Школьные оценки: чего они стоят?

Особенности самооценки младших школьников

Психологи провели глубокие диагностические исследования среди большого количества младших школьников. Им удалось выяснить, что у детей этого возраста присутствуют разные виды самооценок: адекватная, завышенная и заниженная. Каждый из этих видов самооценки может быть устойчивым или гибким. Всех детей можно разделить на несколько групп, согласно видам самооценки, которыми они обладают:

  1. Дети младшего школьного возраста с адекватной самооценкой обычно выглядит энергичными и активными. Их можно назвать находчивыми и усидчивыми. Они с удовольствием учатся, не испытывая отторжения к критике, они открыты к общению и обладают чувством юмора. Новые задачи они считают привлекательными и интересными. Для поддержания дружбы им не приходится прикладывать значительных усилий.
  2. Дети, самооценка которых устойчиво завышена, прилагают очень много сил, чтобы преуспеть в деятельности любого рода. Им нравится проявлять полную самостоятельность в решениях и выборе друзей. Они не уважают общественные правила. Если у ребенка завышенная самооценка, он обычно самоуверен и считает, что может без помощи и поддержки окружающих добиться больших успехов как в учебе, так и в межличностных отношениях.
  3. Младшие школьники, у которых самооценка завышена, но при этом неустойчива, склонны слишком высоко себя оценивать, преувеличивать свои возможности, переоценивать личные качества и результаты своего труда. Они пытаются браться за задания, выполнить которые им явно не по силам. Когда они терпят неудачу (а так случается чаще всего), они либо резко меняют вид деятельности, либо упорно продолжают настаивать на том, что могут выполнить данную работу. У них формируются многочисленные социальные связи, но почти всегда непрочные.
  4. Если у ребенка занижена самооценка, он будет предпочитать самые легкие задачи и задания, ведь сделать их у него больше шансов. Процесс учебы вызывает у него тревогу и волнение. У такого ребенка нет достижений, на основе которых он может оценить себя более высоко, однако он стремится не потерять хотя бы то самоуважение, которое у него есть. Повышение самооценки в подобных обстоятельствах становится крайне необходимо, ведь, имея плохое мнение о себе, ребенок не понимает, как правильно общаться, что делать на уроках и как выстраивать отношения со взрослыми. От всех окружающих он подсознательно ждет неприятностей. У него развивается негативная внутренняя позиция.

Шкала баллов вместо кнута

Система оценок разрабатывалась в первую очередь для гуманности процесса обучения, а точнее — для попытки исключить применение физических наказаний относительно школьников.
Предложили внести систему оценок иезуиты в 16-17 вв. Они устали наблюдать за жестокими мерами наказания, вследствие чего в их образовательных учреждениях был введен специализированный метод образования. Программа преследовала главной целью всестороннее построение личности и была основана на религиозных взглядах.

Так иезуиты пытались заместить жестокую порку символической, меняя системы оценок. Иными словами, вместо применения настоящего кнута учащихся подвергали делению на лучших, наихудших и умеренно успевающих. В результате такой градации, средне успевающие начали подразделяться на тех, кто не достиг уровня лучших или же не опустился на одну ступень с худшими. В то же время, число школьных оценок постепенно росло.

Для современной градации оценок свойственно многообразие. Отечественные школы привыкли к пятибалльной системе, практикуя ее уже долгие годы. В целом ряде государств внедрена 100-бальная шкала, также во многих функционирует процентная — ее можно наблюдать в некоторых азиатских странах, Турции, Австрии.

Более популярной можно назвать систему оценок на 10 баллов. Она бывает представлена в виде цифр, буквенных обозначений с добавлением знаков минуса и плюса.

Как меняется уровень неуспешности по мере перехода в старшие классы

По данным исследования, доля неуспешных детей начинает расти с третьего класса и продолжает увеличиваться до девятого класса включительно: часть хорошистов сползает в категорию троечников и двоечников.

Источник данных и инфографики: Информационный бюллетень «Мониторинг экономики образования» №28

Рост доли отстающих учёные объясняют тем, что по мере взросления увеличивается роль внутренней мотивации ребёнка и одновременно ослабевает контроль со стороны родителей. И если школьник не мотивирован на учёбу, а родители не контролируют её должным образом, он со временем учится хуже и хуже.

А вот в старших классах численность неуспевающих детей резко сокращается. Но ничего волшебного в этом нет: предполагается, что девятиклассники с трудностями и слабой мотивацией просто не идут в десятый класс, а уходят в учебные заведения среднего профессионального образования.

Кстати, половина (49,6%) родителей, вне зависимости от успеваемости их детей, считают, что школы заинтересованы лишь в успешных учениках. А треть (32,6%) и вовсе заявили, что учебные заведения стараются избавиться от детей, которые не справляются с программой или нарушают дисциплину. Причём родители неуспешных учеников соглашаются с этими утверждениями гораздо чаще — 57,4 и 42,3% соответственно.

Что же на самом деле влияет на успехи или неудачи в учёбе?

Условие первое и неожиданное – бабушка!

Исследование, проведённое социологами среди петербургских семей, доказало, что можно готовить уроки на кухонном столе в коммуналке и быть отличником. Можно иметь отдельную комнату и быть троечником

Неважно, где ты живёшь. Важно, – с кем

Оказалось, что 50% отличников и хорошистов живут в одной квартире со своими бабушками и дедушками. А 42% успевающих детей общаются со старшими родственниками, даже если те проживают в другом городе.

Троечники же в 40% случаев вообще не встречаются со своими бабушками и дедушками.

«Это только на первый взгляд кажется удивительным. На школьные успехи ребёнка на всех ступенях обучения напрямую влияют ценности его семьи» – считает Ольга Сачава.

– Чем важнее для взрослых отношения внутри их семьи, чем большую ценность представляет для родителей семейная жизнь (в том числе отношения со старшими родственниками), чем больше внимания родители уделяют построению внутрисемейных связей, тем выше школьные оценки их ребёнка. Грамотно выстроенные внутрисемейные связи говорят о психологической компетентности родителей. Поэтому их можно назвать ключевым фактором, определяющим успеваемость ребёнка»

Условие второе, ещё более неожиданное – семейные праздники и семейные ценности

– Наше исследование показало, что 67% хорошистов и отличников начальной школы и 73% хорошистов и отличников средней школы живут в семьях, где всегда отмечаются семейные праздники. А вот в семьях большинства троечников такие праздники отмечаются эпизодически. Или – не отмечаются вообще! – рассказывает Ольга.

И очень важно, чтобы семейные торжества не были импровизированными (собрались, выпили, разбежались). Надо, чтобы семья готовилась к ним заранее: обсуждала подарки, накрывала праздничный стол, разрабатывала сценарий праздника, шила костюмы, рассылала родственникам и друзьям приглашения и т.д

Социологи обнаружили одну очень интересную закономерность: чем выше доход семьи и чем ниже культура семейных праздников, тем ниже оценки ребёнка.

И, наоборот: чем выше культура семейных праздников по отношению к доходам семьи (средним или даже низким) тем выше успеваемость школьника!

Третье условие – профессиональная самореализация родителей

Согласно исследованию, проведённому социологами, 56% родителей отличников и хорошистов сообщили, что работают в первую очередь для самореализации. Они говорят не только о моральном удовлетворении, но и об удовольствии от своей профессиональной деятельности.

И лишь 20% родителей троечников рассказали, что работают ради самореализации. Большинство из них трудятся, по их собственным словам, «ради денег».

Четвёртое условие, как ни странно, – удовлетворённость родителей своей жизнью

– Чем более довольны жизнью родители, тем успешнее в учёбе их дети, – объясняет Ольга. Это закономерность.

Родители троечников ответили, что не полностью удовлетворены своей жизнью, а некоторые заявили, что собственная жизнь их вообще не устраивает. Среди родителей отличников «недовольных» вообще нет. Это ещё одна важная субъективная особенность, которая отличает семьи отличников хорошистов от семей троечников.

Вот такое вот интересное исследование.

Вы можете более подробно познакомиться с результатами этого исследования по этой ссылке.

Как считаются оценки за четверть в школе

Четвертная отметка — это промежуточная оценка успеваемости ученика по итогам четверти. Она зависит от всех отметок, выставленных за это время, и от балла за итоговую контрольную работу.

В большинстве средних общеобразовательных учреждений в России принято деление учебного года на четыре части. Конечно, бывают учебные заведения, где год делят на триместры или семестры, в основном в старших классах. Обычно учебный год длится 9 календарных месяцев и делится на два полугодия, в каждом из которых еще по две части — четверти.

Правила выставления оценок в школе за четверть регулирует внутренний нормативный акт школы, который должен соответствовать Закону РФ «Об образовании». В первых классах оценки по баллам в школе не выставляются. Значит, и вопроса, как считается оценка за четверть в школе, в первый год учебы не возникает.

Что влияет

Начиная со 2 класса выставляют четвертные баллы в школе, как считать их, родители знают не всегда. Поэтому иногда появляются вопросы. Алгоритм расчета:

  1. Перед тем как вычислить средний балл оценок в школе, нужно сложить все текущие выставленные баллы и разделить на их количество: найти среднее арифметическое. Иногда уже на этом этапе все ясно: при 10 пятерках и 2 четверках в итоге выйдет 5. Есть также метод подсчета по средневзвешенному баллу. Об этом далее.
  2. Еще один критерий выставления оценок в школе за четверть — итоговая контрольная работа. Она более весомая, чем текущие. В спорных случаях ориентируются на нее.

Рекомендации Министерства образования

Письмо Минобразования РФ № 1561/14-15 от 19.11.1998 гласит, что средний балл в школе за четверть 2020 года или любого другого года — это один из инструментов итогового контроля. В том же Письме содержатся и рекомендации для учителей:

  1. Как считают оценки за четверть в школе в спорном случае? Здесь стоит действовать в пользу ученика, то есть поставить более высокий балл.
  2. Если текущие показатели в журнале стабильны, и у школьника должна была выйти, скажем, четверка, то плохой итог контрольной за четверть не должен на это повлиять. То есть у уверенного хорошиста, написавшего четвертную контрольную на тройку, все равно должна получиться четверка.
  3. Система выставления оценок в школе за четверть такова, что если текущие баллы нестабильны и картина знаний школьника неочевидна, следует ориентироваться на итоги этой контрольной. То есть если учащийся имеет в журнале и тройки, и четверки, и пятерки, средний балл находится как раз между двумя отметками, то ему поставят более высокую четвертную при хорошо написанной четвертной работе.

Что такое средевзвешенный балл

Средневзвешенные отметки — это то, с чем придется столкнуться многим родителям, чьи дети пользуются электронным дневником. Каждой отметке в этом случае присваивается определенный коэффициент, который зависит от сложности работы.

Например, этот коэффициент будет разным у итогов домашней работы, классной работы, контрольной, проверочной или словарного диктанта, практики

Эти коэффициенты отражают важность таких работ: что-то более весомо, что-то имеет меньшее влияние на результаты в четверти

Иногда даже при использовании цифрового дневника функция подсчета средневзвешенных результатов отключена. Это значит, что в школе считают отметки по старинке, вычисляя среднее значение. Минобразования РФ не рекомендует такой способ, считая его устаревшим.

Возникает закономерный вопрос: как определяется, за что поставят более важную отметку? Ответ прост: в каждом классе вес оценок выставляет учитель. Статья 55 Закона РФ «Об образовании» гласит, что педагоги пользуются правом самостоятельно выбирать методы оценивания знаний своих учеников.

Особенности вычисления

Нюансы:

  • больший вес — у отметок за проверочные и контрольные работы, меньший — у тех, что поставлены за классные и домашние работы;
  • если в четверти школьнику поставлена хотя бы одна двойка по предмету, то при аттестации ему не может быть поставлен высший балл;
  • полученные при высчитывании отметки дробные числа округляются по правилу: если первая цифра после запятой — 5 или больше, округление идет в большую сторону, и наоборот.

Учитель, перед тем как высчитать оценку за четверть в школе, может учесть особенности характера ученика. Например, придать больший вес итогам устных ответов, если письменные задания ему даются с трудом, даже когда тему он знает хорошо.

Можно оценить контрольную повыше, если ошибки незначительны и их причина — в торопливости или усталости, а решено все верно. Родителям нужно понимать, что это остается на выбор учителя, он может считать все результаты единообразно, не делая никому поблажек.

Вот, что на самом деле влияет на школьную успеваемость ребёнка:

1. Старайтесь поддерживать отношения вашего ребёнка со старшими членами семьи: помогайте ему встречаться и общаться с ними, созваниваться, писать им письма, готовить подарки к праздникам, приглашайте дедушек и бабушек в гости и сами чаще навещайте их.

2. Создавайте в своей семье культуру семейных праздников, создавайте семейные традиции и ритуалы, которые повторяются из года в год, и в которых ребёнок принимает самое непосредственное участие.

3. Находите время для дружеского и неформального общения с вашим ребёнком-школьником на темы, которые интересны именно ему.

4. Занимайтесь своим личным развитием – не забывайте про себя! Вспомните свои старые мечты и начните их воплощать

Чему уже очень давно вы хотите научиться? Что для вас сейчас, действительно, важно и интересно? Отчего вы получаете больше удовлетворение? Чего вам не хватает для того, чтобы ощущать полноту жизни?

Одним словом, начните получать удовольствие от жизни – и ваши дети будут хорошо учиться.

Опыт детских психологов показывает, как сильно детям школьного возраста не хватает простого человеческого общения с родителями. Как не хватает им понимания и поддержки, как они устают от бесконечных нотаций и замечаний.

Поэтому находите время на общение с вашим ребёнком на разные другие темы, кроме учёбы! Не зацикливайтесь в общении только на школьной теме – это очень неблагоприятно отразится на ваших отношениях с ребёнком.

Желаем вам взаимопонимания с вашим ребёнком!

Так ли важны оценки?

Конечно, оценки — это показатель того, как ребенок выучил тот или иной урок, но соль в том, что абсолютно любая отметка субъективна. Ребенок мог банально переволноваться и получить «три», хотя подготовился на «пять». Мы серьезно ошибаемся, когда считаем, что оценки — это показатель успешности ребенка, и еще серьезнее — когда строим свои отношения с дочерью или сыном на основании субъективных цифр. У ребенка появляется уверенность в том, что его отметки — это единственный способ заслужить расположение и уважение в семье. Стоит ли тогда удивляться, что желание получить хорошие знания уходит на второй план? Совсем нет. Главной целью обучения становится любовь родителей, которая, вообще-то, не должна зависеть от подобных вещей.

Нам, взрослым дядям и тетям, тоже еще учиться и учиться. И в первую очередь стоит уяснить одну истину: оценка — это не более чем отвлеченный знак. “Двойку” нельзя воспринимать как жизненную трагедию и связывать ее с будущим, пророча ребенку работу дворника. Не передавайте школьнику свое тревожное настроение, ведь абсолютно любую отметку можно исправить. Иначе добьетесь только нежелания ребенка возвращаться домой после неудачи в школе, ведь там его непременно «убьют».

Проблема 1. Отсутствие профильного обучения

Первая проблема современного образования — большинство образовательных программ предполагает равное изучение гуманитарных, точных и естественных наук. Интересы и склонности конкретного ребёнка не учитываются. Каждый предметник считает свою дисциплину главной и старается загрузить учеников по максимуму.

Возможность выбрать какой-либо профиль обычно есть только у старшеклассников, и то не во всех школах. Дети тратят время на ненавистные и ненужные предметы — это существенный недостаток современного школьного образования.

Семейная форма обучения позволяет сфокусироваться на профильных дисциплинах. Например, ученица «Фоксфорда» Есения Прокопьева занимается академическим вокалом и хочет связать жизнь с искусством, поэтому больше внимания уделяет гуманитарному профилю.

Что значит такой цвет?

Наконец, подошли к главному – ищем ответ на вопрос, почему оценка в дневнике.ру серая!

Как вы можете помнить, раньше отметки выставлялись только в обычный бумажный классный журнал, никаких электронных носителей не было. Разумеется, пятерки, четверки и тройки – и даже двойки – вносились ручкой. А исправлять написанное ручкой уже нельзя!

Но всегда была возможность нарисовать отметку карандашом – с возможностью исправления. Например, вы не принесли домашнее задание, поэтому учитель нарисовал единичку карандашом. На следующий день оплошность исправлена, задание лежит на столе – и «карандашная» единица превращается в четверку, выведенную ручкой.

Так вот что это за серая оценка в дневнике.ру – как правило, это неудовлетворительная отметка за домашнее задание. Чаще всего учителя ставят их, если ученик вообще не выполнил работу. Или все же выполнил задание, но сделал это очень плохо.

Но этот цвет означает, что отметка выставлена как бы карандашом, а это значит, что она не будет влиять на итоговое оценивание по предмету. Да, учитель может превратить серую оценку в оранжевую или красную – но обычно всегда есть возможность пересдать провальный предмет.

10-бальная система

Основное отличие 10-балльной системы – более глубокая классификация и детализация достижений учащегося. Помимо уровня усвоения материала, такая шкала показывает и качественные характеристики учебной деятельности.

Оценка

Характеристика

Уровень учебной деятельности

Полное отсутствие учебной активности

1

Неудовлетворительно

Поверхностное знание предмета

2

Почти удовлетворительно

3

Удовлетворительно

Запоминание и неосознанное воспроизведение

4

Весьма удовлетворительно

5

Хорошо

Понимание теории, осознанность

6

Весьма хорошо

7

Очень хорошо

Полное владение теоретическим материалом

8

Почти отлично

9

Отлично

Нестандартный творческий подход к применению полученных знаний

10

Превосходно

Система получила название 10-балльной, хотя по факту в ней присутствуют 11 оценок – от 0 до 10. Оценка «0» предусмотрена для тех случаев, когда ученик попросту отказывается отвечать на вопрос или выполнять задание. Но при этом оценка не может характеризировать уровень усвоения материала, поэтому она и не получила отображения в названии шкалы.

Плюсы:

  • расширенная градация позволяет более четко и объективно определять текущий уровень знаний;
  • шкала позволяет проанализировать умственные способности ученика, оценить вовлеченность в учебный процесс и обнаружить его слабые места;
  • система психологически комфортна – оценки от 5 баллов уже позитивные;
  • снижается некомфортный для учеников разрыв между отличниками и двоечниками: все ученики, получившие от 7 до 10 баллов, успешны по определению.

Минусы:

  • система не решает традиционные проблемы школьного образования: психологические травмы двоечников, субъективное отношение учителей и т.д.;
  • родители путаются в новых баллах и не всегда понимают, о чем свидетельствует та или иная оценка.

Обе системы нельзя назвать идеальными, но очевидно, что 10-балльная шкала все же более комфортна для учеников и делает процесс оценки знаний хоть немного, но более адекватным. Поэтому, если есть возможность выбора, лучше отправить ребенка в школу, где выставляют оценки от 1 до 10. Оптимально, если ребенок привыкнет к такой системе уже с первого класса и проучится по ней до окончания учебы. Резкий переход с одной шкалы на другую, который иногда практикуют в отечественных школах, приносит детям только дополнительный дискомфорт.

Интересный факт: финская система школьного образования, которая считается лучшей во всем мире, отказалась от оценок вообще. По словам сотрудников министерства образования Финляндии, дети учатся для того, чтобы получать и использовать знания, а не ради хороших оценок. Новаторский подход уже доказал свою эффективность: финские выпускники бьют все рекорды успешности, а их родители спокойны за психологическое здоровье детей.

Как полюбить физику

Физика в жизни

Физика может быть полезной абсолютно всем. Другое дело, что почти всегда иногда программа обучения кажется очень скучной. Слишком много там абстрактных тел и математических формул, а связи с реальностью слишком мало.

Прекрасный пример того, что физика интересная наука – это ее популяризация в искусстве. Сериал «Теория Большого Взрыва» и фильмы типа «Интерстеллар» помогают не только развлечься, но и задуматься.

Для тех, кто считает физику жуткой скукотищей, мы подготовили подборку книг, которые помогут пробудить интерес к этой науке и отправиться постигать тайны Вселенной:

Какой средний балл аттестата нужен для поступления

Значимость среднего балла аттестата для поступления на учебу в ссузы и вузы разная.

Колледжи

При поступлении в ссузы средний балл аттестата играет главную роль. Чтобы стать студентом колледжа или техникума, вступительные экзамены сдавать не надо (только на творческие или другие, требующие особых способностей специальности – например, военные, медики, педагоги, художники, танцоры). На учебу кандидатов зачисляют по конкурсу аттестатов. Его суть в том, что на имеющиеся места отбирают претендентов с наиболее высокими средними баллами аттестатов.

Для абитуриентов всех ссузов (колледжей, училищ, техникумов) хороший средний балл аттестата – это пропуск на бесплатную учебу в престижное учебное заведение и на востребованные перспективные специальности

Причем неважно, после 9 или 11 классов поступает абитуриент: конкурс все равно проводится по среднему баллу аттестата. Для поступающих на творческие и некоторые другие «особые» специальности к нему прибавляется оценка, полученная на дополнительных вступительных испытаниях (ДВИ) в самом учебном заведении

Естественно, чем выше средний балл аттестата, тем больше шансов пройти по конкурсу. В престижных ссузах, таких как колледжи при ведущих университетах – РЭУ им. Плеханова, Финуниверситете, МГИМО, РАНХиГС и многих других, на популярные у абитуриентов специальности (экономика, право, гуманитарные науки) с очень небольшим количеством бюджетных мест средний проходной балл аттестата – 4,85–5. Причем, когда конкурс большой, баллы учитываются с точностью до сотых.  

Более скромный проходной средний балл аттестата на направлениях с большим количеством бесплатных мест. В столичных колледжах это:

  • ИТ – от 4;
  • техника и технологии (любые – пищевые, общепита, сферы услуг, производства продуктов питания) – от 3 до 4,3.

В спорных ситуациях при равном количестве баллов за аттестат или вступительные экзамены и документ об образовании приемные комиссии могут учитывать оценки по профилирующим для специальности школьным предметам. 

Вузы

При поступлении в вузы у среднего балла аттестата второстепенная, даже третьестепенная роль. Конкурс проходит по результатам ЕГЭ. К ним прибавляются оценки за ДВИ (на отдельных специальностях или в некоторых вузах – МГУ, МГЛУ, МГИМО, НГЛУ и др.) и индивидуальные достижения, если они есть. Средний балл аттестата никак не учитывается.

Он может понадобиться, только если абитуриенты наберут одинаковую сумму баллов за ЕГЭ, ДВИ и личные достижения. В этом случае предпочтение отдадут кандидату с более высоким средним баллом аттестата, но это необязательно: приемную комиссию могут заинтересовать отдельные оценки за профилирующие для специальности предметы. Такие делали надо выяснять в правилах приема вуза.

Официально методика подсчета среднего балла аттестата девятиклассников и одиннадцатиклассников изложена в приказе Минпросвещения . (пункт 5.3б).

Функции самооценки младших школьников

Самооценка школьника выполняет несколько функций:

  • обучающая — когда ребенок выполняет упражнения, а потом оценивает их результат, он заново повторяет учебный материал;
  • стимулирующая — невыполненные упражнения побуждают школьника приложить больше сил в следующий раз;
  • мотивационная — воспитывает стремление добиваться своего;
  • аналитическая — побуждает использовать структурное мышление и упорядочивать опыт и знания.

Все эти функции психология считает ключевыми для возрастного развития детей. Любая деятельность — школьная, бытовая или игровая — дает возможность ребенку развивать те или иные навыки. Адекватная самооценка дошкольника опирается на совокупность их правильной оценки.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий