Развод в исламе

С кем остаётся ребёнок после развода у мусульман?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «С кем остаётся ребёнок после развода у мусульман?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Мужчина в праве давать развод, если он дееспособен и достиг совершеннолетия. Также он должен действовать без принуждения и по собственной воле. Это главные условия для талана. Естественно, что развод по религиозным канонам могут получить только те, кто сочетался браком по законам шариата. При Разводе в Исламе Что Полагается Жене.

Мужчина
Все мусульманские правовые школы считают, что нельзя давать развод женщине во время менструации. Нужно дождаться ее завершения и затем объявлять талак. Потом это время засчитывается в срок идда.

Исламский коммуникатор: вопросы и ответы для обмена знаниями

Что полагается женщине при разводе по исламскому праву?
Ответ
Можете ли рассказать о правах женщины при разводе?
Ислам гарантирует права женщины при разводе. По исламскому праву, женщина имеет право получить махр или денежное вознаграждение от своего бывшего мужа при разводе. Это предназначено для обеспечения ее финансовой стабильности и заботы

Как уже указано в Коране, важно, чтобы супруги разделили приданое внимательно и не ущемили друг друга в этом процессе.
Вопрос: Что полагается женщине при разводе по исламскому праву?
Ответ: По исламскому праву, женщина имеет определенные права при разводе. Согласно Корану в сурах 2:228-229: «Жены имеют такие же права, как их обязанности, но мужчины находятся на более высоком уровне

Поэтому праведные жены непокорны и стремятся защищать свои домашние хозяйства и сохранять свою непоколебимую верность в обстоятельствах их отсутствия они находятся на более высоком уровне. Если вы боитесь, что жена непривлекательна или непокорна, вы можете сначала применить словесные предупреждения, затем вербальные и, наконец, разводиться». Это означает, что если мужчина решает развестись с женой, он должен сначала попытаться разрешить проблемы с помощью словесных предупреждений и консультаций. Если этот этап не помогает, он может обратиться к разводу. При разводе муж должен выплатить жене возможную имущественную долю и предусмотреть содержание и уход за детьми, если таковые имеются. Подробности о доле имущества и содержании обсуждаются в соответствии с местными национальными законами и обычаями, а также с договором сторон. Эти права и обязанности основываются на учениях пророка Мухаммада (мир ему) и передаются через хадисы и сунну.
Что полагается женщине при разводе по исламскому праву?
При разводе по исламскому праву, женщины имеют некоторые права и обязанности. Согласно Корану, женщинам полагается получить сумму махр (свадебного приданого) при вступлении в брак и при разводе. Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Лучший из вас – тот, кто расстается с женой и полностью выплачивает ей сумму махр». (Аль-Бухари, 5273) Это означает, что обязанность мужчины выплатить жене сумму махр при разводе. Кроме того, женщинам также полагается поддержка (нафака) в течение периода идде (отдыха), который предназначен для женщины после развода или смерти мужа. Согласно Корану: «Состарелые жены оставьте вамелёк от них ядетамтислет. Если женщина беременна, то обязательности (свои) в течение беременности. Они обязаны следить за своими детьми, однако отца детей обязанности в отношении его детей выше его обязательностей в отношении его жены. Даже если разведенные мужья по-прежнему живут вместе, обязательности по уходу за детьми лежат на матери. (Коран, 65: 6-7) Таким образом, женщина имеет право получать финансовую поддержку от своего бывшего мужа на период беременности, а также на уход за детьми после развода.
Что полагается женщине при разводе по исламскому праву?
По исламскому праву, положение женщины при разводе регулируется. В соответствии с Кораном (сура 2, аят 229), «Талик» (развод) можно выдать дважды. Третий «Талик» становится окончательным, и после него женщине муж уже не может вернуться. В таком случае, женщина должна оставить дом своего мужа и поселиться в другом месте. Однако, если муж разводит жену и потом пожалеет о своем решении, он может вернуться к ней, если она согласится. В Коране также говорится, что развод — наиболее нежелательное среди допустимых действий, и мусульманам рекомендуется восстановить семейное единство перед принятием решения развестись.

Содержимое

Положения ислама
Как прославлять Аллаха
Ислам в мире
Информация мусульманам
Написано в Коране
Говорили пророки
Правила жизни
Знаменитые мечети
Слова молитвы

Сколько раз в день произносится азан: ответы на тест

Намаз: обязательный, сунна или фарз? Узнай разницу и правила

РАЗВОД В ИСЛАМЕ

Вопросам развода следует уделить особое внимание, потому что отсутствие знаний об этом может привести к действиям, прекращающим никях, даже если супруги сами не подозревают об этом и будут продолжать жить, совершая при этом большой грех

Развод бывает двух видов:

Однозначный – при этом муж произносит слово, имеющее одно значение не зависит от намерения. Пример: муж говорит жене: «Я разошелся с тобой» или «Ты разведена». В этом случае произошел развод независимо от того, какое намерение было у мужчины, в гневе говорил он это или в шутку.

А также считается разводом, если мужчина на вопрос: «Ты сейчас развелся со своей женой», ответит: «Да».

Смысловой – при этом муж произносит слово с намеком – зависит от намерения. Примеры: мужчина говорит своей жене: «Я не хочу тебя больше видеть» или «Ты мне больше не нужна»,  или «Выйди вон», «Уезжай» или «Ты свободна». Если у него было намерение развестись, то данные слова являются разводом, иначе не являются.

Свободный мужчина может развестись с женой не более трех раз. Трехкратный развод может производиться как в различное время,  так и одновременно. Если мужчина говорит жене: «Я развелся с тобой троекратно», или если он сказал: «ты разведена», и его намерение при этом было – что это троекратный развод. В этих случаях развод засчитывается как троекратный развод даже в её отсутствии.

После трехкратного развода, мужчина уже не может вновь жениться на бывшей жене, пока не произойдут следующие пять условий:

  1. Прошел срок её ‘идда после развода с бывшим мужем.
  2. Вышла замуж за другого мужчину.
  3. С новым мужем был совершен половой акт.
  4. Был развод со вторым мужем.
  5. Прошел ее срок ‘идда после развода со вторым мужем.

По этому вопросу все Исламские ученые имеют единогласное мнение. Если мужчина повторяет жене три раза подряд слова: «Ты разведена», причем с намерением, что подтверждает один развод, то это – один развод, иначе – троекратный.

Развод «с условием» также считается действительным. Например, если муж скажет жене: «Ты разведена, если пойдешь к соседке», то при выполнении условия, то есть когда  она пойдет к соседке, их брак нарушится. А если муж говорит жене: «Ты разведена», то этот развод не связан с какими-либо условиями.

Если муж все-таки хочет развестись, то необходимо  различать следующие три вида развода:

Развод по сунне – когда мужчина дает своей жене развод в чистом периоде,  в котором не был совершен половой акт.

Развод-бид‘ий (является грехом) – когда мужчина разводится с женой в период менструации или послеродовых выделений, или в чистом периоде, в котором совершил с ней половой акт.

Развод, который не является ни Сунной и ни бид‘ий:

— Если мужчина разводится с его женой, во время её беременности.

—   Если вообще не имел с ней половых отношений.

Примечание: если один из супругов отступил от Ислама, то их брак нарушается в том случаи между супругами еще ни разу не было полового акта. А также никах нарушается, если был половой акт, но вероотступник не вернулся в Ислам до истечения срока аль-‘идда.

Коранические принципы [ править ]

Согласно Корану, брак должен быть неограниченным во времени, на что указывает его характеристика как «прочная связь» и правила, регулирующие развод. В идеале отношения между супругами должны быть основаны на любви ( мавадда ва рахма , 30:21), а важные решения, касающиеся обоих супругов, должны приниматься по обоюдному согласию. Когда гармония в браке не может быть достигнута, Коран разрешает и даже советует супругам положить конец браку (2: 231), хотя это решение не следует воспринимать легкомысленно, и община призвана вмешаться назначение арбитров из двух семей для попытки примирения (4:35). Коран устанавливает еще два способа избежать поспешных разводов. Для менструирующей женщины Аль-Бакара 2: 228 предписывает период ожидания ( идда ) до завершения развода, как три ежемесячных периода. Точноже для не менструация женщин,том числе пост- менопаузе женщин и пре- менархе девочек, Ат-талака 65: 4 прописывает периоды ожидания. Это нужно для того, чтобы муж пересмотрел свое решение. Более того, мужчине, который дает клятву не вступать в половую связь со своей женой, что приведет к автоматическому разводу, предоставляется четырехмесячный период для нарушения своей клятвы (2: 226).

Коран существенно изменил гендерное неравенство в практике развода, существовавшее в доисламской Аравии, хотя некоторые патриархальные элементы сохранились, а другие процветали в последующие века. До ислама развод между арабами регулировался неписаным обычным правом, которое варьировалось в зависимости от региона и племени, а его соблюдение зависело от авторитета вовлеченных лиц и групп. В этой системе женщины были особенно уязвимы. Коранические правила брака и развода предусматривают фиксированный набор норм для всех мусульман, подкрепленных божественной властью и соблюдаемых сообществом. Ранние исламские реформы включали в себя предоставление жене возможности инициировать развод, аннулирование права мужа на собственность своей жены, осуждение развода без веских причин, криминализацию необоснованных заявлений о неверности со стороны мужа и установление финансовой ответственности мужа перед его разведенная жена. В доисламские времена мужчины держали своих жен в состоянии «неопределенности», постоянно отвергая их и забирая их обратно по своему желанию. Коран ограничил количество отказов до трех, после чего мужчина не может забрать свою жену, если она сначала не выйдет замуж за другого мужчину. Кроме того, доисламский брачный выкуп ( махр), выплачиваемая женихом семье невесты, была преобразована в приданое , которое стало собственностью жены, хотя некоторые ученые полагают, что практика отдавать невесте хотя бы часть махра началась незадолго до прихода ислама.

Тема развода рассматривается в четырех различных сурах Корана, включая общий принцип, сформулированный в 2: 231:

Развод в чрезвычайных и критических ситуациях

Муж является обладателем права на развод, он может воспользоваться этим правом в критических или чрезвычайных ситуациях. Это такие ситуации, как развод под влиянием выпитого алкоголя или данный в шутку, в состоянии болезни или под угрозой увечья или смерти.

Пошутил о разводе

Случай, когда развод сделан в шутку, сурово порицается Исламом, как и любое пренебрежительное отношение к заповедям Всевышнего Аллаха. Мусульманин должен быть рассудительным и серьезным в своей повседневной жизни, и если муж позволяет себе шутки в отношении вопросов религиозных, то это легкомысленное отношение к заповедям Аллаха, будет засчитано как пренебрежение самой к Исламу. Талак – религиозная заповедь, переданная через хадисы и аяты Корана, и если такое случилось, то такой развод ислам считает действительным. Пророк Мухаммад ﷺ сказал об этом: «Есть 3 вещи, которые серьезны и всерьез, и в шутку: заключение брака, развод и возвращение жены после развода с возвратом или талак ар-радж‘и».

Поскольку практика разводов в шутку – явление, имевшее место задолго до современного Ислама, Всевышним Аллахом был ниспослан аят, в котором сказано: «Не считайте знамения Аллаха шуткой» (2:231).

Дал развод будучи в алкогольном опьянении

Случай, когда развод сделан в пьяном виде, тоже Ислам считает действительным, поскольку для развода мужу достаточно сказать одно или несколько слов, а Всевышний Аллах не снимает с пьяного ответственности за его дела и поступки. Обращаясь к мусульманам, Всевышний Аллах говорит: «О вы, которые уверовали! Не творите молитвы, будучи пьяными, пока не станете понимать то, что говорите» (4:43). По словам Пророка Мухаммеда ﷺ, любой развод является действительным, «кроме развода несовершеннолетнего и умалишенного».

В случае с разводом, данным в состоянии алкогольного опьянения, важно учитывать то, как человек вошел в это состояние: если такое состояние наступило в результате потребления продуктов дозволенных и естественных, то ученые придерживаются мнения, что развод такого человека не будет считаться действительным. А если человек опьянел в результате употребления запретных продуктов, то его развод будут считать действительным. Такими продуктами считают водку, вино, пиво, виски, гашиш и прочие наркотики

Такими продуктами считают водку, вино, пиво, виски, гашиш и прочие наркотики.

Развод данный по принуждению

Случай, когда развод сделан под угрозой увечья или смерти, будет считаться недействительным — такого мнения придерживается большинство ученых, поскольку человек не хочет делать этого, а его заставляют. Доказательством такого положения можно считать слова Всевышнего Аллаха Священной Книге Коран: «Гнев Аллаха падет на тех, кто отрекся от Аллаха, а раньше верил в Него, если только он не был принужден к отречению, но сохранял в сердце приверженность к вере. Гнев падет на того, кто раскрыл неверию сердце. Таким и уготовано великое наказание» (16:106). Муж, который под угрозой жизни или здоровью согласился на развод, может вернуться к своей супруге без каких-либо препятствий. Также доказательством этого, может служить хадис Пророка Мухаммеда ﷺ, в котором сказано: «Воистину, Аллах снял ответственность с моей уммы в случае ошибки, забывчивости и угрозы насилия».

Развод данный при смерти

Случай. Когда развод сделан в состоянии болезни, если муж находится в здравом уме, будет считаться действительным. Этот вопрос рождает также вопрос о том, может ли лишить наследства развод, который был дан в болезни. Если идда женщины не закончилась до того, как умрет муж, то она может получить наследство. Если же причина была лишить наследства жену, то такой развод не будет считаться действительным.

Основные правила развода по шариату

Согласно исламской вере, для Аллаха нет ничего радостнее, чем, когда его рабы – верующие — живут в любви, мире и согласии.

Поэтому адептам данной религии предписывается стойко переносить все разногласия и трудности, возникающие внутри семьи.

А когда конфликты развиваются до состояния, при котором возможен развод, супруги и их близкие обязаны сделать все от них зависящее, чтобы прийти к примирению и не допустить расторжения брака.

Поэтому в исламе существует ряд правил, которые предписывается соблюсти при разводе. К каждой из сторон должны быть представлены судьи – доверенные лица супруга и супруги. Их задача – разобраться в конфликте и найти способ для примирения.

Однако, естественно, не всегда имеются возможности для нормализации отношений. Если в семье ситуация именно такова, мужчина имеет право развестись с женщиной – совершить талак. Он может быть выражен как в устной, так и письменной форме.

Вне зависимости от того, каким образом талак был выражен, мужчина обязан соблюдать период ожидания, который называется идда.

Его срок равняется 3 месяцам. На протяжении него мужчина и женщина не должны вступать друг с другом в интимные отношения даже в том случае, если в это время они живут в одном доме (хотя подобное запрещается, но по факту соблюдается не всегда).

Интересно то, что мужчина должен сказать талак трижды, при этом не разом, а с определенным временным промежутком – 1 раз за 1 период менструации женщины, то есть фактически – месяц. Также не считаются случаи, когда супруг сообщает о намерении развестись, когда у его супруги месячные.

В исламе у женщины тоже есть право развестись, но только если на то есть определенные основания. Подобный процесс называется хуль. При этом супруга обязана вернуть махр – ценный свадебный подарок. В случае с талаком он остается у жены. При этом, если к моменту развода махр еще не был полностью передан, мужчина обязан его предоставить в полном объеме.По инициативе супруги развод может быть выполнен только в том случае, если на ее муже находится какая-то тяжелая вина. Для достижения поставленной цели ей необходимо обратиться к судье и представить ему доказательства, достаточные для убеждения в достоверности приведенных доводов.

При этом уважительной причиной может являться исключительно то, что противоречит моральным правилам, установленным в исламской культуре.

Например, в качестве нее может выступать отречение от религии. Что касается случаев супружеских измен (Лиан), здесь жертва тоже обязана доказывать соответствующий факт. В качестве этого обычно используются показания четырех людей, которые не имеют своей заинтересованности в разводе супругов.

С кем остаются дети?

Маленьких детей, как правило, оставляют матерям. Это обуславливается тем, что у женщин больше милосердия и терпения.

Мать обязана соблюсти ряд условий, чтобы ее дети были с ней. Ей нужно:

  • находиться в мусульманской вере;
  • не заниматься воровством, не вступать в половую связь вне замужества;
  • не иметь супруга махрама (близкого родственника).

Суд может не передать матери ее ребенка, если она имеет слабый рассудок и/или считается нечестной.

Если же по каким-то причинам соответствующая всем вышеприведенным критериям разведенная женщина не желает заниматься воспитанием своих детей, суд может передать их на опеку бабушке по линии матери. Бывают ситуации, когда и эта возможность недоступна. В таком случае дети могут быть переданы матери отца или его сестре.

Как можно убедиться, в исламе существуют достаточно жесткие ограничения на развод. При этом необходимо соблюсти ряд достаточно трудных в исполнении правил, чтобы его получить. Но мужчины все-таки находятся в более выгодном положении.

Единственная для них ощутимая трудность – это соблюдение трехмесячного периода воздержания. Менее значимая проблема – сдерживание родственниками, которые в мусульманских семьях оказывают большое влияние на семейную жизнь супругов.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 938-66-24, Санкт-Петербург +7 (812) 425-62-38, Регионы 8800-350-97-52

Материальные проблемы.

Обеспечить в семье необходимый материальный достаток – это обязанность мужа. Однако в жизни случается разное и заработок у супруга может уменьшиться. В таких случаях жёнам рекомендуется учесть эти обстоятельства и уменьшить свои расходы, дабы не нарушить благотворный микроклимат в семье.

Но порой жёнам не хватает терпения, что выливается в бесконечные претензии к супругу. Есть также такая категория женщин, которым никогда не хватает заработка мужа, сколько бы денег он ни приносил домой.

Здесь можно привести в качестве примера жён Пророка Мухаммада ﷺ, которые часто из-за отсутствия еды в доме не ели по нескольку дней. Но при всём при этом любили и уважали своего мужа, были ему опорой во всём.

Дорогие сёстры, будьте и вы опорой своим мужьям, поддержите их. Когда у мужчины есть дома крепкий тыл, ему легко преодолеть все проблемы в делах на работе. А следовательно и домой он будет возвращаться в хорошем расположении духа

Инициатор развода

В этом качестве может выступить и мужчина, и женщина, однако порядок для них разный: в первую очередь, отличие касается того, что мужчина может объявить о разводе сам, а женщина должна обратиться к своему вали, а уже тот к имаму – и лишь с его разрешения развод станет возможен.

Мужчина

Супругу достаточно объявить женщине, что они разведены, после чего подождать ещё три месяца, в течение которых будет длиться идда – после их прохождения развод будет полностью признан, и бывшие супруги должны жить раздельно, а мужчина более не несёт никаких обязательств. Но если объявляется талак у мусульман, и в этом нет вины женщины, то и махр тоже останется у неё.

Женщина

Она тоже вполне может развестись, и сделать это даже без уважительных, с точки зрения религии, причин – вся разница будет в том, должна ли она вернуть махр (если уважительные причины отсутствуют) или сможет оставить его себе (если они есть)

Такая важность махра обусловлена следующим: свадебный подарок может иметь серьёзную стоимость, и при этом женщина, согласно Корану, не должна работать, от неё требуется лишь полностью сосредоточиться на домашнем хозяйстве и воспитании

Подарок при этом со временем может утратить ценность либо вообще потеряться, но при разводе по вине женщины она должна вернуть его либо возместить его ценность. Таким образом, в странах, где требования Корана полностью соблюдаются, и женщины не работают, получить развод может быть затруднительно именно из-за того, что требуется вернуть махр.

Важно!
На территории РФ требования ислама не являются обязательными для исполнения, и женщина вольна расторгнуть брак без выплаты махра – сделанные публично подарки, согласно законодательству, не подлежат возврату.

Ислам ценит брак и даёт супругам множество шансов сохранить его и отказаться от расторжения, перед тем, как они окончательно разведутся. В результате процедура для истинно правоверных мусульман может серьёзно затянуться, но в остальном сложностей она не представляет. Особенно если женщина сама зарабатывает и в состоянии вернуть махр.

Развод в исламе: основные положения

В Коране говорится: «И если вы боитесь, что не сможете поддерживать справедливость и прекрасные поступки к женам, то оставьте одну из них. В это будет лучше для вас и для вашей совести» (Аль-Коран 4:129). Это указывает на то, что развод может быть допустим, если справедливость и уважение к обоим партнерам в браке становятся нереализуемыми.

Также следует помнить, что пророк Мухаммад (мфе) настоятельно советовал своим последователям разводиться в случаях крайней несовместимости и неправедного обращения: «Самый возненавиденный из допустимых Аллахом деяний – развод» (Аль-Ибн Маджа 2024)

Это обращает внимание на то, что развод следует рассматривать как крайнюю меру, которую следует предпринимать только в тяжелых и необратимых ситуациях

В исламе существует процедура и условия для правильного развода. Один из важных аспектов – это наличие свидетелей при разводе. В Коране сказано: «В случае развода сексуально зрелых женщин, какими бы они ни были, требуется, чтобы три честных мужчины рассказали, что они свидетели развода» (Аль-Коран 65:2). Это означает, что развод считается действительным, если присутствуют как минимум три надежных свидетеля, которые подтвердят процесс развода.

В заключение, ислам признает возможность развода, но одновременно настаивает на сохранении и совместных усилиях в браке. Развод должен быть последним вариантом только в тех ситуациях, когда все другие возможности удержания брака и исправления проблем были исчерпаны. При этом, развод должен быть совершен по законам ислама, включая наличие свидетелей, чтобы был признан действительным.

Развод в руках мужа — почему?

Один из самых частых вопросов – почему именно мужу принадлежит право развода. Для этого существуют неоспоримые причины, среди которых и то, что женщина является более эмоциональной по своей натуре, а мужчина отличается более рациональным и практичным подходом к жизни.

Поскольку развод является шагом очень серьезным, его следует обдумать и не действовать под влиянием эмоции. Муж способен подойти к этому вопросу более взвешенно, поскольку после развода последует целый ряд неприятных моментов, которые он будет обязанным решить: необходимо позаботиться о материальном обеспечении женщины и детей, выплате махра и алиментов, определению дальнейшей судьбы несовершеннолетних детей, их воспитанию и возможности видеться со своим отцом или матерью, поэтому муж отнесется к вопросу развода серьезно, а женщина может принимать решения под влиянием эмоций.

Мнение богословов об обстоятельствах развода

Исламские богословы негативно относятся к разводу, но полагают, что иногда он является необходимой мерой и меньшим из зол. В этом случае талан лучше провести как можно быстрее, по возможности сохранив между супругами добрые отношения.

Имам Бухари еще в IX веке писал о здравомыслии супругов, которые принимают решение о разводе. В своем трактате он выделил целую главу, посвященную расторжению брака в состоянии ярости или сильного гнева. Мудрец полагал, что подобный талак недействителен. Также богослов считал, что не могут отвечать за свои действия люди, находящиеся в состоянии помешательства или опьянения.

Сподвижник Пророка Ибн Аббас называл талак, который объявили в состоянии опьянения, ничтожным. Он полагал, что человек в подобном состоянии не обладает рассудком и волей.

Развод в исламе по инициативе мужа

Существует два вида расторжения браков: талак раджгий и талак баин. В первом случае предусмотрена возможность возврата жены, тогда как во втором – таковая отсутствует.

Талак раджгий действует трижды. То есть, если он объявлялся единожды, мужчина может сказать своей бывшей жене «Я вернул тебя», и в результате семья будет считаться восстановленной.

Однако при этом у супруга останется только два талака. Но даже после третьего развода у мужчины все равно имеется возможность воссоединиться с супругой в период идды.

В случае с объявлением талак баин простой возможности сойтись нет. Это можно сделать только при соблюдении четырех условий:

  • женщина должна вновь должна вступить в брак, но за другого мужчину;
  • соответствующий союз обязан быть настоящим;
  • у нее не должно быть намерений развестись, чтобы потом вновь выйти замуж за предыдущего супруга:
  • нужно, чтобы в новой семье у нее были полноценные отношения, которые включают в том числе интимную близость.

Очень мало супругов впоследствии сходятся после талак баин. В частности, это связано с тем, что, как правило, женщины не хотят рвать отношения с новым мужем.

Дорогие читатели! Для решения вашей проблемы прямо сейчас, получите бесплатную консультацию — обратитесь к дежурному юристу в онлайн-чат справа или звоните по телефонам:Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возмет решение всех ваших проблем на себя!

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий