Дидактические игры по звуковой культуре речи в старшей группе

Познавательные игры для детей старшей группы

Познавательные игры направлены на развитие любознательности, стремления получать новые знания, умения совершать познавательные действия, а также на формирование представлений об окружающем мире.

Игра «Сгруппируй по признаку»

Цель: учить детей группировать предметы по существенному признаку, развивать логику.

Для игры понадобится 15 – 20 разных предметов. Их нужно положить на стол перед детьми, а затем предложить отобрать только те предметы, которые обладают одинаковым свойством:

  • металлические;
  • деревянные;
  • круглые;
  • съедобные;
  • красные;
  • маленькие;
  • которые нужны для школы и т.д.

Задание можно предлагать отдельному ребенку или целой группе детей.

Игра «Что напутал Незнайка?»

Цель: расширять кругозор детей, их познания об окружающем мире; развивать логику и мышление, учить находить несоответствия.

Вариантов игры несколько. Можно предложить детям рассмотреть картинки, которые нарисовал Незнайка, и найти на них ошибки. Можно попросить участников прослушать описание предметов и определить несоответствие. Например: «У утенка маленький хвост, длинные уши, желтый пух и большие лапы».

Игра «Собери гусеницу»

Цель: учить детей обобщать, выбирать группы предметов по обобщающему слову, развивать внимательность.

Для игры нужно подготовить шаблоны головы гусеницы и предметные картинки круглой формы (по бокам каждой картинки сделать отверстия для шнурка). Все картинки положить в центр стола.

Детям дается задание — собрать гусеничку, которая собирает одежду (посуду, растения и т.д.). Можно разделить участников игры на группы и каждой дать отдельное задание. Дети должны отобрать нужные картинки, а затем соединить их между собой с помощью шнурка.

Применение игр для развития ЗКР

Ведущим видом деятельности у детей среднего дошкольного возраста является игровая. Поэтому развитие речевой культуры должно происходить в соответствующей форме.

Что развивают игры по ЗКР?

Истоки неправильной речи закладываются еще до рождения ребенка, а также в период его роста в раннем возрасте. Перед тем, как приступить к упражнениям, необходимо развивать и мелкую моторику руки. Развитие мышц верхних конечностей сильно влияет на речь.

Звуковая культура речи

Задачи развития культуры речи:

  • правильное произношение звуков и решение логопедических проблем;
  • постановка хорошей дикции;
  • развитие силы голоса и умения управлять темпом, громкостью речи;
  • формирование уверенности в себе, в своих коммуникативных навыках;
  • формирование фонематического восприятия;
  • развитие органов дыхания;
  • развития интонационных средств.

Игровые приемы включаются в различные виды деятельности детей. Педагог должен способствовать развитию речевой культуры в течение всего дня в саду: в режимных моментах, в непосредственной образовательной деятельности, на прогулках, досуговых мероприятиях и т.д.

Существует определенная последовательность развития речевой культуры:

  • развитие фонематического слуха;
  • уточнение и закрепление звука;
  • закрепление звуков в словах;
  • подбор слов по заданному звуку.

Развитие фонематического слуха

Данная последовательность применяется в средней группе. При этом упражнения всех четырех этапов нужно повторять весь учебный год.

Анализ занятия по обучению грамоте

Чтобы составить полное впечатление о достижении целей, задач на занятиях любой образовательной направленности, а также для оценки целесообразности использования методических приёмов, самим педагогом или коллегами проводится анализ урока.

Анализ занятия показывает не только образовательный прогресс детей, но и педагогическое мастерство воспитателя

Алгоритм проведения мониторинга

Для полного анализа следует придерживаться следующего плана:

  1. Указание количества присутствующих детей, темы, даты.
  2. Оценка готовности к занятию (подготовлены ли атрибуты, принадлежности и т. д.), а также уместность использования мотивационных приёмов.
  3. Определение соответствия целей и задач занятия приёмам и видам деятельности, использованным на нём (особый акцент на речевые приёмы).
  4. Оценка методической оправданности структуры занятия (сюда относится уместность сюжета занятия, выбранного героя).
  5. Оценка успешности работы выбранных приёмов взаимодействия с детьми (например, при помощи игры ребёнок, у которого не получался звуковой анализ слова, справился с заданием), а также отведённого на них времени.
  6. Анализ речи педагога: темпа, громкости и выразительности. Эти показатели очень важны для обучения интонационному выделению ударения в словах.
  7. Определение эмоциональной атмосферы на уроке, в том числе и создание ситуации успеха для малышей, то есть осуществление индивидуального подхода.
  8. Перечисление недостатков и путей их устранения. Вторая часть этого пункта является ключевой для самоанализа.
  9. Общий итог анализа.

Игры для художественно-эстетического развития

Такие разновидности игр направлены на формирование у детей умения воспринимать и понимать произведения искусства, развитие эстетического вкуса и собственного творческого потенциала.

Игра «На что похожи облака»

Цель: развитие фантазии, умения воспринимать объекты.

Для игры нужно подготовить карточки с изображением облаков разной формы. Эти карточки раздаются детям. Им нужно рассмотреть изображения и сказать, на что похоже облако.

Эту игру можно проводить во время прогулки, предлагая дошкольникам посмотреть на небо и описать облака. Еще один вариант игры: воспитатель называет любой предмет, а дети должны нарисовать похожее на него облако.

Игра «Подбери по цвету»

Цель: развивать цветовосприятие, учить детей различать цвета и их оттенки.

Суть игры заключается в необходимости распределять предметы на группы в соответствии с их цветом. Вариантов такой игры много.

1 вариант. Подготовить фишки разного цвета и коробочки, которые им соответствуют. Фишки перемешивают, а ребенок раскладывает их по коробочкам. Вместо коробочек можно использовать пакеты от сока с закручивающей крышкой. Дно у пакета надрезают, чтобы его можно было приоткрывать. Крышечки разукрашивают в разные цвета. Для игры используют разноцветные шарики.

2 вариант. На плакате нарисовать несколько девочек, одинаковых, но с разными цветами шапочек. К плакату прилагается несколько шаблонов зонтиков, которые окрашены в разные цвета. Необходимо для каждой девочки подобрать соответствующий зонтик. Можно сделать подобную игру на тему «Цветы – бабочки», «Гномик – домик» и т.д.

Игра «Разрисуй тарелку»

Цель: учить воспринимать объекты декоративно-прикладного искусства; учить создавать геометрические орнаменты, развивать художественный вкус.

Для игры нужно подготовить презентацию по теме «Декоративные тарелки», макет тарелки и набор геометрических фигур. Сначала детям предлагается просмотреть презентацию и рассказать, какое впечатление осталось от увиденного, какие образцы наиболее запомнились.

Далее воспитатель сообщает о том, что дети могут сами попробовать стать художниками и украсить тарелку на свой вкус

Он может обратить внимание на то, что в орнаменте рисунок должен повторяться

В ходе игры дети выбирают любые геометрические фигуры и раскладывают их на макете. Далее проводится выставка полученных работ.

Конспект занятия по обучению грамоте для старшей группы «Согласный звук К (К’). Буква К. Предложение»

Автор занятия: Пашкова Светлана Сергеевна, воспитатель МБДОУ «Ергачинский детский сад».

Цель:

Расширять словарный запас ребенка, словами со звуком К(К’); упражнять детей в прочтении слов разной структуры; развивать связную речь описательного характера; отрабатывать разные интонации для передачи своих чувств; упражнять в составлении предложений с разными знаками препинаниями.

Упражнение на внимание. Чтение стихотворения

(стихотворение читается два раза)

(стихотворение читается два раза)

Вот сколько на К я сумею назвать:Кастрюля, кофейник, коробка, кровать,Корова, квартира, картина, ковер,Кладовка, калитка, комод, коридор…

Ой, хватит! И буква ведь может устать!

— Назовите слова со звуком К(К’), которые запомнили.

— А сейчас давайте все вместе повторим это стихотворение (повторение 2-3 раза, с целью заучивания).

РУ КУ ЛУРА НА ША

РЫ КА МА

Давайте прочитаем эти слоги.

Составление предложения

Детям предлагается ряд слов и знаков препинания (на доске): «Ромы У мак рос.!?» Составляется предложение, используя разные знаки препинания, прочитываем предложения. Затем аналогичная работа выполняется индивидуально.

Составление схемы предложения

После составления и прочитывания предложений индивидуально, предложить детям составить схему полученного предложения, обратить внимание детей на предлог «У», он является словом и обозначается также

Физминутка «Где мы слышим букву К»?

Где мы слышим букву «К»?(Дети прикладывают ладини к ушам и «прислушиваются»)

В слоге «ко» и в слоге «ка»,(Покачивают коловой)

В слове «кит» и в слове «кот»,В слове «ток» и в слове «крот».

(Ставят руки на пояс и поворачиваются влево-вправо)

В слове «крошка»,(Наклоняются)

В слове «кладь»,(Подпрыгивают)

Много где — не сосчитать!(Выпрямляются, поднимают руки над головой, потягиваются)

Фронтальная работа. Дидактическая игра «Составь, прочитай и опиши»

Воспитатель загадывает загадки, дети разгадывают и отгадки составляют из букв азбуки большого формата на доске. Дети читают слово и рассказывают все, что знают об этом животном, предложить изобразить животное

Загадки

Загадка про кошку

У порога плачет,Коготки прячет,Тихо в комнату войдет,Замурлычет, запоет.

(кошка)

Загадка про мышку

Эта маленькая крошкаРада даже хлебной крошке.Потому что до темнаВ норке прячется она.

(мышка)

Загадка про слона

У этого крошкиСтолбики –ножки,Глаза-поварешки,А ушки покудаС столовое блюдо.

(слон)

Загадка про сахар

Он тверд и бел,Как будто мел,И ты его немало съел.

(сахар)

(Предложить детям попробовать сахар рафинад).

Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Слон»

(с целью дополнения знаний о животных)

У одного индейца был слон. Хозяин дурно кормил его и заставлял много работать. Один раз слон рассердился и наступил ногою на своего хозяина. Индиец умер.

Тогда жена индийца заплакала, принесла своих детей к слону и бросила их слону под ноги. Она сказала: «Слон! Ты убил отца, убей и их». Слон посмотрел на детей, взял хоботом старшего, потихоньку поднял и посадил его себе на шею.

И слон стал слушаться этого мальчика и работать на него. Почему слон так поступил?

Итог занятия

Какой звук мы повторили? (К, (К’)) Звук К (К’) обозначается буквой К. Теперь давайте каждый назовет слово с данным звуком. Слова придумали, молодцы. Сейчас составим предложения с данным словом, используя разные знаки препинания.

https://youtube.com/watch?v=QYbrUHMpkLU

Скачать конспект занятия по обучению грамоте «Буква К»

В 1930 году в американский прокат вышел фильм «Песня мошенника» (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев …

Читать дальше…

Как провести занятие по звуковой культуре речи в старшей группе

В старшем дошкольном возрасте дети могут связно выражать свои мысли в правильно построенных предложениях. Нужно стремиться к тому, устные ответы детей содержали не только логическую последовательность, а были оформлены с правильной интонацией, произнесены отчетливо и внятно.

На речевом занятии «Звуковая культура речи» в старшей группе

Дошкольники понимают многозначность слов, могут подбирать синонимы. Они читают стихи, соблюдая вопросительную или восклицательную интонацию. Все эти упражнения используются для формирования связной речи ребенка.

Развитие речи для последующего обучения грамоте в старшей группе

К шести годам ребенок полностью овладевает произношением звуков, но орфоэпические ошибки в речи детей наблюдаются часто. Поэтому в старшей группе и проводятся занятия по развитию речи, задачи которых могут быть следующими:

  • укрепить артикуляционный аппарат дошкольника;
  • научиться четко выговаривать в словах свистящие и шипящие звуки;
  • различать произношение похожих звуков;
  • развивать фонематический слух: определять, где стоит слог, произносимый с большей силой.

Важно! Логопеды называют звуки — , — , — , — , — , — , — , () – , — считаются трудными, потому что разница в произношении парных звуков малозаметна. Восприятие звуков на слух связано с укреплением артикуляции речевого аппарата и усвоением правильного произношения. Работа воспитателя в этом направлении построена по определенному принципу:

Работа воспитателя в этом направлении построена по определенному принципу:

Восприятие звуков на слух связано с укреплением артикуляции речевого аппарата и усвоением правильного произношения. Работа воспитателя в этом направлении построена по определенному принципу:

  • упражнения в различении звуков на слух при произношении их в случайном порядке;
  • ребенку предлагается назвать слова с оппозиционными звуками, произнести их в определенном порядке;
  • задания на подбор слов, относящиеся к разным частям речи.

Заключительным этапом будут задания по построению собственных высказываний.

Я рассказываю

План-конспект занятия на тему «Встречаем птиц» в старшей группе

Цель:

познакомить детей с весной как временем года, жизнью птиц в этот период; воспитывать трепетного отношение к пернатым; развивать внимание, учить запоминать информацию. развитие речи дошкольника. Ход занятия

Ход занятия

  1. Воспитатель читает стихотворение-загадку о весне. Показывается репродукция картины о весне, дети должны назвать признаки весны, мотивировать свой ответ. Определить, какие звуки весенние звуки можно услышать в музыке.
  • Лингвистическая игра «Дополни предложение»;
  • Игра «Птичья весна»: воспитатель задает детям вопросы о птицах.
  • Беседа «Чем похожи все птицы?»;
  • Игра «Назови, кого не стало» (с фланелеграфа убирается изображение птицы).
  1. Физкультминутка

Развитие словарного запаса (О чем загадка? Зачем птицы строят домики? Определить правильную последовательность картинок и составить рассказ).

  1. Итог занятия: ребята открывают волшебную шкатулку.

Помогают усваивать материал презентации о птицах.

Обратите внимание! В целях эффективного использования время урока необходимо проводить беседы о птицах, экскурсии в природу — встречать птиц, сделать поделки из природного материала. Формирование грамматического строя речи у дошкольников. Формирование грамматического строя речи у дошкольников

Формирование грамматического строя речи у дошкольников

Структура речевого занятия в ДОУ

Открытое занятие по звуковой культуре речи может быть построено следующим образом:

В помощь воспитателю

  1. Вводная часть воспитатель должен дать мотивацию всего занятия. Это можно сделать от лица литературного персонажа. Персонаж-помощник обрисовывает проблемную ситуацию, решение которой дети будут находить в парах, группах. Такой подход подталкивает детей к размышлениям, учит их соотносить свое мнение с другими.
  2. В ходе занятия используются различные приемы — наглядные, практические. После каждой части занятия проводится анализ деятельности детей от лица персонажа-помощника. Если ребенок не справился с целью, воспитатель нацеливает его на дальнейшую неделю тематических занятий.
  3. В течении всего занятия дети много говорят, к этому их побуждает воспитатель, задавая самые различные проблемные вопросы.

Важно! В структуре речевого занятия в ДОУ должны четко прослеживаться 3 части

Игры

Интересных игр для обучения чтению детей 6-7 лет много. Мы собрали самые увлекательные, те, которые обязательно понравятся дошколятам. Скачайте задания с сайта, распечатайте на домашнем принтере и занимайтесь.

Учим буквы

Задача дошкольника: найти картинки на определенную букву.

Подбирать изображения нужно правильно: простые, понятные и знакомые детсадовцу.

Начать можно с таких:

Малыши могут играть индивидуально или в парах. На 2-3 уроке, после знакомства с несколькими буквами, можно устроить соревнования.

Читай по первым буквам

Игра необычная, но очень эффективная для развития скорости мышления, чтения в будущем. Малышу нужно вспомнить название предметов, выделить первую букву в слове и произнести только ее, положив на картинку карточку с буквой.

Например, возьмем первую строку на бланке. Лиса- Елка- Солнце. У дошкольника должен получиться ЛЕС.

Для разнообразия распечатывайте картинки для каждой пары учащихся, а не на класс. Постепенно усложняйте игру. Давайте детям слова их 4-5 букв.

Найди букву

Ребенку предлагаются дидактические карты, где буквы перемешаны, напечатаны разными шрифтами и форматами. Задача дошкольника найти нужный знак и обвести его карандашом.

В качестве дополнительного упражнения: можно придумать еще пару слов на заданную букву, найти предметы в комнате, названия которых начинается на них. На занятие используйте такие веселые карточки.

Собири слова из букв

Цель игры: поставить буквы в нужном порядке, подписать картинку.
Ребенок называет правильное слово, потом прислушивается к себе и подбирает буковки для записи в клеточках.

Читаем слоги

Создавать раздаточный материал нужно вместе с ребятишками. Потребуются картинки с изображением животных, пару листов чистой бумаги, карандаши. Под каждым слогом спрятан “сюрприз”.

В процессе игры ребенок ориентируется на ассоциации со звуками животных, учит буквы и чтение слога. Игра подходит для малышей от 4 лет.

Настольные игры

Это могут быть ходилки, лото, самодельные карточки для складывания в определенном порядке. Лучше всего дети воспринимают именно бродилки по настольному полю. Игра увлекает, для выполнения шагов нужно уметь читать слоги или учиться буквам в процессе.

Распечатайте для занятия такие ходилки:

Для определения последовательности хода и количества шагов детям потребуются кости и знание счета. Взрослым придется немного помогать малышам, чтобы они не запутались и играли по правилам.

Читаем вместе

Увлекательная игра, которая понравится взрослым и детям. На листе напечатан текст, некоторые слова зашифрованы картинками. При прочтении нужно вставлять их словами, чтобы нить повествования не потерялась

Во время игры малыш развивает внимание, навык чтения, лексический запас

Как индивидуализировать задания

Речевое развитие — процесс индивидуальный, а значит, и связанное с ним обучение грамоте также может у разных детей происходить не одинаково: кто-то хорошо идентифицирует все звуки в слове, а кто-то с трудом называет первый. В этом случае педагогу необходимо стараться индивидуализировать задания.

В своей практике я столкнулась с проблемой, когда несколько детей не могли определять количество слогов в словах. Им я предлагала такое задание: давала 3–4 карточки с изображением зверей (например, волк, лиса, собака) и 3–4 картинки с изображением построек. В одной было одно окно, во второй два, в третьей три. Ребята должны были сосчитать окна и гласные в словах — названиях животных, соотнеси их и так найти хозяев домам.

Кроме того, индивидуализировать работу с детьми можно при помощи:

  • дополнительных заданий тем, кто выполняет основные задачи очень шустро,
  • заучивания (или пересказа) текстов для малышей с замедленным темпом речи или небольшим запасом слов,
  • привлечения малоотвечающих, стеснительных ребят к подготовке помещения к занятию, то есть раскладыванию материалов на столах, подготовки рабочих мест (это даёт малышам прочувствовать свою значимость, а значит испытать ситуацию успеха).

Индивидуализация, безусловно, включает и работу один на один

Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе.Тема: «Воспитание правильного произношения звуков С и Ш в активной речи детей».

Тема: «Веселая прогулка».

Цель: способствовать формированию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательная: закрепить правильное звукопроизношение звуков с и ш изолированно, в словах и фразах

Развивающая: продолжать развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание.

Воспитательная: продолжать воспитывать умение слушать друг друга.

Материалы и оборудование: разрезные картинки: кота Матроскина, пес Шарик, Язычок, кубик с заданиями, мяч, карточки с заданиями, компьютер, колонки, файлы с чистоговорками.

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Посмотрите ребята, к нам сегодня пришло много гостей, поздоровайтесь.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, сейчас я вам расскажу интересную историю. Жил-был Язычок в своем домике. Проснулся он рано утром, умылся, почистил зубы верхние, нижние. Открыл окошко, посмотрел, какая погода. Увидел Язычок, что погода хорошая и решил прогуляться. Увидел Язычок улыбку и трубочку и начал тянуть губки.

Дети выполняют артикуляционные упражнения (в стихах).

«Улыбка – трубочка»

– Тянем губы мы к ушам,

Улыбнемся малышам.

А теперь сужаем губы,

Словно дуем, дуем в трубы.

– Посмотрел Язычок по сторонам, увидел, что ребята с горки катаются.

«Качели»

– Эх, раз! Еще раз!

Мы качаемся сейчас

Вверх, вниз мы летим,

Тормозить мы не хотим.

Покачался он на качелях вместе ребятишками и пошел к себе домой. Решил он попить чаю из чашечки.

«Чашечка»

– Мы чаек горячий

Будем пить на даче.

Чашечку мы держим,

Крепче, крепче, крепче.

Скрылось солнце за горой. Дверь он запер на замок, лег в кроватку и умолк. Давайте и мы с вами расслабимся и отдохнем.

«Нам пора передохнуть»

Нам пора передохнуть,

Потянуться и вздохнуть

(глубокий вдох и выдох)

Покрутили головой,

И усталость вся долой.

  1. Основная часть.

     Воспитатель: Язычок у нас жил в деревне Простоквашино. Он давно не видел своих друзей, Матроскина и Шарика, и вот однажды он пригласил их в гости. (Воспитатель вставляет картинки Матроскина и Шарика). Пришли они в гости не с пустыми руками, у Матроскина был красивый синий воздушный шар, у Шарика велосипед. Но к несчастью у Матроскина шарик сдулся , а у Шарика спустило колесо . Но не стоит огорчаться мы сейчас надуем шарик и накачаем шину колеса.

Воспитатель: – Как вы думаете, какие звуки мы сегодня будем закреплять?

Ответы детей.

Воспитатель: – Правильно и . Сегодня на занятии мы будем различать эти звуки, слышать и проговаривать.

Игра «Замени звук»

Воспитатель: я вам буду кидать мяч и буду говорить слог со звуком , а вы замените на звук , например са – ша.

Со – Шо      Су – Шу       Сы – Шы     Си – Ши

– Ребята, давайте встанем в круг и поиграем в игру «Звуковой кубик».

Физминутка 

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик,

Раз-сюда, два-туда

Повернись вокруг себя.

Раз-присели, два-привстали

Раз, два заниматься нам пора!

     Игра «Звуковой кубик» Дети встают вкруг и по очереди бросают кубик на пол, и если на грани кубика выпадает картинка с шариком – дети придумывают слова со звуком , а если выпадет картинка с насосом – дети придумывают слова начинающие со звука .

Воспитатель: Что-то наши друзья заскучали, давайте вместе песенки споем.

Са-са-са – это хитрая лиса

Су-су-су – и живет она в лесу

Сы-сы-сы – много дела у лисы

Со-со-со – она крутит колесо

Ша-ша-ша – наша Маша хороша

Шо-Шо-Шо – рисует Маша хорошо

Шу-шу-шу – свежим воздухом дышу

Ши-ши-ши – каши ешьте малыши

Игра «Исправь ошибку»

Воспитатель: Внимательно послушайте предложения, и найдите ошибку.

Мама положила кассу – Мама положила кашшу

У Вадима красивая массинка – У Вадима красивая машшинка

Максим надел ссорты – Максим надел шшорты

У Вани рыжая косска – У Вани рыжая кошшка

– Молодцы дети! Ой, как интересно Матроскину и Шарику.

Ответы детей.

     III. Итог занятия.

Воспитатель: Какие вы у меня молодцы! Матроскин говорит ребята, что им пора уже домой. Зато что вы надули ему шарик, а Шарику накачали шину, они дарят вам свои картинки-раскраски. (Дарит раскраски кота и пса). Давайте скажем до свидания, и приходите к нам еще в гости.

Дети: До свидания!

Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе «Воспитание правильного произношения звуков С и Ш в активной речи детей». 

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий