Психологическое воздействие на человека в процессе общения

Влияние общения на поведение людей в психологии. Понятие влияния

Психологическое влияние – понятие, которое часто используется в психологии и социологии. Оно означает процесс, в результате которого происходит изменение поведения, установок, намерений, желаний и представлений постороннего человека.

Механизмы психологического влияния помогают в реализации потенциала внутригруппового или массового взаимодействия. Понятие подразумевает применение способов дезинтеграции или групповой дифференциации.

Особенности психологического влияния:

  • носит спонтанный, неосознанный характер;
  • не подлежит социальному контролю;
  • используется с определенными целями (позитивными или негативными);
  • является промежуточным состоянием человека.

Тема психологического влияния особенно интересна предпринимателям, рекламистам, маркетологам и бизнесменам. С помощью механизмов воздействия они могут реализовать свой товар. От умения пользоваться инструментами психологического влияния зависят результаты деятельности представителей этих профессий.

Понятие психологически конструктивного влияния подразумевает, что воздействие не должно негативно сказываться на личности. Обязательные требования — психологическая грамотность и корректность.

Воздействие на человека часто применяется людьми в повседневной жизни. Обычно с корыстными намерениями или с целью получения выгоды. Зная особенности своего собеседника, добиться желаемого результата несложно.

Почему люди подвергаются психологическим манипуляциям?

В свое время проводилось огромное количество исследований, направленных на то, чтобы выяснить индивидуальные характеристики людей, особенно восприимчивых к манипуляциям. Однако на данный момент можно с уверенностью сказать лишь то, что манипуляциям подвержены все, а эффективность манипуляции зависит всегда от конкретной ситуации, фигуры манипулятора и множества дополнительных факторов.

Наш мозг устроен таким образом, что мы вынуждены воспринимать информацию субъективно и не всегда адекватно, и лишь наша интуиция и жизненный опыт помогают корректировать эту информацию. Данные механизмы в определенных обстоятельствах могут перестать работать, и тогда мы можем стать жертвами контроля со стороны других людей. Часто это связано с ситуациями, когда мы не обладаем полной информацией. Если это произошло из-за простого обмана, то нам достаточно лишь узнать истинные факты, чтобы достроить правильную картину. В случае с психологической манипуляцией ложная картина может быть крайне устойчивой, и появление правильных фактов в совокупности с железной логикой не всегда способны ее разрушить. Есть предположение, что люди с определенным мировосприятием менее доверчивы и более подготовлены ко встречам с манипуляторами. Однако в то же время это является и их ахиллесовой пятой, так как недоверчивостью тоже можно манипулировать.

Очень часто психологические манипуляции можно встретить в общественной и политической жизни. Хороший пример манипуляций общественным сознанием – это пропаганда позиции государства по федеральным телевизионным каналам во всех передачах: от новостей до вечерних развлекательных шоу. Что касается психологических манипуляций в рекламе, здесь целью контроля становится не убеждения и взгляды людей, а их деньги. В рекламе, как и в политике, для управления людьми используют ложные аргументы, эмоциональное убеждение, и иногда даже угрозы. Например, в рекламе могут сделать акцент на отсутствии какого-то компонента, который и не должен там содержаться, а о наличии более вредного компонента в составе умолчать

Так рекламодатель уводит внимание потенциальных покупателей от действительно важной проблемы продукта. Также пример ложной аргументации можно видеть в рекламе, где говорится о наличии некоего преимущества, которого, на самом деле, нет. К примеру, изготовление продуктов на основе «старинных рецептов» в современном массовом производстве практически невозможно реализовать

К примеру, изготовление продуктов на основе «старинных рецептов» в современном массовом производстве практически невозможно реализовать.

4 способа психологического воздействия на людей: как не стать марионеткой в чужих руках

Живя в социальной среде, человек каждый день подвергается различного рода влияниям. Воздействие происходит с помощью интернета, телевидения, рекламы, кино. Но самым сильным воздействием на человека обладают другие люди. Рассмотрим различные приемы и цели психологического влияния на человека.

Все способы психологического воздействия можно разделить на несколько групп, которые включают в себя различные приемы воздействия.

Эффект заражения

Самый старый способ влияния. Он подразумевает под собой передачу психического и эмоционального состояния от одного человека к другому.

Чаще всего явление заражения применяется по отношению к большим группам людей – на стадионах, концертах. Особенно эффективен во время митингов, протестов.

Быстрее всего развивается в малосплоченном коллективе, где уровень организованности плохой или полностью отсутствует. Главный признак заражения – стихийность.

Как правило, эффект заражения происходит неосознанно. Отсюда, кстати, всем известное выражение «заразился смехом».

Если человеку какое-то время находиться среди людей, подверженных панике, то вскоре он и сам невольно начнет паниковать. То же самое относится к страху, злости и другим сильным чувствам.

Передача психо-эмоциональной информации действует непосредственно на подсознание человека, который «заражается».

Цели психологического воздействия на человека

Психическое воздействие на человека имеет свою цель – желание заставить человека сознательно или бессознательно подчиняться определенным установкам, нормам, законам или требованиям.

Директор в коллективе подчиненных, используя психологические приемы влияния на собеседника, имеет свою цель – сплотить людей или дать им пищу к размышлениям и действиям на благо компании, в которой они трудятся.

Психологическое воздействие родителей на своих детей предполагает цель вырастить из них хороших, воспитанных и законопослушных граждан. Родители знают, как психологически воздействовать на свое чадо, например, рассмешить его.

Не всегда приемы влияния на людей подразумевают следование благой идее. Это можно увидеть на примере террористов-смертников. Ведь эти люди подвергались внушению, обработке и гипнозу с тем, чтобы уничтожать себе подобных. Вместе с массой людей, которых они убивают, они умирают сами. А это противоречит человеческой природе.

С помощью психологического воздействия можно кардинально изменить мировосприятие человека, сделать его марионеткой в чужих руках и заставить действовать вопреки здравому смыслу. Любое психологическое воздействие в полной мере оказывает свое влияние на неуверенных в себе людей. Грамотные, образованные и уверенные в своей правоте индивидуумы плохо поддаются внушению, заражению и убеждению.

По материалам sunmag.me

Психология влияния, виды психологического воздействия

Современное общество устроено таким образом, что человек постоянно подвергается стороннему воздействию. Психология влияния задействует процессы общения и восприятия информации, подразумевает определенное целенаправленное изменение чувств и стремлений личности.

Одна из главных задач данного направления психологии — понять и разобрать все существующие механизмы воздействия на человеческую психику. Параллельно данная наука исследуется механизмы общения людей в домашней и общественной обстановке.

Любое психологическое воздействие имеет конечную цель. Например, заставить человека подчиниться или сделать что-то, выполнить работу, купить товар, прибыть в какую-то точку. Однако можно и самостоятельно научиться всем этим приемам, чтобы в итоге скрытно влиять на других людей.

Человек зачастую неосознанно использует психологию влияния и ее различные методы. Однако если научиться этому искусству и знать его основы, можно добиться значительного успеха. В некоторых случаях это может помочь защититься от мошенников, которые используют их с целью обмана.

Психология влияния — виды воздействия

Существует примерно четыре основных способа осуществления воздействия на человека:

  • заражение;
  • подражание;
  • внушение;
  • убеждение.

Все они вполне могут использоваться людьми неосознанно. Однако тонкое знание психологии, анализ настроя собеседника и понимание направления его мышления позволяют радикально влиять на психологическое состояние человека.

Психология влияния через внушение

Следующий уровень воздействия, при котором происходит убеждение человека в том, что ему надо поступить так, как говорят. При этом, чтобы внушение оказалось успешным, необходимо соответствовать своим словам.

Жизненные нравоучения от человека, который сильно пахнет алкоголем и надел рваную одежду, вряд ли будут иметь эффект.

Также важна внушаемость — обычно дети до 13 лет и нерешительные люди наиболее внушаемы и серьезно относятся к чужим словам.

Эффективность внушения повышается, если говорить голосом, в котором не будет и тени сомнения. Уверенность — один из главных ключей для правильного внушения. Кроме того, словам можно придать куда больший вес, если использовать различные крылатые выражения и цитаты.

Манипуляции в межличностном общении

На поведение каждого человека влияет общественное мнение.

Манипулятор строит интриги по отношению к объекту воздействия, используя свою силу и играя на его слабостях. Причем собеседник не подозревает о происходящем, считая, что все решает сам. Манипулятор же подает искаженную информацию, а затем в таком виде преподносит жертве.

Психология манипулирования касается и социальных манипуляций. Управлять общественным мнением, другими словами, манипулировать общественным сознанием, стало проще при помощи СМИ.

Здесь просматриваются следующие механизмы:

  1. Отключение рационального восприятия и критического мышления.
  2. Вызывание у читателей/зрителей/слушателей страха сообщением об угрозе, нередко мнимой.
  3. Объяснение, как можно выйти из создавшейся ситуации.

Как понять, что вами манипулируют?

То, является ли человек манипулятором, определяется не его поведением, а контекстом, в котором это поведение используется, а также намерением, с которым он выполняет определенные действия. Если человек специально хочет ввести кого-то в заблуждение и повлиять на его восприятие, эмоции и поведение, то этот человек – манипулятор. Основные цели манипуляторов – получить влияние над другим человеком или определенной ситуацией, а также избежать личной ответственности за свое действие или, наоборот, бездействие. Манипулятор, у которого больше шансов добиться своей цели, скрывает свои агрессивные намерения, очень быстро выявляет уязвимые места жертвы и при этом не беспокоится о возможных последствиях для человека, которого подвергает манипуляции.

В зависимости от целей и особенностей психики, манипуляторы могут применять осознанные и неосознанные тактики. Техники психологической манипуляции могут включать открытую агрессию, оскорбления, унижения, критику, и эмоциональное насилия. К завуалированным техникам относятся осуждение, жалобы, сравнения, придирки, уговоры, ложь, вызывание жалости к себе, плач, стравливание, высмеивание, лесть, провокации, эмоциональный шантаж, а также ложное сочувствие. Очень часто манипуляторы для достижения целей используют страхи своих жертв. Например, родители могут говорить подростку, что он будет жить в нищете, если не поступит в университет. Еще один популярный прием – это предложение ложного выбора из вариантов, которые, на самом деле, жертве совершенно не выгодны, и умалчивание опций, которые не подходят самому манипулятору.

У людей, манипулирующих другими, обычно более развиты определенные личностные черты. Очень часто это те, кто пережил психологические травмы и сформировал манипуляцию как механизм психологической защиты. Среди манипуляторов часто встречаются дети, выросшие в детских домах или неполных семьях, а также преступники и люди с алкогольной и наркотической зависимостью. Многие манипуляторы страдают различными расстройствами личности, например, нарциссическим расстройством, пограничным или антисоциальным расстройством личности.

Какие типы людей наиболее подвержены манипуляции

Этот список довольно обширен. Так, к ним относятся:

  • альтруисты – слишком справедливые, честные, чуткие;
  • впечатлительные, способные легко поддаваться обаянию посторонних;
  • доверчивые – не предполагающие нечестности в других;
  • жадные;
  • зависимые – индивиды, нуждающиеся в чужой любви и потому легковерные;
  • импульсивные – принимающие поспешные решения, не консультируясь с другими;
  • материалистичные – желающие быстро обогатиться;
  • наивные – не верят, что на свете живут нечестные люди;
  • незрелые – слишком доверяющие рекламным «завлекалкам»;
  • одинокие – способны клюнуть на любую возможность человеческого общения;
  • пожилые – редко видят в рекламных акциях и презентациях мошенничество;
  • самовлюбленными легко манипулировать с помощью лести;
  • у склонных к мазохизму отсутствует чувство собственного достоинства, зато имеется подсознательный страх;
  • экономные – не могут отказаться от сделки, даже зная, почему предложение такое дешевое.

Общение и личность. Личность и общение

Сказать не означает услышать. Услышать не значит понять. Понять не значит согласиться. Согласиться не значит применить. Применить не значит удержать,

К. Лоренц

Кем является человек в процессе общения? Могут ли люди жить и находиться вместе? Действительно ли они только то и делают, что колют друг друга словно дикобразы, которые обнимаются, как считал Артур Шопенгауэр, и уничтожают сами себя, обмениваясь в общении выдыхаемым азотом, как писал П.А. Чаадаев?

А, может, люди на самом деле являются такими, как их видел Вольтер, – насекомыми, поедающими друг друга на маленьком комке грязи (то есть земли).

Исчерпывающее представление о сущности человека и его двойственную природу, обусловливающих отношение людей друг к другу, высказал гениальный французский ученый и философ Же.В. Ламарк.

“Относительно его (человека) склонностей, то в одних случаях, руководствуясь здравым смыслом и высокоразвитым умом, она выявляет самые благородные из них: непоколебимую любовь к истине, к различным основательных знаний, к добру во всех его проявлениях, к справедливости, чести и проч.; но под влиянием эгоизма ее наклонности приобретают дурного и низменного характера, у него развивается постоянное стремление к обману и насилию, злорадство от осознания причиненных им неприятностей, огорчений и даже жестокости. Человек, ослепленная эгоизмом, становится недостаточно предусмотрительным даже в том, что касается ее собственных интересов (курсив наш. – Авт.): вследствие склонности извлекать наслаждение из того, что находится в ее распоряжении, словом-вследствие беззаботного отношения к будущему и равнодушия к подобным к себе она сама как бы способствует уничтожению средств к самосохранению и тем самым истреблению своего рода… Подчиняясь своим страстям, не обращая внимания на указания опыта, он находится в состоянии постоянной войны с себе подобными, везде и под любым предлогом истребляя их… Можно, пожалуй, сказать, что назначение человека якобы состоит в том, чтобы уничтожить свой род, сделав перед тем земной шар непригодным для проживания (курсив наш. – Авт.)

Как противостоять психологической манипуляции?

Чтобы психологическая манипуляция продолжала приносить нужный эффект, манипулятору необходимо удерживать контроль над жертвой. Под контролем другого человека жертва может начать обороняться и сомневаться в своих возможностях. В результате тот, кого контролирует манипулятор, может полностью утратить доверие к собственным мыслям и чувствам.

Психологическая манипуляция эффективно действует только на тех, кто позволяет собой помыкать. Один из способов остановить манипуляцию – это перестать придавать большое значение тому, что хочет донести до вас манипулятор

Важно иметь возможность спокойно проанализировать ситуацию и подумать, какие цели может преследовать человек, который вас контролирует. Если вы не уверены в своих ощущениях, возьмите перерыв в общении с тем, кто, по-вашему мнению, вами манипулирует, и обсудите ситуацию с людьми, которым доверяете

В общении с манипулятором очень важно стараться следить за своим поведением и как можно меньше защищаться. Если вы чувствуете, что не оправдываете ожиданий вашего собеседника, лучше закончить разговор и уйти

Важно понимать, что в случае, когда манипулятор теряет контроль над жертвой, он всегда старается усилить давление, и новый уровень воздействия может оказаться еще более неприятным, чем предыдущий. Часто жертвы испытывают жалость по отношению к манипуляторам и считают, что способны их изменить. Это заблуждение, и этим также может воспользоваться манипулятор. Если вам сложно самостоятельно справиться со своими чувствами и эмоциями и противостоять психологической манипуляции, лучше обратиться за помощью к психологу, специализирующемуся на работе с последствиями подобных ситуаций.

Заболевания и расстройства

Полезные приемы

Если возникает желание контролировать разговор, нужно обращать внимание на следующее:

как можно чаще обращайтесь к человеку, с которым ведется диалог, называя его по имени;
при встрече с индивидом, проявляйте искреннюю радость, чтобы каждый раз, видя Вас он испытывал положительные эмоции;
вызывайте расположение своего собеседника, повторяя его движения, мимику, жесты и даже интонацию, но не нужно слишком открыто действовать;
уже с первой встречи необходимо обратить внимание на цвет глаз партнера по разговору, большое значение имеет визуальный контакт;
льстить можно, но делать это необходимо с большой аккуратностью — правильный комплимент располагает к себе, но излишнее использование лести приведет к обратному эффекту.

Вы можете обратить внимание на то, как собеседник к Вам относится, используя такие приемы

  1. Когда индивид смеется, он обязательно переводит взгляд на симпатичную для него особу.
  2. О том, что индивид, с которым Вы общаетесь, положительно к Вам настроен, может указывать его обувь, смотрящие на Вас носки. Если же они направлены в другую сторону, то такой индивид желает, как можно быстрее прекратить беседу.
  3. Нужно стать хорошим слушателем высказываний и мыслей оппонента, позволять собеседнику выговариваться. В дальнейшем сможете использовать данную информацию так, как Вам необходимо.

Если хотите воздействовать на собеседника, прибегайте к следующим приемам.

  1. Если имеет место спор, не нужно повышать голос. Как только оппонент выскажется — ощутит себя опустошенным и провинившимся. Этим моментом можно воспользоваться и убедить его в том, что он был неправ.
  2. Если Вы знаете, что общаетесь с лгуном, то раскрыть его истинные намерения можно, используя в разговоре паузы. Молчание способствует тому, что индивид, который что-то скрывает, начнет вставлять в эти паузы свои настоящие мысли.
  3. Никогда не начинайте фразу с отрицания. Вместо того, чтобы сказать «Не хочешь пойти в кино?», нужно – «Пошли в кино!». Когда произносится первый вариант, собеседник сразу программируется на отказ.
  4. Не допускайте фраз, которые указывают на неуверенность в себе.
  5. Без повода не извиняйтесь.
  6. Не начинайте разговор со слов сомнения, например, «мне кажется…».
  7. Если хотите, чтобы собеседник дал положительный ответ, то можно прибегнуть к правилу «трех да». При общении нужно партнеру по диалогу задавать вопросы, на которые он не сможет ответить «нет». После того, как три раза подряд он будет вынужден дать утвердительный ответ, ему задается основной вопрос, который интересует манипулятора, и собеседник отвечает положительно.
  8. Сильные аргументы. Человек, который хочет кого-то в чем-то убедить, должен заранее подготовиться, подобрать все возможные аргументы. В первую очередь, выдвигаются самые сильные из них, затем средние, после чего добавляются снова сильные. Слабые и вовсе не нужно применять.

https://youtube.com/watch?v=iFZJ4zSSADY

Теперь Вам известно, каково психологическое влияние на человека может оказываться. Вы знаете, какие способы, а также приемы при этом применяются. Помните, что каждый день личность может поддаваться какому-то давлению, подчиняться чужой воле. Будьте предельно осторожны, сумейте вовремя распознать, если кто-то манипулирует Вами.

Быть манипулятором – это хорошо или плохо

Чтобы ответить на этот вопрос, стоит сравнить манипулятора и личность самодостаточную.

  • Если внутренний мир последней наполнен и богат, что помогает человеку поддерживать личное благополучие, позитивно относиться к окружающему миру, то манипулятор ощущает пустоту и пытается заполнить ее, присваивая чужие ресурсы.
  • Самодостаточная личность склонна постоянно развиваться и позитивно изменяться. Манипулятору же проще оставаться таким, как есть, интересуясь лишь получением материальной выгоды.
  • Нормальный человек отвечает за свои мысли и действия, тогда как «оппонент» старается избегать ответственности.
  • Самодостаточному человеку доставляет подлинное удовольствие заниматься своим делом. Деятельностью же манипулятора руководит принуждение, служащее пополнению дефицитов его внутреннего мира.
  • У зрелой личности жизнь наполнена массой ценностей: это дружба, здоровье, любовь, семья и еще многое другое, отсутствием чего страдает внутренний мир манипулятора.
  • Самодостаточную личность характеризуют честность и искренность, интерес к другим людям. Ему не присуще одиночество. Не верящий окружающим манипулятор способен лишь на поверхностное общение, и он одинок даже среди толпы.

Не исключено, что эти краткие сравнения помогут понять, хорошо или плохо быть манипулятором.

Влияние общения на развитие и социализацию личности. Какое влияние на процессы социализации личности ребенка оказывает его общение со сверстниками?

Непременным условием социализации ребенка является его общение со сверстниками, которое происходит в детском са­ду, школе, различных неформальных детских и подростковых объединениях. Общество сверстников — это совокупность различных малых групп.

Стереотипы поведения, особенностей языка в малых группах складываются под влиянием больших социальных групп. Малые группы представляют собой социальную микросреду, опосредствующую взаимосвязь ребенка с обществом в целом. Психологи выделяют в детских и подростковых группах функ­ционально-ролевые, эмоционально-оценочные и личностно-смысловые отношения между сверстниками.

Функционально-ролевые отношения зафиксированы в специфичных для данной общности сферах жизнедеятельно­сти детей (трудовой, учебной) и разворачиваются в ходе усвоения ребенком норм и способов действий в группе под непо­средственным руководством и контролем со стороны взрос­лого.

Основная функция эмоционально-оценочных отношений в детской и подростковой группе — осуществление коррекции поведения сверстника в соответствии с принятыми нормами совместной деятельности. На первый план здесь выступают эмоциональные предпочтения — симпатии, антипатии, дружеские привязанности и пр. Они возникают в онтогенезе до­вольно рано, Так, если дошкольник следует этим нормам, то он оценивается другими детьми позитивно, если отходит от этих норм, то возникают «жалобы» взрослому, продиктованные же­ланием подтвердить норму.

Личностно-смысловые отношения — это взаимосвязи в группе, при которых мотив одного ребенка приобретает лич­ностный смысл для других сверстников. При этом другие на­чинают пережирать интересы и ценности этого ребенка как свои собственные, ради которых они, принимая различные социальные роли, действуют. Личностно-смысловые отноше­ния особенно ярко проявляются в тех случаях, когда во взаи­моотношениях с окружающими ребенок берет на себя роль взрослого и действует согласно ей.

Межличностные отношения ребенка со сверстниками, возникающие стихийно или организуемые взрослыми, харак­теризуются возрастной динамикой. Так, дошкольники в играх И в реальной жизни, общаясь со сверстниками, воспроизводят отношения взрослых, реализуют нормы и ценности, усвоен­ные в общении со взрослыми. Основания для межличностных отношений у младших школьников иные, рем в группах до­школьников: предпочтения в выборе товарищей определяют­ся в наибольшей степени успехами или неудачами в учебе, при этом ориентир делается на мнение учителя. У младших школь­ников появляются первые признаки взаимоотношений по ин­тересам, что служит основой формирования неформальных групп. Для подростков наиболее важным в межличностных от­ношениях становится соответствие экспектациям, т.е. ожида­ниям. Поэтому особую ценность приобретают такие качества личности, как смелость, сообразительность, умение понять то­варища и помочь ему. Подросток сам готов оказать поддержку сверстнику, но и от него ждет .помощи. Для него общение со сверстниками — это самостоятельная и значимая сфера жиз­ни. Психологи считают, что потребность обрести индивиду­альность и добиться ее признания окружающими, быть похо­жим на взрослого является преобладающей в подростковом возрасте.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий