Развитие просодической стороны речи у детей дошкольного возраста

Литература

1. Архипова
Е. Ф. Клинико-педагогическая характеристика детей со стертой формой дизартрии
//Актуальные вопросы теории и практики коррекционной педагогики. – М., 1997.

. Аркина Е.
А. Дошкольный возраст. – М., 1972.

. Алмазова
Е.С. О возрастных особенностях голоса у дошкольников, школьников и молодежи. –
М., 1973.

. Бадалян Л.
О. Детская неврология. – М.: ООО «МЕД-пресс», 1998.

. Бельтюков
В.И., Салахова А.Д. Закономерности овладения произношением слышащими детьми
//Дефектология. – 1976. – №5

. Бельтюков
В. И. Значение исследований овладения произношением в норме для
сурдопедагогической и логопедической практики //Дефектология. – 1977. – №3.

. Винарская
Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика
раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. – М.: Просвещение,
1987. – 159 с.

. Винарская
Е. Н. Современное состояние проблемы дизартрии // Хрестоматия по логопедии /Под
ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
1997. – Том 1. – С. 268-284.

. Выготский
Л. С. Мышление и речь: Психологические исследования. – М.: Лабиринт, 1966. –
416 с.

. Гуровец Г.
В., Маевская С. И. К генезису фонетико-фонематических расстройств //Обучение и
воспитание детей с нарушениями речи. – М., 1982.

. Гуровец Г.
В., Маевская С. И. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих
стертой формой дизартрии и ринофонией и методы коррекционного воздействия
//Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых /Под ред. В. И. Селиверстова
и С. Н. Шаховской. – М.: Изд-во Моск. гос. пед. ин-та, 1985. – С. 103-114.

. Данилова Л.
А. Методы коррекции речевого и психического развития детей с детским
церебральным параличом. – Л.: Медицина, 1987. – 96 с.

.Жинкин Н. И.
Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. – М., 1966.

. Жукова Н.
С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития
речи у дошкольников. – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. – 320 с.

. Зееман М.
Расстройства речи у детей. – М., 1962.

. Карелина И.
Б. Дифференцированная диагностика стертых форм дизартрии и сложные дислалии
//Дефектология. – 1996. – №5. – С. 10-14.

. Карелина И.
Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств
//Дефектология. – 2000. – №1. – С. 24-26.

. Левина Р.
Е., Никашина Н. А., Спирова Л. Ф. и др. Общее недоразвитие речи //Основы теории
и практики логопедии /Под ред. Р. Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1967. – С.
67-165.

. Лопатина Л.
В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – СПб.: Союз, 2004.

. Лопатина Л.
В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными
дизартрическими расстройствами. – СПб., 2004.

. Лопатина Л.
В. Методика исследования экспрессивной речи детей дошкольного возраста,
страдающих стертой формой дизартрии //Изучение и коррекция речевых расстройств.
– Л., 1987.

. Лопатина Л.
В. Приемы логопедического обследования дошкольников со стертой формой дизартрии
и дифференциация их обучения // Дефектология. – 1986. – №2. – С. 64-70.

Речевые и неречевые симптомы дизартрии

Речевые симптомы:

1) Нарушение голосообразования.

2) Нарушение звукопроизношения (практически всех групп звуков). В зависимости от степени поражения может страдать произношение всех или нескольких согласных. Может нарушаться и произношение гласных звуков (они произносятся неясно, искаженно, часто с носовым оттенком).

3) Страдает так называемая речевая просодика (совокупность ритмико-интонационных средств речи), включающая: тембр (глухой, хриплый, монотонный, сдавленный, тусклый; может быть гортанным, форсированным, напряженным, прерывистым и т.д.); силу голоса; темп; паузу; ритм; модуляцию (ребенок не может произвольно менять высоту тона); логическое ударение; речевое дыхание; интонацию; эмоциональную окраску; полетность голоса; дикцию и общую мелодику речи. Именно просодические компоненты определяют выразительность, разборчивость речи, ее эмоциональное воздействие в процессе общения.

4) Нарушение восприятия фонем (звуков) и их различения. Возникает вследствие нечеткой, смазанной речи, которая не дает возможности сформироваться правильному слуховому образу звука.

5) Нарушение грамматического строя речи и бедный словарный запас.

Неречевые симптомы.

Для дизартрии характерно наличие неречевых симптомов в разной степени осложняющих процесс овладения речью:

1. Парезы и параличи мышц туловища и конечностей, речевой мускулатуры. Из-за парезов ребенок сильно или полностью ограничен в передвижении, что приводит к нарушению зрительно-пространственного представления, так как пространство дети познают «мерой собственных шагов»; парезы речевых мышц мешают нормальному произнесению звуков.

2. Нарушение познавательной деятельности: из-за ограничений вызванными парезами и параличами рук ребенок не может в полной мере заниматься познанием окружающего миры, т.к. держа в руках предметы, поднося их ко рту, пытаясь «попробовать», ребенок получает понимание о поверхностях (гладкая, шероховатая), формах, размерах, температуре (холодный, теплый) и т.д.

Если ребенок не получит представления о различных характеристиках предметов (пространственных, фактурных и прочих), это вызовет сложности и в указании этих характеристик словами. Т.е. ребенок самостоятельно не сможет рассказать дальше или ближе от него находится предмет, какой предмет ниже, какой выше и т.п.

Так же к задержке развития познавательной деятельности ребенка приводят парезы глазодвигательных мышц. В случаях этого вида парезов нарушаются такие функции, как остановка взгляда на предмете, «изучение» его взглядом, «отслеживание» движущегося предмета, быстрый поиск предмета глазами. Это может перейти в специфические нарушения письма и чтения, к сложностям усвоения рисования, геометрии, географии, черчения и др предметов.

3. Эмоционально-волевые расстройства, в зависимости от участка и времени поражения головного мозга имеет разную степень выраженности и особенности проявления

4.Вторичные психические наслоения. Обычно связаны с переживаниями ребенка о его неполноценности.

Все эти симптомы оказывают дополнительное отрицательное влияние на состояние речи ребенка и ход и эффективность коррекционной работы с ним.

Наши специалисты

Цепляева Татьяна Евгеньевна

Руководитель центра. Ведущий специалист. Клинический психолог, нейропсихолог, дефектолог, логопед

Наш центр основан в 2011 году и завоевал доверие родителей далеко за пределами г. Долгопрудный.

Филиал:
Долгопрудный
Лобня
Химки

Подробнее

Бунина Александра Ивановна

Руководитель Лобненского филиала. Ведущий специалист. Дефектолог, логопед, психолог

Имею очень большой опыт работы с детьми с ОВЗ.

Филиал:
Лобня

Подробнее

Горбенко Наталья Николаевна

Руководитель Химкинского филиала. Ведущий специалист. Логопед, дефектолог, специалист по: логоритмике, нейройоге, подготовке к школе.

Мне интересно заниматься с детьми, я считаю, что каждый ребенок уникален, но кому-то для раскрытия требуется чуть больше внимания и организации.

Филиал:
Химки

Подробнее

Иоголевич Татьяна Юрьевна

Логопед

Моя задача сделать занятия максимально полезными, чтобы устранить имеющиеся нарушения и вовремя содействовать в правильном развитии ребенку.

Филиал:
Долгопрудный

Подробнее

Мележик Людмила Владимировна

Логопед, дефектолог, психолог

Работаю с детьми имеющими ментальные нарушения, генетические синдромы, в том числе синдром Дауна, ДЦП, СДВГ, РАС.

Филиал:
Долгопрудный

Подробнее

Логопед

Знаю как превратить сложные и скучные логопедические занятия в интересную игру.

Филиал:
Лобня

Подробнее

Бывальцев Вячеслав Олегович

Остеопат, педиатр

Остеопатическое лечение подходит детям любого возраста, начиная с первых дней жизни.

Филиал:
Долгопрудный

Подробнее

Фатова Анна Андреевна

Логопед, нейропсихолог

Окончила дефектологический факультет МПГУ по направлению “Логопедия с дополнительной специальностью Специальная психология”.

Филиал:
Долгопрудный

Подробнее

Броудо Ирина Валериевна

Логопед

На занятиях всегда создаю атмосферу доверия и уюта, а знания и опыт помогают деткам достигать быстрых результатов!

Филиал:
Лобня

Подробнее

Тишина Ксения Александровна

Логопед

Имею высшее дефектологическое образование, дополненное повышением квалификации (по специальности “учитель-логопед”).

Филиал:
Долгопрудный

Подробнее

Логопед, дефектолог

Свою работу строю на двигательной активности детей.

Филиал:
Лобня

Подробнее

Гергокова Инесса Владимировна

Психолог

Занятия построены в игровом формате, и включают в себя элементы арт-терапии.

Филиал:
Долгопрудный
Лобня

Подробнее

Логопед

Занимаюсь с детьми раннего, дошкольного и школьного возраста.

Филиал:
Долгопрудный

Подробнее

Ершова Людмила Николаевна

Нейропсихолог, психолог

Работаю с детьми, подростками, а также с их родителями. Стаж 30 лет.

Филиал:
Долгопрудный

Подробнее

Иванова Дарья Юрьевна

Нейропсихолог, педагог-психолог, клинический психолог

Работаю с детьми разных возрастов.

Филиал:
Долгопрудный
Лобня

Подробнее

Коробова Елена Витальевна

Специалист по АФК

При составлении комплекса упражнений, учитываю индивидуальные особенности ребенка. Придерживаюсь принципа постепенности: от простого к сложному.

Филиал:
Долгопрудный
Лобня

Подробнее

Ильина Анна Андреевна

Специальный психолог, дефектолог

Главной своей наградой считаю успехи детей, их положительные сдвиги на пути к цели. 
На каждом занятии я доказываю, что развиваться и учиться – это не скучно!

Филиал:
Лобня

Подробнее

Старостина Ольга Александровна

Логопед, нейро-дефектолог

Стараюсь найти к каждому ребёнку индивидуальный подход  и даю ему стартовые возможности, не зависимо от его проблем!

Филиал:
Химки

Подробнее

Колещук Екатерина Валерьевна

Клинический психолог

Мой опыт работы с детьми составляет более 7ми лет. Я работала в детском саду, школе, центре диагностики и консультирования, в центре практической логопедии.

Филиал:
Лобня

Подробнее

Вишневская Татьяна Николаевна

Логопед, дефектолог

Стаж работы учителем – логопедом 8 лет. Имею большой опыт работы со школьниками по коррекции нарушений письма и чтения (в том числе с детьми с ОВЗ).

Филиал:
Химки

Подробнее

Особенности диагностики

Чтобы оценить сформированность просодики логопед обращает особое внимание на следующие компоненты:

  • звукопроизношение;
  • слоговую структуру;
  • силу и длительность выдоха;
  • темп речи;
  • интонационное оформление.

Звукопроизношение влияет на состояние дикции, поэтому специалист обращает внимание на то, произношение какой группы звуков вызывает затруднение у ребенка. Во время проверки слоговой структуры смотрит на четкость произношения всех звуков в слове, особенно со стечением согласных

Чтобы проверить силу и длительность выдоха, специалист предлагает сыграть на духовом инструменте. Также он дает задание на пропевание гласных. Особенно логопед смотрит на состояние связной речи. Меняет ли человек интонацию или его речь монотонная; может ли управлять высотой и силой голоса.

Конечно, логопед проверяет и другие компоненты речи. Логопедическая диагностика должна быть комплексной, чтобы специалист смог определить этиологию нарушения и подобрать подходящие коррекционные упражнения.

Другие виды классификаций

Французский невропатолог Тардье предложил классифицировать дизартрию по тому, насколько окружающие могут понять речь дизартрика. В результате он выделил четыре степени тяжести нарушения:

  1. Нарушения может выявить только специалист.
  2. Проблемы речи заметны окружающим, однако речь понятна.
  3. Ребенка способны понять только люди из его ближайшего окружения.
  4. Речь отсутствует вовсе или она непонятна даже близким ребенка.

Данная классификация очень понятна и удобна. Ее часто в своей работе используют не только логопеды, но и воспитатели, психологи, педагоги.

В логопедической работе также часто применяется деление дизартрии на виды исходя из синдромологического подхода. В этом случае логопед должен работать вместе с невропатологом. Врач определяет ведущий симптом, а педагог выявляет аналогичные дефекты в работе речевого аппарата. 

Использование данного подхода позволило выделить следующие виды дизартрии:

  • спастико-паретическая – при ведущем синдроме спастическом параличе;
  • спастико-ригидная – синдромы спастический паралич и ригидность;
  • гиперкинетическая  – гиперкинезы;
  • атактическая – атаксия;
  • спастико-атактическая – спастический паралич и атаксия;
  • спастико-гиперкинетическая – спастический паралич и гиперкинезы;  
  • спастико-атактикогиперкинетическая – спастический паралич, атаксия, гиперкинезы;
  • атактико-гиперкинетической – атаксия и гиперкинезы.  

Дизартрию делят также на виды исходя из тяжести расстройства. При легкой форме расстройства речи незначительны, часто они заметны лишь при утомлении. Эту форму также называют стертой. 

Легкая форма дизартрии имеет много общего с дислалией. Отличием является лишь то, что у дизартрика наблюдается неврологическая микросимптоматика. 

Средняя степень – непосредственно дизартрия (выраженная), характеризуется явными нарушениями речи, она становится невнятной, смазанной, но в целом остается понятной для окружающих. 

При тяжелой форме дизартрии речь человека невозможно разобрать. Если же произносительная сторона речи невозможна, то такую форму называют анартрией.

Этап автоматизации

Сначала взрослый дает образец, несколько занятий с ребенком отрабатывают умение расставлять паузы и логические ударения. Затем предлагают сделать это задание самостоятельно. Для отработки интонационной выразительности хорошо подходят небольшие театрализованные сценки или пальчиковый театр. Используя эти приемы логопеду проще закрепить навыки интонирования в связной речи.

Для отработки четкой дикции используют чистоговорки и скороговорки. Нужно следить за тем, чтобы все звуки проговаривались четко. В скороговорках, кроме отчетливого звукопроизношения, отрабатывается темп речи. Начинают их проговаривать медленно, постепенно ускоряя темп. При этом скороговорка должна быть понятной окружающим.

Автоматизация просодической стороны может проходить и во время сюжетно-ролевых игр. Для речевого дыхания и высоты голоса стоит петь песни. Этот этап лучше всего проводить на групповых занятиях. Так у детей формируется речевая активность, а навыки интонирования закрепляются быстрее.

Как распознать дизартрию

Несмотря на то, что дизартрия является очень сложным речевым нарушением, она все же поддается коррекции, особенно если речь идет о стертой форме расстройства. 

Распознать дизартрию можно с первых дней жизни ребенка, и родителей должны насторожить такие моменты:

  • при грудном вскармливании слабый захват соска и сосательный рефлекс могут свидетельствовать о слабости мышц артикуляционного аппарата. Молоко вытекает изо рта и даже носа;
  • ребенок позже своих сверстников начинает держать голову (5-7 месяцев), пытаться садиться и ползать (8-11 месяцев), ходить (после 18 месяцев);
  • у ребенка поздно появляется речь, звуки однообразные, артикуляция невыраженная;
  • повышенное слюноотделение. Ребенок не может сглатывать собственную слюну из-за вялых мышц языка, щек и губ. Рот всегда открыт;
  • проблемы с питьем из чашки, пережевыванием пищи;
  • отсутствие предметной деятельности. Малыш не проявляет интерес к игрушкам, его действия с ними неадекватны или не соответствуют возрасту;
  • малыш не реагирует на близких людей, не проявляет радости. Отсутствует улыбка, гуление, двигательная активность ручек и ножек.

В более позднем возрасте о дизартрии может свидетельствовать нарушение дыхания и ритма речи. Ребенок, разговаривая, произносит слова с различной громкостью и интонацией или по слогам. При дизартрии появляется гнусавость. Из-за повышенного тонуса артикуляционных мышц ребенок может уставать в процессе разговора.

Кроме речевых нарушений при дизартрии возникают и двигательные нарушения. Ребенок может слишком сильно или слабо захватывать предметы. Хватательный рефлекс может отсутствовать вовсе. Также страдает пространственное и зрительное и пространственное восприятие. Ребенок не может правильно определить форму и размер предмета, например, при играх с различными сортерами или пирамидками. Возникают трудности при выполнении физических упражнений.

Особенно сильно страдает у детей дизартриков мелкая моторика. Уже давно доказано, что существует взаимосвязь между умением выполнять точные скоординированные движения кистями, становлением речи и психическим восприятием. Недостаточность двигательного отдела головного мозга приводит к тому, что пинцетный захват пальцами ребенку выполнить очень сложно, либо он не выполняется вообще. При стертых формах дизартрического расстройства развитие мелкой моторики помогает быстро «запустить» речь.

Дети, которые имеют в анамнезе патологии, связанные с внутриутробным и родовым периодом, в обязательном порядке наблюдаются у детского невролога

Врач должен обратить внимание на имеющиеся проблемы. Если выраженные отклонения в развитии малыша не наблюдаются, то его снимают с учета. . Дальнейшее наблюдение за состоянием ребенка осуществляется его родителями

При появлении первых тревожных симптомов лучше сразу обратиться к специалистам

Дальнейшее наблюдение за состоянием ребенка осуществляется его родителями. При появлении первых тревожных симптомов лучше сразу обратиться к специалистам.

Дислалия

Дислалия (дис – нарушение, лалия – речь) –  есть нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Дислалия подразделяется на механическую ( связанная с повреждением или аномальным развитием органов артикуляции в результате травм или привычки сосания пальца) и функциональную (не связанная с подобными повреждениями).

Нарушениям строения артикуляционного аппарата относится неправильное строение челюстей, (неправильный прикус), зубов, неба (слишком высокое, слишком низкое, расщелина), языка (массивный, слишком маленький, укороченность подъязычной связки).

При своевременно оказанной логопедической помощи, дислалия быстро и безвозвратно компенсируется у детей. У взрослых также, прогноз хороший.

ПРИМЕРы из ПРАКТИКИ

Николай, 26 лет. Обратился с нарушением звукопроизношения звука «Р, Рь» произносил правильно. Проведено 4 занятия. Мы не ожидали такого быстрого и стремительного результата, Контрольный сеанс через 3 месяца подтвердил полную автоматизацию звука. Занимался много самостоятельно.

Сергей, 22 года. Обратился по поводу нарушения звукопроизношения «Р,Рь». Причиной нарушения являлось: неправильный прикус, укороченная подъязычная связка. После операции по подрезанию уздечки и коррекции прикуса проведен курс логопедических занятий (10 занятий) в результате – полная автоматизация звуков в самостоятельной речи.

Причины развития дизартрии

Дизартрия развивается в результате органического поражения центральной нервной системы. Патология может возникнуть в разные периоды жизни человека. Но современные исследования показали, что примерно в 80% случаев она является врожденной. То есть, поражение мозга происходит в момент внутриутробного периода жизни. 

К основным причинам развития врожденной патологии можно отнести:

  1. Вирусные и инфекционные заболевания матери.
  2. Почечная недостаточность, а также патологии сердца и сосудистой системы у женщины.
  3. Травмы во время беременности, причем, как физические, так и психологические.
  4. Радиоактивное облучение беременной женщины.
  5. Конфликт резус-фактора и несовпадение групп крови у матери и плода.
  6. Сильные интоксикации, в том числе алкоголем, никотином и наркотиками.

Наибольшую опасность для плода вышеперечисленные факторы имеют в первые три месяца беременности.

Патология может возникнуть и в момент родов. Ранее именно родовые травмы считали основным фактором развития дизартрии. Однако современные исследования позволили проблемные роды отнести к вторичным факторам, которые усугубляют имеющиеся у плода патологии. Первичной причиной можно считать лишь неудачное использование медперсоналом средств родовспоможения. Полученные в результате врачебной ошибки травмы головного мозга могут привести к развитию ДЦП и других патологий.

Нарушение моторной функции речевого аппарата может возникнуть у ребенка, родившегося вполне здоровым. Дизартрия может возникнуть в результате перенесенной нейроинфекции, отравления (сильной интоксикации), травмы головного мозга или онкологических патологий ЦНС. У взрослых людей дизартрия может быть обусловлена перенесенным инсультом.

Коррекция дизартрии ведется сразу по двум направлениями. Прежде всего, необходимо восстановить работу ЦНС, насколько это позволяет степень ее поражения. Этим занимается врач-невропатолог. В то же время дефектолог или логопед осуществляют логопедическую работу, которая направлена на нормализацию работы артикуляционного аппарата.

Логопедические технологии в коррекции просодических нарушений у детей с дизартрическими расстройствами

Дизартрия — нарушение речи, затрагивающее ее произносительную сторону при недостаточной иннервации речевого аппарата. Установлено, что дизартрия имеет неврологический статус, тем не менее, выделение клинических форм у детей при дизартрии является условным.

С каждым годом количество детей с дазартрией увеличивается, усложняется структура дефекта и перед логопедом всегда стоит задача поиска наиболее эффективных методов коррекции просодических расстройств. Знание современных технологий коррекции просодических нарушений при дизартрии позволит специалистам значительно повысить эффективность коррекционного воздействия.

Внешне нарушения речи дизартрического характера у детей могут встречаться и без явных признаков паралича, психомоторные функции развиваются нормально или с некоторой задержкой. Структура дефекта представлена нарушением звукопроизношения и просодики. Как наиболее выраженный компонент экспрессивной речи просодика являет собой «систему фонетических средств», реализующихся на слоговом, словесном, синтагмальном, фразовом уровнях. Просодическая сторона речи при дизартрии проявляется нарушением голосообразования, дыхания, темпа речи, интонационных характеристик.

Авторы статьи представили некоторые технологии по коррекции просодической стороны речи при дизартрии, учитывающие симптоматику нарушения. Работы направлены либо на коррекцию одного из компонентов просодики либо на всю просодическую составляющую речи.

Методика дифференцированного логопедического воздействия с учетом механизма нарушения, предложенная Мохотаевой М.В., предполагает использование  музыкотерапии. Она способствует преодолению дыхательных, артикуляционных, слуховых, голосовых нарушений, снижению речевой тревожности.

Вопрос реализации логопедических технологий по коррекции ритмической организации речи у дошкольников при дизартрии рассмотрен в работах Филатовой Ю.О., Гончаровой, Н.Н. и Прокопенко Е.В. Ритм речи является результатом координированной работы дыхания, голоса и артикуляции. Авторами показано повышение качества ритмической составляющей речи в процессе реализации технологии двигательного обучения в соответствии с ее этапами: моторный ритм, музыкальный ритм, речевой ритм; развитие слогового, словесного и синтагменного ритмов. По их мнению, привлечение родителей к логоритмическим занятиям повысит эффективность коррекционной работы.

Щербак С.Г. рассматривала вопрос развития просодики в общем контексте формирования устной монологической речи детей с минимальными дизартрическими расстройствами (МДР). Просодия представлена с точки зрения 3-х компонентов реализации языковых средств: лингвистического, лингво-когнитивного, коммуникативно-когнитивного. Дискурсивные практики, стимулирующие интонацию, паузу, темп, введенные автором в традиционную методику, показали высокие результаты по развитию лингвистического компонента речи (артикуляционный темп, голосовые функции); коммуникативно-когнитивного (использование интонационных средств, логического ударения, мелодики контура высказывания).

Одна из современных логопедических технологий – фонологоритмика — образует слияние фонетической ритмики и логоритмики (для лиц с ТНР, имеющих дизартрические нарушения и другие клинические формы в их первичных структурах). Караулова Е.В. доказывает эффективность применения практических аспектов фонологоритмики на максимально возможном уровне для нормализации мышечного тонуса, ритмичности и пластичности движений, владения голосовыми характеристиками по силе, высоте; владения тембром голоса в зависимости от заданной речевой ситуации.

Логопедические технологии, рассмотренные авторами статьи, базируются на классических методиках с применением новых технологий. В них прослеживается поэтапность коррекционного воздействия: от базовых умений до автоматизированных навыков с включением их в самостоятельный коммуникативный процесс. Логоритмические и фонологоритмические технологии позволяют одновременно развивать моторные и речевые функции, их координированную работу, подчинение единому ритму, что в свою очередь оказывает положительное воздействие на просодическую сторону речи.

 Часть 3. Выпуск 13(65)2020

Метки: логопедия, методы реабилитации, научные исследования, развитие речи, реабилитация

08.07.2020

Преодоление дизартрии

Исправление у детей дизартрии предполагает комплексный подход, т.е. совместные усилия логопеда, невропатолога, психолога.

Невропатолог обеспечивает медицинское наблюдение (назначает медикаментозное лечение, ЛФК, массаж и др.); психолог обеспечивает развитие познавательной и эмоционально-личностной сторон психической деятельности; логопед занимается коррекцией всех сторон речи ребенка.

Внимательные родители могут заметить нарушение речи у своих детей уже в раннем возрасте. Это позволит своевременно обратиться к нужным специалистам и помочь ребенку преодолеть его проблемы.

В раннем периоде развития ребенка эти нарушения проявляются следующим образом:

В грудном возрасте, из-за пареза мышц языка, губ, затруднено грудное вскармливание – к груди прикладывают поздно (3-7 сутки), отмечается вялое сосание, частые срыгивания, поперхивание. Часто ребенку трудно жевать твердую пищу, полоскать рот.

На раннем этапе развития речи у детей может отсутствовать лепет, появляющиеся звуки имеют гнусавый оттенок, первые слова появляются с опозданием (к 2-2,5 годам).

При дальнейшем развитии речи грубо страдает произношение практически всех звуков.



Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на консультацию или занятие можно по телефону (812) 640-90-77, а так же заполнив форму ниже.

Часть 3. Дизартрии. Клинические формы дизартрии у взрослых.

   Дизартрии представляют собой сложные нарушения речи, включающие расстройства звукопроизношения и просодики.  Степень нарушений устной речи при дизартрии может быть самой различной: от еле уловимых слухом особенностей звукопроизношения, до полной невозможности экспрессивной речи. Знание клинической картины данных нарушений позволяет своевременно определить комплекс мероприятий  логопедической  помощи.

Логопед — афазиолог должен знать:

  • современную классификацию, клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения нарушений речи, протекающих в типичной форме у различных возрастных групп и при различных нозологиях;
  • методы диагностики и диагностические возможности методов непосредственного нейропсихологического исследования больного;
  • клинику нарушений речи при основных видах дизартрий;
  • особенности проведения нейропсихологического обследования у пациентов, перенесших инсульт, черепно-мозговую травму или нейрохирургическое вмешательство;
  • основы мультидисциплинарной нейрореабилитации;
  • особенности клинически проявлений различных видов дизартрий;
  • провести дифференциальную диагностику дизартрии;
  • показания, противопоказания для различных видов коррекции при дизартриях;
  • основы организации мультидисциплинарной реабилитации больных в современных условиях.

 Логопед  — афазиолог должен уметь:

  • поставить предварительное логопедическое заключение – синтезировать информацию о пациенте с целью определения нарушенного нейропсихологического фактора, нейропсихологического синдрома, установления  заключения;
  • заполнить заключение обследования, записать план по восстановительному обучению при дизартриях;
  • определить путь введения, оценить эффективность и безопасность проводимого восстановления;
  • наметить объем дополнительных обследований в соответствии с прогнозом развития болезни, для уточнения диагноза и получения достоверного результата;
  • составлять программы диагностического обследования, использовать основные исследовательские методы (нейропсихологическое обследование) с целью анализа специфики нарушений речевой деятельности;
  • собрать анамнез заболевания, приведшего к нарушению речи;
  • иметь представление о нейровизуализационных методах обследования с целью уточнения диагноза основного заболевания;
  • установить заключение при дизартрии;
  • применять выше перечисленные знания для решения научных и практических задач;
  • определить алгоритм речевой реабилитации пациента неврологического профиля.

Логопед — афазиолог должен владеть:

  • основными подходами к анализу методологических проблем восстановления речи в современной афазиологии, приемами выбора и адаптации методов и методик исследования и восстановления;
  • навыками планирования восстановительного обучения;
  • правильным ведением протокола обследования;
  • методами нейропсихологического обследования;
  • интерпретацией результатов обследования;
  • алгоритмом постановки логопедического заключения;
  • понятийным аппаратом, приемами и методами восстановительного обучения;
  • определения первичных и вторичных нарушений для решения задач профилактики и коррекции;
  • методами исследования, диагностики, профилактики и коррекции различных форм нарушений речи;
  • современной отечественной классификацией дизартрий;
  • методами коррекции различных форм нарушений ВПФ, используя стратегии поведенческих тренингов, использование БОС.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий