Ребенок дерется в саду что делать комаровский

Что делать в случае диагностированного поведенческого расстройства?

В случае присутствия поведенческого расстройства (в частности, упомянутого выше синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, представляющего собой фактическое нарушение отношений с окружающей средой), предыдущие правила и границы удваиваются. Одновременно необходимо профессионально работать с ребенком, предотвратить развитие рискованного поведения. Целесообразно сотрудничество со школьным психологом, с педагогически-психологическим консультационным центром или с образовательным центром.

Лечение поведенческих расстройств

Идеальное лечение поведенческих расстройств должно быть междисциплинарным, включать в себя не только пациента и медицинских работников, но также родителей, учителей, педагогов, социальные службы. У детей младшего возраста лечение следует начинать с нефармакологических методов. В идеале рекомендуется совмещать несколько методов, среди которых:

  • родительский тренинг, при котором родители учатся управлять поведением ребенка;
  • индивидуальная психотерапия, учащая управлять гневом;
  • семейная терапия для улучшения общения, отработки социальных навыков.

Иногда целесообразно изменить детсад, чтобы отделить ребенка от проблемных сверстников.

Первые действия

Если ваш ребенок пришел домой со следами драки или жалобой на то, что его обижают, нужно обратиться к воспитателю лично. Не стоит писать в родительский чат или сразу звонить родителям обидчика, потому что ситуация может быть совсем не такой, какой кажется на первый взгляд. Каждый родитель будет защищать своего ребенка, и разбираясь в ситуации самостоятельно, вы можете нарваться на агрессию. Ваша задача — не участвовать в конфликтах, а решить проблему как можно скорее.

«Если ребенок жалуется, конечно, родителю стоит подойти к воспитателю и узнать, в чем действительно дело. Мама может на эмоциях защищать собственного ребенка, хотя синяк или ссадина могла появиться в результате защитной реакции. Другими словами, „жертва“ может быть и агрессором, которому дали отпор. В любом случае, надо разговаривать с воспитателем», — говорит Екатерина.

Что может сделать воспитатель? Поговорить с родителем агрессора, подключить психолога и заведующего детским садом к решению проблемы.

Почему ребенок дерется в детском саду?

  • Ребенок дерется в саду, дерется в семье, иногда даже на вас замахивается.
  • Что делать? Что предпринять? К кому обратиться? Прежде всего, не паниковать и успокоиться.
  • Ваш ребенок дерется – это нормально, ведь это живой организм.
  • А любому живому организму свойственна агрессия.
  • Нужно лишь спокойно разобраться в ее причинах.

Для начала последуйте совету незабвенного дедушки Крылова: «На себя оборотиться». Если ребенок видит насилие в семье, это может стать основной причиной детской агрессии. У агрессивных родителей и дети агрессивны. Есть еще несколько причин. Родители всегда и везде, по любому поводу критикуют ребенка, одергивают его, делают замечания (иногда очень обидные).

Они мало хвалят его.
Обиду на родителей ребенок вымещает на других детях.
Мама и папа равнодушны к ребенку, уделяют ему мало внимания.
Драками ребенок привлекает их внимание к себе.
Если ребенок постоянно дерется в детском саду, то иногда он таким же способом хочет привлечь к себе внимание воспитателя или того из детей, с кем хочет дружить.

Родители должны проследить, не обижает или не унижает ребенка кто-нибудь из посторонних людей. Поговорите с ребенком по душам, посоветуйтесь с воспитателем в детском саду. Еще одна очень важная причина детской агрессии – у вашего ребенка дефекты речи,

Он заикается, не выговаривает некоторые буквы. Его не понимают дети и взрослые. Он злится, нервничает. В этом случае немедленно обращайтесь к логопеду. Когда причина агрессии ребенка понятна, покажите ему разные способы выражения злости: бить по подушкам или специальным резиновым или надувным манекенам (продаются в магазинах), можно комкать и рвать бумагу и т.д.

Направьте его энергию на спортивные игры. Пусть займется играми, где есть возможность для удара, пинка. Это прежде всего игры с мячом и различные виды борьбы. Пусть побольше бегает, танцует. Смотрите с ребенком добрые передачи и фильмы. Читайте рассказы, сказки, в которых добро побеждает зло.

Оберегайте неокрепшую детскую психику от сцен насилия на экранах. А теперь рассмотрим проблему ребенка-драчуна со стороны воспитателя детского сада и других родителей. Как я уже много раз писала, в израильских детских садах нет понятия «наказание». Воспитатель должен и обязан в разговорах с ребенком выяснить причину его агрессии.

Можно посадить его на стульчик, отделив от детей, и предложить ему подумать. Постараться, чтобы такой ребенок как можно меньше контактировал с другими детьми – объектами его агрессии. Иногда я обращалась за помощью к детскому психологу. Он несколько дней наблюдал за таким ребенком, беседовал с ним и давал мне свои рекомендации.

Почему ребенок дерется в детском саду или школе

Иначе обстоит дело с детьми постарше. Тут и проблемы серьёзнее, и причины более глубокие и разнообразные. При нормальном (!) психофизическом развитии уже можно говорить о сознательной агрессии, когда ребенок дерется в садике или школе с вполне определёнными целями.

Какими? Давайте попробуем разобраться.

Низкий уровень социального развития. Это очень важная, но неочевидная причина. Всё чаще встречаются дошкольники, которые по психоэмоциональному и социальному уровню развития соответствуют детям двух-трёх лет. Из-за этого они решают все проблемы с помощью кулаков.

Модель поведения. А вот тут возвращаемся к семье. Дети учатся на конкретных примерах, красивые слова для них – пустой звук

Если мама или папа привыкли решать свои проблемы с помощью агрессии (кулаков, мата), но при этом объясняют, как важно вести себя правильно, ребёнок вырастет агрессивным.

Привлечение внимания. Сознательная агрессия всегда имеет конечную цель, ею может быть желание оказаться в центре внимания

Для этого хороши любые средства: ругань, драка, уничтожение чужого куличика в песочнице. Для ребёнка важно лишь то, что его заметят, пусть даже интерес будет со знаком «минус».

Заявка о себе. Почему ребенок дерется в подростковом возрасте? Агрессия в этом случае может быть связана с попыткой завоевания своего места под солнцем. Если в коллективе ценятся такие человеческие качества, как бескомпромиссность, жёсткость или даже жестокость, то драки неизбежны.

Ещё одна возможная причина детской агрессии – психические особенности ребёнка. Если драки особенно жестоки, а другие способы взаимодействия с окружающими ваш сын или дочь не приемлет, стоит задуматься над тем, чтобы показать его/её специалисту. Это может быть квалифицированный психолог, невролог или психиатр.

Комаровский о проблеме

Авторитетный детский врач Евгений Комаровский таких детишек в своей практике видел, и не один раз. Он категорически несогласен с утверждением психологов о том, что нужно запастись терпением и мирно увещевать маленького тирана и убеждать его (на словах!), что «маме и бабушке больно».

Все аспекты детской агресси рассмотрим с доктором Комаровским в следующем видео.

Мягкие и демократичные педагогические меры в этой ситуации не работают, говорит Евгений Олегович. А если и работают, то в исключительных случаях. Это происходит потому, что агрессия — это не что иное, как инстинкт, один из самых сильных древних инстинктов человека. А с инстинктами никакими педагогическими методиками бороться невозможно.

Если укусил, Комаровский советует укусить в ответ, если ударил — сделать то же самое. Естественно, взрослым надо соизмерять силу, но и слишком щадящим ответ быть не должен, поскольку ребенок должен понять на собственном опыте, что такое больно и обидно.

Если интересует вопрос, как все-таки справиться с неуправляемым ребенком, посмотрите следующий выпуск доктора Комаровского на эту тему.

Евгений Комаровский подчеркивает, что ответная, обязательно — контролируемая агрессия не может говорить о недостатке любви мамы к чаду, и даже наоборот.

Как поступать родителям драчуна?

Когда родителей ребенка-драчуна спрашивают о том, что они делают с родным чадом после проявления агрессии, то они часто отвечают однотипно. Обычно драчунов ставят в угол, наказывают или ругают.

Психологи уверяют, что насильственный метод борьбы мало помогает и неконструктивен. Если вы решаете наказать, то запрещено в ответ бить малыша. Вы только укрепляете его в правильности агрессии! Когда возникла необходимость поругать, то нужно обязательно сказать: «Я тебя очень люблю, но мне не нравится такое поведение, оно меня расстраивает».

Задача взрослого – объяснить ребенку, как надо решать проблему. Можно обнять чадо, хотя это и непросто после нехорошего поступка. Не стоит молчать и игнорировать, иногда эмоциональная и искренняя реакция родителя запоминается лучше, чем холодное молчание.

Другие причины, вызывающие агрессию

Не всегда в склонности к агрессивному поведению виноваты родители.

Нередко дитя дерется из-за следующих факторов:

  • продукция кинематографа с агрессивными героями,
  • наличие таких же агрессивных ребят в группе детского сада,
  • несправедливые упреки,
  • состояние здоровья,
  • стрессовая ситуация.

Если ребенок часто смотрит фильмы с так называемыми «крутыми» героями, решающими все проблемы, от личных до мировых, с помощью мордобоя, у него возникает желание им подражать. Когда в садике в группе есть еще один или несколько агрессивно настроенных детей, ребенок старается стоять за себя, давать сдачи.

Если вашего малыша часто стыдят за то, чего он не делал, он чувствует себя уязвленным и обиженным. И пытается оправдать нелестное мнение о нем.

В состоянии болезни многие из взрослых становятся агрессивными как из-за постоянных болевых ощущений, так и на фоне изменения состава крови, вызванного болезнью. Согласитесь, трудно общаться с другим человеком и улыбаться, когда температура под 40 или стреляет в пояснице. То же самое происходит и с ребенком.

Стресс у ребенка формируется из-за изменений в его жизни, связанных с поступлением в детский сад. До сих пор он проводил свои дни с родителями или бабушкой, все было понятно и привычно.

Теперь же он попал в новый для него мир, где существуют определенные правила, где он не может побыть в одиночестве, а вынужден все время находиться в коллективе. Все это вызывает определенное внутреннее напряжение, которое трансформируется в агрессию.

Убираем панику

Итак, взрослый столкнулся с агрессией чада. Для начала не нужно паниковать. Специалисты утверждают, что проявления агрессии у детей связаны с инстинктом самосохранения. Малыш дерется не из-за вредности, таким способом из него выходит энергия. Задача родителя – не перекрывать ее поток, а направлять в другое, более позитивное русло.

Когда мы начинаем гневаться в ответ, ругать дерущегося малыша, то совершаем сразу несколько ошибок. Это:

  1. поток энергии у детей перекрывается, его эмоциям нет выхода;
  2. взрослый показывает пример, что на злость надо отвечать повторной злостью.

В результате неправильного поведения родителей дети выносят урок, что взрослые сильнее, а вот на того, кто слабее, можно нападать. Часто такие детки становятся зачинщиками всех драк, они дерутся в детском саду, школе. В группе детского садика они царапаются, щипают ребят. Не стоит этому удивляться – такой пример им показали взрослые.

Обижаются, сердятся буквально все люди. Взрослый может справляться со своими эмоциями, ребенок еще нет. Испытывать отрицательные чувства – это совершенно нормально для любого человека, в том числе и наших детей. Бояться чувств не нужно, но задать себе несколько вопросов будет полезно. Спросите себя: «Из-за чего мой ребенок испытал такую бурю чувств, какова причина?», «Как научить его контролировать гнев?».

Существует несколько мотивов, которые побуждают малыша использовать агрессию при разрешении спорной ситуации или защиты. Стоит разобраться, какая из них подходит к вашей, а потом уже принимать меры.

Гнев – нормальная человеческая реакция, нельзя запретить ребенку испытывать подобные эмоции

Учить ли ребенка давать сдачи, если другие дети дерутся в детском саду?

Что делать, если вашего ребенка бьют в детском саду? Конечно, если нет выхода и на ребенка кто-то нападает — необходимо научить его защищаться и давать сдачи. Если ребенок обладает мягким и нерешительным характером — помогите ему сформировать «стержень», отдав чадо в секцию единоборств или других занятий, где он познает дух соревнования и победы, научится давать отпор. Однако, советуя ребенку «дать сдачи», родитель должен понимать, что до подобного поступка маленькому человеку необходимо «созреть». Поэтому, даже если ребенок не будет сразу следовать вашему совету, он все равно будет идти по пути своего жизненного опыта. И этот опыт в конце концов приведет ребенка к ответственному решению.

У 5-летних детей обычно возникают конфликты иного рода. Они могут вовсе не драться, а подговаривать друг друга не дружить с кем-то. Таким образом вашего ребенка могут обидеть, не взяв его в игру или компанию. В такой ситуации родителю хочется пойти и сказать группе заговорщиков: «Примите Петю в игру, надо вместе дружить». Но таким образом невозможно решить задачу, потому что дети послушают взрослого, только когда он рядом. А когда его не будет на горизонте, Петю снова не станут принимать в компанию.

Как помочь ребенку? Задача родителя — поговорить со своим обиженным чадом и спросить — что он хочет. Если тот желает, чтобы его принимали в игру — необходимо научить ребенка стать интересным для этой компании, предпринимать новые попытки стать таким человеком, с которым другим захочется играть. Убедите чадо никогда не опускать руки и стремиться общаться эффективно.

Подумайте о том, что взрослый человек всегда может уйти из компании, которая ему не нравится, выбрать другую работу, если его не устраивает коллектив сотрудников. Но дети часто оказываются в ситуации «заложников», ведь в детский сад и школу их отправляют взрослые, не давая ребенку возможности выбрать подходящий ему коллектив. Но если ребенок приходит в этот коллектив с настроем подружиться, даже при первых неудачах он будет предпринимать тысячу попыток стать интересным тем, кого он выбрал себе в друзья.

В будущем такому ребенку будет проще научиться руководить другими людьми, уживаться в коллективе, с честью и достоинством выходить из конфликтных ситуаций.

Правила безопасности, которым можете научить вы

Вы можете научить ребенка отстаивать свои границы. Не факт, что эти меры принесут пользу в детском саду: по-настоящему агрессивные дети не слышат никого вокруг и воздействовать на них словами, скорее всего, не получится. Но техника безопасности может помочь ребенку во время конфликтов вообще в жизни, не только в детском саду.

«Учите детей правильным действиям во время конфликта, — объясняет Екатерина. — Ребенку нужно научиться выражать негативные эмоции словами, а не криком, киданием игрушек или толчками. Ребенок должен говорить, что ему не нравится, чтобы он мог сказать обидчику, например: „Мне не нравится, когда ты отнимаешь мои игрушки“. Уже этого может хватить, чтобы конфликт не разгорелся. Может, в садике это эффект и не принесет (ведь часто агрессивные дети попросту не слышат окружающих). Но навык проговаривания эмоций, умения сказать „нет“ важен в жизни. Еще учите ребенка выставлять ручку вперед и говорить слово „стоп“: „Стоп! Не подходи, не кричи, остановись!“ Агрессор, увидев такой отпор, может испугаться и отказаться от планов».

Родителям нужно своим примером показывать, как отстаивать границы. Если мама хлопает дверью и бьет посуду, то и ребенок будет так реагировать на конфликты. Если мама проговаривает то, что ей не нравится, решает проблемы в диалоге, то и ребенок будет так делать.

Что делать если ребенок говорит что его бьет воспитатель?

Как понять, что ребенок не фантазирует и не наговаривает на воспитателя, а действительно говорит правду? На ваши вопросы отвечают эксперты Parents.ru.21 декабря 2021 В нашей рубрике « Задай вопрос эксперту » читательница Галина спрашивает: «Ребенок 6 лет сказал, что воспитатель за ошибки дает ему подзатыльники и щелбаны. Как понять, что это не его фантазия? Что делать?» Клинический психолог, кандидат медицинских наук, старший преподаватель кафедры клинической психологии СПбГПМУ. — В дошкольном возрасте ребенок уже может проявлять фантазии, но это очень индивидуально. Вопрос в том, почему он сочиняет. Скорее всего, это связано с отношением малыша к конкретному педагогу.

Сначала я рекомендую подробно расспросить ребенка. Попросите малыша рассказать, как все происходило: в связи с чем его ругали, после чего это произошло. Попросите ребенка показать на какой-нибудь игрушке, как именно педагог ударил. Выясните как можно больше подробностей. Если такая ситуация происходит не в первый раз, то попросите рассказать, когда это происходило раньше.

Будет понятно, с какими ситуациями ребенок связывает такое поведение педагога, есть ли в действиях воспитателя система. А если рассказе малыша будет много несостыковок, то можно заподозрить фантазии. Далее я рекомендую родителям поговорить с педагогом и попросить разъяснить ситуацию.

Без претензий и обвинений рассказать воспитателю, что ребенок не один раз рассказывал дома о подзатыльниках.
Посмотрите, как педагог будет себя вести, как она будет разъяснять обстоятельства случившегося.
Станет понятно, имел ли место такой эпизод вообще.
Если ребенок говорит, что его наказывают или ущемляют, нужно обязательно обратить на это внимание.

И дело даже не в том, правда это или фантазия. Это говорит о том, что существует ситуация, при которой ребенок чувствует себя дискомфортно и его воображение достраивает негативные подробности.6 лет — это уже возраст, в котором, даже если ребенок нафантазировал и к нему не применяли телесные наказания, он показывает свой дискомфорт в отношениях с данным педагогом.

Очень важно научить ребенка конструктивному взаимодействию с окружающими. То есть не подстраиваться и терпеть, а попробовать самому предложить что-то

Это полезный навык, он пригодится потом и в школе. Если физическое наказание было, нужно однозначно поставить в известность администрацию детского сада.

Советы педиатров

Как отучить ребенка драться? Врач-педиатр Комаровский Евгений высказывает следующее мнение: «У меня немного иное отношение к тому, почему дети показывают агрессию и как исправлять подобное поведение. В некоторых случаях оно отличается от советов психологов. Я считаю, что проявление агрессии ребенка к взрослым связано с проявлением неких инстинктов. При этом у него есть и другой инстинкт – ребенок будет уступать, если будет видеть, что тот, против кого он воздействует физически, сильнее. В этом случае нужно всегда на любой физически агрессивный акт, например, поднятие руки на маму, ответить контролем.

ИНТЕРЕСНО: что предпринять родителям, если ребенок постоянно капризничает?

Нельзя оставлять безнаказанной физическую агрессию. Есть много способов остановить насилие, часто оно начинается с малого, а потом перетекает на взрослого. У родителей есть все возможности контролировать поведение своих чад. Именно они покупают ему сладости, включают мультфильмы, гуляют и организовывают социальные контакты. Когда он ведет себя не так, как нам хочется, его можно ограничить. Нужно учитывать, что эта тема все же психологическая, а не педиатрическая». Метод доктора можно применять или воспользоваться другими способами, Комаровский все же больше является специалистом в педиатрической практике.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что делать, если ребенок грызет ногти: советы Комаровского

Что нельзя делать родителям

В период отучения детей от дурных привычек родители успевают перепробовать массу приемов, в том числе запрещенных.

Секрет воспитания любого ребенка очень прост — действовать нужно последовательно и методично, не перескакивая с одной системы на другую. Выберите одну линию поведения и следуйте ей. Не всегда результат появляется сразу.

Есть дети, которым требуется несколько повторений одной ситуации, чтобы освоить некий опыт. Будьте терпеливы и настойчивы, но избегайте того, чего делать нельзя.

  • Наказание грудничка. Разумный родитель понимает, что ни одно действие новорожденного не совершается «нарочно», «назло», «из чувства мести». Младенец просто живет в соответствии с природными законами, а его тело реагирует так, как написано в генетической программе. Болезненные щипки или укусы — случайность и результат работы несовершенной нервной системы.
  • Резкое прекращение игры. В годик, полтора и даже два такой метод работает против самих родителей. Ребенку еще недостаточно понятна социальная причина «обиды» взрослых. Резкое отстранение мамы от игры и общения создает дополнительную напряженность. В психологии есть два взаимосвязанных понятия — депривация (ограничение) и фрустрация (острое переживание этого ограничения). Молодым мамам полезно знать о них.
  • Политика игнора. Нет в мире животных и человека наказания страшнее, чем игнорирование! Проявление безразличия к потребностям уже подросшего малыша действительно работает. Но в 2-3 года с этим приемом лучше не экспериментировать. Выход — детсад и участие в любой стабильной детской группе.
  • Пустое «нельзя». Запрещающие слова «Стой!», «Нет!», «Нельзя!» знакомы деткам с раннего детства. Обычно эти слова напрямую связаны с обеспечением безопасности. При желании кусаться нарушение безопасности относительно и может быть не совсем понятно ребенку. Лучше использовать конструкцию примерно такого вида: «Не надо кусать (…имя), он может ударить тебя в ответ».

    Тогда предупреждение приобретает необходимый смысл. Но будьте готовы к тому, что чадо проверит, работает ли правило, и получит свой ответный удар.

  • Лишение развлечений. «Я заберу у тебя игрушку/планшет/новое платье, если ты будешь снова кусаться!». Как связаны некорректные эмоциональные реакции малыша с его социальными потребностями? Верно, косвенно! Но даже вы, взрослый человек, вряд ли способны нарисовать логическую цепочку. А уж девочке и вовсе не понятно, чем виновато платье. Еще хуже обстоит ситуация с теми детьми, которых за плохое поведение лишают жизненно необходимого: еды, питья, сна, движения, защиты и информации.
  • Телесные наказания. Речь идет не только о битье ремнем и увесистых подзатыльниках. Семьи практикуют такие приемы, как заклеивание рта скотчем, промывание мыльным раствором или горьким отваром. Даже шлепки по губам можно оспорить и отнести к разряду жестокости.

Секрет правильного наказания одновременно и прост, и очень сложен: наказывает не человек человека. Мама и папа должны всегда оставаться гарантом надежных тылов для малыша. Поэтому наказание — результат нарушения правил, и направлено оно не на ребенка, а на его поведение. Звучит действительно сложно, но в реализации этого принципа нет ничего невыполнимого.

Зеркальный ответ. Если вы не уверены в эффективности приема, лучше не отвечать детям в стиле «око за око». Здесь легко нарушить принцип наказания, озвученный в предыдущем пункте. Родитель не должен демонстрировать некорректное поведение. Лучше правильно проигнорируйте укус — элемент поведения, а не всю детскую личность!

Посмотрите видео, в котором детский психолог Марина Романенко очень подробно делится практическими советами по избавлению ребенка от этой дурной привычки.

Категории

  • Анализы и диагностика(0)
  • Беременность и роды(88)
  • Бесплодие(3)
  • Болезни сосудов(1)
  • Болезни уха, горла, носа(0)
  • Гастроэнтерология(1)
  • Генетика и прогнозы(8)
  • Гинекология(20)
  • Глазные болезни(0)
  • Диетология(5)
  • Диетология и грудное вскармливание(49)
  • Иммунология(4)
  • Инфекционные болезни(1)
  • Кардиология(3)
  • Кожные болезни(7)
  • Косметология(1)
  • Красота и здоровье(0)
  • Маммология(12)
  • Маммология для Пап(2)
  • Наркология(4)
  • Нервные болезни(0)
  • Онкология(10)
  • Онкология для Папы(3)
  • Ортопедия(3)
  • Педиатрия(79)
  • Первая помощь(0)
  • Пластическая хирургия(4)
  • Половые инфекции(4)
  • Проктология(1)
  • Психиатрия(0)
  • Психология(16)
  • Психология для Папы(6)
  • Пульмонология(1)
  • Ревматология(2)
  • Репродуктивная система мужчины(4)
  • Сексология(0)
  • Спорт, Отдых, Питание(4)
  • Стоматология(1)
  • Счастливое детство(18)
  • Урология и андрология(7)
  • Хирургия(2)
  • Эндокринология(1)

Почему это происходит

Дракой малыши выражают свою накопившуюся агрессию. Первые попытки делать это многие мамы замечают уже в полгода. Ребенок еще не умеет говорить, но уже отлично умеет выгибать спинку «колесом» и отчаянно и довольно злобно орать, если что-то не по его. Чуть позже детки могут начать щипаться. После года малыш умеет отлично кусаться, и годовалый кроха делает это не из злого умысла, а потому, что еще не способен совладать с негативными эмоциями адекватно.

Однако трехлетний драчун, который привык решать проблемы зубами и кулаками и дома, и в детском саду, уже более серьезно должен насторожить родителей. Одним только возрастным этапом и мелким хулиганством агрессию в 2-3 года не объяснить. Обычно это недостаточное развитие речи, которое мешает найти слова, чтобы описать свои чувства, хронический недостаток внимания со стороны взрослых, а иногда и симптомы нервного или психиатрического нарушения.

Психологи практически единодушны — основная причина детской неосознанной агрессии — в раздражительности родителей, в первую очередь, мамы. По статистике, которой располагают детские психологи, четверо из десяти детей хоть раз пробовали применять силу в отношении близких, в половине случаев — проблема приобрела катастрофические масштабы, когда ребенок стал настоящим тираном в своей семье.

Кризис «Я сам»

Это кризис возраста у ребенка «Я сам». Родителям нужно предоставить малышу больше свободы в тех вопросах, где он уже компетентен; в тех ситуациях, которые безопасны. Тем самым вы вернете спокойствие в дом.

А запугивая ребенка «злым дядькой», «бабой Ягой», получаем обратную реакцию у ребенка – агрессию. Какие-то дети будут бояться и подчиняться, а другие – выдавать агрессию. Ведь агрессия – это обратная сторона страха.

На агрессивные выпады ребенка лучше дать спокойный и твердый отпор: «Так говорить плохо», «Так делать нельзя».

Есть ли позитивные моменты у агрессивности? Да, это:

  • защита своей целостности и территории;
  • выход негативных эмоций и снятие напряжения;
  • отстаивает свои интересы и личное пространство;
  • целеустремленность;
  • показать окружающим, что может за себя постоять, «дать отпор».

Здесь есть отличия между мальчиками и девочками в проявлении агрессии. Так, мальчики демонстрируют более высокие уровни прямой и физической агрессии, девочки – более высокие уровни косвенной и вербальной агрессии (т.е. словами).

В целом мужскому полу больше приписывают склонность к физической агрессии, а женщинам – косвенная агрессия (не напрямую, а через что-то, через кого-то, не сейчас, через какие-то действия), психологическое давление.

Средства массовой информации оказывают значительное влияние на проявление агрессии со стороны личности, в т.ч. и ребенка. Рассмотрим механизм формирования агрессивного поведения человека, по этапам:

  1. Чрезмерное увлечение телепередачами/компьютерными играми. Это рождает агрессивные фантазии.
  2. Далее происходит отождествление с себя с персонажем агрессивного плана.
  3. Решение проблем и влияние на людей. Здесь человек усваивает агрессивный способ решения любой проблемы + как можно повлиять на людей.
  4. Использование агрессии для решения проблем межличностных отношений.
  5. Усиление агрессии, т.к. удалось добиться своего путем применения агрессии.
  6. Формируются агрессивные привычки.
  7. Это выливается в неразвитые социальные умения. Ребенок все больше начинает погружаться в мир телевизора/компьютера, где он уже усвоил агрессивный способ решения своих проблем. Он добивается решения проблем в межличностных отношениях с помощью кулаков.
  8. Фрустрация.
  9. Чрезмерный просмотр агрессии по ТВ, жестокие компьютерные игры.

В то же время нельзя, чтобы ребенок постоянно пребывал в таком «милом», «благодушном» мире. Тогда у него формируется куча страхов.

Агрессивное поведение у маленьких детей очень часто связано с семейной атмосферой. В семье может допускаться агрессия как по отношению к ребенку, так и между взрослыми членами семьи. Став нормой, агрессивное поведение легко переносится и в дошкольное учреждение.

Как справляться с детской агрессией

  • Установить четкий запрет на агрессивное поведение и систематическое напоминание ребенку об этом: «У нас есть табу», «Так не принято».
  • Научить ребенка проявлять агрессию приемлемым способом: похлопать в ладошки, побить кулачками, «слова-обзывалки» (например, ругаемся названиями овощей или фруктов, животными).
  • Сдерживать агрессивные проявления ребенка непосредственно перед их появлением. Т.е. вы видите, как ребенок занес руку – остановите его, окликните его.

Эффективно справиться с детской агрессией помогут правильные игры и упражнения. В видео варианты «правильных» игр в детском саду, выполнять как с воспитателями, так и дома с родителями:

Физические активные игры выплескивают накопившуюся агрессию и энергию в не обидных и не опасных формах, да и настроение прибавят всем. Хотя бы раз в день  детям необходимо хорошенько покричать, побегать и попрыгать, особенно на свежем воздухе. После прогулки дети будут довольные, откроется аппетит и крепкий сон в тихий час будет обеспечен.

«Обзывалки» приятными словами, фруктами или овощами, таким образом формируя у ребенка чувство юмора и фантазию.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий