Школа графологии. Недописанные слова

Основы графологии

При изучении почерка специалист графолог смотрит на текст в целом, на отдельные элементы, на расположение текста на листе.

Написание букв и слов рассматривают по признакам:

  • Сила нажима на ручку при письме. Буквы слабые или отчетливые, толщина линий.
  • Форма. Круглые, овальные, заостренные, квадратные и т.д.
  • Размер. Высокие, низкие, длинные, короткие, широкие, узкие.
  • Направление. Буквы могут вытягиваться вверх, опускаться вниз, наклоняться в разные стороны, наскакивать друг на друга, извиваться.
  • Порядок. Ровные, скачущие, прерывистые, пересекающиеся и т.д
  • Вычурность и элегантность. Наличие завитков, украшающих штрихов, витиеватость.
  • Имеет значение расстояние между буквами. Одинаковое или разное.
  • Написание одной буквы может различаться в зависимости от ее расположения в слове (в начале, в конце, в середине).

Наклон почерка

Легкий наклон вправо

Самый распространенный вид наклона. Так пишут открытые, в меру смелые и доброжелательные люди, которые имеют свойство иногда отдаваться импульсам. Почерк говорит об эмоциональности — его обладатель не всегда может держать себя в руках.

Сильный наклон вправо

Так пишет человек моментально появляющегося и быстро угасающего энтузиазма. Сильный наклон вправо говорит об энергичности, неординарности и влюбчивости.

Слабый наклон влево

Свидетельствует о мужественности характера. Женщины с таким наклоном почерка руководствуются разумом чаще других. Они умны, рассудительны.

Сильный наклон влево

В обладательнице такого почерка идет борьба между внутренней эмоциональностью и внешней сдержанностью.

Наклон резко «назад» свидетельствует о том, что человек гиперчувствителен, но очень редко проявляет это на людях.

С чем связано появление плохого почерка?

В том случае, если вы или ваш ребенок пишете неудовлетворительно, в первую очередь необходимо изучить основные причины плохого почерка. Благодаря этому можно в кратчайшие сроки избавиться от проблемы.

Наиболее распространенная причина неудовлетворительного почерка — это неестественное положение тела. Если плохое написание слов связано с неправильным наклоном, то оно вызвано именно дискомфортом при сидении. В таком случае для того, чтобы исправить неудовлетворительный почерк, потребуется занять правильную позу для письма. Осанка должна быть ровной, плечи — расправленными, а локти ни в коем случае не должны свисать со стола.

Проблемы с четкостью написания чаще всего связаны с неправильным расположением тетради. Она должна лежать под наклоном 10-15 градусов. Такое расположение позволяет правильно сидеть и быстро перемещать руку.

Нередко плохой почерк возникает из-за использования ручки низкого качества

При покупке важно обращать внимание на многие факторы. Оптимальная длина ручки — 15 сантиметров. Ее диаметр не должен превышать 7 миллиметров

Ее форма должна быть округлой. Желательно отказаться от использования ручек подарочного и рекламного типа

Ее диаметр не должен превышать 7 миллиметров. Ее форма должна быть округлой. Желательно отказаться от использования ручек подарочного и рекламного типа.

Достаточно часто плохой почерк ребенка характеризуется наличием чересчур ломаных линий или же буквами, которые имеют разную высоту. Такая проблема связана с нарушением в развитии мелкой моторики. Для ее устранения необходимо уделять ребенку большое количество времени, а именно делать поделки и играть в пальчиковые игры.

Еще одна проблема — несоблюдение интервала. Ее возникновение связано с низким уровнем развития пространственного восприятия. Как правило, такая проблема не является серьезной и со временем проходит без посторонней корректировки. В таком случае не нужно заставлять ребенка переписывать плохо написанный текст несколько раз. В нашей статье описаны основные рекомендации, которые позволяют понять, как исправить плохой почерк. Стоит отметить, что во взрослом возрасте перечисленные советы чаще всего неэффективны, а изменить манеру письма почти невозможно.

История графологии

Графология – это древнейшее искусство. Несколько тысяч лет назад китайцы определяли по почерку характер человека, специалисты в древнем Риме, а позднее, монахи средневековья также владели этим искусством.

Примерно через 200 лет к теме почерка вернулись во Франции, когда ученый церковник аббат Фландрен заинтересовался книгой Бальдо. Аббат решил, что она заслуживает серьезного анализа и обсуждения. Он создал группу, участники которой занялись вопросом и подвергли классификации почерки людей, отличающихся друг от друга по интересам и роду занятий.

Участники исследования выработали правила, которые легли в основу современного анализа почерков. Для того, чтобы окрестить новую науку аббат использовал да греческих слова «графо» – писать и «ологи» – наука. Так родилась графология.

Ученик Фландрена Мишон более интенсивно развил графологические исследования и превзошел своего учителя. В 1872 году он написал книгу «Система графологии». Около 1880 года работа Мишона получила дальнейшее развитие в исследованиях Крепье-Жамена, в которых были применены более четкие методы классификации различных черт характера, которые выявил анализ почерка.

Графологией заинтересовались в Германии, затем в Англии, где многие интеллектуалы посвятили много времени совершенствованию анализа почерка. Графологами-любителями были премьер-министр Англии Дизраэли и американский писатель Эдгар Аллен По.

В конце XIX – начале XX столетия о графологии заговорили как о науке, а не как об искусстве. В начале XX века Людвиг Клагес (Германия) предпринял кропотливую работу по определению и обоснованию принципов графологии, методов ее применения и ее интерпретации. Современные исследователи почерка считают доктора Клагеса отцом современной графологии.

Существовало и Русское научное графологическое общество, председателем научной комиссии которого в 20-е годы был Д.М. Зуев-Инсаров, автор популярной книги «Почерк и личность». Однако в 1940 году профессор Познышев С. В. провел специальное исследование, в результате которого не усмотрел в графологии научных основ. На ней, несмотря на доброжелательное отношение многих видных людей, был поставлен крест. Впрочем, в те годы такая же печальная судьба постигла и некоторые другие науки, в полезности которых сегодня никто не сомневается.

С XIX века в различных странах возникли графологические общества

В Европе графология рассматривается с должным вниманием и занимает достойное место в работе психолога и психиатра. Она включена в учебные программы по психологии в университетах многих европейских стран

В Соединенных Штатах графология является еще сравнительно юной наукой. Ее основоположниками в этой стране явились Луи Райс и де Уитт Б. Лукас, книги которых по графологии стали первыми публикациями по этому предмету в США. Графологии стали обучать на очных и заочных курсах, а затем включать этот предмет в учебные программы.

Современные методы исследования почерка

В наши дни графологи работают повсеместно в штате многих крупных компаний. Их помощь необходима при приеме людей на работу. Известный психолог Карл Юнг первым отметил значение почерка человека при определении его характера и личных качеств.

Многие университеты США, Франции, Германии и Израиля включают графологию в курсы психологии и криминалистики. Обширные исследования в этой области, сделанные в XIX и XX веках преимущественно немецкими и французскими графологами, дали основу для работ современных аналитиков.

Отношение к графологии сегодня, как видим, вполне серьезное. Дело в том, что у нее есть кое-какие полезные результаты, которые трудно отрицать. Не надо быть графологом, чтобы в большинстве случаев безошибочно отличить мужской почерк от женского, детский от взрослого. Известно и то, что почерк – это слепок личности человека. Для доказательства ученые использовали гипноз.

Таким образом, одним из самых новых и самых важных направлении в исследовании почерка стало использование образцов письма пациента, полученных под гипнозом. Когда взрослые люди были подвергнуты гипнозу и им было внушено, что они – в детском возрасте, их почерк менялся, и они начинали писать как дети.

Эти эксперименты открывают новые возможности для графологов. Благодаря тому, что становится возможным анализировать почерк человека в различном возрасте, можно проследить развитие человека (интеллектуальное и эмоциональное) от детского до взрослого состояния.

Основные характеристики почерка

Нажим в почерке

Жирные линии букв, кляксы, сильный нажим. Как правило, это говорит не только о большой физической силе человека, но и о его примитивности. О таких людях обычно говорят, что они «с неба звезд не хватают». Очень часто почерк с сильным нажимом на письме присущ экстравертам, то есть людям, обладающим открытым характером.Нажим, но без клякс и грязи, говорит о своем владельце как о лице, стремящемся к плотским утехам и материальному благосостоянию.Некоторые графологи расходятся в значениях сильного нажима в почерке. Например, известный почерковед Х. М. Шиллер-Школьник считал сильный нажим спутником «фальши, лицемерия и лживости», в то время как немец Й. Виртц утверждал, что это свидетельство «потенциальной энергии личности».Умеренный, ровный нажим. Четкость линий, их равная толщина и непродавленность говорят о спокойствии и уравновешенности обладателя этой особенности. Прежде чем что-то сделать, он все тщательно продумает и выберет оптимальное решение.Слабый нажим. Можно предположить, что очень слабый, местами неровный нажим должен принадлежать человеку слабому и податливому. Совершенно верно. Такие люди склонны к самобичеванию и колебаниям. С другой стороны, тонкие, в виде волоска, линии и даже некоторое их пропадание на отдельных участках свидетельствуют об утонченности. Такие люди погружены в себя, задумчивы и порой нелогичны в своих поступках. Их постоянно мучают внутренние противоречия.Неровный, импульсивный нажим. Он свидетельствует о порывистости, эмоциональности, впечатлительности и неспособности к систематическому труду.Изменчивый нажим. Если толщина нажима меняется, например есть переход от тонких линий к жирным, то это говорит о сексуальном уклоне воображения, эмоциональности, лабильности нервной и сосудистой систем, противоречивости.Расстояние между буквами и словами Расстояние между словами и поля показывают щедрость или скупость человека. Человек, который пишет, не экономя места, не пытаясь налепить слова друг на друга, а отсутствие полей – его фирменный знак, легко расстается с деньгами. Правда, чрезмерная щедрость сродни глупости, поэтому ее и назвали расточительностью. Об этом тоже может сказать почерк.Расстояние между словами и строками почти отсутствует. Это признак бережливости, а если строки явно наползают друг на друга, то и скупости. Такой человек не только не позволяет больших трат на окружающих, но и склонен тщательно взвешивать расходы на собственные нужды. В то же время, если такой мелкий почерк сочетается с большими расстояниями между словами, то его обладатель не склонен много тратить на себя, зато щедр в отношении других.Если человек оставляет небольшие расстояния между словами и строками, а буквы крупные, он также бережлив.Большие расстояния между словами и строками. Они говорят о щедрости человека, готовности тратить деньги не задумываясь. Слишком большие расстояния свойственны почерку человека не просто щедрого, а расточительного, имеющего тенденцию приобретать непрактичные, безвкусные или экстравагантные вещи. Это особенно касается тех, у кого кроме больших расстояний еще и крупные буквы.Если в начале строки расстояния между словами больше, чем в конце, значит, основной период щедрости у человека наступает, как только у него появляются деньги, и затухает, когда их становится меньше. Наоборот, если расстояния между словами в начале строки меньше, чем в конце, значит, человек легко расстается с деньгами тогда, когда их почти не осталось.

Из чего обычно строится курс исправления почерка?

После того, как удается устранить или хотя бы свести к минимуму причины образования плохого почерка, нейропсихолог начинает работать с мелкой моторикой, чтобы сформировать у ребенка навыки правильного написания букв, их элементов и способов их соединения.

Как правило, врач разрабатывает индивидуальную программу, которая состоит из следующих этапов.

1. Нейропсихологическая коррекция

Для развития зрительно-моторной координации, снятия мышечных зажимов и улучшения мелкой моторики, врач составляет совокупность упражнений, используя при этом и пальчиковую гимнастику.

2. Формирование правильной биомеханики письма

На данном этапе корректируется:

  • как ребенок сидит за рабочим столом,
  • как держит ручку или карандаш,
  • правильная ли у него осанка.

Большое значение имеют:

  • положение тетради,
  • высота стула и стола,
  • имеет ли рабочая рука опору.

Ребенку придется научиться держать под контролем положение своего тела.

3. Обучение правильному написанию букв и их важнейших элементов

Это заключительный этап коррекции, во время которого ребенок заново учится писать буквы, следуя подробным и четким инструкциям. Нейропсихолог контролирует отработку каждого нового элемента, постепенно усложняя задачу. Сначала малыш пишет только буквы, далее слоги и слова и только потом предложения. Таким образом, удается выработать правильный навык и закрепить его

Нейропсихолог также учит ребенка писать быстро, так как при обучении в школе это умение очень важно

Следует понимать, что курс нейропсихологической коррекции почерка вовсе не курс каллиграфии. Хорошим результатом здесь является значительное улучшение детского почерка: если он становится более разборчивым, ровным, читаемым.

Почему у ребенка плохой почерк?

Детские нейропсихологии считают, что чаще всего дети пишут «каракулями» по следующим причинам:

  • серьезные неврологические проблемы – ДЦП, эпилепсия и пр.;
  • ребенок является левшой, которого переучили писать правой рукой;
  • у него плохо развита моторика, а она напрямую связана с развитием речи;
  • правильной механике письма мешают мышечные зажимы;
  • во время обучения письму, в первом классе малыш пережил сильное потрясение – сложная адаптация к школе, развод родителей, смерть близкого человека и т. д.

Привычка писать так, что буквы выходят за край строки, имеют разную величину или похожи одна на другую, увы, закрепляется быстро. Почерк, как правило, формируется в возрасте 7-10 лет, поэтому начинать коррекцию необходимо как можно раньше.

Что можно сказать по почерку

Почерк человека указывает на состояние его нервной системы. Это отражается на темпе, ритме письма. Определить, уравновешена ли нервная системы, можно по:

  • линии письма;
  • особенностям нажима;
  • экспрессии.

Приведенные показатели в течение всей жизни остаются неизменными.

По почерку удается определить и другие показатели:

  • уровень развития человека;
  • ориентацию на людей (наклон букв вправо), на индивидуальное восприятие мира (ровные буквы), индивидуализм (наклон влево);
  • наличие задатков, таланта (чем более оригинально выглядит написанное, тем выше вероятность, что автор текста очень талантлив).

Почерк дает представление о стандарте мышления и поведенческих стереотипах человека.

Коррекция

Логопед учитывает формы и механизмы нарушения в работе. Общий подход — восполнить пробелы в звукопроизношении, фонематических процессах, обогащении словаря, формировании грамматической стороны речи и развития связной речи.

Если нарушения органические, врачи могут добавить медикаментозную терапию в сочетании с ЛФК, физио- и гидротерапией, массажем.

<<Форма бесплатного курса>>

Упражнения для работы дома

Решить проблему дисграфии дома и без специалистов невозможно. Но если родители будут следовать советам логопеда и врачей, ребёнок сможет добиться хороших результатов. Один из ключевых факторов ускоренного устранения дисграфии — домашняя работа. Например, по упражнениям, которые предложены ниже.

Лабиринт

Для тренировки моторики используйте все формы лабиринта: нарисованные и объёмные, для пальца и всего тела, с одним выходом и несколькими.

Графический диктант

Подходит для детей, которые хорошо ориентируются в клеточках. Задача ребёнка — делать задание по инструкции. Например, клетка вверх, две вправо, одна вниз. В результате должен получиться рисунок. Упражнение направлено на ориентацию в пространстве.

Хлопушка

Задание на слухоречевое восприятие. Вы называете звук, а затем разные слова. Задача ребёнка хлопнуть, когда в слове услышит загаданный вами звук. Например, «а»: рыба, уголь, свет, икра, загар.

Ищи

Загадайте звук, а ребёнок пускай ищет все предметы, которые начинаются на этот звук. Например, С: стол, стул, сервиз. Это задача подходит только внимательным ученикам.

Если в школе прогресса не видно, одним из вариантов может стать онлайн-школа на семейном обучении. Например, «Домашняя школа Фоксфорда». У нас работают учителя начальных классов и логопед, который имеет опыт с дисграфиками. А персональное сопровождение наставника поможет превратить проблему в задачу.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий