Что Такое Справедливость?

Вариант третий: отправляем преступника выращивать апельсины

Если вы согласны, что заставлять преступников страдать не очень гуманно, а лучше отправить их приносить пользу обществу, то читайте философов-утилитаристов. Они говорят, что наказания, которые фокусируются только на возмездии, — однозначное зло. Уж лучше строить систему правосудия так, чтобы справедливым считалось то, что приносит всем выгоду.

Например, можно наказать преступника, отправив его не в тюрьму, а на апельсиновую плантацию, где он возместит ущерб одного украденного апельсина, вырастив еще дюжину. Кроме того, можно задаться целью исправить нарушителя и помочь ему осознать свою вину, чтобы в будущем он больше никаких преступлений не совершал и не представлял угрозу обществу.

И вообще можно создать такую систему наказаний, которая настолько бы устрашала жителей общества, что все попросту побоялись бы совершать преступления.

Что не так?

Философы-утилитаристы так сильно фокусируются на всеобщем благополучии, что им приходится допускать наказание невиновного. Например, если его наказание послужит отличным примером для всех остальных, чтобы те поменьше нарушали закон, то утилитарист посчитает, что такое наказание принесет больше блага, чем страданий. Ну а то, что несправедливо пострадал один… Что же, нам всем приходится чем-то жертвовать.

Кроме того, утилитаристы в целом лояльно относятся к смертной казни, ведь она служит отличным устрашителем для общества.

Справедливость в русской философии

В русской философии категория справедливости тесно связана с понятием правда. Русская правда отличается от понятия истины, поскольку понимает под собой не только то, что есть в действительности, но и соединение рационального, морального и этического. Таким образом, правда и справедливость оказаны теснейшим образом связаны с нравственной сферой человека.

Для русского человека справедливость связана с воздаянием и наказанием, добром и злом. П.И. Новгородцев связывал справедливость с неким абсолютным началом, которое объединяет людей. Он считал, что государственное право и власть должны быть пронизаны идеей справедливости и невозможна разделить право и нравственность, поскольку последнее дает основание для первого. Только базируясь на нравственных началах право имеет свою легитимность, эффективность, может призывать человека к повиновению. Только в таком случае в обществе восторжествует правда, будут искореняться зло и порок.

В. Соловьев подчеркивал, что несмотря изменение в наполнении содержания справедливости, данная категория имеет всеобщий характер, поскольку любая идея, идея добра и справедливости утверждалась как норма для всех членов общества и для конкретного человеческого сознания. Соловьев считал, что человек изначально обладает идеей добра и справедливости, а по мере своего становления он наполняет ее конкретным содержанием, стремясь установить такие требования и идеалы, которые были бы отражением собственной позиции, а не были бы только внешним приложением к мотивам.

Такая разная справедливость

Справедливость выражается в логичном и беспристрастном соответствии отдаваемого и получаемого, действия и воздаяния за него. В идеальном мире должны строго соответствовать друг другу обязанности человека и его права, наказания за его преступления и награды за его труды.

Справедливо, когда человек получает то, что ему положено – по закону, по условиям конкурса, по предварительным договоренностям, по морально-этическим нормам и так далее.

За научное открытие или спортивное достижение персонажу достается признание, медаль, премия или грант, а за воровство «в особо крупных» – позор и тюремное заключение.

Еще древнегреческие философы выделяли, как минимум, два вида общечеловеческой справедливости – распределительную и уравнительную.

Рассмотрим их на примере грабителей музея. Один сидит в машине и ждет подельника, второй, рискуя всем, идет внутрь, пробирается через все системы охраны и выносит добро. Как разделить добычу?

«Уравнительная» справедливость выразится в том, что товарищи разделят добро поровну – 50% на 50%.

«Распределительная» возмутится: ведь один сделал всю работу и рисковал куда больше второго?

По этой справедливости добычу можно разделить и 80% на 20%, и 60% на 40% в пользу трудившегося.

Но есть и третий вариант: добычу нужно вернуть музею, а преступников – поймать и посадить. И вот это будет, по мнению честного большинства, действительно, справедливо!

В чём смысл понятия справедливость?

Так в чём состоит смысл понятия справедливость? Эта категория многозначна. Мы уже говорили о том, что каждый человек может по-своему толковать смысл понятия справедливости.

Человек хочет испытывать справедливое отношение других людей к себе. Но сам он не стремится поступать так же. Существуют ещё и другие понятия, например, алчность, жадность, корысть, гордость, месть и т.д.

Иногда эти чувства одерживают верх над сознанием личности. Они поглощают её. Действовать разумно человек уже неспособен. Он стремится получить свою выгоду.

Если объект чувствует, что его интересы ущемлены, он пытается восстановить справедливость. Но при этом он забывает, что может своими действиями нарушить границы других людей и поступить с ними не справедливо.

Справедливость – это действия человека, его отношение к окружающим по нормам нравственности. Он должен и может поступаться собственными желаниями, интересами, выгодой, но поступать так, как требует мораль, закон или этика.

Справедливость – это прежде всего, беспристрастность. Человек должен оценивать ситуацию со стороны, так, как будто она не касается его лично. Тогда он может поступить объективно, то есть справедливо.

Вообще, существует и такая версия, что категории «справедливость» не существует. Она невозможна, таковы законы Вселенной. Прав тот, кто сильнее. Этот факт доказывают даже представители животного мира. Они полагаются только на инстинкты, не руководствуются разумом, идут на истребление себе подобных ради сохранения собственной жизни.

Человек – существо разумное, оно не может поддаваться инстинктам. Он должен думать и поступать так, как положено.

Этот пример ещё раз доказывает, что данная категория не всегда воспринимается адекватно, так как требует ситуация. У каждого человека собственное мнение о справедливости. По его поступкам, словам можно судить, справедлив он или нет.

Может ли справедливость быть жестокой?

Справедливость может быть жестокой. Таковы законы. Методы борьбы восстановления справедливости могут шокировать жестокостью. Вспомним революционеров, представляющих советскую власть. Они истребляли невинных детей аристократов, элиты, царской семьи. Но это был способ добиться равноправия всех людей.

Справедливость может быть жестокой по отношению и к самому объекту. Например, если мать забирает у младшего ребёнка конфеты, потому что он не хотел делиться с братом, она поступает справедливо, но жестоко по отношению к младшему сыну. Ему обидно и больно. Этот простой пример даёт ответ на вопрос, может ли справедливость быть жестокой.

Высказывания великих людей о справедливости

Известны цитаты о справедливости. Они отражают суть понятия, указывают на смысл данной категории, а также объясняют отношение людей к справедливости.

Например: «В мире нет справедливости. Только мы вершим её». Это утверждение Пейтера Белиша из «Игры престолов» указывает на то, что справедливым мир могут сделать только люди. Не стоит полагаться на Вселенную.

Пифагор говорил: «Неважно, что думают о тебе другие, поступай по справедливости». Античный учёный призывает людей не полагаться на мнение окружающих

Он просит их объективно оценивать ситуацию.

Ф. Достоевский отмечал, что русским свойственно чувство справедливости. Это национальная черта наших соотечественников. Он говорил: «Высшая и самая характерная черта русского народа – развитое чувство справедливости и неуёмная жажда её».

А вот Блез Паскаль говорил, что справедливость без силы беспомощна. Она ничтожна. Прав тот, кто силён. Эта цитата оправдывает тех, кто стремится восстановить справедливость, не брезгуя своим физическим превосходством.

Таким образом, у каждого человека имеется собственное представление о справедливости. Кто-то делает её смыслом жизни, и тогда мы сталкиваемся с революциями, войнами, сменой порядка и власти.

Кто-то желает жить по справедливости, чтобы достичь гармонии с самим собой. Это высоконравственные люди. Они придерживаются норм морали. Так или иначе, справедливость – важная категория. Мы не должны забывать о ней и намеренно попирать интересы слабых и беззащитных. Ведь философская истина гласит: «Все деяния человека возвращаются бумерангом». Это закон Вселенной. Справедливость рано или поздно восторжествует.

Принципы справедливости

1. Принцип равенства

Принцип равенства предполагает, что все люди должны быть рассмотрены и обращены справедливо и равно, без какой-либо дискриминации или пристрастия. Это означает, что справедливость должна предоставлять всем равные возможности и права.

2. Принцип справедливого возмещения

Принцип справедливого возмещения предполагает, что люди должны быть возмещены справедливо за убытки или повреждения, которые им были причинены вследствие неправильных действий других людей или институций. Это может включать компенсацию материальных и нематериальных потерь.

3. Принцип заслуженного вознаграждения

Принцип заслуженного вознаграждения предполагает, что люди должны быть вознаграждены в соответствии с их усилиями, достижениями и вкладом в общество. Это означает, что человек, который вносит больший вклад, должен получать большую награду, в то время как человек, который вносит меньший вклад, должен получать меньшую награду.

4. Принцип справедливого процесса

Принцип справедливого процесса предполагает, что каждый человек имеет право на справедливое разбирательство своего дела и доступ к судебной защите. Это означает, что все должны быть рассмотрены справедливо и получить возможность представить свою точку зрения и доказательства.

Это лишь некоторые из принципов справедливости, которые помогают нам строить более справедливое и равноправное общество. Их соблюдение способствует созданию устойчивых институтов, улучшению качества жизни людей и преодолению социального неравенства.

Равенство перед законом

Равенство перед законом означает, что все люди должны быть подвержены одним и тем же законам без пристрастия или дискриминации. Ни один человек или группа не может иметь привилегированного статуса перед законом или быть освобожденным от его соблюдения.

Этот принцип также означает, что каждый человек имеет право на защиту своих прав и интересов в суде. Все граждане имеют право на справедливое судебное разбирательство, при котором их дела будут рассматриваться независимо и объективно.

Равенство перед законом также применяется к принципу презумпции невиновности. Это означает, что каждый человек считается невиновным до тех пор, пока его вину не будет доказано в суде с правильной процедурой и с соблюдением всех правил правосудия.

Нарушение принципа равенства перед законом может привести к неравенству и дискриминации в обществе

Поэтому важно стремиться к тому, чтобы законы были применяемыми ко всем гражданам одинаково и чтобы государство соблюдало свои обязательства по защите прав и интересов всех граждан

Учет обстоятельств

При рассмотрении вопросов справедливости важно учитывать все обстоятельства, связанные с конкретной ситуацией. Справедливость не означает применение одинаковых правил для всех без исключений, она требует учета индивидуальных обстоятельств каждой ситуации

Понятие справедливости подразумевает баланс между общим законом и учетом особых обстоятельств, которые могут иметь влияние на решение. Например, при рассмотрении уголовного дела, суд обязан учитывать все существенные факторы, такие как показания свидетелей, доказательства, а также личные характеристики обвиняемого.

Однако, учет обстоятельств не означает нарушение принципов справедливости. Чтобы гарантировать справедливость, необходимо следовать определенным принципам. Например, принцип равенства перед законом требует, чтобы все граждане были рассмотрены справедливо и одинаково, независимо от их положения в обществе или социального статуса.

Принципы справедливостиПример
Принцип равенства перед закономВсе граждане имеют одинаковые права и обязанности, независимо от их социального статуса.
Принцип пропорциональностиНаказание должно быть пропорциональным совершенному преступлению.
Принцип невмешательстваГосударство не должно вмешиваться в личную жизнь граждан, если это необходимо в интересах общества.

Таким образом, справедливость требует учета обстоятельств, но при этом должна быть основана на определенных принципах, которые обеспечивают равенство перед законом и справедливое рассмотрение каждой ситуации.

Справедливость в межличностных отношениях

Справедливость в межличностных отношениях играет важную роль в формировании здоровых и гармоничных взаимодействий между людьми. Этот принцип находится в основе взаимопонимания, уважения и равноправия.

Основными принципами справедливости в межличностных отношениях являются:

  1. Равенство возможностей и подходящих ресурсов для каждого участника;
  2. Отсутствие дискриминации и преференций на основе пола, расы, возраста или других характеристик;
  3. Уважение к мнению и чувствам каждого участника;
  4. Уважение приватности и личной сферы;
  5. Ответственность за свои действия и последствия на других участников.

Для создания справедливых отношений необходимо проявлять внимание и заботу к другим людям, их потребностям и чувствам. Каждый участник должен иметь возможность высказать свое мнение и быть услышанным без осуждения или перерыва со стороны других

Встреча коррекции и равенства в межличностных отношениях помогает укрепить взаимопонимание и доверие между людьми. Нарушение справедливости в таких отношениях может привести к конфликтам, недоверию и разрывам в отношениях.

Примеры проявления справедливости в межличностных отношениях:

  • Слушание и учет мнения каждого участника;
  • Равное распределение ответственности и обязанностей;
  • Общение на равных, без унижения или высокомерия;
  • Справедливое решение споров и конфликтов на основе общего согласия;
  • Поддержка и помощь в трудных ситуациях;
  • Взаимное уважение и поддержка достоинства каждого участника.

Справедливость в межличностных отношениях является фундаментальным принципом для создания гармоничного и уважительного общества. Она помогает поддерживать здоровые и справедливые взаимодействия между людьми и способствует развитию более справедливого и равноправного мира.

Начинка чувства справедливости

Злость – не единственный способ почувствовать несправедливость жизни. Есть еще и обида, зависть, чувство вины – наша психика богата на способы сопротивляться происходящему.

Зависть подсказывает, что «по справедливости», мы должны иметь не меньше и не хуже, чем тот, кому мы завидуем. Зависть побуждает «справедливо» осуждать и наказывать чужую несдержанность и раскованность там, где мы себя привязываем к батарее сковываем своим «правильным» поведением.

Обида подсказывает, что человек, практикующий невыгодное для нас поведение, обязан «по справедливости» раскаяться и начать исправляться.

Чувство вины мы переживаем, когда констатируем несправедливость на сей раз в собственных поступках. Вина подсказывает, что мы поступили «плохо», и поэтому потеряли право быть любимыми. А чтобы это право вернуть «обязаны», опять же, раскаяться и начать исправляться. Даже если это в принципе невозможно, все равно «обязаны», потому что «справедливости» наплевать, есть ли для требуемых ею перемен реальная почва.

Иными словами, то, что мы чувством справедливости называем – это не какая-то самостоятельная единица эмоциональной сферы, а целая смесь различных переживаний – чаще всего негативных, но в собственных глазах облагороженных.

Я не утверждаю, будто все разновидности реакций из «чувства справедливости» – сплошное «зло». Иногда «справедливость» действительно побуждает к «возвышенным» и «благородным» поступкам. Но чаще всего «справедливостью» прикрывается личная, порой откровенно эгоистичная выгода.

Что такое справедливость

Справедливость может быть применена во многих областях жизни, включая правосудие, образование, трудовые и социальные отношения. Она основывается на установленных законах, но также может быть реализована через нравственные принципы и общественные договоры.

Принципы справедливости включают равенство, справедливое распределение ресурсов, адекватное возмещение вреда или ущерба, уважение к правам и свободам каждого человека.

Примеры справедливости могут включать:

  • Равный доступ к образованию и возможностям развития
  • Одинаковое отношение к правовой системе и судопроизводству
  • Справедливое вознаграждение за труд
  • Защиту прав и интересов слабых и уязвимых групп общества
  • Справедливое разделение ресурсов и возможностей

Справедливость играет важную роль в обществе, создавая основу для равных возможностей и справедливого обращения с людьми. Она помогает поддерживать порядок и стабильность в обществе, а также способствует развитию демократии и правового государства.

Сущность понятия

Понятие справедливости включает в себя определенные принципы. В основе справедливости лежит принцип равенства, согласно которому каждый человек имеет равные права и обязанности. Также справедливость основывается на принципе пропорциональности, согласно которому наказание должно быть соразмерно совершенному преступлению. Другим важным принципом справедливости является принцип бенефициарности, согласно которому при принятии решений должны учитываться интересы и благополучие всех затронутых сторон.

Пример задачи, связанной с справедливостью, может быть решение судебного спора. Судья должен установить справедливое и объективное решение, которое учитывает все существенные обстоятельства дела и защищает права всех сторон. Кроме того, примером справедливости может служить и распределение доходов в обществе, основанное на принципе социальной справедливости и снижении неравенства.

Справедливость играет важную роль в жизни общества и взаимоотношениях между людьми. Она позволяет создать справедливую и равноправную среду, где каждый может реализовать свой потенциал и быть защищенным от произвола и нарушений прав. Понимание сущности и принципов справедливости позволяет нам стремиться к созданию более справедливого и гуманного общества.

Исторический контекст

Понятие справедливости имеет длинную историю, простирающуюся на протяжении веков. Первые упоминания о понятии справедливости можно встретить в древних греческих и римских философских трактатах.

В греческой философии справедливость рассматривалась как одна из главных добродетелей, важная для поддержания гармонии в обществе.

В дальнейшем, справедливость стала центральной темой многих философских дискуссий в разных культурах и временных периодах. Справедливость часто ассоциируется с равенством, справедливым распределением ресурсов и возмещением ущерба.

Принципы справедливости, которые сформировались в разных культурах, часто используются в юридических системах и политических установках.

Примеры справедливости в различных исторических контекстах включают решения судей, определение правил игры в спорте, обеспечение равных возможностей для всех членов общества и многое другое.

Исторический контекст помогает нам понять, какие принципы справедливости были важны в конкретное время и как они влияли на общественные отношения и правовую систему.

Западное понимание справедливости

В западном понимании справедливость — это бессовестное оправдание исторически сложившегося порядка вещей; оправдание прошлого как процесса, породившего это настоящее, и тенденций несущих в себе будущее. А откуда и как возникает «порядок», оправдываемый житейской мудростью мира сего; какая нравственность и этика в нём выражаются, — западных интеллектуалов не интересует… И с точки зрения философии оправдания этого порядка не правы все, кроме безупречного в своём «развитии» Запада. Верхом западной философии в нынешнее время в экономическом преломлении стала мантра о том, что рыночная экономика всё сама отрегулирует.

Примеры справедливости из жизни

Покажем на примерах, как проявляется справедливость. Если мужчина одинаково относится к детям, один из которых, неродной для него по крови, он поступает по справедливости. Он ответственен за тех, кто зависит от него и понимает, что ребёнок не виноват в ошибках матери и отца.

Повышенное чувство справедливости может отмечаться у детей, особенно у подростков. Им хочется сделать мир лучше, добрее. Юноши и девушки пытаются противостоять всему, что кажется им несправедливым. Так рождаются борцы за правду, революционеры.

Если молодой человек вступается за бабушку, которую обзывает ребёнок помладше, он поступает справедливо, так как велят нормы морали.

Справедливые люди всегда ратуют за права бедных слоёв населения, тех, интересы которых ущемлены. Митинги, акции протеста – яркие примеры попыток добиться справедливости.

Актами справедливости можно считать наказание преступников, штрафы, разнообразные санкции, которые следуют за противоправными действиями. Например, если мужчина изнасиловал женщину и теперь отбывает тюремный срок, то это – справедливо.

Если мать не кормит своего ребёнка, не заботится о нём и лишается родительских прав, то и это – справедливо по отношению к ребёнку. Каждый имеет право на достойное и безопасное существование.

Если сироте государство выдаёт жильё после совершеннолетия, это – справедливо. Таким способом, власть заботится о нём, восполняет отсутствие родителей. К сожалению, в действительности, жильё может быть в плачевном состоянии. В таком случае местные органы поступают несправедливо по отношению к сироте.

Примеры справедливости встречаются в повседневной жизни на каждом шагу. Наверняка и вы несколько раз в день делаете выбор: поступить по справедливости или нет.

Примеры справедливости в повседневной жизни

Справедливость – это понятие, которое играет важную роль в нашей повседневной жизни. Она определяет отношения между людьми, устанавливает правила игры и помогает поддерживать порядок. Вот несколько примеров, которые иллюстрируют справедливость в нашей повседневной жизни:

1. Штрафы за правонарушения

Когда люди нарушают правила, установленные обществом, им назначают штрафы. Например, если водитель превышает скорость, ему выписывают штраф за нарушение ПДД. Это справедливо, потому что правила должны быть соблюдены всеми, и каждый должен нести ответственность за свои действия.

2. Распределение ресурсов

Справедливое распределение ресурсов – это важный аспект в нашей повседневной жизни. Например, на работе, когда коллеги равномерно разделяют задачи и отделяют свой справедливый вклад в достижение общей цели. Также справедливо распределение бюджета государства на различные области, чтобы каждая часть общества получала необходимые ресурсы для развития и поддержания благополучия.

3. Равноправие

Справедливое обращение к людям, их права и свободы являются основой принципа равноправия. Например, законы, которые запрещают дискриминацию на основе пола, расы, национальности, вероисповедания и других категорий. Все люди должны быть равны перед законом и иметь равные возможности в области образования, работы и досуга.

4. Честные выборы

Справедливые выборы – это основа демократии. Все граждане имеют право свободно выбирать своих представителей в правительстве. Поэтому во время выборов применяются специальные механизмы контроля, чтобы исключить возможность манипуляций и обеспечить честное голосование.

5. Деликатность и эмпатия

Справедливость также может выражаться в межличностных отношениях. Например, когда мы показываем деликатность и эмпатию по отношению к другим людям, учитываем их чувства и потребности. Это помогает создать гармоничные отношения, основанные на взаимном уважении и понимании.

Это лишь некоторые примеры, которые иллюстрируют справедливость в повседневной жизни

Важно помнить, что справедливость – это основа стабильного и сбалансированного общества, которое уважает права и интересы каждого человека

Корни понятия справедливости

Понятие справедливости имеет древние корни и возникало в разных культурах и цивилизациях. В глубокой древности, когда человечество только начинало формироваться, справедливость являлась одной из основных ценностей, которые помогали поддерживать порядок в обществе.

В древнегреческой философии справедливость была связана с понятием права и морали. Важными источниками мысли стали работы Аристотеля и Платона, в которых рассматриваются различные аспекты справедливости. Они выделяли два основных типа справедливости: дистрибутивную и социальную.

Дистрибутивная справедливость касается разделения ресурсов и благ в обществе. Она основана на принципе «каждому по заслугам». Этот принцип подразумевает, что человек должен получать вознаграждение, соответствующее его вкладу и усилиям.

Социальная справедливость, с другой стороны, затрагивает организацию общественных отношений на более широком уровне. Она стремится к созданию равноправия, справедливых условий и возможностей для всех членов общества. Важными принципами социальной справедливости являются равенство, солидарность и уважение к правам человека.

Другие цивилизации и культуры также имели свои представления о справедливости. В индийской философии, например, была ценность дхарма, которая описывалась как следование законам и этическим принципам. В китайской философии, важным понятием была гармония и справедливость, которая являлась ключевым фактором в поддержании порядка и стабильности в обществе.

Справедливость как понятие имеет множество аспектов и интерпретаций, и в каждой культуре она может быть воспринята по-разному. Однако, несмотря на эти различия, справедливость остается незыблемым и важным принципом, который играет определенную роль в жизни каждого человека и общества в целом.

Как быть справедливым для всех?

Казалось бы, справедливость обязана быть объективным, для всех одинаковым понятием, ведь по ее критериям вершится честный суд и принимается множество «правильных» решений. Однако сегодня – как, впрочем, и всегда, — это понятие размыто и субъективно.

Вспомнить хотя бы мораторий на смертную казнь, либерально введенный множеством стран. В этих же государствах найдутся тысячи людей, всерьез пострадавших от действий злоумышленников и желающих вернуть электрический стул.

И что более справедливо – десятки лет кормить преступников в тюрьме за счет налогоплательщиков или быстро и сурово решить вопрос, мотивируя действия средневековым «око за око»?

А с другой стороны – как же вера в исправление, понимание ценности чужой жизни, работа во благо общества и допущение невиновности либо невменяемости заключенного? Справедливо ли забрать жизнь преступника взамен унесенной им или все-таки нет? Мнения разделяются по сей день.

Но взять даже бытовую ситуацию: два сотрудника выполняют одинаковую работу, но один получает в месяц 30000 рублей, а другой – 40000. Тот, что зарабатывает меньше, считает, что его начальство несправедливо к нему (хотя за пять лет он не сделал ничего, чтобы изменить условия труда).

Второй же постоянно повышает свою квалификацию, проявляет инициативу, посещает мастер-классы и семинары, участвует в корпоративах и засиживается допоздна.

Он лоялен к компании, имеет большой стаж и такие же амбиции. Справедливо ли на ваш взгляд, что начальство пытается его удержать высоким окладом и ценит больше, чем первого?

Вариант второй: отдаем апельсин тем, кто заслужил

Поделить апельсин справедливо можно, подсчитав усилия тех, кто работал, чтобы его вырастить. Больше долек — тому, кто поливал его каждый день, меньше — тому, кто ухаживал за деревом всего пару раз в неделю.

Такая справедливость руководствуется принципом заслуг (desert-based principle) приложивший больше усилий должен получать больше тех, кто ничего не делал. Например, зарплаты зависят от этого принципа: тот, кто имеет бóльший опыт работы и занимается более сложным трудом, получает больше денег, чем те, кто выполняет неквалифицированную работу. Это кажется нам вполне справедливым.

Что не так?

Проблемы этого типа справедливости начинаются, когда он сталкивается с реальным миром, где уже существует неравенство: мне может не повезти, и я могу родиться в холодном климате, где попросту не растут апельсиновые деревья, или мои родители не смогли обеспечить мне достойное образование по апельсинологии, а потому я не получила хорошую работу. А еще я могу быть ужасным садоводом, но отличной писательницей, вот только в этом воображаемом апельсиновом обществе мои таланты никому не нужны, а значит, и апельсинов мне не достанется.

К тому же философы, которые поддерживают справедливость, основанную на заслугах, спорят между собой, как эти самые заслуги измерять:

  • британский философ Дэвид Миллер предлагает распределять блага по вкладу, который работники внесли в общий продукт. Апельсин следует отдать непосредственно тому садовнику, кто занимался тем самым деревом, с которого этот апельсин сорвали.
  • с ним не соглашается современный польский философ Войцех Садурски, который, наоборот, считает, что усилия важнее результата. А потому нам не нужно знать, кто вырастил конкретно это дерево, важнее понять, кто больше всех работал в апельсиновом саду — ему-то и достанется большая часть апельсинового урожая.
  • современный австралийский философ Джулиан Ламонт спорит с обеими позициями и предлагает давать больше апельсинов тому, кто больше всех потратился на апельсиновый сад — необязательно в денежном эквиваленте. Можно измерить, например, кто потратил больше времени или даже здоровья, и наградить его соответственно.

Вариации справедливости, основанной на заслугах, кажутся справедливыми в экономической системе, но в современном демократическом обществе мы вряд ли захотим, чтобы нас допускали к выборам на основе достижений (хотя раньше это считалось вполне нормальным, и во многих культурах только богатые и образованные мужчины могли голосовать).

Вариант первый: делим апельсин поровну

Обычно с апельсином мы поступаем просто: даем всем одинаковое количество долек и не паримся философскими вопросами. Такое решение кажется легким и понятным, его часто применяют и для решения более сложных вопросов: все люди равны, а потому пусть всем всё достается одинаково. Такая справедливость руководствуется принципом равенства, которого мы придерживаемся в вопросах гражданских прав: например, когда утверждаем, что женщины равны мужчинам, а потому стоит бороться с гендерной несправедливостью.

Что не так?

Хотя принцип равенства отлично действует в некоторых случаях (например, в борьбе против расовой, гендерной и прочей дискриминации), он сталкивается со множеством проблем в других ситуациях. Например, когда мы задаемся вопросом, а нужно ли нам экономическое равенство или стоит ли платить всем одинаковую зарплату. Где в таком мире место для индивидуальности и развития? Следование принципу равенства может привести к «уравниловке», в которой не учитывается, что у меня может быть аллергия на апельсины и лучше бы мне дали вместо этого пару лишних яблок.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ своими словами для детей

Справедливость – это когда каждый получает то, что заслуживает. Когда мы играем в игру, мы хотим, чтобы все играли по правилам. Если кто-то нарушает правила, это несправедливо по отношению к остальным игрокам. То же самое справедливо и в жизни.

Справедливость означает, что все люди должны быть равны перед законом и иметь одинаковые возможности. Это означает, что никто не должен быть дискриминирован или обижен из-за своей расы, пола, возраста или веры. Каждый человек имеет право на справедливое отношение и справедливое решение всяких проблем.

Справедливость также означает, что мы должны быть добрыми и заботиться друг о друге. Если у кого-то есть меньше, чем у других, мы должны помочь этому человеку. Мы должны делиться и быть справедливыми в распределении ресурсов, чтобы каждому хватало на жизнь.

Но справедливость не всегда происходит автоматически. Иногда люди нарушают правила или обижают других

В таких случаях важно, чтобы была система, которая решает проблемы и наказывает виновных. Суды и правительство помогают нам сохранять справедливость в нашем обществе

Мы все должны стремиться к справедливости и помогать другим. Мы должны быть честными и откровенными, не обманывая других людей. Если у нас есть больше, чем нужно, мы можем поделиться с теми, кто нуждается. Мы можем помогать другим и защищать их права.

Справедливость – это очень важное понятие, которое помогает нам жить в мире и согласии друг с другом

Когда мы все справедливы, мы создаем лучшее общество, где каждому человеку уделяется внимание и забота. Давайте станем справедливыми и делаем наш мир лучше для всех людей!

Используемая литература:1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Проспект, 2010.2. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2-х ч. / Под ред. И.Т. Фролова. – М., 1989.3. Губин В.Д. Философия: учеб.- М.: Проспект, 2010.4. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. Изд. 5-е перераб. и доп. – М.: Логос,2 004.5. Основы философии в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов. -Ростов н/Дону, 1997.6. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – Воронеж, 1995.7. Социальная философия / Под ред. Н.В. Лавриненко. – М., 1995.8. Спиркин А.Г. Философия: Учебник.-2-е изд. – М.: Гардарики,2009.9. Тэйчман Д., Эванс К. Философия. Руководство для начинающих / Пер. с англ. – М., 1997.10. Философия: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. Вузов / Под общ. ред. В.Л. Калашникова. – М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.11. Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. – М., 1997.12. Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.П. Кохановского. – Ростов н/ Дону, 1995 (и др. изд.).13. Философия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова.- 3-е изд., перераб. и доп.-М.: ЮНИТИ-ДАНА,2004.14. Философия: учебник/ под ред. А.Ф.Зотова, В.В.Миронова, А.В.Разина.- 6-е изд., перераб. и доп.- М.: Академ. проект, 2009.Значение термина СПРАВЕДЛИВОСТЬ на academic.ru

Социальная справедливость

Известен принцип социализма, проповедовавший справедливое разделение благ: «от каждого по способностям, каждому – по труду». Строго говоря, сколько человек отдает, столько имеет права и получить.

Этот же критерий справедливости воспевается и в детских сказках – вспомнить хотя бы «Морозко» или «Золушку»: тот, кто ленив, чванлив, глуп, груб и высокомерен, никогда не получает награду.

А вот трудолюбивый муравьишка или добрая девочка, стершая свои пальчики за трудом, будут награждены по заслугам.

Сегодня можно лишь улыбнуться подобным грезам о справедливости: высокие должности получают «друзья друзей», а в руководящих органах встречаются люди без образования.

Коммунизм пошел дальше: «по труду» он заменил оптимистичным лозунгом «каждому по потребностям».

Владимир Войнович в антиутопическом романе «Москва 2042» развил эту мысль до абсурда: в его просветленном государстве о том, какие потребности имеет тот или иной гражданин, решало правительство. Само собой, у высших чинов они были куда солиднее!

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий