Характер одаренного ребенка
Они быстрее развиваются по сравнению с представителями предыдущего поколения;
считаются нестандартно мыслящими, испытывают проблемы с учёбой;
отказываются выполнять непонятные или кажущиеся им бессмысленными действия;
чрезвычайно чувствительны ко лжи;
реагируют аллергией на химические вещества, например синтетические добавки в составе пищевых продуктов;
крайне чувствительны к запахам, шуму, свету, прикосновениям, вкусам;
совершают непонятные взрослым поступки;
ставят перед собой высокие цели, имеют свое видение будущего;
знают, кто они, и обладают ярко выраженным чувством собственного достоинства;
требуют нового восприятия реальности, бережного отношения к природе и взаимного уважения;
не реагируют на попытки взрослых дисциплинировать их через внушение чувства вины;
отгораживаются от окружающих, чувствуя себя непонятыми
Становятся необщительными, проявляют бунтарский дух и агрессивность;
смирившись с ситуацией, с трудом сосредотачиваются или удерживают внимание;
придумывают невидимых друзей;
мечтают проявить индивидуальность, достичь поставленных целей;
ожидают поддержки своих навыков и талантов;
демонстрируют признаки синдрома дефицита внимания (СДВ), часто с гиперактивностью (СДВГ). Ведут себя беспокойно, впадают в депрессию, жуют ногти, скрежещут зубами, вырывают на голове волосы.
Сохранение одаренности
Одаренные дети – важный элемент общества. Так что именно общество должно нести ответственность за сохранение и развитие интеллектуальной одаренности младших поколений. Нужно помогать реализовывать творческий потенциал маленьких вундеркиндов, чтобы они не чувствовали себя чужими на этом празднике жизни и не замыкались в себе. Если одаренный ребенок решил, что все от него отвернулись, никто его не понимает, то переубедить его в этом будет очень сложно. Лучше этого не допускать.
Важно понимать, что юные вундеркинды отличаются от прочих детей тем, что у них особое восприятие окружающего мира, высокая скорость мыслительных операций, индивидуальная яркость, нестандартное мышление, преувеличение страхов. Очень часто они не способны четко различать фантазию и реальность, так как из-за замкнутости находятся постоянно наедине с собственными мыслями
У многих вундеркиндов нет друзей, поэтому им приходится выдумывать их в своем вымышленном мире. Это очень распространенная ситуация среди одаренных детей до 10 лет.
Одаренные дети
Дети могут быть одаренными в одной или нескольких областей:
– Художественная
– Творческая
– Интеллектуальная
– Лидерская
– Академическая (научная)
«С первого дня занятий в детском саду, одаренные дети уже знают почти 60% всего учебного материала», – национальная Ассоциация Одаренных Детей США.
Восемь интеллектуальных сфер
Теория множественного интеллекта профессора Гарварда доктора Говарда Гартнера предлагает восемь способностей, которые можно считать элементами человеческого интеллекта:
1. Телесно-кинестетические: физические способности, ловкость тела, зрительно-моторная координация.
2. Внутриличностные: самосознание или самоанализ убеждений, эмоций, целей и мотивации.
3. Межличностные: взаимодействие с другими людьми и понимание их (вербальное и невербальное общение).
4. Логико-математические: понимание абстрактных и сложных идей, дедукция, обнаружение закономерностей, работа с числами.
5. Музыкально-ритмичный: различение высоты звука, ритма и тона, движения, создание, распознавание и воспроизведение музыки.
6. Натуралистические: отношение к физическому окружению, выращивание продуктов питания, знания о природе (животных, растениях и т.д.).
7. Вербально-лингвистические: понимание языков, устные и письменные навыки, использование ритма, звука и тона в словах.
8. Визуально-пространственные: познание через изображения и картинки, пространственное рассуждение, визуализация объектов.
Различия между умными и одаренными
Работа с одаренными детьми
Учителя обязаны учитывать все особенности взаимодействия с такими детьми
Важно создать оптимальные условия для их интеллектуального и личностного развития, найти индивидуальный подход к каждому вундеркинду и т.п
Педагоги должны планировать работу с одаренными детьми на основе следующих требований:
Выявление вундеркиндов. Очень часто учителя сами не знают, кого в их классе можно отнести к категории одаренных детей
Поэтому важно создать уникальную систему выявления таких учеников. Для этого нужно провести психологическое исследование
За потенциальными кандидатами необходимо системное наблюдение.
Учебный процесс должен быть нестандартным
Чтобы привлекать внимание одаренных детей, уроки должны быть интересными, необычными, познавательными, но понятными и остальным сверстникам. Не лишним будет включить вундеркиндов в какую-то исследовательскую программу, которая бы давала им импульс к обучению и самосовершенствованию
Подойдет дополнительная творческая занятость, которая обязательно должна заканчиваться выставкой или мастер-классом. Это позволит наглядно проявить индивидуальность ребенка перед остальными детьми, закрепить его значимость в коллективе.
Участие в интеллектуальных соревнованиях. В школах часто проводятся олимпиады, конкурсы, конференции. Одаренным детям всегда интересно проверять свои знания и навыки на практике, мериться уровнем интеллектуального развития с другими вундеркиндами. На таких мероприятиях одаренные дети заводят себе друзей, налаживают контакты, что помогает им быстрее адаптироваться к суровому окружающему миру.
Как работать с одаренными детьми
Ребёнка-гения считают непослушным, рассеянным, мешающим, самовлюбленным, эгоцентричным и даже злым. Причина — нежелание подчиняться существующим правилам.
С рождения
Родители несут огромную ответственность. Их задача заключается не в обучении и воспитании ребенка-гения. Они призваны создать условия для максимального приближения к выполнению задачи, поставленной ему судьбой.
Нэнси Энн дает в своей книге следующие рекомендации:
- Относитесь к детям с большой любовью. Жесткая дисциплина и критика отобьют желанию учиться. Вы рискуете потерять уважение наследника.
- Говорите с ребёнком-гением так, как говорили бы с другом. Всегда будьте с ним честными. Он обладает способностью быстро разоблачать обман.
- Будьте готовы терпеливо и обдуманно отвечать на часто задаваемые вопросы.
- Предоставьте возможность выбора. Например на семейном празднике предложите сидеть рядом с матерью или в конце стола. Так ребёнок-гений будет чувствовать себя независимым и свободным, как того требует его душа.
- Откажитесь от телесных и иных наказаний.
- Разговаривайте с малышом, как со взрослым человеком.
- Побуждайте дочь или сына высказывать свои мысли, делиться с вами проблемами.
- Слушайте все внимательно, поступайте соответственно своим чувствам и не пытайтесь быть авторитарными. Позвольте ребенку рассказывать о своих потребностях. Объясняйте ему, почему не можете что-либо дать.
- Подавайте хороший пример: правильно питайтесь, занимайтесь спортом, не ругайтесь, не унижайте в присутствии малыша окружающих.
- Почаще читайте книги, подходящие по возрасту.
- Установите рамки, объяснив, как нужно или нельзя себя вести.
В детском саду и школе
Обычно стрессовая ситуация возникает, когда ребята попадают в детский сад или школу. Им приходится находиться в большой группе, справляться с многочисленными раздражителями, следовать строгим указаниям. Чем дольше продолжается стресс, тем больше бросаются в глаза отклонения от нормы.
Вариант для развития одаренных ребят — домашнее обучение. Тогда они все успевают и избегают стресса.
Для воспитания и обучения одаренных детей в общеобразовательных заведениях хорошо подходит вальдорфская школа, основанная на уважительном отношении к индивидуальности. Предполагается, что человек начинает жизнь с собственными намерениями, ожиданиями и задачами. Преподаватели дают обучающимся возможность развиваться физически и духовно, участвовать в общественной жизни соответственно возрасту.
Дополнительно педагогам предлагается применять стратегии, упрощающие процесс обучения:
Подбирать визуальные материалы: чертежи, схемы, карты.
Использовать цвета для выделения важной информации.
Поощрять учеников читать иллюстрированные книги.
Применять мультимедийные технологии (например, компьютер, видеоустройства).
Побуждать ребят изображать свои мысли в виде рисунков.
Одаренные подростки
Если одаренные дети остаются непонятыми, постоянно испытывают трудности в школе
В пубертатный период ребята особенно склонны к депрессивному настроению. Если они остаются непонятыми, постоянно испытывают трудности в школе и не получают необходимую свободу действий, появляется риск развития зависимости. С помощью наркотиков или алкоголя подростки пытаются заглушить одолевающие их неприятные чувства: одиночество, отчаяние, гнев, досаду на себя. Как этого не допустить?
Школьники должны иметь возможность свободно высказывать свое мнение и чувствовать, что их понимают. Иначе неизбежны конфликты с преподавателями
Чтобы вызывать или поддержать интерес к предметам, наряду с лекциями педагогам важно использовать другие методы обучения: групповые занятия, исследовательские проекты, семинары. Необходимо проявлять гибкость, вести с учениками переговоры и дискуссии.
Дар или наказание?
Принято считать, что опережающий своих ровесников в развитии ребёнок, обладающий более развитым для своего возраста умом, не будет испытывать трудностей, проблем в учёбе, ему уготовано перспективное будущее и достойное место под солнцем. На самом деле способных детей поджидают большие сложности в школе, дома и вероятные трагедии в подростковом возрасте.
Многие семьи считают, что одарённые дети – это дар, которым необходимо воспользоваться в полной мере, потому что он сулит хорошие дивиденды в будущем. Родители восхищаются успехами своего ребёнка и демонстрируют его способности родственникам и знакомым. Малыш обязательно уловит восхищение своими достижениями, запомнит и будет ждать от взрослых неизменного одобрения. Родители не подозревают, что этим они только подогревают тщеславие своего чада. А он, имея завышенную самооценку, не сможет найти точки соприкосновения с ровесниками. Неумение приспосабливаться и общаться с обычными детьми может обернуться огорчениями и горем для порастающего человека.
Образование одарённых детей выстраивается таким образом, чтобы максимально выявить сильные и слабые стороны. Составляя индивидуальную программу по обучению, необходимо тесное взаимодействие с семьёй – тогда образование будет иметь положительную динамику.
Типы одаренных детей
Перечисленные способности у одаренных детей выражены в разной мере. В зависимости от них ребят относят к одному из четырех типов:
- Гуманисты. Гиперактивные, общительные, дружелюбные. Часто одновременно играют с несколькими игрушками.
- Концептуалисты. Больше беспокоятся о проектах, чем об окружающих. Мечтают стать в будущем инженерами, архитекторами, дизайнерами, космонавтами, пилотами или офицерами. В подростковом возрасте увлекаются спортом и склонны к появлению зависимости, особенно наркотической.
- Художники. Очень чувствительные, творческие личности, обычно невысокого роста. Будущие учителя или художники. В детстве не способны заниматься одним делом дольше 5 минут. Однако, став подростками, выбирают одну из областей и начинают совершенствоваться в ней.
- Межпространственный тип. Объединяют в себе многие качества трех остальных. Призваны принести в мир новую философию или религию. Они выше ростом и в возрасте 1-2 лет уже проявляют самостоятельность.
Как организовать развитие одарённых детей?
Деятельность по организации работы с талантливыми детьми строится таким образом:
- Индивидуальная оценка учителем творческих возможностей и способностей.
- Анализ успешности и результативности ученика.
- Выявление предпочтений, интересов и особенностей ребёнка.
- Поддержка талантливых ребят в их самореализации.
- Корректирование программ и планов по работе с одарёнными детьми.
- Включение сложных заданий и контроль за участием в конкурсах различного уровня.
- Поощрение дипломами, грамотами и призами.
Работая с талантливыми детьми, педагоги должны учитывать интересы каждого ребёнка и ориентироваться на личностные характеристики, оказывать помощь в решениях проблем и принимать участие в их судьбе.
Проблемы одаренных детей
Одаренные дети не вписываются в общепринятые шаблоны. Им тесно в рамках обычной детсадовской или школьной программы. Но этим проблемы не ограничиваются.
«Авторский» стиль. Одаренные дети предпочитают все делать по-своему, выбирают определенные стратегии действий.
Свой тип обучаемости. Кто-то легко и быстро усваивает новое, кому-то удобнее обучаться в замедленном темпе, но по-своему структурировать знания и умения.
Одержимость. Юные гении могут настолько увлечься какой-то деятельностью или школьной дисциплиной, что теряют интерес к чему-то другому.
Проблемы в общении. У одаренных детей иные интересы: им нравятся сложные игры, нестандартные решения, у них более серьезные увлечения, поэтому найти единомышленников среди ровесников получается не всегда. Ребенок с большим удовольствием общается и дружит со взрослыми, но быть лидером во взрослой компании не может. Это приводит к его самоизоляции, уходу в себя.
Повышенная потребность во внимании взрослых
Талантливые малыши – страстные исследователи, которые задают множество вопросов и перетягивают внимание взрослых – родителей, учителей – на себя. Бывает, они пренебрежительно относятся к детям, которые находятся на ступеньку ниже в интеллектуальном развитии
Все это не может не вызывать негативных эмоций и портит отношения с другими ребятами.
Протестное поведение. Если взрослые постоянно сдерживают гиперактивного и любознательного умника, пытаются подавлять его тягу к открытиям, мешают проявлять лидерские качества, он начинает агрессивно защищаться: бурно реагирует на действия, оценки, высказывания окружающих, вызывающе себя ведет.
Моторика не успевает за мышлением. У одаренного ребенка гибкое, подвижное, оригинальное мышление, высокая скорость мыслительных процессов. Моторика не успевает за мыслями: думают такие дети быстрее, чем пишут. Результат получается далеким от совершенства – каракули вместо букв, неопрятные тетрадки. Недовольный собой, ребенок может просто отказаться писать.
Нелюбовь к школе. Школьная программа стандартизирована и рассчитана на среднестатистических учеников. Юным дарованиям становится скучно и неинтересно учиться – все, что объясняют на уроке, они уже знают, а значит, внимательно слушать педагога и выполнять его задания не обязательно. И зачем тогда в школу ходить?
Типичные проблемы одарённых детей
Распространёнными проблемами талантливых детей считаются:
Сложность найти близких по духу людей.
Попытки подстраиваться под сверстников и стараться казаться похожими на них.
Вынужденное участие в совместных с одноклассниками мероприятиях, которые кажутся скучными и неинтересными.
Трудности обучения в школе, где не ведётся работа по стимулированию развития интеллектуальных способностей.
Повышенный интерес к проблемам устройства мира и роли человека.
Потребность во внимании со стороны взрослых.
Учителю не всегда удаётся понять и выявить среди учеников одарённого ребёнка и дать положительную оценку его способностям и достижениям. А психологи не имеют соответствующих методик и рекомендаций, чтобы диагностировать интеллект детей. Стандартные тесты не показывают полной картины, и при их помощи невозможно вывить индивидуальные особенности личности.
Сложность ещё заключается в том, что ребёнок чувствует свою непохожесть, воспринимает её как нечто аномальное и начинает прятать от посторонних свои способности. Исследования подтверждают, что высокоодарённые дети постоянно находятся в социальной изоляции из-за отсутствия равных по его уму детей. Такому ребёнку необходимы сверстники не по возрасту, а по уровню развития его интеллекта.
Вопрос 2. Динамика развития
Психологи, работающие с одаренными детьми, — Н. С. Лейтес, В. Э. Чудновский, В. С. Юркевич — выделяют два основных пути их развития.
Первый путь — раннее развитие. Обычно в детстве начинают интенсивно развиваться умственная одаренность и специальные способности в области искусства и науки (например, музыкальные, математические). При этом ребенок проявляет свои способности ярко, достигает заметных успехов в одной или сразу нескольких видах деятельности. Окружающие его взрослые видят и ценят одаренность, связывают с ребенком большие надежды.
В отдельных случаях изначально заданный темп развития сохраняется, что приводит к выдающимся достижениям в зрелые годы. Тех, кто рано проявил себя и сохранил свой дар на протяжении взрослой жизни, относительно мало. Среди известных имен — В. Моцарт, Ф. Лист, Б. Паскаль, Г. Лейбниц, А. С. Грибоедов.
Часто темп развития замедляется, и ребенок в лучшем случае на какое-то время «застревает» на достигнутом. Возможен и медленный, неуклонный спад после быстрого взлета, который в школьные и последующие годы болезненно воспринимается и самим ребенком, и его близкими, ожидавшими от него больших успехов.
Второй путь — одаренность остается не замеченной в детстве и проявляется позже. За периодом как бы замедленного умственного развития следует бурный подъем, когда ребенок совершенно неожиданно для окружающих начинает опережать сверстников и достигает значительных успехов. Часто это происходит в подростковом возрасте, как, например, у Ньютона, одаренность которого не проявлялась до 11 лет. Пример, ставший хрестоматийным, — биография А. Эйнштейна. А Эйнштейн считался совершенно неспособным ребенком и был исключен из гимназии в 15 лет. В Высшую политехническую школу в Цюрихе его приняли только со второго раза.
Предполагается, что есть и третий путь, который может быть пройден одаренными. Эти люди, получив от природы богатые задатки, не смогли реализовать свои потенциальные возможности на протяжении всей жизни. Для развития способностей недостаточно иметь хорошие задатки, нужно еще и трудиться: способности развиваются только в деятельности. Нет полноценно развертывающейся деятельности — и потенциал остается невостребованным, ни о каких значительных достижениях не может быть речи. Неразвитыми, видимо, могут остаться любые способности, но есть основания полагать, что среди не реализовавших свои способности людей особенно много творчески одаренных. Именно творческим натурам труднее всего приспособиться к жизни, найти свое место в обществе, добиться успеха, проявить свою незаурядность. Когда одна из крупных фирм США подбирала сотрудников с творческими способностями, они были найдены среди молодежи, не имевшей квалификации и стабильного заработка, — среди тех, кто торговал сигаретами вразнос и чистил обувь.
Рассматривая проблему раннего развития детей и прослеживая их дальнейший жизненный путь, Л. С. Выготский различает так называемых вундеркиндов («чудо-детей») и детей талантливых, истинно одаренных. Вундеркинд с раннего детства поражает окружающих какими-нибудь исключительными способностями — музыкальными, художественными, математическими, умением «по-взрослому» рассуждать. Причем удивление вызывают не сами по себе, допустим, математические способности, а то, что они проявляются так рано, у такого маленького ребенка. Такое ускоренное развитие, когда ребенок быстро проживает каждый возрастной этап, все время опережая сверстников, не является оптимальным, полезным. Большинство вундеркиндов становятся средними людьми или даже людьми со способностями ниже средних. Вундеркинд — это ребенок, у которого «все будущее в прошлом», это пустоцвет.
Если вундеркинд восхищает тем, что похож на детей более старшего возраста, то ребенок действительно одаренный, талантливый обращает на себя внимание качествами, свойственными его собственному возрасту, но только исчерпывающе, полнокровно развитыми. Для вундеркинда характерно забегание вперед, в его развитии есть признаки будущих возрастов; в развитии по-настоящему одаренного ребенка преобладают признаки, присущие его возрасту, но возрасту, необычайно творчески, богато переживаемому
Как отмечает Л. С. Выготский, взрослый гений отличается от каждого из нас не тем, что в 30 лет проявляет опытность, свойственную 90-летнему старцу, а тем, что те же особенности 30-летнего возраста доводит до гениальных размеров.
Таким образом, единственно плодотворным путем развития одаренности в детстве становится максимально полное раскрытие возможностей, появляющихся в каждый возрастной период, глубокое проживание ребенком каждого возраста, а не быстрое «забегание» вперед.
Одаренные дети – кто они?
Одаренные дети – это дети, которые отличаются от своих сверстников более высоким уровнем умственного развития, обладают феноменальными интеллектуальными или творческими способностями. Это маленькие любознательные исследователи, которые активно познают мир и стремятся к саморазвитию.
Степень одаренности, ее качественное своеобразие, по мнению многих психологов, определяются и природными задатками, которые малыш получил в наследство от родителей, и социокультурной средой, в которой он растет, и его деятельностью – игровой, учебной, трудовой. Причем важны не только те знания и умения, которые уже есть у ребенка в багаже, но и его потенциальные возможности. Поэтому в категорию одаренных психологи включают не только пару процентов вундеркиндов (от немецкого Wunder – чудо, Kind – ребенок), но и до 20 процентов детей с оригинальным мышлением, высокой познавательной активностью, незаурядными умственными резервами, для полного раскрытия которых необходимы особые условия обучения.
Наиболее сензитивный период для проявления и развития одаренности – от 0 до 10 лет. По данным исследований, в возрасте с 3-4 и до 7 лет ребенок находится словно витязь на распутье – он осознает свои умственные возможности и «выбирает» направление: налево пойдешь – вундеркиндом будешь, направо пойдешь – неспособным станешь, прямо пойдешь – ждет тебя жизнь самого обычного ребенка.
Вильям Штерн, немецкий психолог и философ, один из пионеров психологии личности и дифференциальной психологии, различал реактивную и спонтанную одаренность. Реактивно одаренным малышам необходимы внешние стимулы, они предпочитают практическую деятельность. Дети со спонтанной одаренностью – интеллектуалы, которым ближе теоретическая деятельность.
Кстати, одаренность – вовсе не гарантия хорошей успеваемости. Нередко незаурядные способности и богатый потенциал сочетаются с нарушением внимания, дисграфией, дислексией и другими проблемами.
Выявление одаренных детей
Развивающее на протяжении жизни системное качество психики, определяющее возможность достижения человеком более необычных и заурядных (высоких) результатов в одном определенном или нескольких направлениях деятельности, что отличает его от других людей и называют одаренностью.
Одаренность детей может быть изучена и установлена только в процессе воспитания и обучения, в ходе совершения ребенком одной или другой содержательной деятельностью. Проявление умственной одаренности всегда связано с чрезвычайными возможностями жизни детских лет. Случается ,что одаренные дети которые демонстрируют свои выдающиеся способности в одной какой-то области могут иногда вовсе и не отличатся от сверстников во всех других отношениях. Но, как правило, одаренность охватывает довольно широкий спектр психологических индивидуальных особенностей. Подавляющему большинству таких детей присуще особые черты, которые и выделяют их в общей массе. Одаренность детей обычно проявляется в их высокой любознательности и исследовательской активности. Одаренные дети очень болезненно воспринимают недостаток информации, которую можно переработать и усвоить. Поэтому и ограничение их возможной активности может вызывать и негативные реакции невротического характера. Также одаренных детей отличает в раннем возврате и способность определять причинно-следственные связи и соответственно делать определенные выводы. Им характерна наиболее быстрая передача нейронной информации, так как их внутримозговая система, более разветвленная с определенно большим числом нервных связей. Для одаренных детей свойственно ранее овладение речи, а также абстрактным мышлением, что приводит впоследствии и к обладанию отличительной памятью. Отличительной особенностью является и возможность категоризировать и классифицировать информацию и опыт, а также умение пользоваться накопленными знаниями достаточно широко.
Внимание к таким детям чаще всего может привлечь и их внушительный словарный запрос, который сопровождается не только сложными синтаксическими конфигурациями, но и определенным умением постановки вопроса. Так, например, многие одаренные дети с радостью читают энциклопедии и словари, придумывая при этом слова, которые, по их мнению, должны выражать их собственные воображаемые события и понятия
Любимыми играми таких детей считаются игры, требующие умственной активизации способностей. Повышенная концентрация внимание и упорство в достижении положительных результатов в интересующей их сфере также отличает одаренных детей от ровесников. Жизненным кредо одаренных детей зачастую является расположенность к четким классификациям и схемам.
Стоит также отметить, что развитие сенсорных, творческих и интеллектуальных особенностей идет обычно по двум линиям: с одной стороны – усложнение действий для использования средств решения конкретной задачи, а с другой – и изменение самих этих средств.