Сизифы современности. Поговорим о репродуктивном труде

Встреча Сизифа с Танатосом

Но, как известно, каждому смертному отведен свой срок, а потому однажды и к Сизифу пришёл мрачный вестник Танатос, что должен был отнести его в потусторонний мир. Когда Танатос только подходил к порогу роскошного дома царя, тот уже почуял неладное.

Он ласково принял бога, а услышав о цели прихода, тут же согласился последовать в царство мёртвых. “Только прошу об одном, – взмолился Сизиф. – Позволь мне в последний раз увидеть жену и детей”. Танатос был тронут смирением царя, а потому охотно согласился.

Сизиф же отправился вовсе не к супруге. Он приказал немедленно собрать лучших кузнецов Коринфа. Вместе с ними он вернулся в комнату, где его ожидал Танатос. Как только бог поднялся с места, кузнецы набросили на него цепи и крепко сковали. Не хотел Сизиф умирать, он стремился вечно наслаждаться своими богатствами и властью.

Танатос был брошен в подземелье, а из-за его отсутствия на земле перестали умирать люди. Прошёл год, другой, и, конечно, владыка царства мёртвых, Аид, удивился тому, что новые души не приходят в его мир.

Он отправился к Зевсу, потребовав восстановить порядок: люди должны были не только рождаться, но и умирать. Громовержец быстро узнал о проступке Сизифа, после чего решил отправить к царю грозного Ареса, повелителя войны и боя. Конечно, Аресу удалось освободить от оков Танатоса.

Разозлившийся пленник сразу же набросился на Сизифа. Он забрал его душу и отправил её в царство мёртвых. Теперь уж точно царь не смог бы избежать смерти. Но вышло всё иначе.


За свою дерзость Сизиф был жестоко наказан

Как прекратить трудиться зазря?

В случае декретных забот важно действительно искать баланс и ставить хоть иногда жизнь на паузу

  • Ты можешь минимизировать свои повторяющиеся действия. Вместо 10 повторов сбора игрушек можно оставить 2-3, перед сном, например. Самые смелые мамочки оставляют один. И то с безнадёжным вздохом, ведь результат только до утра.
  • Распределяй домашнюю работу по зонам, а зоны – по дням. Всё не успеть.
  • Делегируй всё, что можешь. Чем больше у тебя домочадцев, тем лучше. Ведь вы – одна команда. Распредели один валун на мелкие камешки и раздай семейству. Что тяжело одному – вместе легче. И заодно, ты прививаешь близким ответственность, взаимовыручку и умение работать в команде.

Регулярно избавляйся от лишних вещей в доме. Каждый сувенир или предмет – повод для уборки. Чем их меньше, тем проще. Самая бесполезная работа – перебирать ненужное. От него нужно просто избавляться.

Не забывай об отдыхе. Придумывай дни без мытья посуды или каких-то дел, или без выхода на улицу в зимний период. Включай фантазию и разгружайся. Иначе даже череда полезных дел создают ощущение круговерти и изматывают тебя.

Или это какие-то рабочие моменты. Когда у тебя создаётся ощущение, что ты зря тратишь силы и время. Совершаешь много действий, а результат, по сути, никому не нужен. Это именно та причина, почему все ругают бюрократизм. Бумаги, отчётности, планы…и очень мало времени на сам процесс работы.

«Родительству — как профессии — надо учить»

Но исследование ради исследований — это неправильно. Задача любого ученого не просто изучить тему, но и внедрить результаты этого изучения. Поэтому все же основная цель нашей работы — переломить отношение общества к родительству.

Первый шаг — громко говорить о том, что это труд. Чтобы сами родители понимали, что общество ценит их именно за это. Тогда и отношение к родительству будет формироваться соответствующее — более осознанное. Это еще одна из наших идей — к родительству необходимо готовить, ввести соответствующие предметы в школе, в вузе. Это же логично: раз мы говорим, что родительство — труд, значит, ему, как и профессии, надо обучаться. И будет лучше, если преподавателями выступят педагоги, психологи, врачи, юристы, а не безвестные советчики из интернета.

______________________

Проект «Человек наук» посвящен уральским ученым, которые меняют мир к лучшему. Их имена неизвестны широкой публике, но именно они развивают российскую науку. В каждой публикации журналисты 66.RU опускают свои дилетантские вопросы и оставляют ответы ученого в виде монолога.

Читайте все материалы по теме

Сизифов труд в твоей реальности

Вся беда «Сизифова труда» в его полной бесполезности. Сколько раз тебе приходилось ловить себя на бесполезных делах? И сколько чувств это приносило: огорчение, разочарование, чувство вины или злости. Зависит от контекста.

Автолюбители знают, как неприятно бывает – только помыл машину и пошёл сильный дождь. Потратил время, деньги или усилия. И совсем скоро – твоя машина снова грязная. Злит, обескураживает. А ругать некого! Так и вздыхаешь и ждёшь погоды почище.

Миф о Сизифе

Почему именно женщинам особенно знакомо выражение «Сизифов труд»? Это отлично понимают мамы, особенно ярко – многодетные. Ведь жизнь с маленькими детьми на половину уж точно состоит из бесполезной работы. Когда ты бесконечное количество раз что-то или кого-то моешь, трёшь, отодвигаешь, переставляешь, убираешь, складываешь.

Многие мамы смеются: «а нельзя как-то придумать, чтобы это можно было «сохранить», как в компьютерной игре?». Да, Сизиф испытал бы огромное облегчение, закатив всё-таки валун на гору. Сизифу было грустно, а детям весело! То и дело достаются какие-то игрушки, книги, просто предметы быта. Всё можно пустить в дело.

А попробовать мамину помаду? А что, если размазать шоколад где-нибудь? Детей подогревает любопытство, а маму – бесконечное терпение. Помнишь советский мультфильм про маму-обезьяну и её маленьких детёнышей?

Малыши всегда что-то вытворяли, убегали, искали приключений, а мама неустанно бегала за ними и пыталась уменьшить масштабы катастроф. Отличный пример родительского «Сизифова труда» и божественного терпения.

Другие языки

Как правило, античные крылатые выражения – это интернациональные обороты. «Сизифов труд» – бесплодный труд – не исключение. Данная фразеологическая единица имеет свои аналоги в английском языке – Sisyphean labours, во французском – le rocher de Sisyphe, в греческом – Σισύφειο έργο, и во многих других. Интересно отметить, что в перечисленных языках она сохраняет образ непокорного царя Сизифа, на основе которого и возникло образное выражение, а значит, полностью сохраняется и его смысл, и лексико-грамматический строй. Сизифовым трудом во всех языках и культурах обозначается безнадёжное предприятие, пустая трата времени, тщетное занятие.

Что относят к репродуктивным технологиям

К НРТ относят способы альтернативного зачатия и вынашивания ребенка. Необходимость использования технологий появляется в тех случаях, когда пара откладывает деторождение по различным причинам, женщина не способна самостоятельно забеременеть или выносить потомство и т. д.

ЭКО

ЭКО (или экстракорпоральное оплодотворение) чаще всего используется при бесплодии или при отсутствии у женщины партнера. Метод заключается в оплодотворении яйцеклетки сперматозоидом в искусственных условиях. Через 2-5 суток эмбрион для дальнейшего развития переносят в полость матки. ЭКО противопоказано женщине при:

  • злокачественных опухолях;
  • доброкачественных новообразованиях матки, требующих хирургического вмешательства;
  • некоторых психических заболеваниях;
  • опухолях яичников;
  • врожденных деформациях матки;
  • воспалительных процессах в острой форме.

ИКСИ

Метод используется в качестве вспомогательного при проведении ЭКО. Применение ИКСИ рекомендуется, если:

  1. Сперма участвующего в зачатии мужчины включает антиспермальные антитела.
  2. Снижена подвижность мужских половых клеток.
  3. Яйцеклетки или сперматозоиды имеют отклонения от нормы.
  4. Количество половых клеток в сперме снижено.

Для проведения процедуры мужская половая клетка подвергается обездвиживанию: сперматозоиду перебивают хвост, а затем вводят в яйцеклетку микроиглой. Ребенок, зачатый при помощи ИКСИ, в своем развитии не отличается от своих сверстников, зачатых естественным путем.

https://youtube.com/watch?v=3lgvebRX9Eo

Донорство

Этим методом пользуются бесплодные пары и женщины, не имеющие партнера. Способ считается сравнительно безопасным, поскольку перед сдачей сперматозоидов и яйцеклеток доноры сдают генетический анализ и проходят обследование на наличие патологий. В матку будущей матери внедряют сразу двух эмбрионов. Даже при использовании донорской яйцеклетки вероятность наступления беременности составляет не менее 60%. Несмотря на то что процедура доказала свою эффективность, во многих странах донорство запрещено.

Криоконсервация

Криоконсервация — это сохранение яйцеклеток женщины при помощи замораживания. Сдавать биологический материал рекомендовано пациенткам до 35 лет. Половые клетки берут из яичников пациентки. Затем они проходят сортировку.

Жизнеспособный материал, не имеющий морфологических нарушений, помещают в специальные контейнеры и замораживают в жидком азоте. Рекомендованный срок хранения яйцеклеток — не более 10 лет. В большинстве случаев материал используется в течение 3-5 лет после замораживания.

Суррогатное материнство

Технология предполагает участие в процессе трех человек:

  1. Биологического отца — мужчины, который предоставляет свои сперматозоиды для оплодотворения.
  2. Биологической матери — женщины, которая отдает свои яйцеклетки для проведения процедуры.
  3. Суррогатной матери — женщины, которая вынашивает и рожает ребенка.

Оплодотворение происходит искусственным способом: отцовские сперматозоиды вводятся в материнские яйцеклетки. Суррогатная мать не имеет юридических прав на потомство. Генетический родитель может выступать в качестве донора. В таком случае он также не имеет юридических прав на ребенка.

Хэтчинг

На пятые сутки после оплодотворения яйцеклетки зародыш должен покинуть специальную белковую оболочку, которая выполняет защитную и транспортную функции. В полости матки зародыш уже не нуждается в защите и транспортировке. Выход яйцеклетки из белковой оболочки и называется естественным хэтчингом. Если этот процесс не произошел, эмбрион не сможет самостоятельно закрепиться в полости матки. В таких случаях проводится искусственный хэтчинг. Процедура показана при ЭКО, если:

  1. Причина бесплодия пациентки не установлена.
  2. Возраст женщины превышает 37 лет.
  3. При проведении предыдущего ЭКО пациентка не смогла забеременеть.
  4. Оболочка эмбриона имеет повышенную плотность.

Бунт, Свобода, Страсть

Если «философский суицид» нам не подходит, то что насчёт суицида реального? Камю не оправдывает самоубийство как философ. Суицид — это конечное принятие противоречия между человеческим разумом и неблагоразумным миром. Убить себя, чтобы поддержать разум— разве же это осмысленно?

Вместо этого, он предлагает делать три вещи:

Постоянная революция. Мы должны всегда восставать против обстоятельств нашей жизни, то есть сохранять абсурд живым. Никогда не принимать поражения — включая смерть, даже если знаем, что не сможем избегать её вечно. Постоянный бунт — это единственный способ существовать в этом мире.

Отвергнуть вечные модели. Зачем добровольно надевать оковы вечных моделей? Cтоит придерживаться разума, но не забывать о его ограниченности. Гибко применять разум в каждом отдельном случае. Говоря проще, мы должны обрести свободу здесь и сейчас, а не в вечности.

Страсть

Самое важное, что мы должны всегда страстно любить жизнь; любить в ней всё и пытаться жить не так хорошо, как возможно, а так много, как это возможно.

Человек абсурда осознаёт свою смертность, но не принимает её. Знает об ограниченности логических рассуждений, но по-прежнему применяет их. Чувствует боль и удовольствие жизни и старается испытать этих чувств как можно больше.

Как справляться с рутинными задачами

Увы, всё, что верно для творческой и интеллектуальной работы, неверно для рутины. Каждый из нас сталкивается с монотонными и скучными задачами. Школьникам приходится учить таблицу умножения, артистам балета — разбирать музыкальные композиции, а менеджерам — отвечать на письма клиентов. Для монотонной работы, которую просто «надо» сделать, очень сложно найти мотивацию. И в этом случае вам как раз могут пригодиться поощрения и геймификация.

Допустим, вам нужно составить десять отчетов. Как сделать это быстро и без лишних страданий?

Составьте план работы

Распределите время по методу помидора: поставьте таймер на 20–25 минут и не отвлекайтесь от работы до звукового сигнала. Потом сделайте перерыв на 5–10 минут: разомнитесь, налейте себе чай, полистайте новостную ленту. Затем вновь запустите таймер — еще на 25 минут. После четвертого подхода устройте себе большой перерыв на 15–30 минут. Так вы сможете соблюдать баланс между работой и отдыхом.

Приведите мышцы в тонус

Рутина часто вызывает отторжение даже на уровне физиологии

Тело сопротивляется неприятной деятельности: хочется спать, внимание рассредоточивается. Чтобы мобилизовать все силы, сделайте зарядку перед тем, как приступить к работе

Это взбодрит вас и поможет преодолеть физический спад.

Выберите вознаграждение

Назначьте себе небольшое вознаграждение. Оно должно быть соразмерно выполненной работе. Пообещайте купить себе любимую шоколадку или сходить на выходных в кино — словом, выделите время на свои радости. И обязательно сдержите обещание!

Или наказание

Некоторых людей боязнь потери мотивирует сильнее, чем стремление получить награду. В 2016 году группа ученых Пенсильванского университета предложила добровольцам каждый день на протяжении шести месяцев проходить по 7000 шагов. Одним участникам платили $1,40 за каждый успешный день, другим могли заплатить, а могли не заплатить (лотерея), а третьи сами платили ученым, если не выполняли норму, — столько же за каждый неуспешный день. У участников из последней группы, со стимулом к потерям, было в результате значительно больше успешных дней — они достигали цели в полтора раза чаще

Вы можете самостоятельно назначать себе штрафы за недостижение целей (только важно, чтобы это действительно были неприятные для вас наказания)

Устройтесь поудобнее

Обустройте себе комфортное рабочее место. Если вам приходится заниматься монотонной работой, пусть вас раздражает как можно меньшее количество вещей! Расположитесь поудобнее, включите негромкую музыку или подкаст, который не будет отвлекать вас от работы.

Все мы привыкли к делам по хозяйству и спокойно моем посуду и полы, развешиваем и гладим белье, хотя это вовсе не весело. Чтобы смириться с монотонной работой, нужно изменить свое отношение к ней.

Миф о хитром Сизифе, посмевшем тягаться с богами Олимпа

Античная греческая мифология насыщена множеством ярких героев, одним из которых был коринфский царь Сизиф. Существует несколько версий легенды, связанной с этим именем, но все сводятся к одной сути: Сизиф, будучи чрезмерно хитрым, коварным и изворотливым человеком, умудрился нажить себе недоброжелателей не только среди людей, но и среди богов.

Зевс – Громовержец. Античная вазопись.

Как повествует одно из древнегреческих преданий: однажды Сизиф осмелился разоблачить в неблагочестивых деяниях самого владыку Олимпа – бога Зевса, который страшно разгневавшись, послал к провинившемуся царю смерть в облике бога Танатоса. Дабы тот незамедлительно низверг Сизифа в царство мертвых к Аиду, а тот подверг его самым жестоким мучениям.

Однако хитрый Сизиф не оплошал, он устроил Танатосу почетную встречу за роскошным столом и, напоив бога, велел его заковать в оковы. На земле сразу же перестали умирать люди, даже тяжело больные и смертельно раненые воины, которые сами просили прекратить их страдания.

Но смерть не приходила к ним. И никто уже не приносил жертвы богам подземного царства. И сам владыка царства умерших – Аид удивлялся, почему так долго не появляются в его владении новые тени усопших. Этого беспорядка не вынес бог войны Арес, он лично прибыл в Коринф и освободил Танатоса из оков, первой жертвой которого стал, конечно же Сизиф 

Бог войны – Арес. Античная вазопись.

Но и на этот раз хитрость и изворотливость царя взяли верх, он перед смертью приказал своей жене Меропе, чтобы та после его ухода в царство мертвых оставила тело без погребения и не совершала никаких заупокойных обрядов. И поскольку ритуальный обычай был дерзко нарушен, возмущенная душа Сизифа обратилась к Аиду и Персефоне с просьбой отпустить его в мир живых на три дня, чтобы он мог позаботиться о собственных похоронах, а заодно и хорошенько наказать нерадивую жену. И боги царства мертвых, растроганные его благородным негодованием, согласились отпустить неупокоенную душу Сизифа на этот срок. 

Боги мертвых –

Аид и Персефона. Античная вазопись.

Однако, вернувшись в мир живых, Сизиф напрочь забыл о своем обещании. Куда уж лучше было хитрому коринфскому царю жить под голубым небом и нежиться под теплыми лучами солнца и радоваться, что посчастливилось ему одному из всех смертных вернуться из мрачного царства, а не быть тенью умершего во владениях Аида.

Но это уже не сошло с рук лжецу. Аид, сильно разгневавшись, вновь послал бога смерти за душой Сизифа, которую Танатас и низверг в преисподнюю.

Бог смерти Танатас. Античная вазопись.

С тех времен и несет тяжкую кару в загробной жизни за все свое коварство, за весь обман, которые совершил на земле коринфский царь. И вынужден подымать на высоченную, гору огромный камень. Изможденный тяжким трудом из последних сил доходит Сизиф почти до самой вершины: еще небольшой шаг и окончен будет Сизифов труд, но зловещий камень выскальзывает с его рук и с грохотом катится вниз, вздымая шлейф пыли. И вновь начинает свою работу коринфский царь.

Персефона смотрит на Сизифов труд в подземном царстве Аида. Аттическая чернофигурная амфора, ок. 530 до Р. Х.

Наказание за непослушание смерти продолжается и поныне: так и тащит свою тяжкую ношу Сизиф, но никак ему не суждено достигнуть горной вершины.

Выученная беспомощность

В 1965 году профессор Пенсильванского университета Мартин Селигман провел с коллегами легендарный эксперимент на бездомных собаках. Ученые били дворняжек слабыми ударами тока, при этом одна группа собак могла отключать его нажатием кнопки, а вторая нет — их кнопка не работала. Третья, контрольная, ток не получала. Сутки спустя собак помещали в ящик, поделенный на две секции небольшим барьером. Когда на правой или левой стенке ящика гасла лампа, по полу на этой половине пускали ток. Собаки из первой и контрольной группы быстро поняли закономерность и перепрыгивали на другую сторону, когда свет гас. А собаки, которые днем ранее не могли контролировать удары током, даже не пытались уйти, они ложились на пол и терпели. Так появилась теория приобретенной (выученной) беспомощности.

Через 10 лет подобный эксперимент решили провести на людях: Дональд Хирото включал испытуемым громкий неприятный звук, который некоторые участники могли отключить комбинацией клавиш. Вторая группа людей тоже знала, что его можно отключить, но не знала нужную комбинацию. А третья была контрольной, она не участвовала в этой части эксперимента.

На второй день перед людьми ставили другой аппарат — ящик с рычагами, повернув которые налево или направо, можно было выключить звук. Но комбинацию выключения участники должны были найти самостоятельно. За 5 секунд до сирены на ящике загоралась лампочка — пока она горела, можно было повернуть рычаг и отключить устройство. Люди из первой группы быстро находили, как отключить звук. А люди из второй, несмотря на то, что место, время и правила эксперимента изменились, даже не пытались повернуть рычаги и просто терпели звук. Среди участников контрольной группы, как и в эксперименте с собаками, пассивным был только каждый 10 человек — сдавались люди, у которых на момент эксперимента уже была приобретенная беспомощность.

Когда исследователи начали искать корни проблемы, оказалось, что обычно выученная беспомощность есть у тех, кто часто переживал стресс и травмы, зависел от других, видел беспомощных людей вокруг себя и не имел свободы и самостоятельности в детстве. Из-за негативного опыта они не верили, что их усилия хоть что-то могут изменить.

Разум + Неблагоразумный мир = Абсурдная жизнь

Чувство абсурда — это следствие конфликта. С одной стороны, мы постоянно создаём осмысленные планы на нашу жизнь, с другой, мы сталкиваемся с непредсказуемым миром, который не соответствует нашим представлениям.

Что такое абсурд? Это быть разумным в неблагоразумном мире.

Это базовый конфликт, с которым мы сталкиваемся. Это напряжение возникает, когда наши умственные представления о мире встречаются с опытом реальной жизни.

Наконец, самая большая проблема из всех: мы можем дерзко заявлять, что мир «вечен», хотя понимаем, что отведённое именно нам время ограничено. Все мы когда-нибудь умрём. Да, и даже читатель.

Если разум и неблагоразумный мир — это ключевые компоненты, тогда, по словам Камю, мы можем схитрить и избежать проблемы абсурда. Как? Устраним один из компонентов.

Истоки словесных формул

У всего на свете есть свои истоки, своё начало и своя история. У каждого звука, у каждой буквы, у каждого слова. Мы можем знать об этом, догадываться или, наоборот, не иметь ни малейшего представления. Однако, согласитесь, лучше знать, нежели не знать. И не только потому, что так надо, и сие пойдёт вам на пользу, расширит кругозор, и все вокруг будут считать вас интеллектуалом. Нет, вовсе не для этого. А потому, что всякое знание и поиск истины, поиск того, что стоит, что скрывается за каждым произнесенным звуком, даёт более глубокое познание, понимание устройства мира и в конечном счёте самого себя. В языкознании, науке о языке, существует особое направление – фразеология, одной из задач которой как раз и является изучение источников происхождения тех или иных образных выражений. Исходя их этого, все фразеологические единицы русского языка делятся на исконно русские и заимствованные.

Сопротивление

Скорее всего, у вас не получится в один день изменить свою жизнь. Сколько из тех, кто твердо решает начать бегать с понедельника, действительно идут утром на пробежку? А многие ли продолжают занятия во вторник, среду? Приготовьтесь к сопротивлению!

У вас точно возникнут помехи, трудности и неудачи, поэтому очень важно адекватно реагировать на сложности и не бросать процесс, а искать решения проблем и адаптироваться к изменениям. Помните: настойчивость — один из основных предвестников успеха

Не ставьте себе заведомо невыполнимые задачи, меняйте жизнь постепенно, шаг за шагом. Нельзя за месяц выучить новый язык или стать мастером спорта, но можно каждый день понемногу приближаться к своей мечте. Главное — не отходить от плана и фиксировать достижения.

Разбейте свои цели на маленькие понятные задачи, например:

— отобрать список книг,

— распределить, к какой дате нужно прочесть каждую,

— купить первую книгу,

— читать каждый день, увеличивая каждый раз время чтения от 10 минут до 15, 20, 30.

Отмечайте каждую прочитанную книгу, обсуждайте прочитанное с друзьями и поощряйте себя за результат. Так вы укрепите связь между процессом работы и позитивными эмоциями.

Мифы о Сизифе

Все имеющиеся мифы о Сизифе дают нам объяснение того, почему он был так жестоко наказан богами.

Согласно одной версии, причиной наказания Сизифа послужила дочь Асопа – Эгина. После того как её похитил Зевс, Асоп начал её искать, но всё безрезультатно. Тогда Сизиф сказал Асопу, что знает, как найти Эгину, но расскажет, только если Асоп согласится дать ему воду в акрополь Коринфа – Акрокоринф.

Другая версия гласит, что Сизиф находился во враждебных отношениях со своим братом Салмонеем, и, как и было предсказано Аполлоном, изнасиловал его дочь Тиро, родившую впоследствии ему двух сыновей. Тиро же, узнав о том, что её сыновья хотят убить Салмонея по наставлению Сизифа, убила их самих. За всё это Сизиф и был наказан.

Самой же распространённой версией считается такая: однажды Сизиф путём обмана похищает Танатоса (бога смерти), заковывает и оставляет у себя в плену (есть также версия, где Сизиф обманывает и заковывает в цепи не Танатоса, а Аида). По причине отсутствия Танатоса, на планете люди больше не умирают. Из-за этого начинают беспокоиться боги, но предпринять ничего не могут. Однако несколько лет спустя, богу войны Аресу удаётся спасти Танатоса. Чтобы отомстить Сизифу, Танатос исторгает его душу, а затем уводит в царство теней умерших людей.

Но Сизиф отличился снова: перед тем как умереть, он запретил жене совершать обряд погребения в случае его смерти. Не сумев дождаться погребальных подношений, Аид с Персефоной разрешают Сизифу на некоторое время вернуться в мир живых, чтобы он наказал жену за то, что он нарушила сакральные обычаи, и после устроила традиционные похороны с жертвоприношениями.

Затем Сизиф должен был возвратиться в царство Аида. Но он не вернулся, а продолжал пребывать в своём дворце, радуясь тому, что он является единственным из всех смертных, кому удалось вернуться в мир живых из царства теней. Время шло, и то, что Сизиф не вернулся, было обнаружено только несколько лет спустя. За тем, чтобы вернуть обманщика, был послан Гермес.

Проступки, которые Сизиф совершил при жизни (включая посмертные) стали причиной наказания Сизифа: на протяжении вечности он должен был закатывать на гору огромный валун, который всё время скатывался вниз, и повторять это действие раз за разом.

С течением времени образ Сизифа прочно вошёл в творчество различных деятелей искусства. Например, он стал одним из персонажей в сатировских драмах Эсхила, таких как «Сисиф-камнекат», «Сисиф-беглец» и «Феоры, или Истмийские состязания», а также в пьесе Софокла «Сисиф», сатировской драме Еврипида «Сисиф» и пьесе Крития «Сисиф». Но кроме своего отражения в драматургии Древней Греции, образ Сизифа был отражён и в творчестве деятелей нового времени – литераторов (Робер Мерль и Альбер Камю) и художников (Тициан).

И не будет лишним рассмотреть образ Сизифа в работе одного из самых ярких представителей абсурдизма – Альбера Камю. Далее вы поймёте, почему.

Уровни потребностей

Термин «мотивация» ввел философ Артур Шопенгауэр. В 1813 году в докторской диссертации он предположил, что любое суждение и действие, если оно не продиктовано законом природы или другим внешним фактором, производится волевым актом, у которого есть своей мотив (от лат. moveo — «двигать»). Так Шопенгауэр не только сформулировал, что «мотивация — это причинная связь, которую можно увидеть изнутри», но и выделил внешний и внутренний мотивы, которые ученые потом назовут «приобретенными» и «естественными».

С подачи Шопенгауэра психологи и социологи занялись исследованием внешней мотивации — той, что возникает у человека в результате воспитания и обучения. Они начали искать главные мотивы, которые движут людьми: потребность в достижении успеха, в доверительных отношениях, в независимости. Наиболее полно их перечислил Абрахам Маслоу. В 1952 году он опубликовал «Теорию иерархии потребностей» (ее позже назовут пирамидой Маслоу), где описал человека как «постоянно желающее существо» и выделил пять уровней потребностей (ступеней):

  • физиологические потребности,
  • потребности в безопасности и защите,
  • потребности в принадлежности социуму и в любви,
  • потребности в уважении и самоуважении,
  • потребности реализации потенциала — самоактуализации.

В XXI веке у жителей мегаполисов в достаточной мере закрыто большинство базовых потребностей: мы живем в теплых домах, хорошо питаемся, перемещаемся по городу с комфортом, в экстренном случае можем быстро получить медицинскую помощь или вызвать полицейских. Мы встречаемся с друзьями, вступаем в любовные связи и благополучно создаем семьи, учимся и строим карьеру, но всё равно не испытываем счастья. Ведь самую высшую потребность — в личностном (или духовном) росте и реализации своего потенциала — удовлетворить очень сложно.

Самоактуализацию Маслоу называл желанием хорошо делать то, что тебе хочется делать: «один человек желает стать идеальным родителем, другой стремится достичь спортивных высот, третий пытается творить или изобретать».

Сюжет эссе «Миф о Сизифе» кратко

Работа Альберта Камю «Миф о Сизифе» — это эссе об абсурде. Оно состоит из четырех основных глав в которых Камю предлагает нам свой взгляд на философию абсурда. Начинается эссе с главы «Рассуждения об абсурде». В ней писатель берет на себя ответственность ответить на самый главный философский вопрос смысла жизни. Согласно рассуждений писателя все мы строим нашу жизнь на надежде на завтра. Религия, вера в будущие удачи, работа на перспективу = все это дает нам силы вставать утром, идти на работу, заниматься будничными делами и так изо-дня в день. Но каждый этот день приближает нашего главного врага – смерть. Поэтому не удивительно что большинство самоубийц принимают решение добровольно уйти из жизни, которая стала ему непонятной, а мир безразличным. Лишенный романтизма человек понимает, что мир стал чужим, рациональность и наука не могут объяснить его, что в конечном итоге приводит к бессмысленным абстракциям и метафорам. Именно в этот момент человек должен принять, что его жизнь абсурдна, а мир вокруг не разумен. Благодаря этому человек обретает истинную свободу, отрекаясь от надежд и целей. В свою очередь это отменяет шкалу ценностей и дает понимание того, что важна не самая лучшая жизнь, а самая живая. Таким образом Камю приходит к трем постулатам полного принятия абсурда – бунт, свобода и страсть. Вторая глава книги Камю «Миф о Сизифе» носит название «Человек Абсурда». В ней писатель пытается представить того самого абсурдного человека. Делает он это на примере Дон Жуана, Актера, Завоевателя и Творца. И первым его постулатом становится «Все разрешено». Это не облегчение и радость, это горькое признание факта. Факта, что честность не нуждается в правилах

На примере Дон Жуана, Камю рассказывает нам о важности жить здесь и сейчас, и утверждает, что нет более благородной любви, чем та, которая признает себя недолгой и исключительной. На примере Актёра он говорит о эфемерности жизни и славы

А на примере Завоевателя рассказывает нам о том, что ничто не может длиться вечно и о призрачности любой победы. В то же время заявляя о необходимости веры в свои силы. Пример Творца лишь подтверждает это утверждение, ведь ни одно творение не будет вечным.

В третьей главе эссе «Абсурдное творчество» разговор пойдет о искусстве. По мнению Камю, именно абсурдность придает творчеству смысл. Иначе это было бы обычное перечисление общеизвестных, понятных и не нужных никому фактов. Берясь за свой шедевр, творец четко понимает, что и он и его труд смертны. Но при этом они переносят на холст свои эмоции и страсти невзирая ни на что. Но в то же время творец не должен в своих творениях дарить призрак надежды или пытаться передать свои суждения. Особенно ярко это требование автор демонстрирует на книгах Федора Достоевского «Бесы» и «Братья Карамазовы». Эти романы по мнению Камю начинались как настоящие абсурдные произведения, но к концу романа автор дарит людям надежду, что сводит на нет их абсурдность творения.

Последняя глава эссе Камю «Миф о Сизифе» и дала название произведению в целом. В ней на примере героя древнегреческих легенд Сизифе он рассматривает судьбу обычного современного человека. Этот герой настолько любил жизнь, что заточил бога смерти Аида в цепи и люди перестали умирать. Но боги освободили Аида и люди вновь стали смертными. Сизифа же в наказание за обман богов обязали выполнять бессмысленную работу – поднимать на гору огромный камень, который у самой вершины всегда скатывался вниз. И тут, самым важным моментом по мнению Камю, является тот момент, когда Сизиф спускается вниз за скатившимся камнем. Он не признает своего поражения. Ведь по мнению Камю одной борьбы за вершину человеку достаточно чтоб его сердце билось чаще, а он ощущал себя счастливым.

Что же касается по эссе Камю «Миф о Сизифе» отзывов, то они носят преимущественно положительный характер. Даже те, кто не согласен с выводами писателя признают, что произведение написано достаточно простым языком и вполне доходчиво передает мнение Камю. Принимать это мнение или нет, это уже вопрос каждого читателя. Но эссе Камю «Миф о Сизифе» скачать обязательно стоит всем тем, кто хоть раз задумывался о смысле жизни.

Но как понять, чего ты хочешь?

Ничто не движет людьми сильнее, чем интерес и любопытство. Исследования американских психологов Эдварда Деси и Ричарда Райана, которые проводились в начале 1970-х, показали, что человек работает с удовольствием, только когда задачи немного сложнее его профессионального уровня. То есть пока ему есть чему учиться в процессе.

Подумайте, в чем бы вы хотели достичь успеха? Какой навык вам было бы интересно прокачать? Это могут быть не связанные с работой вещи. Возможно, вы давно хотели научиться рисовать? Или подтянуть английский, чтобы смотреть фильмы в оригинале?

Выпишите все свои желания («хочу разобраться в архитектуре, сходить в поход, повысить квалификацию»), а затем разбейте задачу на конкретные измеримые цели («я составлю список книг и лекций по архитектуре, которые хочу прочесть; я посмотрю, какие есть походы, отберу маршрут, выберу даты» и т. д.). Разбейте цель на простые понятные шаги и поставьте себе реальные дедлайны на их выполнение.

В тайм-менеджменте есть правило «один день — одна задача». Согласно нему, человек каждый день должен делать что-то, что приближает его к цели. Уже сейчас вы можете добавить к списку дел на завтра одну задачу для достижения цели. Допустим, если вы хотите научиться готовить жульен, составьте список продуктов, которые вам понадобятся для блюда. И не забудьте с утра взять его с собой — после работы нужно будет заглянуть в магазин!

Заимствованные фразеологизмы

В русском языке большую группу оборотов составляют так называемые заимствованные фразеологизмы, то есть пришедшие к нам из других языков и культур. К ним относятся фразеологические кальки или полукальки, иначе – выражения, получившие дословный перевод при переходе из одного языка в другой и при этом не утратившие своего образного значения: «синий чулок» – bluestocking (англ.), «хорошая (весёлая) мина при плохой игре» – faire bonne mine au mauvais jeu (франц.), «рука руку моет» — Manus manum lavat (лат.) и т. д. Особый класс составляют афоризмы из библейско-евангелических текстов, яркие цитаты из зарубежной литературы, а также крылатые выражения из римской и древнегреческой мифологии. Именно к последним и относится рассматриваемая фразеологическая единица.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitter
Напишите комментарий