Уроки рисования во второй младшей группе

О пользе занятий

Несомненно, раннее обучение рисованию окажет на малыша исключительно благотворное влияние. Оно делает ребенка более эмоциональным, формирует и развивает чувство прекрасного, стимулирует трудолюбие, настойчивость и воображение. Также такие увлекательные «уроки» способствуют:

  • развитию мышления и памяти;
  • умению преодолевать трудности;
  • общению со взрослым;
  • пониманию поставленной цели;
  • развитию мелкой моторики и сенсомоторной координации, что, в свою очередь, полезно для развития речи.

Ребенок учится правильно держать кисть, что укрепляет его пальцы и ладонь, готовит к постижению навыка письма. Одновременно с занятиями по рисованию дошкольник знакомится с цветами и запоминает их названия. Создаются условия для развития любознательной и творческой личности, которая стремится понимать окружающий мир, создавать нечто новое.

Кроме того, совместное творчество мамы и малыша помогает укрепить их эмоциональную взаимосвязь. Специалисты доказали, что работа с красками помогает избавиться от негативных эмоций как ребенку, так и матери. Вот почему рисованием можно и нужно заниматься.

Техники и методы рисования во второй младшей группе

Несмотря на то, что дети второй младшей группы только в начале пути освоения приёмов создания графических образов, они знакомятся с довольно обширным перечнем методов этого вида изобразительной деятельности и в традиционных, и в нетрадиционных техниках. При этом по форме исполнения рисунок может быть индивидуальным или коллективным — это зависит от того, каким образом удобнее раскрыть тематику занятия. Например, букет для мамы удобнее «собирать» всем вместе, а рисовать солнышко индивидулально.

Таблица: методы рисования во второй младшей группе

Метод
Суть
Особенности использования во второй младшей группе
Традиционные техники — рисунки создаются при помощи классического набора: бумаги, красок кистей, карандашей, мелков и пр.
Рисование цветными карандашами
Метод, позволяющий отработать прорисовку линий туда-обратно, меняющих интенсивность цвета в зависимости от оттенка.Захват карандаша пальцами требует сильной мускулатуры, что помогает развивать моторику и готовить ручку к письму.
В процессе работы малыши также:
учатся складывать карандаши обратно в коробочку, чтобы они не скатывались на пол;
делают оттенок более интенсивным, наводя линии дважды;
тренируют единое направление линий разными штриховками.

Создание рисунков красками
Инструмент, который не требует интенсивного нажима, но при этом линии теряют чёткость.
Используя краски, дети учатся накладывать цвета один на другой. К тому же работа кисточкой не требует сильного напряжения, значит, малыши не утомляются, и поэтому образы могут передаваться полнее, чем в карандашном рисунке.
Изобразительная деятельность при помощи фломастеров
Инструмент, позволяющий добиться ярких красок, чётких линий.
Во второй младшей группе фломастеры является чем-то вроде переходного этапа между карандашами и красками. После расслабленности от управления кисточкой дети подготавливаются к возвращению к карандашам.
Нетрадиционные техники — изображения создаются на бумаге красками, но при этом используются разные инструменты.
Ладошковый
Базой для рисунка выступает отпечаток ладошки ребёнка.
Во второй младшей группе образы, созданный ладошкой или пузырями, дополняет педагог, например, прорисовывает жар-птице мордочку с глазками.
Рисунок мыльными пузырями
Малыш выдувает пузырь на лист — пена оставляет на подложке цветной след, из которого можно доделать образ, например, гусеницу.
Пуантилизм
Создание образа точечными мазками.
С детьми 3–4 лет практикуются рисунки пальчиками, ватными палочками.
Вертикальный тычок
Для создания рисунка малыши делают вертикальные тычки чуть влажной кисточкой.
Обычно таким способом дети изображают дождь, снег

Причём важно, чтобы каждое движение сопровождалось по возможности словесной иллюстрацией, к примеру, дождь – «кап-кап».
Рисование штампами
Рисование при помощи получения на бумаге оттиска штампа — готового или из ватного диска, половинки картофелины.
Методы используются для создания в целом одинаковых по форме образов — объектов окружающего мира, например, камешков на морском побережье. А также для выполнения наброска предмета — изображения, в котором чёткость контуров не важна.
Рисование мятой бумагой
Малыши комкают кусочек
бумаги и, обмакнув его в краску, делают отпечатки.
Создание рисунков свечой
На белой бумаге рисуется контур свечой, затем весь лист закрашивается красками — восковые контуры остаются нетронутыми.
Контуры рисует педагог, дети лишь покрывают лист красками

Таким способом реализуется сюрпризный момент на занятии.
Монотипия
Лист складывается пополам, расправляется. На одну часть наносится рисунок, затем снова складывается и раскрывается — получается «зеркальное» отображение.
Во второй младшей группе этот метод практикуется к весне, когда малыши уже хорошо владеют кисточкой для создания очертаний, передающих образ объекта, например, деревьев.

Нестандартное рисование

Любой процесс обучения в младшем дошкольном возрасте должен проходить в игровой манере, поэтому и рисование возможно самое разнообразное.

  • Для улучшение мелкой моторики следует предложить малышу порисовать пальчиком на рассыпанной по столу манке или муке. Положительные эмоции гарантированы!
  • Летом можно рисовать мелками на камнях, улучшая полезный навык даже на прогулке.
  • С удовольствием дети разукрашивают изделия из слоеного теста – это гораздо интереснее, чем работа с привычными книжками-раскрасками.
  • Рисование цветным льдом повеселит и маму, и малыша. Предварительно следует заморозить воду различных цветов, приготовленную с помощью простой акварели, а после – предложить ребенку лист ватмана, на котором он при помощи «красок» сможет изобразить фигурки или линии.

Обучение юного художника подарит радость и ему самому, и родителям, но главное – помнить, что ребенок должен получать удовольствие, развиваться. Поэтому не стоит ругать его за неудачу, а тем более кричать или нервничать. Такое поведение «наставника» только перечеркнет дальнейшее стремление к прекрасному. Гораздо эффективнее помочь малышу, подсказать ему, порадоваться успехам, пусть и незначительным.

Этапы обучения

Для наилучшего успеха в процессе обучения основным приемам рисования малышей 2-3 лет нужно придерживаться такой последовательности.

  1. Знакомство с красками, кисточками и прочими материалами для творчества.
  2. Подражание. На этом этапе родитель заранее готовит фон и формулирует задание, ребенок же должен повторить его. Это может быть обучение закрашиванию: мама рисует дорогу и движущийся по ней автомобиль, закрашивает коричневым только часть «дороги», давая ребенку установку – очистить путь от снега, чтобы машина смогла проехать. Ребенок учится не выезжать карандашом или кистью за контур, действовать аккуратно.
  3. Большая самостоятельность. Ребенок пробует воплотить на бумаге собственный замысел или же выполнить просьбу взрослого.

Значение изобразительного искусства для детей 3–4 лет

Изобразительное искусство — это результат художественно-творческой деятельности, отображающей представления автора об окружающем мире. В этом смысле ключевым понятием для организации образовательного процесса в детском саду является изобразительная деятельность ребёнка, включающая рисование, лепку и аппликацию. Причём именно рисование является для детей самым доступным способом выразить свои переживания и эмоции. Педагогу рисунки помогают понять малыша, который ещё не владеет речью на достаточном уровне или имеет сложности в общении со взрослыми, сверстниками. В процессе создания рисунка ребёнок учится сравнивать реальные объекты со своими представлениями о них. А также именно этот вид изобразительной деятельности способен увлечь самых непоседливых дошколят.

Целями занятий рисованием в дошкольном образовательном учреждении является:

  • знакомство с прикладным искусством, в частности с произведениями архитектуры, живописи, народными промыслами;
  • развитие умения всесторонне изучать предмет, замечая и анализируя его цвет, форму, структуру;
  • расширение опыта тактильных ощущений, наблюдательности;
  • тренировка глазомера, мелкой моторики
  • развитие творческих способностей и навыков передачи окружающих реалий в самостоятельно выполненных работах;
  • формирование эстетических представлений о красоте;
  • воспитание художественного вкуса.

В рисунках дети воплощают свои представления о мире

Задачи занятий рисованием во второй младшей группе

Для реализации поставленных целей на уроках изобразительным творчеством педагогом решаются следующие задачи:

  • обучить приёмам отображения на плоскости прямых и круглых линий — дорожек, тропинок, мячиков и пр. (этот навык является ключевым для дальнейшего накопления приёмов изображения предметов — волнистых линий, зигзагообразных и пр.);
  • знакомить с принципом раскладывания образа на несколько частей, имеющих геометрические формы (например, неваляшка — из кругов, солнце — из круга и прямых);
  • учить передавать в рисунке объекты прямоугольной формы, требующие изменения направления движения руки и формирования угла, замыкания линий в одной точке (например, книжки, окна, флажки и пр.;
  • отрабатывать навык правильного захвата карандаша (тремя пальцами) и основных действий кистью (набирать краску, убирать её излишки о край стакана, промывать кисть, следить за направлением кисти по листу — делать мазки в одном направлении, вести кисточку по ворсу);
  • воспитывать чувство гармоничной передачи оттенков (дети оценивают сочетания цветов на свой вкус, давая оценки «красиво»/«не красиво»);
  • развивать пространственное мышление и тренировать навык размещения композиции рисунка в центре листа;
  • учить прорисовывать прямые и пересекающиеся линии, очертания предметов элементарных геометрических форм;
  • формировать умения внимательно выслушивать указания педагога, ориентироваться на наглядность при выполнении рисунка, а также соблюдать оговоренную последовательность действий;
  • стимулировать интерес к занятиям рисованием.

Во второй младшей группе дети знакомятся с основными методами нетрадиционной техники рисования

Ход занятия: Дети входят в изостудию.

Педагог: Сказка, сказка, прибаутка!

Рассказать её не шутка!

Чтобы сказка от начала,

Словно реченька журчала.

Чтоб в серёдке весь народ

От неё разинул рот.

Чтоб никто – ни стар ни мал –

Под конец не задремал!

— Дети, сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие,

в страну, где происходят чудеса. Попасть в неё можно, сказав волшебные слова: «Раз, два, три! Дверь в сказку отвори» (звучит музыка).

— Дети, посмотрите, как здесь красиво. Но кто же здесь плачет? Давайте посмотрим, кто это. Да это петушок! (появляется петушок).

Петушок: Нарисовал меня художник, а хвост раскрасить забыл. Все надо мной смеются, говорят, что я не настоящий.

Педагог: Ребята, что же делать? Как петушку помочь? Правильно,

нужно раскрасить перья хвоста. Но у нас нет красок, давайте отправимся к ним в гости.

— На опушке на лесной ты увидишь дом резной

Этот домик интересный, этот домик не простой.

— Ребята, кто живёт в этом домике?

Правильно, девочки – Краски.

— Позвоню-ка я разок,

Чей услышу голосок?

(Из-за домика появляются куклы девочки-Краски – синяя, красная, жёлтая, зелёная). Краски спорят, чей цвет важнее.)

— Я синяя краска – мой цвет самый важный.

Педагог: Ребята, а вы как думаете нужна ли нам синяя краска?

Что бывает синего цвета?

(Игра с «Волшебным кубом»)

— Синий цвет и голубой окружают шар земной.

Реки и моря большие тоже сине-голубые.

Жёлтая краска:

— Нет, жёлтый цвет самый важный.

Ребята, что бывает жёлтого цвета?

(Игра с «Волшебным кубом»)

Красная краска:

— А без красного цвета не будет весны,

Без красного цвета не запахнут цветы.

Скажите, ребята, нужна ли нам красная краска? А что можно нарисовать красного цвета?

(Игра с «Волшебным кубом»)

— Молодцы, вот видите я самая нужная.

Педагог: Не спорьте, краски. Вы все очень важные. Как можно жить без жёлтого солнышка, синего неба, зелёной травки, красных цветов и ягод? Давайте соберём вместе с вами красивую цветочную поляну.

Игра «Собери цветок»

(Дети из готовых форм составляют цветы.)

Петушок: Вот какая у вас поляна красивая, разноцветная, а я всё ещё не настоящий.

Педагог: Ребята, давайте поможем петушку и раскрасим перья его хвоста в разные цвета.

— Ребята, а мы можем нарисовать сухой кистью?

— Что сначала нужно сделать? Правильно. Сначала искупаю кисть в чистой воде, лишнюю воду убираю о край баночки. Набираю краску и широкими сплошными мазками раскрашу перо. (Показ приёма рисования)

— Каким стало одно перо? А теперь выбирайте для себя краску того цвета, который вам нравится.

Дети рисуют. Затем вместе с педагогом собирают разноцветный хвост петушку.

Петушок: — Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!

К вам на поляну я спешу.

Стали перья все мои

Необычной красоты!

— Спасибо вам ребята!

Анализ:

Педагог: Вот и закончилось наше путешествие в Страну Красок. Все краски нужны и мы можем нарисовать ими прекрасные разноцветные картины.

Каждому ребёнку педагог задаёт разные вопросы:

— Какая краска тебе больше всех нравится?

— Какой цвет ты выбрал?

— Кто приходил сегодня в гости?

— Для чего петушку разноцветный хвост?

Педагог благодарит детей и прощается.

Тема недели «Зима»

Занятие 14. Белоснежная зима

(Тычки жесткой полусухой кистью. Гуашь)

Цель. Учить детей делать тычки жесткой полусухой кистью. Развивать эстетическое восприятие зимнего пейзажа.

Демонстрационный материал. Картина – зимний пейзаж.

Раздаточный материал. Альбомный лист, на котором на голубом фоне нарисован домик, елочка, дерево; белая гуашь, жесткая кисточка.

Ход занятия

Рассмотрите с ребятами картину, на которой изображен зимний пейзаж, спросите: «Какое время года изобразил художник на картине? (Зиму.) Почему вы так считаете? (Много снега, деревья без листьев и т. д.) Что можно сказать о снеге?» (Пушистый, белый, холодный, мягкий.)

Прочитайте детям отрывок из стихотворения И. Сурикова:

Спросите: «Куда может падать снег?» (На деревья, дома, улицы, дороги, реки.)

Положите перед каждым ребенком альбомный лист, на котором нарисованы дом, елочка, дерево, и предложите нарисовать, как снежок все раскрасил в белый цвет. Для этого нужно набрать на сухую кисть совсем немного белой гуаши и, держа кисть вертикально, делать сверху тычки, располагая снег на доме, деревьях, земле. Но сначала желательно потренироваться – сделать несколько тычков по бумаге сухой кистью.

Спросите у ребят: «Какой у вас получился снежок?»

Шаг 7: Закрашивание и тонирование

После завершения контура журавля, пришло время оживить его цветом. Для начала, вы можете выбрать цвета для тела, клюва и ног журавля. Обычно тело журавля окрашивается в оттенках серого или белого с некоторыми пятнами или переходами других цветов. Внимательно наблюдайте за изображением в руководстве и последовательно следуйте направлениям.

Начните с тела журавля. Окрашивайте его гладкими и ровными движениями кисти. Подумайте о том, какие оттенки серого или белого вам понадобятся. Если нужно, используйте технику тонирования, чтобы создать эффект объемности и плавных переходов.

После окончания окраски тела, переходите к окрашиванию клюва и ног

Обратите внимание на их цвет и структуру, чтобы достичь наибольшей реалистичности вашего рисунка. Используйте разные оттенки коричневого, желтого или оранжевого для клюва, и их сочетание для ног

Помимо основных элементов тела, вы также можете решить, что закрасить некоторые другие детали журавля. Если требуется, предварительно обведите их контур и продолжайте с закрашивания.

Закончив закрашивание, позвольте краскам высохнуть и оцените свою работу. Если необходимо, внесите исправления или доделайте недостающие детали, чтобы ваш журавль выглядел еще лучше!

Шаг 2: Определение основных форм

Прежде чем начать рисовать журавля, важно определить основные формы, из которых состоит его тело. Это поможет нам построить правильную композицию и сохранить пропорции

Начнем с головы журавля. Она похожа на треугольник с закругленным верхним краем. Нарисуйте треугольник в верхней части листа бумаги или холста.

Затем перейдем к телу журавля. Оно имеет форму овала, который должен немного перекрывать вершину треугольника головы и немного выходить за его пределы.

Далее обозначим шею журавля. Она очень длинная и изогнутая. Рисуем линию, соединяющую овал тела и вершину треугольника головы. Помните, что она не должна быть прямой, а иметь изгибы и плавные переходы.

Наконец, добавим ноги и клюв журавля. Они тонкие и длинные. Рисуем две параллельные линии, выпуская их из нижней части тела журавля. В конце каждой линии рисуем небольшой овал для стопы. Клюв журавля похож на длинную тонкую точку, смотрящую вниз.

Когда основные формы определены, можно переходить к следующему шагу — добавлению деталей и отделке рисунка журавля.

Более сложные задания

Когда ребенок постиг азы, можно приступать к обучению рисованию прямых линий и геометрических фигур. Взрослый показывает, как это делается, а малыш повторяет

Чтобы процесс не стал скучным, важно правильно организовать занятие. Для этого на одной стороне листа взрослый рисует животное (или наклеивает картинку), на другой – его любимое лакомство

После этого предлагает малышу «покормить» зверька, проведя линию от животного к корму. Также можно изобразить несколько домиков, в которых живут различные сказочные персонажи, и попросить кроху провести дорожки, по которым герои будут ходить друг к другу в гости.

В 2-3 года дети с удовольствием раскрашивают, поэтому родители могут подготовить специальные картинки, чтобы ребенок сделал их цветными, соблюдая контуры. Наконец, можно смело использовать трафареты, которые малыш будет обводить, а уже потом – раскрашивать. Такие формы работы очень хорошо улучшают мелкую моторику. Большинство детей учатся обводить контуры ближе к 3 годам, но и в 2 можно включать трафареты в творческие занятия. Например, предложить крохе закрасить внутреннее пространство при помощи небольшого валика и краски.

В этом возрасте можно показать малышу, как использовать стирательную резинку, чтобы исправить недочеты в рисунке. Для этого обыгрывается интересный сюжет, например: мы нарисовали дорожку, но наступила зима, выпал снег, и вся тропинка стала белой. Рассказывая историю, взрослый стирает карандашную линию, затем дает ребенку сделать то же самое.

Материалы для рисования

Для того чтобы процесс приобщения к изобразительному творчеству был интересным и продуктивным, важно правильно выбрать материалы

Основа

В качестве подложки самыми подходящими будут листы белой бумаги формата А4. Однако это не исключает вариант использования листов цветной бумаги для принтера, ведь рисовать солнце интереснее на голубом фоне «неба», а снег на темном, почти фиолетовом, то есть на листе соответствующего оттенка. При этом следует учитывать, что бумага должна быть достаточно плотной, ведь малыш первое время так интенсивно водит кистью по поверхности, что протирает лист до дыр. Поэтому если тема предполагает плотное заполнение листа композицией рисунка (например, в задании «Деревья на нашем участке»), то лучше вообще использовать тонкий картон.

Краски, кисточки, карандаши

Во второй младшей группе дети больше рисуют гуашью, дающей яркие и насыщенные тона, причём педагог обязательно тонирует цвета, получая максимально подходящие оттенки, яркость которых, в свою очередь, выступает дополнительным стимулом для малышей в постижении основ изобразительного искусства. К тому же гуашь, в отличие от акварели, не нужно разбавлять водой.

Для детей 3–4 лет оптимальным будет комплект из шести цветов — в большем числе оттенков малышам сложнее определиться с подходящими.

Самый удобный вариант кисти для начинающих творцов — беличья кисточка с коротким черенком (№№ 10–14).

Карандаши следует брать мягкие, хорошего качества, чтобы они не крошились. Что касается количества цветов, то их может быть 6–8. Малышам сложно держать в пальцах тонкие, что называется стандартные, карандаши, поэтому есть смысл брать потолще.

Дополнительные материалы

Несмотря на начальный уровень владения изобразительным творчеством, малыши уже во второй младшей группе знакомятся с разными нетрадиционными техниками рисования. Поэтому без дополнительных материалов не обойтись. Самыми востребованными оказываются:

  • ватные палочки, маленькие воздушные шарики (для нанесения краски);
  • осенние листья (для создания отпечатков и для декора);

  • семечки (для создания объёмных элементов рисунка, например, иголок ёжика);
  • конфетти (для придания яркости подложки в «праздничных» темах, например, «Новый год», «День рождения куклы» и др.).

Как организовать урок рисования для детей 3-4 лет?

  • Продумайте занятие. Проиграйте в уме всю последовательность того, что вы и ребенок будете делать. Запаситесь влажными салфетками, тряпочками, чтобы в случае необходимости они были под рукой.
  • Сделайте пример того, что должно получиться в результате занятия. Это может очень облегчить объяснение материала.
  • Возьмите куклу, животное или героя мультфильма и проведите занятие с его помощью. Дети с удовольствием будут поддерживать кукольного учителя и помогать ему.
  • Продумайте, какие фотографии, картинки, видео и аудио материалы вы можете использовать на занятии. Это сделает ваш урок веселым и интересным.

Тема недели «Мебель»

Занятие 10. Коврик для зайчат (Рисование кистью. Акварельные краски)

Цель. Учить детей украшать предмет прямоугольной формы, чередуя круги и линии (с помощью кисточки и акварельных красок); последовательно пользоваться красками двух цветов; самостоятельно придумывать узор и располагать его по всей поверхности предмета. Воспитывать отзывчивость и доброту.

Раздаточный материал. Прямоугольный коврик, вырезанный из цветной бумаги светлого тона, акварельные краски, кисточка, баночка с водой.

Ход занятия

Прочитайте детям стихотворение В. Берестова «Заиньки»:

Спросите у ребят: «Что захотели сделать заиньки? (Баиньки, спать.) Куда можно уложить зайчиков?» (В коробку, на кресло, на коврик и т. д.)

Положите перед каждым ребенком вырезанный из светлой цветной бумаги прямоугольный коврик и спросите: «Как можно украсить такой коврик?» (Нарисовать круги, треугольники, линии и т. д.)

Предложите малышам сделать красивые коврики для зайчат, украшая их чередующимися разноцветными кругами и линиями.

В конце занятия спросите у каждого ребенка: «Какой у тебя получился коврик? (Красивый, нарядный, красочный, ласковый и т. д.) Как ты думаешь, приятно будет заинькам спать на таком коврике?»

Шаг 8: Финальные штрихи и отделка работы

Сначала просмотрите свою работу и определите, что вам нравится, а что можно улучшить. При необходимости, внесите корректировки.

Затем вы можете добавить отделку, чтобы ваш журавль выглядел более реалистичным. Выберите несколько красок или карандашей, чтобы добавить тень и осветление на разных участках рисунка.

Примерные шаги отделки:

  1. Добавьте светлые и темные пятна на шее и крыльях журавля, чтобы подчеркнуть их объемность.
  2. Сделайте стрелку на тормозных рулонах, чтобы создать эффект пера.
  3. Добавьте дополнительные текстуры и детали на голову журавля, чтобы сделать его выразительнее.
  4. Подчеркните перемычку на хвосте, чтобы она выглядела реалистичнее.

Не бойтесь экспериментировать и добавлять свой художественный почерк к рисунку. Пусть ваш журавль станет уникальным произведением искусства!

Материалы для рисования

Для того чтобы процесс приобщения к изобразительному творчеству был интересным и продуктивным, важно правильно выбрать материалы

Основа

В качестве подложки самыми подходящими будут листы белой бумаги формата А4. Однако это не исключает вариант использования листов цветной бумаги для принтера, ведь рисовать солнце интереснее на голубом фоне «неба», а снег на темном, почти фиолетовом, то есть на листе соответствующего оттенка. При этом следует учитывать, что бумага должна быть достаточно плотной, ведь малыш первое время так интенсивно водит кистью по поверхности, что протирает лист до дыр. Поэтому если тема предполагает плотное заполнение листа композицией рисунка (например, в задании «Деревья на нашем участке»), то лучше вообще использовать тонкий картон.

Краски, кисточки, карандаши

Во второй младшей группе дети больше рисуют гуашью, дающей яркие и насыщенные тона, причём педагог обязательно тонирует цвета, получая максимально подходящие оттенки, яркость которых, в свою очередь, выступает дополнительным стимулом для малышей в постижении основ изобразительного искусства. К тому же гуашь, в отличие от акварели, не нужно разбавлять водой.

Для детей 3–4 лет оптимальным будет комплект из шести цветов — в большем числе оттенков малышам сложнее определиться с подходящими.

Самый удобный вариант кисти для начинающих творцов — беличья кисточка с коротким черенком (№№ 10–14).

Карандаши следует брать мягкие, хорошего качества, чтобы они не крошились. Что касается количества цветов, то их может быть 6–8. Малышам сложно держать в пальцах тонкие, что называется стандартные, карандаши, поэтому есть смысл брать потолще.

Дополнительные материалы

Несмотря на начальный уровень владения изобразительным творчеством, малыши уже во второй младшей группе знакомятся с разными нетрадиционными техниками рисования. Поэтому без дополнительных материалов не обойтись. Самыми востребованными оказываются:

  • ватные палочки, маленькие воздушные шарики (для нанесения краски);
  • осенние листья (для создания отпечатков и для декора);

  • семечки (для создания объёмных элементов рисунка, например, иголок ёжика);
  • конфетти (для придания яркости подложки в «праздничных» темах, например, «Новый год», «День рождения куклы» и др.).

Как научить азам

Самый простой прием, с которого необходимо начинать обучение, – это рисование тычком. Для этого потребуется крупная кисточка с коротким ворсом, а также густая гуашь. Родитель заранее готовит фон – это может быть зленый луг, на котором малыш будет ставить ярко-желтые тычки – цветы; тучи, из которых будет идти дождь – синие пятна; схематичное изображение домов – на этом фоне ребенок сможет нарисовать разноцветный салют. Можно нарисовать новогоднюю ель, задача ребенка – украсить ее всевозможными шарами.

Далее мама показывает малышу пример, после чего дает ему кисть и краску, подсказывает, помогает словами. Первый тычок лучше сделать вместе, взяв руку ребенка в свою. При помощи пальчиков несложно нарисовать точки – капли дождя.

Далее задача усложняется, ребенку необходимо показать, как рисовать примакиванием. Для этого на кисть набирается краска, после чего на лист бумаги переносятся отпечатки: следы зверей на снегу, листва на деревьях, различные орнаменты. С этим вполне справится ребенок в 2 года.

Рисование штампами – еще более интересное занятие. В качестве штампа используется поролоновая губка, ватная палочка или даже палец ребенка. Также такую забаву можно вырезать из картофеля или моркови, придав необходимую форму. Ребенок погружает штамп в краску, после чего ставит на лист бумаги отпечаток. В такой технике можно нарисовать красивые бусы, звездное небо, снеговика, украсить новогоднее дерево.

Тема недели «Мебель»

Занятие 10. Коврик для зайчат (Рисование кистью. Акварельные краски)

Цель. Учить детей украшать предмет прямоугольной формы, чередуя круги и линии (с помощью кисточки и акварельных красок); последовательно пользоваться красками двух цветов; самостоятельно придумывать узор и располагать его по всей поверхности предмета. Воспитывать отзывчивость и доброту.

Раздаточный материал. Прямоугольный коврик, вырезанный из цветной бумаги светлого тона, акварельные краски, кисточка, баночка с водой.

Ход занятия

Прочитайте детям стихотворение В. Берестова «Заиньки»:

Спросите у ребят: «Что захотели сделать заиньки? (Баиньки, спать.) Куда можно уложить зайчиков?» (В коробку, на кресло, на коврик и т. д.)

Положите перед каждым ребенком вырезанный из светлой цветной бумаги прямоугольный коврик и спросите: «Как можно украсить такой коврик?» (Нарисовать круги, треугольники, линии и т. д.)

Предложите малышам сделать красивые коврики для зайчат, украшая их чередующимися разноцветными кругами и линиями.

В конце занятия спросите у каждого ребенка: «Какой у тебя получился коврик? (Красивый, нарядный, красочный, ласковый и т. д.) Как ты думаешь, приятно будет заинькам спать на таком коврике?»

Правила организации занятия

В своем пособии «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет» Дарья Колдина советует ориентироваться на следующие принципы построения занятий.

  • От простого к сложному.
  • Ключевая задача – привить любовь к рисованию, поэтому нельзя строго диктовать малышу, что и как делать. Лучше – помочь, подсказать ему, а не навязывать свою волю.
  • Поддержание интереса малыша посредством различных форм и методов.
  • Постоянное использование новых заданий.
  • Дети любят слушать сказки, с сочувствием относятся к главным героям, что и следует использовать для мотивации. Так, если задание «нарисуй круг» малышу неинтересно, непонятно и будет выполнено, скорее всего, без удовольствия, то формулировка «давай поможем сказочному персонажу, изобразим для него волшебные яблоки» даст конкретную установку. И отзывчивый кроха с большим старанием будет помогать.
  • Сочетать занятия рисованием с чтением ребенку стишков, потешек, небольших сказок, а также с активными и ролевыми играми. Все это поможет создать необходимый настрой.

Занятия лучше проводить один-два раза в неделю не более 10 минут, это позволит научить ребенка рисовать и не утомить его. От родителя требуется проявление терпения, искреннее желание научить ребенка новому, готовность чутко реагировать на изменение состояния крохи

Важно в любом случае поддерживать малыша: хвалить, если что-то у него получается хорошо, подбадривать, если результат пока не радует

Подготовка материалов

Рисуя с детьми 2-3 лет, мамам предстоит проявить фантазию, использовать самые нестандартные способы и приемы, чтобы малыш не утратил интереса.

Есть множество видов красок, которые помогут превратить каждое занятие в веселье.

  • Пальчиковые краски.
  • Обычная акварель с набором кисточек.
  • Мелки. Ими можно рисовать на асфальте во время прогулки – и весело, и полезно.
  • Восковые карандаши.
  • Фломастеры и маркеры.
  • Штампы-печати, которые погружаются в чернила или краску и оставляют на бумаге фигурный оттиск. Его несложно раскрасить.
  • Обычные губки для мытья посуды. Взрослый предварительно обрезает их до необходимого размера, ребенок будет погружать инструмент в краску и использовать такую необычную «кисть» для закрашивания фона.

При выборе поверхности для будущего рисунка для детей можно также поэкспериментировать.

  • Лист бумаги А4 – самый простой, привычный и потому популярный «холст» для творения юного художника.
  • Грифельная доска, на которой можно рисовать мелками, а затем стирать нарисованное, помогает также скорректировать возможные ошибки.
  • Лист ватмана, расположенный на полу (его с успехом заменит кусок белых обоев), поможет создать большую композицию. Такое «масштабное рисование» очень полезно для развития мышления ребенка.
  • Кусок фанеры.
  • Старая или приобретенная специально для этих целей однотонная футболка.
  • Картон.

Значение мелкой моторики для детского развития

Значению мелкой моторики для развития человека было посвящено множество исследований. Все они подтверждают, что совершение мелких движений кистями и пальцами рук стимулирует речевые центры мозга. А успешное овладение речью, в свою очередь, способствует коммуникативным навыкам ребенка, успешному установлению социальных связей и формированию понятийного мышления.

Пальчиковое рисование

В целом, мелкую моторную деятельность ассоциируют с когнитивным развитием психики ребенка. Это особенно актуально для детей 3–4 лет, так как в этом возрасте социальное окружение и кругозор ребенка резко расширяется, он начинает ежедневно взаимодействовать не только с родителями и близкими родственниками, но и со своими сверстниками, воспитателями, работниками детского сада и другими взрослыми.

Справка. «Кризис 3 лет» или «кризис негативизма» – возрастной этап в развитии ребенка, проявляющийся такими поведенческими особенностями, как упрямство, строптивость, протестность. Успешному преодолению этого периода способствует развитие речевых навыков ребенка.

Когда желания ребенка не совпадают с его реальными возможностями, он оказывается в ситуации, в которой вынужден учиться договариваться. Перед родителем и трехлеткой встает непростая задача по достижению компромисса. Достигнуть взаимопонимания значительно проще, когда ребенок в достаточной мере владеет речью, способен выразить свои потребности и переживания.

Помощь рисования на первый взгляд кажется неочевидной, но научные исследования и продолжительный педагогический опыт подтверждают эффективность этого метода. Кроме того, давно известен психотерапевтический эффект рисования, благодаря которому проведение тематического занятия с элементами арт-терапии поможет ребенку преодолеть напряжение и тревогу, связанные с кризисным периодом.

Шаг 6: Нанесение перьев на крыле и хвосте

Чтобы придать нашему журавлю больше реалистичности, нарисуем перья на его крыле и хвосте. Для этого возьмите тонкую кисть и чёрную краску.

1. Начните с крыла журавля. Выполните несколько изогнутых линий, исходящих из базовой линии крыла. Эти линии будут представлять перья.

2. Продолжите добавлять перья, создавая серию изогнутых линий, становящихся длиннее в конце.

3. Теперь перейдите к хвосту. Разместите несколько длинных перьев на верхней части хвоста, немного изогнутых вниз.

4. Затем добавьте несколько перьев на нижней части хвоста, но убедитесь, что они короче и слегка изогнуты вверх.

5. Для придания журавлю ещё большей глубины и объёма, можно добавить дополнительные перьевые линии на крыле и хвосте.

Поздравляем! Теперь ваш журавль выглядит ещё более реалистично и готов к полёту!

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий