Работа с детскими страхами через работу с родителями в ЭОТ

Консультации для родителей – Консультация для родителей и педагогов «Рисование в технике «граттаж»

Публикация «Консультация для родителей и педагогов «Рисование в технике…»
Граттаж — это метод выполнение рисунка с помощью процарапывания острым инструментом бумажной основы, покрытой фоном тёмного цвета. В результате получаются оригинальные контрастные композиции. Пик популярности граттажа — начало XX столетия. В России эта техника называлась…

Консультация для родителей «Безопасность детей в общественных местах во время новогодних праздников»
До Новогодних праздников осталось совсем мало времени. Вот и закончился трудный рабочий год, и предстоят приятные хлопоты по подготовке к праздникам. Но не стоит забывать о правилах безопасности в то радостное время. 1. Выучите и запомните правило “Двух шагов» – это значит, что…

Консультация для родителей «Речевая готовность к школе. Что такое обучение грамоте»
Сейчас почти каждый родитель ребенка 4-6 лет озабочен тем, чтобы его малыш еще до школы научился бегло читать и считать, знал цифры и буквы. Умение ребенка читать и писать до его поступления в школу стало рассматриваться как необходимый, а иногда и основной показатель готовности…

Рекомендации родителям «Приемы активизации словаря детей раннего возраста (2–3 года)»
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном образовании как основа воспитания и обучения детей. Как известно, в современном мире, красивая и правильная речь – символ высокой культуры и…

Статья «Методические рекомендации из опыта работы «Формирование…»
Формирование экологического сознания необходимо начинать с дошкольного возраста. В дошкольном учреждении выстраивается система работы по воспитанию у детей экологически правильного отношения к природе. В рамках ежегодных мероприятий, проводимых в детском саду с целью…

Консультация для родителей «Игра-инсценировка как средство развития речи ребенка»
Консультация для родителей «Игра-инсценировка как средство развития речи ребенка». Ваш малыш подрастает, становится все более самостоятельным, многое умеет делать без вашей помощи. Развитие речи, несомненно, тесно связано с общим развитием мышления ребенка, с уровнем его знаний…

Консультация для родителей «Как понять своего ребёнка?»
Консультация для родителей “Как понять своего ребёнка?” Как научиться быть терпимее к его шалостям? – многие родители задают себе эти вопросы. В мире нет одинаковых людей, каждый человек по-своему уникален и неповторим, но полноценной личностью он становится только в обществе….

Консультация для родителей «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками»
Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой Аннотация к книге «Развитие связной речи детей дошкольного возраста с 2 до7 лет. Методические рекомендации. ФГОС» В методическом пособии изложены методические…

Страницы:

Семья для ребенка это источник общественного опыта, пример для подражания. Для того чтобы вырастить нравственно здоровую личность необходимо соединить усилия родителей, знания и опыт воспитателей, ожидание и представления общественности. Главной целью дошкольного учреждения помочь семье воспитать ребенка, обеспечить благоприятную социализацию.

Виды консультаций

Работа с родителями проводятся как на личном уровне в индивидуальной беседе (в форме фронтальной и индивидуальной работы), так и приобретают форму наглядно- просветительной информации.

Одним из распространенных способов консультирования родителей является наглядная информация в виде папок передвижек, стендов, газет. Так как родитель в виду своей занятности не всегда успевают пообщаться с педагогом лично, ему удобнее посвятить 3-5 минут для прочтения информационного блока.

Стенды и папки, оформленные педагогами группы, являются наглядной пропагандой, которая направлена на ознакомление родителей с содержанием, методами воспитания в ДОУ, оказанием практической помощи малышу в семье. Содержание и темы определяется пожеланиями родителей или по усмотрению педагогов.

Юрий Щербатых обозначил природные, социальные и внутренние страхи

  • Природные страхи — связаны с угрозами, которые может нести в себе окружающий мир. Например, боязнь опасных насекомых, ураганов, громких звуков.
  • Социальные страхи — связаны с опасностями от других людей или от общества в целом. Сюда можно отнести страх публичных выступлений, хулиганов, военных действий.
  • Внутренние страхи — связаны с фантазиями, личными особенностями, внутренним миром. Например, боязнь темноты или страх одиночества.

Самыми ранними считаются природные страхи, поскольку ребенок уже в первые дни жизни реагирует на громкие звуки, внезапный порыв ветра, яркий свет. Вместе с развитием воображения появляются внутренние страхи, а социальные возникают, когда человек становится частью коллектива.

Чтобы знать, как помочь ребенку не бояться, нужно для начала правильно определить страх.

Планирование взаимодействия с семьёй в детском саду

План работы с родителями бывает разный. Определённых общегосударственных требований нет. В данном случае воспитатель действует на основании общих правил планирования. Взаимодействие ДОУ с семьёй строится по единой схеме.

Для ведения работы по этой схеме необходим мониторинг семей воспитанников

Чаще всего сначала делают 3 плана: план родительских собраний, план открытых занятий и план совместных с родителями мероприятий. Потом готовые планы сводят в единый документ. Этот документ дополняют выдержками из планов специалистов, утренниками и общими для учреждения мероприятиями. Желательно, чтобы в сводном плане была указана и индивидуальная работа с родителями детей, нуждающимися в этом. Дальше план корректируется. Родитель — занятой человек, и его время надо ценить. Недопустимо, чтобы открытые занятия специалистов и воспитателя накладывались по времени друг на друга. Родитель, скорее всего, не сможет чаще 1 раза в неделю посетить что-либо, а значит, с этой точки зрения, план также нужно выверить.

Таблица: пример плана работы ДОУ по взаимодействию с семьёй

МесяцФорма проведения, темаЦель
СентябрьПрезентация «О нас»
  • Знакомство родителей с детским садом, педагогическим коллективом.
  • Формирование положительного имиджа ДОУ.
Анкетирование «Что вы ждёте от детского сада в этом году?»Получение и анализ информации об отношении родителей к характеру и формам взаимодействия ДОУ с семьёй.
ОктябрьСеминар-практикум «Будь здоровым, малыш»Пропаганда здорового образа жизни, обмен информацией по вопросам укрепления, закаливания и оздоровления детей.
Выставка стенгазет «Семейные традиции»Активизация родительского участия в жизни детского сада, воспитании ребёнка.
НоябрьКруглый стол «Развитие речи детей»Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам речевого развития ребёнка.
ДекабрьВыставка работ (новогодние ёлочки)Привлечение родителей к работе детского сада.
Совместный праздник «Здравствуй, Новый год!»Обогащение отношений детей и родителей опытом эмоционального общения.
Изготовление кормушек «День добрых дел»
  • Привлечение родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду.
  • Сплочение детского и взрослого коллектива.
ЯнварьТеатрализованная совместная постановкаПривлечение родителей к активному участию в театрализации.
«Вечера в семейной гостиной!»Развитие эмоционального взаимодействия родителей, детей, работников детского сада.
ФевральОформление фотовыставкиДемонстрация уважительного отношения детского сада к роли отца в воспитании ребёнка.
Утренники к 23 Февраля «Наши замечательные папы»Формирование атмосферы общности интересов детей, родителей и коллектива детского сада.
МартАнкетированиеИзучение удовлетворённости семей услугами детского сада.
Тематическая выставка поделок и рисунков к празднику 8 Марта «Рисуем вместе с мамами»Демонстрация уважительного отношения детского сада к семейным ценностям.
АпрельДень открытых дверей для родителей «Мы рады видеть вас»
  • Формирование положительного имиджа детского сада в сознании родителей.
  • Демонстрация всех видов воспитательно-образовательной работы коллектива ДОУ с детьми.
Семейный клуб «Спортивная семья»
  • Привлечение внимания семьи к вопросам здорового образа жизни.
  • Сплочение родителей детей разных групп.
МайКонференция «Подведение итогов года»Активизация родительского внимания к вопросам воспитания, жизни ребёнка в детском саду.
Акция «Зелёный, цветущий участок»Привлечение родителей к благоустройству участка детского сада, к совместной деятельности с детьми.
ИюньКонсультация «В детский сад без слёз»
  • Консультирование родителей, вновь поступающих детей, об особенностях ребёнка во время адаптации к детскому саду.
  • Формирование единого подхода к соблюдению режима дня, вопросам воспитания детей.
ИюльПоход «Семейное путешествие»
  • Привлечение к отдыху на природе, учить подбирать удачные места игр с детьми.
  • Воспитание дружеских отношений между детьми и родителям, воспитателями.
АвгустКруглый стол «Ребёнок на дороге»Реализация единого воспитательного подхода при обучении ребёнка правилам дорожного движения в детском саду.

После разговора

  1. Никогда не нарушай договорённостей. Сказал, придёшь в 12:00 и всё воскресенье проведёшь с бабушкой, сделай. Постепенно родители привыкнут, что на твоё слово можно положиться, и договариваться будет намного легче.
  2. Не требуй самостоятельности, а проявляй её! Если диалог не сложился, подготовь почву для следующего. Попробуй держать все свои мелкие обещания, проявлять инициативу в семейных делах. Для родителей это показатель взросления, договариваться будет проще, если они увидят, что ты ведёшь себя ответственно.
  3. Старайся разговаривать с родителями каждый день: обсуждайте повседневные мелочи, рассказывай им о своих интересах и друзьях. Это укрепит ваши отношения, и тогда все договорённости будут происходить сами собой.  

Что такое страх и зачем он нужен?

Страх — внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием. Википедия.

Ощущение страха хорошо знакомо каждому. Оно перекрывает ощущение счастья, благополучия и ограничивает возможности (в реализации, творчестве, в построении близких отношений). Из-за страха человек совершает поступки, о которых позже сожалеет.  Наполненное страхом поведение носит защитный характер. Человек постепенно глупеет и деградирует.

Все внимание человек собирает на обеспечение собственной безопасности и создание средств защиты. Но это не эффективно. . Каждый сталкивается со страхом

Поэтому важно понимать, как устроен страх. Как он работает и зачем на самом деле нужен. Каждый сталкивается со страхом

Поэтому важно понимать, как устроен страх. Как он работает и зачем на самом деле нужен

Каждый сталкивается со страхом

Поэтому важно понимать, как устроен страх. Как он работает и зачем на самом деле нужен

У страха есть крайне важная полезная функция — он помогает действовать в ситуациях, опасных для жизни. Страх помогает выжить там, где есть реальная угроза жизни. 

Под влиянием страха человек мобилизует все свои силы в трех типах реакций спасения: бей, беги, замри. Т.е. страх помогает мгновенно действовать, чтобы спасти себе жизнь. Это сильный стресс для организма.

В ситуациях опасности для жизни человек точно понимает чего именно он боится, что именно представляет для него угрозу. И поэтому ему понятно, что нужно сделать. 

Важно понимать, что большинство страхов не имеют отношения к реальной опасности и не угрожают жизни человека. Но оставаясь неосознанными, они побуждают человека оставаться в постоянном напряжении, в стрессе

А это приводит к мнительности, тревожности, бессоннице, депрессиям и паническим атакам. Человек живет в постоянной борьбе с опасностями и никогда не чувствует себя свободно.

Таким образом, есть рациональный страх (страх при реальной угрозе жизни) и иррациональный (когда человек не осознает смысл угрозы и не знает, как от неё защититься).

Каких ошибок не стоит совершать при организации и проведении консультации

Готовясь к родительскому собранию, следует учесть некоторые моменты, которые помогут сделать мероприятие максимально полезным для всех:

Не следует настаивать на обязательном посещении консультации. Это может создать изначально негативный настрой у тех, кто рассматривает подобные встречи как повинность

Организовывать его следует так, чтобы родители сами осознали важность обсуждаемого вопроса, были заинтересованы в участии и обсуждении.
Консультация обязательно должна быть максимально информативной и полезной
Структура встречи выстроена так, чтобы с первых минут завладеть вниманием собравшихся, заставить их ощутить актуальность и важность поднятой темы для каждого лично.
Раскрывая проблемы детей, педагог ни в коем случае не должен позволять себе переходить на личности, выставляя ребенка или его родителей в невыгодном свете.
Консультация должна максимально прорабатывать заявленные проблемы, обсуждение посторонних тем, никак не связанных с основной, вести не должно.

Работа со страхами в гештальт-терапии

Контакту с неприемлемыми событиями, чувствами и личными качествами. Человек может фантазировать, достигая освобождение и без всяких действий. Возвращение и ассимиляция чувств – это путь к развитию, несмотря на то. Что все может происходить не по-настоящему. Если человек переживает страх и преодолевает его, значит, впоследствии он будет меньше бояться своих чувств, возникающих в реальной ситуации, – страх становится не таким опасным, как раньше

Когда устрашающие события возвращаются (даже в фантазии), они способны опустошить и напугать человека, и в результате он может прекратить работу
Поэтому очень важно обратить особое внимание на выход этих переживаний и на саморегуляцию человека в процессе фантазирования. Контакт с отсутствующим человеком или незавершенной ситуацией
Фантазия воспроизводит реальность в безопасном варианте

Это необходимо тогда, когда актуальная ситуация слишком травмирующая, если обращаться к ней напрямую.

Исследования неизвестного;

Исследования новых или незнакомых аспектов самого себя.

Диагностическая

В рамках этой функции психолог в детском саду проводит диагностику психотипа ребенка, его способностей и наклонностей, возможных проблем. Для того чтобы успешно работать с каждым малышом, следует знать, чем он живет. Также осуществляется диагностика знаний и умений (насколько хорошо дети могут ходить на горшок, пользоваться столовыми приборами, вести себя в коллективе, взаимодействовать с другими детьми и проч.).

Помимо базовых навыков, потребностей и особенностей малышей, психолог в процессе диагностики выявляет проблемы каждого ребенка. Это могут быть:

  • логопедические проблемы;
  • привычки нервного толка (грызть ногти, ковырять в носу);
  • задержка в развитии;
  • расстройства поведения;
  • прочие проблемы.

С учетом результатов выстраиваются занятия психолога в детском саду с малышами. Если потребуется, он направит ребенка на консультацию к узкому специалисту.

Как работать с «трудными» родителями

Пробовать разные каналы связи 

Для оперативности учитель и классный руководитель начинает общение сразу со всеми родителями, например, в чатах. Это помогает, если нужно предупредить о родительском собрании, переходе на дистанционное обучение, необычном домашнем задании. Но если родители не откликаются, стоит писать каждому. А если не отвечают в мессенджерах, искать другие каналы связи. Например, с одним очень взрослым опекуном моего ученика мы встречаемся лично — другие способы ему не нравятся. 

Изучать родителей

Сложнее всего новичкам — все родители не знакомы, их желания и привычки неизвестны. Поэтому полезно использовать диагностические анкеты, чтобы получить хоть малую долю информации — например, спрашивать о том, как родители оценивают детей, их успеваемость, считают ли, что у них есть проблемы в школе. 

Большая часть информации откроется учителю постепенно. Например, я знаю, что с некоторыми родителями получается общаться только в первом полугодии — дальше у них начинаются авралы на работе и не остается времени и сил на школьные дела, на просьбы они реагируют нервно. 

Постарайтесь общаться, учитывая потребности семей: они не будут вовлечены, если их не заинтересовать. Если родителям без разницы, как учится их школьник, они не будут помогать с домашними заданиями. Но могут помочь с режимом дня, если хотят, чтобы ребенок был здоровым или, например, дисциплинированным. 

Подключать администрацию 

Это особенно помогает в общении с конфликтными или тревожными родителями. Если родитель угрожает учителю, то, скорее всего, это не сработает с директором — ну или, по крайней мере, руководитель школы сам столкнется с агрессией и сможет ее правильно оценить. 

Директор чаще всего встает на сторону педагога, но если происходит наоборот, то не нужно сгоряча обвинять администрацию в предательстве. Если это единичный случай, то, возможно, в администрации и правда считают, что в проблеме виноваты мы. Тогда стоит поговорить с директором без родителей и разобраться, как он видит проблему и как предлагает ее решить. 

Искать сообщников

Социальный педагог, психолог, заместитель по воспитательной работе — эти специалисты помогут в работе с родителями, если учитель не справляется. Социальные педагоги лучше объяснят, почему дети убегают из дома, психолог может провести с родителями консультацию и разобраться с их уровнем стресса. 

Если таких специалистов нет в школе, попробуйте подключить ресурсные центры. Например, в Перми есть центр «Вектор» — он специализируется на профилактике и коррекции травли, но помогает и с другими трудностями. 

Готовиться к встречам

И методически, и морально. Если предстоит общаться с враждебно настроенными родителями, то стоит самому сходить к психологу и рассказать о своих страхах и боли. Проконсультировать может и школьный психолог, и специалисты из муниципальных центров. 

В любом случае необходимо быть в ресурсе перед сложными встречами — иначе велик риск навредить себе и усложнить проблему, которую вы пытаетесь решить. Если родители не сдержат эмоции и будут материться, а вы сорветесь и ответите им тем же, это только приведет к еще большим трудностям.

Как совершить путешествие – медитацию

Присоединение к своему внутреннему ребенку через медитацию – это пассивный процесс: просто глубоко дышите, расслабьтесь, позвольте себе стать свидетелем своих мыслей и задайте свой вопрос. Например, вы хотели бы спросить: «Дорогой ребёнок, когда я впервые испытал травму в своей жизни?»

Позвольте себе стать свидетелем мыслей, которые возникают и исчезают. Ваш внутренний ребенок может помочь вам найти ответы

Помните, что важно быть терпеливым, любить и принимать. Если ваш внутренний ребенок не хочет раскрывать ответ, примите это

Важно, чтобы ваш внутренний ребенок чувствовал безопасность, надёжность и готовность.

Вы можете повторять свой вопрос время от времени, если не возникает никакого ответа внутри вашего разума. Этот процесс может занять от пары минут до часа и более.

Для того чтобы совершить путешествие, вы должны будете иметь опыт медитации. Научение быть свидетелем своих мыслей может занять много практик, поэтому если вы не привыкли к медитации, вы можете сопротивляться этой техникой, первое время.

Страхи-помощники

Во взрослом возрасте мы все знаем, чего нужно бояться, а что не требует особого внимания. Этого не скажешь о детях: у них нет ни опыта, ни знаний об окружающем мире, да и справляться с эмоциями они пока не умеют. И в дополнение обладают таким необычным свойством, как магическое мышление. Это значит, что ребенок с высокой готовностью принимает необычные и чудесные явления, а также верит в свои способности влиять на окружающий мир мыслями, чувствами, желаниями.

Поэтому в норме страхи часто посещают детей, и проявляется это иногда интенсивно: в виде плача, упрямства, замирания. Но сегодня один страх, завтра другой. Обычно они длятся недолго (один-три месяца) и проходят сами собой. «Нормальные» страхи мало зависят от поведения родителей и отражают нормальное развитие психики. Сюда входят различные боязни, реальные и не очень:

  • укусит собака
  • мама навсегда оставит в садике
  • утащит чудовище
  • кто-то нападет из темноты
  • врач сделает больно
  • украдут грабители

Как родители могут поучаствовать в жизни детского сада?

Если детский садик представляет собой дошкольное учреждение “старой закалки” (то есть, руководство и педагоги не стремятся задействовать родителей в работе детсада), а вы хотите активно участвовать в жизни ребенка, то можно:

  • помочь в благоустройстве группы, уборке игровой площадки, украшении детсада к празднику или строительстве снежного замка;
  • внести предложение о проведении “родительского дня”, когда родители могут поиграть с детьми в группе или рассказать им о своей профессии;
  • описать игры, в которые играют в семье, и предложить воспитателю использовать их в работе с детьми;
  • регулярно интересоваться успехами своего ребенка, не пропускать детских утренников и родительских собраний;
  • узнавать о воспитателей, не нужна ли им помощь и при возможности оказывать ее.

Помимо этого, родители могут провести экскурсию для детей по своей работе (естественно, если руководство детского сада одобрит эту идею), сопровождать детей на прогулках, которые проводятся за пределами дошкольного учреждения, организовать кружок по интересам или секцию (опять таки, если разрешит руководство детсада и родитель обладает соответствующими навыками и квалификацией). Многие образовательные организации не отказываются от помощи по формированию фонда, поэтому вы можете принести игрушки, книжки или поделочные материалы, которые уже не нужны вам и вашему ребенку, но могут заинтересовать других детей.

Особенности работы с социально неблагополучными семьями

Особого внимания требуют к себе воспитанники из семей, находящихся в сложной социальной ситуации. К таким относятся дети из многодетных семей, малыши, находящиеся под опекой, и социальные сироты.

Ребёнок, у которого родители (или родитель) работает так, что в основном видит своего малыша, когда тот спит, так может быть отнесён к категории — социальный сирота. Ведь его жизнь проходит без участия родителей (родителя). Но законом помощь такому ребёнку не предусмотрена. Тем не менее во всех государственных образовательных учреждениях есть человек, ответственный за социальный паспорт учреждения, — социальный педагог

Важно, чтобы воспитатель наладил контакт родителей с социальным педагогом

Консультации социального педагога помогут родителям наладить контакт с ребёнком

В работе воспитателя с неблагополучными семьями важна деликатность. Главный принцип — не навреди

Неосторожное слово в этой ситуации может обострить и без того открытые раны маленького человека. Лучшим выбором будет активное привлечение психолога к работе с этой семьёй

Нужно всегда помнить: всё, что происходит у ребёнка дома, отражается на его поведении в детском саду. Следует проводит индивидуальные беседы с родителями таких семей и постоянный мониторинг психологического состояния ребёнка. В то же время надо понимать, что распространение информации о состоянии дел в семье или навязчивое предложение помощи может не просто оттолкнуть родителей, но спровоцировать у них полное отторжение любых попыток помочь им и ребёнку.

Занятия психолога с родителями помогают выявить и решить ряд проблем в семьях воспитанников

В большинстве социально незащищённых семей главной проблемой становится материальная сторона жизни. В этом случае решение родительского комитета о сборе денег на подарки детям ко дню рождения может вызвать раскол мнений или даже скандал среди родителей. Поэтому работа с такой семьёй ведётся исходя из личных бесед с каждым из родителей и нужд семьи и ребёнка. Также не будут лишними консультации психолога.

Детям из таких семей полезны занятия по укреплению физического здоровья, поэтому следует привлечь к работе с родителями инструктора по физической культуре. Нельзя забывать, иногда родительский комитет в стремлении обеспечить всё самое лучшее для детей, забывает, что финансовое благополучие в разных семьях разное. Вот тут грамотное и тактичное вмешательство воспитателя необходимо.

Как проработать обиды на родителей?

Почему работа с обидами, считается одна из самых непростых?

Потому что, когда мы говорим о обидах, то затрагиваем мировоззрение человека. Мировоззрение, ощущение, ценности находятся глубоко во внутреннем мире, который мы зачастую не осознаем.

И если вы уже взрослый человек, то события, которые произошли в детстве, повлияли на ваше мировоззрение, и обидчивость или ощущение несправедливости въелось в ваш характер и во взгляды на мир и окружающих.

Проработка обид на родителей, осложняется тем, что они родные люди, они вас родили, и по всем законам общества, должны заботиться и любить.

Но к сожалению, у нас не принято сдавать экзамены на материнство и отцовство, и поэтому, иногда, родителями, становятся люди, которые совершенно не могут любить и заботиться о своих детях.

Обида на родителей, чаще всего, идет из детства или подросткового возраста. Это самое уязвимая часть жизни любого человека. В детстве, мы не имеем возможности каким-либо способом влиять на окружающих, и поэтому приходится подчиняться вопреки своим желаниям.

Обида, это чувство, которое возникает в ответ на несправедливое отношение кого-либо к нам. Но особенно больно, когда самые родные люди, относятся недостаточно хорошо к ребенку.

Не хочу вдаваться в подробности возможных обид, уверена, что вы, и так можете по пальцам перечислить за что и на что, вы обижены?

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий