Психология личности человека – что о ней нужно знать?

Этапы становления личности

Иногда, чтобы понять, откуда появились какие-то установки, мешающие полноценной жизни или даже страхи, нужно знать этапы становления личности.

Этапы формирования личности по Э. Эриксону:

Идёт развитие социального взаимодействия. Формируется доверие или недоверие к внешнему миру. От того, сколько заботы и внимания получает ребенок в первый год жизни, зависит его последующее доверительное отношение к миру, ну или наоборот

Малыш живёт потребностями, ему важно, чтобы они быстро и качественно удовлетворялись. Если этого не происходит, то в малыше начинает формироваться некая подозрительность, недоверчивость

Анальная стадия. Второй и третий год жизни.

Идёт развитие моторных и психических функций, а так формируется самостоятельность. В эти годы дети, словно исследователи, познают мир. Они пробуют что-то новое, трогают, хватают, открывают, карабкаются. Период «я сам» характеризуется отказом от помощи.

Детям важно всё делать самостоятельно. Если родители не предоставляют ребенку самостоятельно выполнять действия, торопят его, перехватывают инициативу, пытаются сделать всё за него, то ребенок подавляет в себе самостоятельность и вырастает нерешительным

От четырёх до пяти лет.

Эта стадия характеризуется безграничной фантазией ребёнка. Он сам планирует свою деятельность, организует игры. От того, насколько родители поддерживают идеи ребёнка, зависит развитие его предприимчивости. В худшем случае при подавление этих идей, ребёнок может испытывать чувства вины. Он начинает думать, что его действия неправильны, глупы, а его инициатива не нужна.

Латентная фаза. От шести до одиннадцати лет.


Image by jplenio from Pixabay

Ребенок проявляет интерес к деталям, ему хочется узнать, как устроен мир. У него проявляется интерес к внешнему миру, он задаёт вопросы, изучает. Если родители в этот период поддерживают ребёнка, разрешая ему экспериментировать: строить, мастерить, готовить, пробовать новое, овладевать навыками, то у него формируется творческие навыки.

Напротив, те родители, которые не позволяют ребенку развивать навыки, называя это баловством, развивают в нём чувство неполноценности. Это сказывается и на общении со сверстниками, и на учебной деятельности. Дети, чувствующие себя неполноценными, сложнее осваиваются в коллективе и сформировывают навыки, им очень трудно идти к намеченной цели.

Подростковый возраст.

Физическое развитие даёт резкий скачок, появляются новые потребности и интересы. Подростки формируют представление о семье, о ценностях. Они стремятся к идеалам, которые рисуют в своих же фантазиях. Часто фантазия и реальность пытаются стереть границы между собой. Подросток в этот период нетерпелив, поэтому старается преуспеть везде и сразу, требуя от жизни по максимуму. Он пытается понять кто он, зачем он здесь и в чём его роль.

На то как у него это выйдет, влияют пройденные им стадии, сформированность тех или иных качеств. Подросток может становиться самостоятельной личностью, если он сформировал необходимые навыки, в ином случае, он может стать зависимым от кого-то или причислить себя к какой-то уже сформированной группе.


Фото автора KoolShooters: Pexels

Зрелость.

На этой стадии устанавливаются связи с людьми, строятся отношения. Насколько успешно это выйдет, зависит от сформированности навыков и личностных качеств человека. На этой стадии люди учатся слышать не только себя, но и окружающих. Они учатся брать на себя новые обязательства, нести ответственность за себя и других.

В этот период могут появляться страхи, неудовлетворенность жизнью или отдельными её аспектами. Если у человека сформировалось недоверие к миру, чувство неполноценности, то он может избегать всяких контактов с людьми, стать остранëнным, чувствовать себя чужим.

Старость.

Стадия, когда человек пытается внести какой-то вклад в эту жизнь, оставить за собой память. Он оглядывается назад, пытается осознать, что успел сделать, а чего так и не смог достичь. Появляется чувство удовлетворенности своей жизнью или наоборот. Может появиться страх смерти, страх не успеть что-либо сделать. На этой стадии человек либо принимает себя таким, либо отвергает это. В результате второго может произойти конфликт.

Классика жанра: 5 книг по психологии отношений, о которых слышала даже ваша бабушка

Есть книги по психологии отношений, которые стоит прочитать хотя бы для того, чтобы потягивая шампанское на вечеринке, томно сказать о них: «Ну, милочка, это же классика!» и приобрести репутацию начитанной особы:

  1. С.Кови «Семь навыков высокоэффективных людей».

    Книга по психологии понравится тем, кто вырос на добрых советских мультиках и вообще – душа-человек, так как автор не предлагает «идти по трупам» в жизни, а максимально использовать все свои ресурсы (время, ум, умение налаживать контакт с другими людьми и т.д.).

  2. Д.Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей».

    Кажется, что из этой книги о том, что при встрече с человеком надо улыбаться и почаще называть его по имени не знает только дядя Коля из деревни Чучуйкино. Избито? Да!

    Действует? Еще как!

    Проверено на себе!

  3. В.Франкл «Сказать жизни «Да!».

    Искренне восхищаемся человеком, с честью прошедшего ад немецкого концлагеря и написавшего настоящий гимн силе духа и воле к жизни.

    Но предупреждаем: многим изложенное в книге может показаться слишком пафосным и упрощенным видением отношений между людьми (впрочем, как и нам).

  4. Э.Берн «Игры, в которые играют люди», «Люди, которые играют в игры».

    Вы – строгий босс на работе, способный в два счета устроить «головомойку», «няшный» отец дочки и заботливый сын своих пожилых родителей?

    Со всем этим «театром одного актера», а также масками и ролями других людей поможет разобраться автор книги о межличностных отношениях.

  5. Алан Пиз «Язык жестов».

    Если вы взахлеб смотрели «Теорию лжи», то самое время изучить, так сказать, первоисточник – эту книгу.

    По себе знаем, как иногда увлекательно бывает расшифровывать невербальные сигналы в отношениях:

Типы личности в психологии

Весь спектр существующих на данный момент типологий можно разбить на группы, в связи с этим считаю необходимым выделить перечень наиболее востребованных в научном мире и исторически значимых типологий:

  1. Гуморальная типология (Гиппократ) наблюдает связь типа личности и соразмерность 4 видов жидкости, сосредоточенных в человеческом организме (кровь, чёрная и желтая слизь, желчь).

    На базе рассуждений Гиппократа Галеном, а в конечном итоге И. Кантом, была разработана полноценная, широко известная типология темпераментов.

  2. Морфологическая теория (Ф. Галль, Э. Кречмер, У. Шелдон) указывает на корреляцию анатомии/телосложения и особенностей психики человека.
  3. Психофизиологическая теория (И.П. Павлов, В.Д. Небылицын) обращена к нервной деятельности человека, темперамент — продукт специфических поведенческих реакций человека. Стоит отметить, что в своих последних трудах физиолог Павлов рассуждал о диспропорции свойств нервной деятельности, что предполагает количественное расширение классической четверки темпераментов.
  4. Почти все мы знакомы с типологией Карла Густава Юнга. Исходя из факта преобладания мышления, ощущения, интуиции или эмоции в формировании темперамента человека, можно установить его принадлежность к экстравертированному (установка на внешний мир) или интровертированному (установка на мир внутренний) типу.

Личность: что это в психологии?

На сегодняшний день выделяют такие определения личности:

  • личность предполагает изучение индивидуальности человека, заключающуюся в качествах характера, отличных от окружающих людей;
  • личность – это сочетание разных ролей. Необходимость выделения такого понятия обусловлена необходимостью пребывания в обществе. Оно является местом, в котором осуществляется личностный рост индивида. Автором такого определения является Джорж Герберт Мид. Зарубежный психолог утверждал, что истоки личности – в социальном чувстве;
  • психология личности является многогранной областью знаний. Личностью может называться культурный объект, который способен самостоятельно распоряжаться собственной жизнью, осознать всю ответственность за своё будущее. Такое узкое понимание характерно для психологов-экзистенциалистов. К таким людям принадлежат Леонтьев, Юнг. Как можно увидеть при рассмотрении этого определения, в личность человек может превратиться только на этапе взросления.

Качества личности

Под качествами личности в психологии понимается уникальный набор черт и характеристик, которые присущи человеку. Они сугубо персональные по своей природе и выражают стороны характера, поведенческие модели в социуме или окружающем мире.

Личностным качествам присуща динамичность и устойчивость. Они оказывают влияние на все аспекты человеческой жизнедеятельности, будь то выбор одежды для выхода «в свет» или карьерные предпочтения и амбиции в профессиональной деятельности.

Личностные черты классифицируются на несколько видов, например:

Социально-психологические. Базовые и вторичные свойства, набор черт и особенностей в структуре индивидуума.

Волевые. К примеру, целеустремлённость, самостоятельность, решительность, выдержка.

Нравственные. Эти свойства корректируются жизнью под влиянием совокупности факторов: положение в семье; влияние образовательного учреждения или дворовой компании; отношения в обществе; индивидуальный жизненный опыт и т.п. Каждый из аспектов работает по конкретным нравственным правилам. Они формируют отношение личности к себе и своему окружению. Исходя из заложенных во внутренний мир ценностей, нравственные качества классифицируются на гуманистические, националистические, расовые, религиозно-фанатические.

Профессиональные, например:

вербальность — языковые навыки, отменное налаживание связей между словами и понятиямилюбовь и владение числами — способность выполнять стандартные арифметические действия с максимальной точностью и оперативностьюкорректировка цифр, трёхмерное понимание предметовдетализация объектов и графикимоторная координация по движению конечностей и глаз, согласование по сигналамловкость и цветовое восприятиеобщий интеллект — предрасположенность к обучению, возможность делать правильные выводы из поставленных задач

Темперамент

Темперамент – это те свойства психики, отвечающие за ее процессы и состояния человека.

Выделяют следующие основные типы темперамента, определенные еще Гиппократом:

  • меланхолический,
  • холерический,
  • флегматический,
  • сангвинический.

Для меланхолика характерна напряженная внутренняя жизнь. Люди с таким темпераментом обычно мрачно настроены, ранимы, с повышенным уровнем тревожности. Они сдержаны в общении, быстро утомляются, пасуют перед трудностями.

Холерики вспыльчивые, импульсивные люди, настойчивые. Они с трудом сдерживают эмоции, но быстро успокаиваются, если добиваются своего. Такие люди верны своим интересам и стремлениям.

Флегматики работоспособны и терпеливы, прекрасно умеют держать себя в руках. Это хладнокровные люди, которых сложно вывести из душевного равновесия, но если это происходит, то им трудно успокоится. Обладатели флегматического темперамента с трудом приспосабливаются к новому и нелегко избавляются от старых привычек.

Сангвиники веселые оптимистичные, коммуникабельные люди, любящие пошутить. Они открыты новому и легко подстраиваются под изменения, в работе дисциплинированы и способны держать эмоции в «узде».

Это общая и неполная классификация, дающая общие представления о темпераменте.

Нужно понимать, что человек может сочетать черты разных темпераментов и, что в чистом виде эти типы встречаются не часто.

Характер

Под характером в психологии понимают то, каким образом человек взаимодействует с другими людьми и миром. Он формируется в зависимости от социальных условий, в которых находится и воспитывается индивид.

Характер проявляется в реакции на поступки других людей, в манерах самого человека. Множество черт характера можно объединить в три группы:

  • волевые,
  • деловые,
  • коммуникативные,
  • мотивационные,
  • инструментальные.

Как не сложно догадаться волевые черты характера определяют волю человека и сопутствующие ей качества (упорство, целеустремленность, уступчивость).

Деловые черты это то, как ведет себя индивид в процессе работы (добросовестность, лень, ответственность, склонность к прокрастинации).

Коммуникативные черты определяют, то насколько контактен и общителен человек, то, как он общается с окружающими (открытость, доброта, вежливость, грубость, замкнутость).

Под мотивационными чертами подразумевают те качества, которые побуждают к действию, направляя его.
Инструментальные черты придают определенный стиль поведению человека.

Эмоции

Эмоции в психологии определяются как индивидуальные переживания, возникающие при удовлетворении (неудовлетворении) жизненно важных потребностей. Они могут приятными или нет.

Человек способен испытывать разнообразные эмоции, но к основным относят следующие:

  • простейшие эмоции,
  • настроение,
  • аффекты,
  • чувства.

Простейшие эмоции их проявление связано с удовлетворением физиологических потребностей.

Настроение – это совокупность эмоций , которыми можно описать состояние индивида в некий момент.

Аффектами можно назвать сильные кратковременные эмоции, имеющие.

Под чувствами психологи понимают переживания индивида вызванные неким объектом.

Эмоции влияют на принятия решений, конкретные действия

Именно поэтому важно контролировать свои переживания

Мотивация

Мотивация – это комплекс причин, которыми можно пояснить поведение индивида. Она зависит от таких факторов:

  • мотивов,
  • стимулов,
  • потребностей,
  • побуждений,
  • намерений.

Мотив определяет целенаправленность поведения. В его основе лежит либо психологический или физиологический порыв.

Стимул может быть внутренним или внешним фактором. Под его воздействием индивид стремится достигнуть некой цели, решит задачу. Мотив и стимул совместно управляют поведением человека.

Потребность можно понимать как состояния, в котором для нормального функционирования как психического, так и физического не хватает чего-либо.

Под побуждение в психологии понимают не полностью осознанное, возможно не до конца определенное стремление к чему-либо индивида.

Намеренье – осознанное продуманное решение, в основе которого лежит желание совершить некое действие.

Мотивация – это то благодаря чему человек не стоит на месте в своем развитии

Важно понимать, что для каждого человека «движущая сила» будет своя. И то, что мотивирует одного, может совершенно не «вдохновлять» другого

Личность сложное и многогранное понятие. Но базовые знания о нем помогут лучше понимать себя и окружающих выстраивать более гармоничные отношения.

Индивид и индивидуальность

Индивид – отдельный представитель человеческого рода по факту своего рождения. Качества индивида проявляются в его внешнем облике: разрезе глаз, размере ноги, цвете волос и прочим. Индивид обладает врожденными наклонностями и способностями, но станет личностью только в процессе общественного развития.

Понятие индивидуальность отличается от понятия индивид. Индивидуальность – это особенности отдельной личности, ее уникальность, неповторимость. Она включает в себя интеллектуальные, духовные качества и физические данные. Индивидуальность проявляется во время совершения человеком выбора, принятия самостоятельных решений, занятия какой-либо деятельностью.

Понятие индивидуальность неразрывно связано с личностью. Соотношение понятий индивидуальность и личность проявляется в том, что человек являющийся личностью обязательно проявит свою индивидуальность во взаимодействии с обществом.

Воздействие личности на общества

Роль личности в развитии общества тоже высока. Рассмотрим на пример, как личность влияет на общество:

  1. А. В. Суворов – известный российский полководец, пользовался большим уважением среди солдат. Ему удалось выиграть множество битв, в которых армия противника в несколько раз превосходила русскую. Суворова солдаты настолько любили и уважали, что шли без страха в любой бой, под его руководством. Так, благодаря личным качествам военного деятеля, Россией были одержаны победы во многих войнах.
  2. Известный изобретатель Генри Форд создал конвейерное производство автомобилей, благодаря которому машина стала доступным средством передвижения для многих жителей Америки.
  3. Николай Коперник первым отверг идею о неподвижности Земли, предположив, что она вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси. Его труды привели, впоследствии, к множеству разных открытий.

Таким образом, влияние личности на общество и общества на личность взаимосвязаны.

Мы всех судим по себе

Есть Вы и Вы считаете себя неким эталоном. У Вас есть набор убеждений, психологических проблем, детских травм и модели поведения. Допустим, Вы считаете, что жить нужно честно или если Вы водитель, то всегда должны включать поворотник при маневре.

Что будет, если другой человек сделает  что-то не правильно с Вашей точки зрения? Вы начнете его осуждать и ставить себя выше него, Вы же эталон, верно? К примеру, едете за рулем и перед Вами таксист не включает поворотник, вклинивается в Ваш ряд. Вы начинаете сильно злиться и ругаться, ставить себя выше других. Ок, а что делать, тогда? Читайте следующую тему.

Психология личности человека

Проблема личности – одна из центральных в психологии. Личностью (от лат. persona – маска актера; роль, положение; лицо, личность)в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности, общении и характеризующее уровень представленности общественных отношений в индивиде. Взаимоотношение между индивидом, как продуктом антропогенеза (происхождение и развитие всех видов и подвидов рода Человек (Homo) в генетическом, психическом и социокультурном отношении), личностью, усвоившей общественно-исторический опыт и индивидуальностью, преобразующей мир, может быть передано формулой: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают». Важнейшие характеристики личности:

Личность – категория общественно-историческая

Главным в характеристике личности является ее общественная сущность и социальные функции. Человек не рождается личностью, он ею становится в процессе взаимодействия с социальной и природной средой, с материальными и духовными обстоятельствами его жизни и деятельности. В процессе этого взаимодействия человек и формируется и проявляет себя как личность. Личность – объект исследования только общественных наук – истории, философии, социологии, этики, эстетики, психологии, педагогики и т. д.

Личность – не пассивный продукт социальных и других обстоятельств

Важнейшей характеристикой личности является активность. Под активностью личности понимается способность человека производить общественно значимые преобразования окружающего, проявляющиеся в общении, совместной деятельности, творчестве. Наиболее общая характеристика активности личности – активная жизненная позиция, выражающаяся в ее идейной принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела.

Устойчивость свойств личности

При всей изменчивости психических проявлений личности все-таки отчетливо выступает относительное постоянство ее психического склада, что, в частности, позволяет предвидеть поведение данной личности в той или иной ситуации.

Единство личности

Личность представляет собой единое целое, где каждая черта неразрывно связана с другими, и поэтому каждая черта личности приобретает свое значение, часто совершенно различное, в зависимости от ее соотношения с другими чертами личности.

Психические образования

Эти психические явления очень важны на этапе становления профессионального или жизненного опыта. В их содержании присутствуют:

  • знания. Эти сведения представляют собой информацию, полученную благодаря историческому опыту. Знания значимы как в теоретическом, так и в практическом плане. Они могут быть «донаучными»: такие сведения не точны, основаны на предположениях. «Вненаучные» знания не обоснованы наукой, «научные» ею официально подтверждены. Информация может быть теоретической или практической. Теоретические знания состоят из сведений, характеризующих состояние окружающего мира. Практическая информация изучает способы применения объектов окружающего мира;
  • навыки. Такие действия формируются в результате многократного повторения каких-либо действий. Они вырабатываются в процессе постоянных тренировок и упражнений.

Навыки бывают перцептивными, интеллектуальными или двигательными. Под умениями понимают действенные способы совершения каких-либо действий, основанные на приобретённых знаниях. Привычки же являются устоявшимся способом поведения, заученным действием.

Типы

Можно выделить несколько основных типов личности:

  • Социализированные – которые адаптированы к условиям социального бытия.
  • Десоциализированные – которые отклоняются от требований социума. К таким можно отнести маргинальные личности. Проблема личности в данном случае заключается в непринятии обществом.
  • Психически аномальные – это лица, которые имеют некоторые задержки в психическом развитии, психопаты. Здесь проблемой личности является то, что люди стараются избегать таких лиц.

Социализированная нормальная сущность имеет ряд особенностей. Она обладает автономией, утверждением собственной индивидуальности. Если возникают критические ситуации, социализированная натура сохраняет свою стратегию, не меняет своих жизненных принципов и позиций. Если возникают экстремальные ситуации и психологические срывы, такая натура может предупредить последствия посредством переоценки ценностей. Понятие такой личности предполагает сохранение оптимального настроения в любой ситуации. 

Если индивид является психически уравновешенным, то он строит доброжелательные отношения с другими людьми, является альтруистичным по отношению к их потребностям. При построении жизненных планов нормальная натура исходит из реальности, обладает чувством чести, справедливости. Она является настойчивой касательно достижения целей и может без труда корректировать собственное поведение. Источники удач или неудач для нее – это она сама, а не внешние обстоятельства.

Если возникают сложные ситуации, хорошо развитый индивид способен взять ответственность на себя и рисковать оправданно. Итак, человеческая сущность – это то, что обладает сознанием собственной обособленности, что позволяет ей быть свободной от диктата власти, оставаться спокойной при любых условиях. Такие способности личности делают ее сильной и способствуют дальнейшему развитию. Ядро составляет духовность, которая представлена высшим проявлением человеческой сущности, приверженность к нравственности.

Влияние социальных агентов на формирование личности

На становление личности ребёнка оказывают значительное влияние так называемые социальные агенты, которые определяют чередование ролей в социуме:

  • агенты первичной организации – родители, близкие, друзья, наставники;
  • вторичные агенты – руководители воспитательного, учебного, трудового процессов, службы.

Важность ролей в процессе развития личности при этом может меняться. Основополагающий аспект становления личности закладывают родители

Их образ, модель поведения внутри семьи и общение за её кругом оставляет неизгладимое впечатление и влияние на взаимоотношение подрастающего ребёнка с внешним миром, его выбор круга общения и социальной функции. Несмотря на то, что в состоянии самоидентификации личность сепарируется в определённой степени от родителей, опыт общения с ними и их методы воспитания будут оставлять отпечаток в подсознании человека в течение всей жизни

Основополагающий аспект становления личности закладывают родители. Их образ, модель поведения внутри семьи и общение за её кругом оставляет неизгладимое впечатление и влияние на взаимоотношение подрастающего ребёнка с внешним миром, его выбор круга общения и социальной функции. Несмотря на то, что в состоянии самоидентификации личность сепарируется в определённой степени от родителей, опыт общения с ними и их методы воспитания будут оставлять отпечаток в подсознании человека в течение всей жизни.

В связи с этим очень важен положительный родительский образ в сознании ребёнка, который несёт в себе основу здоровья психической деятельности человека и его адаптивных функций. В то же время отрицательный образ, проявляющийся не только в агрессии и отчуждённости, но и в излишнем контроле, требовательности и осуждении со стороны близких, разрушителен для психики человека и может на протяжении всей жизни преследовать уже сформировавшуюся личность необъяснимыми терзаниями, нервозностью и прочими, отравляющими жизнь, негативными факторами.

Оценивая фундаментальное значение в формировании личности этапов младенчества, детства, дошкольного, школьного, подросткового и юношеского возраста, человек продолжает получать опыт и, следовательно, формировать себя, изменяться на протяжении всей своей жизни

При этом важно научиться фокусироваться на главном, устранять помехи, принимать взвешенные решения, уходить от шаблонов и стереотипов. Это умение поможет получить курс Викиум «Критическое мышление»

Заключение

На мой взгляд, изучения психологии является обязательным для тех, кто хочет жить гармоничной и счастливой жизнью, кто хочет максимально эффективно решать стоящие перед ними задачи и добиваться своих целей.

Что даёт изучение психологии:

  • Интересно! Изучать психологию очень интересно. Поскольку это открывает новое понимание и новый взгляд на себя и окружающих нас людей, на происходящие явления и события, и в целом на всю жизнь человека;
  • Полезно! Изучение психологии открывает огромные возможности и позволяет решать задачи и проблемы, которые до этого казались и вовсе неразрешимыми;
  • Эффективно! Изучение психологии значительно повышает личную эффективность в принятии решений, отношениях как семейных, так и деловых, творчестве, работе и других областях жизни;
  • Выгодно! Изучение психологии позволяет эффективно решать свои деловые и финансовые вопросы за счёт нового взгляда на себя, на свои возможности, за счёт развития своих способностей и повышения своей эффективности;
  • Развивает! Изучение психологии является крайне полезным для личностного роста и развития личности, самосовершенствования и саморазвития.

Конечно, изучение психологии отнюдь не простое занятие, но оно того стоит. И результаты, которые получает человек от изучения психологии, с лёгкостью окупают всё вложенное в это время.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий