Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка
Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка имеет следующие признаки:
1) Наличие специфических стратегий деятельности. Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность. При этом выделяют три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления:
- быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;
- использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;
- выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных, на первый взгляд, идей и решений.
Для поведения одаренного ребенка характерен главным образом третий уровень успешности — новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности, что позволяет ему открывать новые приемы и закономерности.
2) Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции.
3) Особый тип организации знаний одаренного ребенка: высокая структурированность; способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; свернутость знаний в соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени; категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности). Это обеспечивает удивительную легкость перехода от единичного факта или образа к их обобщению и развернутой форме интерпретации.
4) Своеобразный тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений. Факты свидетельствуют, что одаренные дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды.
Воспитание и развитие способностей маленьких гениев
Одаренность – это особенность психики, благодаря которой человек может достичь феноменальных результатов по сравнению с другими людьми
Важно эту исключительность обнаружить и помочь ребенку ее развить. . Первооткрывателями таланта, как правило, бывают самые близкие
Что же делать родителям, которые вдруг поняли, что у них в руках – маленькое сокровище:
Первооткрывателями таланта, как правило, бывают самые близкие. Что же делать родителям, которые вдруг поняли, что у них в руках – маленькое сокровище:
Обращаться за помощью к специалистам – психологу, тьютору, которые помогут подобрать оптимальную программу развития.
Пробовать разное. Занятия в секциях и кружках помогут развить способности малыша, познакомить его с единомышленниками.
Не оказывать давления, не заставлять, не требовать моментального успеха. Малыш с абсолютным слухом может ненавидеть музыку и мечтать о карьере хоккеиста. Завышенные требования и ожидания родителей могут закончиться синдромом отличника и неудачами в личной жизни.
Не зацикливаться на чем-то одном. Развитие должно быть гармоничным – интеллектуальным, физическим, эмоциональным и социальным.
Найти друзей по интересам. Вундеркиндам бывает нелегко дружить со сверстниками – слишком велика разница в интеллектуальном развитии, увлечениях, приоритетах
Важно, чтобы у юного гения была возможность общаться с ребятами своего уровня, которым были бы близки его интересы, понятен его образ мыслей.
Выработать иммунитет от неудач. Юные дарования, как правило, очень требовательны к себе, самокритичны
Любой промах, любую ошибку переживают остро. Чтобы подготовить малыша к подобным «уколам судьбы», стоит ставить перед ними задачи посложнее, которые не получится решить с первой, второй, пятой попытки.
Хвалить, но дозированно
Чтобы уверенность в собственном превосходстве не обернулась в какой-то момент против ребенка, не надо бесконечно петь ему хвалебные оды и постоянно акцентировать внимание на его исключительности.
Без специальной психологической и педагогической подготовки работать с юными гениями непросто. Обучение по стандартной, общей для всех школьной программе может демотивировать одаренных ребят, вынудить их скрывать, не афишировать свои исключительные способности, которые не вписываются в общепринятые нормы, приемлемые шаблоны, а значит, могут раздражать и детей, и взрослых.
Педагогам важно учитывать личностные особенности и потребности юного дарования. Поможет в этом:
индивидуализация и дифференциация обучения;
разнообразные внеурочные занятия;
эмоциональная поддержка юного гения;
создание условий для самостоятельной работы одаренного ученика;
объективная оценка его собственных достижений, без сравнения с другими, менее талантливыми детьми;
свободный выбор дополнительных образовательных услуг;
работа в небольших группах;
проектная деятельность, которая задействует разные способности ребят, пробуждает интерес, развивает;
уважение к личности маленького умника и терпимость по отношению к нему.
Можно ли определять одаренность, и по каким признакам?
Разумеется, вам везет, если удалось встретить одаренного малыша в вашей воспитательной или педагогической практике, или если одаренный ребенок ваш собственный. Выявлять наличие одаренности необходимо по следующим признакам:
безграничное любопытство, которое проявляется во время любого вида деятельности;
способность легко концентрировать все свое внимание на конкретном деле, не отвлекаясь по пустякам;
способность перескакивать через несколько этапов развития;
многогранный и обширный словарный запас;
сильно развитое чувство справедливости;
увлечение чтением научной литературы;
частый отказ спать днем;
стремление задействовать окружающих в определенной деятельности;
стремление дружить с людьми намного старше, которые могут одарять новыми знаниями.
Перечислять признаки можно и дальше, но это основные.
Одаренность в школе
Для успеха в общеобразовательной школе важны другие типы одаренности. Есть дети с ярко выраженной способностью учиться, усваивать предлагаемый им учебный материал. Причем проявляют такую способность независимо от трудности предмета и собственных интересов. Это так называемая академическая одаренность. У детей с этим видом одаренности школьная жизнь значительно легче, их успехи радуют родителей. А впоследствии им проще получить хорошую специальность и добиться успехов в работе. Принято считать, что каких-то особенных высот такие дети обычно не достигают.
Других школьников отличает особая интеллектуальная одаренность: умение мыслить, сравнивать, выделять главное, делать самостоятельные выводы, прогнозировать и т.д. Но, к сожалению, успехи таких детей чаще всего зависят от их отношения, интереса к предмету и его преподавателю. Они могут учиться неровно (то “пять”, то “два”): блестяще по одному предмету и “так себе” по другому.
Особый вид одаренности — творческая одаренность. Имеются в виду не только способности к изобразительной, музыкальной или литературной деятельности. Творческая одаренность — это, прежде всего, нестандартное восприятие мира, оригинальность мышления, насыщенная эмоциональная жизнь.
Разновидности одаренности
Есть несколько видов одаренности, на проявление которых следует обратить внимание во время развития ребенка. У каждого из них есть своя характеристика
Ваш малыш сможет в будущем стать известным художником или успешным спортсменом.
Если кратко, то вот примерная таблица некоторых разновидностей одаренности:
- академическая – в школе ребенку с легкостью даются гуманитарные и точные науки;
- психомоторная – это понятие подразумевает нестандартные возможности тела, то, чему желают научиться дети годами, одаренные малыши способны освоить за несколько занятий;
- интеллектуальная – высокий умственный уровень развития указывает, что в будущем ребенок может стать ученым;
- творческая – с 3 лет малыш уже может танцевать и петь, поэтому его стоит записать в профессиональную школу для развития таланта;
- художественная – может быть, вашему ребенку стоит учиться в театральном учреждении, чтобы покорять лучшие сцены страны;
- практическая – данный вид одаренности предполагает наличие изобретательности;
- социальная – малыш может существовать в коллективе только в качестве лидера;
- коммуникативная – этот тип подразумевает наличие у ребенка выраженных ораторских качеств.
В любом случае, независимо от наличия одаренности следует воспитывать достойного человека в каждом ребенке. А также понимать необходимость тренировок мозга для успешного развития когнитивных способностей. Тренажеры Викиум гарантируют эффективное развитие мозга в интересном и увлекательном формате.
Хорошо ли быть одаренным?
Конечно, развитие ребенка не может ограничиваться только семьей. Но далеко не всякий вид одаренности имеет отношение к школе и находит там условия для развития. Например, так называемая социальная (лидерская) одаренность по понятным причинам не всегда поощряется педагогами да и родителями. Они просто не знают, что делать с такими детьми.
Рано проявившаяся одаренность в области искусств (музыкальная, художественная, актерская) или в спорте к школе тоже, пожалуй, прямого отношения не имеет. Часто такой ребенок чувствует себя в школе не слишком уютно: из-за постоянной занятости он меньше общается с одноклассниками, нередко пропускает занятия в связи с концертами или соревнованиями. У таких детей часто возникают эмоциональные проблемы из-за высокой конкуренции с другими детьми в своей “специальности”.
Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка
Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка имеет следующие признаки:
1)Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.
2)Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.
3)Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело, что влечет за собой поразительное упорство и трудолюбие.
Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.
4)Высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.
Поведение одаренного ребенка совсем не обязательно должно соответствовать одновременно всем вышеупомянутым признакам
Но даже наличие одного из этих признаков должно привлечь внимание специалиста и ориентировать его на тщательный и длительный по времени анализ каждого конкретного случая
Критерии одаренности детей
Итак, какие критерии одарённости детей бывают. Вид деятельности:
- познавательная (интеллектуальная);
- художественно-эстетическая (музыка, литература, изо);
- практическая (ремёсла);
- коммуникативная (лидерство).
Степень формирования:
- актуальная (уже достигнутые показатели, проявляющиеся на высоком уровне выполнения);
- потенциальная (ребёнок имеет потенциал для достижения высоких целей)
Как проявляется:
- явно (можно определить одарённость ребёнка сразу);
- скрыто (имеет замаскированную форму проявления).
Диапазон её проявления в определённых сферах деятельности:
- общая (появляется к разным видам деятельности ребёнка);
- специальная (появляется в определённых видах деятельности).
Особенности развития ребёнка в определённом возрасте:
- ранняя (проявляется у гениальных детей);
- поздняя.
Одарённость может появляться постепенно, по мере взросления ребёнка. Соответственно и сферы её проявления разнообразны. Это может быть и музыка, и рисование, и творчество.
Различают 4 вида концепции одарённости у детей. К ним можно отнести:
- Интеллектуальную. Она проявляется в высоком IQ ребёнка.
- Креативную. Такие дети обладают хорошо развитой интуицией, воображением, творческим мышлением и видением.
- Мотивацию. Необходимо понять причины, по которым ребёнок делает что-то. Это может быть: чувство долга, ребёнок идёт к намеченной цели (победить в конкурсе).
- Адекватную самооценку. Ребёнок понимает свои достоинства и недостатки, он любознателен, коммуникабелен, может нести ответственности за совершаемые поступки.
Кто такой одаренный ребенок?
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в той или иной деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды. В тоже время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности.
Некоторые психологи считают, что одаренные дети в обычной школе не получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников, подвергаются насмешкам и чуть ли не травле.
Среди современных концепций одаренности самой популярной может быть названа теория известного американского специалиста в области изучения одаренных детей Джозефа Рензулли. По его мнению, одаренность — это сложный итог наложения друг на друга 3-х факторов:
- способности выше средних,
- креативность,
- включенность в задачу.
5 типов одаренности
Академическая. Юные «академики» внимательны, отличаются хорошей памятью и живостью мышления. Им легко дается усвоение школьного материала, поэтому учеба приносит удовольствие. Именно их фото можно увидеть на школьной доске почета. Правда, когда учеба завершена, таким детям бывает трудно адаптироваться к новой реальности.
Интеллектуальная. Высокий IQ, критическое мышление, повышенная концентрация внимания, наблюдательность, превосходные аналитические способности – все это особенности одаренных детей «интеллектуальной направленности». Представители этой «группы» нередко бывают любимчиками учителей. Они легко запоминают материал, хорошо учатся, но, как правило, успевают по каким-то определенным предметам – например, гуманитарным или математическим.
Креативная. «Креативщики» – неординарные натуры со своим необычным взглядом на мир. У них нестандартное мышление и богатая фантазия. Им не просто уживаться как со сверстниками, так и с учителями. Школьная программа не дает им проявлять свои способности и возможности в полной мере, что нередко приводит к проблемам с учебой. Креативная одаренность – особенность будущих ученых, изобретателей или модельеров. Сюда же относятся творчески одаренные дети – будущие музыканты, художники, поэты, танцовщики или актеры.
Лидерская (или социальная). Основные черты такого типа одаренности – врожденный эмоциональный интеллект, эмпатия, хорошо развитая интуиция. Это харизматичные ребята, которые быстро находят общий язык с людьми самого разного возраста, с легкостью берут на себя ответственность, обладают хорошими организаторскими способностями, умеют руководить, только вот мотивация к учебе у них невысока.
Психомоторная. Таким чудо-детям свойственна повышенная двигательная активность, стремление к овладению сложно координированными движениями, хорошее физическое развитие. Они способны воспроизводить ритм, высокий темп движений, сохранять их точность при передвижении в пространстве. С раннего возраста таких малышей привлекают подвижные игры, спорт.
Специфика одаренности в детском возрасте
1) Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей. Например, дошкольники характеризуются особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии; для старшего подросткового возраста характерными являются различные формы поэтического и литературного творчества и т.п. Высокий относительный вес возрастного фактора в признаках одаренности иногда создает видимость одаренности (т.е. «маску» одаренности, под которой — обычный ребенок) в виде ускоренного развития определенных психических функций, специализации интересов и т.п.
2) Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.п. может происходить «угасание» признаков детской одаренности. Вследствие этого крайне сложно оценить меру устойчивости одаренности, проявляемой данным ребенком на определенном отрезке времени. Кроме того, возникают трудности относительно прогноза превращения одаренного ребенка в одаренного взрослого.
3) Своеобразие динамики формирования детской одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. Так, наряду с высоким уровнем развития тех или иных способностей наблюдается отставание в развитии письменной и устной речи; высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т.д. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим — как отстающий в психическом развитии.
4) Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире — степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка.
Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми. Не стоит использовать словосочетание «одаренный ребенок» в плане констатации (жесткой фиксации) статуса определенного ребенка. Ведь совершенно очевиден психологический драматизм ситуации, когда ребенок, привыкший к тому, что он — «одаренный», на следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки своей исключительности. Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «признаки одаренности ребенка» (или «ребенок с признаками одаренности»).
Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «могу» и «хочу», поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный — отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.
Мотивация и самореализация одаренных детей
Одаренные дети обладают высоким интеллектом, талантами и способностями, которые отличают их от сверстников. Однако, в процессе их развития и обучения возникают определенные проблемы, связанные с мотивацией и самореализацией.
Для решения данной проблемы необходимо создание стимулирующей образовательной среды, которая будет способствовать активизации интереса и мотивации одаренных детей
Важно учитывать их индивидуальные потребности и предлагать им сложные задачи, вызывающие их мышление и творческие способности
Еще одной проблемой является недостаток возможностей для самореализации. Одаренные дети часто не находят подходящих условий для развития и проявления своих талантов. Это может приводить к негативным эмоциональным и психологическим последствиям, таким как низкая самооценка и депрессия.
Для решения данной проблемы необходимо создание специализированных программ и классов для одаренных детей, где они смогут развивать свои способности и таланты под руководством опытных педагогов
Также важно поддерживать их эмоциональное состояние и стимулировать их самооценку
В целом, мотивация и самореализация одаренных детей являются важными аспектами их развития. Проблемы в этих областях могут привести к негативным последствиям, поэтому необходимо искать индивидуальные подходы и решения для каждого одаренного ребенка, чтобы помочь им полностью раскрыть свой потенциал и достичь успеха в жизни.
Проблемы одаренных детей
Одаренные дети не вписываются в общепринятые шаблоны. Им тесно в рамках обычной детсадовской или школьной программы. Но этим проблемы не ограничиваются.
«Авторский» стиль. Одаренные дети предпочитают все делать по-своему, выбирают определенные стратегии действий.
Свой тип обучаемости. Кто-то легко и быстро усваивает новое, кому-то удобнее обучаться в замедленном темпе, но по-своему структурировать знания и умения.
Одержимость. Юные гении могут настолько увлечься какой-то деятельностью или школьной дисциплиной, что теряют интерес к чему-то другому.
Проблемы в общении. У одаренных детей иные интересы: им нравятся сложные игры, нестандартные решения, у них более серьезные увлечения, поэтому найти единомышленников среди ровесников получается не всегда. Ребенок с большим удовольствием общается и дружит со взрослыми, но быть лидером во взрослой компании не может. Это приводит к его самоизоляции, уходу в себя.
Повышенная потребность во внимании взрослых
Талантливые малыши – страстные исследователи, которые задают множество вопросов и перетягивают внимание взрослых – родителей, учителей – на себя. Бывает, они пренебрежительно относятся к детям, которые находятся на ступеньку ниже в интеллектуальном развитии
Все это не может не вызывать негативных эмоций и портит отношения с другими ребятами.
Протестное поведение. Если взрослые постоянно сдерживают гиперактивного и любознательного умника, пытаются подавлять его тягу к открытиям, мешают проявлять лидерские качества, он начинает агрессивно защищаться: бурно реагирует на действия, оценки, высказывания окружающих, вызывающе себя ведет.
Моторика не успевает за мышлением. У одаренного ребенка гибкое, подвижное, оригинальное мышление, высокая скорость мыслительных процессов. Моторика не успевает за мыслями: думают такие дети быстрее, чем пишут. Результат получается далеким от совершенства – каракули вместо букв, неопрятные тетрадки. Недовольный собой, ребенок может просто отказаться писать.
Нелюбовь к школе. Школьная программа стандартизирована и рассчитана на среднестатистических учеников. Юным дарованиям становится скучно и неинтересно учиться – все, что объясняют на уроке, они уже знают, а значит, внимательно слушать педагога и выполнять его задания не обязательно. И зачем тогда в школу ходить?
Почему возникают сложности в диагностике одаренных детей?
Выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная диагностика одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования (по уровню интеллекта, памяти и т.д.) просто неосуществима. Дело не только в невозможности создать всеобъемлющий тест, но в особом свойстве одаренности как системного и развивающегося качества психики, определяющего способность достижения человеком выдающихся результатов.
Психологи рекомендуют вместо одномоментного отбора одаренных детей направлять усилия на постепенное, поэтапное их выявление и сопровождение в процессе образования по специальным программам (в системе дополнительного образования) и в процессе развивающего обучения (в условиях общеобразовательной школы).
Прежде всего, необходимо предельно снизить вероятность ошибки, которую можно допустить в оценке одаренности ребенка как по положительному, так и по отрицательному критерию: поскольку высокие значения того или иного показателя не всегда являются свидетельством одаренности, то и низкие значения еще не становятся доказательством ее отсутствия
Данное обстоятельство особенно важно при обработке и интерпретации результатов психологического тестирования
Высокие показатели психометрических тестов интеллекта (Гилфорда, Торренса) могут свидетельствовать всего лишь о мере обученности и социализации ребенка, но не о его интеллектуальной одаренности. В свою очередь низкие показатели по тесту креативности (Вильямса, Туник) могут быть связаны со специфической познавательной позицией ребенка, но никак не с отсутствием у него творческих способностей.
Более того, проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный морально-этический аспект, и необходимо соблюдать принципы гуманистического проведения диагностик. Многие жизненные конфликты одаренных и неодаренных коренятся в неадекватности (даже легкомысленности) исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талантливости взрослого человека. Следовательно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок. Поэтому идентифицировать ребенка как одаренного либо как ординарного на раннем этапе означает искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя субъективные ожидания — как его самого, так и родителей.
Определение одаренности и ее особенности
Каждый детский возрастной этап отличается определенными условиями для формирования способностей. Но также с возрастом дети теряют одаренность, если они не стали начинать ее развитие. Поэтому если не увидеть особенного ребенка своевременно, то так можно и не успеть помочь ему в развитии той способности, которую дала природа.
Многие могут путать 2 совершенно разных термина — одаренность и обученность. Это является довольно грубой ошибкой, поскольку одаренный ребенок, если своевременно начнет развитие собственных способностей, сможет достичь намного больше, чем дети, которые просто отлично обучены.
Как живется одаренным детям в школе?
Ничуть не легче, чем любому другому ребенку. При этом у детей с конкретным видом одаренности и проблемы адаптации могут быть разными. Пожалуй, легче всего в школе адаптируются “академически одаренные”. Они радуют своими успехами родителей и учителей. У них нет и особых проблем в общении со сверстниками — они всегда готовы что-то разъяснить, помочь, даже “дать списать”. И внешкольные их интересы обычно не отличаются от интересов одноклассников.
К “интеллектуалам” в школе относятся снисходительно. Восхищаются их способностями в одной области (например, физике или математике) и прощают порой полную неуспешность в чем-то другом (например, безграмотность в письме). Нередко они радуют школу своими блестящими успехами на олимпиадах разного уровня. Эти дети часто настолько поглощены своими интеллектуальными увлечениями, что особой потребности во внимании со стороны одноклассников не испытывают. Хотя могут иметь и достаточно стойкие избирательные привязанности (например, среди поклонников своего “таланта”).
Спортивные и музыкальные способности у детей выявляются достаточно рано. Если такие школьники достигают очень высоких результатов в своей области, в обычной массовой школе они почти перестают бывать в силу своей занятости. Одноклассникам и учителям остается восхищаться их достижениями издалека. Эмоциональное неблагополучие такие дети нередко испытывают из-за высокой конкуренции в своей “профессиональной” среде.
Некоторые психологи считают, что творчески одаренные дети в обычной школе не получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников, подвергаются насмешкам и чуть ли не травле. Стало быть, выход в том, чтобы “помещать” их в особые школы для одаренных.
Однако не все специалисты согласны с этой точкой зрения. Если ребенок талантлив, это не означает автоматически, что он будет некомпетентен в общении со сверстниками. Иногда такие дети проявляют высокомерие по отношению к окружающим детям (“О чем с ними говорить?”) или к своим учителям (“Чему они меня могут научить?”). В этом случае проблемы в общении будут возникать. Но это, скорее, издержки семейного воспитания, а вовсе не атрибут творческой одаренности. Чаще всего дети с художественными, артистическими, поэтическими способностями пользуются заслуженным восхищением в своем родном классе, известностью в школе и всяческой поддержкой со стороны педагогов.
Признаки одаренности детей школьного периода
Итак, какие же признаки одарённости детей школьного периода бывают.
В школьном возрасте у ребёнка отмечаются желание коллекционировать что-нибудь. При этом ребёнок не просто собирает какие-либо предметы, но и интересуется их историей, появлением, характеристиками, особенностями.
Основными признаками и специфическими чертами одаренности в детском возрасте являются:
- Лёгкость в обучении и быстрота усвоения материала.
- Ребёнок обладает большим запасом слов, не всегда соответствующему возрасту.
- Отлично развитое логическое мышление.
- Схватывает материал «на лету» благодаря хорошо развитой памяти.
- Дисциплинирован.
- Отмечается педантичность в наведении порядка.
- Отличается гибкостью ума.
- Повышенное любопытство приводит к огромному количеству вопросов, иногда провокационного характера.
- Имеет отличную успеваемость в школе.
- Не тратит много времени на поиски ответов на поставленные вопросы и задачи перед ним.
- Креативен.
- Увлекается наукой.
- Обладает абстрактным видением проблем.
- Доминирует в общении с другими детьми такого же возраста.
- Обладает здравым смыслом и в критических ситуациях не подвержен чувству паники.
- Является реалистом и умеет адекватно оценивать ситуацию.
- Имеет огромное количество увлечений и хобби.
Для того, чтобы определить одарённость ребенка необходимо просто понаблюдать за ребёнком, его поведением.
Теги по теме:
развитиедети 7-12
Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка
Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка имеет следующие признаки:
1) Наличие специфических стратегий деятельности. Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность. При этом выделяют три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления:
- быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;
- использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;
- выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных, на первый взгляд, идей и решений.
Для поведения одаренного ребенка характерен главным образом третий уровень успешности – новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности, что позволяет ему открывать новые приемы и закономерности.
2) Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции.
3) Особый тип организации знаний одаренного ребенка: высокая структурированность; способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; свернутость знаний в соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени; категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности). Это обеспечивает удивительную легкость перехода от единичного факта или образа к их обобщению и развернутой форме интерпретации.
4) Своеобразный тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений. Факты свидетельствуют, что одаренные дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды.