Теория личности парсонса

Содержание

Всоциальная рольЭто концепция, извлеченная из социологии и психологии, которая относится ко всем тем типам поведения, отношениям и образам мышления, которые, как ожидается, человек будет принимать в зависимости от ситуации, в которой он находится, и своих личных характеристик. Например, разные профессии создают разные социальные роли.

Концепция социальной роли была разработана и популяризирована Талкоттом Парсонсом, американским социологом в начале 20 века, создавшим первую известную теорию социальных систем. Их открытия помогли нам лучше понять роль, которую ожидания общества и окружающих нас людей выполняют в нашем поведении.

Социальная роль, которую мы выполняем на регулярной основе, очень тесно связана с другими очень важными элементами нашей личности, такими как личность или статус. В то же время это также сильно влияет на то, как мы относимся к окружающим нас людям.

Часто мы не осознаем социальных ролей, которые играем, и поэтому их власть над нами еще больше. В этой статье мы увидим наиболее важные характеристики этого явления и то, как оно влияет на нашу жизнь.

Принцип функционализма в социологии

Парсонс развивает эти идеи на основе принципов функционализма в социологии. «Понятие функции употребляется в более общем и нейтральном значении «последствий», которые могут или не могут быть намеренными или признанными и которые могут или не могут положительно способствовать социальной системе. » Согласно разработанным принципам существо каждого элемента и явления в жизни общества определяется его ролью в поддержании “равновесия”. ««Равновесие» является основным понятием, которое вводит Парсонс, т.к. социальная система имеет тенденцию сохранить состояние внутреннего единства или гармонии или же тенденцию сохранить равновесие. »

Главная проблема, которую пытается решить Парсонс — это проблема удержания общества в данном стабильном состоянии. Общество, по Парсонсу, всегда стремится к состоянию некоего «абсолютного равновесия», а социальные конфликты и борьба тенденций представляют явления «болезни» общества.

Можно выделить основные положения функционального подхода Парсонса:

1) социальные системы ориентированы на стабильность;

2) социальные системы интегрированы;

3) социальные системы основываются на согласии;

4) социальная жизнь включает необходимость социального контроля и обязанностей личности;

5) основой социальной жизни являются нормы и ценности;

6) социальная жизнь зависит от сотрудничества, взаимодействия, солидарности.

Парсонс полагал, что ни одна социальная система, будь то общество или индивид, не могут выжить, если не решены ее основные проблемы:

  • приспособление к окружающей среде (адаптация);
  • формулирование целей и мобилизация ресурсов для их достижения (целеполагание);
  • поддержание внутреннего единства и упорядоченности, пресечение возможных отклонений (интеграция);
  • обеспечение внутренней стабильности, равновесия, самотождественности системы (латентность — поддержание образца).
  1. Духовная система общества
  2. Экономическая система общества
  3. Политическая система общества

Эти системы различаются по функциям, но главенствующую роль он отдавал духовной системе, так как именно она ориентирована на поддержание устоявшегося образа жизни, воспитания, развития общественного сознания, на разрешение конфликтов.

Экономическая система помогает адоптации общества к окружающей среде, создает материальные блага необходимые человеку для преодоления внешней среды. Можно сказать, что создает комфорт для индивида и удовлетворяет биологические и психологические нужды достаточной части членов данного общества.

Политическая система должна обеспечивать интеграцию (сохранения внутреннего единства) общества и эффективность его функционирования. Политическая деятельность – это есть координация всех аспектов общественной жизни. Политические структуры также связаны с организацией коллективного действия для достижения коллективно важных целей или на широкой, охватывающей все общество основе, или на более узкой базе, определенной территориально или функционально.

Парсонс понимает общество как систему, которая находится в окружающей природной среде и которая, как и любая другая система, стремится к самосохранению, то есть к поддержанию внутри себя неких основных параметров, определяющих организованность этой системы. Сохранить себя можно только постоянно преодолевая хаотические воздействия со стороны среды, а для этого общество создаёт внутри себя сложную и разветвленную структуру подсистем, а внутри подсистем — структуру социальных институтов. Из этого видно, что Парсонс отстаивал структурно-функциональный подход к изучению общества.

Каждая система содержит социальные институты: так, у экономики это — капиталистические фирмы, а у политики — государственные учреждения и институты гражданского общества. Что же касается человека, то каждый из нас, как только он включается в любой социальный институт, начинает вести себя в соответствии с определёнными правилами (которые частично имеют формальное, а частично — неформальное выражение). Эти «правила игры» тоже определяются той функцией, которую мы совершаем уже в рамках своего социального института (её-то Парсонс и называет социальной ролью). Таким образом, через свой собственный социальный институт мы вовлечены в деятельность всего общества в целом, которая имеет своей задачей самосохранение, и точно так же каждый социальный институт претендует на «выживание» уже в социальной среде (а человек — на благополучное существование уже в рамках социальных институтов).

взносы

Работу Парсонса следует рассматривать как систему идей, которые развивались на протяжении всей его жизни. Его первые работы сосредоточены на социальных действиях и волюнтаристских действиях, основанных на моральных ценностях и социальной структуре..

Этим определялся выбор индивидов совершать те или иные преобразующие действия реальности. Согласно убеждению Парсонса, объективная реальность была лишь особым видением человека вокруг его опыта..

Видение было основано на его концептуальной схеме и теории, поэтому реальность началась с анализа, который был сделан из этого.

С течением времени его видение придавало большее значение самой структуре и взаимосвязи потребностей, а также удовлетворению этих потребностей и систем, которые их порождают..

Его наиболее важным вкладом было определение основных потребностей социальной структуры. Они были объявлены аббревиатурой AGIL. Эти подсистемы составляют умеренно самодостаточное сообщество, которое работает в общих рамках:

– Адаптация: экономика посредством производства и работы преобразует окружающую среду и распределяет продукты

– цель (цели): политика устанавливает цели и мобилизует ресурсы для их достижения.

– Интеграция: координирует и регулирует компоненты общества, механизмы и регулирует их.

– Латентность: культура, социализирующие институты, на которые возложена ответственность за оживление, возобновление санкций и распространение системы ценностей.

Основные различия с другими теоретиками

Парсонс расставляет приоритеты и определяет удовлетворение потребностей. Определите системы и установите хронологию развития

Наконец, в нем отдается приоритет важности этих систем, придавая актуальность культурной системе.

Чтобы понять разницу между теорией Парсонса и другими социальными теоретиками, нужно понять причины социальных действий; Парсонс помещает их в будущее, а не в прошлое

Это важное различие с историками, которые ставят это в прошлое или неравенство

В конце своей жизни он даже подверг сомнению определение структурализма и функционализма вокруг своих теорий, потому что он не считал, что они действительно охватывают их значение.

Социальные системы

Социальные системы — институциональные системы, рассматриваемые как устойчивые комплексы правил, норм, установок, регулирующих человеческое поведение и преобразующих его в систему ролей и статусов.

Социальная система имеет структуру с взаимосвязанными уровнями: индивид — группа (коллективы) — институты — общество в целом. Каждому из этих уровней соответствует свой тип иерархии: технический, «менеджериальный», институциональный и социетальный.

На социальном уровне социальная система организуется в виде слияния 4-х подсистем: экономической (функция — адаптации), политической (функция — целедостижение), «фидуциарной» (функция — латентность) и «социетальной общности» (функция — интеграции).

Социетальная общность — ядро всей социальной системы — это система или совокупность коллективов, организованных и упорядоченных на основе единых нормативных образцов, включает нормы, ценности и нормативные образцы. В качестве обобщённого средства взаимообмена между людьми здесь признаются «влияние» и «солидарность», а не деньги, власть или ценностные качества.

Это интересно: Три легких шага к разрешению конфликта, Клиентский сервис (видео)

Научные труды

  • The Structure of Social Action (1937)
  • Essays in Sociological Theory, Pure and Applied (1949)
  • Toward a General Theory of Action (К общей теории действия) (1951, в соавторстве с Э. Шилзом)
  • The Social System (1951)
  • Working Papers in the Theory of Action (1953, в соавторстве с Э. Шилзом и Р. Ф. Бейлзомruen)
  • Family, socialization and interaction process (1955, в соавторстве с Р. Ф. Бейлзом)
  • Economy and Society (1956, в соавторстве с Н. Смелзером)
  • Structure and Process in Modern Societies (1960)
  • Theories of society; foundations of modern sociological theory (1961)
  • Societies: Evolutionary and Comparative Perspectives (1966)
  • The Negro American (1966, в соавторстве с К. Б. Кларком)
  • Sociological Theory and Modern Society (1968)
  • Politics and Social Structure (1969)
  • The System of Modern Societies (1971)
  • The American University (1973, в соавторстве с Д. М. Платтом)
  • Social Systems and the Evolution of Action Theory (1977)
  • Action Theory and the Human Condition (1978)
  • Talcott Parsons on institutions and social evolution: selected writings / Leon H Mayhew, ed. Chicago: University of Chicago Press, 1982
  • Readings from Talcott Parsons / Peter Hamilton, ed. London: Tavistock Publications, 1983

Переводы

  • Общетеоретические проблемы социологии// Социология сегодня: Проблемы и перспективы / Р.К. Мертон, Л.Брум., Л. С. Котрелл (ред.). — М.: Прогресс, 1965. — с.25-67.
  • Американская социология: Перспективы. Проблемы. Методы / Под ред. Т.Парсонса. — М.: Прогресс, 1972
  • Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения// THESIS, 1993, вып. 2 (англ. The Concept of Society: The Components and Their Interrrelations, 1966)
  • Система координат действия и общая теория систем действия. Функциональная теория изменения. Понятие общества// Американская социологическая мысль. — М.: Изд. Международного ун-та бизнеса и управления, 1996. — с.462-525
  • Система современных обществ. — М.: Аспект-Пресс, 1997
  • О структуре социального действия. — М.: Академический проект, 2000.
  • Социальная система. — М.: Академический проект, 2018. — 529 с. — ISBN 978—3

Биография

Родился года в Колорадо-Спрингс. Его родителями были Эдвард Смит Парсонс (1863—1943) и Мари Августа Ингерсоль (1863—1949). Отец работал в Йельской Школе Богословия и был посвящён в сан конгрегационалистского служителя, был первым служителем данного сообщества в Грили, Колорадо. К моменту рождения Т. Парсонса Эдвард С. Парсонс был профессором английского языка и вице-президентом колледжа. В период пребывания на посту служителя в Грили Эдвард Парсонс проявил интерес к движению социальной проповеди и относился негативно к социализму как идеологии. Семья Парсонсов была одним из древнейших семейств в истории Америки со времен ее колонизации: его предки были среди первых переселенцев из Англии в первой половине XVII века.

Т. Парсонс изучал биологию и философию в Амхерстском колледже, затем учился в Лондонской школе экономики и Гейдельбергском университете. В 1927 году получил в Гейдельберге степень доктора философии по социологии и экономике.

В 1927—1973 годах преподавал в Гарвардском универститет, где создал и возглавил междисциплинарный Отдел социальных отношений. В 1946 г. он сменил своего наставника и учителя П. А. Сорокина на посту декана Социологического факультета, а затем переделал его в Факультет социальных отношений (всё это Сорокин оценивал негативно).

Т. Парсонс был членом Исполнительного Комитета Гарвардского Центра Русских (или Российских) Исследований с 1948-го года, директором которого был его близкий друг и коллега Клайд Клахон. Летом 1948-го года он побывал в ГДР, где был контактным лицом заинтересованных в советских беженцах в Германии. Среди лиц, с которыми ему довелось поговорить за время пребывания в Германии, были участники Русской освободительной армии

Власова — антисоветского образования, сотрудничавшего с гитлеровской Германией. Будучи в Германии, Парсонс отправил много писем Клахону, отчитываясь о своем «интеллектуальном расследовании».

В 1962—1968 годах несколько раз посетил СССР. В Москве он выступал на семинаре по немарксистской теоретической социологии Ю. А. Левады в Институте социологии АН СССР и в Отделе общетеоретических проблем Института международного рабочего движения (ИМРД) АН СССР, в Ленинграде встретился на семинаре с известным социологом И. С. Коном.

Парсонс был сторонником профессионализации теоретической социологии и её экспансии в американские академические круги. Был избран президентом Американской социологической ассоциации в 1949 году и являлся секретарем Ассоциации в 1960—1965 гг.

Скончался Парсонс от инсульта года, будучи в Мюнхене, где отмечал 50-летие получения Гейдельбергского диплома.

В 1950—1970-е годах Т. Парсонс — крупнейшая фигура теоретической социологии, наиболее известный и влиятельный из американских социологов. Труды Парсонса переведены на многие языки, они составляют одну из основ в изучении социологической теории и истории социологической мысли.

Семья

Женился в 1927 году. В семье родились трое детей: Анна, Чарльз и Сьюзан. Его сын Чарльз Парсонс был выдающейся фигурой в области математической философии и экспертом по философии Иммануила Канта. Дочь Анна покончила с собой в июне 1964-го в возрасте 33 лет.

Это интересно: Телец обезьяна мужчина

Толкотт Парсонс (1902-1979)

Толкотт Парсонс (1902-1979) является одним из самых значительных социологов второй половины XX в., наиболее полно сформулировавшим основы функционализма

В своих трудах Парсонс уделял значительное внимание проблеме социального порядка. Он исходил из того, что для социальной жизни более характерны «взаимная выгода и мирная кооперация, чем взаимная враждебность и уничтожение», утверждая, что только приверженность общим ценностям обеспечивает основу порядка в обществе

Свои взгляды он иллюстрировал примерами коммерческих сделок. При осуществлении сделки заинтересованные стороны составляют контракт на основе нормативных правил. С точки зрения Парсонса, страха перед санкциями за нарушения правил недостаточно, чтобы заставить людей следовать им неукоснительно. Главную роль здесь играют моральные обязательства. Поэтому правила, регулирующие коммерческие сделки, должны вытекать из общепризнанных ценностей, которые указывают, что является правильным, должным. Следовательно, порядок в экономической системе основывается на общем согласии относительно коммерческой морали. Сфера бизнеса, как и любая другая составляющая деятельности общества, с необходимостью является и сферой морали.

Консенсус в отношении ценностей — фундаментальный интегративный принцип в обществе. Из общепризнанных ценностей следуют общие цели, которые определяют направление действий в конкретных ситуациях. Например, в западном обществе работники конкретной фабрики разделяют цель эффективного производства, которая вытекает из общего взгляда на экономическую продуктивность. Общая цель становится побудительным мотивом для сотрудничества. Средствами воплощения ценностей и целей в действия являются роли. Любой социальный институт предполагает наличие комбинации ролей, содержание которых можно выразить с помощью норм, определяющих права и обязанности применительно к каждой конкретной роли. Нормы стандартизируют и упорядочивают ролевое поведение, делая его предсказуемым, что создает основу социального порядка.

Исходя из того, что консенсус представляет собой важнейшую социальную ценность, Парсонс видит главную задачу социологии в анализе институционализации образцов ценностных ориентации в социальной системе. Когда ценности институционализированы и сообразно им структурировано поведение, возникает стабильная система — состояние «социального равновесия». Существуют два пути достижения этого состояния: 1) социализация, посредством которой общественные ценности передаются от одного поколения к другому (важнейшие институты, выполняющие эту функцию, — семья, образовательная система); 2) создание разнообразных механизмов социального контроля.

Парсонс, рассматривая общество как систему, считает, что любая социальная система должна отвечать четырем основным функциональным требованиям:

  • адаптация (adaptation) — касается отношений между системой и се средой: чтобы существовать, система должна обладать определенной степенью контроля над своей средой. Для общества особое значение имеет экономическая среда, которая должна обеспечить людям необходимый минимум материальных благ;
  • целедостижение (goal attainment) — выражает потребность всех обществ устанавливать цели, на которые направлена социальная активность;
  • интеграция (integration) — относится к координации частей социальной системы. Главным институтом, посредством которого реализуется эта функция, является право. Посредством правовых норм упорядочиваются отношения между индивидами и институтами, что уменьшает потенциал конфликта. Если конфликт все же возникает, его следует улаживать через правовую систему, избегая дезинтеграции социальной системы;
  • удержание образца (latency) — предполагает сохранение и поддержание основных ценностей общества.

Данную структурно-функциональную сетку Парсонс применял при анализе любого социального явления.

Консенсус и стабильность системы не означает, что она не способна к изменениям. Напротив, на практике ни одна социальная система не находится в состоянии идеального равновесия, поэтому процесс социального изменения можно представить как «подвижное равновесие». Так, если изменится взаимоотношение общества со своей средой, то это приведет к переменам в социальной системе в целом.

Основные положения теории социальных ролей личности

Обычно социальную роль рассматривают с двух позиций: ролевое ожидание и ролевое исполнение.

Определение 3

Ролевое ожидание – это ожидаемая модель поведения, которая ассоциируется с рассматриваемым статусом, то есть типичное поведение, характерное людям данного статуса в рассматриваемой социальной системе. Иными словами, это поведение, которое ожидают окружающие, знающие социальный статус человека.

Определение 4

Ролевое исполнение – это фактическое, то есть реальное поведение человека, который занимает тот или иной социальный статус.

Чтобы проиллюстрировать воздействие ролевых ожиданий на поведение людей, стоит рассмотреть эксперимент Филиппа Зимбардо с «искусственной» тюрьмой.

Данный эксперимент начинался тем, что в одном успешном американском колледже повесили объявление о том, что нужны психически и физически здоровые студенты для участия в психологическом эксперименте. Эксперимент планировался продолжительностью 1-2 недели. Участников случайным методом разделили на заключенных и надзирателей, и вывезли в тюрьму, где надзиратели приступили к своим обязанностям. Они раздели и обыскали «заключенных» перед тем, как развести их по камерам, хотя это не было прописано в правилах эксперимента. Первые сутки прошли а спокойной обстановке, но уже на второй день эксперимента, ученые были вынуждены сдерживать излишнюю агрессивность и жестокость «надзирателей». На шестые сутки эксперимент прекратили из-за физических травм «заключенных».

В результате данного эксперимента сделали вывод, что функциональная целесообразность и социокультурные традиции предопределили поведение его участников. То есть ролевыми ожиданиями было обусловлено вполне типичное и узнаваемое поведение. Все приятельские отношения оказались разрушенными, когда студенты примерили разные социальные роли.

Стоит обратить внимание, что ролевые ожидания и ролевое исполнение никогда не могут быть тождественными, несмотря на тенденцию к достижению такого тождества. В нормативной структуре любой социальной роли принято выделять четыре элемента:

В нормативной структуре любой социальной роли принято выделять четыре элемента:

  • описание типа поведения, которое соответствует данной роли;
  • предписания и требования, связанные с данным поведением;
  • оценка выполнения предписанной роли;
  • санкции, которые несут и негативный, и позитивный характер.

Любой человек в обществе человек выполняет массу социальных ролей. В связи с этим возникает ролевой конфликт.

Определение 5

Ролевой конфликт – это столкновение требований, которые предъявляются к человеку, возникшее из-за множества ролей, выполняемых им одновременно.

Основываясь на общем представлении о сути ролевых конфликтов, можно рассмотреть их классификацию:

  • во-первых, конфликты различий в понимании своей роли самим человеком и окружающими людьми;
  • во-вторых, конфликт различных аспектов одной и той же роли. Например, адвокат должен использовать все меры, чтобы оправдать подзащитного, но как юрист он должен наказывать правонарушителя;
  • в-третьих, конфликт необходимости проявления требуемых для исполнения данной социальной роли личностных и профессиональных качеств, и противоположных ожиданий, которые предъявляют авторитетные и значимые для этого человека люди;
  • в-четвертых, конфликт, который вызывается противоположными требованиями к исполнению одной и той же роли со стороны разных людей. Например, от женщины ее непосредственный начальник требует обеспечивать высокую самоотдачу на работе, а муж – высокую самоотдачу дома;
  • в-пятых, конфликты личностных качеств индивидов с ролевыми требованиями. Не секрет, что существует масса людей, которые занимают должности, для которых у них нет необходимого объема личностных качеств. В результате они вынуждены испытывать болезненную перестройку, то есть «переступать через самих себя».

Ролевыми конфликтами порождается ролевая напряженность, проявляющаяся различными житейскими и служебными неурядицами. В связи с этим необходимо знать отдельные способы снижения ролевой напряженности. Один из таких способов заключается в том, что отдельные роли признаны более важными, по отношению к другим

Например, в отдельных случаях следует выбрать, что более важно: работа или семья. Для женщины очевидным кажется выбор семьи, а для мужчин – работы

Какова социальная роль по Парсонсу?

Для Парсонса не будет единой социальной роли, но то, что ожидается от конкретного человека, будет меняться в зависимости от их контекста, людей, с которыми они связаны, культуры, в которой они живут, и других факторов, таких как их возраст, ваш экономический статус или ваши собственные потребности.

Согласно этой теории, социальная роль не обязательно должна быть отрицательной. Это нейтральный элемент, который служит для регулирования взаимодействия между различными членами группы или культуры, и как таковой может служить для поддержания порядка и благополучия вовлеченных людей. Однако в некоторых случаях социальная роль также может вызывать нежелательные последствия.

Так, например, человек может в конечном итоге вести привычное поведение, которое противоречит его собственным интересам, желаниям или ценностям, просто чтобы соответствовать тому, что от него ожидается.

По словам Талкотта Парсонса, в каждой конкретной ситуации будет большое социальное давление, чтобы всегда действовать соответствующим образом, исходя из нашей роли.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitter
Напишите комментарий