Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий и подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Тема: «Весна»
Цель:
- закрепить знания детей по теме,
- совершенствовать навыки словообразования и словотворчества,
- формировать навыки работы с деформированным текстом,
- совершенствовать звуко-буквенный анализ слов,
- развивать навыки работать в коллективе.
Оборудование:
- мультимедийные средства,
- карточки для звукобуквенного анализа,
- слоговое лото (разрезанные облака со слогами слов),
- карточки со словами.
1. Организационный момент.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Подарим улыбки друг другу
2. Сообщение темы.
Отгадайте загадку:
Голубые, синие небо и ручьи.
В синих лужах плещутся
стайкой воробьи.
На сугробах ломкие льдинки – кружева.
Первые проталинки, первая трава.
Слово – отгадка зашифровано при помощи картинок. (по первым буквам слов – картинок составьте слово)
(весы, ежевика, санки, носки, астры) ВЕСНА.
3. Подбери определения к слову ВЕСНА (какая?) ранняя, красивая, тёплая, весёлая, мокрая, солнечная, ветреная, поздняя, цветущая, звенящая, долгожданная.
4. Весна что делает? Приходит, наступает, идёт.
5. Туча солнышко закрыла,
Чтобы тучу нам прогнать,
Задания будем выполнять.
Назови весенние слова.
Отгадай загадки. НАЙДИ ОТГАДКИ: (спрятаны в таблице).
Висит за окошком кулёк ледяной, он полон капели и пахнет весной. (сосулька).
Ой, беда! Ой, беда!
Тает снег, кругом вода.
Не наденешь валенки,
На снегу…
(проталинки)
Синяя сосулька плачет,
Но от солнца нос не прячет.
И весь день под птичью трель
Кап-кап-кап — звенит… (капель)
Ветер с облаком играл, ветер облако порвал.
Облако соедините, слово вы прочтёте.
(Слоговое лото)
Бегу, я как по лесенке, по камушкам звеня, издалека по песенке узнаете меня. (ру — чей).
В дверь, в окно стучать не будет, а взойдёт и всех разбудит (сол – ныш – ко)
Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает. (под – снеж — ник).
Звуковой анализ слов: СОЛНЫШКО, ПОДСНЕЖНИК.
Сосулька плачет целый день,
Собрать мне капельки не лень.
В ладошки капли соберу,
На них я буквы прочту.
Капли буквы разложу,
Из них слова я соберу.
Расшифруйте слова: РЛЕПЁТЫНЕЕ ЫТЦПИ (перелётные птицы).
– Лучики солнышко нам протянуло.
Туча немного уже отступила.
6. Физминутка:
Кто по лесу ходил?
В нём порядки наводил?
В лесу ямки и следы
Полны холодной, талой воды.
Кто бродил по лесам?
Кто ходил по лугам?
На полях уже видны чёрные проталины.
Среди птиц шум и гам,
Лес стал словно балаган.
Ах, да это же весна!
В гости к нам она пришла.
Где бы весна ни бывала,
Всем тепло своё раздавала.
Ну а детям для красы
Брызнула веснушки на белые носы.
Крупные и мелкие,
Радуйтесь детки!
7. Подобрать родственные слова к слову ВЕСНА: весенний, веснянка, веснушки, веснушечки, веснушчатый, по – весеннему, весной.
– Солнце пробивается, туча уменьшается.
8. Подбери слова – действия. Солнце весной что делает? Светит, пригревает, припекает, греет, сияет, ослепляет, согревает, печёт, улыбается.
Ручеёк что делает? Бежит, поёт, журчит, звенит, течёт, шумит, блестит, спешит, сверкает, перекатывается.
Подснежник что делает? Растёт, расцветает, прорастает, пробивается, вылезает.
– Уже солнышко видно, заглянет к нам оно в окно.
9. О чём можно так сказать?
- Звонкий, весёлый, звенящий, журчащий … (ручей)
- Высокое, чистое, голубое, ясное … (небо)
- Длинная, тонкая, ледяная … (сосулька)
- Яркое, весеннее, ласковое, тёплое … (солнце)
- Красивый, хрупкий, нежный, первый … (подснежник).
– Солнце дарит нам улыбку.
10. Найди ошибку и исправь предложение.
- Пригрело солнце, потому что тает снег.
- Стало тепло, потому что с юга прилетели птицы.
- Оттаяла земля, потому что сажают деревья.
- Наступила весна, потому что прилетели грачи.
- Пришла весна, потому что пробудился медведь.
– Солнце светит ярко нам множеством лучей.
Туча уменьшается всё быстрей.
11. Какое слово лишнее:
- Капель, проталина, урожай, сосулька.
- Подснежник, весна, листопад, грач.
- Таять, капать, набухать, заготавливать.
- Март, апрель, декабрь, март.
– Нам улыбку весёлую солнышко дарит.
Туча совсем скоро растает.
12. Предложение рассыпалось. (Составить предложение из слов)
Весна, солнышко, греть, сильно. Сосульки, крыши, дома, висят, на. Проталинки, снег, появились, из-под. Дороги, ручьи, бежать, весело, по.
13. Итог занятия.
Солнце радостно смеётся,
Звон капели раздаётся.
Ручейки звенят, бегут.
Птицы весело поют.
Шагает по земле весна,
В гости к нам она пришла.
– Солнце дарит всем улыбку и тепло своих лучей. Маленькое солнышко возьми дружок скорей. (Ребятам раздаются маленькие солнышки с прикреплёнными к ним шоколадными медальками).
Игры с картинками
Изображения изменений в природе, особенности жизни людей и зверей с приходом новом времени года, — все эти рисунки можно и нужно использовать для дидактических игр с детьми.
Что я вижу?
Сюжетные картинки полезно использовать для игр на внимание и умение составлять точное описание. Ведущий загадывает любой объект, изображенный на рисунке, затем делает словесное описание его. Если другой игрок смог угадать, то ведущим становится он
Если другой игрок смог угадать, то ведущим становится он.
Весна-красна
Если взять портрет девушки-Весны, то можно попросить ребенка составить рассказ от ее имени. Пусть он расскажет о ее наряде, привычках, заботах. Если играет несколько детей, то интереснее отвечать по кругу, дополняя друг друга.
Запахло весной
Разложите перед детьми предметные картинки с листьями деревьев (береза, липа, рябина и др.) и весенними цветами (крокусы, ландыши, нарциссы и др.). Попросите описать одну, не упоминая название того, что на ней. Другие игроки должны как можно быстрее взять карточку, о которой говорит ведущий. Победитель определяется по количеству «правильных» карточек.
Вот и я!
Все играющие садятся перед карточками, на которых нарисованы разные звери, растения, птицы. Задача игроков выбрать как можно больше изображений тех, кто просыпается весной. Игра идет по кругу, каждый ребенок говорит: «Доброе утро, медведь! Ты всю зиму спал.» или «Доброе утро, скворец! Ты только прилетел из теплых стран.». Побеждает тот, кто соберет больше карточек.
Весна пришла
Дети смотрят на сюжетную картинку и называют (по очереди) как можно больше признаков пробуждения природы, прихода нового времени года. Выигрывает тот, кто ответит последним.
Когда за окном потеплело, начал таять снег, и появилось вдохновение, пора вместе с ребенком взять краски и нарисовать весну.
Весна, которую после морозной и снежной зимы, все ждут с нетерпением, приносит не только изменения в природе, но и изменения в настроении человека. Оно становится приподнятым, радостным, хочется обновляться, подобно природе, хочется творить и создавать. А тут еще и деткам дали задание нарисовать раннюю весну, так что можно совместить свои творческие порывы с его выполнением.
Календарный план на апрель в подготовительной к школе группе (6-7 лет) по Федеральной образовательной программе (ФОП ДО) и ФГОС.
В апреле в подготовительной группе воспитатель посредством поисковой и игровой деятельности педагог побуждает проявление интереса детей к ярким фактам из истории и культуры страны и общества, некоторым выдающимся людям России.
Основные задачи периода
Согласно Федеральной образовательной программе дошкольного образования (ФОП ДО) в апреле в подготовительной группе решаются такие задачи, как:
- расширять знания детей об истории космонавтики, знакомить с советскими космонавтами, вспомнить о подвиге Ю. Гагарина, поддержать познавательный интерес к познанию космоса, продолжить знакомство с солнечной системой и способами её изучения;
- продолжать знакомить с творчеством русских и российских поэтов и писателей, формировать отношение детей к книге, как эстетическому объекту, поддерживать положительные эмоциональные проявления детей (радость, удовольствие при слушании произведений);
- развивать интерес к изданиям познавательного и энциклопедического характера, знакомить с разнообразными по жанру и тематике художественными произведениями;
- формировать у детей понятие о русском фольклоре: песнях, играх, потешках, воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Содержание совместной деятельности воспитателя и детей 6-7 лет
Согласно рабочей программе образования детей 6-7 лет в апреле воспитатель формирует представления о календаре, как системе измерения времени, развивает чувство времени, умения определять время по часам с точностью до четверти часа. Взрослый поддерживает коллективное выполнения детьми трудовых поручений во время дежурства, учит детей распределять между собой трудовые поручения для получения единого трудового результата.
Направления воспитательной работы
Согласно рабочей программе воспитания детей 6-7 лет в апреле планируются тематическая неделя «Покорители вселенной», волонтёрская акция «Спаси дерево» (сбор макулатуры), работа с Красной книгой России, тематический день «Улыбайся, Планета!» (к Международному дню Земли).
План на апрель в подготовительной группе содержит мероприятия, обеспечивающие эстетическое воспитание детей. Планируются тематическая неделя «Книжкина неделя», оформление выставки «Весна в картинах художников», упражнение «Расскажи инопланетянам про гитару (фортепиано, скрипку)», беседа о колоколах и т.д.
kp-podg-apr-v1-fop Переходя к оплате товара Вы принимаете условия Пользовательского соглашения
kp-podg-apr-v2-fop Переходя к оплате товара Вы принимаете условия Пользовательского соглашения
Картинки для дошкольников
Можно выделить несколько типов изображений, каждый из которых незаменим на занятиях по развитию речи с детьми от 4 лет.
Предметные
Для обогащения словарного запаса стоит подбирать красивые изображения на белом фоне, выполненные максимально реалистично. Это могут быть:
- весенняя одежда;
- первые цветочки;
- птицы весной.
Все рисунки должны быть точными, со всеми деталями. Очень хорошо, если картинка подсказывает ребенку признаки, которые являются отличительными для того или иного предмета или явления. Например, нарисованные резиновые сапоги должны блестеть, а кожаные — нет. Эти особенности обычно учитывают при оформлении наглядного материала для логопедов. Если вам не удалось найти специальный набор картинок с приметами весны, то можно распечатать их из интернета.
Сюжетные
Составление описаний по картине нужно проводить по большим иллюстрациям. Желательно находить такие, на которых есть несколько персонажей, каждый из которых чем-то занят. Можно использовать тематические наборы для детского сада в картинках по темам:
- Пришла весна
- Весна в городе
- Птицы весной.
Для детей 5-7 лет нужно брать картины, показывающие постепенные сезонные изменения каждого времени года. Так мартовские логопедические занятия посвящены встрече зимы с весной, а майские — самым поздним признакам весны.
Серии рисунков весны для логопедических занятий с детьми не всегда изображают логическую последовательность событий. Например, несколько картинок на тему Первый день весны помогут дошкольнику рассказать о тех сезонных изменениях, которые можно увидеть с началом марта в лесу, деревне, парках, городе.
Дети помогают взрослым Забота о природе Игры на свежем воздухе Прогулка в лесу Праздник 8 марта Животный мир в лесу Весна в лесу
Сюжетные серии
Обсуждать сезонные изменения помогают картины, собранные в серии. Например, рассказ на тему “Наступление весны” или “Встречаем Весну-красавицу” легче составить, описывая изображения одного места (улицы, поляны, реки) в марте, апреле и мае. Возможность наглядно увидеть пробуждение природы, постепенные ее изменения помогает детям делать более полные, последовательные описания. Небольшие серии сюжетных картин нужно подобрать и к темам “Животные весной”, “Весеннее цветение”, “Весенние заботы людей”. Они помогают ребенку:
- использовать больше глаголов и описательных прилагательных;
- формулировать причинно-следственные связи;
- строить сложные предложения.