Работа с пожилыми людьми методами ЭОТ

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Вязание как метод арт-терапии в работе с пожилыми людьми

Опубликовано 15.12.2020 11:16

Арт-терапия – течение психологии, которое подразумевает под собой поддержание оптимального психоэмоционального уровня творческим путем. Оно появилось в конце прошлого столетия.

Данный метод нашел широкое применение среди людей преклонного возраста, так как после выхода на пенсию, изменяется привычная рутинная жизнь пожилого человека, появляется достаточное количество свободного времени, которое если ничем не заполнить, вызывает негативные эмоции, бездельничая человек, начинает думать, например, о болезнях, жизненных неурядицах, т.е. «накручивать» себя.

Методы арт-терапии широко применяются в МБУ «ЦСО г. Таганрога» в работе с пожилыми людьми. Вязание – один из них. Наши дорогие бабушки – искусные вязальщицы, с удовольствием вяжут своим детям и внукам теплые подарки, делятся с подругами и социальными работниками секретами мастерства.

Задумывались ли вы когда-нибудь о пользе вязания и о том, что это занятие способно творить с телом человека? Рукоделие — это не только повод занять себя, но и масса всего полезного для нашего мозга!

Ученые решили выяснить, почему же вязание так полезно для людей за 50. Оказывается, систематическое занятие вязанием улучшает работу головного мозга. Следовательно, является профилактикой старческого слабоумия. Благодаря мелкой моторике, совершаемой руками, наш мозг продолжает функционировать. Вязание – это сложный технический процесс, требующий не только физическую, но и умственную активность, когда приходится считать, продумывать и планировать.

Вязание значительно снижает частоту сердечных сокращений. Сердечно — сосудистая система переходит в пассивный режим, мышцы расслабляются, и вы получаете удовольствие от отдыха и процесса творчества.

Во время вязания, повышается уровень эндорфина в крови, и вы заряжаетесь позитивом и хорошим настроением. Эти вещества отвечают за наше настроение, эмоциональный фон.

Еще стоит отметить, что вязание улучшает внимание и память, а это, довольно немаловажный момент в пожилом возрасте. Вязание помогает снять стресс, накопившийся за день

За день мы испытываем много эмоций, от некоторых необходимо просто избавиться. Если вы вяжете, то, скорее всего, знаете, как в процессе вязания вся суета и стресс отходит на второй план

Вязание помогает снять стресс, накопившийся за день. За день мы испытываем много эмоций, от некоторых необходимо просто избавиться. Если вы вяжете, то, скорее всего, знаете, как в процессе вязания вся суета и стресс отходит на второй план.

А еще вязальщицы дружелюбные. У них всегда много единомышленников, с которыми они общаются и делятся своими секретами и опытом!

Сегодня, когда пожилые в возрасте 65+ находятся на самоизоляции, для многих из них, и не только женщин, вязание – отличный способ с пользой для своего здоровья и настроения провести свободное время.

На один уровень выше

Какими личностными качествами должен обладать геронтоконсультант?

В профессии будет легко работать, если специалисту близки идеи гуманизма. Нужно понимать, что по роду своей деятельности геронтоконсультанту придется регулярно общаться с пожилыми людьми, которые требуют постоянного и неподдельного внимания. Поэтому он не сможет состояться в профессии, если не будет обладать такими личностными качествами, как:

  • Терпение, уважение и неподдельный интерес к людям;
  • Доброта и искреннее желание помогать слабым, нуждающимся в физической и моральной поддержке;
  • Умение слушать и находить общий язык.

Поскольку в социальной сфере чаще всего работают женщины, при выборе этой профессии нужно учитывать, что иногда требуется физическая сила и выносливость – например: если пожилой человек не может самостоятельно передвигаться или необходимо выполнить тяжелую работу по дому. С этической точки зрения для ухода за пожилым мужчиной будет удобнее, если геронтоконсультант – тоже мужчина. Тем более, что некоторые интимные вопросы пожилым людям, в силу их воспитания, легче обсуждать с сотрудниками одного с ними пола.

Геронтоконсультант должен быть готов оказывать помощь старикам в будни и праздники, в любое время суток, без упреков и раздражения, потому что старики требуют внимания не меньше, чем дети.

Почему возникает потребность в психологической помощи

Крайне негативное влияние на психологический фон пенсионеров оказывает нетрудоспособность. Человек чувствует себя оторванным от активной жизни, общения с разными людьми, социально полезной деятельности. Кроме того, на повестку дня выступают финансовые проблемы. Резкое ухудшение качества жизни зачастую вгоняет пожилых людей в глубокую депрессию.
Пенсионеры нуждаются в особом внимании и заботе государства. Многие из них живут буквально за чертой бедности. Кроме того, резко изменившиеся общественные установки вынуждают их расставаться с идеалами своей молодости и переживать глубокий кризис.

Еще одну проблему представляет отношение общества к пожилым людям. Когда человек выходит на пенсию, он чувствует себя не у дел, «выброшенным» из социума. Если рядом нет близкого партнера, проблема еще больше усугубляется. Супруг уже умер. Дети живут далеко и заняты собственными семьями. Соседи тоже погружены в свои дела. Круг общения резко сужается.
В таких условиях особенно ценна психологическая поддержка. Она помогает вернуться к нормальной жизни, снова ощутить себя нужным, полноценным членом общества. Но оказать такую помощь может не всякий. Характер человека в преклонном возрасте сильно портится. Зачастую это вызвано болезнями: старческой деменцией, склерозом и пр.

Общаться с такими гражданами становится сложно. Кроме того, большинство пенсионеров нуждаются и в чисто практической помощи. Многие из них живут в одиночестве и ввиду ограниченности физических возможностей не могут выполнять элементарных бытовых функций. Для оказания им психологической и практической помощи необходимы специальные навыки, знания и колоссальное терпение.

Кто, кроме близких и психолога, может помочь

В современном пансионате для престарелых есть целый штат специалистов, способных оказать полноценную и разнообразную психологическую помощь. В нем можно вполне комфортно жить, пользоваться качественным медицинским обслуживанием, иметь интересный досуг. Пансионат предлагает постояльцам:

  • разные реабилитационные программы для восстановления утраченных физических и интеллектуальных способностей;
  • полноценную социальную жизнь, общение с разными людьми;
  • мероприятия, удовлетворяющие культурные и творческие запросы.

Психологи пансионата помогают постояльцам легче адаптироваться к жизни современного общества. Помощь оказывается в рамках разнонаправленных методик, среди которых:

  • арт-терапия (лечение искусством);
  • музыкотерапия (воздействие музыкой);
  • глинотерапия (освоение базовых навыков гончарного искусства);
  • гарденотерапия (уход за садом);
  • библиотерапия (чтение литературных произведений).

Участвуя во всех этих мероприятиях, пенсионер получает новый опыт, который благоприятно сказывается на его психике. Такой комплексный подход помогает обеспечить пожилым людям полноценную психологическую реабилитацию.

Рассчитайте стоимость проживания

  • Болезнь Альцгеймера у пожилых людей.
  • Старческий маразм: симптомы, причины, виды, методы лечения.
  • Старческое слабоумие: признаки, терапия, профилактика и мифы.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД

На сегодняшний день биографический метод – это один из наиболее эффективных методов индивидуального мотивирования жизненной активности людей, вступивших в период поздней взрослости. Он ставит коммуникативную, диагностическую и коррекционную цели и направлен на то, чтобы дать человеку возможность осознать, как его прошлое определило его настоящее и продолжает влиять на него. К главным задачам при движении по этому пути относятся:

— выявление роли тех или иных событий и лиц, оказавших влияние на жизнь человека,

— исследование разрушительных ситуаций на его жизненном пути,

— выявление ситуации-лейтмотива, обусловившей жизненный урок, сказавшейся на всей биографии,

— обозначение собственных личностных ресурсов, заключенных в материалах биографии,

— формирование творческого отношения к кризисам поздней взрослости и обучение конструктивным способам выхода из них, создание адекватной временной перспективы.

Сложности оказания помощи пожилым

Престарелый человек априори считает себя более опытным и мудрым, чем любой психолог или сиделка моложе его по возрасту. В связи с этим ухаживающий персонал обычно сталкивается с излишней категоричностью пенсионеров. В дополнение ко всему те еще и не желают активно действовать, чтобы как-то улучшить свое положение.
Сформированная за целую жизнь система взглядов и идей становится своеобразным «цементом», который делает интеллект и психику престарелого человека инертными, негибкими. Если окружающий мир не получается изменить, эта система служит пенсионеру опорой. Но когда нужны решительные действия, она тормозит и откатывает назад.

Это одна из главных проблем для того, кто оказывает психологическую помощь пожилым. Престарелые подопечные, даже отчаянно нуждаясь в поддержке, зачастую обесценивают действия персонала, сомневаются в компетентности психологов. Естественно, любая работа в такой обстановке обречена на провал.
Случается и так, что психолог напоминает подопечному какого-то знакомого из прошлой или нынешней жизни. При этом происходит перенос бывших отношений с этим человеком на специалиста. Это крайне негативная тенденция. Она мешает процессу консультирования, возводит новые, совершенно ненужные и неоправданные барьеры между психологом и подопечным.
Все эти сложности необходимо аккуратно, но настойчиво преодолевать. Задача психолога — сместить фокус восприятия старости с отрицательного на положительный. У пенсионера необходимо сформировать мнение о том, что этот жизненный этап имеет свои хорошие моменты, как, впрочем, и всякий другой.

Осень жизни: психологические проблемы пожилых людей

Утеря полноты социальной жизни, постоянных контактов с окружающими становится причиной для психоэмоциональных проблем у людей пожилого возраста. Стоит учесть и особенности этого периода, накладывающие отпечаток. Сформировавшееся мировоззрение, отношение к себе и окружающим влияют на поведение пожилых.

Жизненная позиция пожилых людей может отличаться. Часто встречаются следующие модели поведения с характерными особенностями:

  • Конструктивный взгляд на происходящее. Люди с такой позицией удовлетворены собой. Им удается сохранять хорошее настроение, спонтанность, желание жить и в преклонном возрасте. Старость они воспринимают не как трагедию, а как естественное течение жизни. Таким людям легко найти язык с окружающими, жить интересно и разнообразно.
  • Зависимая позиция. Такие люди всегда требуют от окружающих внимания, советов и сочувствия. Вздыхает о нелегкой судьбе и не берет ответственность за происходящие с ним.
  • Защитная позиция. Она присуща представителям старшего поколения, ведущим закрытый образ жизни. Они часто отказываются от помощи даже близких, пытаясь делать все самостоятельно. Это позволяет людям оставаться независимыми.
  • Враждебная позиция. Люди с ней винят в собственных проблемах окружающих. Они с недоверием относятся к предложению помощи, негативно относятся к собственному старению. Часто впадают в депрессию и ожидают смерти как избавления от страданий.

На эмоциональное состояние пожилых влияет физическое самочувствие. Это могут быть как естественные признаки старения, так и результаты хронических болезней, перенесенных операций, серьезных стрессов. В этом возрасте может происходить:

снижение уровня физической активности и работоспособности;
ухудшение когнитивных функций (память, внимание, способность воспринимать информацию, способность планировать, речь);
необходимость реабилитации после болезней;
обострение хронических болезней и появление новых.

Люди чувствуют, что их роль в обществе меняется, и это влияет на психоэмоциональное состояние. К социальным особенностям пенсионного возраста относятся:

  • повышенный уровень беспокойства и тревоги по любым причинам;
  • сокращение социальных контактов, одиночество;
  • отсутствие условий для самореализации.

Адаптироваться к новой жизни, принять свое состояние, наладить отношения с окружающими, решить другие социально-психологические проблемы пожилых людей поможет работа с психологом. При этом групповая форма работы популярнее, так как пожилые страдают от недостатка общественной жизни и проблем с установлением новых контактов.

Отметим, что не нужно заставлять родственников ходить к психологу. Результат появится, когда есть мотивация. То есть, пожилые люди должны сами захотеть изменений. Чужие советы здесь не помогут. Любая занятость должна исходить из внутренних ценностей и интересов.

Еще одна проблема, возникающая у престарелых людей в ответ на предложение посетить психолога — скептицизм. Они не привыкли обращаться за помощью и говорить открыто о себе. И могут годами не замечать ухудшающееся состояние собственного здоровья и уже не могут решать свои проблемы самостоятельно.

Подробнее о том, почему важно обращение за помощью, читайте в нашей статье

Где можно получить профессию геронтоконсультант?

Сегодня профессия геронтоконсультанта имеет сходство с работой социальных работников, которые не всегда имеют даже среднее специальное образование. Но, говоря о консультациях с учетом геронтологических особенностей пациента, специалисту этой профессии, все же, требуется специальных уровень медицинской и социологической подготовки.

Освоить специальность геронтоконсультанта сегодня можно в таких ВУЗах, как:

  • Московский институт психоанализа;
  • Белгородский государственный национальный исследовательский университет;
  • Московский информационно-технологический университет;
  • Тувинский госуниверситет;
  • Российский новый университет.

Получить специальность геронтоконсультанта можно и в ССУЗах страны, где специфика обучения позволяет получить некоторый практический опыт, что полезно для первоначального представления о профессии.

Источники изображений: mtdata.ru, isroe.co.il, weekend.rambler.ru, med-vesta.ru

Московский гуманитарный университет

Москва

Психология

ТипФормаСтоимость
БакалавриатОчно-заочная110 000,00 ₽
БакалавриатОчная190 000,00 ₽
ТипФормаСтоимость
БакалавриатЗаочная80 000,00 ₽
БакалавриатОчная350 000,00 ₽

Социальная работа

ТипФормаСтоимость
БакалавриатЗаочнаяне указано

Национальный университет «Высшая школа экономики»

Москва

Психология

ТипФормаСтоимость
БакалавриатОчная275 000,00 ₽

Академия социального управления

Москва

Психология

ТипФормаСтоимость
БакалавриатЗаочная75 000,00 ₽
БакалавриатОчная236 000,00 ₽

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова

Якутск

Психология

ТипФормаСтоимость
БакалавриатЗаочная74 000,00 ₽
БакалавриатОчная233 000,00 ₽
ТипФормаСтоимость
БакалавриатОчная215 000,00 ₽
БакалавриатЗаочная50 000,00 ₽
БакалавриатЗаочная50 000,00 ₽
БакалавриатЗаочная50 000,00 ₽
БакалавриатЗаочная50 000,00 ₽

Социальная работа

ТипФормаСтоимость
БакалавриатОчная215 000,00 ₽
БакалавриатЗаочная63 000,00 ₽

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Москва

Психология

ТипФормаСтоимость
БакалавриатОчная230 000,00 ₽

Международный университет

Москва

Психология

ТипФормаСтоимость
БакалавриатОчно-заочная116 000,00 ₽
БакалавриатОчная228 000,00 ₽
БакалавриатЗаочная50 000,00 ₽

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

Москва

Психология

ТипФормаСтоимость
БакалавриатОчная220 000,00 ₽

Российский новый университет

Москва

Психология

ТипФормаСтоимость
БакалавриатОчная217 370,00 ₽
БакалавриатЗаочная47 632,00 ₽
ТипФормаСтоимость
БакалавриатОчная201 756,00 ₽
БакалавриатЗаочная47 632,00 ₽

Социальная работа

ТипФормаСтоимость
БакалавриатЗаочная46 292,00 ₽
БакалавриатОчная201 756,00 ₽

Российский университет дружбы народов

Москва

Психология

ТипФормаСтоимость
БакалавриатОчная190 000,00 ₽
БакалавриатОчно-заочная98 000,00 ₽
БакалавриатЗаочная98 000,00 ₽

Психология

ТипФормаСтоимость
БакалавриатЗаочная100 000,00 ₽
БакалавриатОчная205 000,00 ₽
БакалавриатОчно-заочная100 000,00 ₽
ТипФормаСтоимость
БакалавриатОчная159 200,00 ₽

Московский университет имени С.Ю. Витте

Москва

Музыкотерапия -психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства.

Выделяют 4 основных направления лечебного действия музыкотерапии:

— эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии;

— развитие навыков межличностного общения (коммуникативных функций и

способностей);

— регулирующее влияние на психовегетативные процессы;

— повышение эстетических потребностей.

При групповой психотерапии с пожилыми людьми музыкотерапия применяется довольно широко. Чаще всего в лечебной практике используется рецептивная музыкотерапия с ориентацией на коммуникативные задачи. Участники группы прослушивают специально подобранные музыкальные произведения, а затем обсуждают собственные переживания, воспоминания, мысли, ассоциации, фантазии (часто проективного характера), возникающие у них в ходе прослушивания. На одном занятии прослушивают, как правило, 3 произведения или более-менее законченных отрывка (каждый по 10-15 минут).

Программы музыкальных произведений строятся на основе постепенного изменения настроения, динамики и темпа с учетом их различной эмоциональной нагрузки.

Микс из разновозрастных сотрудников даёт компании преимущества

Мало того что стереотипы о пожилых работниках не соответствуют действительности, реальность такова, что наём и удержание работников в возрасте даёт компании преимущества. Пожилые сотрудники преданы организации, у них есть опыт и они могут обучать молодых сотрудников. Они надёжны в том плане, что с меньшей вероятностью захотят сменить работу на более интересную или с большей зарплатой. 

Некоторые предприятия признают, что организации с разновозрастными сотрудниками — молодыми и зрелыми — опережают конкурентов. В частности, в сфере услуг пожилые работники смогут лучше работать с клиентами своего возраста. Одно из исследований, проведённое в Deloitte, , что в разновозрастных командах выше уровень психологической безопасности. Они также больше склонны к инновациям, чем коллективы ровесников.

Вот примеры разных компаний, как они управляют пожилыми сотрудниками при найме и в процессе работы.

  • Шведская компания RAPID по производству степлеров и других крепёжных изделий запустила набор пожилых работников, чтобы избежать нехватки кадров. Они специально наняли немного людей, но всех в возрасте. 
  • Немецкая металлообрабатывающая компания Keller GmbH внедрила у себя курсы обучения ИТ-навыкам для пожилых работников. Курсы специально разработали так, чтобы соединить опыт пожилых рабочих с новыми навыками, которые им нужно освоить.
  • Бельгийская финансовая компания Fidisco NV внедрила у себя гибкий график работы. Это позволило пожилым сотрудникам — мужчинам старше 60 лет и женщинам старше 55 лет — работать на два часа в неделю меньше без потери заработка. Лишние свободные часы можно набрать и превратить в дополнительный выходной.
  • Крупная компания по производству продуктов питания в Финляндии Ruoka-Saarioinen Oy в сотрудничестве со страховыми организациями вложила средства в проект, который увеличил продолжительность работы сотрудника в компании на один-два года. Компания купила новое рабочее оборудование для большего удобства сотрудников: чтобы спина не затекала, а шея не ныла. Также для них разработали график перерывов от работы и индивидуальные упражнения во время них, а еще фитнес-программы для каждого.

Работодателям не стоит опасаться брать на работу пожилых людей и давать им серьёзные, важные задачи. Не обязательно платить им больше за стаж, пусть их зарплата зависит от качества и сложности работы. Стаж не очень подходящая мерка для определения зарплаты, если он не влияет напрямую на опыт и навыки. Если 60-летний рабочий — новичок в своём деле и он будет зарабатывать меньше молодых коллег, которые уже прокачали навыки, — это нормально. 

При этом при найме работников в возрасте нужно учитывать их особенности: переоснащать рабочие места, чтобы им было удобнее, обучать новым технологиям, подстраиваться под особенности здоровья. Эти усилия принесут пользу не только самим сотрудникам, но и работодателю.

Мы хотим, чтобы наши читатели получали максимум пользы.
Помогите нам сделать Трудовую оборону лучше. Пройдите короткий опрос.
ответить на вопросы

Сотрудники в возрасте работают не хуже молодых

Старение рабочей силы — не только российская тенденция. Похожая ситуация складывается в США, Канаде, Японии и Европе. Работодатели опасаются нанимать работников в возрасте, даже если речь не о 60-летнем человеке, а о кандидате 45+. Вот какие заблуждения их останавливают: 

  • По данным Европейского агентства по безопасности и гигиене труда, молодые работники получают производственные травмы, чем пожилые. Всё потому, что у молодёжи меньше опыта в работе и подготовки в области охраны труда. Кроме того, не все они из-за особенностей поведенческих реакций полностью осознают опасности, которые могут случиться на производстве.

  • Возраст не определяет любопытство или желание учиться. Старшим работникам иногда может понадобиться больше времени для освоения новых задач. Процесс обучения будет более эффективным, если адаптировать обучение с учётом возраста. Например, чтобы фармацевт 55 лет научилась работать с Excel-таблицами, для начала нужно рассказать, что компьютер не сломается, если она нажмёт не ту кнопку. Когда человек понимает механизм действия устройства, работать ему становится существенно легче.

  • Не все люди с возрастом хуже запоминают информацию и соображают. Исследователи считают, что когнитивные функции сильно различаются у разных людей и не всегда зависят от возраста. Деменция — расстройство когнитивных функций — затрагивает лишь одного из 14 человек после 65 лет. И хотя некоторые аспекты памяти и обработки информации меняются с возрастом, мозг можно тренировать и держать в форме. Для тренировки отлично подходят новые задачи и знакомства с другими людьми.

  • Старшие работники, как правило, лояльны к компании и с меньшей вероятностью решат поменять работу. Это особенно актуально, если их не заставляют быстрее выходить на пенсию и освобождать место. Исследование Бюро труда США показывает, что работники в возрасте от 45 до 54 лет остаются на своей должности в среднем в три раза дольше сотрудников в возрасте от 25 до 34 лет. Канадский опрос показал, что только 27% работников собираются выйти на пенсию к 66 годам. Более 30% планируют никогда не выходить на пенсию.

  • Миф №5. Пожилые сотрудники менее продуктивны

    Производительность может значительно снизиться после 70 лет. Немецкие исследователи обнаружили, что продуктивность работников автомобильного завода снижается примерно к 60 годам. Работники старшего возраста могут хуже справляться с тяжёлой физической работой. Однако большинство задач не требует больших физических нагрузок. 

    Исследования показывают, что при регулярных физических упражнениях работоспособность может оставаться примерно одинаковой в возрасте от 45 до 65 лет. При этом 45-летние работники, которые не занимаются спортом, могут быть менее работоспособными, чем коллеги в возрасте 65 лет и старше, которые заботятся о своём здоровье.

  • Миф №6. У пожилых людей слабое здоровье

    64% людей старше 60 лет оценивают своё здоровье как нормальное и лишь 16% как плохое. В возрасте от 45 до 59 лет на здоровье жалуются лишь 10%.

Кто такой геронтоконсультант?

Геронтоконсультант – специалист, который помогает пожилым людям «принять» свои возрастные изменения и найти положительные моменты в пожилом возрасте. Консультативно он корректирует режим питания пожилых людей, решает вопросы специальной возрастной гигиены и подбирает им правильные физические нагрузки.

Отметим, что работник медико-социальной сферы в будущем – одна из тех немногих профессий, которым удастся избежать абсолютной компьютеризации. Дело в том, что для пожилых людей крайне важны не столько быстрота и удобство обслуживания, сколько личный контакт и непосредственное общение.

То есть, здесь невозможно заменить человека, способного посочувствовать или просто выслушать, хоть и умной, но бездушной машиной. В прошлом и будущем человек – существо социальное, нуждающееся в постоянных личностных и общественных контактах, в проявлении эмоций и чувств, оказании помощи и принятии ее со стороны. Век технологий никак не должен отражаться на человеческом общении.

Востребованность профессии геронтоконсультанта в будущем только возрастет, так как технологии освободят человека от тяжелого физического труда, помогут преодолевать физиологические проблемы организма, вызванные старением, но не заменят межличностных человеческих контактов.

Геронтология изучает не только биологические, но и социально-психологические аспекты старения организма, а также способы омоложения и социальной адаптации пожилых людей. Поэтому в профессиональные обязанности геронтоконсультанта, помимо лечения и профилактики заболеваний, входит:

  • содействие в улучшении качества жизни пациента;
  • оказание помощи во взаимодействии с окружающими людьми;
  • подбор процедур/средств, способствующих замедлению процесса старения;
  • коррекция поведения, направленного на обеспечение максимального комфортного психологического состояния пациента.

Кроме профильного медицинского образования, геронтологу пригодятся знания психологии и развитые коммуникативные способности.

Поскольку в ходе выполнения своих профессиональных обязанностей специалисту придется ориентироваться на конкретного клиента, независимо от места работы (в компании или в частной практике), ему нужно будет вести дневник каждого пациента

Большое внимание геронтологу нужно будет уделять повышению квалификации и изучению новых методик

ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ

Можно выделить три основные формы двигательной терапии. К функциональным методам относятся лечебная гимнастика, физиотерапия, дыхательная терапия, методы релаксации, массаж и хореотерапия.

Функциональные методы имеют целью стимуляцию и оптимизацию психофизических функций — восприятия схемы тела, отношения к нему, чувствительности, экспрессивности и способности к мышечной релаксации.

16 стр., 7593 слов

Психологические особенности людей пожилого возраста

… людей пожилого возраста.    Задачи работы: 1.Составить  психологический  портрет  старого человека. 2.  Обозначить  круг  возрастных изменений   в организме пожилого человека. … Типы приспособления личности к старости………………………………18 Глава 3. Профилактика старения 3.1 Основные стрессоры  людей  пожилого и старческого  возраста …

К. Рудестам выделяет следующие цели танцевально-двигательной терапии:

1. расширение сферы осознания собственного тела,

2. формирование позитивного образа тела,

3. развитие навыков общения,

4. исследование чувств и приобретение специфического группового опыта.

Именно танцевально-двигательная терапия является одним из методов коррекции ряда психологических проблем, характерных для развития личности в период геронтогенеза.

Сказкотерапия — направление, которое использует сказку, как архетипическую метафору в целях: психодиагностики (проективная диагностика, описывающая целостную картину личности, ее проблемные и

ресурсные элементы), психокоррекции (развитие креативности личности как расширение спектра альтернативных решений), психотерапии и психологического консультирования (исцеление с помощью сказки).

Сказкотерапия — это еще и «открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими», и «процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем», и «процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни» (Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева).

Функциональное значение сказкотерапии в работе с пожилыми людьми:

— терапевтический потенциал сказкотерапии,

— диагностические возможности сказкотерапии,

— корректировка стереотипных моделей поведения и осваивание более эффективных способов межличностного взаимодействия,

— сказкотерапия как «дверь» в коллективное бессознательное, способ доступа к ресурсам, указание к действию, средство «обхода» сопротивления, как метафора,

— возможность больше узнать о своих ресурсах, развить творческую составляющую личности.

Можно специалисту использовать в работе с пожилыми людьми и групповую спонтанную инсценировку сказки. Проигрывание тех или иных эпизодов дает каждому участнику возможность прочувствовать некоторые эмоционально значимые для себя ситуации и отреагировать накопившиеся эмоции. Пожилые люди на группе с увлечением разбирают технику решения сказочных задач, сказочные сюжеты и стратегии их использования.

Проживающие очень любят слушать и разбирать притчи, проводить параллель с собственной жизнью. Иногда использование сказки как притчи-нравоучения, которая с помощью метафоры подсказывает человеку вариант решения проблемы.

БИБЛИОТЕРАПИЯ.Чаще всего под библиотерапией понимают лечебное воздействие на психику больного человека при помощи чтения книг. Групповая библиотерапия по мнению Кондаша (Kondas О., 1966), «может стать мостом к систематической групповой психотерапии». Рекомендуя больному книги в библиотерапевтических целях (Миллер A.M., 1975), следует учитывать 3 принципа:

1) степень доступности изложения (или степень сложности предлагаемойкниги);

2) герой книги должен быть больному «по плечу»;

3) максимальное сходство ситуаций в книге и ситуации, в которой находится больной. Учет последнего принципа особенно важен при библиотерапии неврозов, где основным в патогенезе заболевания является психологический конфликт личностного характера. Библиотерапия может применяться в индивидуальной и групповой форме.

3 стр., 1332 слов

1.человек как личность

… оба суждения неверны. Врождённые или унаследованные качества сказываются на: А) характере человека как личности; Б) способностях человека. 1) верно А); 2) верно Б); 3) верны оба суждения; … оба суждения; 4) оба суждения неверны. Направленность развития личности зависит от: А) деятельности личности; Б) отношения к другим людям и самому себе. 1) верно А); 2) верно …

Задачи: достижение лучшего понимания пожилым человеком своих проблем, расширение возможностей вербализации этих проблем и включение их в контекст общественно выработанного опыта.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий