Учителей отправят к психиатрам

Берут ли в армию учителей?

Берут. Информация о том, что педагоги освобождаются от воинской обязанности, не более чем вымысел. Преподавателей и учителей отправляют в армию наравне с другими призывниками, однако условия призыва для них будут отличаться. Во-первых, их забирают в армию только в весенне-летний период, в то время как остальные военнообязанные граждане получают повестки два раза в год: осенью и весной. Во-вторых, для них призывная кампания короче на один месяц и начинается не с первого апреля, а с первого мая.

Что касается освобождения от службы или предоставления отсрочки педагогическим работникам, преподающим в сельской местности, то российское законодательство не предусматривает подобной возможности. Права и обязанности молодых людей, проживающих как в мегаполисе, так и в сельской местности, будут равны.

Отвечаем на вопросы учителей

  1. Есть ли сроки, в течение которых обязан учитель пройти это освидетельствование? Что делать, если директор направил на освидетельствование приказом от 25 августа?

Освидетельствование работника проводится в течение 20 дней с момента его обращения в медицинскую организацию.

  1. Нет ли каких-то подробностей про права работников в ходе этого освидетельствования?

Отдельные права работников зафиксированы в приказе. Так, работник не должен проходить переосвидетельствование у нового работодателя, если проходил его у старого по той же профессиональной группе в течение последних двух лет. По окончании психиатрического освидетельствования работнику должно быть выдано на руки заключение о его пригодности к выполнению трудовых обязанностей в рамках профессии.

  1. Распространяются ли на психиатрическое освидетельствование все те правила, что действуют при медосмотрах?

Процедура психиатрического освидетельствования отличается от обычного медицинского осмотра с точки зрения своего содержания. Однако, с точки зрения правового регулирования и прав работника они будут очень похожи.

  1. Кто должен организовать психиатрическое освидетельствование? Кто должен за него платить и искать организацию?

Так как освидетельствование проходит на основании направления, выдаваемого работодателем, организация психиатрического освидетельствования и поиск уполномоченной организации должны осуществляться самим работодателем. В соответствии с нормами Трудового кодекса РФ, работодатель обязан проводить подобные освидетельствования за свой счет.

  1. Какие последствия будут для работника в случае отказа от прохождения психиатрического освидетельствования?

В случае отказа от прохождения психиатрического освидетельствования работник может быть законно отстранен от работы на неопределенный срок до прохождения освидетельствования без выплаты заработной платы.

В случае, если работник пройдет психиатрическое освидетельствование неудовлетворительно, он может быть временно признан непригодным к осуществлению отдельных видов профессиональной деятельности. Срок подобного признания не должен превышать 5 лет. За работником сохраняется право на переосвидетельствование.

«Я должна расшибиться в лепешку»

Татьяна*, молодой учитель истории

Я, конечно, в школе без году неделя, работаю совсем недавно. Я пришла уже в период ФГОСа второго поколения. У него есть свои плюсы: больше самостоятельной работы детей, получается, что они сами должны «добывать знание», нежели просто слушать лекцию. Даже в истории и обществознании много практики, мне это нравится. Да и время экономит учителю.

С другой стороны, дети все разные, ленивых куда больше, чем тех, кому что-то интересно, ведь нужно потрудиться самому, в ротик не положат. В моей практике многие ленятся. Если с малышами (6-7 класс) объем материала небольшой и так называемой ее «практикой» можно отработать почти всю тему, то со «старшаками», увы, на своих предметах местами я не могу обойти лекцию. А они скоро тоже буду «фгосные дети». Чтобы они работали самостоятельно и отрабатывали стандарт и развивали все УУД (прим. универсальные учебные действия) я должна расшибиться в лепешку, подбирая материал, учебника тут мало, и бесит, реально бесит, наличие ГДЗ (прим. готовые домашние задания) ко всем учебникам.

Дальше по бумажкам: вот у меня их не много, я пишу отчет классного руководитель раз в четверть по форме, которая есть в школе. Трачу времени не много. Есть отчет по предметам, тоже школьный, где отражаются неуспевающие, оценки по контрольным работам и т. д. В МОЕЙ ШКОЛЕ это не сложно.

Программы… Я не училась в педвузе, но даже те, кто там учился, не умеют их писать. Насколько я знаю,  программы пишет методист/завуч. На практике же их пишет учитель. В 2017/18 писала программу часа и это было очень сложно. Многие коллеги не знают, как эти программы составляются. Придет время аккредитации, проверка почитает.

И про учебник. Учебник по истории единый мы так и не получили, учимся по переизданному Данилову, под редакцией Торкунова. Для моей школы это очень сложный текст (поясню: по 10-12 страниц в 7 классе — это очень много). В него включено очень много ненужной информации, и что она дает 14-летним детям? Иногда приходится пропускать материал.

История изучается всеобщая и российская отдельно: первое полугодие — мир, второе — Россия (изучается в это же время). Это самый логичный, на мой взгляд путь. Такая система была с 6 по 9 класс, от начала времен и до Путина. В 10 и 11 классе углубление по принципу «Россия и мир». Это называется у нас «цикличка». Но теперь есть пересмотренный вариант. Новая система предполагает «линейное изучение» истории России от начала в 6 классе и до конца 11. Всеобщую же никто не пересмотрел и она теперь «бежит» впереди России.

Поясню:

Раньше 6 класс был Европа в средние века (V—XVI вв), Русь (от призвания варягов до смуты, то есть IX-XVI вв).

Теперь 6 класс: Европа в средние века (V—XVI вв), Русь (от призвания варягов до Ивана III, то есть до конца XV века).

Ну и так к 9 классу набегает разгон, что по всеобщей уже XXI век, а в России только-только отменили крепостное право.

Итог: у детей каша в голове.

Ах да, теперь в учебнике столько материала про церковь. Зачем? Составители учебника пытаются показать сверхзначимость православия для российской истории. В каждой теме есть подтема «Русская православная церковь в таком-то веке». Но стоит отметить, что и о других религиях речь тоже заходит.

*Имена учителей изменены — прим. ред.

Самое лучшее в школе — это дети

Юлия*, бывший учитель русского языка и литературы 

— В школе больше всего меня раздражала бумажная работа и бюрократия. Чтобы ты не хотела сделать, сначала заполни тысячу бумажек, получи разрешения от родителей. Хочешь с классом выйти в парк покормить белочек, помыть доску, убрать кабинет — предоставь бумажку.  Процентов 30 времени современного учителя — это бумажки. Мне, как бывшему классному руководителю, надо было еще постоянно проводить анкетирования, собирать портфолио. Все эти папки какое-то время хранятся, складируются в шкафу. Зачастую это потом просто выбрасывается, никому не нужное.

— Раньше, когда я сама училась в школе, дети занимались тем, что оказывали помощь классному руководителю — мыли доску, делали уборку, приносили воду для доски.  Сейчас для этого всего нужно письменное разрешение от родителей. Очень много дурацких правил — ученику нельзя самостоятельно включать свет, носить воду. Конечно, это делается в целях безопасности, но не надо доходить до абсурда!

— С мнением Юрия Монастырева я не совсем согласна.  Все-таки самое лучшее в школе — это дети. Мне очень нравилось общаться с детьми, они учат терпению, развивают тебя. С ними проще найти общий язык, чем с родителями или коллегами. Не согласна я и с мнением про испорченность детей.  Все зависит от класса. Редко-редко бывают ученики, с которыми непросто, но обычно это происходит из-за каких-то семейных проблем. На самом деле, подход можно найти ко всем. А современные дети не испортились, какие были — такие и есть. Сейчас есть дети сложные и раньше они тоже были. В чем-то тенденции даже позитивные. Допустим, в нулевых в 13 лет половина класса курила, а сейчас это делают лишь единицы. У них моден здоровый образ жизни, экстремальный спорт, правильное питание. Почти никто не пьет и не курит.

— Что касается программы, то здесь есть нюансы. Претензий по русскому языку не было, а вот программу по литературе я немного бы видоизменила. Добавила бы зарубежных авторов. Считаю, что можно включить произведения, которые интересны детям, а не только составителям программы. Конечно, можно знакомить их с произведениями братьев Стругацких и Джека Лондона в рамках внеклассных мероприятиях, но на это обычно времени не хватает.

«Педагогу нельзя работать больше 36 часов»

Педагогическим работникам установили сокращенную продолжительность рабочего времени – максимум 36 часов в неделю (ч. 1 ст. 333 ТК). Но поскольку рабочее время учителей включает ненормируемую часть, они фактически могут работать больше. Причем в какие-то дни рабочее время педагога может превышать количество уроков, а в какие-то – равняться им.

Если педагог работает по совместительству, его рабочее время также может фактически – по основной работе и по совместительству -превышать 36 часов (ст. 60.1, 282, 284 ТК). Это касается и внешнего совместительства – когда ваш учитель трудится еще и у другого работодателя, и внутреннего – когда он совмещает несколько должностей в вашей школе. Рабочее время для совместителя рассчитывают по отдельности – для основной и дополнительной работы. Еще один случай, когда педагог может работать больше часов, – сверхурочка. Если причины, по которым вы привлекаете учителя к такой работе, не связаны с катастрофами и авариями, то вам понадобится письменное согласие работника.

Что грозит

Директора могут оштрафовать на 5 тыс. руб., а школу – на 80 тыс. руб., если учитель переработает по совместительству больше 18 часов в неделю (ч. 1 ст. 5.27 КоАП)

Памятка для педагогов «Из чего состоит ваше рабочее время

Специальные предложения:

1. Экспресс-обучение для тех, кто не любит ждать! Скидка 20% на программы профессиональной переподготовки за 1 месяц и повышения квалификации от 3 дней.

2. На коллективные заявки на обучение по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации (не участвующих в акциях) предоставляются скидки до 30% на стоимость обучения.

Бонус! Обучение может стать не только полезным, но и приятным, так как действует специальное предложение для пенсионеров, студентов и женщин, находящихся в декретном отпуске – дополнительная скидка 5% на все ПП и ПК!

Материал из Справочной системы «Образование»

Что планирует делать профсоюз «Учитель»?

Для профсоюза «Учитель» подобные изменения и проблемы, которые возникнут у учителей, не являются чужими. В течение 2020-2022 гг. сразу несколько учителей – членов профсоюза из Курганской области и Ханты-Мансийского автономного округа участвовали в судебных спорах против своих работодателей, которые незаконно принуждали их к прохождению такого психиатрического освидетельствования. Дистанционную юридическую поддержку в этих спорах учителям оказывала юридическая служба профсоюза «Учитель». В одном споре удалось достичь победы и отстоять права педагога. Во втором случае профсоюз вместе с педагогом обжалует решения суда в кассационной инстанции.

Принимая во внимание ухудшение прав учителей вследствие вступления в силу нового приказа Министерства здравоохранения РФ, профсоюз «Учитель» направил запрос, в котором просит ответить на следующие вопросы:

  1. На основании чего разработаны новые требования к прохождению обязательного психиатрического освидетельствования, в результате появления которых, по сравнению с предыдущими правилами, значительно расширена категория лиц, которые обязаны проходить психиатрическое освидетельствование, в частности, в отношении учителей общеобразовательных школ?
  2. В связи с чем Министерство здравоохранения РФ полагает недостаточным для учителей и других работников образования медицинский осмотр врачом-психиатром в рамках ежегодного обязательного медицинского осмотра?
  3. Согласно ч. 2 ст. 46 ФЗ №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинский осмотр направлен непосредственно на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития, в то время как медицинское психиатрическое освидетельствование лица представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий. Чем обусловлена необходимость всем педагогическим работникам проходить освидетельствование без учета ранее установленного ограничения для прохождения такого освидетельствования только теми педагогами, которые трудятся во вредных условиях труда по результатам специальной оценки условий труда на рабочем месте?
  4. Какие юридически значимые последствия (в контексте ФЗ № 323) связаны с обязанностью всех преподавателей подтверждать свое состояние здоровья именно путем обязательного психиатрического освидетельствования?

Профсоюз «Учитель» настаивает на возвращении к старому регулированию вопроса обязательного психиатрического освидетельствования педагогов. Т.е. обследование должны проходить только преподаватели учебно-воспитательных учреждений и работники, чья работа связана с перенапряжением голосового аппарата, т.е. с вредными условиями труда, которые установлены работнику по результатам специальной оценки условий труда на рабочем месте.

О результатах рассмотрения этого обращения мы проинформируем.

Претензия за предвзятое отношение

Предвзятое отношение к ребёнку также способно стать поводом для подачи жалобы на учителя. Обратиться в уполномоченные органы можно, если преподаватель придирается к ребенку или занижает оценки. Однако родители должны быть четко уверены в том, что факт наличия предвзятого отношения действительно присутствует. Изначально стоит самостоятельно побеседовать с преподавателем, а затем подать жалобу к директору. Если обращение пользы не принесло, документы нужно отправить в РОНО. Жалоба оформляется в соответствии с классическими правилами. Загрузить образец документа можно здесь.

Бесплатный психоневрологический диспансер

Психоневрологический диспансер по месту жительства — самый очевидный вариант. Лечение в нем совершенно бесплатно (включая таблетки). Есть шанс найти не только хорошего психиатра, но и психолога.

Однако в бесплатном ПНД нередко можно встретить формальное, поверхностное отношение врачей к пациентам, которые не стараются вникать в каждый случай и выписывают стандартный набор препаратов. Препараты часто выдают недорогие и устаревшие, с неприятными побочными эффектами. Бытовые условия более чем скромные.

Скорее всего, в ПНД вам помогут снять острое состояние с помощью сильнодействующих лекарств. Но для поддержания равновесия долгое время нужен индивидуальный подход, то есть периодическое наблюдение после выписки из больницы. А в ПНД вам может повезти с внимательным врачом — а может и нет. Тогда придется искать другого врача уже за деньги.

Нужно иметь в виду, что ПНД хранит карты пациентов десятилетиями. И если вам для каких-то целей в будущем (например, для получения прав на вождение) понадобится заключение психиатра, эту информацию могут поднять. Тогда вам придется доказывать на специальной врачебной комиссии, что ваше состояние с тех пор улучшилось.

Чтобы не зависеть от предвзятости ПНД, можно получить справку в частной клинике, при условии, что клиника обладает лицензией на такую деятельность. Частная клиника вынесет отрицательное заключение, только если ваша неадекватность действительно «налицо».

Какой была ситуация на начало 2022 года

По данным Минпросвещения, 76% школьных учителей в России имеют ставку заработной платы ниже МРОТ. Молодые выпускники педагогических вузов в таких условиях не идут работать в школы: по словам президента Российской академии образования Ольги Васильевой, учителями в итоге становятся не более 30% тех, кто поступает на педагогические направления подготовки.

Это ведёт, во-первых, к нехватке педагогов. По регионам ситуация, конечно, очень разная, но, по оценке руководителя Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяны Клячко, всего в школах страны в 2021 году не хватало 250 тысяч учителей.

Во-вторых, растёт средний возраст учителей. Ольга Васильева отметила, что уже к 2029 году молодых педагогов (младше 30 лет) в школах останется не более 6%. По данным Высшей школы экономики, в 2020/2021 учебном году их было менее 14%.


Источник данных: статистический сборник «Индикаторы образования», 9.3.9. Структура численности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования, по возрастным группам и должностям: 2020/2021 (без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера; на начало учебного года; число полных лет на 1 января)Инфографика: Skillbox Media

Ответственность пациента

Выздоровление (если быть точным — долгосрочная ремиссия) невозможно без вашего собственного активного участия. Если вы хотите чувствовать себя лучше, необходимо изменить образ жизни и отказаться от привычек, которые расшатывают душевное равновесие. У каждого заболевания есть свои особенности, но правила ЗОЖ неизменны со времен Гиппократа: полноценный сон и отдых, умеренные физические упражнения, отсутствие перегрузок и здоровая пища, богатая питательными веществами для мозга. Наркотики и крепкий алкоголь (или некрепкий в большом количестве) вредны всем, но для клиента психиатрии — это табу: они не только дают непредсказуемые побочные эффекты в сочетании с лекарствами, но и могут провоцировать приступы заболевания.

Берегите душевное здоровье, не бойтесь врачей и помните, что психические расстройства довольно редко «проходят сами»: если их не лечить, последствия для вашей семьи и вашего будущего могут быть гораздо хуже, чем от признания факта болезни и необходимости помощи.

Права пациента

Российская психиатрия основана на достаточно прогрессивных законах, но стоит иметь в виду, что практика нередко отстает от теории

Потому важно знать, какие у вас есть права

Добровольность

Лечиться или не лечиться — дело добровольное. Госпитализировать пациента можно только с его письменного согласия. Недобровольной госпитализация может быть в трех случаях: если человек представляет непосредственную опасность для самого себя (пытается совершить самоубийство) или для окружающих, и если он беспомощен (не способен сам позаботиться о себе). В таких случаях решение принимает не один врач, а специальная врачебная комиссия.

Существует принудительное лечение по решению суда, но это уже совсем другая история. Так что если вас увезли в больницу по чьей-то ошибке или злому умыслу, есть все шансы вернуться домой.

Конфиденциальность

Передача данных из вашей медкарты третьим лицам, будь то работодатель или родная мама, без вашего письменного согласия запрещена. Как диагноз, так и сам факт обращения к психиатру представляют собой врачебную тайну. Такую информацию могут затребовать только органы правопорядка или суд, если есть основания полагать, что вы причастны к преступлению.

Психиатрический учет, которым пугают людей до сих пор, был официально упразднен 25 лет назад. Так что требования «принести справочку» об учете в ПНД — незаконны. Систему учета заменили диспансерным наблюдением. Оно охватывает не всех людей с диагнозами, как это было в СССР, а только тех, чье заболевание является тяжелым, с частыми обострениями. Наблюдение не лишает вас прав, и со временем с него можно сняться, если вы добились ремиссии.

Несмотря на незаконность, в России всё равно могут требовать справку из ПНД. В таком случае в ПНД должны оценить состояние пациента на данный момент и написать об этом, а не о том, что с ним было несколько лет назад.

Ограничения

Ограничения в выборе работы для людей с хроническими расстройствами действительно существуют: это профессии, связанные с оружием, высоким риском или ответственностью за других людей. Вашу пригодность к работе определяет при этом не «учет в ПНД», а медкомиссия, которая оценивает ваше состояние именно в данный момент.

Прогнозы для новой экономической реальности

Усугубится ли в новых условиях дефицит учителей? Начнут ли уходить из школ даже самые преданные профессии педагоги среднего возраста? Мы спросили об этом исследователей.

Эксперты считают, что в непредсказуемых обстоятельствах работа учителя может оказаться, напротив, островком стабильности. Хотя вряд ли — тёплым и солнечным.

«Конечно, согласен, что сейчас дефицит учителей есть, и он негативно сказывается на качестве образования. Но заметного усиления его не предвижу. Напротив, эта позиция может стать привлекательной в условиях начинающейся трансформации российской экономики».

«Большинству учителей трудно найти достойную работу вне школы. В условиях экономической нестабильности сменить работу сложнее. Есть риск стать безработным. В связи с высокой педагогической нагрузкой и ожидаемым ростом численности школьников сокращение штата учителей маловероятно

У учителей стабильное положение, что важно в условиях неопределённости на рынке труда»

«Общая инфляция в стране, рост цен, которые мы сейчас все со страхом ожидаем (и уже наблюдаем), конечно же, приведёт к серьёзному снижению уровня жизни учителей в том числе. Приведёт ли это к их массовому уходу из школ — пока сказать сложно. Возможно, вмешается ещё ряд факторов, например, связанных с повышением уровня безработицы в стране, поскольку закрываются многие рабочие места. Мы и раньше видели, что в регионах с более высоким уровнем молодёжной безработицы доля молодых учителей в школах выше. Как это сработает в новых обстоятельствах, трудно сказать».

Если учительские кадры не будут дефицитными, у работодателя не появится необходимости удерживать перспективных педагогов. То есть новых стимулов поднимать заработную плату учителям не возникнет. Так считает Сергей Косарецкий. «Будут ли действовать старые стимулы и возникнет ли у правительства мотивация поддержать учителей в сложной экономической ситуации, не готов прогнозировать», — добавил он.

Алексей Тищенко предполагает, что сверхсрочные меры по поддержанию учителей не требуются, но если инфляция будет слишком высокой, целесообразными будут досрочная индексация зарплат или даже продовольственная помощь.

Татьяна Мерцалова отмечает, что дополнительные меры материальной поддержки педагогов в сложной экономической ситуации важны, но это вопрос в компетенции экономистов. Точно можно сказать, что уже сейчас учителям нужна помощь другого рода:

«Одной из важнейших мер должна стать психологическая поддержка всех педагогов. То напряжение и неопределённость, в которых мы сейчас оказались, усиливают негативные психоэмоциональные состояния, провоцируют выгорание даже среди молодых учителей».

Между тем, как подчеркнула Мерцалова, в российских школах до сих пор не слишком заботились о молодых педагогах. Низкие зарплаты, по её мнению, далеко не единственный фактор нехватки молодых учителей. Ограничивают привлечение молодых кадров низкий статус профессии и разнообразные, в том числе организационные, сложности первых лет работы:

«У нас в школах до сих пор очень слабо развиты меры поддержки молодых педагогов, наставничество и помощь в первые годы работы молодых специалистов. По результатам международных исследований (например, TALIS) мы видим, что это очень важный фактор».

Ещё одно противоречие — интерес педагогов к технологиям и доступ к ним. Молодые учителя, подчёркивает Татьяна Мерцалова, — часть поколения, для которого цифровая среда стала нормой коммуникации и работы:

«Молодёжь с большим удовольствием идёт в хорошо оборудованные школы и приносит с собой новые цифровые технологии в образовательный процесс. С другой стороны, по данным Мониторинга экономики образования (2020/2021 учебный год), мы видим, что рабочие места молодёжи хуже оборудованы, чем у более опытных педагогов со стажем. К молодым людям меньше прислушивается администрация школ и так далее. Всё это только усиливает дискомфорт молодых специалистов и приводит к их оттоку из школ».

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий