«Свой сон записывал Шопен на черной выпилке пюпитра…»

Краткое содержание

В первых строчках стихотворения поэт называет знаменитых творцов некрасивыми. Они трясутся над рукописями, собирают архивы работ. По мнению автора, цель любого творчества — самоотдача. Если человек стремится к славе, он не может считаться творцом.

Далее поэт призывает жить честно, без преувеличения своих заслуг. Тогда удастся услышать зов будущего и пространства. По мнению Пастернака, оставлять пробелы и писать главы нужно в жизни, а не на бумаге. Именно поступки делают поэта значимым для общества. Творец должен окунаться в неизвестность, погружаться в нее и тогда его ждет вдохновение.

В последних строчках поэт рассказывает, что не стоит самому различать победу и поражение

Самое важное — это быть живым. Именно это позволяет стать настоящим творцом, который оставит свое имя в вечности

Дом с Пастернаком на крыше

Самым известным жителем, конечно же, был Пастернак. Он удивлял коллег своими странностями – тем, что надевал галоши только выйдя из своей квартиры (до того держа их просто-напросто в руках), что на стене его висел огромнейший кинжал, ну а сама квартира Пастернака была снабжена прямым выходом прямо на крышу. 

На той крыше он в войну боролся с зажигательными бомбами. “А вот он на крыше нашего высокого дома в Лаврушинском переулке… ночью, без шапки, без галстука, с расстегнутым воротником сорочки, озаренный зловещим заревом пылающего где-то невдалеке Зацепского рынка… Под его ногами гремело кровельное железо, и каждую минуту он был готов засыпать песком шипящую немецкую зажигалку, брызгающую искрами как елочный фейерверк,” – писал его соратник по дежурству Валентин Катаев.

Для них этот дом был обычным жильем.

Именно сюда, в Лаврушинский, на встречу с мэтром Пастернаком пришел шестиклассник Андрей Вознесенский. Впоследствии он вспоминал: “Стоял декабрь. Я пришел к серому дому в Лаврушинском, понятно, за час. Подождав, поднялся лифтом на темную площадку восьмого этажа. До двух оставалась еще минута. За дверью, видимо, услыхали хлопнувший лифт. Дверь отворилась.

Он стоял в дверях.

Все поплыло передо мной. На меня глядело удивленное удлиненно-смуглое пламя лица. Какая-то оплывшая стеариновая вязаная кофта обтягивала его крепкую фигуру. Ветер шевелил челку. Не случайно он потом для своего автопортрета изберет горящую свечку. Он стоял на сквозняке двери.

Сухая, сильная кисть пианиста”.

Художественные приемы

Первые строчки текста «Быть знаменитым некрасиво. Не это поднимает ввысь» позволяют сделать вывод — жанр стихотворения — философская лирика. В работе Пастернак размышляет о сути творчества, задачах поэта и его обязательствами перед обществом. Он выступает в роли наставника, но не поучает, а показывает лишь свой путь. У Пастернака целью творчества становится нечто вечное, нематериальное.

Поэт использовал следующие средства выразительности:

  • метафоры — у Пастернака судьба оставляет пробелы, а герой становится притчей на устах;
  • эпитеты — автор представляет жизнь целой, след живым, а долька единой;
  • антитеза — в тексте поражение противопоставляется победе;
  • сравнение — у автора герой прячется в неизвестности как местность в тумане.

Текст стихотворения можно условно разделить на 3 части. В первой автор рассказывает о поэтах, которые очень популярны, но они ничего не значат. Во второй размышляет над тем, кем же должен быть творец. По его мнению — это человек, который стремится остаться в вечности. В третьей части автор рассказывает, как добиться вечности. Для этого нужно не отдаваться другим делам, полностью заниматься творчеством и не преследовать корыстных целей.

Многие работы Пастернака изучаются на уроках литературы в школе. Его лирика не только является классикой поэзии XX века, она позволяет ученикам познакомиться с философскими стихотворениями. В них они могут найти ответы на свои вопросы. Ведь если внимательно изучить текст «Быть знаменитым некрасиво», можно увидеть более широкую тему — поиск предназначения человека и его роль в обществе.

Популярные сочинения

  • Сочинение Гордость — это хорошо или плохо? Гордость это одно из свойств характера, которое может проявляться как в положительном направлении, так и в отрицательном. Гордость в положительном смысле, это проявление радости или удовлетворения за свои или чужие успехи
  • Сочинение Описание картины Февраль. Подмосковье Нисского (5, 7 класс) Как же я люблю снег, и больше всего я люблю снежные картины. Все поле покрыто белым-белым снегом. На земле нет ни одного укромного уголка где бы не было снега. Повсюду горы и на них так красиво лежит снег
  • Сочинение Великая Отечественная война Война – самое страшное и жесткое событие, которое может произойти с человечеством и нашим миром. В нашей стране нет ни одного человек, который не знает об этом ужасном явлении.

Воспоминания Надежды Мандельштам

А Надежда Мандельштам писала в мемуарах: “В Москве был только один дом, открытый для отверженных. Когда мы не заставали Виктора и Василису, к нам выбегали дети: маленькая Варя, девочка с шоколадкой в руке, долговязая Вася, дочь сестры Василисы Тали, и Никита, мальчик с размашистыми движениями, птицелов и правдолюбец. Им никто ничего не объяснял, но они сами знали, что надо делать: дети всегда отражают нравственный облик дома. Нас вели на кухню – там у Шкловских была столовая – кормили, поили, утешали ребячьими разговорами… Приходила Василиса, улыбалась светло-голубыми глазами и начинала действовать. Она зажигала ванну и вынимала для нас белье. Мне она давала свое, а О. М. – рубашки Виктора. Затем нас укладывали отдыхать. Виктор ломал голову, что бы ему сделать для О. М., шумел, рассказывал новости… Дом Шкловских был единственным местом, где мы чувствовали себя людьми”.

Конечно, дом в Лаврушинском – вовсе не символ репрессий, как, например, “Дом на набережной”. Но в сталинскую эпоху каждый мог в любой момент лишиться собственной квартиры и свободы, даже жизни. А писатели – и вовсе люди с выдумкой. Можно сказать, группа риска.

Музыка внутри

Родительский дом Пастернака всегда был наполнен людьми неординарными, творческими, посвятившими свою жизнь искусству. Это и не удивительно: отец будущего поэта — Леонид Осипович Пастернак — был художником, академиком Петербургской Академии художеств. Мама — Розалия Исидоровна Пастернак (урожденная Кауфман) — завоевала популярность замечательной пианистки. С самого раннего возраста в ней открылись поразительные музыкальные таланты и публика восторженно рукоплескала ребенку-вундеркинду. К моменту знакомства со своим будущим мужем Розалия была одной из самых популярных концертирующих пианисток России. 

Семья поддерживала дружбу с художниками И.И. Левитаном, М.В. Нестеровым, В.Д. Поленовым, С. Ивановым и Н.Н. Ге, в доме бывали музыканты и писатели, устраивались музыкальные выступления, в которых принимали участие А.Н. Скрябин и С.В. Рахманинов.

Борис Пастернак: человек, Бог, история – лекция Александра Архангельского (+Видео)

Не удивительно, что взращенный в такой атмосфере юноша, начав задумываться о выборе жизненного пути, первым делом обратился к музыке. В 13 лет, во многом благодаря влиянию композитора А.Н. Скрябина, Борис окунулся в музыку с головой. Юноша усиленно занимался теорией композиции: сохранились две его прелюдии и соната для фортепиано. Увлечение было настолько сильным и серьезным, что одновременно с подготовкой к выпускным экзаменам в гимназии Пастернак начал готовиться к поступлению на композиторский факультет Московской консерватории. 

И быть бы ему композитором, возможно, выдающимся, если бы не одно «но» … Отсутствие абсолютного слуха. Даром его пытались убедить, что абсолютный слух необходим только настройщикам, что у многих великих композиторов его не было… Все впустую. После долгих уговоров и размышлений Пастернак в своей неспособности узнать произвольно взятую ноту стал видеть Божественное указание на то, что все-таки музыка не должна становиться делом его жизни. Идея, что все, что делаешь, нужно делать либо идеально, либо — никак, вообще очень характерна для Пастернака. «Музыку, любимый мир шестилетних трудов, надежд и тревог, я вырвал вон из себя, как расстаются с самым драгоценным», вспоминал поэт.

«Мир — это музыка, к которой надо найти слова», — выскажет он однажды гениальную формулу, которая легко может стать эпиграфом ко всей его поэзии. Вырвать из себя музыку оказалось невозможным. Всем, кто хоть немного знаком с поэзией Пастернака, очевидно, что музыкальность — не песенность, а именно внутренняя скрытая музыкальность — имманентна всем его лучшим творениям. 

Жилец шестого этажа На землю посмотрел с балкона, Как бы ее в руках держа И ею властвуя законно. 

Вернувшись внутрь, он заиграл Не чью-нибудь чужую пьесу, Но собственную мысль, хорал, Гуденье мессы, шелест леса. 

Раскат импровизаций нес Ночь, пламя, гром пожарных бочек, Бульвар под ливнем, стук колес, Жизнь улиц, участь одиночек. 

Так ночью, при свечах, взамен Былой наивности нехитрой, Свой сон записывал Шопен На черной выпилке пюпитра. 

Или, опередивши мир На поколения четыре, По крышам городских квартир Грозой гремел полет валькирий. 

Или консерваторский зал При адском грохоте и треске До слез Чайковский потрясал Судьбой Паоло и Франченки.

(Борис Пастернак. Музыка)

Именно в категориях музыки много позже Пастернак заговорит о вере в своем великом романе «Доктор Живаго»: 

«Лара не была религиозна. (…) Но иногда для того, чтобы вынести жизнь, требовалось, чтобы она шла в сопровождении некоторой внутренней музыки. Такую музыку нельзя было сочинить для каждого раза самой. Этой музыкой было слово Божие о жизни, и плакать над ним Лара ходила в церковь».

Борис Пастернак: настольная книга — Евангелие

Музыка, сопровождающая жизнь… Так о Слове Божием еще никто не говорил. Не законы и предписания, которые следует исполнять неукоснительно, а то, что — стоит только прислушаться — присутствует в твоей душе всегда и звучит тем отчетливее, чем лучше и усерднее вслушиваешься. 

Именно об этой музыке и говорил он всю свою жизнь: «…Если бы дремлющего в человеке зверя можно было остановить угрозою, все равно, каталажки или загробного воздаяния, высшею эмблемой человечества был бы укротитель с хлыстом, а не жертвующий собой проповедник. Но в том-то и дело, что человека столетиями поднимала над животным и уносила ввысь не палка, а музыка: неотразимость безоружной истины, притягательность ее примера». 

Целый ряд встреч

В основном же писателям было комфортно в том доме. Вышел из квартиры – и уже общаешься с коллегами. Юрий Олеша писал: “Целый ряд встреч.

Первая, едва выйдя из дверей, – Пастернак. Тоже вышел из своих. В руках галоши. Надевает их, выйдя за порог, а не дома. Почему? Для чистоты?

В летнем пальто – я бы сказал: узко, по-летнему одетый. Две-три реплики, и он вдруг целует меня. Я его спрашиваю, как писать, – поскольку собираюсь писать о Маяковском. Как? Не боясь, не правя? Он искренне смутился – как это вам советовать! Прелестный!

Говоря о чем-то, сказал: “Я с вами говорю, как с братом”.

Потом – Билль-Белоцерковский с неожиданно тонким замечанием в связи с тем, что у Мольера длинные монологи и странно, что актеры “Комеди Франсез”, которых он видел вчера по телевизору, не разбивают их между несколькими действующими лицами. Долгий монолог его самого по поводу того, ложиться ему на операцию, или не ложиться.

Потом Всеволод Иванов.

(Это все происходит перед воротами дома.)

Молодой. Я думал, что он в настоящее время старше. Нет, молодой, в шляпке. Сказал, что написал пьесу в стихах. Как называется, почему-то не сказал.

Потом автор рецензии Никулин. Читал рецензию, подойдя к газете, наклеенной на стене. Не поймешь. Физиономия была профессиональная. Подвез меня в автомобиле собственном до “Националя””.

Просто не жизнь, а настоящий праздник.

ВСЁ ДЛЯ УРОКОВ!

  • Толковый словарь В.Даля
  • Википедия
  • Словарь устаревших слов
  • Библейский сюжет в русской литератруре
  • Идея жизни в романе “Доктор Живаго”
  • Сжатое изложение как начальный этап обучения анализу лирического произведения
  • Кафедра новейшей русской литературы
  • ТЕСТЫ И ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
  • Урок в формате А4
  • Мир БИБИГОНА
  • Поэтический словарь Квятковского
  • Звуковой словарь
  • Smart Exchange (на русском языке)

Сайты, посвящённые писателям

  • Всё о писателях и поэтах
  • Бабель И.
  • Гоголь Н. В. – 1
  • Гончаров И. А.
  • Гоголь Н.В. – 2
  • Достоевский Ф. М.
  • Лермонтов М. Ю.
  • Некрасов Н. А.
  • Пушкин А. С.
  • Тургенев И. С.
  • Цветаева М.И.
  • Чехов А. П.

«Мутится мозг»

Отношение к революции — обязательный пункт всех биографий начала XX века. Но для того, чтобы более-менее правдоподобно передать это отношение, нужно понимать, что революционные события происходили в несколько этапов и реакция на них в каждом временном промежутке могла быть очень разной, вплоть до полярной. Неизбежность революционного переворота Пастернак понимал и воспринимал это скорее не как организованное массовое восстание народных масс, а как не зависящую от людей стихию, противиться которой бессмысленно — надо просто постараться уцелеть и продолжать жить. 

В декабре 1916 года Борис писал родителям: «Пробегая газеты, я часто содрогаюсь при мысли о том контрасте и о той пропасти, которая разверзается между дешевой политикой дня и тем, что — при дверях. <Оно> принадлежит уже к той новой эре, которая, думаю, скоро (…) воспоследует. Дай-то Бог. Дыхание ее уже чувствуется».

Но все, что последовало за этой стихией, имело совершенно другой отклик в душе поэта. 

Переломным событием, вероятнее всего, стало убийство двух деятелей Временного правительства — Шингарева и Кокошина, арестованных в октябре 1917 года. Просидевшие несколько месяцев в Петропавловской тюрьме, по состоянию здоровья они были переведены в Мариинскую больницу, где 7 января 1918 года зверски и абсолютно безжалостно были убиты матросами, поставленными охранять заключенных. Произошедшее поразило многих… Отозвалось оно и в поэзии Пастернака:

Мутится мозг. Вот так, в палате? В отсутствии сестер?Ложились спать, снимали платье.Курок упал и стер?

Летом 1918-го Пастернак еще в большей растерянности напишет:

Стал забываться за красным желтыйТвой луговой, вдохновенный рассвет.Где Ты? На чьи небеса перешел Ты?Здесь, над русскими, здесь Тебя нет.

По меткому наблюдению Дмитрия Быкова, автора биографии Пастернака, вышедшей в серии ЖЗЛ, «довольно быстро он (Пастернак) понимает, что попытка преодолеть все “слишком человеческое” — семью, быт, уклад — неизбежно обернется расчеловечиванием».

За лето и осень 1917 года Борис Пастернак написал полторы книги стихов — «Сестра моя жизнь» — сборник, заставивший говорить об авторе как об одном из главных поэтов эпохи. Часть стихотворений, не вошедших в «Сестру», позже попала в «Темы и вариации». 

Это было тревожное, страшное время «на распутье», но одновременно для многих оно стало и периодом небывалого творческого подъема. Оказалось, что стихийная энергия перемен, открытое и непредсказуемое будущее, возможность самых невероятных поворотов — очень плодотворная почва для любого вида творчества. Но день за днем, исподволь, но совершенно бесповоротно времена менялись. Постепенно стихи приходить перестали.

В начале 1926 года Пастернак все подробно объяснил: «Стихи не заражают больше воздуха, каковы бы ни были их достоинства. Разносящей средой звучания была личность. Старая личность разрушилась, новая не сформировалась. Без резонанса лирика немыслима».

«Великое в своем непосредственном проявлении оборачивается собственной противоположность, — напишет Пастернак Рильке в апреле того же года. — Оно в действительности становится ничтожным в меру своего величия и косным в меру своей активности. Такова между прочим и наша революция».

«Меня убили!»

Под злополучным письмом литераторов с прошением казни советским военачальникам подпись Пастернака все же появилась. Уже на следующий день после визита чиновника Борис Леонидович раскрыл газету «Известия» и увидел заголовок «Не дадим житья врагам Советского Союза». Под письмом среди прочих стояла фамилия «Пастернак».

— Меня убили! — закричал поэт и помчался в Москву.

Пастернак требовал, чтобы в «Известиях» немедленно было опубликовано опровержение. Секретарь Союза писателей СССР, Владимир Ставский, не в силах «образумить» поэта, вспылил: «Проще с самого начала написать Сталину!». И Пастернак написал.

Документальных сведений о письме не сохранилось, но есть воспоминания Ольги Ивинской. Она пишет, что Борис Леонидович рассказывал ей, как просил в письме избавить его от необходимости подписывать просьбы о расстрелах. 

Как бы то ни было, больше к Пастернаку с подобными письмами не обращались.

Борис Пастернак

Большинство исследователей Пастернака тщетно задаются вопросом: почему его миновали репрессии, допросы и слежки? Почему он — всегда со своим особым мнением и взглядом — не подпал под молох государственной машины? Прокурор, изучавший дело Мейерхольда в связи с готовившейся его реабилитацией, обнаружил доносы на Пастернака и был удивлен, что он ни разу не арестовывался.

Эту задачу каждый заинтересованный решает по-своему. Поэт несколько раз встречался со Сталиным и, возможно, дело в личном расположении вождя. А может быть, все дело в необычайной везучести Пастернака, о которой он сам любил говорить. Или в особом покровительстве свыше. А возможно, во всем вместе взятом — правильного ответа здесь быть не может.

Арест, лагеря, конфискация

Естественно, и Пастернак, и Шкловский сами проживали в этом доме. А также Агния Барто, Илья Ильф, Евгений Петров, Николай Погодин, Михаил Пришвин и так далее, так далее, так далее. Здесь же проживала и певица Лидия Русланова. Ее квартира славилась неописуемым богатством. Драгоценности, мебель, картины, меха – все в невообразимых количествах. Поговаривали, что руслановский рояль на самом деле не умел играть – он был по крышку забит пачками денежных купюр. Публицист Лев Никулин поддразнивал Лидию Андреевну: “Раздай все мне, и иди в монастырь”.

Впрочем, история с этим богатством закончилась плохо – арестом, сталинскими лагерями и, конечно, конфискацией.

Трагедия писателя Булгакова

Писатели мечтали о квартире в этом доме. Если мечта не сбывалась – горько сожалели. Вот, например, кусок из дневника Елены Сергеевны Булгаковой, супруги Михаила Афанасьевича: “Оказалось, что мы, в числе очень немногих (Зенкевич, Файко, мы), имеем преимущественное право на получение квартиры в Лаврушинском, так как с нас брали взносы в паенакопление как за площадь в 80 кв. м., а дали нам квартиру, теперешнюю нашу, в 50 кв. м. У нас было взято лишних около пяти тысяч, и лежали деньги там около пяти лет.

А М. А. вычеркнули из списка по Лаврушинскому переулку (у нас уж и номер квартиры был) – квартиры там розданы людям, не имеющим на это права. Лавочка”.

Квартира Шкловского

Своего рода славой пользовалась и квартира Шкловского. Его дочь вспоминала: “В Лаврушинском переулке мы жили в отдельной квартире. Это была большая редкость. Из всего школьного класса только моя семья жила в отдельной квартире. Люди жили в подвалах, иногда по 8 – 10 человек в одной комнате. Даже спать было негде. Старались работать в разные смены.

В Москве немного было домов, куда можно было при прийти, выйдя из тюрьмы. Но к нам люди приходили. Я была маленькая, но знала: надо накормить, достать белье из комода, налить ванну. Ночевать у себя все равно нельзя было оставить: на лестнице дежурила лифтерша. Ценили “вычисленных” стукачей, даже берегли. У некоторых был талант угадывать соглядатаев. Пока стукач был на месте, дом существовал, при перемене кто-то мог сесть – просто за анекдот. Одна наша соседка признавалась: “Да я там ничего плохого про вас не говорила””.

Архив блога

Архив блоганоября (1)июня (2)мая (2)октября (1)сентября (4)августа (3)февраля (1)мая (2)января (1)декабря (3)ноября (1)марта (1)января (2)сентября (1)июня (1)февраля (2)января (1)ноября (1)октября (2)сентября (5)июля (1)апреля (3)февраля (1)января (1)декабря (1)ноября (2)октября (2)сентября (1)июня (1)апреля (2)марта (1)января (2)ноября (3)октября (2)сентября (2)июля (1)июня (1)мая (4)апреля (7)марта (2)января (2)декабря (2)ноября (7)октября (4)сентября (2)августа (2)июля (3)июня (6)мая (4)апреля (6)марта (4)февраля (8)января (11)декабря (4)ноября (10)октября (12)сентября (5)августа (7)июля (11)июня (4)мая (46)апреля (13)марта (27)февраля (145)января (19)декабря (1)ноября (13)октября (7)сентября (7)августа (7)июля (16)июня (13)мая (5)апреля (11)марта (26)февраля (89)января (128)декабря (97)

Образы Юрия Олеши

Любил захаживать сюда Юрий Олеша – до того еще, как бросил пить. Устраивал милые розыгрыши. Однажды, например, он повстречал на улице искусствоведа и писателя Семена Ласкина. Вцепился в него: пойдем, да пойдем в “Третьяковку”. Дескать, я тебе там такое покажу. Ласкин отнекивался – дескать, не могу, дела. Олеша же настаивал: только на пять минут, не пожалеете.

Ласкин, предвкушая некий необычный шедевр живописи, подчинился. Олеша – чуть ли не бегом, в буфет. И когда туда вошел запыхавшийся и недоумевающий Ласкин, он уже делал заказывал водку и бутерброды с красной икрой. И, когда им выдали по бутерброду, гордо произнес, показывая на икру: “Пожар, который не опасен”.

После чего потребовал, чтоб Ласкин расплатился – сам Олеша был в тот день не при деньгах.

Посетители же “Третьяковки” возмущались:

– Хоть бы открыли они буфет при входе… А то ведь двадцать залов надо пробежать, чтобы сто грамм выпить… И обратно идешь, а по стенам эти хари – весь хмель вышибает.

Основные функции звукописи

 Художественное назначение звукописи может заключаться в простом создании гармонии, музыкального звучания речи (У Черного моря чинара стоит молодая…
– Лермонтов М. Ю.). Такое использование звукописи, если оно не наносит
ущерба логической стороне речи, вполне эстетически оправдано. Стройное
повторение созвучий и отдельных согласных придает речи особую красоту.

Однако
художники слова обычно не довольствуются красотой звучания речи и
стараются привлечь звукопись к решению более сложных стилистических
задач. Звукопись может выполнять серьезную смысловую функцию в
поэтической речи: подчеркивать логически важные слова, художественные
образы, мотивы, темы

На эту сторону звукописи обращал внимание В.В. Маяковский, рассказывая об особенностях художественного творчества

В
статье «Как делать стихи?» он писал: «Я прибегаю к аллитерации для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного для меня слова».
Звуковое подобие слов часто подчеркивает смысловую близость,
однородность предметов. Звуковые повторы выделяют однородные члены
предложения.

Звукопись может играть композиционную роль: сообщать сходное звучание смысловым отрезкам фразы и отличать фонетически каждый новый поэтический образ

Например:Ты рванулась движеньем испуганной птицы,Ты прошла, словно сон мой легка…И вздохнули духи, задремали ресницы,Зашептались тревожно шелка.
(А. Блок)

Здесь повторение звуков в – у – п
в первой строке объединяет слова, связанные с образом птицы; иную
звуковую окраску получает сравнение словно сон; «перекличка» согласных и
гласных отличает последующие речевые отрезки, разделенные паузами: за
словосочетанием “вздохнули духи” словно слышится вздох (эту иллюзию создает сочетание звуков д – у – х), образное выражение “задремали ресницы” получает особую экспрессию благодаря гармонии созвучий ре – ре, з – с – ц;
наконец, в последующей строчке выразительная аллитерация на шипящие
отражает шум шелковых нарядов промелькнувшей таинственной незнакомки…

Таким образом, развитие темы находит последовательное отражение в аллитерациях и ассонансах.

Как
выразительное средство используются звуковые повторы в заголовках
газетных и журнальных статей, художественных произведений («Роса на рассвете», «Фонтаны Федоровки»). Такое использование звукописи можно назвать привлекающим внимание.

Если
провести аналогию с приготовлением пищи, то звукопись позволяет не
скучно готовить блюдо, а свободно экспериментировать в процессе,
добавляя приправы и специи.

Пересаливать
свою речь (устную, письменную) аллитерацией и ассонансом не стоит.
Гораздо эффективней с их помощью подчеркнуть её основную сущность,
вычленить сердцевину смысла, царапая собеседника в самое сердце.

Упражняясь
в звукописи, можно не просто развить внимание, память и расширить
словарный запас, но и (самое главное) почувствовать, как легко Ваши
фразы изменяют свое звучание с МОЩНОГО и ВЕЛИЧЕСТВЕННОГО, на ТИХОЕ и
ПРОНИКНОВЕННОЕ, стоит лишь правильно подобрать слова.

Процесс
повелевания предложениями приятно поражает. Затягивает. Позволяет
получить положительные эмоции при написании даже самых скучных текстов.

Автор

  • Агния Барто (199)
  • Александр Блок (1282)
  • Александр Введенский (50)
  • Александр Вертинский (87)
  • Александр Галич (187)
  • Александр Кочетков (34)
  • Александр Кушнер (136)
  • Александр Прокофьев (44)
  • Александр Пушкин (871)
  • Александр Радищев (15)
  • Александр Сумароков (501)
  • Александр Твардовский (80)
  • Алексей Апухтин (336)
  • Алексей Кольцов (212)
  • Алексей Плещеев (203)
  • Алексей Сурков (41)
  • Алексей Толстой (261)
  • Алексей Фатьянов (57)
  • Андрей Белый (395)
  • Андрей Вознесенский (208)
  • Андрей Дементьев (460)
  • Андрей Усачёв (78)
  • Анна Ахматова (908)
  • Аполлон Майков (187)
  • Арсений Тарковский (129)
  • Артюр Рембо (55)
  • Афанасий Фет (1002)
  • Белла Ахмадулина (302)
  • Борис Заходер (138)
  • Борис Пастернак (310)
  • Борис Слуцкий (65)
  • Булат Окуджава (287)
  • Вадим Шефнер (68)
  • Валентин Берестов (371)
  • Валерий Брюсов (1606)
  • Василий Жуковский (236)
  • Василий Лебедев-Кумач (86)
  • Василий Тредиаковский (29)
  • Велимир Хлебников (114)
  • Вера Павлова (187)
  • Вера Полозкова (176)
  • Вероника Тушнова (169)
  • Вильгельм Кюхельбекер (83)
  • Владимир Высоцкий (732)
  • Владимир Маяковский (1317)
  • Владимир Набоков (408)
  • Владимир Орлов (73)
  • Владимир Соловьев (97)
  • Владимир Солоухин (1)
  • Владислав Ходасевич (1)
  • Габдулла Тукай (27)
  • Гавриил Державин (254)
  • Генрих Гейне (1)
  • Георгий Граубин (1)
  • Георгий Иванов (638)
  • Гёте (1)
  • Давид Самойлов (3)
  • Дана Сидерос (1)
  • Даниил Хармс (118)
  • Джордж Байрон (7)
  • Дмитрий Кедрин (3)
  • Дмитрий Мережковский (1)
  • Евгений Баратынский (19)
  • Евгений Евтушенко (395)
  • Евгений Мартынов (1)
  • Елена Благинина (3)
  • Зинаида Александрова (2)
  • Зинаида Гиппиус (1)
  • Иван Бунин (245)
  • Иван Козлов (1)
  • Иван Крылов (314)
  • Иван Крыловё (1)
  • Иван Никитин (5)
  • Иван Суриков (122)
  • Иван Тургенев (14)
  • Игорь Северянин (4)
  • Иннокентий Анненский (3)
  • Иосиф Бродский (578)
  • Иосиф Уткин (1)
  • Ирина Пивоварова (1)
  • Ирина Токмакова (1)
  • Кондратий Рылеев (2)
  • Константин Бальмонт (18)
  • Константин Батюшков (15)
  • Константин Симонов (89)
  • Корней Чуковский (35)
  • Лариса Рубальская (3)
  • Лев Ошанин (1)
  • Леонид Филатов (70)
  • Максим Горький (3)
  • Максимилиан Волошин (1)
  • Марина Цветаева (1353)
  • Михаил Дудин (1)
  • Михаил Исаковский (5)
  • Михаил Лермонтов (448)
  • Михаил Ломоносов (6)
  • Михаил Светлов (2)
  • Муса Джалиль (1)
  • Николай Гумилев (550)
  • Николай Заболоцкий (217)
  • Николай Карамзин (2)
  • Николай Некрасов (418)
  • Николай Рубцов (17)
  • Николай Языков (3)
  • Оксана Мельникова (1)
  • Олег Митяев (1)
  • Омар Хайям (811)
  • Осип Мандельштам (12)
  • Петр Вяземский (2)
  • Райнер Мария Рильке (1)
  • Расул Гамзатов (3)
  • Редьярд Киплинг (6)
  • Роберт Бернст (2)
  • Роберт Рождественский (152)
  • Самуил Маршак (833)
  • Семен Гудзенко (1)
  • Сергей Есенин (402)
  • Сергей Михалков (28)
  • Сергей Орлов (1)
  • Татьяна Снежина (1)
  • Тим Собакин (1)
  • Уильям Блейк (1)
  • Федор Глинка (4)
  • Федор Сологуб (2)
  • Федор Тютчев (365)
  • Фридрих Шиллер (1)
  • Шарль Бодлер (3)
  • Эдгар Аллан По (2)
  • Эдуард Асадов (623)
  • Эдуард Багрицкий (3)
  • Эдуард Успенский (6)
  • Эмма Мошковская (2)
  • Юлия Друнина (206)
  • Юнна Мориц (316)
  • Юрий Визбор (85)
  • Юрий Левитанский (137)
  • Яков Полонский (3)
  • Ярослав Смеляков (1)

«Овеянное… прелестью поселение»

Сегодня Переделкино — дачный поселок с признаками «элитного». Самое простое — доехать до него на электричке от Киевского вокзала и выйти на одноименной станции. Правда, дальше направление движения придется уточнять у прохожих — на самой станции и вокруг никаких указателей, как пройти до знаменитого поселка, нет. 

Неспешным шагом от станции до пастернаковской дачи можно дойти за полчаса: вниз к речке Сетунь, прямо через мост, вверх по улице Погодина, мимо Дома творчества… наконец далее, справа через дорогу, будет долгожданный указатель «Дом-музей Б.Л.Пастернака». Сворачиваете к нему и идете по улице Павленко до дома №3. Вопрос о том, почему улица не названа в честь самого знаменитого ее жильца, можно считать открытым.

В Переделкине Пастернак жил с 1936 года, но в доме, где сейчас находится музей, он поселился весной 1939 года. 

«Это именно то, о чем можно было мечтать всю жизнь. В отношении видов, приволья, удобства, спокойствия и хозяйственности, это именно то, что… настраивало поэтически. Такие, течением какой-нибудь реки растянутые по всему горизонту отлогости (в березовом лесу) с садами и деревянными домами с мезонинами… овеянное какой-то неземной и завидной прелестью поселение. И вдруг жизнь так повернулась, что на ее склоне я сам погрузился в тот, виденный из большой дали мягкий, многоговорящий колорит», — восторженно писал Пастернак отцу.

Несмотря на то, что все эти годы «к Пастернаку» шли почитатели, официальные власти не разрешали создать на даче мемориальный музей. И все-таки это произошло — 10 февраля 1990 года, в день столетия Пастернака, в доме №3 по улице Павленко открылась мемориальная экспозиция. Обстановка переделкинского дома осталась такой же, какой была при жизни Бориса Леонидовича. Письменный стол, лампа, книжная полка… 

Дом-музей Бориса Пастернака. Фото с сайта Государственного литературного музея

Пастернаки жили очень просто — не богато, но и не бедно по тем временам — а именно просто. Сам Борис Леонидович любил говорить, что интерьер писательского дома должен состоять из письменного стола, стула и кровати — все остальное додумает его воображение. Именно так он и жил — аскетизм, подчеркнутый, как бы мы сейчас сказали, минимализм сразу бросается в глаза. 

Зимой тут обычно немноголюдно, но сотрудники музея говорят, что даже в будни есть желающие неспешно пройтись по комнатам поэта. Есть и дни «неотменяемых» тематических экскурсий — один из сотрудников заранее определяется с темой рассказа, назначает день проведения, и даже если в назначенный день придет всего один человек, экскурсию проведут только для него. 

Зато примерно с середины весны и до середины осени поток посетителей, зрителей и слушателей возрастает многократно. И так легко представимый «музейный быт» — тишина, шепот и «спящие» бабушки-смотрительницы — испаряются вовсе. В ином столичной офисе в деловом центре можно окунуться в большее спокойствие, чем в доме-музее Пастернака в «высокий сезон». 

Многие годы суета и приглушенное шуршание посетителей наполняли этот дом новой жизнью. И тем удивительнее, что в год 30-летия музея, 130-летия поэта и 60-летия со дня его смерти (так уж совпали эти даты), несмотря на десятки запланированных встреч, экскурсий и праздничных мероприятий, здесь царит — до времени — абсолютная тишина…

“Дом Драмлита”

Сам же Булгаков выместил свой гнев в главном романе своей жизни – именно в этом доме Маргарита устроила свой мстительный дебош: “Ее внимание привлекла роскошная громада восьмиэтажного, видимо, только что построенного дома. Маргарита пошла вниз и, приземлившись, увидела, что фасад дома выложен черным мрамором, что двери широкие, что за стеклом их виднеется фуражка с золотым галуном и пуговицы швейцара и что над дверьми золотом выведена надпись: “Дом Драмлита”

Маргарита щурилась на надпись, соображая, что бы могло означать слово “Драмлит”. Взяв щетку под мышку, Маргарита вошла в подъезд, толкнув дверью удивленного швейцара, и увидела рядом с лифтом на стене черную громадную доску, а на ней выписанные белыми буквами номера квартир и фамилии жильцов. Венчающая список надпись “Дом драматурга и литератора” заставила Маргариту испустить хищный задушенный вопль. Поднявшись в воздух повыше, она жадно начала читать фамилии: Хустов, Двубратский, Квант, Бескудников, Латунский…

– Латунский! – завизжала Маргарита. – Латунский! Да ведь это же он! Это он погубил мастера”.

Бедный, бедный Латунский

Латунского не оказалось дома, и тогда ведьма Маргарита, устроила в его квартире пошлый погром: “Нагая и невидимая летунья сдерживала и уговаривала себя, руки ее тряслись от нетерпения. Внимательно прицелившись, Маргарита ударила по клавишам рояля, и по всей квартире пронесся первый жалобный вой. Исступленно кричал ни в чем не повинный беккеровский кабинетный инструмент. Клавиши на нем провалились, костяные накладки летели во все стороны. Со звуком револьверного выстрела лопнула под ударом молотка верхняя полированная дека. Тяжело дыша, Маргарита рвала и мяла молотком струны. Наконец, уставши, отвалилась, бухнулась в кресло, чтобы отдышаться.

В ванной страшно гудела вода и в кухне тоже. “Кажется, уже полилось на пол”, – подумала Маргарита и добавила вслух:

– Однако рассиживаться нечего.

Из кухни в коридор уже бежал поток. Шлепая босыми ногами в воде, Маргарита ведрами носила из кухни воду в кабинет критика и выливала ее в ящики письменного стола. Потом, разломав молотком двери шкафа в этом же кабинете, бросилась в спальню. Разбив зеркальный шкаф, она вытащила из него костюм критика и утопила его в ванне. Полную чернильницу чернил, захваченную в кабинете, она вылила в пышно взбитую двуспальную кровать в спальне. Разрушение, которое она производила, доставляло ей жгучее наслаждение, но при этом ей все время казалось, что результаты получаются какие-то мизерные. Поэтому она стала делать что попало. Она била вазоны с фикусами в той комнате, где был рояль. Не докончив этого, возвращалась в спальню и кухонным ножом резала простыни, била застекленные фотографии. Усталости она не чувствовала, и только пот тек по ней ручьями”.

Товарищ Литовский

Не удивительно – ведь критик по фамилии Латунский был списан с всамделишного критика Литовского, одного из наиболее активных недругов Булгакова.

Впрочем, товарищ Литовский был далеко не единственным жителем этого дома, обладавший, мягко говоря, сомнительной репутацией. Поэт и переводчик Валентин Сметанич-Стенич как-то раз в сопровождении некого чичероне поднимался по лестнице дома в Лаврушинском. На каждом этаже парочка останавливалась, и чичероне рассказывал: здесь живет такой-то, а вот здесь – такой-то. В конце концов Сметанич-Стенич не выдержал и произнес:

– Это просто какой-то шашлык из мерзавцев!

В коммерческий буфет

Особенно мрачным этот дом кажется в наши дни, когда отстроены, отреставрированы многочисленные корпуса жизнерадостной и яркой “Третьяковки” – прямо напротив нашего героя. Впрочем, связь его с известной галереей очень даже историческая. Еще во времена войны где-то там, в недрах “Третьяковки” открылся коммерческий буфет без карточек – для тех, у кого есть лишние деньги. Конечно же, у большинства советских привилегированных писателей они имелись. “Третьяковка” стала чем-то вроде символа нетрезвой жизни и распутства вообще. 

– Муж у меня какой добытчик? – жаловалась лифтерша из писательского дома. – Три раза на дню в “Третьяковку бегает!

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий