«Пролетая над гнездом кукушки»: история бунтаря-психопата

Краткое содержание фильма Пролетая над гнездом кукушки

Действие картины происходит в 60-х годах. Так как события развиваются в психиатрической лечебнице, основные персонажи фильма – медицинский персонал клиники, среди которых сестра Милред Рэтчед и санитар Вашингтон, а также пациенты:

  • Рэндл Патрик Макмерфи – преступник, обвиняемые в изнасиловании;
  • Вождь Бромден – индеец, прикидывающийся глухонемым;
  • Билли Боббит – юноша, страдающий от заикания;
  • Чарли Чесвик – один из самых робких и боязливых пациентов.

Чтобы лучше понять, в чем заключается в драме Пролетая над гнездом кукушки смысл показанного, нужно кратко вспомнить основные моменты сюжетной линии.

Рэндла Макмерфи помещают в мужское отделение лечебницы для проведения психиатрической экспертизы. Герой настроен оптимистично и намеревается избежать наказания, симулировав психическое расстройство. Но неожиданно для себя он сталкивается с жесткими порядками клиники, за исполнением которых строго следит медсестра Рэтчед.

Свободолюбивый Рэндл возмущен обращением персонала с пациентами. Решив внести разнообразие в унылое «царство», Макмерфи:

  • устраивает карточное состязание, где в качестве приза выступают сигареты;
  • проводит голосование для получения разрешения пациентам смотреть телевизор в неурочное время;
  • подбивает новых друзей самовольно покинуть больницу, отправившись на катере рыбачить;
  • учит Вождя играть в баскетбол.

Позже Макмерфи узнает, что большинство пациентов находятся в лечебнице добровольно. От санитара Вашингтона ему становится известно, что нахождение в больнице может продлиться на долгий срок, все зависит от воли медиков. Это наводит героя на мысль сбежать из клиники.

Подготовка к побегу

В один из дней у Чесвика случается истерика из-за отсутствия сигарет. На Макмерфи, пытающегося достать сигареты для Чарли, набрасываются санитары.

За Рэндла вступается Вождь. Но санитарам удается скрутить подопечных, отправив в наказание на «шоковую терапию». Тут выясняется, что Бромден вовсе не глухонемой и тогда Рэндл предлагает индейцу сбежать вместе с ним.

Напоследок Макмерфи организовывает вечеринку для друзей. Дождавшись ухода Рэтчед, герой подкупает санитара и приводит двух проституток.

Рэндл и индеец, планировавшие покинуть больницу после вечеринки, предлагают Боббиту присоединиться к ним. Но юноша признается, что мечтает о сексе с одной из девушек. Макмерфи устраивает Билли свидание, а сам напивается вместе со всеми и засыпает.

Разоблачение

Наутро сестра Милред застает Билли в постели с девушкой и грозится обо всем рассказать его матери. Угрозы медсестры приводят к тому, что юноша перерезает себе горло.

Макмерфи в ярости пытается задушить Рэтчед, но санитары успевают обезвредить его.

На некоторое время Макмерфи исчезает из отделения. Через несколько дней санитары приводят Рэндла в палату.

Вождь, обрадовавшись возвращению друга, сообщает тому, что готов бежать. Но тут индеец замечает шрамы на лбу у Макмерфи и понимает, что к нему применили лоботомию.

Вождь, набросив на друга подушку, душит его. Затем выбивает решетки и убегает через окно.

Как медсестра Рэтчед манипулирует?

Медсестра Рэтчед, антагонист романа, поддерживает свою власть в палате с помощью манипулирование мужскими страхами и желаниями. Она использует стыд, чтобы держать их в подчинении

Она манипулирует своими сотрудниками с помощью инсинуаций и осторожно разжигая их ненависть

«Пролетая над гнездом кукушки» еще актуален? Хотя Кен Кизи написал «Пролетая над кукушкой» почти полвека назад, его темы остаются актуальными и сегодня. Роман Кизи, опубликованный в 1962 году, имел такой успех, что позже по нему был снят фильм 1975 года, получивший пять премий Оскар. …

Что такое больница в «Пролетая над гнездом кукушки»?

«Гнездо кукушки» почти полностью снималось на натуре в Государственная больница Орегона, психиатрическое учреждение в Салеме, при активном участии пациентов и персонала больницы. Тогдашний директор больницы Дин Брукс поставил условием съемок, чтобы пациенты были включены в процесс.

Кто запретил Повелителя мух? Повелитель мух Уильям Голдинг был оспорен в школах Ватерлоо, штат Айова, в 1992 году из-за ненормативной лексики, зловещих отрывков о сексе и клеветнических заявлений в отношении меньшинств, Бога, женщин и инвалидов. В 2000 году он был оспорен, но остался в списке ускоренного чтения на английском языке для девятого класса в Блумфилде, штат Нью-Йорк.

Кто предал Рэтчеда?

В начале «Рэтчеда» Эдмунд убил четырех священников, включая своего биологического отца-насильника, чтобы изгнать своих демонов из-за предполагаемого отцовского предательства

Поскольку Эдмунд считает Милдред, медсестра, также предавшая его, ей кажется очевидным, что убийство медсестры в Чикаго должно было привлечь ее внимание. Милдред права

Что не так с Шарлоттой в Рэтчеде? Сериал допускает некоторые вольности с диссоциативное расстройство личности

Рэтчед уделяет большое внимание психическим заболеваниям, уделяя особое внимание диссоциативному расстройству личности Шарлотты (ДРИ)

Как Милдред предала Эдмунда?

То, что Милдред считала актом милосердия, направленным на предотвращение варварской казни, Эдмунд, естественно, считал предательство. (Она уже предала его однажды, в конце концов: когда она бросила его после того, как он убил их жестоких приемных родителей-педофилов.)

Как режиссер Милош Форман переставил акценты в ленте

Литература и кинематограф — это разные вещи. Образные средства — из несходных арсеналов. Не существует экранизации, переводящей язык вербальный на язык визуальный с абсолютной точностью. Попытка внедрить в экранизацию закадровый авторский голос — вообще примитивный прием, порожденный беспомощностью. Да, лучшие фильмы сняты по романам. И есть две причины, почему такие киноленты сразу попадают в разряд востребованных.

  • Экранизации подвергаются только проверенные временем и читательской реакцией романы. Никто не станет снимать фильм по графоманской чуши.
  • Зрителям интересно снова погрузиться в атмосферу книги и сравнить сформировавшийся в их воображении образ с образом, созданным кинорежиссером и съемочной группой.

«Страсти-мордасти» (позаимствуем удачный термин у Максима Горького), возникшие в мозгу не совсем адекватного индейца, рассказывающего о своем пребывании в сумасшедшем доме, раскрывали гнетущую картину Комбината, подавляющего волю людей. Старшая Сестра — уродливая мощная тетка, монстр, крушащий направо и налево как пациентов, так и санитаров. В фильме мисс Рэтчет — аккуратная миловидная дама, строгий невозмутимый профессионал, с излишним рвением выполняющий свои обязанности.

Она искренне верит, что «тщательно продуманный порядок» нельзя нарушать ради какого-то бейсбола по телевизору, а о «преступлении» юного Билли Биббита, непременно надо сообщить матери.

Смысл фильма

Смысл Милоша Формана “Пролетая над гнездом кукушки” лежит на поверхности. Его картина – аллегория на государство как аппарат насилия и подавления. Он в точности цитирует Блаженного Августина, который однажды сказал: “Государство – создание человеческое, его цель – временная, оно создано насилием и держится принуждением.”

А еще “Пролетая над гнездом кукушки” – аллегория на общество, которое, несмотря на все усилия и стремления к свободе, вынуждено жить в существующей системе полного контроля личности.

Суть фильма – в демонстрации модели такого общества. Каждый из героев картины олицетворяет собой разные социальные роли людей в обществе. Сестра Рэтчед – это Государство. Точнее, это часть Системы, которая, при внешней видимости заботы, управляет обществом через авторитарный порядок.

Один из пациентов, Дэйл Хардинг, – типичный человек системы. Он живет по ее правилам и не приемлет никаких изменений, потому что хочет существовать в своей зоне комфорта. Он готов к изменениям, но только до тех пор, пока система будет ему это позволять.

Уильям Редфилд в роли Дейла Хардинга, Джек Николсон (МакМерфи) и Сидни Лэссик в роли Чарли Чесвика. Кадр из фильма.

Билли – типичная жертва. Его подавляет не только государство, но и окружение в лице его матери. МакМерфи для него – внешний выразитель его глубинного протеста. Он не смог выйти за рамки Системы, он был слишком слаб для этого. Его попытка закончилась трагически.

Чарли Чесвик – слабовольный и слабохарактерный человек, подавленный государством и задвинутый на его задворки. Вождь, прикидывающийся глухонемым, по своей воле остается в рамках Системы, и остается незамеченным ею. Остальные обитатели клиники – типичная серая масса, принимающая решения в зависимости от обстоятельств.

МакМерфи – пассионарная личность, готовая к решительным действиям и не желающая быть частью подобной системы. С точки зрения самой Системы он маргинальный и опасный элемент.

Герои фильма “Пролетая над гнездом кукушки” добровольно принимают правила навязанной им игры. Попытка отстоять свои интересы сводится к обычному потреблению. Переступить грань из всех героев смог только Вождь.

Есть и другая трактовка картины. МакМерфи всем говорил, что хочет сбежать, и именно поэтому у него ничего не получилось. Вождь, никому не рассказывая о своих планах, в самом конце фильма сказал “Я готов” и, действуя по принципу “Здесь и сейчас”, покинул лечебницу.

Речь идет об избыточном потенциале – когда долго готовишься и очень хочешь, событие не наступает. Есть такая психологическая ловушка: рассказывая о своих планах, человек получает удовольствие, как будто бы уже совершил все, что хотел. Поэтому один из смыслов фильма может заключаться в фразе: “Никому не рассказывай о своих планах”.

Нашедший свою стаю

В больнице главный герой МакМерфи сразу берет на себя ответственность за жизнь и благополучие пациентов, оказавшихся волею судеб с ним в одной палате, и, будто воплощая желания зрителя, вырывает их из лап безжалостной медсестры, обучает баскетболу, помогает им во всем. Они заряжаются его энергией и начинают проявлять активность, из жалких овощей превращаясь в людей. И никакие окна и двери не являются для этого ограничением.

МакМерфи откровенно не понимает, почему он не такой как все, если живет теми же побудительными мотивами, что и окружающие: он ест, пьет, спит с женщинами, когда ему хочется, дерется – и в этом он ничем не хуже других.

Совет врачей сомневается в его умственной состоятельности? Он убегает вместе со своей стаей сумасшедших, и они вместе ловят рыбу больше той, которую смог поймать главврач, чем тот так гордится.

Ограничений нет: нет и не будет. Его фирменный уретральный оскал, то, как он улыбается, указывает на его презрение к любым законам и рамкам. Сосед по палате просит сигареты, а ему их не дают? Надо разбить окно сестринской, где они лежат, и отдать, ведь они нужны товарищу. Такова сущность уретральной меры – давать по нехваткам.

Десятилетие от замысла до реализации

«Пролетая над гнездом кукушки» имеет долгую историю создания. Фильм, ставший одним из символов эпохи «нового Голливуда», хотели снять ещё в середине 60-х. Вскоре после выхода в 1962 году книги Кена Кизи, написанной под впечатлением от наркотических опытов и работы в госпитале, права на постановку приобрел Кирк Дуглас. Спустя год он сделал по произведению спектакль на Бродвее (с собой в роли Макмёрфи), который, правда, казался слишком смелым для своего времени, а потому продержался всего три месяца. Несмотря на эту неудачу, Дуглас стал искать возможность снять фильм и даже выбрал подходящего режиссера. Во время поездки в Чехословакию в 1964 году актер познакомился с молодым постановщиком Милошем Форманом, которому пообещал прислать по почте книгу Кизи. Однако книга так и не дошла — её изъяла бдительная чехословацкая таможня. Потратив ещё несколько лет на безуспешный запуск фильма, Дуглас в 1971 году передал права на экранизацию своему сыну Майклу, в то время начинавшему актеру. Тот обошел все крупные киностудии, но нигде не нашел интереса к фильму о душевнобольных и в итоге обратился в небольшую кинокомпанию Fantasy Films и продюсеру Солу Заенцу. 

Дуглас и Заенц решили, что картина будет малобюджетной, выдержанной в реалистическом ключе, без участия звезд и без сложнопостановочных сцен. Для сохранения интонации первоисточника сценарий было предложено написать самому Кизи. Тот потратил на текст восемь месяцев, однако выдал нечто в сюрреалистическом духе «Кабинета доктора Калигари». Более подходящую версию сценария написал Лорес Хаубен. С ней продюсеры приступили к поискам режиссера. Среди кандидатов был даже «отец американского независимого кино» Джон Кассаветис. Однако случайным образом выбор пал на того, кто уже однажды имел шанс снять фильм, — на Милоша Формана. Он к тому моменту снял в США лишь одну, мало кем замеченную картину «Отрыв» и долгое время сидел без работы. То, что его услуги стоили относительно недорого, сыграло не последнюю роль. Режиссер, приступив к работе над картиной, прежде всего, ещё раз вместе с начинавшим писателем Бо Голдманом переписал сценарий. 

Съемки начались в январе 1975 года и продлились до марта. В ноябре того же года фильм вышел на экраны США, неожиданно став хитом проката. Лента с бюджетом всего $3 млн (из которых $1 млн ушел на Джека Николсона), только в Америке привлекла более 50 млн зрителей, собрав $109 млн. Фильм стал и триумфатором наградного сезона. Достаточно сказать, что «Пролетая над гнездом кукушки» — одна из трех картин, которые за всю историю «Оскара» взяли «большую пятёрку» наград: за лучший фильм,  режиссуру, сценарий, главные мужские и женские роли (две другие ленты — «Это случилось однажды ночью» и «Молчание ягнят»). Про бесчисленное множество списков «лучших фильмов всех времен», которые не обходятся без работы Формана, распространяться не станем.   

Популярные сегодня пересказы

  • Старый гений — краткое содержание рассказа Лескова Случай в Петербурге, который произошел с одной милой, доброй старушкой-помещицей, был по ее словам «вопиющим», поскольку затрагивал ни ее одну, а почти весь Петербург.
  • Вниз по волшебной реке — краткое содержание сказки Успенского Эту замечательную сказку написал знаменитый писатель Эдуард Успенский. Как всегда, тема добра и зла является главной сюжетной линией.
  • Крепкий мужик — краткое содержание рассказа Шукшина Главный герой рассказа «Крепкий мужик» – Николай Шурыгин, недалекого ума, любящий выпить, но при этом здоровый мужик. Он работает бригадиром в колхозе «Гигант».
  • Неизвестный цветок — краткое содержание сказки Платонова Однажды на пустыре между камнями на небольшом участке глины вырос цветок. Рос он совсем один и даже не знал цветок, как выглядит и называется. На пустыре не росло больше цветов и трав

Кастинг и работа с актерами

Милоша Формана можно назвать актерским режиссером, с особым трепетом относящимся к воплощению образа в кадре и имеющим свою методику работы с исполнителями ролей. Неудивительно, что один только кастинг занял больше года. В выборе актеров для «Пролетая над гнездом кукушки» были две основных особенности. На главную роль Рэндала Макмёрфи требовался известный актер, но не звезда. Так зрителю было бы проще идентифицировать себя с персонажем. А на роли пациентов, населяющих больницу, Форман хотел взять актеров совсем неизвестных, но вместе с тем ярких, запоминающихся и непохожих друг на друга. Это было необходимо для того, чтобы создать у публики ощущение, что она попала в неведомый ей мир. Но при этом, с учетом большого количества персонажей, зритель не должен был в них запутаться. 

Милош Форман с Джеком Николсоном и с Луизой Флетчер

Хотя Джека Николсона Форман рассматривал в числе первых кандидатов на роль Макмёрфи, кроме него авторы имели в виду Марлона Брандо, Джина Хекмана, Стива МакКуина, Берта Рейнольдса, Джона Войта и Джеймса Каана. Также много претендентов было на роль сестры Рэтчед. Форман долго искал актрису, имевшую зловещее амплуа, в связи с чем предлагал сыграть Энн Бэнкрофт, Коллин Дьюхёрст, Эллен Бёрстин, Джеральдин Пейдж и Анджеле Лэнсбери. Однако постепенно режиссер пришел к идее, что зло в этом персонаже должно быть не очевидным, а таким, которое убеждено, что творит добро. Подруга Формана Луиза Флетчер, упорно просившая попробовать её на эту роль, оказалась на редкость удачным выбором. Не зря ведь Американский институт киноискусства ставит сестру Рэтчед на пятое место в списке пятидесяти лучших экранных злодеев, то есть даже выше чем большую белую акулу из «Челюстей», Т-800 из «Терминатора» и Фредди Крюгера. 

В кастинге на роли второго плана приняли участие около 3000 человек. В итоге были отобраны самые колоритные, причем для большинства из них фильм стал началом успешной кинокарьеры, в том числе для Дэнни ДеВито, Кристофера Ллойда, Брэда Дурифа, Сидни Лэссика и двухметрового индейца Уилла Сэмпсона. Помимо них к участию в картине привлекли девяносто пациентов лечебницы, где проходили съемки. Причем их задействовали как в качестве массовки, так и в качестве ассистентов на площадке. Сыграл в фильме и персонал больницы. В частности роль главного врача исполнил доктор Дин Брукс, действительно главный врач клиники Орегона. Интересно, что Брукса и других врачей Форман попросил самим придумать свои реплики.

Съемкам предшествовала довольно необычная подготовка. Несколько недель актеры, не имевшие опыта пребывания в лечебнице, провели в больнице, где они не только репетировали, но и жили, следуя принятому распорядку. Под конец съемок большинство актеров даже не отправлялись в гостиницу на ночь, а оставались спать на койках на съемочной площадке. 

Ещё один способ вживания в роли — Форман выбрал каждому актеру по пациенту, с которого следовало копировать особенности поведения. При этом режиссер просил оставаться в образе на протяжении всего периода съемок. Такой подход себя оправдал — многие близкие актеров, приезжая на площадку, ужасались тому, что их знакомые стали неотличимы от психов. 

Форман, ранние фильмы которого существовали на грани игрового кино и документалистики, на площадке поддерживал импровизацию и спонтанность. Режиссер, как правило, давал исполнителям направление и призывал к естественности, но не контролировал, оставляя пространство свободы. Как говорил актер Уильям Редфилд: «Форман больше всего заинтересован в том, чтобы заснять случайности». Чтобы эти случайности поймать, режиссер часто во время репетиций или подготовок включал камеры без ведома актеров. Например, реакция сестры Рэдчед на появление Макмёрфи после электрошока — это на самом деле реакция Флетчер на режиссерские указания Формана.

https://youtube.com/watch?v=dIzw6KKZLgA

Особенно близок спонтанный метод оказался Джеку Николсону. Актер частенько прямо в кадре менял реплики, мимику, жестикуляцию и добавлял неожиданные действия. Например, поцелуй охранника или ловля невидимой мухи во время беседы с главным врачом были абсолютной импровизацией. Однако несмотря на близость подходов к работе, Николсон и Форман разошлись в понимании концепции истории, из-за чего на площадке между ними установились настолько холодные отношения, что они даже не общались друг с другом. Когда же нужно было что-то объяснить, они делали это через операторов. 

С этой книгой читают

Дворянское гнездоТургенев Иван Сергеевич

Жемчужина тургеневской прозы.

Один из тончайших и печальнейших романов Тургенева. Поэтичная, удивительно красивая история несбывшейся любви, разбитых надежд и сложной…

4.2
 (24)

Большое ГнездоЗорин Эдуард

“Большое Гнездо” – третья книга из задуманной автором тетралогии о владимирском князе Всеволоде Большое Гнездо, о Руси конца XII века и насущной потребности того…

3.8
 (1)

Тропа паучьих гнездИтало Кальвино

В сборник одного из классиков современной литературы Италии вошла трилогия “Наши предки” – “реалистическая фантастика”, которая восходит к поэтике Ариосто, итальянского…

5
 (5)

Горное гнездоМамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович

Д.Н. Мамин-Сибиряк – известный русский писатель XIX века, автор знаменитого цикла романов, который современники называли «летописью уральской жизни».

«Горное гнездо» –…

4.4
 (3)

Ласточкино гнездоЭфраим Севела

В киноповести «Ласточкино гнездо» повествуется о завербованной КГБ провинциальной актрисе, которая многообещающей роли «постельного агента» предпочла участь диссидентки…

Тайна часов с кукушкойСтайн Роберт Лоуренс

Отец двенадцатилетнего Майкла Вебстера купил в антикварной лавке старинные часы с кукушкой, которая выглядела как настоящая. Поговаривали, что эти часы – волшебные, даже…

4.2
 (2)

Суп из птичьих гнездПолынская Галина

На этот раз Тая с Сеной решают разбогатеть быстро и сразу. Прогуливая с утра свою собаку, Сена случайно встречает Леонида – когда-то у них был роман. Леонид несказанно…

4.8
 (5)

Змеиное гнездоВиктория Хольт

В настоящей книге представлены два романа известной современной английской писательницы Виктории Холт – «Змеиное гнездо» и «Невеста замка Пендоррик». По своей…

4.1
 (3)

Краткий пересказ сюжета

Сюжет фильма вертится вокруг мужского отделения психиатрической клиники, в которой люди оказались по самым разным поводам. Тут есть откровенные «овощи» и совершенно невинный мальчик, которого в клинику затолкала родная мать с помощью главного чудовища в этом мире – медсестры Милдред.

Фото: life4health.ru

Мы видим много мужчин, пострадавших от тиранического женского начала, уязвленных своими женами, матерями и просто миром, в котором, оказывается, властвует женский порядок вещей, призванный ограничивать мужскую свободу.

И вот в отделение попадает уголовный тип МакМерфи, ирландец, обвиненный в изнасиловании. Он настроен очень бодро, ему даже интересно «закосить» под невменяемого, чтобы отмазаться от срока. Но он еще не понимает куда попал, и кто такая на самом деле местная медсестра.

Всю силу этой ведьмы он почувствует на себе позже. МакМерфи, что называется, настоящий мужчина – его яйца всегда при нем. И никакая медсестричка не сможет его «кастрировать». Это абсолютно свободный человек, не укрощенный, настоящий самец группы Альфа.

Фото: ru.kinorium.com

Казалось бы, его торжество над миром унылых и злобных теток неизбежно. Он отказывается следовать местным порядкам – у него свои правила. Как и у Антона Чигура в нашем разборе смысла фильма «Старикам тут не место».

Фото: imdb.com

Другие пациенты, давно затравленные и сломленные, смотрят на него с восхищением, он дарит им надежду, какое-то подобие веры в себя.

И вот в фильме случается кульминация – Мерфи устраивает грандиозную вечеринку с проституткой, пользуясь отлучкой главной сестры. Каждый из парней получит свой маленький вечер счастья, вот только финал этого «праздника непослушания» более, чем трагичный. Паренек, впервые в жизни решившийся на близость с женщиной, покончил с собой из страха перед матерью.

А того, кто считал себя несокрушимым, просто отводят на специальную процедуру. Все случившееся оказалось прекрасным поводом для медсестры свести счеты с Мерфи, отправив его на лоботомию – жуткую операцию, превращающую человека в овощ.

Фото: imdb.com

Трудно поверить, но в середине XX века она была очень популярной, а ее изобретатель лоботомии даже получил Нобелевскую премию.

Поздно ночью искалеченный Мерфи возвращается в палату. Его никто не видит, кроме Вождя. Он сразу понимает что случилось, душит Мерфи подушкой, а затем ломает окна лечебницы и навсегда выбирается на свободу.

Кто он – благородный бунтарь?

Горячее сердце, не знающее рамок и законов, неограниченная сексуальность и чувство обостренной справедливости, любовь к азарту и доминантный взгляд выдают в нем представителя уретрального вектора. Перед нами Вождь, не нашедший свою стаю и потому, в отсутствии определенной цели своего существования, прожигающий свою жизнь в драках, пьянках и развлечениях с женщинами. Рамки кожного закона Америки не для него, и он с завидной регулярностью оказывается в тюрьме, что, конечно, не меняет его характера.

Для окружающих его поведение атипично, ведь они живут дисциплиной и подчинением. Это является для них естественным гарантом выживания. И если рядом оказывается такой комок неконтролируемой энергии, значит, он – ненормален, и место ему в сумасшедшем доме. Где и оказывается наш герой после нескольких заключений. Прямых показаний к такому назначению нет, но поведение героя не укладывается в мировосприятие западного общества, и это вызывает сомнения в его «нормальности».

Почему писатель Кен Кизи никогда не смотрел фильм

Творец — существо ранимое. Ну, а кого порадует, если твою идею берут, да и перекручивают. В книге всю историю излагает громадный представитель коренной национальности Соединенных Штатов, над которым в клинике неслабо поизгалялись: 200 сеансов электрошока — это вам не шуточки.

То ли перманентный электрошок тому причиной, то ли голоса предков, но индеец Бромден считает себя экстрасенсом, проникающим в суть вещей. Это в книге. В фильме же Бромден — просто молчаливая гора со шваброй, а единственным главным героем стал Рэндалл Патрик Макмерфи. Причем в фильме Макмерфи — харизматичный, дружелюбный, но все же преступник и разгильдяй, а не олицетворение приносящего себя в жертву пастве огненноволосого Христа, как в книге.

В романе мы видим все происходящее глазами Бромдена. Он трактует больницу как чудовищный Комбинат, где всевидящая Старшая Сестра (аналог Старшего Брата из антиутопии Джорджа Оруэлла «1984») ломает людей одного за другим, а «туманная машина» накрывает страдальцев дымом.

В фильме все не так инфернально. Мы смотрим своими глазами (а не глазами индейца по прозвищу Вождь) на обычную клинику для душевнобольных, где все достаточно терпимо, пока не начинаются карательные меры после покушения на убийство мисс Рэтчет.

Впрочем, суд против авторов фильма Кен Кизи так и не выиграл. Да и стоило ли ему действовать по хорошо знакомому нашей публике принципу: «Не читал, но осуждаю»? Однажды Кену представился случай посмотреть экранизацию, когда он, переключая каналы, наткнулся на уже идущее кино. Но, поняв, что происходит на экране, писатель немедленно выключил телевизор.

Фильм и книга

Когда завершилась церемония награждения “Оскар”, Кен Кизи, автор книги, по которой был снят фильм “Пролетая над гнездом кукушки”, выключил телевизор и сказал: “Они все испортили”.

У писателя было несколько причин выражать недовольство. Во-первых, Милош Форман изменил концепцию картины: если у Кизи повествование велось от имени Вождя – глухонемого индейца, страдающего галлюцинациями, то в кино на первый план вышел бунтарь МакМерфи.

Джек Николсон в главной роли бунтаря МакМерфи. Кадр из фильма.

А во-вторых, Форман иначе взглянул на сестру Рэтчед. В книге это не просто хладнокровная и властная женщина – это безэмоциональная машина. В фильме она получилась совершенно другой. А все дело в том, что Милош Форман считал эту историю своей личной. В своей книге режиссер писал об этом так: “Коммунистическая партия была моей сестрой Рэтчед, они говорили мне, что можно, а что нельзя”.

Кизи не раз сожалел о продаже авторских прав на экранизацию романа Кирку Дугласу. Сначала он сделал шоу на Бродвее, где сам сыграл роль МакМерфи, а затем передал права Майклу Дугласу, который стал продюсером картины Формана.

Визуальное решение

Милош Форман, воспитывавшийся в Чехословакии на канонах соцреализма и благодаря этому получивший своего рода прививку от академизма и условности, хотел сделать кино в духе синема верите. Одним из ориентиров для Формана был черно-белый документальный фильм о сумасшедших в исправительной колонии «Безумцы Титиката», который режиссер в обязательном порядке показывал актерам и съемочной группе. Влияние этой картины проявлялось, например, в использовании натурального освещения и в цветовой гамме, которая тяготеет к монохромии. Цвет костюмов подчеркивает противопоставление героев — персонала больницы и пациентов: первые одеты в белоснежную форму, а вторые — в потертые сероватые пижамы. 

Отчужденность от внешнего мира Форман показывает через детали интерьера: окна с сетками, железные двери, ограждения. Ключевое значение в картине имеют крупные планы (часто в сочетании с длинным кадром и плавным наездом). Они не только проявляют состояния героев в пограничные моменты, но и за счет фактурности актеров помогают рассказать истории персонажей.

Съемки фильма проходили в хронологическом порядке, что замедляло процесс работы, но тоже было необходимо для достоверного проживания актерами своих ролей. Единственная сцена, выбившаяся из этого графика, — рыбалка, которую делали самой последней. Снимали преимущественно многокамерным методом — на площадке одновременно могло находиться до пяти камер. Это тоже было необходимо для большей органичности актерской игры, а также для свободы на монтаже. К тому же многокамерная съемка сильно упрощала работу. Например, кульминационная сцена, в которой вождь выламывает раковину и затем пробивает ею окно, была снята одним дублем камерами, расставленными в разных точках площадки. 

https://youtube.com/watch?v=c3Dz6FOE_Gk

На картине работали три оператора. Половину съемок провел оскароносный Хаскелл Уэкслер. Однако из-за разногласий с Майклом Дугласом он был заменен Биллом Батлером (едва успевшим закончить съемки «Челюстей»). В свою очередь тот из-за занятости на другом проекте не смог завершить картину, и над эпизодом с рыбалкой уже работал Уильям Фрейкер (он ранее снимал «Ребенка Розмари»).

Короткий пересказ «Пролетая над гнездом кукушки»

Краткое содержание «Над кукушкиным гнездом» Кинзи:

Бромден, сын белой женщины и индейца, живет притворяясь глухонемым, слабым в силе и уме. Он давно в психбольнице. Годы нахождения в лечебнице дали о себе знать: он считает больницу фабрикой, где исправляют ошибки, допущенные в школе и церквах.

Но у него радуется сердце, если в общество возвращается полноценный человек, починенный на этой фабрике. Главные на фабрике — медсестра мисс Гнусен и слабовольный доктор Спайви.

В какой-то день попадает в это заведение Рэндл Патрик Макмерфи. Много раз судимый. Во время последней отсидки проявились психические сдвиги и его перевели в лечебницу. Он только рад этому. В первое же время обыграл в карты многих пациентов.

Заимев за своей спиной поддержку контингента, он конфликтует с мисс Гнусен и, добиваясь своих целей, вносит сумятицу в размеренную жизнь больницы.

Происходит спор с медсестрой из-за времени просмотра бейсбола по телевизору. Его поддержал один Чесвик. Вскоре проходит еще одно голосование, когда за него уже ровно половина коллектива, что недостаточно. Тут раскрывается Бромден, голосуя за Макмерфи, но поздно.

Телевизор включен самовольно. Мисс Гнусен его выключает, а больные продолжают смотреть. Врачи уверены, что Макмерфи вносит беспорядок, хотят его перевести к буйным. Мисс Гнусен против — она решает сломить его.

Под влиянием Макмерфи Бромден начинает видеть мир с прежней ясностью ума. Макмерфи затихает, поняв, что его не выпустят из лечебницы, пока он “не вылечится”. Становится осторожным, не заступается за других, не спорит с начальством.

Это приводит к тому, что Чесвик попадает к буйным, а потом совершает самоубийство. Макмерфи узнает, что многие пациенты находятся в лечебнице по своему желанию. Он опять начинает войну, внушая больным, что они полноценные люди в обществе.

Создает баскетбольную команду и играет с санитарами. Проигрывают, но многие почувствовали себя полноценными людьми. Макмерфи понял, что Бромден лишь притворяется глухонемым. Учит его поднимать тяжелый пульт. И у Бромдена получается.

Макмекрфи организует морское путешествие всем отделением. Там трусишке Билли Биббиту нравится подруга Макмерфи Кэнди. Макмерфи договаривается о встрече Кэнди с Билли. Макмерфи и Бромден после конфликта с санитарами попадают к буйным. По возвращении Макмерфи устраивает попойку в отделении, куда пришла Кэнди с подругой. Макмерфи устраивает погром у мисс Гнусен.

Мисс Гнусен в ярости. Находят Билли в постели с Кэнди. Она обещает Билли рассказать все матери. Тот винит Макмерфи. Мисс Гнусен отводит его к доктору Спайви, где Билли перерезает себе горло. Весь гнев мисс Гнусен обрушивает на Макмерфи, упрекая его в смерти Чесвика и Билли. А тот накидывается на медсестру, пытаясь задушить. Санитары оттаскивают его.

Больные постепенно выписываются, переводятся в другие лечебницы. Из “стариков” с Бромденом осталось несколько человек. Возвращается Макмерфи, над которым медсестра все же одержала победу: он в состоянии растения после проведенной лоботомии.

Бромден, сжалившись и не желая, чтобы видели, что бывает с противниками власти, душит его подушкой. Разбив окно тем пультом, который его учил поднимать Макмерфи, разрывает сетку и рвется на свободу!

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий