Упражнения для тренинга личностного роста для студентов

Игра №3 «Поиск сходства»

Цель: Сплочение группы через нахождение сходств у ее участников, эффективно работает на сплочение группы, так как участники начинают более внимательно присматриваться друг к другу и обнаруживают, что сходства между ними гораздо больше, чем они думали раньше.

Каждая команда должна написать на листе черты сходства (первая команда) и черты различия (вторая команда) в своей группе.

Выигрывает та команда, которая больше напишет сходств или различий за определенное время. Учитывается количество названных сходств и их качество.

Обсуждение: Постараться подвести участников к мысли, что, хотя они все такие разные, сходства между ними гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.

Время: 10 минут.

Агапова И.А.

г. Елец, 2021

Цель: способствовать сплочению группы и построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи тренинга:

  1. Развивающая: способствовать развитию умения работать в команде
  2. Обучающая: обучение способам конструктивного взаимодействия между членами группы;
  3. Воспитательная: воспитание уважения к коллективу и каждому из его членов.

Оборудование: карточки с заданиями для игры «Вавилонская башня», карточки для проведения этапа рефлексии по числу участников, бумага и фломастеры по количеству участников. Тренинг предполагается провести в аудитории с наличием свободного пространства для передвижения, стулья по числу участников.

Подготовительная работа: при подготовке к проведению тренинга требуется: согласовать дату проведения, время, наличие свободной аудитории, присутствие студентов в количестве т 15 до 25 человек; подборка игр под

направление «Психолого-педагогическое образование».

Количество участников на тренинге:

(девушек , парней ).

Ход тренинга:

1 этап Вводный Время: 5 минут

Студенты рассаживаются на места в круг и начинается тренинг.

Здравствуйте, сегодня я проведу для вас тренинг на сплочение коллектива вашей группы. Цель нашего тренинга – это сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия. Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. У Вас есть общие цели – обучение в этом институте, получение хорошего образования, отличного диплома! И для того, чтобы более эффективно добиваться этих целей, Вам необходима поддержка. Вы можете ее получить именно в своей группе! Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!»

Чтобы во время тренинга вы чувствовали себя комфортно, примем с вами правила взаимодействия участников:

  • Слушать друг друга, не перебивая.
  • Говорить только от своего лица.
  • Если информация адресована кому-то конкретно, то обращаться напрямую к этому человеку, а не говорить о нем в третьем лице
  • Не распространять и не обсуждать за пределами тренинга то, что происходит на занятиях

2 этап Основной Время: 50 минут

Игра №6«Говорящие руки»

Цель: эмоционально-психологическое сближение участников, происходит эмоционально-психологическое сближение участников за счет телесного контакта, между ними улучшается взаимопонимание,

Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.

Варианты инструкций образующимся парам:

  1. Поздороваться с помощью рук.
  2. Побороться руками.
  3. Помириться руками.
  4. Выразить поддержку с помощью рук.
  5. Пожалеть руками.
  6. Выразить радость.
  7. Пожелать удачи.
  8. Попрощаться руками.

Обсуждение: Что было легко, что сложно? Кому было сложно молча передавать информацию? Кому легко? Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим? Как Вы думаете, на что было направлено это упражнение?

Время: 5 минут.

Игра №1 «Фигуры вслепую»

Цель: Упражнение направлено на развитие навыков координации совместных действий, сплочение группы. Кроме того, оно позволяет развивать навыки невербального общения и саморегуляции.

Студенты встают в круг и берутся за руки. Им предлагается  закрыть глаза и всем вместе, не расцепляя рук, построить квадрат. После того как студенты решат, что квадрат готов, ведущий просит их открыть глаза и посмотреть, что у них получилось. Если они не довольны увиденным, то вновь

закрывают глаза и продолжают выполнять задание. Затем таким же образом предлагаем построить прямоугольник и треугольник.

Обсуждение: Что дает эта игра? Почему идеальный круг не получался сразу? Нужно дать понять участникам, что в этом упражнении важна общая согласованность их действий.

Время: 5 минут.

Игра №5 «Вавилонская башня»

Цель: В ходе игры участники учатся координировать свои действия, взаимодействовать в команде.

Участники делятся на 3 команды. По 7 человек. Каждому члену команды дается индивидуальное задание. Индивидуальные задания: кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Например, «Башня должна иметь 10 этажей» – листок с такой надписью вручается одному участнику тренинга, он не имеет права никому его показывать, обязан сделать так, чтобы нарисованная совместно башня имела именно 10 этажей! Второе задание: «Вся башня имеет коричневый контур» – это задание для следующего участника. «Над башней развивается синий флаг», «В башне всего 6 окон» и т.д. Участникам запрещено разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос. Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню. Время выполнения ограничено (5-7 минут).

Обсуждение: Трудно ли было выполнять задание? Что показалось наиболее трудным? Успешно ли было взаимодействие в группах? Почему?

Время: 10 минут.

«Построимся»

Цель: обучение умению распределять роли в команде, сравнивать себя с другим участником по схожим признакам, участники лучше узнают друг друга, обучаются эффективному взаимодействию в команде.

-Посмотрим, насколько Ваши общие черты проявляются у каждого из вас в отдельности!». Задача участников – построиться в одну линию по росту. При этом нельзя разговаривать. Затем задание усложняется – им нужно построиться по дате и месяцу рождения, по длине волос, по отдаленности места проживания от техникума, по цветам радуги в их одежде.

Обсуждение: Трудно ли Вам было выполнять это упражнение? Почему? Какую роль Вы избрали для себя? Какая стратегия выполнения была наиболее эффективна?

Время: 7-10 минут.

Игра №7«Подарок»

Цель: положительное завершение тренинга, ритуал, позволяющий завершить тренинг на положительной эмоциональной ноте.

Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например,

дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!»

Время: 5 минут.

3 Этап Рефлексия Время: 8 минут.

Участникам предлагаются карточки с вариантами возможных ответов: противоположные по  смыслу 10  пар  слов,  с помощью которых предлагается описать  психологическую  атмосферу  в группе. Выберите то определение, которое, по Вашему мнению, более выражено в Вашей группе.

  1. Дружелюбие – Враждебность
  2. Согласие – Несогласие
  3. Удовлетворенность – Неудовлетворенность
  4. Продуктивность – Непродуктивность
  5. Теплота – Холодность
  6. Сотрудничество – Несогласованность
  7. Взаимная поддержка – Недоброжелательность
  8. Увлеченность – Равнодушие
  9. Занимательность – Скука 10.Успешность – Безуспешность

Обсуждение: «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, какие психологические качества у вас проявились при участия в тренинге?

  • Какие чувства вы испытывали?
  • Что нового узнали о себе, о группе?
  • Как будете использовать эти знания?
  • Чему научились?
  • Как это пригодиться в будущем?
  • Что было важным?
  • Над чем вы задумались?
  • Что происходило с вами?
  • Что нужно развивать на будущее?

-Итак, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны.

Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила!

Надеюсь, что этот тренинг не пройдет бесследно в вашей жизни, мне было бы приятно, что что-то вам пригодится и, что над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении. Спасибо всем за  участие! До свидания!

Приложение

Игры под звёздочкой

Игра №4 «Дом»

Цель: осознание своей роли в группе, стиля поведения, участники задумываются над тем, какую функцию они выполняют в этом коллективе, осознают, что все они нужны в своем «доме», что способствует сплочению.

Участники делятся на 2 команды. Ведущий дает инструкцию: «Каждая команда должна стать полноценным домом! Каждый человек должен выбрать, кем он будет в этом доме – дверью, стеной, а может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за Вами! Но  не забывайте, что Вы должны быть полноценным и функциональным домом! Постройте свой дом! Можно общаться между собой».

Обсуждение: Как проходило обсуждение в командах? Сразу ли Вы смогли определить свою роль в «доме»? Почему Вы выбрали именно эту роль? Я думаю, Вы все поняли, что каждая часть Вашего «дома» важна и нужна в нем, каждая несет свою определенную функцию, без которой дом не может быть полноценным!

Время: 10 минут.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий