Использование работ А. П. Усовой в современных ДОУ
Сложность исследования обучения и развития объясняется недостаточной разработанностью этих понятий. Во многих исследованиях основные закономерности обучения следуют из особенностей познавательной деятельности детей. Если поверхностно анализировать процесс обучения, на первый план выйдет неоспоримый факт, что обучение необходимо выстраивать учитывая наличный уровень развития детей. Иначе ребенок не сможет усвоить новые знания и новые способы мыслительной деятельности.
При этом наличный уровень познавательной деятельности детей – результат стихийных форм предыдущего обучения.
У дошкольников стихийное обучение имеет существенное знание. Этот процесс вплетается в повседневную жизнь детей и выступает в скрытом виде. В связи с этим создается впечатление естественного и спонтанного развития ребенка. При организованном обучении, педагогу необходимо учитывать результаты предыдущего стихийного опыта ребенка.
Воздействие организованного обучения на речевое развитие детей носит сложный, опосредованный характер. Его определяют особенности умения дошкольников усваивать новые знания, сформированные в стихийном обучении, а также сам процесс обучения является сложным и многокомпонентным явлением.
Взгляд Усовой А. П. на проблемы обучения детей дошкольников
Замечание 1
Александра Платоновна Усова – советский ученый, специалист по дошкольному воспитанию, основоположник современной дидактики детского сада, доктор педагогических наук, профессор и член-корреспондент АПН СССР.
Характерная, специфическая черта дошкольного образования – формирование у детей учебной деятельности в качестве нового способа действий, который отличается своим характером и мотивами от игр, труда и самообслуживания.
Явление невосприимчивости детей к процессу обучения – следствие неправильной методики предшествующего воспитательного воздействия, основанного на предоставлении детям полной свободы путей и способов действия.
Любое воспитательное воздействие отражается на детях с той или иной силой, глубиной и прочностью, образует навыки, привычки и поведенческие черты. Это затрагивает не только систему воспитательных влияний в целом, но и отдельные звенья этой системы, конкретные приемы и способы.
Невосприимчивость детей к обучению, своего рода необучаемость, выражается тем, что дети воспринимают активно только некоторую часть указаний, только то, что надо сделать. Вторая существенная часть обучающего воздействия – как делать, не воспринимается детьми.
Дети забывают, что надо делать, отвлекаются, выполняют другие действия, равнодушно проходят мимо того, к чему привлекали их внимание. В начале обучения детям характерно следующее поведение:
- слушать указания воспитателя, но придерживаться их в процессе выполнения заданий лишь условно;
- осуществлять самоконтроль через сравнение своей работы с работой других детей;
- подражать друг другу.
Безусловно, при таком отношении детей к учебе и речи не идет о том, чтобы дети воспринимали те знания и умения, которые им дают педагоги.
Теории и концепции речевого развития дошкольника
Определение 1
Речь – это форма коммуникативного взаимодействия людей, реализуемая на основании овладения языковыми конструкциями и правилами их построения.
Формирование речи неразрывно связано с развитием интеллектуальных функций и мыслительных процессов организма. Уровень речевого развития ребенка отражает степень развитости его психических процессов.
На развитие речи могут оказывать воздействие разнообразные процессы организма. Например, при замедленном развитии моторных функций организма, у ребенка наблюдается проблемы с формированием речи.
Первоначально речь возникает и развивается как средство общения между людьми и способ передачи информации между поколениями. Именно коммуникативная функция речи развивается первоначально. Ребенок начинает осваивать устную речь, чтобы иметь возможность взаимодействовать с другими людьми социума.
Речь является процессом, который имеет историческое развитие. На протяжении истории учеными разрабатывались разные теории и подходы касательно особенностей и закономерностей становления и развития речи ребенка. К основным из них относятся:
- Теория «оперантного научения». Она была сформулирована Б.Ф. Скиннером. Он считает, что ребенок овладевает речью за счет первоначального произношения отдельных звуков. В этом ему помогают взрослые, которые поправляют ребенка в случае неверного произношения и хвалят за верное. Таким образом, речевое развитие ребенка носит действенный характер т.е. для обучения ребенка необходимо действовать.
- Теория А. Бандур. Этим ученым был предложен противоположный взгляд на развитие речи. Он считал, что действие в этом процессе не является обязательным компонентом. Ребенок способен усвоить речь при наблюдении за тем, как говорят взрослые и, стремясь копировать их поведение, начнет говорить сам.
- Теория эгоцентрической речи. Данная теория принадлежит Ж. Пиаже. Он рассматривал речь, как фактор психологического развития ребенка. Он считал, что в своем развитии речь проходит несколько стадий: первоначально она носит внешний характер, затем занимает переходную стадию – эгоцентрическая речь и затем формируется внутренняя речь. Пиаже исследовал речь ребенка дошкольного возраста, делая упор на ее качественное отличие от речи взрослого человека. Речь ребенка отражает его активность в разнообразных направлениях деятельности, она сопровождает, совершаемую им деятельность, иногда замещает какое-либо действие или служит магическим обращением к объектам животного мира, неодушевленным предметам, воображаемым объектам. Именно это отражает воздействие на речь ребенка эгоцентрических тенденций развития мышления дошкольника. Эгоцентрическая речь ребенка возникает вследствие его недостаточной социализации. И, по мере ее прохождения, ребенок формирует внутреннюю речь.
- Теория социальности речи. Эта теория принадлежит Л.С. Выготскому. Он сформулировал гипотезу о первоначальной социальности речи и развитии эгоцентрической речи из-за недостаточного выделения, разграничения индивидуальной речи ребенка. Постепенно, Выготский приходит к мнению о том, что развитие речи неразрывно связано с развитием мышления, познавательных функций и сознания ребенка.
- Выявление закономерностей развития связной речи ребенка. Они были впервые сформированы в научных концепциях А.М. Леушиной. Ею был рассмотрен процесс развития связной речи, как первоначальное овладение ситуативной речью, затем освоение контекстной речи, их совместное совершенствование и развитие, что приводит к формирование связной речи, которая затем развивается, наполняется содержанием и расширением функций за счет умственного развития ребенка.
Стадии формирование речи ребенка дошкольного возраста
В дошкольном возрасте (от трех до семи лет) ребенок уже имеет определенные речевые навыки и некоторый объем словарного запаса. В этой связи, можно выделить несколько стадий речевого развития дошкольника:
3-4 года. В этот период происходит развитие грамматических навыков. Ребенок постепенно осваивает грамматические основы строения языка. Оно начинается с освоения законов словообразования и словоизменения. На этой стадии, пока наблюдается преобладание ситуативной речи т.е. она привязана к определенной ситуации, имеет отрывочный характер и может быть понятна, только если е отнести к конкретным условиям. Однако, эта ситуативность становится менее выраженной и происходит развитие связной контекстной речи. Для развития речи ребенка в это время, подходит использование сказок с рассматриванием иллюстраций.
4-5 лет. На этой стадии происходит развитие активного словаря ребенка и формирование активной речи. В это время происходит развитие опыта речевого общения ребенка, что насыщает его речь «чувством», обогащает его словарный запас не только существительными, но и прилагательными с глаголами. Дети начинают использовать в своей речи не только простые предложения, но и сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции.
5-6 лет. В это время продолжает обогащаться словарный запас ребенка, а также развиваться диалогическая и монологическая речь. В это время может возникнуть проблема с фонематической стороной речи ребенка, требующей специальной коррекции. С ребенком необходимо много говорить, причем в вопросно-ответной форме.
6-7 лет. Этот возраст характеризуется у дошкольников возможностью построения сложных предложений, возможностью использования синонимов, антонимов, омонимов в речи
В это время, особое внимание отводится подготовке ребенка к школе. Поэтому, уделяется внимание развитию звуковой стороны речи: развитию навыков определению звуков в словах, их позиции в слове, выделению гласных и согласных звуков, звонких и глухих, твердых и мягких звуков
Кроме того, ребенка необходимо научить навыкам передачи в речи своих мыслей.