Психолог и его травмы. Кто и зачем обучается психологии

Кто такой психолог и зачем он нужен?

  1. Общая психология – изучает психическую деятельность человека;
  2. Психология личности – изучает внутренний мир человека;
  3. Возрастная психология – изучает психику человека от рождения до смерти;
  4. Педагогическая психология – изучает методы воспитания и обучения;
  5. Психология общения – изучает и решает проблемы взаимодействия между людьми;
  6. Медицинская психология (с недавних пор клиническая психология) – изучает психические явления с точки зрения их взаимосвязи с болезнями.

Не путайте, психолог – это не одно и то же, что психиатр. В отличие от психиатра, психолог занимается решением внутренних проблем психически здоровых людей – освобождением от эмоциональных травм, комплексов, налаживанием взаимоотношений с определёнными людьми и др.Для того, чтобы производить психологическую деятельность, психологу не нужно углублённое медицинское образование, в отличие от психиатра, который получает его в первую очередь. Психиатр работает с психически нездоровыми людьми, имеющими серьёзные психические заболевания и отклонения.

Кем и как работают психологи

Направления работы

Выбор направлений в области психологии огромен: есть психологи, которые работают с персоналом, специалисты по социальной работе, по работе с детьми, родителями, взрослыми людьми, семейные психологи и психотерапевты. Отдельное направление — дефектология. Психолог-дефектолог занимается детьми с отклонениями в развитии. Есть ещё нейропсихологи, они работают с детьми, у которых сложности в поведении и обучении.

По моей специальности — детский психолог — можно работать в государственных психолого-педагогических центрах, в школах, в различных детско-родительских центрах и организациях или консультировать клиентов частным образом очно и онлайн.

Сколько зарабатывают

Заработок психолога зависит от направления, в котором он специализируется, от места, графика и опыта работы.

Педагог-психолог в Москве получает в среднем от 30 до 50 тысяч рублей. Примерно столько же зарабатывают психологи в государственных центрах психологической помощи и социального обеспечения. Зарплата клинического психолога — от 30 до 120 тысяч рублей.

Стоимость психологической консультации или часового сеанса психотерапии в Москве — от 1500 до 6000 рублей и выше. Более пяти человек в день принимать не рекомендуется.

Доходы частнопрактикующего психолога целиком зависят от его востребованности и работоспособности и в теории могут достигать 500 тысяч рублей. На практике таких психологов — единицы. В среднем «частники» зарабатывают 60–100 тысяч в месяц.

Как выбрать детского психолога?

Лучше всего выбирать психолога по рекомендации. Спросите у ваших друзей и знакомых, знают ли они хорошего специалиста, которого могут порекомендовать. Если таких знакомых нет, можно обратиться в психологический центр в вашем городе. Если в центре работают несколько детских психологов, спросите администратора, к кому из них записываются чаще и запишитесь именно к нему. Можно набрать в интернете в поиске «детский психолог» и посмотреть, кто работает в вашем городе.

Остерегайтесь мошенников, которые занимаются плагиатом и вводят людей в заблуждение, фальсифицируя информацию о себе. Тех, кто за счет чужих знаний, опыта и созданных ими программ, наживается на желании родителей лучше понимать себя своих детей.

Прежде чем остановить свой выбор на одном из специалистов, обязательно найдите информацию о его образовании, опыте работы и прочитайте отзывы тех, кому он оказал помощь.

Психолог, психотерапевт, психиатр

Если коротко: психотерапевт — человек, который оказывает медицинскую услугу, а психолог ­работает с людьми, у которых нет медицинских проблем.

По словам Анны, на Западе есть четкое понимание, кто может заниматься психотерапией: человек с медицинским образованием, клинической практикой. У него есть лицензия и аккредитация как психотерапевта. А психологи — те люди, которые занимаются исследовательской и научной деятельностью.

В России психология исторически развивалась в двух направлениях. Первое — медицинское направление и психиатрия. Где специалисты не занимались психологической составляющей, помощь была направлена на лечение людей с психологическими заболеваниями.

Второе — психология как школьное направление. Это психологи, которые работали в школах и детских садах. Это также связано с научными исследованиями, а помощь направлена на работу с детьми.

— Соответственно, в 90-е психологическая помощь стала необходима также и взрослым здоровым людям, у которых нет психологических заболеваний, общество столкнулось с тем, как называть людей, которые могут оказывать такую помощь. Поэтому психологами стали те специалисты, которые работают со здоровыми людьми, а психотерапия осталась медицинской отраслью. Врачи-психотерапевты продолжают работать с заболеваниями и назначают медикаментозное лечение. В узких кругах психологи используют термин «психотерапия» — работа продолжительное время с людьми, у которых нет психиатрических заболеваний. Здесь прорабатываются проблемы с душевным состоянием, отношениями с близкими и так далее. Но по закону психотерапией это называться не может, — отметила специалист.

Психиатр — это врач. У него есть медицинское образование и, следовательно, полное понимание того, как работает мозг, как с органической, так и с психической точки зрения. Допустим, человека мучают панические атаки, психиатр поговорит с ним, поставит диагноз и при необходимости выпишет таблетки.

Но панические атаки могут быть следствием каких-то внутренних психических конфликтов. Поэтому психиатр может направить пациента к психотерапевту.

Последнее: от чего зависит успех в вашей профессии?

«В первую очередь, успех – это искреннее гореть своей деятельностью, желать развиваться еще больше, быть целеустремленным и получать удовольствие от того, что ты делаешь», 

– Мария Малкина, студентка 1-го курса МГППУ

«Успех в моей профессии зависит от многих факторов. Наверное самый главный из них, это любовь к людям и искреннее желание им помочь

Очень важно любому психологу постоянно пополнять свои знания, работать над собственным мышлением, прорабатывать свои страхи и ограничения. Иметь такие черты характера, как коммуникабельность, доброжелательность, чуткость

И очень важно постоянно расти,  развиваться в различных сферах жизни, много читать и любить жизнь», – Анастасия Николаева, частный психолог с опытом работы более 15 лет

Я б в психологи пошел

В России нет института лицензирования практикующих психологов. Специалистов не проверяют на профпригодность. Мало того, по законам РФ психолог вообще не имеет права заниматься психотерапией – это привилегия психиатров. Все, что он делает, называется удивительно расплывчатым словом «консультирование».

А поскольку получать лицензию не надо, работать психологом может любой, у кого есть диплом этой специальности. А теперь вспомним, что психологов у нас в стране готовят на гуманитарных факультетах, где существует такая неприятность, как заочное отделение.

Хотели ли бы вы, чтобы вас оперировал хирург-заочник, у которого в учебном плане не было ни одного часа практики? А ведь психолог-заочник может причинить не меньше вреда. Только последствия не столь очевидны, и на такого умельца гораздо сложнее подать в суд.

Как докажешь вину дурного психолога в многолетней депрессии или попытке суицида? Это вам не отрезанная здоровая нога и не смерть от абсцесса, где сразу ясно, кто напортачил, и что ему за это будет.

В нашей стране психолог, берущийся работать с живыми людьми, фактически не несет никакой ответственности за результат. К суду его привлечь практически невозможно, он не рискует лишиться лицензии (потому что ее и так нет). В большинстве случаев нет и контроля со стороны коллег. Это только на цивилизованном западе развит Институт супервизорства: коллеги по цеху наблюдают со стороны за процессом психопомощи, отслеживают этичность и «правильность» происходящего.

Супервизия

Еще одна вещь, для которой одному психологу нужен другой – супервизия. Это процесс обучения “в поле”. Психолог рассказывает своему супервизору тяжелые случаи своих клиентов (с сохранением конфиденциальности конечно), рассказывает о проделанной работе, о своих гипотезах и мерах, которые он принял в этой связи. Супервизор указывает на ошибки, советует посмотреть под новыми углами и указывает на то, что психолог упустил из виду. Это ведет к профессиональному росту психолога за счет большого опыта супервизора.

Кроме того, психолог – тоже человек. Он испытывает эмоции, в том числе – и в процессе консультирования. Если психолог испытывает, например, вину по отношению к клиенту, но знает что она невротическая (вот где снова помогает индивидуальная терапия!), он может вносить коррективы в свою работу. Сеанс может пройти эффективно, на высоком профессиональном уровне, но психолог после него будет чувствовать себя не очень хорошо из-за подавленной вины. В задачи супервизора входит проработка такой ситуации: снятие симптома, диагностика причин его появления и проработка. Супервизор оказывает психологическую поддержку психологу.

Так что да, психологу нужен психолог. И если психолог вам говорит что ему не нужен – это повод опасаться его. Лучше выбирать психолога, который знаком со своими тараканами. Одного из своих, например, я посадил в низ страниц этого сайта. Он очень гостеприимный, кстати.

Отношение клиентов

Психолог позволяет клиенту взглянуть на ситуацию под другим углом с помощью точечных вопросов. Новичку иногда кажется, что это бесконечный и бессмысленный диалог об одном и том же разными словами. Но даже после одного сеанса с хорошим психологом клиент может ясно увидеть решение проблемы. Возникает мысль “зря только деньги заплатил, я же сам до этого дошел!”

Клиенты могут игнорировать предложенные практики, обесценивать работу психолога, не выполнять рекомендации и требовать выдать результат немедленно. Психологу же надо быть готовым к мысли, что моральной отдачи от работы можно и не получить. Это будет сложно принять тем, кто живет идеями гуманизма и видит смысл только в том, чтобы помогать людям.

Какое у психолога должно быть образование?

Практикующий психолог должен закончить длительное терапевтическое образование (после базового в университете/институте), которое обычно занимает не менее двух лет.

Теоретической базы в университетах не достаточно, на таких программах не учат практически ничему про психотерапию

В некоторых направлениях психотерапии считается, что специалист может закончить только практическую психотерапевтическую программу, но мы считаем, что базовое психологическое образование важно, так как дает базовые знания об особенностях работы мозга и нервной системы, мышления, памяти, восприятия и т. д

(и как это все влияет на наше психологическое состояние).

Обратившись к психологу, попросите предоставить вам документы об образовании: только так вы сможете быть уверены, что он его действительно получил. Если психолог будет отказываться, то сразу скажите «до свидания». Вы платите за услугу деньги и имеете право получить подтверждение, что вы в безопасности.

Плюсы профессии

Преимуществом профессии психолога являются умения:

  • дающие возможность осознать и многое понять про себя и свою жизнь;
  • разбираться с жизнью других людей;
  • помогать другим людям справляться с трудностями;
  • обрести спокойствие внутри себя;
  • познать причины поведения людей и их поступков;
  • формировать философское отношение к внешним событиям;
  • вести частную практику и быть независимым от работодателей.

Несомненным плюсом профессии психолог является постоянный поиск, стремление росту и духовному развитию. Ведь если у человека внутри ничего этого нет, то как он что-то может дать другому?

Чтобы окончательно разобраться, подходит вам профессия психолога или нет, нужно знать и о минусах этой деятельности.

Как поступить на психолога в ссуз

Выбрать специальность

Стать психологом можно не только в университете, но и в колледже. В ссузах есть следующие специальности в сфере психологии:

  • 31.02.01 «Лечебное дело» — изучение психологии как части медицины, можно стать клиническим психологом, психиатром, психотерапевтом;
  • 44.02.01 «Дошкольное образование» — выявление особенностей детей дошкольного возраста, можно стать детским психологом, преподавателем и воспитателем;
  • 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» — изучение психологии учеников 1–4 класса, возможно стать детским психологом или преподавателем;
  • 44.02.03 «Педагогика дополнительного образования» — обучение методикам, дидактикам и прочим психологическим методам в процессе образования, возможно стать психологом или преподавателем;
  • 44.02.04 «Специальное дошкольное образование» — подготавливает профессионалов по работе с детьми с отклонениями в развитии и детей с сохранным развитием, возможно стать психологом, воспитателем и преподавателем;
  • 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании» — помогает при работе с детьми, у которых проблемы со здоровьем или отклонения в психическом развитии, можно стать детским психологом или преподавателем;
  • 44.02.06 «Профессиональное обучение по отраслям» — изучение психологии в различных отраслях, можно стать отраслевым психологом или психологом-консультантом.

Выбрать колледж

Поступить на психолога можно в следующие ссузы:

  • МГПУ,
  • Колледж «Синергия»,
  • МАСИ,
  • МКИК,
  • МГОК,
  • СПК,
  • Колледж РГСУ,
  • Педагогический колледж № 10,
  • МПГУ,
  • Педагогический колледж № 18 «Митино».

Принести аттестат

Чтобы поступить в ссуз на направления психологии, необходимо предоставить аттестат за 9 класс: чем выше средний балл аттестата, тем вероятнее поступление. Экзамены при поступлении в колледж на психолога чаще всего сдавать не нужно.

Например, в колледже МГПУ, для поступления необходимо иметь проходной балл не ниже 4,6.

Проходные баллы колледжа МГПУ в 2021 году

Стать психологом — отважное решение. Если это дело вашей жизни, то погружаться в специальность можно уже после 9 класса в ссузах

В колледжах больший упор на педагогику, зато в вузах спектр направлений более разнообразный. 

О каких ложных стереотипах можете рассказать?

«Пожалуй, самые смешные стереотипы выглядят так:1.«Психологи только тянут деньги, ничему не помогая»2.«Православным людям не нужен психолог, ведь есть священник»
3.«Психологу необязательно образование, главное, чтоб люди к нему тянулись», – Мария Малкина

«Первый стереотип, с которым я сталкиваюсь регулярно, звучит так: “психолог на работе и психолог дома  – одно и тоже”

Здесь важно разделять и понимать, что это такая же профессия, как и любая другая. И дома психолог – обычный человек, который может сталкиваться со своими трудностями, иметь свои слабости

И это абсолютно нормально. 

Второй стереотип, выражается в том, что чем старше психолог, тем лучше. Друзья, возраст психолога и его профессионализм – разные вещи. Не всегда возраст является залогом профессионализма. За свою жизнь я видела много замечательных специалистов абсолютно разных возрастов», – Анастасия Николаева

Причины психологических травм

Причиной психотравмы может стать любое событие. Единственным классификатором причин психологических травм можно считать возраст пациента (дети и взрослые). Во-первых, психика ребенка более уязвима и восприимчива к негативным эмоциям. Во-вторых, характер травмирующих событий в детском возрасте иной, в сравнении с ситуациями, которые происходят во взрослой жизни.

Психологические травмы детства оказывают наиболее сильное влияние не только на психологическую устойчивость, но и на формирование характера, принципов, мировоззрения ребенка. Наиболее часто психотравмирующий опыт у детей связан с такими событиями:

  • деспотическое воспитание со стороны родителей;
  • унижения, отсутствие веры, насмешки, от родителей;
  • развод родителей;
  • смерть мамы, папы, брата, сестры;
  • неприятие со стороны сверстников (унижения, оскорбления, насмешки и т.д.);
  • физическое и сексуальное насилие, моральное давление;
  • насилие в семье (например, когда отец бьет маму);
  • наличие вредных привычек у родителей (алкоголизм, наркотики, разгульный образ жизни и т.д.);
  • несправедливое поведение по отношению к ребенку;
  • разочарование в «авторитетном» взрослом.

Работа с психологической травмой в детском возрасте обязательно проводится профильным специалистом. Если оставить знаковое негативное событие в жизни ребенка без внимания, то психотравма становится основой жизненного сценария уже взрослого человека. Она формирует раздражительность, нервозность, угнетенные состояния, депрессии, склонность к насилию. Детская психологическая травма во взрослой жизни может стать причиной серьезных психических проблем – невроз, психоз, др.

Во взрослом, сознательном возрасте нарушение адекватности поведения может связываться не только с детскими страхами, обидами, травматическими воспоминаниями. Сильные негативные эмоции провоцируют такие ситуации:

  • внезапная смерть родного человека;
  • бракоразводный процесс;
  • прерывание беременности (особенно в третьем триместре);
  • пережитая автомобильная авария;
  • диагностирование тяжелого заболевания;
  • потеря возможности самостоятельно двигаться, ухаживать за собой;
  • террористические акты, военные действия;
  • переживания за судьбу близкого человека, который подвергся насилию, унижению;
  • сексуальное и физическое насилие;
  • сильные стрессы;
  • и многие другие

Субъектные характеристики

В нашем исследовании жизненных ориентаций студентов — будущих психологов была выявлена тенденция к росту субъектности на протяжении обучения в вузе (Коржова, Артемьева, Веселова и др. 2018). На первом курсе наиболее ярко выражены трансситуационная изменчивость (склонность изменяться, попадая в новые жизненные ситуации) и трансситуационная подвижность (склонность к поиску новых жизненных ситуаций). От курса к курсу уровень трансситуационной изменчивости снижается, тогда как растет уровень трансситуационной подвижности. Такая тенденция характеризует постепенный выход из самозамкнутости и рост интереса к новым жизненным обстоятельствам. При этом растет уровень трансситуативной направленности освоения внутреннего мира, что можно связать с началом сознательного целенаправленного самосовершенствования.

Данные субъектные характеристики имеют непосредственное отношение к профессиональной специфике, поскольку отмечен ряд достоверных различий по этим показателям при сравнении студентов, осваивающих разные профессии. Так, по сравнению с будущими психологами будущие художники, стремящиеся по-своему осмыслить все, что происходит в мире, больше склонны к освоению внутреннего мира, а будущие медики, выбравшие профессию с выраженной практической направленностью, меньше склонны к самоизменениям (Коржова, Артемьева, Веселова и др. 2018). Профессиональные установки включаются в общие жизненные установки и ценности (Цветкова, Волкова, Коржова и др. 2017).

Субъектные характеристики студентов — будущих психологов взаимосвязаны с показателями самоотношения и смысложизненных ориентаций, а также с показателями рефлексии, в отличие от субъектных характеристик студентов, осваивающих другие профессии. Это указывает на опосредованность их субъектной активности. Их стремление к самосовершенствованию связано с психологической автономностью и позитивным взглядом на природу человека, что отражает явный интерес к человеку в целом. Вместе с тем, стремление к самосовершенствованию и самодостаточности, а также чрезмерно позитивный взгляд на природу человека могут иметь разные последствия для формирования зрелости личности психолога, которая связана и с его морально-нравственным уровнем.

Психологический портрет студента — будущего психолога характеризуют умеренный уровень общей субъектности, высокий уровень жизненного творчества (как правило, тип «преобразователь» или «гармонизатор»). По мере овладения профессией усиливается тенденция направленности на внешний мир, при этом пробы и ошибки личных самоизменений сменяются целенаправленным самосовершенствованием. Субъектность будущего психолога опосредуется стремлением к самоутверждению и развитой рефлексией.

Предисловие. Несколько слов о психической травме.

Психологическая (психическая травма) — результат негативного воздействия на психику неблагоприятных факторов среды и событий, приводящих к дистрессу. Часто сочетается с физической травмой, обычно возникает при угрозе жизни или ощущению безопасности человека.

Травма есть последствие чрезмерного стресса и результат опыта, который выходит за пределы возможностей человека справляться с обстоятельствами, а также интегрировать получаемые эмоции по поводу имеющих место событий. Травматическое переживание может включать единичный опыт или череду повторяющихся ситуаций, которые сопровождаются сильным потрясением, которое не проходит спустя недели или даже годы.

З.Фрейд в своих поздних работах пытался показать субъективную природу травмы. Имеют значение в первую очередь не сами внешние события, а то, как они были восприняты человеком, насколько травмирующим оказался полученный субъективный опыт. Даже в отсутствии реального физического, морального или сексуального насилия ребенок может испытать переживание сильной угрозы и невыносимой беспомощности, которое существенно повлияет на его восприятие себя, других людей, окружающей действительности и будет во многом определять дальнейшее поведение. А, наоборот, на другого ребенка реально совершенное физическое насилие может и не оказать столь явного влияния. Это объясняет то, почему на одни и те же события, люди реагируют различным образом.

Виды и задачи психотерапия

По сути, психотерапия – это беседа, в процессе которой профессиональный психолог/психотерапевт помогает клиенту в осознании и решении своих проблем. Это эффективный метод восстановления душевного здоровья, который рассматривает пациента в целом, изучает его сущность и использует в каждом случае индивидуальный подход.

Целью работы психотерапевта будет выявить, вытащить на поверхность и победить все источники проблем, которые мешают человеку жить. При этом специалист не навязывает свою точку зрения, а лишь помогает клиенту найти пути к гармоничному существованию, используя разные виды и методы психотерапевтических тактик.

Сегодня существует множество видов психотерапии, и какую именно методику применить – решает психотерапевт. Самые распространенные техники – это когнитивно-поведенческая терапия, психоаналитика, реконструктивно-личностная, телесная, рациональная, групповая, системная семейная психотерапия, нейропсихология, арт-терапия, психодрама, гештальт-терапия, техники гипноза, экзистенциальная психотерапия. При выборе методики, психотерапевт опирается на индивидуальный подход, учитывает особенности личности, клиническую картину недомогания и свои возможности.

Если вы интересуетесь современными направлениями в психотерапии и желаете полноценно изучить психотерапевтические методы воздействия на эмоциональное состояние человека, получайте образование психолога/психотерапевта на наших курсах:

Во время своих сеансов психотерапевт решает следующие задачи:

  • помощь пациенту в понимании своих проблем;
  • создание комфортной среды в процессе консультаций;
  • применение результативных терапевтических методик для коррекции психологических убеждений и реакций;
  • подача клиенту маршрутов для поиска ответов на свои вопросы;
  • помощь в адаптации к окружающему миру при новом мышлении и поведении.

Саморазвитие и психотерапия в жизни психолога

В жизни человека саморазвитие позволяет сделать многое: познать свои личностные возможности, открыть новые увлечения, интересы и т.д. Саморазвитие заключается в следующем:

  1. Самообразование (институтское или университетское образование не предлог для отказа от саморазвития, открытия и познания чего-либо нового);
  2. Самообщение (переоценка своих действий и ценностей, постановка целей);
  3. Открытость (коммуникабельность и гибкость в общении позволяет расположить окружающих к себе);
  4. Самобытность (стремление быть собой, не подражать кому-либо);
  5. Самооздоровление (психолог должен обладать хорошими показателями здоровья для достижения желаемых результатов).

При помощи психотерапии специалист психолог лечит людей, влияет не только на их психику, но и на физическое состояние. Психотерапия должна применяться как по отношению к посетителю, так и по отношению к себе.

Анамнез больного с психиатрическими нарушениями

Жалобы или беспокойства могут быть новыми или вызванными существующей психологической проблемой. Симптомы могут быть связаны с преодолением соматического заболевания или с его непосредственным воздействием. Процедура оценки состояния больного зависит от того, являются ли жалобы экстренными или они выявлены на назначенном приеме. В случае возникновения чрезвычайной ситуации психиатру, чтобы решить, что делать, необходимо сосредоточиться на текущей истории болезни, симптомах и поведении.

Врач должен определить, может ли пациент сам предоставить информацию о своей истории болезни, т. е. ответит ли пациент на некоторые из начальных вопросов охотно и полноценно. Если это не так, информацию получают от семьи, опекунов или других дополнительных источников (например, полиции). 

Также проверяются результаты предыдущих психиатрических осмотров, лечения и степень приверженности к предыдущему лечению.

Анамнез больного с психиатрическими нарушениями

Если врач обсуждает анамнеза поспешно и безразлично или если он предпочитает задавать закрытые вопросы, например, следуя строгой схеме, пациент с большей вероятностью воспрепятствует раскрытию соответствующей информации. Поэтому опытные психиатры задают открытые вопросы об истории текущего заболевания и позволяют пациентам обозначить проблему своими словами. Это занимает много времени, но позволяет больным описать социальные обстоятельства, связанные с заболеванием, и показать эмоциональные реакции.

Анамнезное интервью должно сначала выяснить, что вызвало необходимость (или желание) обратиться к психиатру, например, нежелательные или неприятные мысли, нежелательное поведение. И насколько сильно симптомы влияют на пациента или его социальные, профессиональные и межличностные отношения. Мешают ли они функциональности. 

Затем врач пытается получить более широкое представление о личности пациента, обсуждая важные жизненные события – текущие и прошлые – и оценивая реакцию пациента на них (см. Таблицу 1: Области, которые необходимо охватить в первоначальной психиатрической оценке). Также оценивается психиатрический, медицинский, социальный анамнез и история развития патологического состояния

Важно исследовать системы органов на предмет других симптомов, не описанных в психиатрическом анамнезе. 

Сосредоточение внимания исключительно на представленных симптомах, исключая предыдущий анамнез, может привести к постановке неправильного первичного диагноза и игнорированию других психиатрических или медицинских сопутствующих заболеваний. Например, если не узнать о предыдущих маниакальных эпизодах у пациента с депрессией, можно ошибиться с диагнозом, поставив большое депрессивное расстройство вместо биполярного расстройства.

Собеседование по истории болезни может выявить:

  • навязчивые идеи – нежелательные и тревожные мысли или импульсы;
  • компульсии – чрезмерное, повторяющееся, целенаправленное поведение, к которому склонен человек;
  • бредовые убеждения – твердые ложные убеждения.

Также можно определить, отражается ли дистресс:

  • в физических симптомах, например, головная боль, боль в животе;
  • в психических симптомах, например, фобическое поведение, депрессия;
  • в социальном поведении.

Психиатр должен определить, является ли причиной возникновения или ухудшения психического расстройства физическое заболевание или его лечение.

Помимо прямых эффектов, например, симптомов, в том числе психических, вызывают огромный стресс, многие физические заболевания. Пациенту необходимы стратегии выживания, чтобы противостоять давлению, связанному с болезнью. Многие пациенты с тяжелыми физическими заболеваниями имеют некоторую степень расстройства адаптации. Пациенты с основным психическим расстройством могут стать нестабильными.

Расстройства адаптации

Где работают социальные психологи

Главная перспектива профессии – возможность непрерывного совершенствования умений и навыков. Специалист должен постоянно анализировать новые методики и применять их в соответствии с конкретными запросами. Где можно работать:

  • структуры, ориентированные на помощь людям, попавших в трудную жизненную ситуацию (тесно связано с экономическими факторами, чрезвычайными происшествиями и прочими неблагоприятными обстоятельства);
  • психологические службы помощи и поддержки;
  • научно-исследовательские и образовательные учреждения;
  • сфера маркетинга и рекламы – анализ потребностей целевой аудитории и подбор средств подсознательного влияния на их решение приобрести и воспользоваться теми или иными товарами, услугами;
  • центры реабилитации, пансионаты для проживания отдельных групп людей с ограниченными функциями здоровья;
  • торгово-промышленные предприятия.

Социальный психолог может работать менеджером по подбору персонала или тренером личностного роста. Специалист проводит тестирование, изучает индивидуальные черты клиента, ставит соответствующий диагноз и разрабатывает план терапии. При необходимости профессионал сотрудничает с другими экспертами в области психиатрии или наркологии.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitter
Напишите комментарий