Скептицизм: Что Это Такое?

Скептицизм своими словами для детей

Скептицизм — это философское направление, которое учит нас сомневаться и исследовать все вокруг нас. Скептики не принимают ничего на веру, они задают много вопросов и хотят найти ответы на них.

Скептикам интересно понять, как работает мир, и они не верят всему сразу. Они считают, что нам нужно изучать и проверять все, прежде чем делать какие-либо выводы. Например, если кто-то говорит, что луна сделана из сыра, скептики захотят увидеть доказательства этого утверждения.

Скептики также понимают, что люди могут ошибаться, и поэтому они не доверяют всему, что говорят другие. Они проверяют факты и ищут доказательства, прежде чем верить в что-то. Иногда они даже ищут несколько разных точек зрения на одну и ту же вещь, чтобы увидеть все аспекты и сделать более осмысленные выводы.

Скептицизм помогает нам развивать критическое мышление и не принимать все на веру. Это помогает нам стать умнее и лучше понимать мир вокруг нас.

Используемая литература:1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Проспект, 2010.2. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2-х ч. / Под ред. И.Т. Фролова. – М., 1989.3. Губин В.Д. Философия: учеб.- М.: Проспект, 2010.4. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. Изд. 5-е перераб. и доп. – М.: Логос,2 004.5. Основы философии в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов. -Ростов н/Дону, 1997.6. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – Воронеж, 1995.7. Социальная философия / Под ред. Н.В. Лавриненко. – М., 1995.8. Спиркин А.Г. Философия: Учебник.-2-е изд. – М.: Гардарики,2009.9. Тэйчман Д., Эванс К. Философия. Руководство для начинающих / Пер. с англ. – М., 1997.10. Философия: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. Вузов / Под общ. ред. В.Л. Калашникова. – М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.11. Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. – М., 1997.12. Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.П. Кохановского. – Ростов н/ Дону, 1995 (и др. изд.).13. Философия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова.- 3-е изд., перераб. и доп.-М.: ЮНИТИ-ДАНА,2004.14. Философия: учебник/ под ред. А.Ф.Зотова, В.В.Миронова, А.В.Разина.- 6-е изд., перераб. и доп.- М.: Академ. проект, 2009.Значение термина Скептицизм  на academic.ru

От сомнений к уверенности?

В XV и XVI веках, с появлением первых ростков научной революции, подвергнувшей сомнению все прежнее знание, а с ним и обоснованность теологического подхода, скептицизм вновь набирает силу. По иронии судьбы человек, взявшийся рассеять сомнения скептиков раз и навсегда, в итоге утвердил скептицизм в качестве центрального метода эпохи, и задача его развенчания станет одной из основных для многих последующих поколений философов.

Француз Рене Декарт стоял в авангарде естественно-научной революции, прокатившейся по Европе в XVII веке, — он намеревался (довольно амбициозно) порвать с набившими оскомину догмами Средневековья и «создавать науку» на прочнейшем из фундаментов. Для этих целей он решил обратить скептицизм против скептиков, разработав собственный строжайший «метод сомнений». Вместо того чтобы выбирать и выбрасывать гнилые яблоки (его собственная метафора), он полностью опустошает корзину, избавляясь от любых представлений, которые могут вызвать хоть малейшее сомнение. А под занавес он выдумывает злобного демона (явного предка патнэмовского злодея-ученого, поместившего мозг в колбу), у которого лишь одна цель — обмануть мыслителя, так что в корзине Декарта не остается места даже для очевидных истин геометрии и математики.

Освободившись от всего, что предположительно может вызвать сомнения, Декарт отчаянно ищет точку опоры, хоть какой-то фундамент для воссоздания храма человеческого знания:

«Я заметил, что, когда я пытаюсь думать о чем-либо, пускай ошибочно, необходимо, чтобы я, думающий, все же существовал. И наблюдение этой истины — “Я мыслю, следовательно, я существую” — настолько твердо и очевидно, что все экстравагантные гипотезы скептиков не могут его поколебать; и тогда я решил, что могу, без малейших сомнений, принять это утверждение в качестве первого принципа философии».

После закладки фундамента дальнейшее строительство оказывается довольно простым. Опираясь на представление о всемилостивом Господе, который гарантирует достоверность наших чувств, Декарт стремительно восстанавливает мир, и можно приступать к реконструкции знания на научной основе. С тех пор убедительность знаменитого cogito не раз ставилась под сомнение, но попытки Декарта выбраться из ловушки сомнений, которую он сам себе выкопал, убедили очень немногих. Он вызвал призрак скептицизма, дабы изгнать его, но не сумел усмирить этого злого демона, оставив несколько поколений философов под воздействием злых чар.

Как воспитывать скептика?

Для начала стоит ответить на вопрос, зачем скептика вообще воспитывать? Точнее, зачем развивать в человеке скепсис? Безусловно, учить детей тому, что не стоит доверять посторонним – это правильно. Но вырабатывать цинизм и недоверчивость ко всем и вся – тоже не выход.

Социализация человека опирается на взаимодействие с другими. Доверие – важный компонент этого процесса. Без него невозможно построить нормальную семью, дружбу, сотрудничество. Конечно, доверять всем без разбору – это не правильно. Но и отталкивать людей чрезмерной подозрительностью – чревато плохими последствиями.

Лучше всего воспитывать ребенка в духе гармонии с самим собой и окружающим миром, развивая в нем помимо навыков критического мышления, умение доверять людям.

Не стоит думать, что скептик – человек обязательно черствый и грубый. Все зависит от степени выраженности этого качества. Порой умение сомневаться помогает избежать махинаций и обмана. Такой тип личности менее подвержен внешнему влиянию, тем самым всегда имея свое мнение. С другой стороны чрезмерные сомнения мешают налаживать связи и строить отношения, что следует учитывать всем недоверчивым людям. Лучше всего, доверять в меру, а не угнетать окружающих своей подозрительностью.

Как научиться критическому мышлению?

Мыслить критически – значит анализировать информацию, уметь отличать правду высшей пробы от лжи, учитывать все аргументы, бесстрастно рассуждать и выходить из ситуаций с выгодой для себя. С чего начать?

Признать проблемы в своем мышлении.

Начальная точка тренировки – самопознание. Нужно научиться наблюдать за собой со стороны, анализировать свои решения. Для начала можно разобрать неприятные ситуации, которые случаются регулярно: не просто описать ход мыслей, но выявить логику, роль эмоций в принятии решения.

Одновременно понадобится тренировка памяти. Плохая память может искажать события до неузнаваемости, выдавать полученную информацию за событие, пережитое на самом деле. Зато тренированная память дает все материалы для того, чтобы сравнить полученные данные с пережитым опытом.

Обязательно нужно учесть преграды на пути критического мышления. Это страх высказывать собственное суждение, нежелание размышлять над полученной информацией. Это неуверенность в себе, чересчур быстрая критика своих идей. Сюда же относится недостаток знаний, отсутствие нужного опыта.

Пройти тест на уверенность в себе

Применить руководство по критическому мышлению для решения проблем.

Выработайте привычку переосмысливать одну проблему в неделю. Можно использовать примерный формат:

  • Проблема. Убедитесь, что она существует.
  • Ситуация. Опишите проблему с разных сторон: хронологической, логической, эмоциональной.
  • Анализ. Подумайте, что произошло на самом деле, докопайтесь до сути.
  • Мозговой штурм. Составьте список возможных решений, пусть самых рискованных и невероятных.
  • Решение. Принимайте решение взвешенно, выбирайте то, что сработает в конкретном случае.
  • Действие. Действуйте четко по плану, хотя бы ля того, чтобы проверить критическое мышление в действии.
  • Оценка. Оцените результат, свои ошибки, приобретенный опыт.

Развивать качества, необходимые для критического мышления.

Наблюдательность – значит подмечать детали, собирать информацию.
Скепсис – подвергать здоровому сомнению любую информацию, даже из самого надежного источника.
Объективность – ограничивать влияние эмоций там, где нужен холодный ум.
Любопытство – проявлять интерес к миру, к людям.
Точность – оценивать, насколько точным получился вывод или все же остаются слабые места.
Аналитическое мышление – принимать решения на основании наблюдений, сборе и оценке доказательств.
Эмпатия – учитывать человеческий фактор.
Открытость всему новому – непредвзято относиться к альтернативным трактовкам.
Беспристрастность – принимать во внимание все доказательства, точки мнения, сведения.
Коммуникация – следить за ходом мыслей собеседника.

Читать книги, которые помогут развить критическое мышление.

Книги по критическому мышлению пишут лауреаты Нобелевской премии, известные психологи, биологи, научные журналисты, бизнес-тренеры и ученые университетов. Выбор книг тоже впечатляет. Такое чтение – это возможность освоить новый навык и реальный шанс изменить жизнь.

Выводы:

  • Скептицизм – искусство сомневаться в недоказанном.
  • Скепсис – это не самоцель, а способ обрести душевный покой.
  • Последователи учения скептиков призывали следовать утверждениям разума, своим природным инстинктам, читать книги, заниматься наукой и познавать мир.
  • Научиться мыслить критически нужно для того, чтобы найти истину.

Пройти тест на эмпатию

Хорошо или плохо быть скептиком?

Главный вопрос этой темы – хорошо ли быть скептиком? Определенно лучше, чем наивный простак. Возможно, постоянные сомнения периодически осложняют жизнь, но они предохраняют человека от необдуманных поступков.

Плюсы скептика

Критическое мышление скептика дает ему определенные преимущества. Практически невозможно манипулировать им, невозможно навязать ему неправильные взгляды. Скептики почти никогда не становятся жертвами мошенников, они не доверяют рекламе и быстро обнаруживают плохо замаскированные мошенничества и обманы. Они постоянно находятся в поисках истины и готовы потратить огромные усилия, чтобы ее найти. Эти качества часто помогают им добиться успеха в жизни.

Скептик мыслит логически, стараясь подчинить каждое действие здравому смыслу, поэтому ему не чужды импульсивные поступки и решения. Он не стремится “быть как все” и не следит за тенденциями. Он скептик, который обычно плывет один против течения, сопротивляясь устоявшимся стереотипам и пытаясь открыть глаза другим. Способность глубоко анализировать информацию делает скептиков отличными аудиторами, инспекторами, следователями, юристами и, конечно же, учеными.

Минусы скептика

Наиболее проблемной областью для скептиков являются человеческие отношения. Они подозрительны и недоверчивы и не стесняются открыто выражать свои сомнения. Их мелочность часто раздражает собеседников. Когда они сталкиваются с сомнительным утверждением, они спрашивают: “Где ты это прочитал? Такие вопросы вызывают негативную реакцию, поскольку люди не готовы на них отвечать и воспринимают их как признак недоверия.

Сам скептик прекрасно понимает, что его дотошность портит его отношения с людьми, но ничего не может с этим поделать. Он также осознает свою медлительность в принятии важных решений и иногда завидует импульсивным людям, у которых нет времени на раздумья. Скептицизм полезен при составлении долгосрочных планов на будущее, но мешает при принятии срочных решений.

Философский скептицизм

Это направление мысли стало развиваться в Древней Греции в период эллинизма. То была эпоха, когда классическое устройство Эллады, состоявшей из самостоятельных городов-полисов, начало разрушаться. Во многом этому способствовали завоевательные походы Александра Македонского. Молодой царь создавал империю и разрушал полисное устройство Греции. В таких условиях прежняя философия, культивировавшая идеи гармоничного устройства мира и возможности его познания, уже не отвечала требованиям времени.

Поэтому в период эллинизма возникло много новых философских школ, которые объединяла идея дисгармоничного мироустройства и одиночества человека во враждебном окружении. Среди новых учений был и скептицизм, основателем которого принято считать философа Пиррона из города Элиды (примерно 360 – 275 г. до н.э.). Он подходил к изучению мира с точки зрения субъективизма и считал, что ничто нельзя считать определенным. Все вещи таковы, какими их считают люди. А поскольку людей много, и у каждого свое мнение, то невозможно определить однозначно, какова вещь на самом деле.

Впоследствии учение скептицизма вновь обрело популярность среди мыслителей Эпохи Возрождения. Ярким представителем этого направления в XVI веке был французский философ Мишель Монтень. Опираясь на идеи античного скептицизма, он углубил это учение и придал ему общественное звучание. Принцип сомнения стал основой идеи толерантного отношения к различным точкам зрения. Люди имеют право на выражение собственного мнения, каким бы оно не было, считал Монтень, преследовать за идеи – неверно.

Как методологический принцип в своей теории познания сомнение использовал впоследствии Рене Декарт – один из самых выдающихся мыслителей Нового времени. Он считал, что сомневаться можно во всем, кроме одного факта: я, как мыслящий субъект – есть. То есть подтверждением бытия субъекта становится факт его мышления. Cogito ergo sum.

Современные формы скептицизма

В философии двадцатого века появилось очень мало систем, которые претендовали бы на познание объективной реальности «такой, какая она есть» традиционным способом. Хотя мыслители, появившиеся в этот период, обычно не называют себя скептиками, скептицизм остается широко распространенной чертой их работ. Марксизм и его различные ответвления, возможно, были единственной недавно имеющей большое значение системой, которая безоговорочно заявляла о своей теоретической и практической способности контролировать реальность.

Экзистенциализм, основанный на философии Сёрена Кьеркегора девятнадцатого века, продемонстрировал общий скептицизм не только в отношении обоснованности рационального исследования, но и в отношении его человеческой значимости, тем самым сместив собственный фокус с эпистемологии. Логический позитивизм, аналитическая философия и лингвистическая философия, наследники британского эмпиризма, а также различные школы европейской континентальной философии, достигшие высшей точки в деконструктивизме, все противостоят так называемому фундаментализму, т. надежная, надежная основа наших знаний.

Мнение о том, что поиск «истины» правомерен только тогда, когда он ограничивается анализом содержания логических или словесных предложений, можно найти в мысли таких мыслителей, как Бертран Рассел, А. Дж. Айер и Рудольф Карнап. Философия Людвига Витгенштейна (Tractatus Logico-Philosophicus) также имеет некоторое «семейное сходство» с этим течением мысли. Философ науки Карл Поппер заменил понятие опровергаемости понятием проверяемости. Невозможно проверить универсальную достоверность утверждения с помощью индукции, поскольку всегда существует вероятность того, что в какой-то момент возникнет один пример, противоречащий этому утверждению, что приведет к его фальсификации. Таким образом, следует заменить меньшее утверждение о том, что утверждение имеет смысл, если оно поддается опровержению. Утверждения, которые невозможно опровергнуть, бессмысленны. Это снова поднимает вопрос о диапазоне утверждений, которые можно считать опровергнутыми, если они являются объектами действительных критериев. Например, можно ли опровергнуть утверждения духовного характера?

Наконец, представление о том, что «истина» может быть объектом различных интерпретаций равной легитимности и что выбор интерпретаций часто делается на основе социальных и политических предубеждений, типично для таких философов, как Жак Деррида и Мишель Фуко.

Сферы действия скептиков

Как правило, скептицизм ярко выражен в следующих сферах общественной жизни.

Бытовой скепсис

Что касается скептицизма в повседневной жизни, то базовым можно считать чисто философский подход, который рекомендует сомневаться в достоверности знаний. Даже то, что признано авторитетными научными кругами! Однако речь не идет о полном отрицании или нежелании признавать достижения ученых.

Напротив, эта концепция позволяет проводить уникальные исследования и получать новые результаты в областях, которые когда-то казались “полностью изученными”. Это очень ценное качество скептицизма – способность к самоанализу и самосовершенствованию, позволяющая избежать стагнации.

Религиозный скептицизм

Когда речь идет о религиозном скептицизме, вопрос довольно прост. Религиозные скептики – это люди, которые сомневаются в определенных религиозных утверждениях или догмах. Например, они могут сомневаться в реальности существования определенных чудес или в достоверности “фактов”, описанных в священных текстах. Стоит отметить, что религиозные скептики не всегда являются атеистами. Человек может быть вполне религиозным, но в то же время не соглашаться с некоторыми утверждениями из концепции своей веры.

Философский скептицизим

Философский скептицизм имеет более абстрактное значение, чем научный скептицизм. Философские скептики воздерживаются от утверждений об абсолютной истинности вещей, считая, что каждый может ошибаться. Иногда этот тип скептицизма принято называть пирронизмом, поскольку его родоначальником считается древнегреческий философ Пиррон Элидский.

Проще говоря, понятие философского скептицизма можно определить как сомнение в том, что достоверное знание вообще существует.

Научный скептицизм

Это направление скептицизма основано на сомнениях в различных научных или почти научных утверждениях. Так, например, научные скептики задаются вопросом:

  • Эффективность гомеопатии и нетрадиционных методов лечения;
  • Существование телекинеза, телепатии и так далее;
  • Существование различных сверхъестественных сущностей (духов, спиритов, ангелов, божеств и т.д.);
  • Полезность криптозоологии и уфологии;
  • Утверждения популярной психологии;
  • Реальность псевдонаучных мифов и многое другое.

Основная цель научного скептицизма – доказать или опровергнуть информацию, которая подается под “научным соусом”.

Эксперименты по экстрасенсорике и скептицизм

Всем так или иначе знакомы такие феномены, как телепатия (чтение мыслей), телекинез (передвижение предметов с помощью силы мысли), психометрия (способность считывать информацию о человеке, прикасаясь к вещам, которые ему принадлежат). Немногие знают, что некоторые из этих феноменов подвергались проверке в лабораторных условиях, и кое-какие носители сверхспособностей прошли испытания. Так вот, человек, верящий фактам, допустит возможность существования парапсихологических сил, а догматичный скептик все равно будет искать подвох. Как кажется, уже не хочется спрашивать, а кто такой скептик? Поэтому переходим к циникам.

Периоды развития скептицизма

Скептицизм (от греч. skeptikos — рассматривать, проверять) — это философское направление, которое пропагандирует сомнение как принцип мышления, особенно сомнение в достоверности истины. Умеренный скептицизм ограничивается знанием фактов и демонстрирует нежелание принимать все гипотезы и теории. В общем смысле, скептицизм — это психологическое состояние неуверенности, сомнения в чем-то, которое заставляет человека не делать категоричных суждений.

Античный скептицизм, как реакция на метафизический догматизм более ранних философских школ, представлен прежде всего Пирроном, затем Средней и Новой академиями (Арцизилай, Карнеад) и так называемым поздним скептицизмом (Энеазид, Секст Эмпирик и другие.

Античный скептицизм в своем развитии прошел через множество изменений и фаз. Вначале она носила практический характер, то есть выступала не только как самая верная, но и как самая полезная и выгодная жизненная позиция, а затем сменилась теоретической доктриной; сначала она ставила под сомнение возможность всякого знания, затем критиковала знание, но только то, которое получено предшествующей философией. В античном скептицизме можно выделить три периода:

1) Более древний пирронизм, разработанный самим Пирроном (ок. 360-270 гг. до н.э.) и его учеником Тимоном Флиунтским, относится к III в. до н.э. В это время скептицизм был чисто практическим: его ядром была этика, а диалектика была лишь внешней оболочкой; во многих отношениях это было учение, сходное с первоначальным стоицизмом и эпикурейством.

2) Академизм. На самом деле, скептическая тенденция преобладала в Академии в период, когда несколько учеников Пиррона бросили учебу; это было в третьем и втором веках до нашей эры. «в средней академии», самыми выдающимися представителями которой были Аркесилай (315-240) и Карнеад (214-129 до н.э.).

3) Младший пирронизм нашел своих приверженцев, когда скептицизм покинул стены Академии. Если изучить работы представителей Академии более позднего периода, то можно увидеть, что они систематизировали скептические рассуждения. Первоначальная этическая позиция стала вторичной, и на первый план вышла эпистемологическая критика. Главными выразителями этого периода были Энесидем и Агриппа. В этот последний период скептицизм нашел много приверженцев среди врачей «эмпирической» школы, включая Секста Эмпирика.

А.Ф. Лосев называет самый ранний этап скептицизма, возглавляемый Пирроном, интуитивно-релятивистским. Впоследствии в академии Платона развился скептицизм. Первое скептическое учение мы находим у главы Средней академии Аркселиуса. А.Ф. Лосев называет этот курс интуиционистским и вероятностным. Последний курс был развит Карнеадом, главой Новой Академии. Этот период называется рефлексивным вероятностным. Этот академический скептицизм постепенно ослабел и превратился в эклектизм, о котором известно от Филона Ларисского и Антиоха Аскалонского (II-I век до н.э.), возглавлявших так называемые Четвертую и Пятую академии. Более твердой и последовательной позиции скептицизма придерживается дальний последователь и новатор пирронизма, скептик I века до н.э. Энесидем, чей скептицизм называют систематическим или рефлексивно-релятивистским.

За ним последовал логико-релятивистский скептицизм Агриппы и Менодота (I век н.э.), а завершение античного скептицизма или абсолютного скептицизма, граничащего с нигилизмом, хотя и далеко не сводимого к нему, формирует скептицизм Секста Эмпирика и Сатурнина (II-III век н.э.).

Преимущества скептицизма в современном мире

Развитие критического мышления. Скептики, имеющие высокий уровень критического мышления, способны рассматривать проблемы и вопросы с разных сторон. Они не принимают на веру все, что говорят, а анализируют и проверяют информацию.

Уменьшение вероятности ошибок. Благодаря скептицизму люди меньше склонны совершать ошибки и попадать в ловушки мошенников. Они проверяют информацию и всегда задают вопросы, что помогает избежать ошибок.

Принятие информированных решений. Представители этого склада характера не принимают решений исходя только из внешних данных. Они сначала изучают вопрос, анализируют информацию, собирают дополнительные данные и только затем делают выбор.

Развитие научно-критического мышления. Скептицизм играет важную роль в науке. Ученые, которые игнорируют скептицизм, могут допустить ошибки в исследованиях. Поэтому скептицизм необходим для того, чтобы научные исследования были надежными и достоверными.

Поощрение здорового скептицизма. Здоровый скептицизм помогает отличать правду от вымысла, находить ошибки и противоречия в логике других, искать лучшие решения и не переставая задавать вопросы. Он помогает улучшать качество жизни и принимать обдуманные решения.

  • Скептицизм — это не отрицание всего в мире, это умение анализировать и проверять информацию, приходить к известным выводам и принимать взвешенные решения.
  • В современном мире, наполненном информационным шумом, скептицизм — это наиболее полезная способность, которая позволяет не попадать в ловушки мошенников и убеждаться в достоверности представленной информации.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий