Список ресурсов
Печатные издания:
1) Козлова, С.А. Дошкольная педагогика : учебное пособие студентов / С.А. Козлова, Т.А., Куликова.- СПО – М.: Академия, 2010.
2) Козлова, С.А. Мой мир : / С.А. Козлова.-Москва.Линка-пресс.2003.
3) Нравственное и трудовое воспитание дошкольников : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А. Козловой . – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
4) От рождения до школы : Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Антонова А.В. , Веракса Н.Е., Гербова В.В. и др. -Издательство: Мозаика-Синтез, 2010.
Интернет – ресурсы:
Формы и методы организации воспитательного процесса
В детсадовской группе дети могут выполнять следующую работу, цель которой трудовое воспитание:
- Поручения – это самые простые методы. малышу дают конкретное задание, которое он выполняет. Хорошо зарекомендовала себя система индивидуальных поручений.
- Дежурство – малыши учатся отвечать за порученное дело, быть аккуратными и исполнительными.
- Общий труд решает задачи нравственного воспитания. Его вводят в старших и подготовительных группах.
- Между дошкольниками в процессе общего труда выстраиваются деловые взаимоотношения.
Какие средства являются основными для воспитания любви к труду у дошкольников?
- собственный трудовой процесс, который осуществляют дошкольники;
- ознакомление с процессом трудовой деятельности, выполняемой взрослыми;
- познание трудового процесса через творчество и художественное развитие.
Педагоги дошкольного учреждения и родители должны действовать во взаимодействии и тесном сотрудничестве.
Принцип работы гаэс кратко
Роль интеллигенции в развитии культуры кратко
Особенности физического воспитания в сельской школе
Пути формирования способностей у детей кратко
- Методика обучения игре на детских музыкальных инструментах в начальной школе
Методы и средства трудового воспитания
С ранних лет дети познают окружающий мир, цель родителей — оказать в этом помощь, обучая несложным самостоятельным действиям.
Трудовое воспитание детей раннего возраста осуществляется с помощью средств:
- Собственная деятельность. С помощью такого средства малыши учатся и приобретают определённые навыки, достигают цели и получают результаты. Также у них развивается трудолюбие, дисциплина.
- Ознакомление с трудом взрослых. Такое средство помогает ребёнку узнать о трудовой деятельности других людей, об общественной значимости, формирует правильное отношение к труду.
- Художественные средства. Сюда относятся различные виды искусства: музыка, живопись и т.д. Безусловно, нельзя обучиться труду, слушая сказку или музыкальные произведения. Однако, это помогает заинтересовать ребёнка. В большинстве рассказов и сказках главные герои всегда трудолюбивы, помогают нуждающимся, и в итоге получают любовь, признание. Малыш может испытать такие эмоции, благодаря которым ему захочется быть похожим на того, кто выполняет трудовую деятельность и не боится труда.
К основным методам трудового воспитания детей дошкольного возраста относятся:
- Метод эмоционального настроения: использование музыкальных произведений, обсуждение трудовой деятельности и результатов
- Словесный метод: обсуждения, рассуждения о ходе труда, способах его выполнения, оценка
- Метод наглядности: показываются и демонстрируются нюансы трудовой деятельности
- Практические задания — труд, который выполняется непосредственно самим ребёнком
Проблемы трудового воспитания в современной школе
Трудовое воспитание в школах сталкивается с достаточно значимыми затруднениями
В первую очередь они связаны с тем, что правовое государство акцентирует особое внимание на соблюдении прав и свобод ребенка и прописывает, что трудовая деятельность в школе может быть приравненной к эксплуататорской. Без согласия и желания детей запрещается принуждать их к трудовой активности
Дети не должны приучаться ко всему готовому
Если один ребенок принимает участие в субботнике, то другой, просидев спокойно дома и придя в чистую школу не будет способен воспринимать труд, как нечто важное и значимое. С воспитанием трудолюбия и уважения к труду возникают серьезные проблемы
Современные образовательные стандарты предполагают сокращение уроков труда и любых занятий трудовой направленности. На них отводится не более одного часа в неделю. Это отрицательно сказывается на развитии трудовых навыков и умений. Без практики теория теряет свою значимость.
Советы родителям
- Старайтесь избегать таких понятий, как женские и мужские обязанности. Ничего зазорного нет в том, если мужчина помыл полы или приготовил ужин. Любая трудовая деятельность достойна уважения
- Не нужно чересчур нагружать ребёнка работой. Труд должен быть в пределах разумного для конкретного возраста и индивидуальных особенностей. Все же игры для малышей — это главное занятие
- С раннего возраста необходимо установить в семье определенные правила, что можно, а что нельзя. От этого будет зависеть будущая семейная атмосфера в жизни детей: отсутствие дисциплины, либо порядок
- Для того, чтобы ребёнок не вырос потребителем, обязательно необходимо трудовое воспитание. Если не приучать малыша трудиться с другими, то он никогда не научится делать что-то для окружающих
- Не применяйте трудовую деятельность в качестве наказания, иначе у малыша сложится отрицательное мнение о труде. Наказывать необходимо, лишая какой-то радости: просмотр телевизора, сладостей, денег на карманные расходы и т.д.
- Учите ребёнка бережно и уважительно относится к любому труду. Разговаривайте с малышом о своей работе, о работе друзей и знакомых.
Понятие и значение трудового воспитания
Определение 1
Трудовое воспитание – это педагогическая деятельность, ориентированная на формирование у воспитанников общетрудовых навыков и умений исполнять элементарные трудовые поручения, формирование психологической готовности к труду, развитие качеств трудолюбия, ответственности и уважения трудовой деятельности, осознание значимости и важности труда. Трудовое воспитание способствует физическому, интеллектуальному и нравственному развитию воспитанника
Оно формирует основы эстетического поведения и повышает общий уровень культуры
Трудовое воспитание способствует физическому, интеллектуальному и нравственному развитию воспитанника. Оно формирует основы эстетического поведения и повышает общий уровень культуры.
Замечание 1
Трудовые навыки и умения не заложены в человеке природой. Их необходимо развивать и воспитывать с ранних лет.
трудового воспитания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ” />Рисунок 1. Цель трудового воспитания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Начиная с раннего возраста, ребенку необходимо давать элементарные трудовые поручения, чтобы сформировать любовь к труду и дать понять, что труд необходим, как для самого человека, так и для общества в целом. Каждый человек вносит свой вклад в развитие общества, посредством трудовой деятельности.
Трудовое воспитание имеет важное значение в воспитании и развитии подрастающего поколения. Трудовая деятельность активизирует у ребенка эмоциональную сферу
В ходе трудовой деятельности, ребенок испытывает чувство радости, которое является могучей воспитательной силой. В труде происходит проявление духовной сферы человека, формируется духовное богатство личности
Трудовая деятельность активизирует у ребенка эмоциональную сферу. В ходе трудовой деятельности, ребенок испытывает чувство радости, которое является могучей воспитательной силой. В труде происходит проявление духовной сферы человека, формируется духовное богатство личности.
В трудовой деятельности происходит самовыражение и самоутверждение личности. Ребенок удовлетворяет свои потребности, а успехи в труде приносят ему чувство гордости и радости. Все это, воспитывает личность, делает ее социально зрелой, духовно развитой, формирует многие физические качества человека, активизирует его мышление.
Замечание 2
Трудовое воспитание не может быть реализовано хаотично. Этот процесс должен носить регулярный характер и быть поэтапным.
Народные традиции
Произведения народного фольклора (пословицы, поговорки, сказки) – «жемчужины мудрости народа», способные оказать неоценимую помощь при любом направлении воспитания, особенно для детей дошкольного возраста
Они помогают лаконично похвалить, неброско подбодрить ребенка, высказать отношение к его лени, озорству, подчеркнуть важность любой работы. Пословица не воспринимается как укор или нотация, поэтому она так эффективна как средство народного воспитания
Ценность труда, его моральная составляющая утверждается сказками. В народных, современных сказках положительный персонаж трудолюбив, готов помочь другому, поэтому вознаграждается любовью, богатством, мудростью. Отрицательный герой ленив и недисциплинирован.
Читая сказки, воспитатель способен решить несколько важнейших задач. Со сказками дети узнают о профессиях, появляется интерес к работе взрослого человека, формируется осознанное отношение к ней, складывается комплексный образ, к которому ребёнок начинает вскоре стремиться, создавая себя сам.
Старший дошкольный возраст (5-7 лет)
Дети старшего дошкольного возраста могут работать коллективно, распределять полученные обязанности. Своеобразие трудовой деятельности заключается в том, что игра продолжает оставаться основным видом деятельности, но дети уже с удовольствием помогают взрослому (убираться дома, работать в саду и огороде). Важный момент — подготовить все необходимое и правильно организовать пространство. Пусть инвентарь будет ярких цветов, одежда — нарядной, а места — достаточно для удобной работы. Это будет способствовать получению эстетического удовольствия от процесса трудовой деятельности.
В старшем дошкольном возрасте развиваются новые, более сложные навыки самообслуживания (гигиенические процедуры, уход за обувью и т.д.). Вырабатываются основы поведения в обществе, любовь к чистоте и опрятности. Хозяйственно-бытовой труд становится содержательнее и регулярнее. Старшие дошкольники поддерживают чистоту, помогают младшим, ремонтируют игрушки и книги. Они могут осваивать сложные способы работы в живом уголке (подкармливать растения, высаживать рассаду, ухаживать за аквариумом и т.д.). В результате труда приобретаются новые знания о жизни живых организмов, формируется ответственность за них, приходит понимание фенологических изменений в природе, расширяется словарный запас. Труд становится осознанным, систематическим, а сбор урожая приносит радость. Тем не менее нужно следить, чтобы дети не переутомлялись и работа была в радость.
Отдельно стоит отметить ручной труд — создание поделок из различных материалов (пластилин, цветная бумага, гербарий), а также вышивание, макраме, рисование и т.п. Творчество развивает фантазию, вызывает огромный эмоциональный отклик, способствует самовыражению детей, удовлетворению трудовой деятельностью. Такое трудовое воспитание дошкольников учит проявлять добросовестность, терпеливость, чтобы изделие имело красивый и аккуратный вид. Такие поделки будут отличным подарком друзьям и родственникам, научат трудиться, чтобы доставить радость близким людям.
Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности — это важная составляющая часть развития и формирования цельной гармоничной личности. Необходимо помнить, что дети очень любят подражать взрослым. Покажите им наглядный пример. Поощряйте, а не отталкивайте, под предлогом, что самому сделать быстрее. И совсем скоро вы приобретете помощника, который не только будет ценить ваш труд, но и с удовольствием помогать наводить порядок.
Post Views: 1 749