Технология социальной работы с пожилыми людьми

Пожилые люди как объект социологии

Определение 1

Старость – это один из самых сложных периодов жизни людей. Демографическое старение населения, как показывают исследования, чревато увеличением расходов бюджета на обслуживание этой возрастной категории, а также на ее изучение.

Общественность ответственна за решение проблем, которые напрямую связаны с оказанием социальной защиты этой категории граждан, а также с обеспечением лицам пожилого возраста возможности самостоятельно удовлетворять свои материальные потребности без поддержки со стороны государства.

Пожилые люди – это категория граждан, достигших пенсионного возраста. Для женщин это возраст 60 лет, а для мужчин – 65 лет. Эта категория включает в себя множество людей, не страдающих хроническими заболеваниями и ведущих активный образ жизни. Также пожилые люди могут и не быть пенсионерами, особенно учитывая, что процент работающих лиц, которые тем не менее уже достигли пенсионного возраста, постепенно растет. В социологии пожилые люди носят еще одно название – «третий возраст». Это социальная группа, продолжает вести активную жизнедеятельность и после выхода на пенсию. Пожилые люди могут:

  1. путешествовать;
  2. активно заботиться о своем здоровье;
  3. принимать участие в социально значимых событиях;
  4. передавать свой опыт и знания младшему поколению.

Этот подход принят в европейской социологии, но данная социально-демографическая группа включает в свой состав и тех людей, кто нуждается в постоянном или систематическом уходе, а также тех, кто имеет серьезные ограничения по состоянию здоровья, людей разной национальности, языка, пола и расы. Согласно российскому законодательству, все эти люди обязаны иметь равный доступ к возможностям социального обслуживания и социальной поддержки, они также имеют свободу самовыражения в религиозном и культурном планах.

Благодаря исследованиям пожилых людей в науке появилось новое направление – социология старости. Одной из ее проблем является определение пожилого возраста, и здесь существует несколько концепций. Например, с точки зрения медицины существует биологический возраст, диктующий физиологические изменения, которые происходят с человеком. Другая концепция, возникшая примерно в 50-е годы, вводит понятие «третий возраст», которое уже рассматривалось ранее в этой части статьи. Но далеко не все люди, достигшие пенсионного возраста, начинают испытывать проблемы с социализацией и уходом за собой. Так, появилась категория молодых стариков. Это пожилые люди до 75 лет, которые ведут очень активный образ жизни и отличаются хорошим состоянием здоровья. Ожидается, что они будут иметь высокую продолжительность жизни, смогут социализироваться и осваивать новые виды деятельности, практически наравне с молодежью.

Занятия для людей с ментальными нарушениями и инвалидностью

Распространенные ментальные нарушения у пожилых людей и психологические упражнения, которые могут их облегчить.

Деменция

Деменция — одно из главных заболеваний в этом возрасте, вызванное нарушениями работы мозга.

Проявления этого заболевания очень индивидуальны. Прогрессирующая деменция снижает когнитивные функции мозга, негативно сказывается на психоэмоциональной сфере.

Рукоделие

Это могут быть:

  • украшения для стен, скворечников для парков, игрушек для детских домов;
  • приглашения на праздники, настенные календари, подарочные конверты;
  • плетение гирлянд из ткани;
  • декупаж;
  • раскрашивание взрослых раскрасок или свободное рисование;
  • изготовление коллажей и аппликаций, оригами из разноцветных листов бумаги, новогодних украшений.

Такие проекты помогают развивать мелкую моторику. У участников повышается самооценка, осознанность и возникает чувство причастности.

Активные игры

  1. Упрощенные спортивные игры: баскетбол, волейбол, футбол.
  2. Танцы.
  3. Городки, дартс, фрисби.

Групповые игры развивают навыки большой и мелкой моторики. Помогают вовлекаться самим и вовлекать друг друга в игру. Развивают логику и память.

Дискуссионные группы и игры в слова

Такие игры стимулируют память, разговорные навыки. Способствуют появлению положительных эмоций, помогают социализироваться, повышают чувство безопасности.

К дискуссиям относятся:

  • чтение и обсуждение коротких рассказов и стихов, в том числе и авторства участников группы;
  • просмотр и обсуждение фильма или музыкальной композиции.

Настольные игры

  • упрощенные домино и карточные игры;
  • собирание пазлов;
  • лото.

Настольные игры помогают стимулировать мелкую моторику. развивают навыки общения в группе, повышают уровень вовлечения. Стимулируют мышление и память.

Чтобы определить, есть ли у человека признаки деменции и нарушения памяти, можно использовать краткую шкалу оценки психической памяти (MMSE).

Депрессивные состояния

Нередким заболеванием для пожилых оказывается и депрессия. Проявляться она может как:

  • первичная;
  • рецидив заболевания многолетней давности.

Депрессия бывает:

  • эндогенной — вызывается изменением уровня гормонов и нейромедиаторов;
  • экзогенной (реактивной) — вызывается внешними причинами, как реакция на сильный стресс, изменения в жизни.

С решением такой проблемы справляется когнитивно-поведенческая терапия — направление, созданное специально для работы с депрессией

О причинах и симптомах депрессии в других возрастах читайте в нашей статье.

Инсульт

После инсульта в рамках реабилитации используется многоэтапная техника психологического восстановления. Ее сочетают с физиотерапией, ЛФК и работой с возвратом утраченных физических функций:

  • работа с телом — в случае инвалидности;
  • психологическая коррекция межличностных отношений;
  • формирование установок к новому качеству жизни.

Болезнь Альцгеймера

Людям с болезнью Альцгеймера подходит только поддерживающая терапия. Это заболевание не поддается лечению — лишь временному смягчению симптомов.

Психологическая помощь помогает:

  • принять свое состояние, найти новый смысл жизни;
  • улучшить настроение;
  • проработать агрессию, тревожность, проблемы со сном.

Тренинги для пожилых людей не подходят, если человек находится в остром состоянии и может навредить себе или окружающим:

  • острый психоз;
  • попытки и/или угроза суицида;
  • алкогольный делирий (белая горячка).

Если ваш близкий находится в одном из подобных состояний, необходимо вызвать скорую помощь, специализированную психиатрическую бригаду или психиатра.

Наша рекомендация: обращаться за психологической помощью необходимо и родственникам пожилых. Нам всегда сложно принять старение, болезни и изменение в поведении наших родителей, новые условия жизни. С психологом можно обсудить свои чувства. Терапия поможет понять, что скрывается за ними, наладить отношения со стареющими родственниками, проработать свои страхи по поводу старения и смерти.

ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ

Можно выделить три основные формы двигательной терапии. К функциональным методам относятся лечебная гимнастика, физиотерапия, дыхательная терапия, методы релаксации, массаж и хореотерапия.

Функциональные методы имеют целью стимуляцию и оптимизацию психофизических функций — восприятия схемы тела, отношения к нему, чувствительности, экспрессивности и способности к мышечной релаксации.

16 стр., 7593 слов

Психологические особенности людей пожилого возраста

… людей пожилого возраста.    Задачи работы: 1.Составить  психологический  портрет  старого человека. 2.  Обозначить  круг  возрастных изменений   в организме пожилого человека. … Типы приспособления личности к старости………………………………18 Глава 3. Профилактика старения 3.1 Основные стрессоры  людей  пожилого и старческого  возраста …

К. Рудестам выделяет следующие цели танцевально-двигательной терапии:

1. расширение сферы осознания собственного тела,

2. формирование позитивного образа тела,

3. развитие навыков общения,

4. исследование чувств и приобретение специфического группового опыта.

Именно танцевально-двигательная терапия является одним из методов коррекции ряда психологических проблем, характерных для развития личности в период геронтогенеза.

Сказкотерапия — направление, которое использует сказку, как архетипическую метафору в целях: психодиагностики (проективная диагностика, описывающая целостную картину личности, ее проблемные и

ресурсные элементы), психокоррекции (развитие креативности личности как расширение спектра альтернативных решений), психотерапии и психологического консультирования (исцеление с помощью сказки).

Сказкотерапия — это еще и «открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими», и «процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем», и «процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни» (Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева).

Функциональное значение сказкотерапии в работе с пожилыми людьми:

— терапевтический потенциал сказкотерапии,

— диагностические возможности сказкотерапии,

— корректировка стереотипных моделей поведения и осваивание более эффективных способов межличностного взаимодействия,

— сказкотерапия как «дверь» в коллективное бессознательное, способ доступа к ресурсам, указание к действию, средство «обхода» сопротивления, как метафора,

— возможность больше узнать о своих ресурсах, развить творческую составляющую личности.

Можно специалисту использовать в работе с пожилыми людьми и групповую спонтанную инсценировку сказки. Проигрывание тех или иных эпизодов дает каждому участнику возможность прочувствовать некоторые эмоционально значимые для себя ситуации и отреагировать накопившиеся эмоции. Пожилые люди на группе с увлечением разбирают технику решения сказочных задач, сказочные сюжеты и стратегии их использования.

Проживающие очень любят слушать и разбирать притчи, проводить параллель с собственной жизнью. Иногда использование сказки как притчи-нравоучения, которая с помощью метафоры подсказывает человеку вариант решения проблемы.

БИБЛИОТЕРАПИЯ.Чаще всего под библиотерапией понимают лечебное воздействие на психику больного человека при помощи чтения книг. Групповая библиотерапия по мнению Кондаша (Kondas О., 1966), «может стать мостом к систематической групповой психотерапии». Рекомендуя больному книги в библиотерапевтических целях (Миллер A.M., 1975), следует учитывать 3 принципа:

1) степень доступности изложения (или степень сложности предлагаемойкниги);

2) герой книги должен быть больному «по плечу»;

3) максимальное сходство ситуаций в книге и ситуации, в которой находится больной. Учет последнего принципа особенно важен при библиотерапии неврозов, где основным в патогенезе заболевания является психологический конфликт личностного характера. Библиотерапия может применяться в индивидуальной и групповой форме.

3 стр., 1332 слов

1.человек как личность

… оба суждения неверны. Врождённые или унаследованные качества сказываются на: А) характере человека как личности; Б) способностях человека. 1) верно А); 2) верно Б); 3) верны оба суждения; … оба суждения; 4) оба суждения неверны. Направленность развития личности зависит от: А) деятельности личности; Б) отношения к другим людям и самому себе. 1) верно А); 2) верно …

Задачи: достижение лучшего понимания пожилым человеком своих проблем, расширение возможностей вербализации этих проблем и включение их в контекст общественно выработанного опыта.

Осень жизни: психологические проблемы пожилых людей

Утеря полноты социальной жизни, постоянных контактов с окружающими становится причиной для психоэмоциональных проблем у людей пожилого возраста. Стоит учесть и особенности этого периода, накладывающие отпечаток. Сформировавшееся мировоззрение, отношение к себе и окружающим влияют на поведение пожилых.

Жизненная позиция пожилых людей может отличаться. Часто встречаются следующие модели поведения с характерными особенностями:

  • Конструктивный взгляд на происходящее. Люди с такой позицией удовлетворены собой. Им удается сохранять хорошее настроение, спонтанность, желание жить и в преклонном возрасте. Старость они воспринимают не как трагедию, а как естественное течение жизни. Таким людям легко найти язык с окружающими, жить интересно и разнообразно.
  • Зависимая позиция. Такие люди всегда требуют от окружающих внимания, советов и сочувствия. Вздыхает о нелегкой судьбе и не берет ответственность за происходящие с ним.
  • Защитная позиция. Она присуща представителям старшего поколения, ведущим закрытый образ жизни. Они часто отказываются от помощи даже близких, пытаясь делать все самостоятельно. Это позволяет людям оставаться независимыми.
  • Враждебная позиция. Люди с ней винят в собственных проблемах окружающих. Они с недоверием относятся к предложению помощи, негативно относятся к собственному старению. Часто впадают в депрессию и ожидают смерти как избавления от страданий.

На эмоциональное состояние пожилых влияет физическое самочувствие. Это могут быть как естественные признаки старения, так и результаты хронических болезней, перенесенных операций, серьезных стрессов. В этом возрасте может происходить:

снижение уровня физической активности и работоспособности;
ухудшение когнитивных функций (память, внимание, способность воспринимать информацию, способность планировать, речь);
необходимость реабилитации после болезней;
обострение хронических болезней и появление новых.

Люди чувствуют, что их роль в обществе меняется, и это влияет на психоэмоциональное состояние. К социальным особенностям пенсионного возраста относятся:

  • повышенный уровень беспокойства и тревоги по любым причинам;
  • сокращение социальных контактов, одиночество;
  • отсутствие условий для самореализации.

Адаптироваться к новой жизни, принять свое состояние, наладить отношения с окружающими, решить другие социально-психологические проблемы пожилых людей поможет работа с психологом. При этом групповая форма работы популярнее, так как пожилые страдают от недостатка общественной жизни и проблем с установлением новых контактов.

Отметим, что не нужно заставлять родственников ходить к психологу. Результат появится, когда есть мотивация. То есть, пожилые люди должны сами захотеть изменений. Чужие советы здесь не помогут. Любая занятость должна исходить из внутренних ценностей и интересов.

Еще одна проблема, возникающая у престарелых людей в ответ на предложение посетить психолога — скептицизм. Они не привыкли обращаться за помощью и говорить открыто о себе. И могут годами не замечать ухудшающееся состояние собственного здоровья и уже не могут решать свои проблемы самостоятельно.

Подробнее о том, почему важно обращение за помощью, читайте в нашей статье

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий