Социализация личности социология

Факторы социализации

Процесс социализации осуществляется через широкий ряд условий, которые многие специалисты называют факторами.
Факторами социализации индивида являются:

  1. Целенаправленные процессы воспитания и обучения;
  2. Случайные социальные воздействия, которым подвергается человек в течение всей своей жизни в процессе профессиональной, трудовой или иной деятельности, а также общения.

Поскольку мы выделили процессы воспитания и обучения, то остановимся чуть подробнее на них. В узком смысле – это специально организованные виды деятельности, целью которых является передача социального опыта ребенку, а также формирование у него социально желательных представлений (стереотипов) поведения, которые соответствуют согласованным общественным нормам. Также в процессе обучения и воспитанию индивиду прививают элементарные правила, качества и свойства личности, которые не будут расходиться с представлениями всего остального социума, и не будут вредить ему.

Замечание 2

Отметим стихийность процесса социализации. Разнообразные случайные социальные воздействия имеют место в любой социальной ситуации, то есть когда в коммуникации участвует двое или больше индивидов. Например, это разговор двух взрослых, свидетелем которого стал ребенок, или ситуация в институтах социализации, например, в школе или в вузе.

Институты социализации

В качестве основных институтов как первичной, так и вторичной социализации индивида выделяют следующие: семья, дошкольные учреждения, школа, неформальные объединения, учебные коллективы, этнос, религия, к которой принадлежит человек, сфера его профессиональных интересов (например, производственное предприятие и иное место работы).

Определение 1

Таким образом, институт социализации – это непосредственно то окружение, через которое осуществляются процессы передачи опыта, ценностных установок, норм и правил поведения.

Семья является самым основным и первичным институтом социализации. Родители и первичные воспитатели прививают ребенку основные инструменты, ориентировки и правила действия в социальном мире. Также именно они транслируют ему духовные и материальные ценности, закладывают в него первоначальный проект социализации, который человек будет реализовывать на протяжение всей своей жизни.

Следующий институт социализации – это неформальная группа. На протяжение всей жизни индивид, выходя за рамки семейного института, знакомится и взаимодействует с большим количеством людей. Какие-то связи носят формальный характер (с преподавателями в школах и вузах, с работодателем и другими коллегами), а какие-то – неформальный. К ним относятся дружеские компании, приятельские взаимоотношения.

В рамках данного института индивид может получить как положительные знания и опыт, так и отрицательные. Зачастую неформальная группа носит нетрадиционные ценности, которые противоречат ценностным ориентирам социума. Их называют субкультурами, а их отличительная черта – ярко выраженная девиация и асоциальное поведение.

В рамках формальных групп индивид вбирает профессиональный опыт. Формальный коллектив может носить ценности и транслировать опыт разных социальных групп:

  1. Этнических – принадлежность к какому-либо этносу, народу, соблюдение их традиций и обычаев, а также норм поведения, символики, одежды;
  2. Религиозных – приобщение к определенному вероисповеданию, соблюдение культов, заповедей, правил, толерантное отношение к представителям других религий, трансляция религиозных ценностей в остальной социум;
  3. Профессиональные – соотнесение себя с какой-либо профессией, выбор деятельности, который будет приносить не только материальные блага, но и моральное удовлетворение. Возможность самореализации через профессиональную и творческую деятельность.

Уровни социализации

Первичная социализация– включает детей до 6 лет. Происходит в кругу семьи и родственников, основываясь на познавательном развитии, которое у ребёнка намного активней, чем у взрослого представителя. Через игровую деятельность происходит восприятие языка, ролей, мира в целом. Ролевая деятельность представлена сигналами, которые находят отображение в сознании, выражена талантами к гуманитарным наукам, музыке, спорту и т.д.
Вторичная социализация– включает людей 18-22 года. Проходит второй круг социализации путём образования, формирующего личность и саморазвитие, приобретение новых ценностей, более тяжелых социальных ролях.
Третичная социализация– этап, касающийся сформировавшегося и получившего образование индивида. Этап характеризуется созданием склада ума, эмоциональными особенностями и ценностной базы, социальных статусов и ролей.

Агенты социализации – специализированные лица, отвечающие за освоение культурных особенностей, ценностей, норм, господствующих в социуме.

Институты социализации – образования, призванные воздействовать на приобщение индивида к обществу.

Агенты первичной социализации – члены семьи, друзья, знакомые, учителя, соседи, группировки.

Семья – главный агент. Положение родителей в обществе задаёт статус ребёнку до 20 лет. Трудовая деятельность семьи задаёт культурный и образовательный уровень.

Спорт – оказывает положительное влияние на физическую и духовную форму, воспитывает волю и дисциплинированность индивида, обеспечивает здоровую психику и бодрость.

Школа – схожий агент с семьёй, но различия заключаются в эмоциональном уровне, где ребёнка оценивают объективно, согласно его уровню, потенциалу и качествам. Школа учит победам, поражениям, преодолению трудностей. В учебный период происходит формирование самооценки, которая зачастую определяет дальнейшую жизни.

Социализация в семье и школе, помимо целенаправленности, имеет нерегулируемый и стихийный характер. Ребёнок наблюдает и перенимает уровень общения учителей со сверстниками, сверстников между собой. Опыт имеет позитивный окрас (когда отвечает целям и методам воспитания) и негативный

Интернет – агент социализации, оказывающий сильное воздействие на мировоззрение, ценности и нормы поведения индивида. Формирует интернет-зависимость, воздействуя на психику.

Агенты вторичной социализации – специализированные лица в высший образовательных учреждениях, правоохранительных органах, сотрудники СМИ. Агенты вторичной социализации представлены институтами, в которые относятся: государство, церковь, университеты, СМИ и т.д.

Агенты социализации

Существуют основные люди, которые помогают индивидам войти в социум и являются их первыми и главными учителями:

  • Первая группа людей. Здесь в социализации индивида участвуют и помогают родители, бабушки, дедушки, родственники, братья, сестры, друзья и учителя. Это первое и главное общество человека.
  • Вторая группа. Здесь уже появляются люди более высоких и сложных должностей. Например, это может быть директор школы, завуч, милиционер. Эта та группа, которая уже менее, но все равно оказывает влияние на индивида.
  • Третья группа. Здесь уже выступает массовость. Вся школа в целом, университет, государство.

Осознанность выбора группы

Выбор социальной группы, с которой вы будете взаимодействовать, не всегда зависит от вас. Мы делаем осознанный выбор, когда принимаем решение заняться каким-либо видом спорта, поступить в определенный университет, переехать в другой квартал. В этом случае мы можем подготовить себя к тем нормам, которые, скорее всего, будут свойственны окружению, в которое мы попадем, так как у нас будет время на изучение вопроса, проработку своих реакций и навыков социализации.

Но иногда мы по независящим от нас обстоятельствам оказываемся в окружении, которое нельзя назвать удачным, и особенно опасно это для не до конца сформировавшихся личностей — детей и подростков.

В случае вынужденного переезда в не самый благоприятный район взрослые члены семьи способны максимально дистанцироваться от соседей, наладить с ними контакт, не включающий принятие их социальных стандартов поведения. А вот ребенок или подросток, общаясь с одноклассниками и соседями, еще не умеет противостоять чужому авторитетному мнению, и неосознанно впитывает и перенимает те нормы поведения, которые ему не следовало бы включать в свою картину мира как правильные.

Такая проблема социализации личности не всегда может быть решена путем запрета родителями на общение ребенка с «нехорошими» приятелями, а ведь окружение, в котором растет ваш ребенок — очень важный фактор взросления и формирования его личности.

Ресоциализация

Понятие ресоциализации личности тесно связано с этапами взросления. В сущности, этот термин обозначает вторичную социализацию личности, которая продолжается всю жизнь и включает в себя постоянную переоценку ранее принятых ценностей.

Ресоциализация начинается с выходом ребенка во внешний мир и наблюдением за людьми с другими культурными, социальными и гендерными стереотипами. Чем больше таких наблюдений накапливает ребенок, тем больше работы происходит в его голове: он начинает понимать, что не все слова папы и мамы являются аксиомами, что существуют иные точки зрения и иной взгляд на мир. И под воздействием этих факторов в подростковом возрасте индивид заканчивает формирование своей личности, оставляя часть прежних, семейных установок, и заменяя остальные установки другими, принятыми извне и расцененными им как более подходящие ему лично.

С течением времени круг общения индивида расширяется все больше, выходит за рамки школы и университета, включает в себя коллег, приятелей в спортивном зале, знакомых из разных слоев населения, поэтому ресоциализация как важный элемент формирования личности является процессом бесконечным.

Проблемы социализации личности

У многих личностей возникают проблемы в процессе социализации. Существуют три группы проблем, которые объясняют возникновение этих трудностей:

  1. Культурные проблемы. Человек взращивается и воспитывается в соответствии с определенной системой ценностей, которая укрепилась в обществе.
  2. Естественные проблемы. При достижении определенного уровня полового и физического развития человек должен определить, как это выражать в рамках принадлежности в определенному народу.
  3. Психологические проблемы. Процессы самоидентификации, самоопределения, саморазвития играют очень важную роль в социализации.

Процесс социализации довольно противоречив по своей сути. С одной стороны, человек должен стать частью общества, сблизиться с ним, перенять культурные и традиционные особенности. С другой – должен уметь проявлять себя, выделяться на фоне других людей.

Противоречивость социализации связана еще с тем, что некоторые люди стремятся к крайностям. Например, если безоговорочно принять все существующие нормы и правила, человек станет безвольным, потеряет способность проявлять себя. Если же социальные нормы не будут приняты вообще, индивид станет угрозой для общества, потому что будет стремиться к разрушению правил и традиций.

Похожие термины:

  • связана с приобретением языковой и коммуникативной компетенции.

  • сложный, многогранный и противоречивый процесс “вхождения” молодого поколения в “мир взрослых”, “включения в общество”, освоения всего многообразия общественных отношений, духовной и матери

  • ситуация, встречающаяся в условиях стремительных культурных изменений, когда молодое поколение старается приобщиться к новым культурным образцам старшее поколение, настроено более традиционно

  • научение, помогающее индивиду достичь желаемого положения.

  • primary socialization) – см. Социализация 1.

  • процесс развития, в ходе которого дети и подростки воспринимают идеи, политическую позицию и поведение, типичное для данной общности.

  • secondary socialization) – см. социализация.

  • (лат. socialis— обществ.)— процесс усвоения человеческим индивидом опред. системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена об-ва. Л. с. включает как целе

  • процесс вхождения человека в систему культурных норм поведения и взаимоотношений мужчин и женщин.

  • процесс приобретения личностью правовых знаний и опыта правового общения. Целью С.п. является выработка адекватных и гармоничных позиций по отношению к праву и закону, привитие навыков законопос

  • ANTICIPATORY SOCIALIZATION) Термин, описывающий поведение индивидов, которые предвосхищают свой будущий статус, принимая обычаи, культуру или поведение социальной группы, к которой они хотят или собираются п

  • освоение правил и взглядов, а также способа и стиля жизни тех групп, к которым человек, еще не являющийся членом этой группы, очень хотел бы принадлежать.

  • anticipatory specialization) – процесс, в ходе которого индивидуум прилагает усилия к перестройке своего социального поведения в надежде получить доступ и быть принятым в среду более высокого социального или

  • Соціалізація доросла. Adult socialization. Любая форма социализации, которая происходит после юношеского возраста.

  • ethnic socialization / socialisation. – Процессы, формирующие у индивида с детства модели поведения, восприятие, ценности и аттитюды, свойственные данному этносу, в результате чего индивид воспринимает себя и друг

  • gender / sex role socialization / socialisation. – Процесс усвоения индивидом гендерной системы того общества, в котором он живет, своеобразное общественное конструирование различий между полами. В социальной психоло

  • Кули Чарльз в теории «зеркального Я» описывает процесс социализации как интеракцию людей, в результате которой индивид формирует представление о самом себе на основании впечатления, которое он п

  • это 1) совокупность агентов социализации; 2) социально-психологические механизмы; 3) социально-педагогические механизмы.

  • разработана в процессе реализации образовательного проекта в пенитенциарной системе, проводимого с 1999 в исправительных учреждениях Самарской области и распространившегося по многим регионам с

  • (ПМУС).- механизм компенсации последствий пенитенциарной изоляции, состоящий из семи блоков: Первый блок – это оценка состояния уровня нормативно-ценностных характеристик осужденных до начала об

Факторы социализации

Факторами социализации личности называют механизмы, благодаря которым осуществляется этот процесс. Российский учёный А. В. Мудрик выделял три группы факторов:

  1. Макрофакторы. К этой группе относятся механизмы, которые напрямую влияют на то, как развивается личность: государство, политическая и экономическая ситуация, традиции и культура общества.
  2. Микрофакторы. Оказывают влияние непосредственно на процесс социализации человека: члены семьи, место учебы и работы, круг общения.
  3. Мезофакторы. Условия, которые оказывают влияние на процесс социализации и то, насколько быстро индивид проходит все ее этапы. Среди мезофакторов чаще всего выделяют признаки этнического и территориального характера: город, этническая группа, место рождения.

Среди указанных факторов выделяются и агенты социализации. Это объекты, которые непосредственно участвуют в процессе социализации и влияют на него.

Агенты социализации разделяются на два вида:

  1. Первичные. Иначе именуются неформальными агентами. В их число входят хорошо знакомые, близкие люди.
  2. Вторичные. По-другому их называют формальными агентами. В эту группу входят люди, которые связаны формальными (деловыми) отношениями.

В первое время, в раннем детском возрасте, на ребенка оказывают влияние исключительно неформальные агенты – близкие люди. Как правило, после 3-5-ти лет у индивида появляются и формальные агенты – сверстники, учителя, воспитатели, доктора.

До 18-ти лет индивид обычно успевает социализироваться полностью. Уже во взрослом возрасте на человека оказывают влияние другие социальные институты, а влияние неформальных и формальных агентов чаще всего ослабевает. Это объясняется особенностями социализации личности в определенном возрасте.

Понятие социализации

Социализация является объектом многих исследований, в том числе в области социологии. Это двусторонний процесс, который направлен, во-первых, на передачу обществом социальных норм, ценностей культуры и образцов поведения, а во-вторых, на освоение индивидом этих самых культурных ценностей, что ведет к формированию мировоззрения личности.

Замечание 1

Данный термин используется для обозначения процессов становления и развития личности еще с конца 19 века, тем самым являясь особо разработанным и всесторонне рассмотренным многими исследователями, такими, как Ф. Гиддингс, Э. Дюркгейм и Г. Тард, а также многими другими.

Все множество теорий социализации строилось на различных подходах к рассмотрению роли объективного и субъективного факторов в формировании личности, а также к трактовке тех индивидуальных и общественных начал, которые влияют на первичную и вторичную социализацию личности.

Многие отечественные социологи называют социализацию процессом, который является одновременно и результатом включения индивида во все многообразие социальных отношений (экономические, политические, общественные, духовные, культурные, религиозные и иные). В процессе социализации индивид становится полноправной личностью, то есть приобретает необходимые для существования в современном человеческом обществе знания, умения, навыки.

То есть он овладевает способностями к общению, построению грамотных коммуникаций для взаимодействия с другими членами общества. Таким образом, зачастую в качестве синонимов к понятию «социализация» предлагают и такие термины, как «развитие личности», «воспитание», «образовательный процесс», «обучение».

Стоит отметить, что формирование личности нельзя ограничивать одним лишь понятием «социализация» и его компонентами, так как всестороннее личностное развитие осуществляется посредством двух процессов: социализация и саморазвитие. Таким образом, личность выступает в качестве объекта социального воздействия в процессе социализации.

Постигая процессы социализации, человек адаптируется к окружающему его миру. Он усваивает стереотипы, социальные нормы поведения, а также формирует свое мировоззрение на основе ценностных ориентиров социальной среды, в которой он живет и развивается.

5.4. Социализация личности.

Социализация личности – это процесс включения личности в общество, усвоения ею общественного опыта, культурных ценностей, социальных ролей, норм и правил поведения. На основе социализации происходит формирование социально значимых качеств личности, позволяющих ей принимать полноценное участие в жизни общества.

Социализация не сводится к традиционным понятиям «воспитание» и «образование»; она продолжается в течение всей жизни человека и охватывает все процессы воздействия на него со стороны социального окружения. При этом результаты социализации во многом зависят от социальной активности самой личности, которая не должна оставаться лишь пассивным объектом разнообразных общественных воздействий.

Социализация включает в себя ряд этапов, каждый из которых имеет свою специфику. Этот вопрос по разному трактуется социологами. Одни исходят из того, что главным показателем зрелости личности служит ее трудовая деятельность и поэтому выделяют такие три основных этапа социализации: дотрудовой, трудовой и послетрудовой (пенсионный). Другие подразделяют социализацию на два самых общих этапа: период первичной социализации (от рождения до формирования личности) и период вторичной социализации (развитие личности на стадии ее социальной зрелости). Третьи предлагают деление социализации в зависимости от жизненных циклов человека (детство, юность, зрелость, старость).

В любом случае социализация наиболее интенсивно осуществляется на начальных этапах, когда формируется личность ребенка и происходит его подготовка к взрослой жизни. Особенно велика здесь роль родителей и других членов семьи – первичных агентов социализации, оказывающих непосредственное воздействие на процесс становления личности ребенка. По мере роста ребенка расширяется круг агентов социализации, усложняется ее характер. В этот процесс включаются дошкольные воспитательные учреждения, затем школьные коллективы, внешкольные учебно-воспитательные заведения, детские теле– и радиопередачи и т. п. Среди механизмов ранней социализации особое значение имеют коллективные игры, в ходе которых дети учатся осваивать будущие социальные роли.

Очень важен юношеский этап социализации (13–19 лет), когда подростки приобретают значительно более широкие знания, завершают формирование основ своей личности, определяют свое место в окружающей жизни. Сложность социализации «переходного» периода во многом обусловлена противоречием между высоким уровнем притязаний молодых людей и их низким возрастным социальным статусом. Кроме того, на этой стадии возможно возникновение параллельных систем ценностей и взглядов на мир, носителями которых выступают разные агенты социализации – родители, школа, сверстники.

На этапе зрелости главным в социализации личности становится приобретение и освоение социальных статусов и ролей, активное включение в производственную, общественную, политическую и другие сферы жизни общества. В этот период личность не только конкретно усваивает социальный опыт, но и обновляет его через свою деятельность. Зрелая личность порой сталкивается с необходимостью многое менять в своей жизни. Тогда возникает ресоциализация, под которой понимается процесс усвоения новых знаний, ценностей, норм, установок, статусов, ролей вместо прежних.

Ресоциализация особенно проявляется в условиях принципиально иной ситуации для человека (например, переезд на постоянное жительство в другую страну). Однако чаще всего она связана с изменением статуса личности, ее профессии или служебной должности. В обществе переходного типа ресоциализация может стать массовым явлением, охватывать большие группы людей, меняющих свои ценностные ориентации и осваивающих новые виды деятельности.

В период старости, с выходом на пенсию завершается активный цикл социализации. В это время, как правило, происходит снижение социального статуса личности, сокращение диапазона выполняемых ею социальных ролей. Вместе с тем послетрудовая социализация позволяет людям пожилого возраста вносить существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процессы передачи его новым поколениям.

Следует отметить, что характер социализации определяется прежде всего типом общества, в рамках которого она осуществляется. В демократическом обществе социализация ориентирована на гуманистические ценности и идеалы, в тоталитарном – имеет принципиально иной характер

Это важно учитывать в условиях современного российского общества, переживающего переход от тоталитарного к демократическому правовому государству

Этапы и стадии

Социализация личности проходит две основных стадии – первичную и вторичную. Первичная стадия характерна для детского и подросткового возраста. В этот период времени ребенок активно взаимодействует с членами семьи и сверстниками. Первичная стадия важна, поскольку индивид приобретает базовые знания о том, как именно вступать в коммуникацию, взаимодействовать с людьми. Также ребенку прививают ряд моральных устоев, которыми он будет руководствоваться в дальнейшем.

Вторая стадия называется ресоциализацией, что понимается как повторная социализация личности. В ходе этого процесса разрушаются приобретенные устои и знания, для индивида характерны стихийные изменения восприятия окружающего мира. При вторичной социализации на индивида способны повлиять окружающие люди (в основном близкие), коллеги, руководители.

Говоря об основных этапах социализации личности, стоит отметить, что многие специалисты в области психологии по-разному определяли то, как происходит социализация человека. Отдельно следует выделить теории Кольберга и Петровского.

Лоуренс Кольберг определил этапы социализации в рамках своей теории морального развития:

  1. Избежать наказания.
  2. Получить поощрение.
  3. Приспособиться и получить одобрение.
  4. Осознать и принять нормы и ценности общественного характера.
  5. Выявить противоречивость устройства общества и системы ценностей, господствующей в нём.
  6. Сформировать собственные ценности и принципы.

Некоторые люди проходят все этапы социализации в юношестве, другие завершают этот путь в зрелом возрасте.

А. В. Петровский разработал иную теорию, в соответствии с которой личность проходит следующие этапы социализации:

  1. Адаптация. Приходится на раннее детство. Человек адаптируется к жизни в семье, школе, взаимодействует с близкими людьми и сверстниками. В это время закладывается база, на которой строится дальнейшее развитие человека как личности.
  2. Индивидуализация. На данном этапе человек уже не усваивает, а воспроизводит те общественные нормы, которые он перенял в процессе адаптации. Проявляется индивидуальность, поскольку индивид воспроизводит полученную ранее информацию так, как он ее понял и привык применять.
  3. Интеграция. В процессе интеграции происходит получение оптимального места в обществе. Социальные связи развиты на том уровне, на котором это необходимо человеку. При завершении этапа интеграции индивид готов к саморазвитию и чувствует себя комфортно.

Разница в теориях Кольберга и Петровского заключается в том, каким образом распределены этапы социализации. Некоторые ученые делают вывод о том, что теория Петровского имеет форму направленной социализации личности, а теория Кольберга – ненаправленной.

В зависимости от того, какой этап переживает личность, подразделяют и виды социализации. Они соответствуют тому, в каком социальном институте человек проводит больше времени – семейном, трудовом, групповом.

Девиантное поведение

Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от принятых в обществе норм, принципов и стандартов.

Девиантное поведение не всегда является признаком чего-то дурного: для патриархального общества, в котором принято, например, что женщина не имеет права голоса, обязана прятать лицо, носить юбку и молчать, поведение обычной европейки будет расценено как крайне девиантное, в то время как в Европе на нее просто не обратят внимание, так как она вписывается в принятые там стандарты норм поведения. Социализация личностей может проходить с нарушениями, и тогда психологи тоже говорят о девиантном поведении — именно из-за неправильной социализации люди становятся преступниками, в них проявляется склонность к насилию, жестокости, противоправным действиям.
Подростки, пытающиеся выделиться из толпы, заявить о своем «Я», также обладают признаками девиантного поведения

Социализация личностей может проходить с нарушениями, и тогда психологи тоже говорят о девиантном поведении — именно из-за неправильной социализации люди становятся преступниками, в них проявляется склонность к насилию, жестокости, противоправным действиям.
Подростки, пытающиеся выделиться из толпы, заявить о своем «Я», также обладают признаками девиантного поведения.

Девиантное поведение — это всегда результат проблем с социализацией личности, но, к сожалению, процесс социализации нельзя записать как план, и строго следовать ему.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий