Виды социализации
Выделяют первичную и вторичную социализацию. Первый этап адаптации начинается с самого рождения и продолжается до достижения зрелого возраста. Далее, осуществляется более сложный процесс ресоциализации, который длится всю жизнь.
Детство и школьные годы
Основы личности закладываются в детстве. В первые годы жизни социализация проходит неосознанно. Ребёнок наблюдает за родителями и старается копировать их поведение. Чуть позже, малыш начинает соотносить свои поступки с нормами, принятыми в обществе. Согласно теории психолога Чарльза Хортона Кули, это происходит на основании реакции других людей. Ребёнок совершает какой-либо поступок и ждёт оценки его действий. В случае регулярного одобрения норма поведения закрепляется. Постепенно формируется эмоциональный мир и первая система ценностей индивида.
В детстве главными социальными агентами являются родители, воспитатели, няни, бабушки и дедушки. В юности огромное влияние на становление личности оказывают друзья, должностные лица, СМИ, публичные люди. В XXI веке усилилась роль интернета, как социального агента.
К 18 годам личность индивида формируется на 70%
Поэтому так важно окружить ребёнка правильной системой ценностей и порядочными людьми. Важным инструментом интеграции человека в общество являются образовательные учреждения
Функции школы заключаются не только в обучении ребёнка, но и в развитии адаптационных навыков. Для ускорения этого процесса в учебных заведениях США уроки проходят в разных аудиториях, а состав класса регулярно меняется.
Вторичная адаптация
Второй этап становления личности называется ресоциализацией. Суть процесса заключается в преобразовании моделей поведения, сформированных ранее. Достигнув зрелого возраста, человек сталкивается с жизненными обстоятельствами, которые приводят к разрыву старых шаблонов мышления и формированию новых. Индивид испытывает необходимость подвергать воздействию свою систему ценностей. В жизни человека появляются новые социальные агенты:
- трудовой коллектив;
- начальство;
- политические партии;
- государство.
В процессе вторичной социализации индивид активно ищет сферу деятельности, в которой он может реализовать свои навыки и таланты. Появляются реальные жизненные цели, ценности и нормы морали.
Альтернативные классификации и теории
В современной социологии существуют и другие классификации процесса. Например, психолог Дж. Арнетт выделяет узкую и широкую социализацию. Первый тип рассматривается как усвоение жёстких поведенческих правил, которыми нельзя пренебрегать. Под широкой социализацией понимается свобода действий индивида. Можно назвать и другие виды адаптации:
- Групповая. Освоение норм поведения конкретного общества (семьи, подростков, неформального сообщества).
- Гендерная. Мальчики усваивают правила жизни, характерные для мужского пола, а девочки для женского.
- Организационная. Профессиональная адаптация на предприятиях или в учебных заведениях.
- Досрочная. Рассматривается как репетиция конкретной социальной роли. Например, игра в дочки-матери детьми дошкольного возраста.
В обществознание существует понятие десоциализации. Это процесс противоположен адаптации личности. Он означает частичную утрату накопленного опыта общения. Десоциализация может быть результатом сильного стресса, войны, тюремного заключения, стихийного бедствия.
https://youtube.com/watch?v=JeXOpHT3elc
Что же такое независимость
Современные родители хотят воспитать детей самостоятельными и независимыми. Но хороший антоним к слову «социализация» – это «изоляция»: абсолютная независимость от людей возможна только на необитаемом острове. В обществе действует взаимозависимость: самостоятельный человек должен уметь просить других о помощи и помогать другим. Как выразился известный российский IT-предприниматель Всеволод Опанасенко: «Лучше делить прибыль на двоих, чем убытки на одного». Как это воспитывается?
С рождения: когда ребенок зовет маму и она приходит — он независим, но если мама не хочет подойти, то ребенок зависим от её настроения. Ребёнок, воспитанный во внимании, становится независимым и способным к взаимопомощи. Есть разница между ребенком, который перестает звать маму, потому что становится самостоятельнее, и ребенком, который перестает звать маму, потому что она все равно не придет.
Период «у мамы на руках» играет важнейшую роль. Неожиданным может показаться, что чем дольше «ручной» период – тем самостоятельнее становится ребёнок, когда вырастает – а не наоборот, так как закладывается уверенность в себе и привычка к благополучию. По окончании этого периода необходимость постоянной маминой поддержки быстро пропадает. Общение не теряется – просто появляется самостоятельность.
Интересный пример общества индейцев Южной Америки, описанный Жан Ледлофф, показывает, что независимость, открытость и бесстрашие воспитываются без наказаний – необходимой поддержкой, личным примером и отсутствием принуждения. От рождения это непрерывный контакт с мамой и взрослые занятия (охота, земледелие, готовка) в той мере, в которой ребёнок проявляет интерес (без требований к результатам).
Отличительной чертой этих индейцев является отсутствие лишнего напряжения во всём. Они не делают скучную работу, но очень трудолюбивы и выполняют необходимую для жизни тяжёлую работу с удовольствием. У индейцев есть, чему поучиться, но идеализировать их образ жизни не стоит. В том числе и потому, что не вполне естественная городская среда подразумевает специфические институты образования и социализации – садики и школы.
Этапы социализации
Становление и развитие личностных качеств происходит в течение всей человеческой жизни. Но в разные периоды этого пути существуют свои особенности социализации. Есть прямая связь между нею и жизненными циклами человека. Специалисты выделяют два основных периода данного процесса:
- первичный;
- вторичный.
Первый этап начинается в детстве и заканчивается с достижением совершеннолетия, второй связан со взрослостью и характеризуется тесной взаимосвязью с различными социальными институтами.
Оба периода делятся на более конкретные этапы, каждый из которых имеет свои особенности.
Этапы первичного периода:
- раннее детство (0-11 лет);
- подростковый период (12-17);
- юность (18-21).
В этот период огромную роль в процессе социализации играет непосредственное окружение человека, в первую очередь – семья. Их называют агентами первичной социализации.
Становление личности происходит под большим влиянием эмоционально окрашенных связей. В человеке только формируются такие качества, как самостоятельность мышления, уверенность в себе, независимость, умение отстаивать свои взгляды, ответственность. Складывается мировоззрение, идет развитие ценностного мира.
Это дотрудовая стадия социализации, когда основное занятие человека – учеба, приобретение знаний и навыков
Важное место занимает воспитательный процесс
Этапы вторичного периода:
- молодость (22-34);
- зрелость (35-55);
- пожилой возраст (56-70);
- старость (71 и далее).
Этот период делится на две стадии – трудовую и послетрудовую. В молодости, зрелости и первой половине пожилого возраста человек активно участвует во всех процессах, происходящих в обществе.
На этом этапе важную роль приобретают социальные институты, которые оказывают основное влияние на социализацию. Среди них основополагающими являются государство, СМИ, армия, церковь, трудовые коллективы, социальные службы. Их называют агентами вторичной социализации.
Во вторичный период индивид уже имеет свое четко определенное место в социальной структуре, обладает статусным набором, диктующим ему модели поведения. Это наиболее активное и плодотворное время в жизни человека.
Послетрудовой этап характеризуется снижением социально-активной деятельности. Уже сложившаяся целостная личность может уделить больше внимания себе и близким
Социализация этого периода вновь связана с важностью ближайшего окружения для человека
5 2 голоса
Рейтинг статьи
Понятие социализации
Социализация в обществознании — это процесс усвоения человеком норм поведения, необходимых для полноценной жизни в обществе. Он начинается с момента рождения ребёнка и продолжается в течение длительного времени. От того, насколько успешно он пройдёт, зависит формирование личности.
На протяжении жизни большинство из нас меняет привычки и предпочтения, взгляды на окружающую действительность, ценности и ориентиры. Это происходит под влиянием круга общения, полученного образования, саморазвития. Например, бывает, что люди, долгое время добивавшиеся материального благополучия отказываются от достижений цивилизации и кардинально меняют жизнь.
Рис. 1. Выбор жизненного пути.
По мнению исследователей, личность становится социально зрелой примерно к 21 году. Результатом социализации является поведение, соответствующее общепринятым нормам. Если усвоение опыта и ценностей прошёл с нарушениями, поведение человека становится отклоняющимся.
Виды
Социализация в психологии – это процесс формирования личности, который может быть осуществлен в разных формах и видах. В социологии принято выделять две основные формы социализации — первичную и вторичную. Данная классификация была предложена Питером Бергером и Томасом Лукманом, основателями социального конструкционизма — социологической теории познания.
Главным агентом процесса социализации личности на первичном этапе является семья. Общественные нормы, ценности и правила поведения ребенок усваивает в своем близком окружении. На данном этапе в сознании ребенка закладываются представления об особенностях взаимодействия с окружающими.
Вторичную форму социализации обеспечивают многочисленные социальные институты:
- детский сад;
- школа;
- университет;
- работа;
- социальные организации;
- армия;
- церковь;
- средства массовой информации.
На данном этапе социализация происходит в результате общения с одноклассниками, друзьями, коллегами и другими людьми. С данной классификацией связано разделение социализации по ее степени направленности и широте охвата объекта (индивидуальная и тоталитарная).
Индивидуальная социализация помогает идентифицировать свое «Я» с окружающими людьми, конкретным сообществом. Тоталитарная социализация охватывает все определенное сообщество, формируя самоидентификацию «Мы», которая является тотальной. Вторая форма социализации играет важную роль для гражданской и политической социализации.
Также социализация классифицируется на:
- поло-ролевую. Она заключается в определении человеком различий между мужским и женским полом. Личность в процессе культурного освоения и воспитания начинает идентифицировать себя с женщиной или мужчиной, выполнять соответствующие социальные роли и следовать общественным нормам поведения. Данный процесс социализации может длиться на протяжении всей жизни;
- семейно-бытовую. Данная социализация предполагает освоение каких-либо социальных ролей в зависимости от положения в семье (например, роль жены, мужа);
- профессионально-трудовую. Социализация заключается в освоении своей профессии и роли в рабочей деятельности. Включает в себя поведение в соответствии с деловым этикетом, выполнение обязанностей, подчинение вышестоящим руководителям;
- субкультурно-групповую. Социализация зависит от того, к какому объединению принадлежит человек. Это могут быть неформальные организации, субкультурные общества, которые отличаются поведением от преобладающего большинства (например, хиппи, панки).
В зависимости от периода жизни, в котором человек меняет или приобретает навыки социализации, а также соответствия собственных установок и общественных норм, явление можно классифицировать на:
- полную социализацию (индивид старается соответствовать всем требованиям социума, который их выдвигает);
- частичную социализацию (индивид обладает навыками для соответствия социальной группе, но внутренне имеет с ними противоречия);
- одностороннюю социализацию (человек занимается саморазвитием, но свои умения и навыки развивает в какой-то определенной сфере);
- ресоциализацию (индивид осваивает новые навыки, занимается познанием и формированием новых ценностей, отвергая свои старые взгляды).
Фазы социализации личности
Социализация никогда не происходит спонтанно. Весь процесс социализации протекает в три основных этапа:
- Первый этап. На этой фазе происходит овладение и запоминания тех норм и ценностей, что присущи для этого общества. По итогам индивид пытается соответствовать тем, кто его окружает.
- Второй этап. На этой фазе личность стремится получить признание, работает над собой, дабы оказывать влияние на других людей.
- Третий этап. На этой стадии индивид ставит перед собой определенные цели, пытается добиться их, самореализоваться, чтобы вступить в социум и найти там свое место.
Только хронологическое соблюдение всех трех этапов помогает благополучно осуществить процесс вхождения в социум. Все эти процессы можно рассмотреть на стадиях взросления и становления личности человека.
Этапы социализации
Социализация – сложный и постепенный процесс, проходящий в несколько этапов. Первым делом должна наступить социальная адаптация. Так называют активное приспособление индивида к условиям социальной среды, в которой он оказался. Считается, что адаптация проходит на трёх уровнях – физиологическом, психологическом и социальном.
На физиологическом этапе человек изучает новую для себя обстановку, вступает в новые социальные связи и изучает свои возможности, которые помогут ему самореализоваться в данной социальной группе. В это время индивид активно общается и привыкает жить по новым правилам, после чего пытается приложить собственные усилия для достижения результатов, актуальных для данного коллектива.
На этапе индивидуализации человек уже прочно осознаёт себя как единицу общества. Происходит формирование, собственно, личности – индивида, имеющего свои убеждения, способности, навыки, свою оценку происходящего. Если на первом этапе социализации он учится быть во всём похожим на других, то на следующей стадии он пытается стать непохожим на других, имеющим свои особенности, которые, однако, входят в общую систему ценностей и регулируются ею.
Впрочем, индивидуализация – довольно субъективный процесс. Усвоение общих правил и общего опыта и самореализация в социальной группе происходят у каждого человека по-разному. Одни, например, принимают решение стать как можно более конформными, то есть во всём следовать нормам и правилам; такая педантичность у иных личностей доходит до абсурда. Другие же при социализации преодолевают стереотипы, нарушают определённые правила и ведут себя нестандартно, обеспечивая, однако же, общее развитие группы. Наконец, третьи разрушают самые основы данной социальной группы, в результате чего происходит либо её распад, либо изгнание из группы данного индивида.
Следующий этап социализации – интеграция. Этот термин пришёл в социальную науку из точных и естественных дисциплин – математики, биологии, физики; и означает он процесс принятия личности другими членами социальной группы. Общество достигает некоторого консенсуса – соглашается по меньшей мере «терпеть» новичка, обещающего жить хотя бы по базовым общим правилам и не мешать другим. Более успешная интеграция происходит в том случае, если новичок чем-то полезен данной социальной группе; этому индивиду общество даже готово прощать определённые «слабости» и несоответствия.
Следует заметить, что полное отсутствие каких-либо несоответствий в социализации нежелательно, по крайней мере, в развитых обществах. Абсолютный конформизм обычно воспринимается как одна из форм девиантного поведения, ибо конформист ничего полезного не приносит обществу. Основная часть той или иной социальной группы обладает определённой «степенью свободы», но так, чтобы не нарушать устои этой группы. Однако в неразвитых, примитивных обществах абсолютный конформизм приветствуется; в таких обществах малейшее отклонение от нормы, даже если оно полезно для всей группы, преследуется и устраняется. В таких обществах каждый человек обязан ложку за обедом держать в строго определённой руке, вставать с постели со строго определённой ноги, жевать пищу со строго определённой скоростью движения челюстей и т. д. Примером подобного общества может служить население Гаити – одной из беднейших стран мира. В развитых обществах правила и нормы воспринимаются лишь как средство, способствующее организации всех членов группы в систему; а в примитивных обществах нормы и правила – это самоцель, и социализация сводится к их зазубриванию.
Типы социализации
Существует 2 основных типа социализации:
- Стихийная (ненаправленная) — происходит почти беспрерывно в процессе взаимодействия с людьми и под влиянием различных обстоятельств.
- Целенаправленная — осуществляется периодически в процессе воспитания (в школе, на различных мероприятиях и т. д.) и зависит от целей организаций и групп, в которых оно осуществляется.
Выделяют и другие типы:
- Досрочная — является «репетицией» предстоящих социальных отношений (например, сожительство молодой пары до брака).
- Ресоциализация — это повторная социализация, вызванная изменением установок, целей, установок и жизненных ценностей индивида.
- Групповая — социализация внутри социальной группы. Происходит образование новых поведенческих моделей, а также принятие идей, принципов и ценностей группы, к которой относится человек.
- Организационная — вид социализации, происходящей во время трудовой деятельности. Индивид адаптируется к новой среде, познает ценности, нормы и социальные установки, необходимые для участия в жизни коллектива и продвижения по карьерной лестнице.
- Гендерная — определение и усвоение социальных ролей, статусов, а также прав и обязанностей людей, зависящих от их пола.
Этапы социализации
Существует множество классификаций этапов социализации: по возрастам, по видам деятельности, по сферам общественной жизни. Остановимся на наиболее популярной, основывающейся на психологическом подходе.
- Стадия адаптации происходит с момента рождения до подросткового возраста. Определение модели поведения в этот период зависит от первичных агентов. Основным механизмом усвоения социального опыта является подражание. Учёные считают, что личность формируется на 70 % в детском возрасте: ребёнок узнаёт, что такое хорошо и плохо, знакомится с нормами поведения, учится выполнять социальные роли.
- На этапе идентификации у человека возникает желание выделиться среди других.
Рис. 3. Стремление выделиться из толпы.
- Этап интеграции состоит во внедрении в общество, нахождении своего места в нём.
- Во время трудовой стадии человек применяет полученные знания на практике, преобразовывает окружающую среду под собственные потребности и интересы.
- Послетрудовой этап характерен для пожилого возраста. В этот период для человека имеет значение передача опыта следующим поколениям.
Что мы узнали?
Социализация — это процесс усвоения человеком норм поведения в обществе. Агентами первичной социализации являются близкие люди (семья, друзья), вторичной социализации — люди, группы, учреждения, влияющие на поведение (школа, спортивная команда). Процесс продолжается на протяжении всей жизни, проходит несколько этапов.
/10
Вопрос 1 из 10
Как протекает социализация
Человек получает социальный опыт и усваивает его, преобразуя в собственные взгляды, ценности и мнения. При этом индивид вступает в разные взаимоотношения и выполняет различные функции и социальные роли, тем самым преобразуя себя и свое окружение.
Также существуют так называемые агенты социализации, влияющие на личность человека и помогающие ему войти в социум:
- Первичные агенты — люди, оказывающие сильное влияние на человека (его близкие, друзья, учителя и др.).
- Вторичные агенты — отдельные люди, группы и социальные институты, с которыми взаимодействует человек (государственные органы, СМИ др.).
Основные виды социальных факторов
К основным видам социальных факторов относят:
- Макрофакторы.
- Мезофакторы.
- Микрофакторы.
Макрофакторы
Определение
Макрофакторы — параметры адаптации личности к природной и социальной среде обитания, обусловленные нахождением индивида в крупной социальной общности.
В наиболее широком смысле к макрофакторам социализации можно отнести:
- Вселенную.
- Планету Земля.
- Человеческое общество
- Страну, как территорию.
- Государство, как политическую систему.
- Природу, как географический фактор.
- Общество.
Вселенная и планета Земля
Каждый человек в какой-то момент своего становления начинает осознавать себя как жителя планеты Земля. Но при этом необходимо отметить, что понятие процесса социализации личности предполагает не только осознание себя членом какой-то общности, но и противопоставление ценностей своего сообщества ценностям членов других социумов. Вряд ли сегодня можно серьезно говорить о том, что любой живущий на Земле человек противопоставит себя представителю другой планеты, поэтому такие макрофакторы, как Вселенная и Земля, оказывают ничтожное влияние на процесс социализации личности.
Человечество и природа
Это факторы, формирующие экологическое сознание индивида. Природа является и географическим фактором социализации, то есть способствует тому, что определенный ландшафт и люди, населяющие его, воспринимаются индивидом в качестве родины, отечества.
Многие социальные психологи высказывают мнение, что осознание человеком причастности к некой социальной общности начинается именно с восприятия природного окружения. Поэтому страну как территорию, имеющую определенные границы, на которой проживает социум, также относят к географическим факторам социализации. Особенности и уровень развития страны в экономическом, технологическом и культурном плане определяют то, как будет проходить социализация индивида в конкретном регионе мира.
Государство
Государство как политическая система выступает одним из важнейших факторов социализации личности. Его можно рассматривать с нескольких сторон:
- как фактор стихийной социализации, так как государственная идеология и особенности политической системы детерминируют условия жизни граждан;
- как фактор направляемой социализации, так как законами государства предусмотрены правила взаимодействия людей в обществе и меры наказания за их нарушение, доступность и качество образования, критерии вступления в брак и т.п.;
- как фактор контролируемой социализации, поскольку частью государственной структуры являются такие учреждения, как детские сады и школы, колледжи, училища и вузы, которые выступают проводником государственной идеологии.
Общество
Общество как носитель культурных и цивилизационных ценностей формирует совокупность моральных установок, норм, правил и табу, которыми руководствуются все его члены. Если индивид не соблюдает нравственные законы или намеренно их нарушает, он становится изгоем. Культурные ценности социума оказывают воздействие на все стороны жизни его членов: работу и досуг, приготовление и прием пищи, коммуникацию, искусство и т.д.
Мезофакторы
Определение
Мезофакторы — факторы социализации личности, обусловленные включением человека в социальные группы средней величины.
К мезофакторам социализации можно отнести:
- Национальный признак.
- Место поселения.
- Принадлежность к определенной аудитории.
Национальный признак
Национальный признак социализации личности обусловлен осознанием принадлежности индивида к определенному народу (этносу).
Определение
Этнос — это исторически сложившаяся группа людей, объединенная по территориальному и экономическому признакам, характеризующаяся единством языка, религии, культуры и традиций, а также осознанием отличий своей группы от других социальных общностей.
Тип поселения
Тип поселения (деревня, село, город или мегаполис), где проживает индивид, определяет особенности его социализации: особенности речи, степень вовлеченности в жизнь поселения, количество установленных социальных связей и активность коммуникации зависят от места жительства человека.
Аудитория
Средства массовой информации, точнее, принадлежность индивида к определенной радио-, теле- или интернет-аудитории — в современном мире очень важный фактор социализации личности. СМИ могут выступать проводником официальной государственной идеологии или выражать оппозиционное мнение, а могут вообще не соотносить свой контент с политикой, делая упор на развлечения, спорт и т.п. То, какие каналы получения информации предпочитает индивид, и обуславливает, в конечном итоге, направление его социализации.