Основные виды общения, характеристики
Существует большое количество видов общения, выделим основные из них:
- инструментальное и целевое;
- личностное и деловое;
- вербальное и невербальное.
Инструментальное общение не является самоцелью и помимо удовлетворения от самого акта общения, преследует достижение еще какой-то цели. Например, беседа врача и пациента.
Целевое — это общение, которое служит средством удовлетворения специфический коммуникативной потребности индивида.
Целевым можно считать любой разговор, имеющий самоцелью сам процесс общения, а не извлечение какой-то либо пользы.
Личностное общение затрагивает проблемы внутреннего характера: интересы, потребности, связанные с личностью человека. Примером является короткая дружеская беседа давних знакомых.
Деловое общение — способ организации и оптимизации определенной деятельности: профессиональной, коммерческой, научной, политической и т. д. Деловое общение входит в совместную продуктивно-целевую деятельность людей и направлено на повышение ее качества (важен деловой интерес).
Деловая беседа между учителем русского языка и директором — пример делового общения.
Вербальное (словесное) — речевой тип общения, предполагающий контактирование людей посредством разговора или переписки.
Невербальное — неречевой тип общения, при котором взаимодействие происходит с помощью мимики, пантомимики, жестов, жестикуляции, интонации, тембра голоса, прикосновений и др.
Цели общения
Цели общения — комплекс причин, побуждающих человека начать процесс коммуникации.
Цели делятся на функциональные и объектные.
К функциональным целям относятся:
- предоставление помощи окружающим;
- принятие помощи;
- поиск партнёра для взаимодействия (для разговора, игры, иного вида деятельности);
- поиск собеседника, который проявит эмоциональный отклик (сопереживание, сочувствие, похвала);
- выражение себя в какой-либо деятельности — коммуникация с партнёром, позволяющая проявить свои умения и способности;
- присоединение окружающих к моральным ценностям посредством воспитания или обучения;
- приятное времяпровождение;
- преобразование взглядов и поведения других людей.
Объектные цели относятся к вопросу выбора партнёра по коммуникативным взаимоотношениям. Он может быть постоянным или ситуативным.
Наиболее распространённый фактор, который влияет на выбор собеседника — это его притягательность как личности по моральным, деловым, физическим характеристикам и выражение к нему эмоциональных ощущений.
Общение: цели, функции и потребность в нем
Данную тему школьники изучают на уроках обществознания в шестом классе.
Дадим краткое определение понятию «общение».
Можно сказать, что общение — это взаимные отношения, деловая или дружеская связь между людьми. Это вид деятельности, при которой происходит обмен информацией, идеями, оценками, чувствами, переживаниями, умениями, навыками, результатами труда и т. д.
Общение стоит отличать от коммуникации — односторонней передачи информации, при которой отсутствует связь между субъектами, как при общении.
Понятие «общение» можно представить и в виде схемы:
- коммуникативная сторона (процесс обмена информации);
- интерактивная сторона (взаимодействие между людьми в процессе их деятельности);
- перцептивная сторона (процесс восприятия и понимания другого человека).
Рассмотрим, в чем состоят причины общения между людьми.
Для человека общение — это один из способов удовлетворения его различных потребностей.
В зависимости от целей общение делят на:
- биологическое — направлено на удовлетворение основных нужд (биологических потребностей) организма, то есть на поддержание его жизнедеятельности;
- социальное — основано на целях формирования, укрепления и расширения контактов между людьми и способствует личностному росту индивидуума как личности.
Выделяют пять базовых функций общения:
- прагматическая;
- подтверждающая;
- формирующая;
- организации и поддержания межличностных отношений;
- внутриличностная.
Рассмотрим таблицу:
Согласно другой классификации можно выделить следующие функции общения:
- Социализирующая. Происходит формирование личностных качеств.
- Трансляционная. Человек в процессе общения получает определенную информацию, происходит передача опыта и знаний из поколения в поколение.
- Идентификационная. Отнесение человека к какой-либо группе людей, отождествление с ними или, наоборот, противопоставление им.
- Эмоциональная. Позволяет понять чувства, эмоции человека, его отношение к собеседнику.
- Интегративная. Общение способствует объединению людей.
Следует отметить, что с точки зрения психологии, функции общения будут несколько иными.
Итак, бывает 3 стиля общения:
- авторитарный;
- демократичный;
- либеральный.
Авторитарный — определяет и четко указывает направление деятельности группы, подавляет инициативу изменений.
Демократичный — выбирается в соответствии с мнением коллектива. Руководитель опирается на мнение своих подчиненных.
Либеральный — анархический, без вмешательства.
Потребность — это нужда в чем-либо жизненно необходимом. Потребность в общении — базовая человеческая потребность.
Человек постоянно испытывает неудовлетворенность чем-то, ему необходимы специальные условия для развития. Такие условия может предоставить лишь общество, а процесс социализации невозможен без общения.
Потребность в общении свойственна только человеческой деятельности. Она формируется исходя из стремления людей к взаимодействию.
Различают потребность человека в индивидуализации, познании, доминировании, престиже/статусе, покровительстве или заботе о других, в познании и т.д.
- Потребность в индивидуализации основана на стремлении человека выстраивать свои взаимоотношения так, чтобы четко прослеживалась его неповторимость и уникальность.
- Потребность в престиже, статусе выражается в старании получить признание своих личностных качеств.
- Потребность в доминировании заключается в стремлении повлиять на образ мыслей и поведение своего собеседника.
- Потребность в покровительстве или заботе о других связана с желанием заботиться о ком-то и получать от этого удовлетворение (если чрезмерно развита, то становится одной из форм самоутверждения).
- Потребность в помощи — проявление готовности принять помощь в случае необходимости.
Основные функции
Функции общения — задачи и роли, выполняемые общением в процессе существования человека в социуме.
Классификация функций характеризуется наличием различных подходов.
Рассматривая коммуникацию неотрывно от общественной жизни, выделяют такие функции:
- Общение как формовыявление человеческой сущности, объединяющее людей в их коллективной деятельности.
- Психологическая необходимость в жизни человека.
Некоторые исследователи рассматривают функционирование коммуникативной составляющей с позиций обмена информацией. Б. Ломов предложил такую классификацию:
- Информационно-коммуникативная — взаимообмен информацией.
- Регуляционно-коммуникативная — регулирование процесса деятельности во время контактов с обществом.
- Аффективно-коммуникативная — контроль эмоционального состояния.
А. Реан выдвинул четырёх элементную модель:
- Когнитивно-информационный элемент — обмен информацией.
- Регулятивно-поведенческий — отвечает за поведение субъекта коммуникации.
- Аффективно-эмпатический элемент раскрывает общение как эмоциональный процесс.
- Социально-перцептивный компонент рассматривает процесс взаимопонимания участников коммуникативного диалога.
Наиболее полной и распространённой является классификация Л. Карпенко. Он выделяет следующие функции общения:
- контактная;
- информационная;
- побудительная;
- координационная;
- понимание;
- амотивная;
- установление отношений;
- осуществление воздействия.
А. Панфилова и Е. Руденский свою классификацию основали на базе анализа коммуникативного процесса в отрасли деловых отношений:
- инструментальная;
- интегративная;
- функция самовыражения;
- трансляционная;
- функция социального контроля;
- функция социализации.
Рассмотрим подробнее наиболее значимые функции коммуникации.
Инструментальная
Инструментальная функция представляет общение управленческим механизмом, который позволяет осуществить процесс передачи и получения данных, необходимых для осуществления деятельности.
Интегративная
Данная функция является средством, которое помогает сесть за стол деловых переговоров с собеседником. Общение предстаёт связующим звеном для различных видов деятельности человека.
Контактная
Контактная функция определяет роль общения в установлении контакта, который характеризуется готовностью воспринимать и передавать данные в процессе взаимной деятельности. И подразумевает поддержание взаимосвязи.
Контакт (значение в психологии) — образование, поддержание и развитие процесса взаимного расположения людей друг к другу.
Познавательная
Познавательная роль общения состоит в получении от собеседника кардинально новой информации, которая расширяет его кругозор и не нуждается в подтверждении её подлинности.
Амотивная
Амотивная функция является способом, который позволяет создать в процессе общения необходимый эмоциональный фон, вызвать у собеседника конкретные чувства, влияя на него с помощью собственных ощущений.
Функция осмысления
Данная функция означает адекватное, осмысленное восприятие собеседником сути переданной информации и понимание участниками диалога друг друга.
Функция общественного отклика
Информация, которую воспринял один участник группы, посредством общения становится известной и влияет на всю группу.
Регулятивная
Оценка производительности общения происходит через регуляцию поведения или деятельности. Проявляется функция в планировании, координации, согласовании совместных действий для достижения общей цели.
Социализирующая
В процессе общения в коллективе, его участниками осваиваются новые навыки и умения, что позволяет улучшить свои коммуникативные способности. Это одно из важнейших назначений общения. Формируются умения оценивать ситуацию, действовать исходя из интересов коллектива.
Управленческая
Состоит в способности управлять позициями и мнениями людей, направлять их взгляды в более выгодное для лидера направление.
Перцептивная
Перцептивная функция общения состоит в оценке и понимании поведения партнёра, в разумении мотивов, чувств, движущих им.
Влияние общения на жизнь человека
Потребность в общении является для человека свойством, стимулирующим и направляющим развитие его психики. Изоляции от социума наносят существенный ущерб психологической составляющей человека.
Общение необходимо для человека, его интенсивность зависит уже от личностных характеристик: темперамента, характера, психотипа.
Коммуникативное окружение формирует человека, оказывает влияние на развитие его как личности. Чаще всего дети, растущие в асоциальных условиях, становятся отражением своего окружения. Так как у них нет возможности наблюдать другой пример.
Различные виды общения выполняют разные функции в развитии индивидуума:
- в процессе деловой коммуникации развиваются профессиональные навыки и умения, которые играют решающую роль в построении карьеры;
- личностное общение развивает индивидуальные качества и характеристики человека, создаёт систему привычек, мировоззрений;
- когнитивное взаимодействие развивает интеллектуальные способности, обогащая новыми знаниями;
- социальная коммуникация удовлетворяет общественные потребности, способствует развитию коллективов, народностей, наций, человечества;
- на базе средств общения происходит развитие таких характеристик как самообразование и самовоспитание;
- невербальные средства расширяют возможности человека в социуме;
- вербальная коммуникация выступает основным фактором целостного интеллектуального и личностного развития.
Содержание коммуникации оказывает большое влияние на человека. Для построения правильного коммуникативного процесса, приносящего позитивные эмоции, существует ряд правил:
- Образование визуального контакта передаёт собеседнику позыв искренности и доброжелательности.
- Жестикуляция должна быть умеренной и уместной.
- Коммуникация должна иметь форму диалога, не монолога.
- Токсичности в процессе общения поможет избежать отсутствия чрезмерных жалоб и упрёков.
- Проявление такта при изложении информации, способной вызвать бурные негативные эмоции у собеседника.
В XXI веке значение приобретает виртуальное общение. Безусловно, оно облегчает процесс коммуникации людей, находящихся на больших расстояниях друг от друга. Однако, злоупотребление им может приводить к возникновению сложностей во время непосредственного контакта с людьми.
Правила общения (коммуникации)
Данные правила вырабатываются обществом. Люди их усваивают в процессе наблюдения и подражания, а также через целенаправленное обучение.
Основные правила:
- умейте слушать собеседника;
- общайтесь без применения грубой лексики;
- слушайте, не отвлекаясь;
- старайтесь не перебивать говорящего;
- уважайте решение вашего собеседника;
- ищите компромиссные решения;
- уважайте мнение вашего собеседника, даже если оно в корне отличается от вашего;
- принимайте опыт других;
- улыбайтесь чаще;
- говорите достаточно громко, но не торопитесь;
- уважайте статус вашего собеседника;
- будьте искренним;
- старайтесь вовремя разрядить обстановку уместной шуткой.
Соблюдение данных правил дает вам преимущество в общении.
Функции общения
Общение — это способ передачи, восприятия информации, заключающийся в личностном взаимодействии посредством вербальных и невербальных средств.
В состав коммуникации, как разностороннего процесса, входит:
- создание различных моделей поведения;
- взаимодействие субъектов человечества;
- взаимовлияние людей;
- образование взаимоотношений;
- сопереживание;
- развитие внутреннего «я» личности.
Потребность в коммуникации стимулирует развитие процесса жизнедеятельности человека. Роль общения сложно переоценить. Оно является движущей силой для формирования человека, как социальной личности, прививает культурные и моральные ценности, нормы поведения. Посредством коммуникации и способности обучаться человек приобретает определённые качества, навыки, необходимые ему в жизни.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Многими исследованиями доказано, что при отсутствии возможности общаться, замедляется развитие психики, интеллекта, человек остаётся на низшей степени своего развития.
Развитие отношений в обществе
Важной составляющей коммуникативной связи является формирование взаимоотношений между людьми. Отношения — результат взаимодействия между людьми, который характеризуется эмоциональной окраской (симпатии, сочувствие, антипатии, переживания)
Отношения — результат взаимодействия между людьми, который характеризуется эмоциональной окраской (симпатии, сочувствие, антипатии, переживания).
Отношения подразделяются на несколько видов:
- Общественные — тип связи, закреплённый официально, играет основную роль в регулировании всех видов отношений.
- Межличностные — взаимосвязи между людьми, субъективно-личностные. Элементы таких отношений:
- когнитивный — восприятие информации, которая содержится в межличностных отношениях;
- аффективный — эмоциональные негативные и позитивные ощущения;
- суггестивный элемент связан с внушением;
- поведенческий и регулятивный.