Вацлав Нижинский. Человек-птица

…его безумие

— Так , может, это раздвоение и было одной из причин его позднее наступившего безумия?

— Самой главной причиной являлась наследственность. Его старший брат страдал тем же недугом. Очень долго не предавалась огласке причина смерти брата Нижинского, но вот что мне самому удалось выяснить. Стасик Нижинскийсодержался в одном из петербургских домов для душевнобольных, когда грянула революция. По одной из совершенно идиотских ленинских теорий, в которую он, по-моему, действительно чистосердечно верил, шизофрения как болезнь в природе просто не существовала, а являлась исключительно блажью капиталистов. Ленин тогда довольно много об этом говорил. Так что вскоре после революции многие из таких домов были открыты, а их обитатели «выпущены на свободу». Одним из таких «освобожденных» стал и Стасик Нижинский. Куда он потом делся и как умер, уже, наверное, никто никогда не узнает. И хотя сестра Нижинского Бронислава свидетельствует, что безумие Вацлава никак не связано с состоянием психики его брата и что якобы проблемы Стасика начались после того, как он ребенком выпал из окна, то, даже если и принять ее версию, для печальной судьбы Вацлава Нижинского были и другие наследственные предпосылки. Его бабка со стороны матери была склонна к хронической депрессии и заморила в конце концов саму себя голодом. Так что, как бы то ни было, Вацлав всегда отличался от остальных мальчиков, он всегда был плохим учеником, совершал эксцентричные поступки.

Вацлав Нижинский в Шахерезаде (около 1912) Фото: Commons.wikimedia.org

— Одним из самых эксцентричных поступков было его самовольное переодевание в «Жизели» в сильно обтянутое трико по эскизу Бенуа. Что шокировало публику и вызвало смятение в царской ложе. Он был первым, кто заменил широкие штаны мужчин-танцоров на трико.

— Это действительно шокировало публику, а вот расхожее мнение, что это вызвало смятение в царской ложе, в корне неверно. Моя мама была как раз на том балете и потом рассказывала, что императрица-мать очень смеялась, увидев Нижинского в этом трико, что, в общем, за ней на публике особо не водилось. Вот за этот-то смех его и уволили из труппы. Мариинский театр мог пережить шокированную публику, и даже из-за «смятения в царской ложе» дирекция не рассталась бы с Нижинским, но такое веселье со стороны ее императорского величества было воспринято как осмеяние балета, а этого театр простить Нижинскому не смог.

«Я летал на самолете и плакал. Не знаю почему, у меня создалось впечатление, что он вот-вот уничтожит птиц… Люди посещают церкви в надежде найти там Бога. Он не в церквях, или, вернее, Он там везде, где мы Его ищем… Шекспировские клоуны, у которых так много юмора, мне симпатичны, но у них есть злобные черты, из-за чего они отдаляются от Бога. Я ценю шутки, так как я Божий клоун. Но я считаю, что клоун идеален, только если он выражает любовь, иначе он не является для меня Божьим клоуном…»

Бог Нижинский

Официальный диагноз

Дальше в жизни Нижинских только всё ухудшалось. Вацлав мог вести сани с семьей и намеренно ехать навстречу другим саням. У него начались приступы неконтролируемой агрессии. Он мог накричать на дочку за то, что она ест мясо.

Однажды он спустил жену и дочь с лестницы, потому что ему показалось, что они очень шумели. На прогулках он мог встать и стоять очень долго, не отвечая на вопросы близких.

Ваца больше не работал над балетом, а рисовал какие-то странные рисунки в черно-красных тонах. С каждым месяцем его галлюцинации усиливались. И он ходил по деревне с большим золотым крестом на шее. Останавливал всех встречных на улице и спрашивал: были ли они на мессе. Если нет, то посылал их в церковь.

Под разными предлогами к ним в дом приезжали врачи. Ромоле приходилось идти на маленькие хитрости. Она говорила мужу, что врач приезжает навестить их дочку Киру. Затем она якобы поехала к именитому доктору, чтобы проконсультироваться на счет будущей беременности.

Правда один раз все эти выходки он выдал за “эксперимент”:

Проявление болезни

Со временем Ромола начала замечать в муже некоторые изменения. Болезнь Вацлава Нижинского начала проявляться не сразу. Сначала он стал вегетарианцем и полностью отказался от мяса. А силы-то нужны были для исполнения таких тяжелых танцев. С новой диетой Вацлав ослаб и стал раздражительным.

Далее Нижинский начал подрожать идеологии Льва Толстого. Хотел бросить всё и уехать жить в глухую Сибирскую деревню. Ромола, конечно же, была против, потому что у них подрастает дочь. И нужно зарабатывать деньги на обеспечение семьи.

Потом на него повлияло “непонимание со стороны публики”. Все хотели увидеть знаменитые прыжки Нижинского. А Вацлав хотел, чтобы оценили “глубину души его танца”.

С женой начался разлад. Потому что ему вдруг пришло в голову, что любовное соитие нужно лишь для продолжения деторождения. Соответственно, их отношения дали трещину.

ПОСЛЕДНИЙ ПРЫЖОК

Дягилев несколько раз пытался оживить мозг Нижинского, воздействуя на него танцем. Так, 27 декабря 1928 года в Париже он привез Нижинского в “Оперу” на балет “Петрушка”, в котором танцовщик создал одну из лучших своих партий. Но Нижинский остался равнодушным. Граф Гарри Кесслер вспоминает, как был потрясен видом Нижинского, спускавшегося по лестнице.

“Его лицо, оставшееся в памяти тысяч зрителей сияющим, как у молодого бога, теперь было серым, обвисшим, …только изредка отблеск бессмысленной улыбки блуждал по нему. …Дягилев поддерживал его под руку, помогая преодолеть три лестничных марша, ведущих вниз… Тот, кто когда-то, казалось, мог беззаботно летать над крышами домов, теперь едва переступал со ступеньки на ступеньку обыкновенной лестницы. Взгляд, которым он мне ответил, был бессмысленным, но бесконечно трогательным, как у больного животного”.

Вацлав Нижинский и Чарли Чаплин 1916

После смерти Дягилева опыт по оживлению рассудка Нижинского повторила Ромола. В июне 1939 года она пригласила Сержа Лифаря потанцевать перед мужем. Лифарь танцевал до изнеможения, но Нижинский оставался безучастным. Как вдруг некая таинственная сила подняла его, и он взлетел в прыжке, а затем вновь впал в беспамятство. Фотограф Жан Манзон, присутствующий при этом чуде, успел запечатлеть последний прыжок безумного бога танца, сумасшедшего клоуна Нижинского.

Рожденный зимой, умер Нижинский ранней весной, 8 апреля 1950 года, в Лондоне. Его похоронили на кладбище Сент-Мерилебен. В тот день ярко светило солнце, а ветви деревьев, покрытые бледно-зелеными почками, готовы были взорваться буйной листвой. 16 июня 1953 года прах танцовщика перевезли в Париж и похоронили на кладбище Монмартра.

ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО С БРИЛЛИАНТОМ

Первым мужчиной в жизни Нижинского был князь Павел Дмитриевич Львов, окруживший танцовщика утонченной заботой. Князь занимался художественным воспитанием артиста, оплачивал его уроки у лучшего педагога маэстро Чекетти, купил Нижинскому рояль, помог дорого и со вкусом обставить комнаты, подарил золотое кольцо с бриллиантом

Не оставлял Львов своим вниманием мать и сестру Нижинского, приглашая их в концерты, делая подарки, катая на автомобиле. Мать и сестра любили князя, любил его и Вацлав

Кстати, когда Вацлав заболел гонореей, князь не только прислал своего врача, но во все время болезни был рядом с Нижинским.

Вацлав, Бронислава и Станислав Нижинские в детстве 1897

Это был благородный и влюбленный в Нижинского человек. Но они расстались. Почему? Злые языки утверждали, что, восхищаясь Нижинским-танцовщиком, князь был разочарован им в постели. Там, где у мужчины должно быть много, у Нижинского оказалось совсем чуть-чуть. Но какое это имеет значение для истинных отношений? К тому же князь, поняв, что юноша не в его вкусе, мог тут же расстаться с ним, а не задаривать подарками. Настоящей же причиной стал Сергей Павлович Дягилев. Именно Дягилев настоял на разрыве князя с Нижинским, убедив Львова в том, что если тот хочет Нижинскому добра, то должен отдать его ему. Князь согласился и даже дал денег для “Русского сезона” 1909 года.

Автор книги: Вацлав Нижинский

Бог – Нижинский

Много легенд существует в мире о великих и знаменитых. Одна из них почти сто лет будоражит умы не только профессионалов и любителей балета, но даже людей, не причастных к этому виду искусства. Это миф о Вацлаве Нижинском – «Боге танца», «первом танцовщике мира и премьере Русских сезонов в Париже», гении и страдальце

Его странная личность всегда вызывала интерес и пристальное внимание. О нем пишутся романы, повести, исследования, пьесы

Снимаются художественные фильмы и телепередачи, ставятся драматические и балетные спектакли, которые, правда, посвящены не столько творчеству, сколько его трагической судьбе. Утверждены многочисленные премии и конкурсы имени Вацлава Нижинского. Годами специалисты по крупицам собирают материалы, чтобы, по возможности, реконструировать его утерянные балеты. А коронные партии Вацлава – Юноша в «Шопениане», Призрак розы и Петрушка в одноименных балетах, сегодня являются украшением репертуара лучших танцовщиков мира. Да и приступая к воплощению партии графа Альберта в «Жизели», сыгравшей роковую роль в судьбе самого Нижинского (его костюм графа, созданный по эскизам А. Бенуа, стал поводом для изгнания танцовщика из Мариинского театра в 24 часа в результате придворно-театральных интриг), серьезные исполнители всегда изучают его мистико-религиозную концепцию партии. Хотя Вацлав Нижинский покинул землю полвека назад, память о нем жива до сих пор…

Рассказ о жизни Вацлава Нижинского – это прежде всего рассказ о легендарной славе русского балета. В то время именно Россия была цитаделью балетного искусства., сберегла наследие предшественников. Но уже в первые два десятилетия нашего века центробежные силы истории разбросали по миру ее прекрасных солисток и премьеров. За границей прошла и большая часть до боли короткой карьеры Вацлава Нижинского. Его Родина, как всегда, была себе верна – пророк отечеству вовсе не нужен. Тем более гениальный, намного опередивший свое время. Оказавшись в силу ряда обстоятельств за рубежом, он страстно мечтал о возвращении в Петербург. Но дорога туда ему, невольному эмигранту, была заказана. Вацлаву часто снился этот сказочный город. Летний сад, где он любил гулять в школьные годы. Ледяные горки на Неве, с которых мчался с бешеной скоростью. Обожаемая мать, которой писал каждый день. Сестра, его самый лучший друг и самый родственный по духу человек. Всю сознательную жизнь сам Нижинский был бесконечно одиноким. По сути, жил в каком-то иллюзорном мире, порой с трудом устанавливая контакт с окружающими…

Образ в искусстве

В театре

  • 8 октября  — «Нижинский, клоун Божий», балет Мориса Бежара на основе дневников Вацлава Нижинского («Балет XX века», Брюссель, в роли Нижинского — Хорхе Донн).
  • 21 июля  — «Вацлав», балет Джона Ноймайера по сценарному плану неосуществлённой постановки Вацлава Нижинского с использованием выбранной им музыки И. С. Баха (Гамбургский балет).
  • 1993 — «Нижинский» по пьесе Алексея Бурыкина (Театральное агентство «БОГИС», в роли Нижинского Олег Меньшиков).
  • 1999 — «Нижинский, сумасшедший Божий клоун», спектакль по пьесе Глена Бламстейна (1986, театр на Малой Бронной, в роли Нижинского Александр Домогаров).
  • 2 июля  — «Нижинский», балет Джона Ноймайера (Гамбургский балет, в главной роли Иржи Бубеничек).
  • 22 марта 2008 — «Нижинский, сумасшедший Божий клоун», спектакль по пьесе Глена Бламстейна (Театр кукол имени С. В. Образцова (режиссёр и исполнитель главной роли Андрей Денников).
  • 19 апреля 2008 — NN (хореограф Ришард Калиновски, Люблинский театр танца)
  • 28 июня  — «Павильон Армиды», балет Джона Ноймайера (Гамбургский балет, в роли Нижинского Отто Бубеничек и Александр Рябко).
  •  — «Письмо человеку», спектакль Роберта Уилсона по мотивам дневников танцовщика (в роли Нижинского Михаил Барышников).
  •  — «Нижинский. Гениальный идиот», спектакль в Театре им. Вахтангова по пьесе Ники Симоновой «Нижинский. Танец солнца».
  • 2019 — Sacre, балет хореографа Юка Оиши, композитор Игорь Стравинский, исполнитель Сергей Полунин.

В кино

  •  — «Нижинский», режиссёр Герберт Росс (на основе мемуаров Ромолы Нижинской и дневника Вацлава Нижинского, в главной роли — Жорж де ла Пенья).
  •  — «Анна Павлова», режиссёр Эмиль Лотяну (в роли Нижинского Михаил Крапивин).
  •  — «Нижинский, марионетка Бога», телевизионный фильм Филиппа Валуа (в роли Нижинского Эрик Вю-Ан).
  •  — «Дневники Вацлава Нижинского», режиссёр Пол Кокс (дневники читает Дерек Джекоби).
  •  — Riot at the Rite, режиссёр Энди Уилсон (в роли Нижинского Адам Гарсия).
  •  — Nijinsky & Neumeier Soulmates in Dance, документальный фильм о значении Нижинского в творчестве хореографа Джона Ноймайера.

В поп-музыке

  • 1981 — упоминается в песне «Dancing» британской готик-рок группы Bauhaus.
  • 1984 — певец Фредди Меркьюри в клипе на песню I Want to Break Free выступил в роли Фавна — знаковой партии Нижинского из его балета «Послеполуденный отдых фавна».
  • 2000 — «Нижинский», альбом группы «Лайда», посвящённый танцовщику и его окружению (второй вариант — 2002).

Биография

Родился в семье польских танцовщиков, крещен в католичестве. После развода родителей с матерью, братом и сестрой основались в Петербурге

Учился в Петербургской балетной школе, где быстро обратил на себя внимание педагога Н. Легата

С 1906 по январь 1911 года Нижинский выступал в Мариинском театре. Из Мариинского театра был уволен с большим скандалом по требованию императорской семьи, так как выступил в балете «Жизель» в костюме, который сочли неприличным.

Почти сразу по окончании училища Нижинский приглашен С. П. Дягилевым для участия в балетном сезоне 1909, где снискал огромный успех. За способность к высоким прыжкам и длительной элевации его назвали человеком-птицей, вторым Вестрисом.

В Париже танцевал репертуар, опробованный на сцене Мариинского театра, («Павильон Армиды», 1907; «Шопениана или Сильфиды», 1907; «Египетские ночи или Клеопатра», 1909; «Жизель», 1910; «Лебединое озеро», 1911), а также дивертисмент «Пир» на музыку русских композиторов, 1909; и партии в новых балетах Фокина, «Карнавал» на музыку Р. Шумана, 1910; «Шехерезада» Н. А. Римского-Корсакова, 1910; «Ориенталии» А. Глазунова, 1910; «Видение розы» К. М. Вебера, 1911, в котором поразил парижскую публику фантастическим прыжком в окно; «Петрушка» И. Ф. Стравинского, 1911; «Голубой бог» Р. Гана, 1912; «Дафнис и Хлоя» М. Равеля, 1912.

Приложения

Библиография

Газета

  • Вацлав Нижинский ( пер.  GS Solpray), Journal de Nijinsky, Gallimard, 1988, коп. 1953, 210  с. , переиздан в сборнике «Фолио» в 2002 году.
  • Вацлав Нижинский ( пер.  Галина Погоева, Полный текст), Cahiers: le sentiment, Actes Sud, 2000, 1995, 379  с. .

Основные биографии Нижинского

  • (ru) Ричард Бакл, Нижинский, Лондон, Phoenix Giant, 1998.
  • Гийом де Сардес, Нижинский, его жизнь, его жест, его мысль, Париж, Герман, 2006.
  • Ромола Нижинский, Нижинский, 1934.
  • (en) Анатоль Бурман, Трагедия Нижинского, Greenwood Press, 1936.
  • Питер Освальд, Вацлав Нижинский, прыжок в безумие, Марэ, 1993.
  • Франсуаза Рейсс, La Vie de Nijinsky, издания по истории искусства, 1957.
  • Каталог Нижинской выставки (1889-1950) в Музее Орсе (23 октября 2000 г. – 18 февраля 2001 г.).
  • Авторитетные записи  :

    • ( )
  • Ресурсы изобразительного искусства  :
  • Ресурсы, связанные с музыкой  :
  • Ресурсы, связанные с шоу  :
  • Ресурс, связанный со здоровьем

    Межвузовская библиотека здоровья

     :

  • Аудиовизуальный ресурс

    (ru)  База данных фильмов в Интернете

     :

  • Ресурс комиксов

    (in)  Comic Vine

     :

…его жена

«АиФ»: Значит, оригиналы дневников скрывались его женой?

— Во всяком случае, их никто не видел до 1979 года, когда вскоре после смерти Ромолы они были выставлены на продажу на аукционе Сотби.

— Супругу Нижинского все-таки можно понять…

— Чисто по-человечески, конечно, можно. Все-таки Вацлав Нижинский был и остается легендой. Она, по-видимому, пыталась сохранить этот миф — атмосфера 30-х годов жаждала легенд и красивых историй. Кроме того, Ромола тогда оказалась сильно стесненной в деньгах. По ее мнению, она лишь подправила историю, сделала ее более удобоваримой для публики. По сути, романтическая история жизни Нижинского взращивалась именно тогда, когда в его реальной жизни романтики было меньше, чем когда бы то ни было. Начиная с 1919 года его болезнь была уже в той стадии, что Нижинский даже зубы не мог чистить самостоятельно. По большей части эти записки просто неприличны, чересчур интимны. Опубликовать все это означало убить легенду. Кстати, Нижинский знал, что его жена будет зарабатывать деньги на его дневниках. Он об этом также пишет.

— Как оригиналы попали к вам в руки?

— Мне тогда позвонили из дирекции аукциона и попросили перевести дневники на английский язык за 3 недели. Это была просто адская работа. Чтобы не то что перевести, но даже и понять, что Нижинский хотел сказать в некоторых главах, мне порой приходилось пускаться в исследования. Нижинский был поляком, хотя и получившим образование в России, и зачастую не только использовал польскую грамматику в построении русских предложений, но и путал русские слова.

Вацлав Нижинский — танцор и хореограф

Первой попыткой Нижинского в качестве хореографа можно считать постановку «Послеполуденного отдыха Фавна» на музыку Дебюсси, которую он осуществил в 1912 году. Танцором он был куда более выдающимся, чем хореографом, за советом он все равно прибегал к Дягилеву. Авангардную постановку с угловатыми движениями и необычной хореографией сочли слишком смелой и она не имела большого успеха. Та же участь ждала вторую постановку Нижинского «Весна священная» на музыку Стравинского с костюмами, сшитыми по эскизам Рериха. Хаотичные и грубые движения, завязанные на стихийности, вырвавшейся на свободу, не были поняты тогдашней публикой. Очевидно, что между Нижинским и Дягилевым назревал конфликт — зависимость Вацлава от своего покровителя тяготила его. И вскоре, во время гастролей по Южной Америке произошел неожиданный поворот — Вацлав женится на малоизвестной венгерской балерине Ромоле Пульски. Узнав о женитьбе своего протеже, Дягилев в гневе незамедлительно отправляет ответное письмо, в котором сухо сообщает, что в его услугах больше не нуждается.

Обретя долгожданную независимость, Нижинский принимает решение о создании собственной труппы. Однако талантливый танцор оказался бездарным управленцем и в скором времени потерпел финансовую неудачу, а всю его труппу пришлось распустить. Обрушившиеся неудачи, только начавшаяся Первая мировая война и никуда не исчезнувшая психологическая неуравновешенность в скором времени окончательно заводят в тупик. Вместе с семьей он перебирается в Венгрию, где до 1916 года находится фактически без работы и любимого дела в окружении не слишком благосклонных к нему родственников жены. В 1916 году ему вместе с семьей позволяют переехать во Францию, где он вновь встречается с Дягилевым. И тот предложил артисту поехать на гастроли в Америку.

В год окончания войны Нижинский в последний раз вышел на сцену. После этих гастролей они с женой перебрались в небольшой швейцарский городок Сен-Мориц. Там большую часть времени Вацлав проводил в одиночестве, порой удаляясь на продолжительное время в горы. Тайно вел личный дневник, в котором бессвязно рисовал небольшие и странные зарисовки с перекошенными человеческими лицами и писал стихи, лишенные рифмы. Однажды он даже станцевал для местных жителей, однако танец их скорее испугал. Вечер Нижинский закончил словами: «Лошадка устала».

…его легенда

Кирилл Фитц Лайон: В первом издании были всего лишь выдержки из дневников, было опубликовано около 60% текста. Переводы осуществлялись под усиленным редактированием жены Нижинского Ромолы, которая не только сильно переделывала и искажала текст, но и переставляла во времени целые события. При чтении выдержек из дневников многих исследователей охватывали сомнения в их подлинности.

Дело в том, что, несмотря на расхожее мнение, Нижинский не был особо образованным и всесторонне развитым человеком. Даже его сестра Бронислава свидетельствует, что учился он плохо и зачастую это она делала за него домашние задания. Да, он немного знал живопись, но это скорее было результатом его поездок с Дягилевым и посещений с ним крупнейших музеев мира. О литературе Нижинский почерпнул сведения, посещая друзей Дягилева, который входил в кружок «Мир Искусства». Дягилев был очень образованным человеком, что в конце концов не могло не отразиться на развитии Нижинского. Лидия Соколова, которая начала работать с Нижинским в 1913 году, говорила, что, когда окликаешь его, он оборачивается с таким буквально зверским выражением лица, что кажется, что он сейчас ударит тебя в живот. Он почти никогда ни с кем не разговаривал и всегда выглядел, будто живет на какой-то другой планете. В выдержках же, опубликованных Ромолой, Нижинский предстает эдаким философом, великим умом, приблизившимся к Богу. Все это выглядело чрезвычайно странно.

Вацлав Нижинский (1907) Фото: Commons.wikimedia.org

Поэтому, после того как на аукционе вдруг появились оригиналы дневников, которые никто никогда не видел и которые долгое время считались утраченными, это действительно стало сенсацией. Некоторые части его дневников трудно не только понять, но и даже прочитать. Хотя, чтобы быть справедливым, нужно отметить, что там много и таких моментов, которые отражают довольно глубокие эмоции, и высказываются оригинальные идеи, что заставляет предполагать, что в своем безумии он нормальнее, чем был за всю свою жизнь. И вот из этой-то смеси Ромолой и был создан образ безумного гения. А он не был ни тем, ни другим.

Последний танец

Однажды Нижинский заявил, что хочет дать представление для всех своих друзей. Он нашел подходящий зал в одной из местных гостиниц. Его идея состояла в импровизации. И костюмы, и танец Вацлав хотел создавать прямо на сцене.

Во время самого выступления Нижинский проделывал очень странные вещи, которые публика не поняла. Сначала он сел на стул и долго смотрел на всех присутствующих зрителей. Затем он взял черный и белый бархат, сделал из них крест. Сам встал в вершине этого креста, раскинув руки.

Своими странными и импульсивными движениями Нижинский старался передать весь страх войны и ужаса. Публика не поняла, но все равно рукоплескала танцору.

Последний прыжок Нижинского, который случайно запечатлел фотограф.

Болезнь и смерть

Первые отголоски явного психического заболевания случились еще во время обучения в Петербургском балетном училище. В характере артиста начали проявляться какие-то странности, и его даже обследовали в клинике для душевнобольных. Возможно, это были первые признаки наследственной болезни, которые через несколько лет проявились в полном объеме.

Неудачи собственной антрепризы после увольнения из театра Дягилева серьезно отразились на душевном здоровье без того неустойчивого Вацлава.

Последний раз Нижинский появился на сцене 26 сентября 1917 года, в балете «Видение розы». Затем он с семьей перебрался в Швейцарию, где ему было легче жить и размышлять о новой системе записи танца. Именно в новом доме Вацлав создал свою книгу (которая была напечатана только после 1950 года) и начал мечтать о собственной школе танца. Но его мечтам не суждено было осуществиться.

Врачи поставили артисту диагноз «шизофрения» и закрыли его в клинике для душевнобольных. Периодически танцовщик то проходил очередной курс лечения, то возвращался домой. В 1945 году Нижинского неожиданно обнаружили в Вене, где он танцевал среди советских солдат. Вацлав начал с упоением общаться с соотечественниками, хотя до этого длительное время просто молчал.

Умер артист в апреле1950 года в психиатрической лечебнице. Нижинскому исполнился 61 год. Причиной смерти стала болезнь почек.

ПОЦЕЛУЙ ШИНШИЛЛЫ

Вторым мужчиной в жизни танцовщика стал Сергей Павлович Дягилев. Вальяжному, импозантному, барственному, с седой прядью в темных волосах, за что его прозвали Шиншиллой, Дягилеву для осуществления его великих замыслов нужен был такой танцовщик, как Нижинский. К тому же он влюбился в это летающее чудо с раскосыми, ориентальными глазами. А Нижинскому, нежному и мягкому, необходим был покровитель, подобный Дягилеву, в котором соединились бульдожья хватка, бешеное тщеславие, гениальное понимание театра. Этот союз двух перевернул весь двадцатый век, и даже в конце столетия многое, чем мы сегодня восхищаемся, было предложено ими.

Правда, во время первого визита Дягилева в дом к Нижинским произошел неприятный эпизод. У них жила маленькая ручная птичка, которую не запирали в клетке. И вдруг за чаем это нежнейшее создание с открытым клювом и поднятыми перьями злобно накинулось на Дягилева. Потрясенная происшедшим мать Нижинского советовала сыну быть поосторожнее с Дягилевым, считая, что он приносит несчастье. Но чуть позже Дягилев сумел очаровать мать Вацлава. Сам же Нижинский очень быстро попал под магнетическое влияние личности Дягилева и его художественных идей. А на пальце Вацлава сверкало уже не золотое кольцо с бриллиантом, а массивное платиновое кольцо с сапфиром от Картье – первый подарок Сергея Павловича.

Биография

Вацлав Нижинский (1907)

Вацлав Нижинский в балете «Видение Розы» ()

Родился в Киеве, вторым сыном в семье польских балетных танцовщиков — первого номера Томаша Нижинского и солистки Элеоноры Береды. Дата рождения точно не известна, балетовед В. М. Красовская указала возможные варианты: 17 декабря 1889 года; 28 февраля/12 марта 1890 года. Элеоноре было 33 года и она была на пять лет старше своего мужа. Крестили Вацлава в католичестве в Варшаве. Через два года у них родился и третий ребёнок — дочь Бронислава. С 1882 по 1894 год родители гастролировали в составе балетной труппы Йозефа Сетова. Всех детей отец приобщал к танцам с самого раннего детства. Впервые на сцене Вацлав выступил, когда ему было пять лет, станцевав гопак в антрепризе на сцене Одесского театра.

После смерти Йозефа Сетова в 1894 году его труппа распалась. Нижинский-отец пробовал создать свою труппу, но вскоре предприятие прогорело, начались годы трудных скитаний и случайных заработков. Вероятно, Вацлав помогал отцу, выступая на праздниках с небольшими номерами. Известно, что он выступал в Нижнем Новгороде на Рождество. В 1897 году во время гастролей в Финляндии, Нижинский-отец влюбился в молодую солистку Румянцеву и ушёл из семьи. Родители развелись. Элеонора с тремя детьми отправилась в Петербург, где друг её молодых лет, польский танцовщик Станислав Гиллерт, был преподавателем в Петербургском балетном училище. Гиллерт обещал ей помочь.

Старший сын Нижинских, Станислав (Стасик), ещё в детстве выпал из окна и с тех пор был «немного не от мира сего». Одарённый и хорошо подготовленный Вацлав был легко принят в Петербургское балетное училище в 1898 году. Через два года в эту же школу поступила и его сестра, Броня. В школе стали проявляться некоторые странности и в характере Вацлава, один раз он даже попал на осмотр в клинику для душевнобольных, — видимо, сказывалась какая-то наследственная болезнь

Однако Вацлав обладал неоспоримым талантом танцовщика и быстро обратил на себя внимание педагога, когда-то выдающегося, но уже немного старомодного танцовщика Н. Г. Легата.

С марта 1905 года Михаил Фокин, педагог-новатор училища, ставил ответственный экзаменационный балет для выпускников. Это был его первый балет в качестве балетмейстера, — он выбрал «А́цис и Галатея». На роль фавна Фокин пригласил Нижинского, хотя тот и не был выпускником. В воскресенье, 10 апреля 1905 года, в Мариинском театре состоялось показательное выступление, в газетах появились рецензии, — и во всех отмечали необыкновенную одарённость юного Нижинского:

В 1907 году Нижинский окончил училище и был принят в Мариинский театр, где уже выступал с 1906 года. Благодаря выдающемуся таланту танцовщик быстро занял положение премьера, став партнёром М. Ф. Кшесинской, О. И. Преображенской, А. П. Павловой, Т. П. Карсавиной. Исполнил роли в балетах М. М. Фокина «Павильон Армиды» (Белый раб, 1907), «Египетских ночей» (Раб, 1908), «Шопениана» (1908) и других балетах академической школы. В Мариинском театре служил до января 1911 года, когда был уволен с большим скандалом по требованию императорской семьи, так как выступил в балете «Жизель» в костюме, который сочли неприличным.

С. П. Дягилев пригласил В. Ф. Нижинского участвовать в Русском сезоне года, во время которого танцовщик стал сенсацией и снискал огромный успех. За способность к высоким прыжкам и длительной элевации его назвали человеком-птицей, вторым Вестрисом. С 1909 по 1913 год Нижинский был ведущим танцовщиком Русских сезонов, исполнив роли в опробованных на сцене Мариинского театра постановках Фокина и в его же новых балетах для труппы Дягилева. После ухода Фокина из труппы в 1912 году Нижинский стал в ней балетмейстером на короткое время, осуществив постановки балетов «Весна священная» и «Игры».

    • «Павильон Армиды»
    • «Пир», дивертисмент на музыку русских композиторов
    • «Сильфиды»
    • «Клеопатра» (переработанный из «Египетских ночей»)
    • «Карнавал» на музыку Р. Шумана
    • «Шехерезада» Н. А. Римского-Корсакова
    • «Жизель»
    • «Ориенталии» в номерах на музыку Э. Грига и К. А. Синдинга в оркестровке И. Ф. Стравинского
    • «Видение розы» К. М. Вебера, в котором поразил парижскую публику фантастическим прыжком в окно
    • «Нарцисс»
    • «Петрушка» И. Ф. Стравинского
    • «Лебединое озеро»
    • «Синий бог» Р. Ана
    • «Послеполуденный отдых фавна» в собственной постановке на музыку К. Дебюсси
    • «Дафнис и Хлоя» М. Равеля
  •  — «Игры» в собственной постановке на музыку К. Дебюсси

Настоящий талант

Вацлав родился семье польских балетных танцовщиков, поэтому не удивительно, что он продолжил профессию родителей. С детства мальчик занимался танцами и впервые выступил на сцене в пятилетнем возрасте, исполнив гопак в Одесском театре.

После окончания школы Вацлав с легкостью поступил в Петербургское балетное училище. Там старомодный танцовщик Николай Легат рассмотрел талант молодого артиста и взял над ним шефство. После получения диплома Вацлава приняли в престижный «Мариинский театр», где быстро занял положение премьера. Несмотря на огромный талант и такую успешную карьеру, в январе 1911 года руководство со скандалом уволило Нижинского, так как императорская семья сочла его костюм неприличным.

Поговаривают, что между театральным деятелям Сергеем Дягилевым и Вацлавом Нижинским была интимная связь, благодаря которой долгое время танцовщик участвовал в «Русском сезоне» и жил припеваючи, так как обеспеченный Дягилев оплачивал все его расходы. В 1913 году во время южноамериканских гастролей Вацлав познакомился на корабле с венгерской аристократкой Ромолой Пульской. 10 сентября он сошел с ней на берег и тайно женился. Дягилев был в ярости и изгнал танцовщика из труппы, лишив его всяческого обеспечения. Артист сильно расстроился, но все же некоторое время был счастлив. У супругов родилось двое детей – дочери Кира и Тамара.

Вацлав хотел создать собственную труппу и поставить антрепризу. Ему удалось собрать 17 человек и поставить спектакль. Гастроли успехом не увенчались, и закончилось все финансовым крахом. Это буквально добило танцовщика, привело к нервному срыву и к началу душевной болезни.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий