Процесс социализации личности

Социализация личности в психологии

Каждый человек нуждается в том, чтобы он тем или иным образом принадлежал обществу, в котором он вырос. Соответственно, он идентифицирует себя со своим окружением. В психологии социализация определяется как выполнение требований сообщества, благодаря чему вырабатывается собственная линия поведения в самых разнообразных ситуациях. В этом случае все зависит от характера личности и ее особенностей.

При этом стоит понимать, что социализация является двусторонним процессом. Помимо того, что сам человек формирует свои нормы, он также адаптирует их под себя. В результате этого происходят небольшие изменения и в окружающем мире. Если рассмотреть примеры социализации, то станет понятнее. Допустим, человек имеет базовые знания в области физики. Обработав эту информацию и получив соответствующее образование, он разработал новую формулу, которая повлияла на будущее этой науки. Это глобальный пример. Есть более простая аналогия. Допустим, человеку прививали некоторые нормы этикета, но по тем или иным причинам, он счел это неуместным. В результате он обзавелся своими моральными ценностями, которые могут оказать влияние на его окружение. Эти примеры социализации позволяют лучше понять сам процесс становления личности. Нужно понимать, что в любом случае каждый индивидуум тем или иным образом взаимодействует с группой окружающих его людей независимо от их статуса или других особенностей.

Семья: зарождение личности

Семья — главный агент первичной социализации, первое окружение ребенка, определяющее весь последующий процесс вхождения в социум.

С помощью семьи дети вписываются в социум. Родители формируют качества ребенка с ранних этапов. Отсутствие и недостаток внимания родителей содействует появлению у детей множества психологических, социальных отклонений, комплексов, сильно нарушающих нормальную деятельность в будущем.

Родители создают основу личностных качеств, социальное положение влияет на статус ребенка, профессия определяет образовательный, культурный уровень. Семья закладывает фундамент нравственных, семейных, гендерных ценностей.

Семья может оказать негативное влияние. Алкоголизм, конфликты, разводы, социальное отчуждение, жестокое обращение накладывают серьезный отпечаток на развитие у ребенка важных для общества качеств, его мировоззрение.

Семья находится в центре проблем, связанных с физическим, психологическим, социальным здоровьем детей. Социальное развитие зависит и от других агентов, качеств индивида, врожденных черт. Поэтому дети, воспитывающиеся в неблагополучной семье, не обязательно вырастают преступниками, а могут стать высоконравственными людьми и полноценными личностями.

Агенты социализации

Существуют основные люди, которые помогают индивидам войти в социум и являются их первыми и главными учителями:

  • Первая группа людей. Здесь в социализации индивида участвуют и помогают родители, бабушки, дедушки, родственники, братья, сестры, друзья и учителя. Это первое и главное общество человека.
  • Вторая группа. Здесь уже появляются люди более высоких и сложных должностей. Например, это может быть директор школы, завуч, милиционер. Эта та группа, которая уже менее, но все равно оказывает влияние на индивида.
  • Третья группа. Здесь уже выступает массовость. Вся школа в целом, университет, государство.

Формы проявлений

Социализация в психологии – это процесс, во время которого человек воспринимает и осваивает социальный опыт в зависимости от своих субъективных особенностей.

Социализация может проявляться по следующим признакам:

  • личность легко адаптируется к социальным условиям;
  • личность усваивает ценности, установки и нормы поведения в обществе;
  • личность воспроизводит социально одобряемые модели поведения в обществе;
  • деятельность человека направлена на морально-нравственное поведение, освоение гуманистических ценностей;
  • в жизни человек постоянно развивает свои личностные качества;
  • личность идентифицирует себя с социальными ролями;
  • человек в процессе развития становится интеллектуально зрелым, обретает способность анализировать;
  • личность несет ответственность за свои поступки перед коллективом;
  • личность развивает самосознание и учится рефлексировать.

Этапы социализации личности

Советский психолог Л.С. Выготский, который оставил после себя выдающееся научное наследие, выделил следующие этапы социализации:

  • Ранняя — психогенетическая — это когда вырабатываются первые формы удовлетворения потребностей.
  • Средняя — символическая, образная — когда на привычные действия оказывают влияние символы и звуки.
  • Высшая — интеллектуальная — когда человек управляет собой и другими людьми с помощью своего усвоенного опыта, одновременно приобретая новые навыки.

Социализация — закономерный процесс, он подчиняется законам развития общества. Начальные этапы социализации человека проходят в детском возрасте.

Во взрослой жизни люди продолжают социализироваться. Как пример, новое место работы и связанные с этим изменения в жизни. Смена места работы — это почти всегда стресс для человека, даже в том случае, когда человек так не считает. На новом месте приходится заново привыкать к условиям и людям. Если человек — социализированная личность, то процесс адаптации и приспособления к условиям социума, с точки зрения психологии, протекает значительно легче. Здесь многое зависит от самого человека, насколько он — состоявшаяся личность. Но не менее важна организационная социализация, речь о которой шла выше.

Процесс социализации личности протекает на протяжении всей жизни. Человек меняет свои установки, модели поведения, приспосабливается к новым условиям. Характерными критериями для социализации в зрелом возрасте являются стабилизация личных качеств и отстройка собственного образа жизни. В зрелости происходит переоценка прожитого. В это время человек чаще начинает задумываться о смысле жизни и искать способы для самореализации в обществе.

Американский психиатр, доктор медицины Роджер Гулд считал, что социализация взрослого является переработкой и преодолением психологических установок, которые сложились в детстве. Утверждал, что главное во взрослой социализации — преодолеть детское убеждение, что о тебе все должны заботиться. Учёный считал, что на этапе социализации во взрослой жизни нужно развеять «иллюзию безопасности», сформированную в детском возрасте. В результате сформируется реалистичность ожиданий, люди становятся менее уязвимыми, добрее и терпимее.

В кризисные моменты, когда стабильное развитие общества нарушается и меняются условия жизни людей, в социализации появляется много негатива. В сложные периоды у человека «включаются» инстинкты самосохранения, ярче проявляется эгоизм, становятся выраженными отчуждение и разобщённость.

Считается, что прогрессивные развитые личности не склонны полностью воспринимать навязываемые им устои. Такие личности будут стараться формировать свою, независимую от общепринятой, жизненную позицию и систему ценностей.

Один из известнейших психотерапевтов прошлого века, американский учёный Милтон Эриксон рассматривал несколько психо-социальных кризисных «этапов», которые переживает человек на протяжении жизни. Важным этапом социализации профессор называл «кризис», который испытывают молодые люди в поиске сексуальной близости. Если у молодого человека отсутствуют соответствующие отношения, то нередко такая ситуация приводит его к изоляции и замыканию в себе.

В последнее время заметное влияние на адаптационные социальные процессы оказывает интернет. Интернет — важный фактор социализации личности. Глобальная сеть представляет пользователям разнообразные коммуникационные и информационные услуги. Возможности сети заставляют человека проводить много времени в виртуальном пространстве, это влияет на социализацию и поведение человека.

Интернет помогает в учёбе и работе, он даёт возможность людям учиться общаться с большим количеством людей и правильно излагать свои мысли. Интернет помогает самовыражению и творчески развивает человека. В интернете возник принципиально новый вид отношений между людьми. Однако, есть и обратная сторона влияния интернета, связанная с социализацией человека. Люди, «проживающие» свою жизнь в сети, часто в реальной жизни испытывают неудовлетворённость и трудности в общении. Когда реальная жизнь начинает вытесняться виртуальным пространством, это превращается в социальную проблему.

Виды социализации личности

Есть несколько разновидностей социализации, которые зависят от разных факторов. Механизмы социализации личности можно разделить на две группы:

  1. Первичные – подразумевающие восприятие общества в детстве. Ребенок социализируется, ориентируясь на культурное положение семьи, в которой он воспитывается, и на восприятие мира взрослыми людьми, окружающими его. Отсюда можно сделать вывод, что родители формируют первый социальный опыт своего чада.
  2. Вторичные – не имеющие срока и длятся до того, как человек входит в определенную социальную группу. С возрастом ребенок начинает попадать в разные формирования, например, в садик или спортивные секции, где он обучается новым ролям и на основе этого учится воспринимать себя с другой стороны. Стоит заметить, что часто социализация и личность сталкиваются с некими нестыковками, например, ценности семьи не соответствуют интересам выбранной группы, и тогда человек проходит самоидентификацию и делает выбор на основе опыта и ощущений.

Полоролевая социализация личности

Этот вид еще называют гендерной социализацией, и она подразумевает усвоение человеком своеобразных различий между мужчиной и женщиной. Происходит принятие существующих моделей поведения, норм и ценностей обоих полов, а также влияние общественности и социальной среды с целью привития ряда правил и стандартов. Продолжается это в течение всей жизни. Понятие социализации личности в гендерном отношении выделяет следующие механизмы для ее реализации:

  1. Приемлемое обществом поведение будет поощряться, а за отклонения от норм будет следовать наказание.
  2. Человек выбирает подходящие для него полоролевые модели в близких группах, то есть в семье, среди сверстниках и так далее.

Семейная социализация личности

Ребенок учится воспринимать мир не только благодаря непосредственному воздействию взрослых, то есть воспитанию, но и путем наблюдения за поведением людей вокруг

Важно отметить, что часто развитие и социализация личности в семье натыкается на несоответствие моделей поведения родителей требованиям, которые они выдвигают ребенку. В пример можно привести запрет на курение, но при этом один из родителей или других членов семьи имеет такую вредную привычку

Основные факторы социализации личности такие:

  1. Состав и структура семьи, то есть, как родственники взаимодействуют друг с другом.
  2. Позиция ребенка в семье, например, он может приходиться внуком бабушке, братом сестре, сыном отцу и пасынком мачехе. Доказано, что социализация ребенка воспитываемого в полной семье и матерью одиночной отличается.
  3. Выбранный стиль воспитания, так родители и бабушки с дедушками могут прививать ребенку разные ценности.
  4. Не менее важны для социализации личности нравственный и творческий потенциал семьи.

Профессионально-трудовая социализация

Когда человек попадает на работу, происходит изменение или корректировка его характера и поведения во время деятельности. Особенности социализации личности в трудовой сфере выражены в том, что адаптация осуществляется как в рамках коллектива, так и в профессиональной стратификации. Для повышения собственного статуса большое значение имеет наличие и наращивание трудовых навыков.

Субкультурно-групповая социализация

Каждый человек должен освоить социальные роли, которые имеют отношение к культуре среды, где он проживал, обучался, работал, общался и так далее. Суть социализации личности основывается на том, что у каждого региона есть своим отличительные черты, благодаря чему и формируется социум. Если ориентироваться на субкультурно-групповую социализацию, то будет учитываться национальность, религиозная принадлежность, возраст, сфера деятельность и другие факторы.

Стадии и фазы социализации личности

Социализация стоит в основе всего, что было упомянуто выше. Между тем, это сложный процесс, включающий в себя несколько стадий.

Этапы социализации

Первичная социализация

Происходит от рождения ребенка до приблизительно того возраста, когда он пойдет в школу. Ее агентами в первую очередь выступают родители, а также другие близкие родственники. Агентами называют конкретных людей, которые и проецируют те или иные культурные нормы и обучают им человека. Они присутствуют и в первичной, и во вторичной социализации.

Именно в семье, с ее самобытными устоями, правилами и порядками закладывается личность ребенка, его собственное мироощущение. Так, например, в религиозной семье, ребенок с самого детства будет приучен к той или иной религии и для него не будет существовать никаких иных, альтернативных вариантов, поскольку такой образ мышления и жизни в целом закладывала в него семья, единственные, кто на тот момент имеет для него значение.

В процесс первичной социализации входит также подготовка ко взрослой жизни, путем ролевых игр в «дочки-матери» или семью. Дети имитируют то, что видят в семье, и это становится необходимым этапом взросления.

Вторичная социализация.

Она начинается, когда круг важных для ребенка людей перестает ограничиваться только семьей, обычно это совпадает с поступлением в школу. Появляются учителя, а потом и друзья — то есть другие люди, к чьему мнению и взглядам ребенок будет прислушиваться, а его кругозор станет расти. Процесс вторичной социализации или ресоциализации длится всю жизнь, до самой смерти человека.

Также присутствуют другие, более конкретные виды социализации.

Групповая социализация.

То есть перенимания норм поведения какой-то конкретной социальной группы. К социальным группам относится что угодно: и этническая группа, и возрастная, и профессиональная. Она бывает как большой, например, целая нация, так и маленькой.

У каждой социальной группы есть свои особенности и нормы поведения. Человек, попавший в нее, так или иначе, в той или иной степени должен вписаться в них, иначе он не сможет интегрировать.

Гендерная социализация.

Это принятие ролей, которые относятся к мужскому или женскому полу. В наши дни с этим сложно определиться, поскольку за последние сто лет эти роли, устанавливающиеся веками, сильно поменялись, и не всегда есть способ определить, что к чему относится и есть ли сейчас гендерные роли в принципе.

Безусловно, они также обусловлены менталитетом и религией. Так, например, в мусульманских странах гендерные роли выражены куда более четко, чем в государствах Европы и США.

В вопросе гендерной социализации в последние годы на первый план выходит также проблема трансгендерности. Из-за генетических сбоев во время формирования плода, человек может быть физически одного пола, а психологически другого. В этом случае также непонятно, что делать с гендерными ролями.

Существуют два глобальных института социализации.

Первичные институты.

Основным и самым ключевым является семья. Дальше идет учебное заведение, группы сверстников и т. д. Это базовые и основные институты, те, которые оказывают наибольшее влияние.

Вторичные институты.

Они, в свою очередь, более второстепенные. К ним относится государство, церковь, СМИ и прочее.

Какие существуют стадии социализации?

Стадия адаптации. Некритическое усвоение общественного опыта, которое происходит путём подражания.

Стадия идентификации. Появление желания выделить себя среди других людей, сформировать собственное “Я”.

Стадия интеграции. Включение в общественную жизнь, которое происходит либо успешно, либо неуспешно.

Трудовая стадия. Воспроизведение общественного опыта, воздействие человека на окружающую его среду.

Послетрудовая стадия. Передача общественного опыта следующим поколениям.

Давай проследим все стадии социализации на примере абстрактной девочки  Маши. 

  • Адаптация: Маша, будучи маленьким ребенком, повторяет действия за своей старшей сестренкой, тем самым формируя начальные знания о мире. 
  • Идентификация: Маша начинает понимать, в какие игры ей интереснее играть, какие мультфильмы смотреть и какую музыку слушать. Она начинает проявлять своё собственное “Я”.
  • Интеграция: Маша стремится стать полноценным членом общества, вступает в различные социальные группы: друзья, школьный класс, творческое объединение. 
  • Трудовая стадия: Маша устраивается на работу и на протяжении долгого времени проходит трудовую стадию, продолжая усваивать социальный опыт. Маша взрослеет и становится уже не Машей, а настоящей Марией. 
  • Послетрудовая стадия: Здесь уже бабушка Маша передаёт социальный опыт своим внукам, делится с ними своими знаниями и умениями. 

Подробнее про интеграцию: На стадии интеграции человек может успешно влиться в окружающую среду, а может сопротивляться существующему в обществе укладу. Тогда человек вступает в конфликт с провозглашенными в обществе ценностями.

А может наблюдаться и другая ситуация: человек в процессе интеграции в общество пассивно соглашается с существующим в обществе порядком. Тогда речь идет о конформизме.

Конформизм — приспособление, а также пассивное согласие с порядком вещей, с мнениями и взглядами, которые существуют в определённом обществе, социальной группе; это безоговорочное следование каким-то образцам, имеющим наибольшую силу давления, неимение собственной точки зрения по каким-либо вопросам. 

Поведение личности считается конформным, если оно соответствует социальным нормам и ожиданиям социального окружения (групп, общества в целом).

Примеры конформного поведения:

Ваня одевается в определенном стиле, так как хочет вписаться в новую компанию, которая придерживается данного стиля одежды.

Вика, прочитав “Грозу” Островского и придя на урок литературы, начинает обсуждать с одноклассниками сюжет данного произведения. Большинство ребят осуждают Катерину, поэтому и Вика становится негативно настроенной к этому персонажу, меняет своё мнение о ней, хотя изначально, наоборот, сочувствовала героине.

В 9 А шло активное обсуждение празднования выпускного. Подавляющее большинство ребят хотели отмечать его на природе. Остальные просто согласились на данный вариант, чтобы между одноклассниками не возник конфликт.

Почему люди склоняются к конформизму?На это их толкает ряд причин:— Число людей. Удивительно, но факт: чем больше количество людей, тем меньшее каждый из них имеет влияние. — Сила группы. Данный фактор показывает, насколько человеку важна группа. Если мы её ценим, то она оказывает на нас большее социальное воздействие.— Непосредственность. Насколько близко группа находится к нам в пространстве и во времени. Допустим, семья в детстве находится к человеку ближе всех остальных групп, поэтому человек следует нормам, принятым в семье. Но с возрастом, отдаляясь от семьи, переезжая в другие города, люди начинают поддаваться большему влиянию других социальных групп, например, рабочему коллективу, друзьям и др.— Боязнь быть отвергнутым и др.

Этапы социализации

Выделяются временные этапы включения индивида в социум:

  • первичная – адаптация, от момента рождения до конца подросткового периода. Ребенок адаптируется, приспосабливается, усваивает накопленный родителями социальный опыт;
  • стадия индивидуализации – начинается с подросткового возраста. Для нее характерно стремление выделиться и проявить себя. Результат этапа при нормальном его протекании – формирование устойчивых свойств, установок, ценностей отношений;
  • интеграция – характеризуется желанием найти свое место в социуме. Благополучной интеграция считается если индивид принимается обществом, коллективом;
  • трудовая стадия – социальная зрелость человека, период трудовой активности. Человек усваивает накопленный опыт и способен воспроизводить его;
  • послетрудовая – пожилой возраст. Основное направление – передача накопленного социального опыта следующему поколению.

Особенности первичной и вторичной социализации

— Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, хотя, по убывающей, она сохраняется и во второй.

Напротив, вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека, когда, повзрослевший, он сталкивается с формальными организациями и учреждениями. Именно в сознательном возрасте они влияют на человека особенно сильно.

— Первичная социализация – сфера межличностных отношений, вторичная сфера социальных отношений.

— Агенты первичной социализации выполняют каждый множество функций (отец – опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг), а вторичной – одну-две.

— Наконец, различие между двумя типами агентов социализации состоит также в том, что агенты вторичной социализации получают деньги за то, что выполняют свою роль, а агенты первичной социализации не получают.

Среди агентов первичной социализации не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители находятся в превосходящей позиции. Напротив, ровесники равны ему. Они прощают ему многое из того, что не прощают родители: ошибочные решения, нарушение нравственных принципов и социальных норм, бесцеремонность и т.д.

Каждая социальная группа может дать индивиду в процессе социализации только то, чему она обучена или социализирована. Иначе говоря, у взрослых ребенок учится тому, как быть взрослым, а у ровесников – как быть ребенком: уметь драться, хитрить, как относиться к противоположному полу, дружить и быть справедливым.

Малая группа ровесников выполняет важнейшую социальную функцию – облегчает переход от состояния зависимости к независимости, от детства к взрослости. Родители вряд ли научат тому, как быть лидером или добиться господства над другими.

Кроме того, на отличие социализирующей роли взрослых и ровесников часто накладывают свой отпечаток особенности национальной культуры, национальные традиции, национальные предрассудки. Так, например, правила общения с противоположным полом чаще всего усваиваются в среде ровесников.

Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, а вторичной нет. Объясняется это тем, что первые универсальны, а вторые специализированны. Так, например, взаимозаменяемы функции родителей и ровесников. Вторые часто заменяют первых, выполняя их функции социализации. И наоборот. Взаимозаменяемы также функции родителей и родственников, вторые могут заменить первых.

Но этого нельзя сказать об агентах вторичной социализации, поскольку они узко специализированы: судья не может заменить бригадира или учителя. Агенты первичной социализации, напротив, универсальны. В отличие от родителей, закладывающих базисные ценности и долговременные цели, ровесники больше влияют на сиюминутное поведение, внешность, выбор сексуального партнера и мест досуга.

ЛИТЕРАТУРА:

Левада Ю. Лекции по социологии. — М., 1969

Спенсер Г. Синтетическая философия. — Киев: НИКА-Центр, Вист-С, 1997

Организационная социализация

Организационная, или профессиональная социализация — процесс освоения индивидом навыков и установок, принятых в организации для успешного выполнения основных функций, а также для налаживания отношений с коллегами.

Первое время, поступив на работу, новички знакомятся с общепринятыми стандартами поведения в организации, осваивают жаргон, стиль общения, учатся соответствовать дресс-коду и воспринимают расстановку сил между людьми. Это тоже социализация личности, и очень важная — нередко проблемы с работой возникают у нас не потому, что мы являемся плохими профессионалами, а лишь потому, что даже отличный профессионал, неспособный наладить отношения с людьми, не принесет организации ничего, кроме вреда.

Для улучшения организационной социализации на фирмах принято устраивать различные совместные праздники, выезды на природу, проводить игры и занятия по улучшению коммуникации между коллегами.

Умение успешно вписаться в любую систему пригодится всем, и нельзя думать, что социализация важна только для тех, кто не успешен и не вписывается в рамки. Поскольку любые рамки имеют свои ценности исключительно в данный период времени, и нет гарантий, что завтра понятие нормы не изменится, и что вчерашний успешный человек не окажется на обочине жизни со своими замшелыми понятиями о норме.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий