Как развивать у детей 6-7 лет — старшими дошколятами
В 6 лет у ребенка начинает формироваться абстрактно-логическое мышление
Основной инструмент этого возраста — слово, речь, способность выражать свои мысли вербально. К примеру, дети уже легко могут ответить на вопрос, что больше – один пальчик или три? В голове детей возникает ассоциативный ряд, когда слово «три» обозначает всегда больше предметов, чем слово «один». Такое мышление можно назвать словесно-логическим.
Но все же наглядность не стоит исключать из занятий с детьми старшего дошкольного возраста. На занятиях следует использовать разные предметы:
- игрушки;
- раздаточный объемный материал – геометрические фигуры, фигурки животных и птиц;
- плоский материал – карточки, картинки, схемы, ребусы;
- абстрактные предметы — фишки, пустые карточки, счетные палочки.
Задание может быть таким. Воспитатель просит детей выложить столько счетных палочек, сколько детей вошли в дом в произнесенном им предложении. Потом посчитать эти палочки и определить общее число. Вспомнить, кто вошел первым, присвоить ему номер один.
Важно! Чем привлекательней будут задания и интереснее раздаточный материал, тем быстрее дети будут вовлечены в развивающий процесс.
Со временем раздаточный материал упрощается и заменяется абстрактными предметами.
Новые задачи
Цель педагога – развить знаково-символическую мыслительную работу детей, поэтому следует в задачи внести новые направления:
- Постепенно уменьшать натуральные изображения абстрактными предметами, символами, схемами.
- Направить задания на закрепление и совершенствование уже полученных умений.
- Продолжать учить детей сравнивать, группировать, находить лишнее и исключать.
- Укреплять речевые навыки – уметь четко формулировать свою мысль.
- Классифицировать предметы по 2–3 признакам.
- Производить сериации 10 и более предметов с малозаметной разницей.
- Развивать умение анализировать предметы и явления самостоятельно.
- Направлять детей на получение навыка самостоятельного прогноза при выполнении разных функций.
- Закреплять знания по порядковому и количественному счету в пределах десяти.
- Давать основные понятия взаимосвязи в природе и экологии, учить вести себя в соответствии с законами природы.
- Уметь находить одну и ту же конструкцию в разных вариантах и давать анализ и аргументацию своего решения.
- Разнообразить экспериментальную и опытную деятельность детей при помощи дневников погоды, календарей опытов, календарей наблюдений.
- Предлагать самостоятельные опыты, к примеру, посадить дома росточек цветка, ухаживать за ним и наблюдать за его ростом, делясь впечатлениями на занятиях.
Главный акцент воспитатель должен сделать на самостоятельности ребенка.
И каким бы ни был ответ – правильным или нет, ребенок всегда должен получать хвалу за то, что проявил смекалку и сам нашел ответ на заданный вопрос. Основная задача воспитателя – лишь наводящие вопросы и минимальная помощь при затруднении ребенка.
Какие задания эффективнее?
Игры и практические задания в этот период неразрывно связаны с развитием словарного запаса и умением излагать свою мысль, т. е. диагностировать логическое мышление у ребенка. Такую работу будут стимулировать задания:
- докажи свое мнение;
- поясни, почему именно так ты думаешь;
- расскажи, какой вывод ты сделал из всего услышанного или прочитанного.
В такую практику впишется и игровой спор, который будет стимулировать ребенка думать и высказывать вслух свои предположения, развивать алгоритмическое мышление.
Внимание! В этом возрасте целесообразно научить ребенка говорить нет, то есть проводить операцию «отрицание».
К примеру, показываем картинку и называем предмет, которого там нет. Ребенок, не найдя его, должен отрицать наличие данного предмета и доказать это.
Есть ряд игр, которые полезны и интересны ребенку 6-7 лет, к ним относятся:
- «Волшебники» — из простой фигуры создать что-то необычное (из треугольника – дом).
- «Логические концовки» — закончить предложение (если на улице снег, значит время года…).
- «Орнамент» — собрать такой же узор, который на картинке (из геометрических фигур разного цвета и размера собрать предложенный узор).
- «Полезно — вредно» — давать предметы и слушать характеристики, который дает ребенок.
- «Что я задумала?» — один загадывает предмет, второй задает наводящие вопросы, чтобы узнать, что это за предмет, отвечающий говорит только да или нет.
Чем больше жизненные опыт ребенка, чем активнее с ним занимались взрослые, тем развитее будет речь и точнее ответы.
Развитие логического мышления ребенка показано на видео:
Что такое пространственное мышление?
Пространственное мышление (ПМ) признается основополагающим компонентом интеллектуального развития. Именно с помощью этого навыка люди способны «осознавать» пространство – понимать, где они находятся, трехмерно мыслить, разгадывать геометрические загадки и задачи. Поскольку это не врожденный, а приобретенный навык, развивать его можно и нужно уже с раннего детского возраста.
По-другому можно определить этот вид человеческого познания как умение детально представлять тот или иной объект, мысленно его трансформировать.
Малыши, имеющие высокоразвитые навыки пространственного мышления, впоследствии делают серьезные успехи даже в естественных науках. В частности, в физике и химии. Способность ориентации помогает дошкольнику формировать в уме масштабные динамические картинки.
Виды мышления
Наглядно – действенное
Такой вид мышления соответствует раннему периоду жизни ребенка (от 1,5 до 2 лет). Этот возрастной этап характеризуется изучением окружающего мира с помощью рук. Малыш разбирает, изучает, иногда ломает игрушки в процессе исследования. Так формируются представления о мире вокруг.
Если активные действия ребенка направлены на изучение окружающих его предметов, можно говорить о наглядно-действенном образе мышления.
Нельзя забывать, что в процессе изучения ребенок способен сломать, повредить и даже пораниться сам. Родителям необходимо поощрять желание познавать новое, но при этом должны быть предприняты меры безопасности.
Наглядно – образное
Следующий этап начинается с 3-4 лет и продолжается до 7 лет. Это не значит, что предыдущий полностью исчезает. Помимо имеющихся навыков исследования окружающей действительности дошкольник мыслит, используя образы. В этот возрастной период проявляется активная способность к рисованию. в ход идут все подручные материалы: от камушков на улице до маминых губных помад на новых обоях.
Рисуя предмет, юный исследователь представляет образ, его существенные признаки, которые остались в памяти, старается передать характерные черты
На этом этапе важно воплощать в действительность появляющиеся в его сознании образы
Творческое
Определяет способность к творчеству – созданию креативных, нестандартных решений. Самостоятельно развивать творческие способности дошкольник не в состоянии, поэтому во многом от желания родителей зависит появление в нём творческого начала.
Важным условием для появления творчества становятся свойственные любому ребенку такие формы психической деятельности, как фантазия и воображение. Нужно создать обстановку, в которой маленькому человечку комфортно будет развивать свои творческие порывы. Виды творчества разнообразны: изобразительное, музыкальное, декоративно – прикладное, хореографическое. литературное.
Пространственное
Этот вид является базой для дальнейшей учебной и, впоследствии, трудовой деятельности. Развивать пространственное мышление нужно для правильной ориентации в пространстве, появления в сознании образов, и умения использовать их при решении задач.
Как правильно разговаривать с ребенком, правила общения для родителей
Юным исследователям необходимо помочь правильно воспринимать формы, размеры объектов, расположение их относительно друг друга, движение их в пространстве.
Логическое
Точно так же, как и пространственное мышление, является фундаментом для дальнейшего полноценного интеллектуального развития.
Инженерное
Данный вид мышления приобщает детей к науке, повышает интерес к работе ученых, исследователей, расширяет кругозор через экспериментальную деятельность, конструирование, создает предпосылки к техническому творчеству.
Современные дети большинство информации получают с экранов телевизоров, а не через “руки”. Опыты и эксперименты учат нестандартно мыслить и находить ответ на сложные вопросы.
Диагностика
Начнем с того, что можно самому диагностировать у себя наличие образного мышления. Для этого можно провести самонаблюдение. Чтобы это сделать, вам нужно применить некий самоанализ по следующим пунктам.
- Встаньте в комнате, где есть большое зеркало. Попробуйте посмотреть в него и разобраться в зеркальном отображении комнатных предметов.
- Попробуйте представить пустую комнату, а потом расставьте в ней предметы, которые собираетесь туда поместить. Затем мысленно поверните комнату на 90 градусов. При этом все вещи должны оставаться на тех местах, где вы их установили в первый раз.
- А вот еще одно задание. Ответьте себе на вопрос: «Вы сможете по максимуму загрузить автомобильный багажник?»
- Многие зачастую выезжают на отдых в незнакомые места. Попробуйте представить одно из таких мест и мысленно перенесите расположение объектов на карту.
- Если вы водите автомобиль, то должны знать, умеете ли вы правильно парковаться, а именно, рассчитывать габариты того места, куда собираетесь поставить свой автомобиль.
- Самый простой метод, который подойдет всем. Посмотрите на картину, затем закройте глаза и попробуйте описать то, что на ней изображено. А затем поверните это изображение в другую сторону (можно перевернуть сверху вниз). Все элементы картины должны при этом оставаться на своем месте.
Проделав вышеуказанные задания, вы можете сказать о том, развито ли ваше образное мышление или нет. И еще один интересный факт.
Далее проверьте еще раз себя на ориентацию в пространстве. Для этого ответьте также сами себе на некоторые вопросы.
- Можете ли вы быстро определиться с системой координат?
- Можете ли вы примерно определить расстояние, которое проходите от одной точки до другой? Например, какое расстояние вы преодолеваете, когда проходите от дома до работы?
- Можете ли определить широту и долготу?
- Как вы ориентируетесь в двух- или трехмерном измерении?
- Как вы используете на практике различные географические символы, изображения, а также точки, линии и стрелки?
Кроме того, знайте, что пространство – это взаимное расположение объектов, которые находятся в некоем отношении друг к другу. Поэтому попробуйте соотнести знакомые перекрестки, постоянно встречающиеся вам на пути. А также ответьте на вопрос: «Какой соседний регион находится от вас справа, а какой слева?»
Взрослый человек может протестировать себя самостоятельно, а ребенку трудно справиться с таким заданием. Поэтому протестируйте дошкольника при первой же возможности по методикам, представленным ниже.
- Можно выбрать любое животное, например, собаку. Дайте задание ребенку мысленно спрятать ее в какую-либо коробку или емкость. Предметы могут быть разными по размерам, например, стакан, холодильник, будка. Задайте наводящий вопрос: «Можно ли спрятать большую собаку в стакан?». Ответ должен быть отрицательным. Если ответ вы получите положительный, то проведите еще несколько экспериментов. После чего вы узнаете, насколько сильно развито у вашего малыша образное мышление.
- Играя на детской площадке, попросите ребенка запомнить расположение предметов, находящихся поблизости. Затем поверните его в другую сторону и начните задавать вопросы: «С какой стороны находятся дом, скамейка, горка, качели и т. д.?».
- А еще можно спрятать игрушки в непрозрачный мешок и попросить ребенка на ощупь определить и назвать спрятанные предметы.
Игры и упражнения, которые смогут помочь ребенку в развитии
Мама и папа должны знать, как научить ребенка пространственному мышлению. В этом им помогут специальные игры и упражнения.
Играйте в игры, где нужно найти лишний предмет, поиграйте в прятки или спрячьте игрушку, чтобы ребёнок по подсказкам затем нашёл её. Когда ребенок станет постарше, привлеките настольные игры, шахматы.
Разных игр и занятий, которые сделают из вашего ребёнка гармоничную личность великое множество: конструкторы, оригами, спортивные игры, лепка, рисование, ментальная арифметика и т.д.
Начните развивать интеллект ребёнка с раннего детства и в начальную, и среднюю школы он пойдёт уже подготовленным.
Уже дальше с ребёнком работают учителя в школе: дети копируют рисунок, составляют карты, моделируют и собирают строения и технику. Развивают пространственное мышление и подвижные игры: например, все игры с мячом, воланчиком, фрисби.
Формирование объемно-пространственного мышления
Психология рекомендует развить этот навык, который не только является основой развития малыша, но и поможет ему в дальнейшей учебе.
Как развить пространственное мышление в дошкольном возрасте
Мышление ребенка должно приобрести конструктивный типаж. Для этого существуют различные упражнения и занятия.
- Рисование набросков. Все просто – в процессе рисования малыш может владеть пространством. В этот момент он осознает размеры предметов, может выстроить форму и местонахождение их в пространстве. Рисуя, он прорабатывает эти связи, тем самым позволяет навыку развиваться активнее. Попутно малыш развивает мелкую моторику.
- Игры с дроном. Играя с такой игрушкой, можно также получить более развитый тип мышления. Ведь в процессе управления игрушкой можно рассчитать, долетит ли она, ударится ли. Ребенок начинает сопоставлять ее скорость с окружающей средой и делать собственные выводы.
- Разгадывание головоломки. Основной упор в этих видах занятий идет на обширную область воздействия задачек. Чтобы решить головоломку, малышу требуется использовать весь свой умственный потенциал. Ребенок осваивает функции анализа и улучшает восприятие образов, что помогает ему в будущем. Хорошо помогают головоломки, которые требуют перенести что-либо в другое место или переделать форму объекта.
Представление объемных фигур полезно для развития
- Мысленное вращение предметов. Урок формирует образное мышление. Достигнув мастерства в этом занятии, ребенок может строить образы в своей голове, понимать пространство, не измеряя его. Мысленно определяются форма и иные свойства предметов без измерительных приборов и иных видов помощи.
- Настольные игры. Урок проводится от простого к более сложному. В процессе игр может потребоваться пройти лабиринт или найти дорогу. Главное, чтобы ребята учились анализировать ход игры и следить за действиями в пространстве. Игровая форма помогает лучшему усвоению информации.
- Игры и упражнения для ориентирования в пространстве помогают малышу освоиться и улучшают мышление. В игре можно использовать мини-задачи, которые требуют от ребенка сосредоточиться и показать, где лево, право. Осознать понятия вперед, назад, выше или ниже. Можно играть, прося малыша найти предметы в центре или сверху, задействовать понимание формы и цвета.
Внимание! Если у ребенка дизартрия, следует уделять внимание конструктивным занятиям. Ребенок может лепить что-нибудь, заниматься конструированием
Ответив на вопрос, в дошкольном возрасте наиболее интенсивно развивается какое мышление, следует уделить внимание развитию малыша. Кроха в некоторых вопросах напоминает тесто в руках родителей, поэтому следует всячески помогать ему познавать современный мир, из года в год совершенствуясь
https://youtube.com/watch?v=3hb4lToq_7Q
Как работает пространственное мышление?
Есть разные механизмы, которые связаны с пространственным мышлением.
- Зрительное восприятие и анализ ― при первом взгляде на какой-то объект или пространство человек оценивает пропорции, расположение, расстояние/соотношение между разными элементами.
- Визуализация ― используя свои знания об объекте, можно мысленно его дорисовать, переместить в пространстве, покрутить, представить скрытые от взгляда части.
- Абстрагирование и преобразование ― человек может изменить или дополнить объект новыми деталями, представить, как он будет сочетаться с другими предметами. И всё это ― с учётом их реальных параметров.
Человек работает с этими образами и решает разные задачи ― от бытовых вроде выбора маршрута до профессиональных (рисование, конструирование объектов).
Этапы развития пространственного мышления
Умение размышлять в пространстве состоит из 5 фаз:
- Анализ — разделение предмета на составные части.
- Синтез, в процессе которого происходит объединение полученных в ходе анализа частей в единое целое.
- Абстрагирование – в поставленной задаче определяется и выделяется последовательность действий, необходимых для ее решения. На этом же этапе происходит формулировка понятий.
- Обобщение, в ходе которого выделяются ключевые части в предмете, которые в дальнейшем сопоставляются.
- Конкретизация касается выделения присущих данной задаче фаз, которые никак не связаны с решением поставленного задания.
Этапы формирования пространственного мышления соответствуют периодам развития:
- Начальный, проявляющийся в младенчестве, когда у ребенка начинают формироваться взаимосвязи анализаторов.
- Понимание расположения в пространстве – навык, формирующийся к трем годам.
- Представления о мире вокруг. Формируются в старшем дошкольном возрасте.
- Понимание пространства как системы – навык, который приобретается в начальных классах.
Ключевые преимущества развития пространственного мышления
Развитие пространственного мышления является ключевым аспектом в развитии дошкольников. Этот навык помогает детям лучше ориентироваться в окружающем мире и понимать пространственные отношения. Основные преимущества развития пространственного мышления у дошкольников включают:
- Улучшенная визуализация: Развитие пространственного мышления позволяет детям лучше визуализировать предметы и формы в своем воображении. Это помогает им более точно представлять себе объекты и пространственные отношения, что полезно для решения задач, связанных с картографией, архитектурой и геометрией.
- Улучшение координации движений: Развитие пространственного мышления также способствует улучшению координации движений рук и глаз. Дети, освоившие этот навык, могут более легко выполнять задания, связанные с рисованием, вырезанием и складыванием.
- Развитие логического мышления: Пространственное мышление также способствует развитию логического мышления. Дети научатся анализировать и решать задачи, связанные с пространством, что полезно для их обучения и в дальнейшей жизни.
- Развитие творческих способностей: Развитие пространственного мышления помогает детям развивать свои творческие способности. Они смогут представлять новые и уникальные формы и объекты, что развивает их креативность и интуицию.
Перспективы развития пространственного мышления у дошкольников также очень обширны. Разработка этого навыка может стать основой для дальнейшей успешной карьеры в таких профессиях, как архитектор, дизайнер или инженер. Этот навык также полезен для научных исследований и работ в области географии и геологии. Кроме того, развитие пространственного мышления способствует также формированию аналитического мышления, что является ключевым навыком во многих сферах жизни. Выводящее предложение: Развитие пространственного мышления является важным аспектом в образовании и развитии дошкольников, и занятия, направленные на развитие этого навыка, могут быть очень полезными и интересными для детей, способствуя их полноценному развитию и успешному будущему.
Что подразумевают под пространственным мышлением детей дошкольного возраста
Пространственным мышлением называют процесс усвоения отношений окружающей действительности, использование наглядных моделей для отражения связей между объектами и ориентирование в окружающем пространстве.
Наиболее интенсивно пространственное мышление развивается в старшем дошкольном возрасте, как составляющая интеллектуального развития.
Ребенок осваивает не только мыслительные процессы, но и научается осознавать себя и место предметов в пространстве.
Основные пространственные представления у детей дошкольного возраста заключаются в способности:
- Использовать навыки координации в пространстве: определить свое местоположение относительно людей или предметов;
- Оценивать размер и форму предмета;
- Зрительно разбить объект на геометрические фигуры (например, мишка состоит из шариков и вытянутых колбасок);
- Нарисовать картинку, учитывая расположение предметов относительного друг друга;
- Слепить или сконструировать трехмерную модель домика или животного.
Оперируя наглядными моделями, дошкольник осваивает знаковую и схематическую системы, что значительно ускоряют последующее обучение математике.
Картография
Есть города, но нет людей, есть моря, но нет воды, есть леса, но нет деревьев — что это? Это географическая карта — целый мир, помещённый на плоскость. Читать карты очень интересно: они содержат огромное количество информации, которую не охватить единым взглядом. Просто разглядывая карту, ребёнок получает представление о расстояниях и направлениях, узнаёт новые для себя понятия и систематизирует знания об окружающем мире, ведь карта позволяет будто бы возвыситься над ним. Люди, с детства увлекающиеся картами, никогда не страдают «топографическим кретинизмом».
Привить любовь к этому занятию нетрудно — попробуйте повесить большую подробную карту над кроватью ребёнка. Пусть это будет карта вашего региона, страны или карта мира: разглядывая её перед сном, ребёнок раз за разом будет открывать что-то новое.
Ребёнку с шести лет можно предлагать нарисовать собственную карту, например вашей квартиры, двора или дачного участка. Ребёнок сможет изучить знакомую территорию с точки зрения пространственных отношений: как расположены объекты относительно друг друга, на каком расстоянии.
Поэтапное формирование пространственных представлений
Зачастую родителям кажется, что нет ничего проще, чем обучить малыша ориентироваться в пространстве. Однако развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста идет по определенным правилам:
- знания ‒ по возрасту;
- качество восприятия знаний зависит от обучения.
Методика определяет круг знаний о пространственных представлениях в каждой возрастной группе:
- Главным содержанием домашних занятий для малышей становятся знания о левой — правой стороне тела. Идет знакомство с понятиями справа — слева, впереди — сзади, вверх — вниз.
- На занятиях с детьми 4-5 лет происходит закрепление умения ориентироваться в пространстве. Добавляется обучение умению ориентироваться относительно других объектов, перемещаться в соответствии с заданным направлением, в двухмерном пространстве.
- У старших дошкольников вплоть до школы идет дальнейшее развитие пространственного мышления на основе имеющихся знаний и приобретение новых пространственных представлений: графическое изображение, моделирование предметов, знание о сторонах горизонта.
Совет! Специалисты подсчитали, что достаточно 5-10 минут в день для занятий с ребенком, чтобы получить хорошие результаты. Главное, чтобы знания закреплялись в повседневной жизни: при умывании, питании, во время прогулки.
Этапы развития пространственного мышления
Умение размышлять в пространстве состоит из 5 фаз:
- Анализ — разделение предмета на составные части.
- Синтез, в процессе которого происходит объединение полученных в ходе анализа частей в единое целое.
- Абстрагирование – в поставленной задаче определяется и выделяется последовательность действий, необходимых для ее решения. На этом же этапе происходит формулировка понятий.
- Обобщение, в ходе которого выделяются ключевые части в предмете, которые в дальнейшем сопоставляются.
- Конкретизация касается выделения присущих данной задаче фаз, которые никак не связаны с решением поставленного задания.
Этапы формирования пространственного мышления соответствуют периодам развития:
- Начальный, проявляющийся в младенчестве, когда у ребенка начинают формироваться взаимосвязи анализаторов.
- Понимание расположения в пространстве – навык, формирующийся к трем годам.
- Представления о мире вокруг. Формируются в старшем дошкольном возрасте.
- Понимание пространства как системы – навык, который приобретается в начальных классах.
Что надо знать родителям о пространственном мышлении?
В основе пространственного мышления лежат представления о формах и размерах объектов, их расположении, взаимодействии и движении в пространстве. Прежде чем начинать домашние занятия по развитию пространственных представлений, родителям нужно четко понимать, какие умения необходимы ребенку и как методика помогает их сформировать.
Совет! Развитие пространственного мышления идет поэтапно, в каждом возрастном периоде имея свои особенности. Поэтому не надо сразу загружать ребенка большим объемом знаний, пространственные представления должны накапливаться постепенно.
Для правильной организации домашних занятий родителям важно знать, что для дошколят ориентировка в пространстве предполагает развитие таких умений, как:
- свободно ориентироваться по отношению к себе и напротив находящемуся человеку (левая и правая сторона);
- определять движения вперед – назад, вверх – вниз, вправо – влево.
- обозначать стороны горизонта: север, юг, запад, восток;
- моделировать положение объектов в пространстве;
- понимать заданное направление, чтобы перемещаться в соответствии с ним;
- ориентироваться в двухмерном пространстве (плоскость с длиной и шириной);
- графически воспроизводить различные направления.
Ориентация в пространстве у ребенка
Чаще всего, уже в 3 года ребенок свободно ориентируется в пространстве, соотносит размеры, различает далекое-близкое, левое-правое.
После 4-х лет он начинает осознанно манипулировать в воображении объектами и их положением в пространстве. Задумать постройку по размеру, а потом сделать ее. Запомнить дорогу и рассказать, как шел. Поразмышлять над игрой и сделать то, что задумал – на такие действия теперь способен ребенок, и это новый этап развития наглядно-образного мышления.
С 4 до 7 лет ребенок осваивает пространство стремительными темпами и к школе умеет многое – от составления несложных рисунков-чертежей окружающих его предметов до воплощения в конструкторе задуманной постройки.
Развитие логического мышления у детей
Базисом человеческой разумности является логические мыслительные процессы. С его помощью люди ориентируются в окружающей действительности, приобретают нужный жизненный опыт, могут выражать свои думы. Логический мыслительный процесс является формой мыслительной деятельности, сущность которой представляет собой оперирование, на основе принципов логики, суждениями, понятиями, умозаключениями, их сравнение и сопоставление с деяниями.
Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста можно начинать в трехлетнем возрасте. Именно, находясь на этой возрастной ступени, карапуз проявляет к окружающим предметам особый интерес. Он учится распознавать цвета, различать объекты по конфигурации и размеру.
Развитие логического стиля мыслительного процесса зависит от развития ключевых операций мыслительной деятельности и их сформированности. К таким ключевым операциям относятся классифицирование, анализ и синтез, сопоставление и обобщение, и абстрагирование и конкретизация. Все перечисленные операции взаимосвязаны. Развитие одних провоцирует выработку других. А синтез и анализ числятся базисной основой всех логических действий.
Нужно учитывать, что совсем малыши не умеют мыслить абстрактно. Вначале вырабатывается наглядно-действенный мыслительный процесс, а чуть позже происходит развитие образного мышления у детей. Основой для вырабатывания словесно-логической формы мыслительных процессов является развитая, соответственно с возрастным потенциалом, наглядно-образная мыслительная деятельность. Поэтому отсутствие умения размышлять абстрактно не мешает развивать логику у самых маленьких крох. Для каждой стадии мыслительного функционирования существуют определенные задания. Поэтому не следует перепрыгивать через ступеньки, даже если задачки кажутся довольно примитивными. Также не следует отделять логическое мышление от творческого.
Развитие творческого мышления у детей побуждает их к фантазиям и воображению, а без них невозможно гармоничное развитие мыслительных умений. Лишь комплексные занятия способны сформировать полноценно интеллектуальную личность. Бытует мнение, что творческая форма мышления является первичной и природной формой функционирования мозга. Вследствие чего творческие способности наличествуют у всех, но выражаются по-разному. Шаблонность же мышления возникает из-за влияния социальных факторов, прежде всего, имеющейся концепции обучения и системы воспитания, что значительно тормозит развитие логики. Творческий этап мыслительной деятельности должен находить свое окончание в следующем этапе – логическом, состоящим из стандартов и шаблонов.
Многочисленные исследования и поиски свидетельствуют, что развитие мышления у детей с ЗПР довольно существенно отстает от возрастной нормы, а особенно словесно-логическое. Малыши, выполняя практически верно задания, часто не в состоянии обосновать собственные манипуляции. Важнейшим фактором, который непосредственно способствует формированию мыслительных процессов малышей, является образование логических приемов.
Развитие творческого мышления у детей способствует формированию логического стиля мыслительной деятельности. Ведь стратегия разрешения проблем начинается с определения самого проблемного вопроса, а затем происходит творческий акт, который представляет собой зарождение новой, более эффективной или простой идеи, далее следует проверка, потом – апробация и на завершающем этапе – внедрение.
Творческая мыслительная деятельность – это наивысшее проявление профессионализма.
Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!
Когда нужен этот тип мышления
Способности к пространственному мышлению пригождаются человеку в самых разных сферах жизни. Они чрезвычайно важны для ученых в различных областях науки, творческих людей — художников, писателей, для водителей авто и просто для людей, которые ведут какую-либо деятельность. Во всех этих случаях нужно уметь четко представлять определенные образы, иначе не получится решить нужную задачу.
Чтобы узнать, насколько у человека развито пространственное мышление, существуют специальные тесты. Когда способности к пространственному мышлению зафиксированы, можно начинать их улучшать с помощью определенных методик, включающих различные упражнения.
А кому из дизайнеров особенно важно обладать пространственным мышлением?
Всем, но для некоторых дизайнеров объёмно-пространственное мышление ― один из ключевых элементов работы. В первую очередь это специалисты, работающие с 3D-моделированием, дизайном интерьера, графическим и промышленным дизайном. Умение создавать точные и реалистичные модели необходимо в визуализации данных, геймдизайне.
Свет, тени текстуры и композиция в этом 3D-изображении расставлены и отрисованы реалистично, в том числе потому что у дизайнера хорошо развито пространственное мышлениеИзображение: Bureau Benjamin
Фотографы тоже должны обладать пространственным мышлением, чтобы делать качественные снимки — особенно сложных многосоставных композицийИзображение: makelove agency / Aleksandra Romanova / Anastasia Bashanina / Behance
Простые игры на развитие пространственного мышления
Игра «Помести кошку»
Предложите ребенку представить какое-либо животное (кошку, слона, таракана) — пусть ответит, в какой предмет это животное уместится. В стакан? А в коробку от телевизора? Может, в проезжающий мимо грузовик?
Игра «Расставь правильно!»
Дайте ребенку различные предметы и предложите поместить-расставить их, следуя вашим указаниям: ближе (ближе чем), дальше (дальше чем), немного вперед, назад, слева от и т.п.
Игра «Метаморфозы»
Попросите ребенка нарисовать круг за квадратом, треугольник перед прямоугольником. Можно усложнить задачу: нарисовать цилиндр перед кубиком или изобразить домик с другой стороны, сверху, «разрезать» игрушечные гантели пополам и т.д.
Игра «Спецагент на задании»
Предложите ребенку внимательно осмотреть помещение, где он находится, и запомнить окружающие предметы. Затем задавайте вопросы, используя слова — указатели местоположения: какого цвета стол стоит слева от тебя? какой предмет находится прямо под люстрой? Эта игра еще интереснее на улице — там уже можно задействовать движущиеся предметы.
Игра «Муха»
В нее играют два человека, плюс один «наблюдатель». Игроки представляют — а наблюдатель расчерчивает — игровое поле: решетку размером 9 квадратов в длину и 9 в ширину. В левом верхнем углу нужно мысленно поместить муху. Игроки по очереди делают ходы, переставляя муху на разные квадраты, а наблюдатель отмечает эти ходы на игровом поле. Когда наблюдатель останавливает игру, каждый игрок называет квадрат, в котором, по его мнению, находится муха. Побеждает тот, кто назовет верно.
Игра «Маршрут движения»
Нарисуйте сложную схему улиц города (или просто возьмите карту). Объясните ребенку, что он — полицейский, выехавший из пункта А (покажите его на схеме) в пункт Б (тоже покажите). Ребенок должен проехать по маршруту, называя каждый поворот. При этом варианте игры активными словами будут «направо» и «налево». Затем «смените роль»: теперь ребенок — диспетчер, который отслеживает траекторию на карте. В описании маршрута должны появиться слова «вверх» и «вниз».
Игра «Волшебный мешочек»
Сложите в небольшой мешочек различные фигурки — лучше стереометрические (кубик, шарик и др.), но можно и игровые (пирамидки, матрешки и др.). Предложите ребенку на ощупь угадать, что в мешочке.
Развитие пространственного мышления между делом
Необязательно планировать отдельные занятия по пространственному мышлению. Задачи, развивающие этот навык, встречаются на каждом шагу. Иногда нужно просто вовлечь ребенка.
Например, обычные поездки, путешествия, участие в прохождении квестов и маршрутов, играх на поиск кладов не обходятся без работы с картой и ориентации на местности
Обращайте внимание ребенка на то, «где мы находимся» и «как нам добраться до места».. Показывайте ребенку карты: района, города, страны и мира
Их интересно рассматривать вместе с детьми любого возраста. Знакомить с понятиями: континент – страна – город. Удивительно, но детям даже до 6-7 лет бывает не так-то просто уловить отличие.
Показывайте ребенку карты: района, города, страны и мира. Их интересно рассматривать вместе с детьми любого возраста. Знакомить с понятиями: континент – страна – город. Удивительно, но детям даже до 6-7 лет бывает не так-то просто уловить отличие.
В поездке на машине с ребенком помладше включите голосовые подсказки в навигаторе, пусть понаблюдает, как вы ориентируетесь. А ребенок постарше вполне может стать вашим навигатором и проговаривать вам маршрут до точки. Это очень полезно! С детьми выбирайтесь на городские квесты с картой. Да и просто побродить с картой по городу, заранее наметив маршрут, полезно для детей всех возрастов и взрослых.