или стакан с водой.
  • Клеёнка для стола.
  • Влажные салфетки для рук.
  • Фартуки для детей.
Помощь родителейПриобретение посадочного материала, контейнера и земли.
Подготовительный этапПровести занятие о строении лука и о его пользе.
Основной этапПосадка лука:

  1. Дети при помощи воспитателя наполняют контейнер землёй с помощью совочков.
  2. Разравнивают землю грабельками и немного уплотняют её.
  3. Определяют, где у лука будут расти корешки, и сажают его в землю.
  4. Большую луковицу сажают в банку или стакан с водой (см. на фотографии).
  5. Поливают лук из леечек.

Уход за луком:

  1. Следят, чтобы земля не пересыхала.
  2. При помощи воспитателя ведут дневник — когда был посажен лук, когда у него появились корешки (для наблюдения за ростом корешков сажалась в воду большая луковица), когда начали расти зелёные перья, на сколько сантиметров вырастает перо за сутки.
Заключительный этап
  • Когда лук вырастет довольно большим, его срезают и относят на кухню.
  • Повар готовит какое-нибудь блюдо с ним.
  • Устраивается праздничный обед.

Проект для второй младшей группы

Если вы не выращивали лук в прошлом году, то можете сделать это в этом. Если же дети уже имеют опыт выращивания лука, можно усложнить задачу и вырастить кресс-салат. Только для его выращивания нужны не контейнер и земля, а вата и низенькие ёмкости, например, лотки от продуктов. А так действуйте по предложенному выше плану.

Для выращивания кресс-салата нужна не земля, а влажная вата

Темы для проектной деятельности в первой младшей группе

  • «Зачем нужна фасоль»;
  • «Что такое листопад»;
  • «Кормим птиц»;
  • «Наблюдаем за рыбками»;
  • «Для чего нужны дождевые червяки»;
  • «Какого цвета осень».

Темы для проектной деятельности во второй младшей группе

  • «Кто в норке живёт»;
  • «Выращиваем фасоль»;
  • «Кормим птиц»;
  • «Как устроен аквариум»;
  • «Удивительные бабочки»;
  • «Удивительный снег».

Форм для проведения экологических занятий очень много. Если их все использовать, то усилия педагогов ДОУ не пропадут даром — дети познакомятся с природой, узнают много интересного и полезного, и им никогда не будет скучно на занятиях в детском саду. В результате правильно организованного экологического воспитания у дошкольников сформируется бережное и заботливое отношение к природе.

Занятие по экологии во 2 младшей группе

Тема: «Времена года».

Цели занятия:

  • развитие эмоционального восприятия стихотворений;
  • получение радости от игр;
  • воспитание любви к окружающей среде;
  • развитие активности, внимания;
  • ознакомление с отличительными особенностями времен года.

Обратите внимание! Образовательные области: социализация, физкультура, коммуникация. Тип: интегрированное. Тип: интегрированное

Тип: интегрированное

Возрастная группа: 3–4 года

Формы заданий: игры, беседа, сюрпризы, проблемные ситуации

Материалы:

  • фруктовая корзина (угощение);
  • ватман со словами «Времена года»;
  • пустая корзинка;
  • костюм весны;
  • бумажные фигурки (желтые листья, разнообразные плоды, подснежники, снежинки);
  • костюм Весны.

Ход занятия.

Входит воспитатель, одетый в костюм «Весны».

– Здравствуйте! Поглядите, какая погода! Снег тает, зеленые травинки появились. А какое сейчас время года? (дети отвечают).

– Правильно, сейчас весна! У нее есть три ребенка, назовите их (дети называют весенние месяцы). Полюбуйтесь цветами на моем шлейфе. Какого цвета их лепестки? Верно, они голубые. Какой весенний месяц появляется первым? Это март. Он приносит первые цветы – прекрасные голубые подснежники. Чтобы поприветствовать весну, нужно рассказать стишок.

Дети читают подобранные заранее стихотворения на весеннюю тематику.

– Есть и другие времена года. Назовите их, ребята.

– А как мы узнаем, что лето наступило? (нам жарко, вырастает много плодов).

– Несколько ребят выучили стишки об этой поре. (звучат стихотворения).

– Как мы узнаем о наступлении осени?

– Увидим опадающие желтые листья, соберем урожай.

– А как мы отличаем зиму от других сезонов?

– Мы видим снег, одеваемся тепло, чтобы уберечься от мороза.

Учитель приносит корзину, заполненную картонными фигурками ягод, листьев, снежинок, подснежников.

– Времена года забыли свои предметы в корзине. Давайте вернем их владельцам.

Воспитатель прикрепляет ватман с временами года, предлагая ребятам приклеить фигурки на свои места: фрукты, ягоды – на лето; «золотые» листья – на осень; снежинки – на зиму; подснежники – на весну.

Воспитатель притворяется, словно прислушивается, достает лукошко с настоящими плодами:

– Я слышу голос лета. Мой друг просит отблагодарить вас за старания, за ваши знания. Угощайтесь летними лакомствами.

Угощенье после занятия

Во второй младшей группе благодаря урокам экологии дети ощущают себя частью большого мира, глубоко осознают необходимость любить и беречь окружающее пространство. Наблюдая, обсуждая, играя и творя, дети развиваются всесторонне.

Конспект занятия по экологии во 2 младшей группе

Конспект занятия по экологии во второй младшей группе

Воспитатель: Молчанова Н.А.

Тема: «Чудесница-вода».

Реализация содержания программы в образовательных областях:

«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное».

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, изобразительная.

Цели: Уточнить представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек.

Образовательные задачи.

Дать детям знания о свойствах воды (вкусе, цвете, запахе).

Воспитательные задачи.

Воспитывать внимательное и бережное отношение к воде, не лить воду без нужды, закрывать плотно кран.

Материал: стаканчики с кипячёной водой по количеству детей, 3 прозрачных стаканчика, один стаканчик с соленой водой, один со сладкой, стаканчики с теплой и холодной водой, с молоком; краски, кисти, салфетки; капельки из бумаги; солнышко.

Ход занятия: 

1. Воспитатель: Я вам загадаю загадку, если вы отгадаете, покажу отгадку.

Я и туча, и туман,И ручей, и океан,И летаю, и бегу,И стеклянной быть могу!

Очень добродушная,Я мягкая, послушная,Но когда я захочу,Даже камень источу.

Я не камень, не песок,

Мой сыночек ручеек

Догадались вы, друзья,

Как зовут меня? (Вода)

Воспитатель: Ребята, а откуда бежит водичка, когда мы умываемся? Правильно, из крана. Но чтобы попасть к нам в дом, вода проделывает долгий путь.

Воспитатель: Для чего нужна вода? (пить, мыть руки, купаться, стирать, мыть пол, поливать цветы).

Воспитатель: Посмотрите, у меня два стакана. Один с водой, другой с молоком.

Предлагаю 2-3 детям посмотреть через стакан с молоком. Что вы видите? (ответы детей). А что видите через стакан с водой?

Значит вода какая? Правильно вода прозрачная. А молоко? (ответы детей).

Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь? (Ответы детей).  Вода не имеет запаха.

Воспитатель: У каждого из вас есть стаканчики с водой, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода, каждому). Какая вода? Сладкая? Солёная? Горькая? 

Воспитатель: Правильно, вода не имеет вкуса, она безвкусная.

Воспитатель: А сейчас проведем опыт, попробуем воду, которая находится у меня на столе (воспитатель разливает в несколько стаканчиков сладкую воду). Предлагает нескольким детям попробовать воду. Какая она стала на вкус? (Ответы детей). Как вы думаете, что я добавила в воду? (Ответы детей) Воспитатель: Оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.

Воспитатель: ребята, вода может изменить цвет в зависимости от того, что в нее добавили. (Опускает кисть с краской в стаканчик).

Какого цвета стала вода?

Воспитатель: Ребята мы с Вами узнали, что вода не имеет вкуса, цвета и запаха.

2. Дидактическая игра «Подари капельку».

Нужно подарить капельку тому, кому необходима вода.

Воспитатель: Дима, кому ты подарил свою капельку? (цветку).

Зачем цветку капелька? Правильно, чтобы цветок не засох.

3. Подвижная игра «Капелька и тучка». Полетели капельки на землю, попрыгали, поиграли. Собрались они вместе и потекли весёлыми ручейками  (взявшись за руки образуют ручейки). Встретились ручейки и стали большой речкой (соединились одной цепочкой). Плывут капельки большой рекой, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали – плавали в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко выглянуло. Стали капельки лёгкими (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнца, вернулись к маме тучке.

Воспитатель: Ребята, а как мы должны беречь воду?

Правильно, когда помоешь руки, нужно сразу закрыть кран?

Рефлексия:

Что мы сегодня узнали о воде? (празрачная, без вкуса, без запаха)

Вот сколько нового мы узнали о воде.

Методики работы с детьми и их формы при экологическом воспитании

При создании и функционировании программ по экологическому образованию малышей в дошкольных учреждениях требуется, прежде всего, учитывать имеющиеся возрастные особенности, и, конечно же, предписания ФГОС.

При подготовке к учебным занятиям по экологии в дошкольном учреждении обычно имеет место обширное применение самых различных наглядных материалов дидактического характера, часть из которых вполне может быть приготовлена совместно с малышами.

Главными методиками экологического обучения в детских садах являются несколько методик, которые весьма активно применяются в этом серьезном процессе:

  • Игровые методы и участие в экспериментах;
  • Наблюдение вместе с познавательно-исследовательскими моментами;
  • Практическая работа.

Простейшие эксперименты в природе

Во 2 младшей группе у детей закрепляется умение взаимодействовать с песком и водой, начало которому было положено в группах раннего возраста. Песок с водой применялся, как правило, в качестве элемента песочной терапии для улучшения течения процесса адаптации. По мере взросления маленького человека его интерес к использованию природных ресурсов растёт, а задача взрослых на этом этапе – поддержать этот интерес и использовать его в целях развития познавательной мотивации. Разнообразить и улучшить качество обучающего воздействия помогут экспериментальные формы обучения. Экология для детей является именно той областью, где возможно использование опытов для эффективного обучения. Их можно планировать и проводить с водой и её состояниями, воздухом, почвой, растениями. Прежде чем приступить к экспериментированию, педагог составляет конспект занятия с элементами экспериментальной деятельности.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий