Тону в работе – 5 букв

Варианты вопросов:

  • http-equiv=”Content-Type” content=”text/html;charset=UTF-8″>lass=”links”>
  • Все наверх, работы много
  • «немедленная работа»
  • Морская спешка
  • Режим работы при цейтноте
  • Работа на судне, в которой участвует вся команда
  • Работа по тревоге
  • Срочная работа
  • Работа «со всех ног»
  • Матросская запарка
  • Штурмовая работа «за просто так»
  • Срочная корабельная работа
  • Корабельный «субботник»
  • Оврал морск. повелительное: пошел все наверх, на палубу; вызов всех должностных на работу, где это, по роду ее или при опасности, нужно
  • Выполняемая всем коллективом спешная работа
  • Общая спешная работа всей команды на судне
  • Спешка по-морскому
  • Полундра со швабрами
  • Общая спешная работа
  • Судовая запарка
  • Запарка у матросов
  • Срочная работа матросов
  • Судовая суматоха
  • Напряг на корабле
  • Какую работу начинают тогда, когда ее следовало бы заканчивать
  • Работа, как на пожаре
  • Спешное разгребание завалов
  • Работа, которая делается срочно и поэтому часто плохо
  • Спешная работа на судне
  • Мешанина из букв слова “лавра”
  • Тону в работе!
  • Запарка на корабле
  • Сверхсрочная работа
  • Работа для экипажа судна
  • Судовая уборочная штурмовщина
  • По-английски этот морской термин звучит как “over all” — “все наверх!”, а как это слову звучит по-русски
  • Спешная (по специальному заданию или по тревоге) работа на судне всей командой
  • Производственная штурмовщина
  • «все наверх!»
  • Чистка палубы
  • Перен. общая мобилизация для выполнения срочного задания, спешная работа
  • Много срочной работы
  • Работы невпроворот
  • Срочная работа на корабле
  • Тону в работе
  • Горячка на корабле
  • Коллективное рвение после команды “свистать всех наверх”
  • Беготня по свистку боцмана
  • Работа повышенной скорости
  • Скоростной режим работы
  • Все наверх, работы много!
  • Мешанина из букв слова «лавра»
  • Корабельная запарка
  • Тревога во время шторма
  • Запарка на судне
  • Свехсрочная работа
  • Работа “со всех ног”
  • “Все наверх!”
  • Это начинается на корабле после команды «все наверх»
  • Экстренная работа всем скопом
  • Общая работа на судне
  • Почти полундра
  • Работы выше крыши
  • Завал с отчетами
  • Коллективный труд в конце месяца
  • Штурмовая работа “за просто так”
  • Генеральная судовая уборка
  • Корабельный “субботник”
  • Работа по разгребанию завалов на работе
  • Общая спешная работа на корабле
  • Событие в застойные годы, завершающее месяц
  • Работы тьма
  • Коллективное рвение после команды «свистать всех наверх»
  • Много работы
  • Штурмовщина в конце месяца
  • Когда много работы
  • Коллективный труд на судне
  • Свистать всех наверх
  • “Немедленная работа”
  • По-английски этот морской термин звучит как «over all» — «все наверх!», а как это слову звучит по-русски?
  • Свистать всех наверх!
  • Быстрая работа на судне
  • Работа на корабле, выполняемая одновременно всем личным составом
  • Когда работы выше крыши
  • Запарка на работе
  • Спешная работа для моряков
  • Это начинается на корабле после команды “все наверх”
  • Генеральная уборка на корабле
  • Матросы, работы много
  • Какую работу начинают тогда, когда ее следовало бы заканчивать?
  • Мобилизация работников для выполнения срочного задания
  • Спешная работа, выполняемая всем коллективом
  • Морская запарка
  • Корабельная штурмовщина
  • Спешная работа
  • Тревога на корабле
  • Матросы, работы много!
  • Запарка в конце месяца
  • Судовая срочность

Натуральный мажор

Это простейшая гамма, построенная по такому принципу чередования тонов и полутонов: «2 тона – полутон – 3 тона – полутон». Всего в такой гамме восемь музыкальных ступеней (I, II, III, IV, V, VI, VII и снова I).

И, согласно формуле строения этой гаммы, между I и II ступенями должно быть расстояние в один целый тон, между II и III ступенями также должен быть целый тон, III и IV ступени отстоят друг от друга на половину тона (полутон). Далее по той же формуле между IV и V, V и VI, VI и VII ступенями также нужно взять целый тон, чтобы все получилось. Наконец, замыкает цепочку полутон между VII и повторенной наверху I ступенью.

Очень подробно технику построения гамм по этой формуле мы уже разбирали в уроке «Лад в музыке: мажор и минор» – там можно найти и примеры, и разъяснения по поводу тонов и полутонов.

Сейчас для краткости рассмотрим только один пример. Допустим, нам нужно получить гамму Ля мажор (буквенное обозначение – A-dur). Гамма эта начинается со звука ЛЯ и заканчивается им же. Соответственно, для начала мы можем просто написать звукоряд нот от ЛЯ до следующей, более высокой ЛЯ, то есть сделать своеобразную заготовку.

Затем, нужно навести порядок в этой гамме, по формуле. Возможно, появятся какие-нибудь знаки альтерации – диезы или бемоли. Для удобства и наглядности при работе с тонами и полутонами на этом этапе обычно предлагается воспользоваться фортепианной клавиатурой.

Итак, приведем расстояние между ступенями нашей заготовки в соответствие с формулой натурального мажора.

СТУПЕНИРАССТОЯНИЕ
ПО ФОРМУЛЕ
КОРРЕКЦИЯ
I-IIТонЛЯ и СИ – между этими нотами один целый тон, так и должно быть, здесь никаких изменений не нужно, идём дальше.
II-IIIТонСИ и ДО – между этими звуками полутон, но по формуле необходим целый тон, поэтому здесь требуется коррекция. Так как нам до целого тона не хватает еще одного полутона, мы добавляем его путем повышения ноты ДО – берем ДО-ДИЕЗ, тем самым расстояние увеличивается, и у нас возникает первый знак.
III-IVПолутонДО-ДИЕЗ и РЕ – полутон: так и должно быть. Как видим, изменение на предыдущей позиции благотворно сказалось и здесь: в результате у нас полный порядок с обеих сторон.
IV-VТонРЕ и МИ – целый тон, так и должно быть, идем далее.
V-VIТонМИ и ФА – полутон, а нужен целый тон. Устраняем этот недостаток, повышаем ступень ФА, берем вместо нее ФА-ДИЕЗ, и теперь расстояние между ступенями МИ и ФА-ДИЕЗ стало целотонным.
VI-VIIТонФА-ДИЕЗ и СОЛЬ – снова полутон, и снова по формуле требуется тон. Поступаем также – добавляем недостающее, и получаем, таким образом, СОЛЬ-ДИЕЗ.
VII-IПолутонСОЛЬ-ДИЕЗ и ЛЯ – полутон, так и должно быть, здесь все нормально.

В ходе работы над гаммой у нас появились три новых знака, три диеза – ФА-ДИЕЗ, ДО-ДИЕЗ и СОЛЬ-ДИЕЗ. Причина их появления – соответствие отношений звуков формуле мажорной гаммы. Если бы хотя бы один из этих знаков не принять, то настоящей мажорной гаммы не получится, то есть она будет звучать или минорно, или еще как-нибудь иначе.

Однако для того, чтобы узнать какие диезы или бемоли должны присутствовать в той или иной гамме натурального мажора, совсем не обязательно каждый раз заново выстраивать гамму по формуле. Можно использовать таблицу уже готовых результатов – так называемый квинтовый круг тональностей, а также научиться мгновенно определять знаки в тональностях по способу, предложенному нами в уроке «Как запомнить знаки в тональностях». Профессиональный музыкант ни на секунду не должен задумываться о том, какие знаки есть в той или иной гамме, а должен просто это знать «как дважды два» (выучить, вызубрить, освоить).

Натуральный мажор очень часто встречается как в народной музыке, так и в классической музыке, сочиненной композиторами. Так, например, в тональности натурального До мажора записана мелодия Государственного гимна Российской Федерации.

Уровень 22

  • Приспособление продолговатой формы для стока воды (5 букв): ЖЕЛОБ
  • Очень неприятное чувство (4 буквы): БОЛЬ
  • … черные … жгучие … страстные и прекрасные! (3 буквы): ОЧИ
  • Горькая щелочная жидкость выделяемая печенью (5 букв): ЖЕЛЧЬ
  • Наружность, внешний вид человека (7 букв): ОБЛИЧЬЕ
  • Не морщи … (3 буквы): ЛОБ
  • На тебе, …, что мне негоже (4 буквы): БОЖЕ
  • Кто на Фонтанке водку пил (3 буквы): ЧИЖ
  • Брачное … (4 буквы): ЛОЖЕ
  • То, чем подгоняют лошадей в цирке (3 буквы): БИЧ
  • Овощное блюдо, приготовленное из сладкого перца (4 буквы): ЛЕЧО
  • Когда она сладкая, то хуже, чем горькая правда (4 буквы): ЛОЖЬ
  • Обитаемое место (5 букв): ЖИЛЬЕ
  • Лоб, часть головы, от темени до бровей (4 букв): ЧЕЛО

Другие значения этого слова:

  • “Все наверх!”
  • “Немедленная работа”
  • Беготня по свистку боцмана
  • Быстрая работа на судне
  • все наверх, работы много
  • все наверх, работы много!
  • Выполняемая всем коллективом спешная работа
  • Генеральная судовая уборка
  • генеральная уборка на корабле
  • Горячка на корабле
  • Завал с отчётами
  • запарка в конце месяца
  • Запарка на корабле
  • Запарка на работе
  • Запарка на судне
  • Запарка у матросов
  • какую работу начинают тогда, когда ее следовало бы заканчивать
  • какую работу начинают тогда, когда ее следовало бы заканчивать?
  • Когда много работы
  • Когда работы выше крыши
  • коллективное рвение после команды “свистать всех наверх”
  • коллективный труд в конце месяца
  • коллективный труд на судне
  • Корабельная запарка
  • корабельная штурмовщина
  • корабельный “субботник”
  • матросская запарка
  • матросы, работы много
  • Матросы, работы много!
  • Мешанина из букв слова “лавра”
  • Много работы
  • Много срочной работы
  • Мобилизация работников для выполнения срочного задания
  • Морская запарка
  • Морская спешка
  • напряг на корабле
  • Общая работа на судне
  • общая спешная работа
  • общая спешная работа всей команды на судне
  • Общая спешная работа на корабле
  • перен. общая мобилизация для выполнения срочного задания, спешная работа
  • по-английски этот морской термин звучит как “over all” — “все наверх!”, а как это слову звучит по-русски
  • по-английски этот морской термин звучит как “over all” — “все наверх!”, а как это слову звучит по-русски?
  • полундра со швабрами
  • почти полундра
  • производственная штурмовщина
  • работа “со всех ног”
  • Работа для экипажа судна
  • работа на корабле, выполняемая одновременно всем личным составом
  • Работа на судне по специальному заданию или по тревоге (обычно выполняемая всей командой)
  • работа на судне, в которой участвует вся команда
  • работа по разгребанию завалов на работе
  • Работа по тревоге
  • Работа повышенной скорости
  • Работа, как на пожаре
  • работа, которая делается срочно и поэтому часто плохо
  • Работы выше крыши
  • Работы невпроворот
  • работы тьма
  • Режим работы при цейтноте
  • сверхсрочная работа
  • свехсрочная работа
  • свистать всех наверх
  • Свистать всех наверх!
  • скоростной режим работы
  • событие в застойные годы, завершающее месяц
  • Событие в застойные годы, завершающее месяц (произв.)
  • Спешка по-морскому
  • Спешная (по специальному заданию или по тревоге) работа на судне всей командой
  • Спешная работа
  • Спешная работа для моряков
  • Спешная работа на судне
  • спешная работа, выполняемая всем коллективом
  • Спешное разгребание завалов
  • срочная корабельная работа
  • Срочная работа
  • Срочная работа матросов
  • Срочная работа на корабле
  • Судовая запарка
  • Судовая срочность
  • судовая суматоха
  • Судовая суматоха.
  • Судовая уборочная штурмовщина
  • тону в работе
  • Тону в работе!
  • тревога во время шторма
  • тревога на корабле
  • штурмовая работа “за просто так”
  • штурмовщина в конце месяца
  • экстренная работа всем скопом
  • это начинается на корабле после команды “все наверх”

Полезная и затраченная работа

Был такой мифологический персонаж у древних греков — Сизиф. За то, что он обманул богов, те приговорили его после смерти вечно таскать огромный булыжник вверх по горе, откуда этот булыжник скатывался — и так без конца. В общем, Сизиф делал совершенно бесполезное дело с нулевым КПД. Поэтому бесполезную работу и называют «сизифов труд».

Чтобы разобраться в понятиях полезной и затраченной работы, давайте пофантазируем и представим, что Сизифа помиловали и камень больше не скатывается с горы, а КПД перестал быть нулевым.

Полезная работа в этом случае равна потенциальной энергии, приобретенной булыжником. Потенциальная энергия, в свою очередь, прямо пропорциональна высоте: чем выше расположено тело, тем больше его потенциальная энергия. Выходит, чем выше Сизиф прикатил камень, тем больше полезная работа.

Потенциальная энергия

Еп = mgh

m — масса тела

g — ускорение свободного падения [м/с2]

h — высота

На планете Земля g ≈ 9,8 м/с2

Затраченная работа в нашем примере — это механическая работа Сизифа. Механическая работа зависит от приложенной силы и пути, на протяжении которого эта сила была приложена.

Механическая работа

А = FS

A — механическая работа

F — приложенная сила

S — путь

И как же достоверно определить, какая работа полезная, а какая затраченная?

Все очень просто! Задаем два вопроса:

  1. За счет чего происходит процесс?

  2. Ради какого результата?

В примере выше процесс происходит ради того, чтобы тело поднялось на какую-то высоту, а значит — приобрело потенциальную энергию (для физики это синонимы).

Происходит процесс за счет энергии, затраченной Сизифом — вот и затраченная работа.

Мощность

На заводах по всему миру большинство задач выполняют машины. Например, если нам нужно закрыть крышечками тысячу банок колы, аппарат сделает это в считанные минуты. У человека эта задача заняла бы намного больше времени. Получается, что машина и человек выполняют одинаковую работу за разные промежутки времени. Для того, чтобы описать скорость выполнения работы, нам потребуется понятие мощности.

Мощностью называется физическая величина, равная отношению работы ко времени ее выполнения.

Мощность

N = A/t

N — мощность

A — механическая работа

t — время

Один ватт — это мощность, при которой работа в один джоуль совершается за одну секунду.

Также для мощности справедлива другая формула:

Мощность

N = Fv

N — мощность

F — приложенная сила

v — скорость [м/с]

Как и для работы, для мощности справедливо правило знаков: если векторы направлены противоположно, значение мощности будет отрицательным.

Поскольку сила и скорость — векторные величины, в случае наличия между ними угла формула принимает следующий вид:

Мощность

N = Fvcosα

N — мощность

F — приложенная сила

v — скорость [м/с]

α — угол между векторами силы и скорости

Практикующий детский психолог Екатерина Мурашова
Бесплатный курс для современных мам и пап от Екатерины Мурашовой. Запишитесь и участвуйте в розыгрыше 8 уроков
Получить

Лады

Второй центральный элемент гармонии – это лад. По мере развития теории музыки господствовали разные определения лада. Его понимали как систему объединения тонов, как организацию тонов в их взаимодействии, как звуковысотную систему соподчинения тонов. Сейчас больше принято определение лада как системности звуковысотных связей, объединенных при помощи центрального звука либо созвучия.

Если это пока сложно, просто представьте по аналогии с окружающим миром, что лад в музыке – это когда звуки как бы ладят друг с другом. Как о некоторых семьях можно сказать, что они живут в ладу, точно так об определенных музыкальных звуках можно сказать, что они находятся в ладу друг с другом.

В прикладном значении термин «лад» наиболее часто используется применительно к минору и мажору. Слово «минор» происходит от латинского mollis (переводится как «мягкий», «нежный»), поэтому минорные музыкальные произведения воспринимаются как лирические или даже грустные. Слово «мажор» происходит от латинского major (переводится как «больший», «старший»), поэтому мажорные музыкальные произведения воспринимаются в большей степени как напористые и оптимистичные.

Таким образом, основные виды ладов – это минорный и мажорный. Зеленым для наглядности отмечены ступени (ноты) ладов, которые отличаются для минора и мажора:

На обывательском уровне существует упрощенная градация и такая характеристика минора как «грустный», а мажора как «веселый». Это весьма условно. Вовсе необязательно, что минорное произведение всегда будет печальным, а мажорная мелодия всегда прозвучит радостно. Причем этот тренд прослеживается, как минимум, с 18 столетия. Так, произведение Моцарта «Соната №16 до мажор» звучит местами весьма тревожно, а зажигательная песенка «В траве сидел кузнечик» написана в минорной тональности.

И минорный, и мажорный лады начинаются с тоники – основного звука или основной ступени лада. Далее идет сочетание устойчивых и неустойчивых звуков в своей для каждого лада последовательности. Тут можно провести аналогию с возведением кирпичной стены. Для стены нужны как твердые кирпичи, так и полужидкая связующая смесь, иначе конструкция не обретет нужную высоту и не удержится в заданном состоянии.

И в мажоре, и в миноре есть 3 устойчивые ступени: 1-я, 3-я, 5-я. Остальные ступени считаются неустойчивыми. В музыкальной литературе можно встретить такие термины, как «тяготение» звуков, или «стремление к разрешению». Если сказать проще, мелодию нельзя обрывать на неустойчивом звуке, а всегда нужно завершать на устойчивом.

Далее в уроке вам встретится такой термин как «аккорд». Во избежание путаницы сразу скажем, что устойчивые ступени лада и основные ступени аккорда – это не тождественные понятия. Тем, кто хочет быстрее приступить к игре на музыкальном инструменте, для начала стоит пользоваться готовыми аппликатурами аккордов, а принципы построения будут понятны по мере того, как вы будете осваивать приемы игры и простые мелодии.

Более подробно про лады, минор и мажор можно прочитать в учебнике «Элементарная теория музыки», который написал российский музыковед, профессор Московской консерватории Игорь Способин . Там, к слову, разобраны примеры из классической музыки, которые помогут вам лучше понять, как применяются эти понятия в классике.

Кроме того, в специальных музыкальных изданиях вам могут встретиться такие названия ладов как ионийский, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, эолийский и локрийский. Это лады, которые строятся на основе мажорной гаммы, а в качестве тоники используется одна из ступеней гаммы. Они еще называются натуральными, диатоническими или греческими.

Греческими их называют потому, что их названия произошли от племен и народностей, населявших территорию Древней Греции. Собственно, с тех времен ведут отсчет и музыкальные традиции, лежащие в основе каждого из названных диатонических ладов. Если вы намерены в будущем писать музыку, вам есть смысл вернуться к этому вопросу позже, когда разберетесь с построением мажорной гаммы. Кроме того, стоит изучить материал «Диатонические лады для начинающих» с аудиопримерами звучания каждого из них []:

А пока подытожим более применимые на практике понятия мажорного и минорного ладов. В целом, когда нам встречаются словосочетания «мажорный лад» или «минорный лад», имеются в виду лады гармонической тональности. Разберемся, что такое тональность вообще и гармоническая тональность в частности.

Угадай слова уровень 28

  • Химический препарат (7 букв): ХИМИКАТ
  • Цветок со съедобными семенами (3 буквы): МАТ
  • Действие, отдельная часть сценического произведения (3 буквы): АКТ
  • Без него не обойтись морякам (4 буквы): МАЯК
  • Плотная саржевая или полотняная ткань (3 буквы): ТИК
  • Морское млекопитающее (3 буквы): КИТ
  • Большая парусная лодка легкой конструкции (4 буквы): ЯХТА
  • Учебный предмет в школе (5 букв): ХИМИЯ
  • Одно быстрое движение, один оборот (3 буквы): МАХ
  • Сильно ароматичное растение, содержит много ментола (4 буквы): МЯТА
  • Что в …ни тебе моем? (3 буквы): ИМЯ
  • Тот, кто склонен ко всякого рода махинациям (разг) (5 букв): ХИМИК
  • … сезона — шлягер (3 буквы): ХИТ

Тональность

Тональность — это высота лада.

Лад можно построить от любого звука. Например, если построить мажорный лад от звука Ля, то это будет называться Ля-мажор. Минорный лад от звука Фа-диез — Фа-диез-минор.

Как строить лад от звука? Очень просто, если мы помним структуру нужного нам лада. Структура натурального мажора: 2 тона, полутон, 3 тона, полутон.

Давайте построим мажорный лад от звука До. Вот что у нас получится:

Как видим, ступени лада полностью совпали с основными ступенями звукоряда, белыми клавишами. Это тональность До-мажор. Или гамма До-мажорного лада. В неё входят звуки: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

А теперь, давайте построим мажор, к примеру, от звука Ми. Определим звуки, которые входят в тональность Ми-мажор.

А вот здесь уже интереснее. Некоторые ступени лада попали на производные ступени звукоряда, на черные клавиши. Получается что в тональность Ми-мажор входят звуки: Ми, Фа-диез, Соль-диез, Ля, Си, До-диез, Ре-диез.

Почему надо говорить именно Фа-диез, а не Соль-бемоль? Потому что 7 ступеней должны идти по порядку. После звука Ми не может идти сразу звук Соль, тогда не будет второй ступени — Фа. Поэтому мы всегда выбираем соседний звук с предыдущим.

Итак, в тональности Ми-мажор у нас получилось 4 диеза. Такие знаки альтерации, которые принадлежат тональности, называются ключевыми.

Если, к примеру, мы построим мажорный лад он звука Ре, то получим 2 ключевых диеза: Фа-диез и До-диез. А в До-мажоре вообще нет ключевых знаков.

Ключевые знаки всегда однородны! В одной тональности это могут быть только диезы или только бемоли, но никогда и те, и другие. Тональности с диезами называются диезными, а тональности с бемолями — бемольными.

Обозначение тональностей

  1. Слоговая система. До-мажор, Ре-минор итд.
  2. Буквенная современная. Мажорная тональность обозначается просто буквой тоники. А минорная — буквой тоники с добавленной буквой m.
    Например:

    С — До-мажор,

    Em – Ми-минор,

    F#m – Фа-диез-минор.

  3. Буквенная из советских учебников. В этой системе мажор — dur, минор — moll. Буква тоники для мажорных тональностей большая, а для минорных маленькая.

    C-dur — До-мажор

    A-moll — Ля-минор

    Fis-moll — Фа-диез-минор

    Тут используются слоговые обозначения знаков альтерации. Также нота Си обозначается H по старинной системе, Си-бемоль — B.

Параллельные и одноименные тональности.

Параллельными тональностями называется пара из мажорной и минорной тональности с одинаковыми ключевыми знаками. Что это значит? Это значит, что в этих тональностях одинаковый звуковой состав.

Поясню на примере. Давайте построим тональность Ля-минор. Если мы помним структуру минорного лада (Т,П,Т,Т,П,Т,Т), то это будет легко:

Как видим, в этой тональности нет ключевых знаков, все звуки на белых клавишах. Точно такая же картина как и в До-мажоре. И состоит Ля-минор в точности из звуков До-мажора. Такие тональности и называются параллельными.

Но позвольте, скажете вы, если в двух тональностях одинаковый звуковой состав, значит это одна и та же тональность? Нет, это не так. Не забываем, что тональность определяется не только звуковым составом, а ещё и системой тяготений неустойчивых ступеней в устойчивые. А ведь тоника (самая устойчивая, самая главная ступень) у этих двух тональностей разная! Это и делает параллельные тональности двумя разными тональностями, несмотря на одинаковый звуковой состав.

Сразу запоминаем правило:

Параллельные тональности располагаются друг от друга на расстоянии малой терции (1,5 тона). Внизу минорная, вверху мажорная. То есть, если мы хотим найти параллельную минорную тональность к мажорной, то отсчитываем малую терцию вниз. А если параллельную мажорную к минорной, то вверх.

Например, параллельная минорная тональность к Ми-мажору — До-диез-минор. В обеих тональностях будут 4 ключевых диеза.

Одноименные тональности — это пара из мажорной и минорной тональностей, с одинаковой тоникой. До-мажор и До-минор. Ре-мажор и Ре-минор.

Мажор и Минор. Строим мажорные гаммы

Наш очередной выпуск посвящен такому явлению, как лад. Мы постараемся ответить на такие вопросы: что такое лад в музыке, какое можно дать определение этому понятию и какие бывают разновидности музыкальных ладов.

Итак, что же такое лад? Вспомните, что означает это слово за рамками музыки? В жизни иногда говорят о людях, что они между собой ладят, то есть дружат, понимают друг друга и оказывают взаимную помощь. В музыке звуки тоже должны ладить между собой, находиться в ладу, иначе получится не песня, а одна сплошная какофония. Получается, что лад в музыке – это звуки, которые дружны между собой.

Основы лада

Звуков в песне очень много и они разные. Есть звуки устойчивые – опорные, и есть неустойчивые – подвижные. Для того чтобы получилась музыка, нужны и те, и другие, и они должны чередоваться между собой и помогать друг другу.

Строение музыки можно уподобить строительству кирпичной стенки. Как стенка получается из кирпичей и цемента между ними, так и песня рождается только тогда, когда есть звуки устойчивые и неустойчивые.

Устойчивые звуки вносят в музыку покой, они притормаживают активное движение, на них обычно завершается музыкальная пьеса. Неустойчивые звуки нужны для развития, они постоянно уводят развитие мелодии от устойчивых звуков и вновь приводят к ним. Все неустойчивые звуки стремятся перейти в устойчивые, а устойчивые, в свою очередь, как магниты притягивают к себе неустойчивые.

Для чего так неустанно трудятся устойчивые и неустойчивые звуки в ладу? Для того чтобы получилась какая-нибудь песня – веселая или грустная. То есть звуки лада могут влиять и на настроение музыки, они словно окашивают мелодии в разные эмоциональные оттенки.

Виды лада: мажор и минор

Итак, лад – это всегда целая команда звуков, которые неустанно трудятся над созданием песен всяких настроений. Ладов в музыке очень много, но есть два самых главных. Они называются мажор и минор.

Мажорный лад или просто мажор – это лад света и веселья. Годится он для создания музыки радостной, бодрой и веселой. Минорный лад или просто минор – это мастер печальной и задумчивой музыки.

Мажорный лад – это яркое солнце и чистое голубое небо, а минорный лад – это алый закат и темнеющие под ним пики елового леса. Мажорный лад – это ярко-зеленая весенняя трава на лужайке, которой с огромным удовольствием лакомится серая козочка. Минорный лад – это наблюдать из окна вечером, как падают осенние листья и капают осенние хрусталики-дождинки. Красота бывает разной, и мажор с минором – два художника, которые своими звуками готовы нарисовать любую картину.

СОВЕТ.
Если вы занимаетесь с детьми, то полезно будет поработать с картинками. Покажите ребенку ряд картинок, пусть он представит, как они могли бы звучать – мажорно или минорно? Готовую подборку вы можете скачать у нас. В качестве творческого задания ребенку можно предложить создать свою галерею мажорных и минорных образов. Это пробудит в нем творческое воображение.

ПОДБОРКА КАРТИНОК «МАЖОР И МИНОР» —

В мажорном ладу сочинены такие известные песни, как «В лесу родилась елочка», торжественный Гимн Российской Федерации, солнечная «Улыбка». В минорном ладу сложены песни «В траве сидел кузнечик» и «Во поле береза стояла».

ВИКТОРИНА.
Послушайте два музыкальных фрагмента. Это два танца из «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского. Один танец называется «вальс», другой – «мазурка». Как вы думаете, какой из них написан в мажоре, а какой в миноре?

Фрагмент №1 «Вальс»

Фрагмент №2 «Мазурка»

Правильные ответы: «Вальс» — это мажорная музыка, а «Мазурка» — минорная.

Тональность и гамма

Мажорный и минорный лад можно выстроить от любого музыкального звука – от до, от ре, от ми и т.д. Этот первый, самый главный звук будет называться в ладу тоникой. А высотное положение лада, привязка его к какой-то тонике обозначается словом «тональность».

Другие значения этого слова:

  • “Все наверх!”
  • “Немедленная работа”
  • Беготня по свистку боцмана
  • Быстрая работа на судне
  • все наверх, работы много
  • все наверх, работы много!
  • Выполняемая всем коллективом спешная работа
  • Генеральная судовая уборка
  • генеральная уборка на корабле
  • Горячка на корабле
  • Завал с отчётами
  • запарка в конце месяца
  • Запарка на корабле
  • Запарка на работе
  • Запарка на судне
  • Запарка у матросов
  • какую работу начинают тогда, когда ее следовало бы заканчивать
  • какую работу начинают тогда, когда ее следовало бы заканчивать?
  • Когда много работы
  • Когда работы выше крыши
  • коллективное рвение после команды “свистать всех наверх”
  • коллективный труд в конце месяца
  • коллективный труд на судне
  • Корабельная запарка
  • корабельная штурмовщина
  • корабельный “субботник”
  • матросская запарка
  • матросы, работы много
  • Матросы, работы много!
  • Мешанина из букв слова “лавра”
  • Много работы
  • Много срочной работы
  • Мобилизация работников для выполнения срочного задания
  • Морская запарка
  • Морская спешка
  • напряг на корабле
  • Общая работа на судне
  • общая спешная работа
  • общая спешная работа всей команды на судне
  • Общая спешная работа на корабле
  • перен. общая мобилизация для выполнения срочного задания, спешная работа
  • по-английски этот морской термин звучит как “over all” — “все наверх!”, а как это слову звучит по-русски
  • по-английски этот морской термин звучит как “over all” — “все наверх!”, а как это слову звучит по-русски?
  • полундра со швабрами
  • почти полундра
  • производственная штурмовщина
  • работа “со всех ног”
  • Работа для экипажа судна
  • работа на корабле, выполняемая одновременно всем личным составом
  • Работа на судне по специальному заданию или по тревоге (обычно выполняемая всей командой)
  • работа на судне, в которой участвует вся команда
  • работа по разгребанию завалов на работе
  • Работа по тревоге
  • Работа повышенной скорости
  • Работа, как на пожаре
  • работа, которая делается срочно и поэтому часто плохо
  • Работы выше крыши
  • Работы невпроворот
  • работы тьма
  • Режим работы при цейтноте
  • сверхсрочная работа
  • свехсрочная работа
  • свистать всех наверх
  • Свистать всех наверх!
  • скоростной режим работы
  • событие в застойные годы, завершающее месяц
  • Событие в застойные годы, завершающее месяц (произв.)
  • Спешка по-морскому
  • Спешная (по специальному заданию или по тревоге) работа на судне всей командой
  • Спешная работа
  • Спешная работа для моряков
  • Спешная работа на судне
  • спешная работа, выполняемая всем коллективом
  • Спешное разгребание завалов
  • срочная корабельная работа
  • Срочная работа
  • Срочная работа матросов
  • Срочная работа на корабле
  • Судовая запарка
  • Судовая срочность
  • судовая суматоха
  • Судовая суматоха.
  • Судовая уборочная штурмовщина
  • тону в работе
  • Тону в работе!
  • тревога во время шторма
  • тревога на корабле
  • штурмовая работа “за просто так”
  • штурмовщина в конце месяца
  • экстренная работа всем скопом
  • это начинается на корабле после команды “все наверх”
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий