Духовно-нравственное воспитание дошкольника через сказки

Слайд 11Цели и задачи духовно-нравственного и патриотического воспитания Психологическое сопровождение обязательное условие

для реализации работы в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей через сказку

создание условия для формирования у детей основ православного мировосприятия,развитие духовно- нравственных и патриотических чувств, представлений (эталонов) и норм социальных отношений и моделей поведения; способствование коррекции нарушений эмоционально-волевой и поведенческой сферы детей; обеспечение социальной адаптации дошкольников путем введения их в культурную традицию народной русской и авторской сказки, знакомство детей с музыкальными и живописными произведениями на сказочные сюжеты.

Методы и приемы – разнообразные с учетом психологические особенности дошкольника, в зависимости от цели и задач, включают в себя все виды деятельности, различные технологии точно подобранные для сказочных сюжетов, драматизацию по отдельных сюжетов по сказкам, продуктивные методы. Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс, который требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей

Слайд 3Сказка ИсторияСказка – средство эмоционально-волевого развития и духовно-нравственного и патриотического воспитания

детей дошкольного возраста Слово «сказка» записано в письменных источниках XVI века. От слова «казать». Значение: перечень, список, точное описание. Современное значение слово приобретает с XIX века. До XIX века использовалось слово XI века – кощуна. Оно предполагает, что о нем узнают, «что это такое» и узнают, «для чего» она, сказка, нужна. Сказка целевым назначением нужна для подсознательного или сознательного обучения ребенка в семье правилам и цели жизни, необходимости защиты своего «ареала» и достойного отношения к другим общинам. Примечательно, что сказка несет в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, вера в которую зиждется на уважении к своим предка

В счастливом детстве каждого из нас
Среди игрушек и забав несмелых,
Всегда есть место слышанной не раз,
Внимательно, а часто между делом,
Такой понятной и такой родной,
Как мама доброй, и, конечно светлой,
Вносящей в душу  радость и покой,
Дающей на любой вопрос ответы
Частичку сердца прочно заняла,
И, вырастая, вспоминаем с лаской,
Вручая вновь ребенка до утра
Волшебнице, что называем СказкойНет жизни без любви, любви — без ласки,
И детства нет, когда оно — без сказки

Чему учат русские народные сказки?

Правдивы слова А. С. Пушкина «Сказка ложь да в ней намек! Добрым молодцам урок». Чему учат русские народные сказки:

Любить свою семью, строить семейные отношения. Примеры сказок: «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Мороз Иванович», «Репка», «Крылатый, мохнатый да масленый». Задача детей в семье уважать родителей, слушаться, помогать им и любить. У каждого члена семьи есть свои обязанности, которые нужно выполнять.
Ценить друзей, помогать друг другу. Примеры народных сказок о дружбе: «Лиса и журавль», «Как собака друга искала», «Петушок золотой гребешок», «Петушок и бобовое зернышко»

Произведения подсказывают, кого можно считать настоящим другом, как важно приходить друзьям на помощь, и что означает дружба.
Быть находчивым в сложных ситуациях. Примеры: «Бычок – смоляной бочок», «Заяц хвастун», «Жихарка», «Мужик и медведь»

Сказки учат сообразительности, не опускать руки, а использовать смекалку, если попал в беду.
Бороться с жадностью, ленью, глупостью и другими пороками. Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть» показывает, что бывает, если насмехаться над другими и думать только о себе. «Лиса и дрозд» осуждает вымогательства и капризы лисы, а «Лиса и заяц» – наглость, недальновидность и коварство.
Воспитывать в себе лучшие качества. Например, сказка «По щучьему веленью» учит ответственности за свои слова, трудолюбию и ловкости. «Никита Кожемяка» показывает пример сильного, но мудрого и справедливого мужа, готового защищать своих сограждан. Сказка «Садко» вдохновляет развивать таланты, «Марья Моревна» напоминает, как важно хранить данное слово, учит добру, бескорыстности, мудрости, умению ждать.

Ход занятия по нравственному воспитанию детей:

Воспитатель: Дети, сегодня я получила телеграмму от сказочных героев. Послушайте, что они пишут нам: «Злые персонажи из сказок захватили в плен «Добро», спрятали его за высокими воротами и не отпускают. Помогите освободить и вернуть «Добро» в наши сказки. Подписались: Красная шапочка, Колобок, сестрица Аленушка. Что же это за воры. Вспомните их?

Дети: Это Волк из сказки «Красная шапочка», Ведьма из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», Лисичка из сказки «Колобок».

Воспитатель: Правильно, дети. А какие злые дела они сделали?

Дети: Волк съел Красную шапочку и ее бабушку. Ведьма утопила Аленушку. Лисичка съела Колобка.

Воспитатель: Можем ли мы оставить этим ворам «Добро»? А что такое «Добро»?

Дети: Добро – это хорошие дела, хорошие поступки.

Воспитатель: Кого из сказочных героев мы можем назвать добрым и почему?

Дети: Красную Шапочку, потому что она заботится о своей бабушке; Царевича, потому что он спас Аленушку.

Воспитатель: Правильно, дети. Какие слова мы можем подобрать к слову «доброта».

Дети: Смелость, честность, заботливость, дружба.

Воспитатель: А какими бы цветами вы изобразили добро?

Дети: Светлыми, теплыми, такими как солнце, цветы, листочки

Воспитатель: А зло?

Дети: Темными, холодными, такими как дождевые облака, ветер, ураган, огонь.

Воспитатель: С какими словами у вас ассоциируется добро? (мама, праздник, цветы, друг …). А зло? (болезнь, война, пожар, драка, смерть …). На какой цвет похоже добро (светлый, теплый), а зло (холодный, темный).

Дети, я вам предлагаю поиграть в игру «Подбери картинку к цвету». Перед вами разные предметные картинки. Подберите картинки с цветами «добра» и «зла».

(дети выполняют задания).

Воспитатель: Нелегко нам освободить «Добро». Большая армия черной силы предстанет перед нами (показывает иллюстрации злых персонажей сказок)

Дети, обратите внимание на изображения этих героев. Что же подчеркивает их злой характер? Послушайте:

Я, Баба Яга – Костяная нога!

Кого хочешь я проучу,

В своей ступе разобью!

Темный лес – это мой дом

Не позволю ходить в нем

Там я спрятала добро

Чтоб не нашел его никто

– Присмотритесь к портрету Бабы Яги. Что именно делает ее злой. Если правильно назовем, то отберем ее злость.

Дети: У нее злые глаза, зубы, рот, волосы, одежда.

Воспитатель: Давайте заменим на портрете ее злые черты на добрые (проводится игра «Бабушка Яга подобрела» – дети подбирают к лицу Бабы Яги веселую улыбку, красивые волосы, одежду).

Воспитатель: Вот портрет другого героя. (читает)

– Я, Горыныч – сильный змей,  ты цеплять меня не смей

Потому что я – огнедышащий змей!

Ху-ху-ху, ча-ча-ча, берегись Горыныча!

Ху-ху-ху, гу-гу-гу, кого хочешь я сожгу!

Добро у меня не отнять, потому что я могу испепелять

Скажите, что его делает таким грозным? Назовем правильно, отберем его силу.

Дети: Его грозная сила – это три головы, крылья, сильные лапы, когти, пламя.

Воспитатель: Так давайте сделаем его добрым, веселым (проводится игра «Добрый Змей Горыныч» – дети с изображения забирают две головы, крылья, пламя, а добавляют улыбку).

Воспитатель: А вот, посмотрите, еще одна героиня сказки-ведьма. Послушайте, что она говорит:

– Как всех очаровать меня учила ведьма-мать

Братика и сестричку, я брошу в водичку,

И добро не отпущу, зло делать всех научу!

-Посмотрите на ее портрет, внешние черты делают ее такой страшной? Определим правильно, отберем ее страшные черты.

Дети: у нее страшные руки, которыми она очаровывает, глаза, черная одежда, волосы со змеями.

Воспитатель: Давайте, дети, и мы поколдуем и превратим страшную ведьму в хорошую, добрую колунью (проводится игра «Волшебные превращения» – дети меняют злые признаки на веселые, яркие).

-Давайте задумаемся, а почему эти сказочные герои стали такими злыми, страшными, грозными. Придумайте интересный рассказ о том, как можно помочь им стать хорошими, научить творить добрые дела. (рассказы детей)

Дети: У козы и семерых козлят не было папы и волк мог бы стать их папой и защищать их от врагов.

Баба Яга не умела читать. Дети ее научили и подарили книги, прочитав которые она научилась бы делать добрые дела.

-Ведьму надо научить делать доброе колдовство, чтобы никто не болел.

Воспитатель: Так какие были эти сказочные герои сначала? (злые, нехорошие, гневные, жестокие). А теперь, когда мы им помогли какие они стали? (веселые, счастливые, хорошие, красивые). Ну что же, дети, мы с вами сделали хорошее, хорошее дело, выгнали зло из сердец сказочных героев и чтобы оно больше никогда не поселилось в них снова, давайте нарисуем тех, кто его творит. Пусть зло останется только на бумаге.

Дети рисуют красками, как они представляют добро

Воспитатель: Ваши рисунки закроем в Волшебную шкатулку, чтобы зло больше никогда не появлялось (дети кладут рисунки в ящик и закрывают).

Методы и средства духовно – нравственного воспитания дошкольников

Методы нравственного воспитания – это своеобразный набор инструментов в руках воспитателя. С помощью методов педагог может эффективно и увлекательно организовать систему нравственного развития и совершенствования маленькой личности, управлять воспитательным процессом. С помощью правильно подобранных методов духовно – нравственного развития воспитателем осуществляется целенаправленное воздействие на дошкольников, организуется и направляется их повседневная жизнедеятельность, обогащается их нравственный и культурный опыт.

Педагоги – методисты выделяют следующие общие методы нравственного воспитания дошкольников:

Методы формирования нравственного поведенияПорученияУпражненияТребованияПоложительные примеры взрослыхВоспитывающие ситуации
Формирование нравственного сознанияЭтическая беседаПримерПросьбаОбъяснениеВнушение
Методы стимулированияОдобрениеСоревнованиеПоощрениеНаграждение

По способу выражения и воздействия методы классифицируют на:

  • Наглядный (наблюдение за сказочными героями, рассматривание иллюстраций, репродукций, предметов, проведение экскурсий, и другое),
  • Словесный (беседа, рассказ, чтение сказок, разгадывание загадок, заучивание песенок, поговорок, считалок, разбор ситуаций, проведение конкурсов, утренников и так далее),
  • Практический (изготовление поделок, рисование, разучивание танцев, проведение игр, инсценировок, и так далее).

Стоит заметить, что методы могут использоваться комплексно, с учетом возраста и возможностей дошкольников.

Нравственной тематикой пронизана вся деятельность детского сада. Опытный практикующий воспитатель порой и не задумывается «Сейчас я применю этот метод, а потом следующий». Все его поведение, от встречи ребенка утром, до малейших интонаций речи в течение дня, излучает доброту и дружественность, своим примером взрослый учит детей быть ответственными и великодушными.

Среди средств духовно – нравственного воспитания дошкольников выделяют несколько групп:

  1. Художественно – изобразительные средства. К ним относят книги, занятия по рисованию и прикладному творчеству, музыкальные занятия, просмотр поучительных мультфильмов и сказок. Такие средства положительно влияют на эмоциональную сферу воспитанников, формируют моральные представления.
  2. Обращение к природе, ее проявлениям. Сюда можно отнести и прогулки среди деревьев, в парке, экскурсии к природным объектам, интерес к домашним животным. Все проявления природы, вызывающие восхищение, жалость, желание заботиться воспитывают в ребенке гуманную личность. Но не стоит путать с контактными зоопарками, дельфинариями и цирковыми представлениями, где звери содержатся в неволе, так как дети в раннем дошкольном возрасте еще не способны осознать мучительные судьбы таких животных.
  3. Практические игровые средства. Свободные игры в группе, инсценировки, настольные игры, подвижные игры – это варианты воздействия на психоэмоциональную сферу ребенка. Под руководством педагога в ходе интерактивного общения дети получают опыт межличностного взаимодействия, построенного на уважении друг к другу, берут пример, учатся контактировать, оценивать свои и чужие поступки с позиции морали.  

Духовно-нравственное становление дошкольников: конспекты неп
118,80 руб

Слайд 12 Формы работы: Индивидуальная –прежде всего работа семьи (чтение, поделки, иллюстрирование

сюжетов, обыгрывание и т.д.) Групповая – с подгруппой 5-7 чел (чтение , разыгрывание, обсуждение, оказание помощи и т. д.) Фронтальная – на традиционных занятия с детьми ( чтение, затем проводится запланированная работа, беседа по вопросам, речевая зарядка, иллюстрирование, поделки, обыгрывание)

Методы:эвристическийпрактический,Продуктивный

Приемы: чтение сказки в спокойной, тихой обстановке, с выразительной интонацией прием помогающий лучше разобраться в содержании произведения прием способствующий более полному проникновению в образный строй и язык сказкипосле чтения сказки обсуждение поведения героев, красоты природы, сюжета и т. д.выявление причинно- следственных связей в сказкепроигрывание эпизодов, обыгрывание эмоций и самой сказки проигрывание вариантов решения ситуацийрисунки по мотивам сказки и поделки

игровой проблемно-поисковыйобъяснительно-иллюстрированный

Какие сказки должен знать дошкольник

Сказка как средство нравственного воспитания дошкольников помогает изучить поведение персонажей и выбрать правильную позицию, научиться сравнивать хорошее и плохое. Какие сказки должен знать ребенок в 5 лет определить можно по уровню развития.

В каждом возрасте должны быть свои сказки, которые подходят по психологическому и эмоциональному состоянию ребенка. Какие сказки должен знать ребенок в 4 года, можно узнать у педагогов в детском саду или в учебно-методической литературе, прочесть в познавательной статье.

Родители могут составить примерный план книг для развития ребенка. Этот метод позволяет не упустить необходимую информацию. Для этого очень часто родители проходят консультацию для детей дошкольного возраста у специалистов.

С 3-8 лет ребенок приучается к чтению.

Список литературы по возрастам:

  • С рождения до 2 лет. Для правильного развития речи необходимо больше читать и разговаривать с ребенком. Чтение должно сопровождаться жестикуляцией и эмоциональным сопровождением. Перед чтением необходимо убрать все отвлекающие факторы. Во время чтения можно показывать действия героев. Заставлять слушать сказку в этом возрасте нельзя, лучше отложить это дело до момента, когда малыш отвлечется от своего занятия. Детские книги с яркой иллюстрацией — это находка для ребенка. Детям можно читать книги Барто, Маршака, Чуковского, русские народные сказки, песни и потешки.
  • С 2 до 4 лет. Возраст, когда малыш хочет все знать. Всезнайке нужно читать небольшие произведения. Теперь он отчетливо понимает о предназначении книги и может выразить свое желание послушать аудио или книгу, прочтенную мамой. Часто детям нравится одна и та же сказка или отрывок произведения. Нужно идти на уступки и повторять это место малышу. Он должен пробовать самостоятельно рассказывать сказку. Пусть это будет в игровой форме и с первого раза не совсем красиво, но стараясь и тренируясь успехи будут радовать. Добавить в домашнюю библиотеку необходимо Сутеева, Л. Толстого, Заходера, Перро, Андерсен, Яснов. Ребенку интересно будет послушать произведение «Стрекоза и муравей», «Старик-Годовик». Для ребенка можно составить презентацию книг. Любимые добавить в особую папку, которая будет находиться у кровати. Интересной будет книга-передвижка.

С раннего возраста следует приучать ребенка к любви к сказкам

  • С 4 до 6 лет. Это прекрасное время для подготовки к школе. В это время идет активное изучение букв, звуков и слогов. Это время положит начало первым книгам. Самое время записаться в библиотеку. В ход идут различные энциклопедии, атласы, сказки с более длинным концом. Для чада можно подготовить памятку, как правильно обращаться с книгой. В докладах знаменитых педагогов существует базовый список сказок, которые должен услышать каждый малыш. Эти сказки способствуют новым знаниям и пониманию речи. (Крылов «Слон и моська», «Ворона и лисица», Осеева В. «Синие листья», «Волшебное слово», «Что легче», Остер Г.Б. «Котёнок по имени Гав и другие истории», Пришвин М. «Лесной хозяин», Пушкин «Сказки», Русские народные былины и другие).
  • С 7 лет. Это момент, когда ребенок становится на тропу литературных бурь. Начинается выбор книг по интересам и рекомендациям учителя. Нужно больше читать в слух и пересказывать. Не нужно навязывать свое мнение, иначе можно отбить любовь к книгам надолго. Следует лишь советовать и предлагать достойные издания и проекты (Кэрролл Л. «Алиса в стране чудес», «Алиса в зазеркалье», Легенды и мифы Древней Греции, Лондон Дж. «Белый клык», Льюис К. «Хроники Нарнии», Некрасов А. «Приключения капитана Врунгеля»).

Слайд 15Семья – это духовное начало, без которого невозможно формировать будущую личность,

всё воспитание начинается именно с ближайшего окружения ребёнка его семьи. Работу по проблеме необходимо осуществлять в тесной связи с родителями, общественными организациями. В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея – за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать и дополнить их воспитательную работу.

В современных семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков, так как бабушки в большем случае, все работают, заняты и внукам уделяют внимания меньше, чем это было раньше., меньше читают и рассказывают сказки. Бабушки-сказительницы незаменимы в детстве ребенка, они являются соединяющим звеном поколений и традиций

Работа с семьей

Рекомендации родителям по использованию сказок в семейном воспитании даются родителям по конкретным темам воспитания определенных качеств у детей: благодарности, трудолюбию, нравственности и др.

Со скольки лет можно читать сказки

Общение мамы и ребенка с младенчества производится через голос и прикосновения. Малыша успокаивает, когда мать начинает спокойно и размеренно говорить. Поэтому уже с 3 месяцев можно пробовать читать своему чаду. Однако понимать смысл естественно он не будет.

Для первого общения нужны простые сказки с яркими иллюстрациями. Существуют мягкие книги, которые заинтересуют малыша. На этом этапе важна связь мамы и малыша. Он должен учиться слушать интонацию голоса и понимать, какие эмоции хотела передать мама.

На заметку! Развивающие сказки для детей помогут в освоении окружающего мира. В них можно узнать о животных, растениях, цветах и многом другом. Их можно читать, слушать онлайн или купить аудиосказку. Бабушкины сказки помогут завлечь малыша, когда мама не справляется.

С 6 месяцев у малыша активно режутся зубки, поэтому чтение может стать проблемой. Ведь ребенок захочет покусать или облизать книгу. В этом возрасте существует связь между изображением и голосом. Он сможет осмыслить, где находится предмет. На одной странице уместной будет две, а лучше одна картинка. Так малыш будет меньше распыляться, а получит больше информации.

В раннем возрасте лучше читать простые книги, так малыш будет лучше усваивать информацию

С 8 месяцев ребенку необходимо проговаривать действия персонажей. Рассказывать, как они говорят и что делают. Это поможет быстрее овладеть речью. С 10 месяцев ребенок может сам показывать на знакомые предметы и различать их между собой.

Ребенка можно приучить засыпать после ночной сказки. Она поможет расслабиться после тяжелого дня и настроиться на сон. Когда ребенку понравится, это станет своеобразной традицией для засыпания.

На заметку! Первые книги необходимо выбирать очень тщательно. В них не должно быть лишней информации и картинок. Малыш должен понимать о чем идет речь.

Значение сказки в воспитании нравственного старших дошкольников

Сказка – один из наиболее распространенных и богатых жанров устного этнического народного творчества. Сказки рассказывают на всех языках мира. Дети слушают их с большим интересом, но часто к ним прислушиваются и взрослые. Нвне сказки – это не только устное творчество, они живут и в книгах. Человечество не отказывается от сказки: сказочные образы идут рядом с человеком с доисторических времен и до настоящего времени.

Сказки развивались вместе с народом, из века в век создававшим и пересказывающим их, постепенно сказки изменяли не только свое содержание, но и форму – жанровые признаки, так как изменялось и отношение народов к ним.

Также можно рассмотреть разновидности сказок. Сказки обычно основаны на народно-этнической культуре, фольклорных корнях и имеет богатый социальный и нравственно-педагогический потенциал.

Любая сказка имеет определенный педагогический эффект: она помогает в обучении, воспитании, предупреждает и учит, побуждает к определенной деятельности и даже лечит. Иными словами, потенциал сказки значительно богаче ее художественно0образной значимости. Сказка – одно из важнейших нравственно-педагогических средств формирования личности. Сказка, как любое явление искусства, характеризуется компенсаторной функцией. Любой человек ограничен в своем индивидуальном жизненном опыте, так как ограничен половой дифференциацией в профессии, пространстве, происходящих событиях.

Сказка сопровождает все взросление ребенка, начиная с самого раннего возраста. Созданная в древние времена сказка, живет до настоящего времени, увлекая детей своим содержанием и художественной формой.

Сказка представляет собой рассказ о том, что заведомо не может произойти. В ней обязательно присутствует нечто фантастическое и неправдоподобное: говорящие животные, на первый взгляд обычные предметы вдруг оказываются волшебными.

Именно сказки для детей выступают первым образцом литературного творчества, мира взаимоотношений между людьми и со всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, при этом оставляя простор для воображения ребенка. К тому же, именно со сказкой ребенок знакомится в самом юном возрасте, растет и развивается, читая разные сказки.

Нравственные понятия, такие как честность, доброта и человеколюбие, ярко представленные в образах героев сказок, закрепленные в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превратились в эталоны нравственного поведения, которые регулируют желания и поступки детей.

Слайд 17Нормативные документы, – «Закон об образовании РФ» (принят 10 июля 1992

года № 3266-1,в ред. от 28.02.2012 № 11-ФЗ);– «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. № 2562; зарегистрирован в Минюсте РФ 18 января 2012 г.);– «Санитарно-эпидемиологические требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций» (постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 22 июля 2010 г. № 91 и от 29 декабря 2010 г. № 189; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.);– «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 23 ноября 2009 г. № 655, регистрационный № 16299 от 08 февраля 2010 г. Министерства юстиции РФ);– «Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утв. приказом Минобрнауки России от 20 июля 2011 г. № 2151,регистрационный № 22303 от 14 ноября 2011 г. Министерства юстиции РФ).

Характеристики героев

В русских народных сказках герои четко разделены на положительных и отрицательных персонажей. Первые простодушны, добры и смекалисты, вторые – корыстны, глупы и часто капризны. Главными героями выступают как обычные люди, так и звери. Волшебным персонажам часто отводится роль злодеев, но именно они больше всего запоминаются.

Характеристики героев:

  • Баба-яга. Самый неординарный персонаж: то гостеприимная хозяйка и мудрый советчик, то злобная старуха, поедающая детей. Баба-Яга хитрая, уродливая, с горбом на спине и длинным носом. Имеет костяную ногу, живет в лесу в избушке на курьих ножках. Летает в ступе и на метле. Может управлять лесными зверьми.
  • Кощей. Злой колдун, владыка подземного царства. Он состоятельный, владеет диковинными предметами, животными и птицами. Считается бессмертным. Крадет прекрасных девиц. Кощею служит Змей Горыныч.
  • Змей Горыныч. Огнедышащий дракон с несколькими головами. Служит силам зла и навевает страх на жителей. Сильный противник. Умеет отращивать головы взамен срубленных.
  • Иванушка-дурачок. Самый популярный персонаж. Простой крестьянский парень, как правило, самый младший сын в семье. Над ним потешаются и не воспринимают всерьез. Иван-дурак мечтательный, бесхитростный и очень удачливый. Он проходит все испытания и становится царевичем.
  • Иван-Царевич. Имеет благородное происхождение, но так же, как Иванушка-дурачок, недооценивается семьей. Обладает живым умом, сообразительностью, добрым сердцем. Помогает другим и заручается поддержкой сказочных существ. Проходит самые сложные испытания. В конце сказок Иван-Царевич получает всеобщую любовь, признание и славу.
  • Жар-птица. Олицетворение благополучия, счастья, огня и света. Внешне похожа на павлина, но с пылающими, как огонь, перьями. Завораживает людей своим видом. Пуглива и предпочитает держаться подальше от людей, но герой находит способ заманить птицу.
  • Лиса – хитрая плутовка, которая пытается обмануть добрых сказочных героев.
  • Заяц – беззащитный персонаж, который тем не менее находит в себе смелость противостоять злу и выходить победителем из сложных ситуаций.
  • Волк – злой и глупый антигерой.
  • Медведь – грубый, но добрый здоровяк, защитник слабых, хозяин леса.

Второстепенными персонажами в русских сказках служат так называемые помощники героя: яблоня, мышка, лягушка.

Слайд 9 Духовно-нравственное и православное , патриотическое воспитание Православно-культурное воспитание Нравственная

культура

Православная культура

Эстетическая культура

Духовная культура

Формирования социальной адаптации.

Гражданско-патриотическое воспитание

Воспитание физической культуры

Экологическое воспитание

Гендерное воспитание

Интеллектуальное воспитание

Они используются в православном воспитании для освоения христианских ценностей, понимания христианской веры, принятия Бога, а всё это – реальные психологические условия для формирования социальной адаптации детей. Выбор сказок обусловлен содержанием самих сказок и тех личностных духовно-нравственных качеств, наиболее ценимых у русского православного народа, которые мы собираемся формировать у ребенка.

Сказки воспитывают в ребенке христианские принципы Православия

Зачем читать детям на ночь

На заметку! Обязательно читаем на ночь детям. Это работает, как успокоительное средство. Словно особая грань между происходящим днем, активными играми и спокойствием и сном.

Читать сказки детям очень полезно. Это поможет развить в них достойные качества, которые обязательно пригодятся в жизни. Они учат рассуждать и делать правильный выбор. Дети с НОД начинают делать успехи в развитии благодаря чтению.

Чтение на ночь сближает

Плюсы чтения на ночь:

  • Ребенок эмоционально настроен воспринимать услышанное. Это самое оптимальное время для чтения. Лежа под одеялом обстановка расслабляет и располагает.
  • Сказка подготовит малыша ко сну. Для хороших снов нужно выбирать произведения, где «все жили долго и счастливо». Другой сюжет можно немного подкорректировать. Крохе не нужны лишние переживания.
  • Чтение в течение 20 минут за сутки способствует послушанию и более правильно поставленной речи.
  • Начиная рассуждать после прочтения книги, кроха развивает свое мышление.
  • Книга помогает делать новые открытия.
  • Вовремя чтения ребенок и родитель уединяются и сближаются. Это помогает не потерять через годы ту ниточку, связывающую обоих.

Родитель в цепочке ребенок и книга должен стать связующим. Он должен объяснять ребенку суть прочитанного, помочь осмыслить вывод, охарактеризовать вместе героев и узнать, почему именно так думает малыш. Пусть это будет не просто сухое чтение, а продолжительная дискуссия после изучения произведения.

Какой смысл русских народных сказок?

Сказка развивает благородство души, чуткость к чужому несчастью и страданию. Через нее дошкольник познает мир.

Русские народные сказки всегда поучительны. В них много смысла, иногда явного, иногда глубокого, скрытого. Чтобы понять его, нужно проанализировать главные события, поступки и характер главных героев.

Поучительный смысл

Для русской народной сказки характерен выразительный язык, динамичность сюжета, яркое противопоставление добра и зла. Она вызывает особый интерес у дошкольников, которые имеют сильную тягу ко всему сказочному и волшебному.

Сопереживая сказочным героям, ребенок усваивает урок. Примеры поучительных смыслов в русских народных сказках:

За плохие поступки рано или поздно придется ответить. Сказочные злодеи лживые, жестокие и трусливые. Они обижают тех, кто слабее, и поначалу радуются. Но история всегда заканчивается наказанием.
Сила – не главное. Даже могучие богатыри, способные одной рукой выкорчевать дуб и отрубить голову Змея, побеждают не грубой силой, а сообразительностью и смекалкой. Умом может победить и трусливый Заяц, и маленький мальчик Жихарка.
В сложной ситуации нужно заручиться помощью. В волшебных сказках главный герой для решения непосильной задачи находит помощников. Каким бы славным и умным он ни был, а справиться в одиночку сложно

Важно уметь находить друзей, помогать друг другу.

Скрытый смысл

Не все, но многие русские народные сказки помимо поучительного имеют другой, более глубокий смысл. Дети не могут его осознать, однако он откладывается на подсознании.

Сказочные образы, персонажи, названия, имена неслучайны. Сродни матрешке, глубокий смысл прячется под уровнями более простых смысловых наслоений. Вместе они представляют окно в мир основ жизни и устройства мироздания.

Для примера разберем скрытый смысл русских сказок, которые известны всем:

  • «Репка». Репку сажает дед – самый мудрый член семьи. Оттого она вырастает такая большая. Тянут ее вместе, иначе будут без урожая. Бабка – хранительница очага, внучка – продолжение семейства, Жучка – охрана, кошка – уют. Мышка, хоть и маленькая, тоже вносит свою лепту. Вся семья старается ради общего дела.
  • «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Брат и сестра не могут быть счастливы по отдельности, когда другой несчастен. В сказке скрыт смысл жертвенности ради сохранения родного человека – народная мудрость о семейном счастье.
  • «Курочка Ряба». Эта сказка, пожалуй, самая неоднозначная в русском фольклоре. Многие пытаются разгадать ее скрытый смысл. Существует десятки разных версий. Одна из них заключается в том, что золотое яйцо – символ солнца, простое яйцо – луны, а мышь – вечера. Таким образом дед и баба пытаются скоротать день, а когда солнце заходит, сокрушаются. Но на смену солнцу на небе восходит луна.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий