Введение
Полноценное психическое
развитие ребенка невозможно без
определенного уровня формирования
памяти, которая по исследованиям
ученых является ведущей функцией в
дошкольном возрасте (Л. С. Выготский ,
А. Н. Леонтьев , А. А. Смирнов , П. И.
Зинченко и др.)
В отечественной психологии
изучению особенностей развития памяти
у школьников и взрослых посвящено
большое количество фундаментальных
исследований: П. П. Блонский, Л. С. Выготстский,
А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия , Б. М. Теплов
и др. Исследование проблем развития
памяти у детей-дошкольников было продолжено
в работах их учеников и последователей:
З. М. Истоминой , Т. В. Розановой и
др. На основе многочисленных экспериментов
ученые пришли к выводу, что память у дошкольников – одна из центральных,
основных психических функций, в зависимости
от которой строятся все остальные функции
(Л. С. Выготский ). Роль памяти в
развитии ребенка огромна. Память можно
назвать основой всего того, чему можно
научить человека. Усвоение знаний об
окружающем мире и о самом себе, овладение
нормами поведения приобретение умений,
навыков и привычек, – всё это связано
с работой памяти. В процессе обучения
ребёнок обогащает свою память знаниями,
полученными не только в результате личного
опыта, но и теми, которые предшествующими
поколениями. Без такого накопления опыта
невозможна никакая детская деятельность,
никакой физический и интеллектуальный
труд. Дошкольный возраст – это возраст
интенсивного развития памяти. На основе
многочисленных экспериментов ученые
пришли к выводу, что в этом возрасте память,
в основном, носит непроизвольный характер.
Это значит, что ребенок не ставит чаще
всего перед собой сознательных целей
что-либо запомнить
Он легко запоминает
то, на что было обращено внимание в содержательной
деятельности, что произвело на него сильное
впечатление, что было интересно и задело
его чувства. «Память ребенка – это
его интерес», – говорят психологи. У детей
старшего дошкольного возраста непроизвольное
запоминание и непроизвольное воспроизведение
– единственная форма работы памяти
(, , и др.). Шестилетний ребенок уже
сознательно может пользоваться приемом
запоминания
Он повторяет то, что надо
запомнить, старается осмыслить, осознать
запоминаемое в определенной последовательности,
при этом устанавливает связи в запоминаемом
материале. И всё же, несмотря на существенные
достижения в овладении произвольной
памятью, ведущим видом памяти остается
непроизвольная. И в старшем дошкольном
возрасте все определяет интерес ребенка
к делу, которым он занят. К произвольному
запоминанию дети обращаются самостоятельно
лишь в сравнительно редких случаях, когда
в их деятельности возникают соответствующие
задачи, или когда этого требуют взрослые.
Воспитание памяти ребёнка предполагает
выяснение многих вопросов: как запоминают
дети? От чего зависит их непроизвольная
и произвольная память? Каковы в этом отношении
возможности дошкольников разных возрастов?
Каковы пути развития
логической памяти детей? Как руководить
этим процессом? Поэтому в детской психологии
весьма актуальным является изучение
возможности формирования у детей дошкольного
возраста специальных приемов осмысленности
запоминания, целенаправленного управления
их мнемической деятельностью. Запоминание
у детей дошкольного возраста происходит
в деятельности. Как известно из психолого-педагогических
исследований, ведущей деятельностью
у детей этого возраста является игра
(А. Н. Леонтьев, Л. А. Венгер, А. В. Запорожец,
Р. И. Жуковская,
А. К. Бондаренко, И. А. Барташникова и др.).
Н. К. Крупская писала: «Для ребят дошкольного
возраста игры имеют исключительное значение:
игра для них – учёба, игра для них – труд,
игра для них – серьёзная форма воспитания»
. Поэтому формирование логической
памяти детей дошкольного возраста с помощью
игровой деятельности является наиболее
эффективным в работе ДОУ.
Развитие памяти
Память — психический процесс, формирующийся в результате индивидуального опыта человека. Физиологической основой памяти является формирование условного рефлекса. Первый условный рефлекс на «положение под грудью» формируется на 9-15-й день жизни малыша. Если до этого положение под грудью подкреплялось кормлением, то у новорожденного на 9-15-й день появляются сосательные движения до получения пищи. Существуют различные виды памяти, формируемые в раннем детстве: двигательная, зрительная, обонятельная, вкусовая, осязательная, речеслуховая.
Память носит разный характер — кратковременная (актуальное сосредоточение человека на запоминание), долговременная (рассчитанная на длительный срок «хранения»), оперативная, промежуточная (сохраняется в течение определенного срока)
Память имеет разные фазы: запечатление, связанное со вниманием; хранение — непрерывный процесс, связанный с жизнью человека; припоминание — выступает в двух формах: узнавание, воспроизведение. Память в виде узнавания формируется в первые месяцы жизни ребенка
Это узнавание ситуации кормления, сна, знакомых лиц, предметов, изображений, действий.
Воспроизведение — важнейшая форма памяти, которая развивается в раннем возрасте и выступает как показатель обучения. Это память, на основе которой идет обучение движениям, действиям, словам в результате подражания.
Память малыша, также как и внимание, носит непроизвольный характер. В основе запоминания детей раннего возраста лежат два момента
1. Повторность, которая бывает в жизни ребенка и заложена в основе формирования навыков, развития определенных функций
При этом важно учитывать, что чем младше ребенок, тем больше требуется повторов в обучении. Так, на первом году жизни формирование каких-то умений требует повторов несколько раз в день (брать игрушку из рук взрослого, умение ползать)
На втором году жизни повторы для развития умений должны быть не менее 3-4 раз в неделю, а на третьем году — 3-4 раза в месяц. На основании этого составляется план развивающих игр и занятий в дошкольном учреждении. Нужно особо отметить, что дети любят повторы. Ведь именно на них построены сюжеты русских народных сказок и, слушая их, дети не дадут взрослому пропустить какой-то повтор.
2. Память детей раннего возраста связана с эмоциональными переживаниями как положительными, так и отрицательными. Дети долго помнят праздник елки и заглядывают в помещение, где это происходило, в их памяти надолго остаются посещение зоопарка, цирка, моменты участия в играх и занятиях, в ходе которых они получили положительные эмоции. Точно так же надолго малышами запоминаются отрицательные эмоции, неприятные процедуры в поликлинике, прием горьких лекарств, различные обиды, страхи.
Наиболее сложно, в то же время важно развивать ребенку речеслуховую память путем запоминания четверостиший, содержания сказок, рассказов, различных изображений
Развитие внимания и памяти лежит в основе формирования познавательной деятельности ребенка, поэтому взрослым необходимо уделить внимание созданию оптимальных условий для их развития
Виды памяти
Человеческую память классифицируют по нескольким критериям. Они описывают все условности процесса запоминания в один конкретный момент времени. Основные виды определяют, каким именно органом чувств и что было отложено в памяти. Всего выделено 5 таких типов:
- Зрительная – все, что человек смог увидеть глазами;
- Слуховая – информация, воспринятая с помощью органов слуха;
- Осязательная – ощущения, полученные от тактильных контактов;
- Обонятельная – чувства запаха, распознанные с помощью носа;
- Вкусовая – память о вкусовых качествах съеденных продуктов.
Каждый из указанных видов памяти нужно развивать отдельно, используя соответствующие органы чувств. Некоторые упражнения позволяют задействовать сразу несколько типов запоминания, что значительно упрощает задачу.
Психология
Отдельно выделяют классификацию с помощью психологии. При определении вида учитывается характер психической активности, которая напрямую связана с запоминанием. Изначально дети способны использовать только некоторые типы такой памяти, но с постепенным взрослением у них появляются и другие.
Выделяют 5 видов памяти по психической активности:
- Образная – воспоминания в виде образов обо всех вещах и явлениях, полученные с помощью органов чувств (слух, зрение);
- Двигательная – запоминание всех движений, особенностей ходьбы и последовательности выполнения тех или иных задач, связанных с физической активностью;
- Эмоциональная – сохранение в памяти всех личных переживаний и эмоций, связывание их с разными прошлыми событиями;
- Словесно-логическая – закрепившаяся информация о мыслях или понятиях, часто используемая в учебе или работе.
Самой первой памятью у каждого ребенка становится двигательная. Именно она помогает малышу научиться ползать, а потом – начать ходить. Особого развития же требует словесно-логический тип запоминания, т.к. он становится основным способом сохранения информации в голове у дошкольников.
Длительность
Существует классификация памяти по длительности сохранения информации. Ей во время обучения не уделяют практически никакого внимания, что является ошибкой. Иногда требуется направить упражнения лишь на один тип запоминания, чтобы изменить жизнь малыша к лучшему.
Есть 3 типа памяти по длительности хранения данных:
- Кратковременная – сохранение информации на короткое время с возможностью ее полноценного применения;
- Долговременная – запоминание данных на длительный срок, сохранение их прочности при использовании даже спустя несколько месяцев;
- Оперативная – закрепление информации на определенный промежуток времени с целью применения, которая забывается сразу после потери надобности.
Все три вида памяти активно используются дошкольниками, но зачастую во время обучения дети применяют именно оперативную, что может негативно сказаться на качестве их обучения в школе. Избежать задействования такого типа запоминания можно, если суметь вызвать у ребенка интерес к изучаемому предмету.
Степень активности
Последним делением памяти на виды является ее классификация по степени активности ребенка при запоминании
Ей стоит уделять не меньшее внимание, т.к. она имеет большое значение при переходе малыша из детского садика в первый класс
Существует 2 вида памяти по степени активности:
- Произвольная – нацеленное усвоение той или иной информации для дальнейшего использования;
- Непроизвольная – случайное запоминание данных в процессе какой-либо деятельности с возможностью их применения.
Для подготовки к школьным предметам рекомендуется развивать именно произвольную память, т.к
она будет очень полезна при нацеленном заучивании важной информации
ЧЕМ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ЗАПОМИНАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дошкольным возрастом принято считать возрастной период от 4 до 6 лет. В это время большинство детей уже четко говорят, спокойно строят предложения, учатся выражать свои мысли. Все особенности психического развития ребенка в этом возрасте связаны с восприятием и мышлением. То есть ребенок учится воспринимать информацию, и подвергает ее разному анализу. В это время главным видом памяти можно назвать образную. Восприятие информации становится целенаправленным, но при этом ребенок выделяет самые яркие и выразительные признаки предмета, а при этом другие, подчас более важные, остаются без внимания. То есть дошкольник часто удерживает несущественное, второстепенное, а главное быстро забывает.
У дошкольников имеются и определенные особенности двигательной памяти. Ребенок уже владеет достаточно сложными движениями, требующими выполнения последовательного действия. Как пример можно привести танец, где малыш может совершать движения ногами, кружиться и при этом размахивать платочком. Постепенно ребенок учится не только правильно совершать движения, но и контролировать процесс их выполнения другими именно в это же время. То есть в подвижных играх ребенок старается не только сам правильно выполнить нужный набор действий, но и следит, чтобы другие участники игры также действовали по правилам. Это особенность развития памяти позволяет, начиная с дошкольного возраста заниматься играми с элементами эстафеты или аттракциона.
В дошкольном возрасте постепенно достигается автоматизация при выполнении некоторых основных и часто выполняемых действий. Опираясь на образец в своей памяти, малыш может вспомнить и совершить различные действия, основанные на задействовании мелкой моторики. То есть в этот возрастной период ребенок может уже по-своему шить, работать ножницами.
Развитие памяти у детей дошкольного возраста основывается и на активном освоении речевой функции. Словесная память у ребенка начинает развиваться благодаря прослушиванию и последующему воспроизведению стихов, сказок
В этот период важно и общение не только с родителями, но и с детьми-сверстниками. Ребенок уже может воспроизводить когда-то прослушанный текст, также он способен рассказать и то, что происходило с ним
То есть дошкольник учится делиться собственным опытом и знаниями.
У детей-дошкольников преобладает и непроизвольная память. Для того чтобы запомнить какую либо информацию ребенку в это время достаточно ощутить определенные эмоции в этот момент. То есть малыша может привлечь эмоциональная окраска сказки, стиха
Ребенок часто обращает внимание на необычность вещи, на определенную контрастность. Начиная примерно от четырехлетнего возраста память ребенка начинает приобретать и некоторые особенности произвольного запоминания
В этот период ребенка можно уже целенаправленно учить запоминать. Вначале цель запомнить должна формироваться взрослыми. В дальнейшем дошкольник уже сам может запоминать информацию, рассчитывая на то, что она ему пригодится в будущем. Впервые самоконтроль возникает у детей в четырехлетнем возрасте. Дети от пяти и до шести лет уже могут полностью контролировать себя, специально запоминая, а затем и воспроизводя нужный им для осуществления каких-либо целей материал.
Особенности запоминания в дошкольном периоде заключаются и в формировании личных воспоминаний. То есть ребенок запоминает то, что каким либо образом отразилось на его жизни. Это могут быть успехи в разных видах деятельности, яркие эмоции, возникающие при общении со сверстниками или родителями. Малыш уже может долго вспоминать обиду, несправедливость, чувство боли, запоминающееся путешествие или развлечение.
Особую роль при развитии непроизвольной памяти у дошкольника играют постоянные наблюдения
Если внимание малыша целенаправленно заострять на явлении природы, объекте, то можно сформировать и долговременную память
Развитие памяти произвольной у дошкольников быстрее происходит, если взрослые будут специально побуждать ребенка воспроизводить накопленный опыт. То есть нужно учить малыша определенным играм, пересказам сказок и стихов, сочинению различных историй.
Возрастные особенности, статистика запоминания
На протяжении всего взросления внутри человеческого мозга происходят изменения, оказывающие влияние на работу памяти. Основным периодом, когда совершаются самые значительные перемены, становится именно дошкольный возраст. Но не менее важны и те изменения, которые происходят на более ранних этапах развития малыша. Также лучше понять, как работает память, можно с помощью простой статистики, касающейся качества запоминания информации среди дошкольников разного возраста при особых условиях.
Возрастные особенности
Память ребенка развивается постепенно. Сначала используются только отдельные ее виды в ограниченных количествах, но со временем возможности запоминания начинают расти. Изменения происходят уже с первого года жизни, а их пиком становится возраст 6-7 лет, когда дошкольник уже готов к отправке в первый класс.
Как изменяется память до достижения школьного возраста:
До 1 года – медленно начинает развиваться моторная память, выражаясь условными рефлексами, малыш запоминает все свои движения, иногда усваивает эмоциональный отклик. Запоминание становится основой восприятия окружающего мира.
От 1 до 2 лет – малыш запоминает лица всех близких, его память становится крепче, т.к
начинает развиваться нервная система, а в голове откладываются образные воспоминания.
От 2 до 4 лет – в этот промежуток малыш начинает запоминать сложные слова, с усилиями он может их воспроизвести самостоятельно, через некоторое время у него появляется логическое мышление.
От 4 до 6 лет – у дошкольников старших возрастов начинает резко расти качество непроизвольной памяти, они легко запоминают все, на что обратили внимание, при этом в их головах начинают активно развиваться мыслительные процессы.
С постепенным укреплением памяти у малышей развивается качество мышления, из-за чего они становятся более умными и способными в плане обучаемости. После перехода из разряда дошкольников в группу первоклассников мозг не перестает развиваться и начинает работать еще более активно.
Статистика запоминания
Для проверки качества непроизвольного запоминания различной информации ученые провели множество тестирований, в которых приняли участие десятки дошкольников. На их основе удалось сделать выводы, подтверждающие эффективность тренировок, связанных с играми.
Основной тест, касающийся непроизвольного запоминания слов, проводился в двух вариантах: учебные условия (У) и игровая форма (И). Результаты включают среднее количество запомненных детьми слов и получились следующими:
- Дети 4 лет – 0,6 слова (У) и 1,0 слова (И);
- Дети 5 лет – 1,5 слова (У) и 3,0 слова (И);
- Дети 6 лет – 2,0 слова (У) и 3,3 слова (И);
- Дети 7 лет – 2,3 слова (У) и 3,8 слова (И).
Особенности развития памяти в дошкольном возрасте таковы, что лучше всего запоминается что-либо именно в игровой форме. Причем с каждым годом ребенок начинает усваивать полученный материал все лучше. Это касается не только запоминания слов, но и сохранения в памяти абсолютно любой информации.
Ученик начальной школы: объясняем смысл тренировки памяти
В 7–9 лет школьники уже могут контролировать память
При этом им важно объяснить, для чего необходимо запомнить информацию
Метод Цицерона
Запомнить распорядок уроков, отрывок текста, учебный материал и любые данные в последовательности помогает метод Дворцов памяти — он же метод мест, метод римских комнат и метод Цицерона. Этот римский оратор выступал без шпаргалок и в точности называл исторические даты, имена и цитаты по памяти. Для этого он мысленно раскладывал все эти важные детали в хорошо знакомом помещении в строгом порядке. Во время выступления Цицерон представлял себе эту комнату и вытаскивал из неё нужные имена и даты.
Техника визуализации
Визуальную и логическую память полезно тренировать при помощи простейших мнемонических приёмов. Мнемоническими их назвали в честь богини памяти и матери всех муз Мнемозины, дочери Зевса и Геи.
Слева: Мнемозина английского поэта и иллюстратора Данте Габриэля Россетти. Справа: античная мозаика с изображением Мнемозины
В младшей школе ребёнок уже запоминает буквы и цифры, при этом слуховая и зрительная память дополняют друг друга. И это прекрасный повод сделать запоминания более творческими. Например, в формате эксперимента помогите запомнить имя той же Мнемозины или, практичнее, — имена друзей и родственников. Для этого предложите ребёнку представить и рассмотреть каждую букву имени. Спросите, сколько их, на что похожи эти буквы, какого они цвета, из какого материала. Может, они увиты растениями или змеями или отлиты из мрамора или гранита. Так вы разобьёте буквы на блоки, и дошкольнику будет проще запомнить каждую. А когда ребёнку нужно будет вспомнить имя родственника или друга, мозг восстановит и соберёт этот пазл.
Юный телефонист
Запомнить собственный и родительские номера телефонов ребёнку может помочь другой полезный мнемонический приём: представить все эти цифры, на что они похожи. А можно запоминать и через рифмы. Тогда потренируете ещё и слуховую память.
Ребёнок в средней школе: повышаем уровень памяти
В возрасте 10-–14 лет ребёнок привыкает запоминать и воспроизводить не только интересную и полезную, но и необходимую для обучения информацию. Помните, как нам повторяли в детстве: «Повторение — мать учения»? В средней школе это далеко не самый полезный метод. Однообразное повторение вызывает у детей скуку. Запомнить материал школьнику от 5-го до 9-го класса проще, если ставится новая учебная задача. Это касается и формул, и дат, и терминов. Обычная «зубрёжка» забудется через месяц. Но если школьник поймёт смысл для будущего, то будет стараться усерднее. Тем более что память уже готова к более сложным процессам. Механическая память уступает первенство логической.
Хитрые аббревиатуры
Усваивать сложные понятия школьнику может быть особенно тяжело, потому что приходится запоминать много новых терминов по разным предметам одновременно. Помочь в этом может приём аббревиатур. Если запоминать только первые буквы, их тоже легко забыть, особенно если аббревиатура не похожа ни на какое знакомое слово. Именно поэтому удобно запоминать не столько первые буквы, сколько первые слоги или несколько первых букв — так, чтобы они сложились в похожую на слово формулировку.
Допустим, ребёнку необходимо запомнить физический термин «полоса спектра поглощения». Если запоминать его как ПСП, можно забыть, так как эта аббревиатура не вызывает никаких ассоциаций. Проще запомнить аббревиатуру по первым двум двум-трём буквам каждого слова, как ПОСПЕПО — это похоже на слово «поспело», и забыть его почти невозможно.
Омофоны
Запомнить некоторые термины даже хитрыми аббревиатурами не получится. Тогда помогите ребёнку подключить образное мышление. Предложите разбить термин на созвучные слова.
Предположим, ребёнку сложно запомнить химический термин «азеотропные смеси» — растворы, которые нельзя разделить перегонкой. Помогите включить фантазию: этот термин можно запомнить через омофоны. Например, как спортивные коктейли (смеси), которые пьют перед гонками на дорогах Азии (азеотропные).
Метод Айвазовского
Подключать фотографическую память приятно с помощью метода Айвазовского. Он пригодится, чтобы запомнить формулу или дорогу. Чтобы научить методу ребёнка, попробуйте его вместе. Посмотрите вдвоём на формулу или карту до пяти секунд и постарайтесь запомнить детали. После этого уберите формулу или карту и закройте глаза. Представьте объект в деталях. Называйте с ребёнком по очереди по факту о формуле или карте. Затем откройте глаза на одну секунду и посмотрите на объектещё раз. Закройте глаза, восстановите образ. И после этого запишите с ребёнком свои версии формулы или по очереди опишите выученную дорогу.
Будь моим учителем
Закрепить выученный материал и повысить интерес к обучению и тренировке памяти поможет приём обратного обучения. Попросите ребёнка научить вас тому, что он выучил сам. Заодно укрепите семейные отношения и веру ребёнка в собственные силы.
Самый важный вид внимания, который необходимо развивать
Это, конечно, произвольное внимание. Что нужно знать о его развитии у ребенка?. С рождения ребенок имеет непосредственное и непроизвольное внимание
С рождения ребенок имеет непосредственное и непроизвольное внимание. К концу первого года жизни появляются предпосылки к будущему развитию произвольного внимания, он начинает не просто реагировать, но и самостоятельно по своему желанию что-то делать, он направляет свою активность на то, что ему интересно
К концу первого года жизни появляются предпосылки к будущему развитию произвольного внимания, он начинает не просто реагировать, но и самостоятельно по своему желанию что-то делать, он направляет свою активность на то, что ему интересно.
Он старается что-то сделать, достать, рассмотреть, попробовать на вкус, кинуть, скинуть)
На 2-3 году жизни развивается реактивное произвольное внимание, возникающее под влиянием речи взрослого, его мимики, жестов, а также под влиянием направления взгляда ребенка на названный предмет. Ребенок сам начинает использовать эти средства для привлечения других людей
Ребенок сам начинает использовать эти средства для привлечения других людей.
4,5-5 лет — это начало активного произвольного и опосредствованного внимания
Ребенок может направлять свое внимание на какой-то предмет, когда на него обращает его внимание взрослый, под воздействием сложной речевой инструкции
Ребенок начинает управлять и собственным вниманием (рисунки, знаки). К 5-6 годам у ребенка под влиянием самостоятельных указаний возникает элементарные формы произвольного внимания, он может описывать то, что делает вслух, и эта речь руководит его вниманием
К 5-6 годам у ребенка под влиянием самостоятельных указаний возникает элементарные формы произвольного внимания, он может описывать то, что делает вслух, и эта речь руководит его вниманием. Оно имеет небольшой объем и не еще достаточно неустойчивое
Оно имеет небольшой объем и не еще достаточно неустойчивое.
Младшие школьники. В этом возрасте происходит дальнейшее развитие произвольного и опосредствованного внимания. Но оно отстает от внимания взрослого по всем параметрам: устойчивости, распределению, концентрации, переключаемости и объему.
Только к подростковому возрасту уровень развития внимания достигает уровня взрослого человека.
В играх мы будем развивать как раз указанные свойства внимания:
- устойчивость — способность удерживаться на определенном уровне в течение длительного времени
- распределение — возможность разделяться сразу на несколько дел одновременно
- концентрацию — способность сосредоточиваться на каком-то одном деле, мысли, образе и отвлечении внимания от всего остального
- переключаемость — переключение с одного объекта на другой (быстрота или скорость)
- объем — максимальное количество предметов, удерживаемых одновременно