Задачи сенсорного развития детей раннего и дошкольного возраста

Введение

В основе познания мира лежит сенсорное воспитание, которое направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности.

Сенсорное воспитание – это система целенаправленных педагогических воздействий с целью формирования у детей способов чувственного восприятия окружающей действительности, совершенствование у детей процессов ощущения и восприятия.

В настоящее время, перед педагогической наукой и практикой определяются новые задачи, отличающиеся обновлением знаний, методик, форм организации деятельности, а также требованиям к ним. Данные требования регламентируются действующей в нашей стране учебной программой дошкольного образования, определяющего значительный потенциал для дальнейшего познавательного и эмоционального развития ребёнка. Анализ научной и методической литературы позволяет установить, что в современной дошкольной образовательно-воспитательной деятельности существует проблема сенсорного воспитания дошкольников.

В работах Ш.А. Абдуллаевой, С.Л. Новоселовой, Э.Г. Пилюгиной, Э.Л. Фрухт доказано, что именно в раннем возрасте происходит активное развитие процессов ощущения и восприятия, формирование познавательной деятельности детей.

Исследователи А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, А.П. Усова сформировали положения, которые легли в основу системы сенсорного воспитания: ребенок рождается с относительно развитыми органами чувств, но не способен к восприятию окружающих его предметов в их целостности и постоянстве.

Зарубежные ученые в области дошкольной педагогики такие, как Ф.Фребель, М.Монтессори, а также известные представители отечественной педагогики и психологии Е.И. Тихеева, А.П. Усова, считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. На основании этого признано приоритетное значение сенсорного развития на этапе первых трех лет жизни.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать педагогические условия использования дидактических игр с целью формирования и закрепления сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  • 1. Изучить психологические основы сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста.
  • 2. Раскрыть понятие сенсорного воспитания, определить его основную характеристику.
  • 3. Определить роль и место дидактической игры в сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
  • 4. Разработать и апробировать на практике серию дидактических игр.

Объект исследования: сенсорное воспитание детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Методы исследования:

  • – теоретические – анализ, сравнение и обобщение;
  • – эмпирические – наблюдение, анализ документации;
  • – математические – математическая и графическая обработка данных.

Гипотеза формирование сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр будет успешным при условии систематического использования в специально организованной и нерегламентированной деятельности серии дидактических игр.

Содержание сенсорного воспитания детей дошкольного возраста

Сенсорное воспитание ориентировано на развитие у детей представлений об окружающем мире и предметах. Все рождаются с готовыми органами чувств, обладают зрением, слухом, возможностью осязать предметы. Но это только предпосылки правильного развития. Задачей сенсорного воспитания является обучение восприятию предметов, а также изучению многообразия признаков.

Сенсорное развитие детей 2-4 лет

С самого раннего развития в детском саду проводится диагностика сенсорного развития малышей от 2 до 3 лет. Все исследования проводятся в игровой форме с использованием эталонов. Например, чтобы понять, различает ли малыш понятие величин, ему предлагают простейшую пирамидку.

Узнать, есть ли у ребенка представление о формах, можно с помощью вкладышей Монтессори. Они представляют собой игрушку с отверстиями, в которые нужно вставлять фигуры такой же формы. Эта техника очень популярна. Многие детские сады полностью проводят обучение по этой методике.

В младшей группе основа программы сенсорного развития направлена на определение основных направлений, таких как:

  • цвет;
  • форма;
  • величина.

В расписании занятий выделяется отдельный урок по сенсорному воспитанию. Он строится на играх, основанных на эталонах. В процессе игры дети должны научиться взаимодействовать с предметами. Только в ежедневном игровом подходе формируются устойчивые представления.

В дальнейшем от того, как малыш научился видеть, чувствовать и представлять, зависит умственное развитие. Самым подходящим возрастом для начала сенсорного воспитания считается именно возраст от двух до тех лет. В этом возрасте ребенок очень интересуется игрушками, у него просыпается интерес ко всему новому. Чтобы процесс обучения проходил правильно, необходимо придерживаться следующих принципов:

Надо как можно чаще предлагать ребенку для ознакомления новую игрушку
У детей с двух лет еще очень непроизвольное внимание, им тяжело долгое время сосредоточится на одном предмете.
Игры должны быть занимательного содержания

Детям интересны те игрушки или дидактические материалы, с которыми можно совершать какое-либо действие
Например, разбирать на части.
Во время продумывания занятий важно обращать внимание, чтобы было соответствие возрастам, возможностям психологии ребенка.
Сенсорное обследование должно проходить поэтапно, с постепенным усложнением материала.. Важно! В каждой игре должен быть элемент научности

Работая с детьми нужно подводить их к осознанию понятий о свойствах предметов!

Важно! В каждой игре должен быть элемент научности. Работая с детьми нужно подводить их к осознанию понятий о свойствах предметов!

Знакомство с цветом

Виды деятельности

Какие виды деятельности можно включить в сенсорное занятие? Очевидно, чем они разнообразнее, тем плодотворнее образовательный процесс. Задача воспитателя — максимально разнообразить занятие, что поможет ещё и повысить заинтересованность детей, их мотивацию.

Деятельность для сенсорного развития может быть:

  • игровой (дидактические игры с водой, песком, глиной, предметами);
  • трудовой (поручения воспитателя убрать игрушки по местам, сортируя их);
  • коммуникативной (взаимодействие с мячом в кругу детей);
  • познавательно-исследовательской (наблюдения за природой, эксперименты);
  • продуктивной (занятия по типу «Помоги мишке собрать все ягоды», «Привези машинку в гараж» и т. д.);
  • музыкально-художественной (работа с музыкальными инструментами, звуковыми игрушками);
  • двигательной (подвижные упражнения, хождение босиком по «дорожкам здоровья»).

Процесс обучения в детском саду преимущественно состоит из элементов игры

Сенсорное развитие детей в дошкольном возрасте

Сенсорное развитие маленького ребёнка является необходимой составляющей для его гармоничного роста и воспитания. Ведь именно в первые годы своей жизни он сталкивается с огромным количеством незнакомой для него информации.

Взрослый человек знает, что игрушечный мишка – это существо коричневого цвета с мягкой шерстью, двумя ушами и четырьмя лапами. Ребёнок этого не знает, и правильным образом донести до него нужную информацию о предметах, помочь проанализировать ему стремительно накапливающийся опыт — важнейшая задача находящихся рядом родственников и воспитателей.

Опираясь на нижеперечисленные параметры, ребёнок будет формировать личную систему сенсорного восприятия мира.

  • Формирование представлений о цветах: зелёный, синий, фиолетовый, чёрный и другие.
  • Различие и определение основных геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник и другие.
  • Различает понятия относительных величин: большая, средняя, маленькая.

Этапы сенсорного познания в раннем возрасте. Навыки и умения

Что должен уметь ребёнок в полтора — два года? В этом возрасте малыш, как правило, уже должен освоить следующие навыки сенсорного восприятия:

  • Ориентируется в цветовой палитре, различает 3–4 цвета, сортирует предметы одинакового цвета.
  • Собирает пирамидку по убыванию размера элементов. Минимальное количество элементов — 4–5. Желательно, чтобы элементы пирамидки резко контрастировали друг с другом в размере.
  • Анализировать конфигурацию геометрической фигуры, успешно соотносит её форму с проекцией на плоскости. Например, заполняет отверстия на доске соответствующими формами геометрических фигур.
  • Уверенно, не отрывая карандаш от бумаги, рисует вертикальные, горизонтальные, округлые линии. Может правильно прокомментировать то, что нарисовано (оценить длину и толщину линий, например).

Подробней о том, что должен уметь и как развивать ребенка в 1 год, описано в отдельной статье, — она может быть вам полезна.

В возрасте от двух до трёх лет умения ребёнка расширяются и дополняются. Теперь ребёнок должен оперировать следующими элементами сенсорного восприятия.

  • Различать не менее 6 цветов, помнить их названия, сортировать предметы по заданному образцу цвета.
  • Анализировать размеры при помощи минимум трёх определений (большой, средний, маленький).
  • Без затруднений собирать пирамидку. Минимальное количество элементов в этом возрасте 5–8 колец. Хороший эффект даёт обратный сбор пирамидки, не только от большего элемента к меньшему, но и наоборот.
  • Собирать целую картинку из разрезанных элементов. Оптимальное количество элементов в этом возрасте 4-6-8.
  • Оперировать представлениями о форме предметов. Различать понятия «куб», «шар», «кирпичик».
  • Сортировать одинаковые предметы по общим признакам: цвету, форме, размеру.

Что такое сенсорное воспитание

Сенсорное воспитание — это развитие представлений ребёнка о свойствах предмета. Такое воспитание происходит через поощрение изучения окружающего мира: чем больше он видит и трогает разные предметы, слышит интересные звуки, тем активнее он учится разными органами чувств ощущать и воспринимать мир.

В результате сенсорного воспитания у ребёнка должны появиться представления о форме, цвете, величине, положении в пространстве,  запахе, материале, вкусе, количестве и прочих свойствах вещей в окружающем мире. С помощью них формируются сенсорные эталоны — общепринятые образцы свойств предметов, которыми взрослые пользуются ежедневно, даже не замечая этого. 

Как происходит освоение сенсорных эталонов

Исследователи выделяют следующие этапы: 

  1. Этап сенсорных предэталонов (6 месяцев — 2,5 года). 

В это время ребёнок знакомится с базовыми формами, цветами, пространственными понятиями и другими простейшими свойствами предметов.

  1. Этап знакомства с предэталонами через сравнение (3–7 лет)

На этом этапе ребёнок начинает сравнивать характеристики вещей и учится выделять общее и отличия. Например, малыш понимает, что предмет зелёный, через сравнение с травой: мяч зелёный, как трава.

  1. Этап сравнения качеств предметов с общепринятыми эталонами (с 6–7 лет)

В качестве сенсорных эталонов цвета начинают выступать семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности. В качестве эталонов формы — геометрические фигуры, величины — метрическая система мер, в слуховом восприятии — звуковые отношения, фонемы родного языка, музыкальные ноты, во вкусовом — четыре основных вкуса и их сочетания, в обонятельном восприятии — узкоспециальное деление запахов на сладкие и горькие, свежие, тяжёлые. Всё это помогает лучше ориентироваться в мире. 

<<Форма демодоступа>>

Зачем необходимо сенсорное воспитание

Сенсорное воспитание:

     — помогает считывать информацию, чтобы в дальнейшем её правильно обрабатывать;     — развивает наблюдательность и внимание;     — упорядочивает представления ребёнка о внешнем мире через понимание сенсорных эталонов;     — помогает лучше учиться;     — является основой развития воображения и даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;     — закладывает основу для перехода от чувственного к рациональному познанию, от восприятия — к мышлению. Более того, множество профессий имеет выраженную сенсорную основу

Например, архитектор или художник должны обладать высокой точностью восприятия окружающего мира и различать формы, а музыкант и врач — обладать высоко развитым слуховым восприятием

Более того, множество профессий имеет выраженную сенсорную основу. Например, архитектор или художник должны обладать высокой точностью восприятия окружающего мира и различать формы, а музыкант и врач — обладать высоко развитым слуховым восприятием.

Игры своими руками по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста

Галина Фундурак Игры своими руками по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста

В дошкольном детстве происходит интенсивное развитие ребенка, становление его личности, закладываются основы здоровья. Чтобы все это было своевременным и полноценным, необходимо создать условия для развития ребенка, сделать жизнь малыша содержательной, расширить круг его интересов, научить общаться со сверстниками и взрослыми.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Я предлагаю для просмотра игры по сенсорному воспитанию, сделанные своими руками.

Разложи крышки по цветам.

Игрушка со шнурком “Поймай мяч” – развивать координацию движений, ловкость, глазомер.

“Накрути ленточки на палочки”- закреплять знания цвета, активизировать словарь детей: “Длинная”, “Короткая”, “Узкая”, “Широкая”, развивать мелкую моторику рук.

“Застегни пуговицу”, “Застегни и расстегни молнию”- тренировка застегивания разных видов застежек (пуговицы, кнопки, липучки)

“Коробочка с вкладышами” формы – закрепление знания размера, цвета, развития моторики рук.

“Веселые шнурки” – развивать мелкую моторику рук, внимание, мышление; совершенствовать действие, связанное со шнуровкой

“Сенсорный дождь” – активизировать двигательную активность: для развития восприятия цвета, зрительной памяти, внимания; создание положительно-эмоционального настроя.

“Цветочная полянка” – развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук.

“Найди пару” – развивать внимание, память

“Волшебные прищепки”- способствовать формированию и развитию движения сжимания и разжимания кончиков пальцев правой и левой руки.

Еще можно предложить детям рассыпать крышки и собрать, и так несколько раз. Это очень интересно!

Выкладывание крышек на столе: “Цветок”, “Домик”, “Солнце”, “Чьи бусы длиннее” и т. д.

Дидактические игры своими руками для развития мелкой моторики и сенсорики детей раннего возраста Основной задачей раннего развития ребенка в 2-3 года является развитие сенсорики, мелкой моторики и координации движений. Хорошими помощниками.

Дидактические игры своими руками по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста Игра “Спрячь зайку” Существует множество разновидностей игры “Спрячь зайку”. Её делают из цветной бумаги, из дерева, шьют из материала.

Игры по сенсорному развитию детей раннего возраста Игра “Найди горячий и холодный предмет” Цель: Упражнять детей в определении температуры объекта, сравнивать предметы по данному признаку.

Конспект игры-занятия по сенсорному воспитанию детей раннего возраста (с 2–3) «Разноцветные шарики» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №3 «Аленушка» Конспект игры-занятия по сенсорному воспитанию.

Конспект НОД по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста «На полянке» Цель: создавать эмоциональное настроение, активизировать речевое развитие ребенка; учить составлять предметы по цвету; закреплять представление.

Конспект НОД по сенсорному воспитанию в группе раннего возраста Конспект НОД по сенсорному воспитанию в группе раннего возраста Составила воспитатель МБДОУ «Детский сад №10 п Зименки» Митрофанова О. С.

Организованная образовательная деятельность по сенсорному воспитанию во второй группе раннего возраста «Мячики для котят» Тема: «Мячики для котят» Цель: Развитие сенсорных способностей у детей. Задачи: Познавательное развитие: Закрепить умение детей группировать.

Родительское собрание в ГКП «Игрушки своими руками для развития мелкой моторики у детей раннего возраста» Конспект нетрадиционного родительского собрания в группе кратковременного пребывания детей раннего возраста «Игрушки своими руками из различных.

Конспект занятия по сенсорному воспитанию детей раннего возраста «Путешествие на лесную поляну» Конспект занятия по сенсорному воспитанию детей раннего возраста «Путешествие на лесную поляну» Выполнила: воспитатель Квитка Т. С. Детский.

Сенсорное развитие детей дошкольников (4-5 лет)

В среднем возрасте у дошкольников в игре появляется ролевое взаимодействие. В процессе игровой деятельности дети начинают осознавать, что все происходит ради смысла игры. Это позволяет активно развивать изобразительную деятельность. Особую роль уделяют рисованию. Оно становится предметным.

Например, ребенок в этом возрасте должен осознавать, что у человека есть глаза, рот, нос, волосы, пальцы, элементы одежды. Происходит усовершенствование изобразительной деятельности.

На заметку! Дети начинают самостоятельно рисовать фигуры, понимая их предназначение, осваивают навыки вырезания ножницами, склеивания деталей. Вводится понятие конструирования.

К основам сенсорного воспитания детей среднего возраста также можно отнести следующее:

Формирование навыков создания построек по своей задумке.
Развитие как крупной, так и мелкой моторики.
Особое внимание уделяется координации движений и ловкости ребенка. Он должен хорошо держать равновесие, перешагивать через преграды, уметь играть с мячом.
Восприятие становится более развитым
Дети должны уметь не только распознавать геометрические фигуры, но и понимать, какие предметы на них похожи.
Хорошо развито применение понятий величины, цвета, длины и ширины.
Более усовершенствована ориентация в пространстве.
У дошколят увеличивается объем памяти. Они могут запоминать по восемь наименований предметов. Формируется произвольное запоминание. Ребенок уже способен понять поставленную перед ним задачу, они запоминают поручения, которые дают им родители или воспитатели.
Происходит активное развитие образного мышления. Можно применять схематические изображения для того, чтобы решить поставленную перед ним задачу.
Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку, рассказ. Развивается осознание взаимодействия событий.
Внимание становится более устойчивым. Ребенок в четыре года уже может сосредоточится на одном задании более 15 минут. Он может при выполнении действия запомнить условие, которое должно быть выполнено.
Улучшается дикция и произношение звуков. Речь у детей становится более развитой. В этом возрасте могут исправиться нарушения в речи, которые наблюдались ранее. Хорошо проходит развитие грамматической стороны.
Существенно меняется общение ребенка со взрослым. Оно больше становится познавательного характера. У малыша все больший интерес вызывает сложная для него информация.
Большую роль в возрасте с 4 до 5 лет для развития играет потребность в уважении со стороны взрослых

Очень важно, чтобы со стороны родителей и воспитателей звучала похвала.

Сенсорное развитие этого возраста отражается и во взаимоотношениях между сверстниками. Появляется избирательность, разделение детей на обособленные группы. Начинает проявляться лидерство. Для развития собственного образа у ребенка важна конкурентность.

Важно! Необходимо направить развитие детей среднего возраста в нужное русло. Помочь им сформировать правильное представление о своем образе, занять позицию среди сверстников в группе!

Развитие в рисовании

Сенсорное развитие детей от 5 лет и старше

С пяти лет начинается самый ответственный возраст перед подготовкой к школе. Дети уже четко знают понятия фигур, цветов, умеют сопоставлять один предмет с другим по свойствам. У них уже накоплен значительный опыт по тактильным ощущениям.

Задача воспитателей и родителей — закрепить имеющиеся знания. В возрасте от 5 до 6 лет дошкольники уже способны играть в интеллектуальные игры. Это нужно активно использовать в образовательной деятельности. Например, можно устраивать викторины после каждой пройденной темы.

Отлично подходят для этого возраста игры в шахматы, шашки и детское лото. Это не только тренирует внимательность, но и память, логику. Лучше всего с пяти лет делать акцент на коллективные игры, ролевую деятельность.

На заметку! В качестве обучающих игры для дошкольников могут использоваться занятия по теме изучения правил дорожного движения. Здесь можно придумать как викторины, так и ролевые сценки. Такой способ поможет не только эффективно закрепить новый материал, но и натренировать сенсорику.

Отдельное внимание нужно уделить в возрасте после пяти лет коммуникативным способностям у детей. Это важный аспект воспитания для будущих школьников

Для этого чаще нужно применять работы в группах, коллективное творчество. Задача воспитателей помочь дошкольнику найти свое место среди сверстников.

Игры для дошкольников

Можно ли индивидуализировать задания

Сенсорные занятия должны состоять из нескольких блоков, что позволит обеспечить всестороннее развитие навыков восприятия. Это уже противоречит явлению индивидуализации заданий.

Не каждый воспитатель сможет точно определить сенсорные возможности ребёнка. Индивидуализируя задания, то есть занимая каждого ребёнка в группе отдельно согласно его способностям, есть большой риск одностороннего развития в рамках этого направления. Именно поэтому воспитателям рекомендуется заниматься в группах, где коммуникативная, трудовая и игровая виды деятельности будут более продуктивны.

Однако можно организовать занятие таким образом, чтобы дети вначале получали разные задания, а после менялись ими друг с другом. Появляется возможность взаимопомощи, ребёнок выполняет разные виды деятельности.

При групповых сенсорных занятиях появляется возможность общения между детьми, взаимопомощи, совместной деятельности

Что должен знать дошкольник

Своевременное сенсорное восприятие на этапе дошкольного возраста — главное условие познавательного развития растущего человека, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, формирования эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию окружающего мира. 

Пробелы в сенсорном развитии малыша трудно, а иногда и невозможно компенсировать в более позднем периоде. В школьном возрасте эти пробелы могут проявиться в виде отставания в развитии, затрудняющего овладение знаниями основ наук.

Поэтому в течение дошкольного возраста ребёнок должен приобрести представления:

  • о цвете (цвета радуги);
  • величине (большой, маленький, средний и т. п.);
  • форме (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник);
  • вкусе (сладкий, горький, солёный, кислый);
  • запахе;
  • массе (тяжёлый, лёгкий);
  • положении в пространстве (право, лево, внизу, вверху, близко, далеко и т. п.);
  • ориентировании во времени (утро, день, вечер, ночь и час);
  • звучании предметов (громко, тихо, высоко, низко);
  • речевом слухе (гласные, согласные, твёрдые, мягкие);
  • материале (мягкий, твёрдый, пушистый, гладкий и т. п.).

Для тех, кто спешит получить знания, в Домашней школе «Фоксфорда» есть программа ускоренного обучения в начальной школе. За один учебный год ребёнок пройдёт 1 и 2 классы. Подробности о формате можно узнать здесь.

<<Форма аттестации>>

Предпосылка к успешному обучению

Только что рожденный на свет ребенок уже сразу готов взаимодействовать с окружающим миром: он наблюдает за окружающей действительностью, улавливает звуки, чувствует температурные колебания. В переводе с латыни термин сенсорика «sensus» – это восприятие.

Сенсорное восприятие – это знакомство ребенка с особенностью окружающих предметов с помощью чувственных органов (зрение, слух, осязание, обоняние, вкусовые рецепторы) и дальнейшее формирование индивидуальной картины мира. Ознакомление с действительностью у ребенка происходит с восприятия явлений окружающей среды и свойств предметов, находящихся вокруг нас. На воспринимаемых образах формируется мыслительная деятельность, воображение, запоминание. От целостности восприятия напрямую зависит дальнейшее умственное развитие малыша.

На этапе раннего детства дети особенно восприимчивы к сенсорным воздействиям. Неправильное сенсорное развитие очень трудно, а порой, невозможно, компенсировать.

Сенсорное восприятие – главный источник к познанию и заслуженно считается фундаментом в этой сфере.

В зависимости от воспринимаемых явлений восприятие разделяется на следующие виды:

  • восприятие формы: возможно различение предметов ребенком еще до года;
  • восприятие величины;
  • цветовое восприятие;
  • восприятие пространства: происходит через визуальное наблюдение за предметами и за их перемещением, происходящих с ними изменений, пропорций и их положения при движении;
  • временное восприятие;
  • восприятие телесных манипуляций;
  • восприятие звука: происходит через прослушивание музыкальных произведений, человеческой речи, звуков, издаваемых животными.
  • и т.д.

Все разновидности восприятия дети усваивают в разном возрасте с опорой на ранее приобретенные знания и представления. Для правильного построения восприятия существует целая система обучающих приемов, опирающихся на психологические закономерности.

Что такое сенсорное развитие детей

Для полноценного воспитания детей сенсорное развитие играет одну из самых важных ролей. Оно основывается на формировании восприятий и представлений о форме и свойствах предметов. Большую роль играет сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте. Оно помогает создать в голове крохи общую картину окружающего мира.

Начало сенсорного восприятия

Что это такое в педагогике, определение

В педагогике сенсорное воспитание — это развитие ощущений, представлений и восприятий. Это не только знакомство малыша со всеми функциями, но и их целенаправленное совершенствование.

Почему оно так важно для детей

Сенсорное развитие детей раннего возраста — это занятия, которые основаны на усвоении свойств предмета. Именно оно лежит в основе развития умственных способностей. От того, как правильно будет построено сенсорное воспитание на раннем этапе, зависит дальнейшее обучение.

На заметку! Освоение и изучение форм предметов, материалов, явлений происходит у малышей естественным образом в момент игр, рассматривания картинок, прослушивания музыки. Если в этот момент со стороны взрослых не будет оказана помощь, то восприятие будет таким, как получится у малыша. Чаще всего это приводит к тому, что восприятие остается неполноценным.

Именно поэтому очень важно, чтобы со стороны взрослых был контроль и помощь. Она должна заключаться в объяснении многообразия окружающего мира, пополнению словарного запаса для описания свойств явлений и предметов

Сенсорное воспитание по ФГОС должно быть организовано многоступенчато. Задача процесса обучения — сформировать у детей определенные эталоны

Важно сделать все правильно, так как это необходимо для дальнейшей педагогической деятельности и грамотного восприятия детьми новой информации

Важно, чтобы малыш мог не просто различать и определять предметы по их свойствам, но и умел применять эти знания для других объектов. Например, математический эталон форм — это умение определять простейшие фигуры

Освоение свойств предметов

Что лежит в основе сенсорного воспитания

Основой воспитания сенсорики является совместная деятельность детей с воспитателями. Игровые и практические ситуации позволяют накапливать и обобщать знания. Практическая деятельность включает в себя следующее:

  • работу с разнообразными материалами;
  • рисование красками, мелками, карандашами;
  • лепку;
  • чтение рассказов и сказок;
  • изучение живописи;
  • конструирование;
  • двигательную активность.

Для дошкольников важную роль играет трудовой вид деятельности. Во время труда у ребенка формируется система знаний об инструментах, формах труда, способов выполнения.

Конструирование, как средство сенсорного воспитания

Задачи сенсорного развития

Целью сенсорного воспитания детей является обогащение их чувственного восприятия. На этой основе ставятся следующие задачи:

  • формирование различных действий на обследование;
  • создание сенсорных эталонов, умение обобщать представления о свойствах;
  • научить детей обозначать предметы одним словом.

На заметку! Для каждой деятельности должна существовать целостность восприятия и представления.

Эталонная система для детей раннего возраста

Сенсорными эталонами для детей на раннем этапе развития принято считать:

  • девять основных цветов спектра;
  • пять геометрических форм (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал);
  • три размера (величины) предмета: большой, средний, маленький;
  • музыкальные ноты, звуки родного языка;
  • четыре вкуса (сладкий, горький, соленый, кислый);
  • два температурных определения (тепло, холодно);
  • пять типов запаха (сладкий, горький, свежий, легкий, тяжелый).

В зависимости от возраста малыша, требования сенсорного воспитания предполагают следующие знания и умения.

Для возраста 1,5-2 года:

  • понимание и способность назвать 3-4 цвета, а также правильно подбирать их по образцу;
  • ориентирование в размерах (величинах) предметов, способность разобрать и собрать трехразмерную матрешку;
  • умение правильно собрать цветную пирамидку из 4-6 колец разного размера;
  • способность правильно соотносить конфигурацию объемных фигур с плоскими;
  • иметь начальные навыки рисования (проводить горизонтальные, вертикальные, короткие и длинные линии, а также внятно объяснять, что он нарисовал).

Для возраста 2-4 года:

  • понимание и способность назвать 6 цветов, а также правильно подбирать их по образцу;
  • ориентирование в 3-5 контрастных величинах (размерах);
  • умение собирать цветную пирамидку из 6-8 колец разного размера;
  • способность правильно сформировать целый объект из 4-х частей (разрезанный рисунок, складные кубики);
  • умение четко различать объемные предметы по форме (куб, шар, пирамида и т.д.), и плоские по очертанию (квадрат, треугольник, ромб, круг);
  • умение рисовать в рамках листа короткие и длинные линии разного расположения.

Какие игры можно использовать для развития дошкольников

Сенсорное развитие — это не просто знакомство в окружающим миром. Это интересная деятельность, в основе которой должна лежать игра. Для детей от двух лет подойдут следующие занятия:

  • В одну большую коробку различный игровой материал. Это могут быть кубики, резиновые фигурки, колечки. Затем нужно попросить малыша найти все игрушки, которые желтого цвета. Или, например, найти все колечки. Если ребенку сложно выполнить задание, можно сделать небольшую презентацию, рассказать ему про каждую фигуру, которая находится в коробке, отдельно.
  • Можно также провести игру с муляжами овощей или фруктов. Например, предложить найти с закрытыми глазами капусту. Посредство такого нетрадиционного способа образования эффективно развивается чувственное восприятие предметов.
  • Самостоятельно можно сделать сенсорную дорожку. Например, сшить квадратики, заполненные различными материалами: песком, шариками, пуговицами. Дети будут ходить по таким мешочкам.

На заметку! Для детей в возрасте четырех лет придумываются уже более сложные игры.

Например, можно предложить им собрать бусы из различных по размеру предметов. Таким образом будет тренироваться понятие величины. Также можно собрать бусы по цветам.

Игры для детей старшего возраста

Значение сенсорики для развития детей трудно переоценить. От того, как будут даны основы, зависит дальнейшее успешное обучение в школе, социальная адаптация в коллективе. Сенсорное развитие влияет не только на умственные способности, но и на психологический аспект

Важно уделять воспитанию сенсорики с самого раннего детства, чтобы заложить правильные основы

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий