Формы и направления патриотического воспитания
Ключевыми направлениями в системе патриотического воспитания в учреждениях дошкольного и школьного образования являются следующие:
- Духовно – нравственное;
- Гражданско – патриотическое;
- Социально – патриотическое;
- Военно – патриотическое;
- Спортивно – патриотическое;
- Героико – патриотическое.
Рассмотрим каждое направление подробно, выделив особенности.
Духовно-нравственное направление патриотического воспитания направлено на формирование у учащихся приоритета духовных ценностей над материальными, желания быть причастными к социально значимым процессам в России. Кроме того, важна способность руководствоваться этими процессами в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
Гражданско-патриотическое направление подразумевает правовую грамотность и умение анализировать происходящие события с точки зрения норм права. Законопослушность и умение понимать природу политических и правовых событий в обществе и государстве – вот основа гражданско-патриотической ветви воспитания молодого поколения. Немаловажным является и готовность служить своей Родине, оставаться преданным народу своей страны.
Историко-краеведческое направление патриотического воспитания представляет собой систему мероприятий, которые стимулируют познание историко-культурных корней и осознание неповторимости родной земли.
Героико-патриотическое направление ориентируется на привлечение внимание молодежи к общественно значимым профессиям и службе в рядах вооруженных сил РФ
Особую важность представляет процесс воспитание понимания значимости труда и подвига на благо Родины
Военно-патриотическое направление представляет собой многоплановую систематическую и скоординированную деятельность государства, общественных объединений и организаций. Деятельность указанных участников процесса направлено на:
- формирование патриотического сознания у молодёжи;
- формирование возвышенного чувства верности своему Отечеству;
- формирование готовности к его защите как важнейшей конституционной обязанности в отстаивании национальных интересов Российской Федерации;
- обеспечение военной безопасности РФ перед лицом внешних и внутренних угроз.
Объектом военно-патриотического направления воспитания является подрастающее поколение дошкольного и школьного возраста.
Спортивно-патриотическое направление воспитания стимулирует интерес к спорту и здоровому образу жизни, позволяет повысить дисциплину среди детей и молодежи.
Социально-патриотическое направление воспитания должно формировать духовно-нравственную и культурно-историческую преемственность поколений. В процессе воспитания у молодежи должна оформиться активная жизненная позиция, а также проявление благородства и сострадания, проявление заботы о людях с ограниченными возможностями и людях пожилого возраста.
В последние годы оформилась система основополагающих форм патриотического воспитания:
- выпуск стенгазеты или онлайн газеты
- посещение спектаклей, выставок, музеев
- кружки художественного, декоративно-прикладного творчества
- ученический театр
- авто-, мото-, велопробеги
- соревнования по авиационным, техническим и военноприкладным видам спорта
- военно-исторические, военно-технические конкурсы
- конкурсы художественной самодеятельности
- встречи с представителями общественно важных профессий
- встречи с военнослужащими
- тематические классные часы
- экскурсии по родному городу
- помощь ветеранам
Гражданско-патриотическое воспитание в школе
В общеобразовательной школе этот процесс становится целенаправленным, нравственно обусловленным и комплексным. Он готовит учащихся к жизни, к взаимодействию, труду и полноценному функционированию личности в обществе, к участию в социальной жизни государства. Формирует чувство ответственности за свой нравственный и правовой выбор (в том числе, политический), за развитие своих способностей и достижений жизненных целей.
Как видите, цели у воспитания глобальны, поэтому государственная образовательная система уделяет гражданскому воспитанию столь большое внимание
Работа по гражданско-патриотическому воспитанию в школе ведется на протяжении всего учебного процесса. Она планируется при организации учебных занятий, классной (на уроках и на классных часах) и внеклассной работы в соответствии с заявленной учебной программой.
Программа гражданско-патриотического воспитания школьников
Программа выделяет свои цели и задачи, как приоритетное направление в системе образования в целом. В содержании программы излагаются идеи, которые определяют направленность, ценности и другие составляющие гражданской позиции учеников.
Цель программы – создание условий для развития личности будущего гражданина – патриота своей Родины, формирование у него нравственных ценностей, взглядов, установок, мотивов деятельности.
Задачи программы:
- Формирование у учащихся чувства ответственности, твердой гражданской позиции, стремления к самосовершенствованию;
- Повышение качества условий для реализации гражданско-патриотического воспитания;
- Развития его форм и методов с использованием новых технологий;
- Воспитания у учащихся толерантности по отношению к представителям другой национальности;
- Формирование чувства гражданского долга;
- Формирование патриотических чувств по отношению к Родине, любви к своей культуре, чувства гордости за историю, традиции и достижения своего народа.
Гражданско-патриотическое воспитание делится на три возрастных этапа, каждый из которых отличается своими методами и особенностями.
Возрастные этапы | Методы |
---|---|
Начальная школа |
|
Среднее звено |
|
Старшие классы |
|
Мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию в школе
Работа по гражданскому воспитанию в школе ведется не отдельно, само по себе, а в полном взаимодействии с учебным процессом и внеклассной работой. Задачи гражданского воспитания реализуются в учебной деятельности (на уроках истории, литературы, родного языка, музыки, изобразительной деятельности) и во внеклассной работе. Мероприятия эти планируются как каждым из педагогов отдельно, так и всей школьной системой в целом:
- Тематические классные часы;
- Курс обществознания;
- Экскурсии по школьному музею и в музеи города;
- Изучение истории семьи и семейных традиций;
- Изучение истории своего народа, традиции и обычаи, характерные для той местности, где проживают учащиеся;
- Работа краеведческих, военно-патриотических и других кружков;
- Встречи с ветеранами ВОВ и участниками боевых действий (в горячих точках);
- Экскурсии по городам России;
- Школьные мероприятия, концерты, конкурсы, организованные в течение года.
Ключевые методы патриотического воспитания
Группы методов патриотического воспитания
Современная система методов патриотического воспитания должна быть подвержена серьезной коррекции по причине низкой эффективности и изменений внешнеполитической и экономической обстановки в стране и мире. Сильно вырос уровень внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации, и появились новые вызовы в сфере патриотического воспитания:
Все вышеперечисленное много другое требует использования только актуальных и эффективных методов патриотического воспитания. Пример следует брать с КНР, где патриотизм прививается с раннего детства.
Группа методов | Методы |
---|---|
Методы формирования сознания личности | Убеждение, внушение, беседы, лекции, дискуссии, метод примера |
Методы организации деятельности и формирования опыта гражданского поведения | Педагогическое требование, требование коллектива, общественное мнение, поручение, метод- требование, создание воспитывающих ситуаций, коллективное творческое дело, метод проектов |
Методы стимулирования деятельности и поведения | Соревнование, поощрение, наказание, взаимовыручка, создание ситуации успеха |
Представленные в таблице методы уместно использовать как дошкольном образовании, так и в школе
Внедрение элементов патриотического воспитания в ежедневный педагогический процесс будет способствовать воспитанию поколения патриотов, понимающих важность духовных и культурных ценностей России. Знание истории РФ и родного края поможет адекватно воспринимать происходящее в стране и мире, а также правильно выбирать приоритеты, как для себя, так и для своей страны
Патриотическое воспитание детей в начальной школе
? Патриотическое воспитание начинается не в школе . Рождаясь в семье, оно развивается в детском саду. Учителя начальной школы лишь принимают эстафету, продолжая прививать своим ученикам любовь к Родине и Отчизне.
Уже в младших классах дети способны понимать, что значит любить свой народ, ощущать себя его частью, гордиться его историей, чувствовать ответственность за будущее своей страны. Задача учителя начальных классов правильно организовать патриотическую воспитательную деятельность, спланировать мероприятия, учитывая не только культурно-исторические традиции своей страны, но и того региона (республики), где проживают учащиеся. Патриотическое воспитание органично вплетается в образовательную программу (уроки литературы, истории, русского языка, труда, ИЗО, музыки), но важнейшим инструментом являются внеклассные мероприятия. Цель таких мероприятий – окунуть детей в историю, культуру их народа, формирование у них таких качеств, как любовь к Родине, милосердие, толерантность. Учащиеся начальной школы еще достаточно восприимчивы к усвоению национальных культурных ценностей, и это следует учитывать в полной мере.
Если говорить об эффективных формах патриотического воспитания младших школьников, то к ним относятся такие нестандартные формы, как:
- уроки героико-патриотической тематики;
- интегрированные уроки;
- проблемные уроки;
- дискуссии;
- театрализованные уроки;
- групповые семинары.
Принцип интеграции в современном образовании занимает ведущие позиции. Он предполагает объединение нескольких предметов общей идеей или тематикой. Так тема «Семья и быт в древней Руси» проходит единой нитью через такие предметы, как русский язык, литературу, историю, музыку, изобразительное искусство .
К эффективным средствам также относятся дидактические методы и приемы. В начальной школе эти приемы применимы на уроках изобразительного искусства (изображение эпох, символов, имитация стилей декоративно-прикладного творчества).
Физические упражнения как средство спортивно-патриотического воспитания
Функции детского организма, правильное психическое и умственное развитие подростков формируются с помощью любой из групп физических упражнений:
- игры;
- гимнастика;
- занятия туризмом;
- любой из видов спорта.
Каждый из видов деятельности связан с различными физическими упражнениями, которые, наряду с оздоровительными силами природы, многими гигиеническими факторами, помогают достигать основных целей физического воспитания.
Увлеченность подрастающего поколения спортом в противовес пиву и курению – главная забота родителей, учителей. Достижения на больших аренах вырастают из школьного спорта, где на уроке физкультуры учитель даст основы техники движений, на практике объяснит понятия скорости, ускорения, расскажет о позах, положениях тела, подвергнет каждого из ребят адекватной его возрасту, полу физической нагрузке.
Для пока непрофессиональных спортсменов, их желания заниматься важны внешние комфортные условия: определенная температура, влажность воздуха, санитарные условия помещения. Учитель обязательно должен учитывать состояние пришедших на занятия: насколько они устали, не пугает ли их обстановка проведения тренировок, какие-то из снарядов. Нагрузки дозируются, они не должны приносить вред здоровью.
Важно, особенно для младших, чтобы занятия проходили в игровой форме, на них присутствовал соревновательный дух, чтобы учитель, кроме указаний и команд, использовал пояснения, беседы, сам демонстрировал правильное выполнение упражнений
В общей системе образования спортивно-патриотическое направление становится одним из наиболее важных. Поэтому так значимы информационная политика, методическое обеспечение
Структурам, ответственным за сферу воспитания молодежи, стоит уделить внимание кадровой политике, развитию нормативно-правовой базы, относящейся к орбите физической культуры и спорта
Конкурсы по безопасности для начальной школы
Социальная практика в школе примеры
Трудовая книжка правила ее ведения заполнения и хранения кратко
Приведите примеры случайных событий из вашей школьной жизни
- Приведите примеры влияния города на литосферу земли кратко
Актуальность спортивно-патриотического воспитания
Судьба школьников, студенческой молодежи давно тревожит российское общество из-за следующих негативных явлений:
- заметного снижения образованности, отсутствия стремления у молодого поколения повышать свой культурный уровень,
- общей нравственной деградации, молодежи в том числе, криминализации сознания, снижения порога допустимого в поведении,
- «прогресс» наркомании, алкоголизма, потеря обществом контроля и управления над этим процессом, логичное следствие – необратимое разрушение генофонда,
- все более проявляющийся разрыв поколений по идеологическим, нравственным вопросам.
Итогом становится маргинализация большой части молодежи, она перестает соответствовать тенденциям развития общества, роль ее как лидирующей группы, стратегического резерва теряется.
История народов России говорит о том, что за будущее нужно бороться. Нынешние вложения в воспитательный процесс, борьбу за здоровье молодого поколения – залог стабильности общества будущего. Невежды, тунеядцы, наркоманы погубят все то, что отстраивалось на протяжении жизней многих поколений.
Теоретико-методические основы спортивно-патриотического воспитания подрастающего поколения
Патриотизм во все времена занимал самое главное место как в духовной жизни общества, так и во всех сферах его деятельности – в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии . Поэтому обращение к проблеме современного российского патриотизма, сформировавшегося на протяжении многовековой истории Отечества, является главной задачей для прояснения его исторических основ.
По мнению А.Н.. Вырщикова, М.П. Бузского , смысл и ценность патриотизма определяются, прежде всего, духовным и нравственным состоянием любого общества, его исторической самобытностью, определяющей общественную жизнь современных поколений. Роль и значение патриотизма возрастают в те исторические моменты, когда объективные тенденции развития общества сопровождаются повышением напряжения сил его граждан (войны, нашествия, социальные конфликты, революционные потрясения, обострение кризисных явлений, борьба за власть, стихийные и иные бедствия, период проведения Олимпийских игр). Проявления патриотизма в такие периоды отмечены высокими благородными порывами, особой жертвенностью во имя своего народа, своей Родины, что заставляет говорить о патриотизме как о сложном и безусловно неординарном явлении.
Среди имен мыслителей, посвятивших своё творчество Русской идее в первые десятилетия XX в., можно выделить Н.И. Алексеева, Н.А. Бердяева, Б.П. Вышеславцева, И.А. Ильина, А.В. Карташева, Иоанна Крон-штадского С.А. Левицкого, И.О. Лосского, Г.В. Плеханова, О.А. Платонова А.Н. Толстого, Е.С. Троицкого, Л.И. Шестова, Г.Г. Шпета и других. Ими по-разному трактовалась сущность патриотизма, прежде всего в контексте его духовного выражения и реального проявления. Во многом это объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания, неординарностью структуры, многообразием форм проявления .
Анализ теоретических поисков отечественных мыслителей, в особенности тех, которые в той или иной степени выражали свое отношение к патриотизму и проблеме его развития в обществе наталкивает на признание того обстоятельства, что в существе их идей, подходов и позиций по проблеме русского и российского патриотизма имеются общие, объединяющие моменты. Это, прежде всего основополагающие принципы служения Отечеству, самоотречения во благо Родины, самоотверженности и верности Отчизне и многие другие .
В послеоктябрьский период развития страны произошло переподчинение собственно русских и российских интересов задаче интернационализации отношений в обществе. Естественно, что это не могло не отразиться на русском самосознании, которое деформировалось, ослаблялось, утрачивая национальные корни. Вследствие преувеличения значения в советском обществе социального, классового, идеологического был резко ослаблен национальный фактор, что повлияло на направленность русского национального самосознания :
Большую роль в дальнейшем возрождении патриотической идеи сыграл субъективный фактор на уровне государственной политики. По мере того, как привлекательность марксистской теории в российском обществе все более ослабевала, общественность с возрастающим интересом обращалась к работам отечественных мыслителей, которые в советский период продолжали творчески развивать и обогащать патриотизм новыми идеями . Среди них выделяются, в частности, Н. Бердяев, Л. Карсавин, И. Ильин.
Период социалистического строительства весьма активно повлиял на развитие национального сознания советского общества, в котором идеологическое, классовое, интернациональное некоторое время формировалось в ущерб традиционным духовным, культурным, историческим ценностям нашего народа . Значительно слабее стала преемственность поколений, нарастали тенденции маргинализации молодежи, ее отчужденности от героических свершений и славы великих предков Руси и России.
Сформировавшийся в новых исторических условиях патриотизм в наибольшей мере показал свою жизненность и силу в годы Великой Отечественной войны. Именно в этот период тяжелейших за всю историю нашего Отечества испытаний вся страна поднялась на его защиту. И не было ничего выше и дороже этого поистине святого понятия, которое вдохновляло многих людей на преодоление любых испытаний, жертв и лишений во имя спасения родной земли. Невиданная стойкость и мужество советских воинов, массовый героизм на фронте и в тылу, огромное стремление наших людей отдать все, даже свою жизнь во имя Победы, позволили поднять представление о патриотизме советского народа на недосягаемую высоту .
Большой интерес для понимания проблемы российского патриотизма представляет научно-исследовательская литература с конца 80-х годов XX столетия по настоящее время.
1.3 Духовно-нравственный воспитательный потенциал борьбы
Одной из главных задач физической культуры, помимо укрепления и сохранения здоровья и оптимального развития физических качеств, является нравственное воспитание личности спортсмена. В целом, мораль — это система норм, правил и требований, предъявляемых обществом к личности. Формирование нравственности — это перевод моральных норм, правил и требований в навыки и привычки. Мораль общества охватывает большое многообразие отношений человека к различным сферам жизни и деятельности: патриотические отношения, отношение к другим народам и их культуре, отношения к труду и продуктам труда, отношение к людям, отношение к себе.
Нравственное воспитание — систематическое целенаправленное воздействие на человеческую личность с целью формирования морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. Особенность такого воспитания заключается в том, что соблюдение моральных общественных норм и правил является делом добровольным, зависящим от внутренних мотивов и потребностей самого человека. Таким образом, получается, что единственным наказанием за их несоблюдение может служить осуждение, неодобрение со стороны общества, и здесь важна значимость для человека этих неодобрений, роль общественного мнения в его сознании. Нравственно воспитанный человек относится к обществу и общественному мнению как к определяющему фактору его поведения, так как ассоциирует себя с этим обществом и считает себя частью его, что обязывает его к соблюдению общественно принятых норм и правил поведения .
Актуальность проблемы нравственного воспитания состоит в том, что бы в человеке открыть источники добра. Добрый характер непременно повлияет на интеллект и разум, что в дальнейшем поможет молодому человеку направлять свои умственные, интеллектуальные, душевные и физические возможности на созидание мира, в котором он живет. Такой человек будет способен брать на себя ответственность за семью, за воспитание собственных детей, за обустройство дома, района, города и страны. Безнравственному человеку это не свойственно. Рассуждая на тему формирования нравственности современной молодежи по средством занятий единоборствами, возникает вопрос: “являются ли единоборства средством нравственного воспитания или только областью проявления нравственных возможностей человека?”. Нравственное воспитание личности — сложный, многогранный и автономный процесс. По нашему мнению, формирование нравственного сознания на уроках по занятию единоборствами напрямую связано с методами словесного воздействия на личность, и косвенно связанно со спецификой взаимоотношений учеников в процессе выполнения тренировочной нагрузки. Итогом применения этих методов должно явиться преобразование нравственных понятий в жизненную позицию личности ученика.
Нравственно воспитанным человек становится лишь тогда, когда нормы и правила поведения, диктуемые обществом, становятся его собственными взглядами и убеждениями, а требования, предъявляемые к личности, становятся внутренними потребностями человека.
Нравственное воспитание в спорте — это сложный педагогический процесс. Сущность мощного воздействия занятий спортом на личность в принципе заключается в следующем: субъективная деятельность спортсмена, будучи направленной на овладение искусством движений и на укрепление тела, на основе обратной связи совершенствует самого себя .
Стратегия педагогической деятельности. Задачи социальных, политических институтов
В свете проблем, которые сформировались к сегодняшнему дню, становится понятно, что восстановление системы воспитания, касающейся физической культуры и спорта, для государства, общества – одна из самых главных проблем. Система воспитания – определяющая сила, которая способна противостоять наседающим деструктивным тенденциям. Для решения наиболее острых проблем России нужно здоровое и правильно воспитанное поколение.
Читайте еще: Гражданско-патриотическое воспитание
Ту систему воспитания, о которой мы все сейчас с ностальгией вспоминаем, восстановить не представляется возможным. Для этого недостаточно простого волевого усилия. Старый проект создавался под иные требования, имел отличающиеся от современных явные и скрытые цели, был производным той идеологической системы, которая разрушена.
Современная государственная программа патриотического воспитания юных граждан не имеет концептуальной базы. У семьи, СМИ, государственных, политических органов нет четких разработок, «поют» каждый о своем. У тех коллективов, которые занимаются методическими исследованиями, организацией мероприятий на патриотическую тематику, концепция не выработана, следовательно, системы нет.
Деятельность по спортивно-патриотическому воспитанию многогранна, она координируется государственными, общественными структурами. В любом государстве патриоты должны составлять социально активное большинство населения, имеющее четкие ценностные ориентации, позитивные жизненные планы.
Перед Координационным советом, занимающимся вопросами спортивно-патриотического воспитания стоит задача выработки концепции воспитания детей и молодежи. Для регулирования отношений между воспитателями и воспитуемыми необходим закон, который будет регламентировать ведение воспитательной деятельности, лицензировать негосударственные организации, предпринимателей, оказывающих населению услуги в области физкультуры, спорта.